пенно возрастать для всех категорий учащихся: сильных, средних, слабых. Усложнение задания должно достигаться, главным образом, разной последовательностью и сложностью операций.
К первому виду относятся задачи, отражающие информационный характер, которые побуждают детей к пониманию, выявлению различных знаний, умений и первоначальных навыков, определенных государственным стандартом и учебными программами. Деятельность детей, в данном случае -репродуктивно-подражательная.
Ко второму виду относятся задачи, отражающие общность научных методов; при их решении от учащихся требуется перенос методов решения практических работ, задач, упражнений по одному предмету на решение задач по другому предмету. Деятельность детей в данном случае поисково-подражательная.
К третьему виду относятся практические работы, задачи и здания, требующие переноса умений и навыков, полученных на различных предметах, например: математике, природоведении, изобразительном искусстве на другой предмет трудовое обучение. К таким умениям относятся: выполнение расчетно-вычисли-тельных операций; чтение простейшей несложной технико-технологической документации (технический рисунок, рисунок, эскиз, чертеж, схема, развертка, динамические таблицы и техно-
Библиографический список
логические карты), использование справочных материалов. При решении данных практических работ, заданий и задач от детей требуется активный поиск путей и способов решения на основе комплексного применения знаний и умений по различным предметам. Деятельность детей в данном случае - поисково-творческая.
Четвертый вид практических заданий, работ, задач предполагает систематизацию и обобщение политехнических знаний, умений, первоначальных навыков детей, целенаправленное развитие творческой трудовой активности, которая направлена не только на качественное выполнение учебных заданий, познание широкого круга предметов, но главное, использование своих знаний, умений, первоначальных навыков, на перенос своего творческого отношения к процессу трудовой деятельности в разнообразных видах своего труда. Деятельность детей в данном случае - самостоятельная поисково-творческая.
Пятый вид практических заданий, работ, задач направлен на формирование у детей важнейших положительных качеств личности и свойств характера, самостоятельности, познавательно-творческой трудовой активности, эстетического вкуса, культуры труда и др. Деятельность детей в данном случае самостоятельная, активно-познавательная и творческая.
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва, 2003.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2000.
3. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. Москва, 2007. References
1. Bershadskij M.E., Guzeev V.V. Didakticheskie ipsihologicheskie osnovaniya obrazovatel'noj tehnologii. Moskva, 2003.
2. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2000.
3. Danilov M.A. Vospitanie u shkol'nikov samostoyatel'nosti i tvorcheskoj aktivnosti vprocesse obucheniya. Moskva, 2007.
Статья поступила в редакцию 23.03.16
УДК 371
Frolov I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Arzamas branch of Nizhny Novgorod National Research University n. a. Lobachevsky (Arzamas, Russia), E-mail: ivanvfrolov@rambler.ru
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF ORGANIZATION OF LABOR EDUCATION FOR STUDENTS IN RUSSIA IN XIX-XX CENTURIES. In the article the author studies a question of formation and development of ideas of labour education in Russia XIX-XX centuries. The author comes to a conclusion that in Russia of XIX-XX centuries the labor education was aimed to prepare the student not only to the society but also to a particular profession in the future. Subsequently, from labor education pedagogical science has moved to specialized education and training. The research has shown that the greatest development of the idea of profile-based labor education was achieved in the Soviet Union. The destructive processes that occur among a certain segment of Russian youth at the present time, largely happen because of the lost achievements of the Russian knowledge in labor education. Thus, when Russia is in a deep economic crisis, when the population is rapidly becoming impoverished, it is necessary to pay a closer look at the legacy of A. S. Makarenko, S. T. Shatsky, the outstanding Russian teachers, and of other educators and to the labour education itself. Key words: labour education, specialisation of education, labour training and polytechnic education.
И.В. Фролов, д-р пед. наук, проф. Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: ivanvfrolov@rambler.ru
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ XIX-XX ВЕКОВ
В статье рассматриваются вопросы становления и развития идей трудового воспитания в Росси XIX-XX веков. Автор приходит к выводу, что в России XIX-XX веков трудовое воспитание преследовало своей целью подготовить ученика не только к жизни в обществе, но и к конкретной профессии в будущем. Впоследствии от трудового воспитания педагогическая наука перешла к профильному воспитанию и обучению. Наибольшего развития идея профильно-ориентированного трудового воспитания достигла в СССР Деструктивные процессы, которые наблюдаются среди определённой части Российской молодёжи в настоящее время, во многом происходят из-за утраченных достижений отечественной науки в трудовом воспитании. Тем самым, необходимо обратить более пристальный взгляд на наследие выдающихся отечественных педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других педагогов и, прежде всего, касающегося трудового воспитания.
