Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзиев Ахмаджон Немадбоевич, Мингбоева Ойпари Абдуворисовна

Статья посвящена проблеме педагогической концепции культуры общения студентов в теории педагогической науки. Отмечается, что современная эпоха развития общества в качестве основной задачи, направленной на обучение, выдвигает воспитание человека с гуманистическим отношением к миру, способного ориентироваться в сложных социокультурных условиях, активно реализующего свой личностный потенциал в условиях взаимопонимающей толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONCEPT OF STUDENTS' COMMUNICATION CULTURE IN THEORY OF PEDAGOGICAL SCIENCE

The article dwells on the issue concerned with pedagogical concept of students' communication culture in the theory of pedagogical science. It is noted that modern epoch of the development of society puts forward person upbringing with humanistic attitude to the world and able to navigate in difficult sociocultural circumstances actively realizing his/her personal potential under the conditions of mutual understanding tolerance as the main task aimed at tuition.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Ниже приведены 4 полезных технических инструмента, которые можно использовать для обучения иностранному языку.

1. Музыка и видео. Упражнения на прослушивание аудио могут быть полезны для проверки того, что учащиеся могут определить самостоятельно. Сочетание картинок, интонаций и жестов дает учащимся контекстные подсказки, которые могут помочь им лучше понять язык.

2. Образовательные веб-сайты. Образовательные веб-сайты, такие как Quizlet и FluentU, могут помочь повысить качество обучения, предлагая содержательные и увлекательные задания, посвященные грамматике и текущим событиям соответственно.

3. Инструменты для совместной работы. Такие инструменты, как Facebook, Classting, классы Google, могут помочь учащимся использовать язык, который они изучают, а также участвовать в совместной деятельности.

4. Приложения для смартфонов и планшетов Множество приложений для смартфонов и планшетов, таких как Duolingo, FluentU и Memrise, предоставляют учащимся интерактивный и увлекательный способ изучения языка с помощью телефонов и планшетов.

Технологии проникли во все аспекты нашей жизни, и мы не застрахованы от того, как мы изучаем новые концепции. Это полностью расширило возможности изучения языка как для учителей, так и для учащихся.

Список использованной литературы:

1. Ариян M. А., Оберемко О. Г., Шамов А. Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. -Издание второе, переработанное и дополненное - Н. Новгород: НГЛУ им. Н, А, Добролюбова, 2004. -190 С.

2. Горлова Н. А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия//Иностранные языки в школе. -2000.- №5

3. Колиева Н. Ф. Особенности обучения дошкольников английскому языку. Дисс...канд. Пед. Наук. -Орджоникидзе, 1967.

4. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком.//Иностранные языки в школе. -1985. - №5. - С. 29.

5. Леонтьев А. А. Раннее обучение ИЯ: что нас всех объединяет.//Русский язык за рубежом. - 1986. -№5. - С. 50-53.

©Ниязов Н., 2022

УДК 371.01

Файзиев Ахмаджон Немадбоевич

старший преподаватель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени акад. Б.Гафурова (Худжанд, Республика Таджикистан)

Мингбоева Ойпари Абдуворисовна преподаватель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета

имени акад. Б.Гафурова (Худжанд, Республика Таджикистан)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ТЕОРИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме педагогической концепции культуры общения студентов в теории педагогической науки. Отмечается, что современная эпоха развития общества в качестве основной

задачи, направленной на обучение, выдвигает воспитание человека с гуманистическим отношением к миру, способного ориентироваться в сложных социокультурных условиях, активно реализующего свой личностный потенциал в условиях взаимопонимающей толерантности.

Ключевые слова:

педагогическая концепция, культура общения студентов, теория педагогической науки,

толерантность, обучение.

Fayziyev Ahmad Nemadboyevich

senior lecturer of the department of general pedagogy under Khujand State University named after

acad. B.Gafurov (Khujand, Tajikistan Republic) Mingboeva Oypari Abduvorisovna lecturer of the department of general pedagogy under Khujand State University named after acad.

B.Gafurov (Khujand, Tajikistan Republic)

PEDAGOGICAL CONCEPT OF STUDENTS' COMMUNICATION CULTURE IN THEORY OF PEDAGOGICAL SCIENCE

Annotation

The article dwells on the issue concerned with pedagogical concept of students' communication culture in the theory of pedagogical science. It is noted that modern epoch of the development of society puts forward person upbringing with humanistic attitude to the world and able to navigate in difficult sociocultural circumstances actively realizing his/her personal potential under the conditions of mutual understanding tolerance as the main task aimed at tuition.

Keywords:

pedagogical concept, students' communication culture, theory of pedagogical science, tolerance, tuition.

Современная эпоха развития общества в качестве главной задачи для образования выдвигает воспитание человека, обладающего гуманистическим мироотношением, способного ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, активно реализующего свой личностный потенциал в условиях взаимопонимания, толерантности. В связи с этим образование ориентировано на активизацию своей гуманитарной парадигмы, составной частью которой является культура общения. В рамках данного параграфа нам необходимо проанализировать социально-психологический, лингвистический, педагогический подходы к трактовке коммуникативной культуры. Вначале остановимся на анализе соотношения таких глобальных понятий как «общение», «культура», «культура общения» в философских исследованиях. Понятие «культура» в изученной нами научной литературе представлено как многозначное, многоаспектное, полифункциональное. Для нашего исследования основополагающим является социально- философский, антропологический подход к определению понятия «культура», отмечающий ее социальный характер, нравственную основу, гуманистическую направленность (Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев).

Современные философские исследования В.С. Библера, В.В. Бычкова, Л.П. Буевой, П.С. Гуревича, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.С. Степина рассматривают общение как «феномен и способ бытия культуры» (И.А. Ильяева), «универсальное условие человеческого бытия» (М.С. Каган) программу социального наследования. Э.С. Маркарян расценивает культуру общения как «специфически человеческие способы поведения, которые обеспечивают протекание процесса общения между людьми». По выражению М.К. Мамардашвили, «культура-это усилие человека быть человеком».

Философы говорят о культуре общения как о характере взаимодействия между людьми, а о

культуре поведения как о совокупности форм повседневного поведения. Поскольку культура характеризует особенности сознания и жизнедеятельности людей, то понятие "культура" не менее емкое, чем понятие "общение". Также философские исследования затрагивают вопрос о духовном общении как инструменте культуры, несущем в себе функцию воспитания человека как субъекта общения, формирования ценностного сознания, мироощущения и мировоззрения, отношения к другим людям и самому себе.

Ряд философов обращают внимание на то, что по мере включения в культурный контекст происходит развитие коммуникативных способностей личности, которые дают возможность человеку пользоваться культурными средствами общения и сами являются личностной, персонифицированной формой культуры общения. Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. В своей