Ключевые слова: трудовое воспитание, профилизация образования, трудовое обучение, политехническое образование.
Российская школа накопила значительный опыт по трудовому воспитанию учащихся. Следует отметить, что создание системы трудового воспитания проводилось в условиях дифференциации образовательного процесса. Впервые дифференцированное обучение в школе ввели в 1864 году. В тоже время вышел Соответствующий Указ, основным документом которого
является утвержденный 19 ноября 1864 года «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» [1], который предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной. Задачей реальных гимназий было обеспечение общего образования, необходимого для практической деятельности и для поступления в специаль-
ные высшие учебные заведения. В 70-х гг. XVIII века в России появляются реальные училища, которые отличались достаточно выраженной профильностью. В 1889 году реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения закрыли, а училища преобразовали в средние общеобразовательные учебные заведения, которые давали учащимся объем знаний гораздо больше, нежели классические гимназии. В 1918 году на Всероссийском съезде работников образования было представлено «Положение о единой трудовой школе», которое предусматривало введение профилизации содержания обучения на старшей ступени школы, что благоприятно отразилось и на развитии трудового воспитания учащихся.
Большой вклад в развитие идей трудового воспитания внёс К.Д. Ушинский (1823-1871 гг.). Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врождённое человеку стремление быть и жить. Стремление быть, или стремление к существованию и к его расширению в пространстве и к продолжению во времени (в потомстве) связано с физиологическими особенностями человеческого организма.
В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский дал следующее определение труда - «Труд ... есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости её для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни» [1].
Понятие трудовой деятельности у К.Д. Ушинского включает преодоление препятствий, трудностей, ибо любой свободный труд, физический или умственный, немыслим без препятствий как внешних, так и внутренних.
Идеи трудового воспитания активно развивались в работах С.Т. Шацкого (1 июня 1878 - 30 октября 1934). В основу своей педагогической деятельности Шацкий положил главный принцип советской педагогики 20-х гг. - связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Воспитание им понималось как организация жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Он считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знанием более осмысленным. Анализируя опыт трудовой колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков [2].
Выдающийся советский педагог Павел Петрович Блонский (1884 - 1941 гг.) рассматривал вопрос о разностороннем развитии личности, опираясь на идеи К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом [3]. Связывая теорию с практикой, он выступал за школу не профессиональную, но политехническую, дающую всестороннее образование, осуществляющую соединение обучения с производительным трудом. В начале 20-х годов для П.П. Блонского марксизм был уже методом, которым следовало бы пользоваться для решения педагогических проблем. На протяжении всего своего творческого пути он энергично проводил идею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики, трудового воспитания и политического образования [3].
Огромный вклад в развитие системы трудового воспитания в России внес А.С. Макаренко (1888 - 1939 гг.). Им были описаны педагогические условия труда в качестве основного сред-
Библиографический список
ства воспитания: соревновательный, коллективный, производительный и характер труда, сложность и разнообразие трудовых операций, научная организация и эстетика труда, рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон [4]. Согласно идеям трудового воспитания, высказанным А.С. Макаренко, советская школа включала в себя не только общеобразовательную, а так же трудовую и политехническую. В ней были обязательны уроки трудового обучения и виды труда школьников. Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного производства, техники, экономики. А.С. Макаренко указывает на необходимость развития в процессе трудовой деятельности детей их умений ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Для избежания ранней и узкой специализации стоит переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время получить навыки и знания необходимые для рабочих профессий, а также навыки по управлению и организации производством [4].
В первые годы Советской власти проблема политехнизма и организации труда решалась в сложных условиях хозяйственной разрухи. Приходилось ограничиваться простыми видами производительного труда, работой в плохо оборудованных мастерских ремесленного типа. Сельскохозяйственный труд ограничивался работой в индивидуальных хозяйствах. Позже содержание производительного труда учащихся стало заметно изменяться в лучшую сторону, особенно в сфере промышленности. Задачи, поставленные перед трудовым воспитанием, в СССР находили свое решение в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах трудовой деятельности учащихся - летняя практика на школьных приусадебных участках, сельскохозяйственных и промышленных предприятиях, а также во внеурочной работе. Показателями эффективности трудового воспитания выступали интерес учащихся к трудовой деятельности, потребность их в труде, наличие знаний о производстве, трудовая активность, овладение трудовыми умениями, готовность к выбору профессии.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что в России XIX-XX веков трудовое воспитание преследовало своей целью подготовить ученика не только к жизни в обществе, но и к конкретной профессии в будущем. Огромный вклад в развитие идей трудового воспитания внесли такие педагоги как: С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский. На наш взгляд деструктивные процессы, которые наблюдаются среди определённой части Российской молодёжи в настоящее время, во многом происходят из-за утраченных достижений отечественной науки в трудовом воспитании. Между тем, как отмечают отечественные психотерапевты (М.Ю. Литвак и др. [5]), развивая учение гуманистической психологии (Э. Берн и др. [6]) гармоничный человек должен быть «четырёхуголен», т. е. у него должно быть сформировано положительное отношении к себе, близким людям, окружающим людям (коллегам, соседям, одноклассникам и т. д.) и к труду. Без этого невозможно выстроить положительный жизненный сценарий. И. опять же, следуя постулатам гуманистической психологии, невозможно построить эффективную экономику страны, построить процветающее государство без процветания его граждан, по крайней мере, большей части страны. Тем самым, когда Россия находится в глубоком экономическом кризисе, когда население стремительно нищает, нам кажется необходимо обратить более пристальный взгляд на наследие выдающихся отечественных педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других педагогов и, прежде всего, касающегося трудового воспитания.
1. Пряников В.Г. История образования и педагогический мысли. Москва, 2005.
2. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва, 1980.
3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Под редакцией С.Я. Ба-тышева, А.М. Новикова. Москва, 2009.
4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. Москва, 1985; Т. 8.
5. Литвак М. Если хочешь быть счастливым: учебное пособие по психотерапии и психологии общения. Ростов-на-Дону, 2015.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Москва, 2015.
References
1. Pryanikov V.G. Istoriya obrazovaniya ipedagogicheskij mysli. Moskva, 2005.
2. Shackij S.T. Na puti k trudovoj shkole. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 1980.
3. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam. Pod redakciej S.Ya. Baty-sheva, A.M. Novikova. Moskva, 2009.
4. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1985; T. 8.
5. Litvak M. Eslihochesh'byt'schastlivym: uchebnoe posobie po psihoterapii i psihologii obscheniya. Rostov-na-Donu, 2015.
6. Bern 'E. Igry, vkotorye igrayut lyudi. Lyudi, kotorye igrayut vigry. Moskva, 2015.
Статья поступила в редакцию 21.03.16
УДК 378.1
Sukru Ozdemir, Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),
E-mail: sozfe1@gmail.com
VIRTUAL WORLDS IN EDUCATION. Modern technologies for education and training can offer two valuable things: a computer and the Internet. It is assumed that a level of education in schools will increase significantly. In addition this opens a possibility of individual, home education of children outside the classroom. Is this true? How strong is the influence of a computer and the Internet on the processes of education and learning? The world of education today is undergoing a process of transformation: the traditional teaching is changing by distant learning. Recent studies in this field show that e-learning compared to traditional is much better. The purpose of the use of communication and educational technologies, on the one hand, will determine the vector of their development in education and training. This finding will be identified as a contribution of the Internet in learning and education, as well as the level of quality of virtual education. The relevance of this study is due to the fact that the scientific community is involved into a remote (virtual) and traditional learning debate. The study also tries to give some solution to this problem. It addresses some issues associated with the study areas of education in the future.
Key words: Internet, distance (virtual) education, globalization.
О. Шюкрю, канд. пед. наук, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,
E-mail: sozfe1@gmail.com
ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР В ОБРАЗОВАНИИ
Современные технологии для сферы образования и обучения могут предложить две ценные вещи: компьютер и интернет. Предполагается, что с их использованием уровень образования в школах значительно вырастет. К тому же откроется возможность индивидуального, домашнего образования детей вне школьных стен. Так ли это? Насколько же сильно воздействие компьютера и интернета на процессы образования и обучения? Мир образования в наши дни проходит процесс преображения - традиционное обучение сменяется дистанционным. Последние проведённые исследования в этой области показывают, что дистанционное обучение в сравнении с традиционным намного качественнее. Цели использования коммуникационных и образовательных технологий, с одной стороны, будут определять вектор их развития в образовании и обучении. В данном изыскании будет выявлен вклад интернета в обучение и образование, а также уровень качества виртуального образования. Актуальность данного исследования объясняется тем, что в научной среде вокруг дистанционного (виртуального) и традиционного обучения идут споры - исследование же пытается дать какое-то решение этой проблеме, а также тем, что оно рассматривает вопросы, связанные с изучением направлений образования в будущем.
Ключевые слова: интернет, дистанционное (виртуальное) образование, глобализация.
Человечество на всём протяжении своей истории сталкивалось с массой разных трансформаций и изменений. Первой из этих трансформаций был переход на оседлую жизнь и обработку земли, далее следовал переход к промышленности, и вот теперь настал период перехода в информационное общество. Отчего произошли эти изменения в образовательных и коммуникационных технологиях, которые привели к таким конечным составляющим общества, как свобода и суверенитет, время, когда возникли понятия «эра знаний», «информационное общество» [1; 2], которые были приняты во многих сферах нашей жизни: в экономике, в бизнесе, в образовании и др.?
В прошедшие десять лет технологии использовались в разных областях, преследуя разные цели. Одной из таких областей было образование. Параллельно развитию технологий в образовании также происходили преобразования - возникло понятие дистанционного (виртуального) образования. Образование и обучение вышло из-под контроля учителя и перешло из сферы школьной, аудиторной среды в сферу индивидуально-личностного.
Образование формирует основу потребностей индивидуума и общества. Если общество чувствует потребность в качественно новых индивидуумах и нацелено на это, то и индивидуумы, осознавая это, должны стараться соответствовать нормам современного времени. Данный прогресс в образовании и обучении возможен путем составления новых образовательных программ. Вот проблемы, которые движут общество к осуществлению вышесказанного [2].
• Трудности в одновременном обучении больших масс людей;
• Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся;
• Отсутствие передачи знаний подходящими методами и техниками;
• Затрата большого количества времени для передачи знаний.
Современное образование на всех уровнях представлено технологиями получения знаний и обучения. Компьютер и
информационные технологии стандартизировали некоторые сферы нашей жизни, как образование, экономика, бизнес, здравоохранение и т.д. [3]. Такие потребности нашей современной жизни как качество жизни, карьерный рост очень прочно связаны с новыми технологиями так, что заговорили о новых умениях и знаниях необходимых для успешного человека.
Это исследование посвящено раскрытию влияния интернета на образование и обучение, а также влияния интернета на качество основного образования. Согласно проведённым исследованиям и с опорой на научную литературу можно сказать, что будущее положение интернет-образования определено. В силу того, что исследование посвящено теме виртуального (интернет) и традиционного образования и их качества, что является предметом научных дискуссий, а также образованию будущего и его направлениям, оно является важным и актуальным.
Подвержено ли образование влиянию глобализации?
Образование - естественное право каждого человека. В наш век образование требует все больше времени, занимая большую часть нашей с вами жизни. Так сейчас грамотность стала особенностью официальных и специальных учреждений. Свободное образование есть естественное право человека, но не каждый может это себе позволить. До сих пор миллионы людей не умеют писать и читать, дети в некоторых странах не могут посещать школы - всё это печальная картина нашей реальности. К тому же дороговизна современных технологий становится причиной возникновения различий в обществе. Совершаются большие шаги вперед, но, в то же время, отрыв между слоями общества только возрастает. Еще неизвестно, что нам дают новые технологии, а что мы теряем. Поэтому для изучения и прогнозирования результатов воздействия интернета и других новых технологий проводятся комплексные, научные изыскания.
Из тех парадоксов, о которых шла речь выше, понятно, что образование - вопрос дискуссионный. Подготовка действительно квалифицированных рабочих, менеджеров, инженеров, врачей и медсестёр - важная функция высшего и обязательного образования, за счёт которого станет возможным управление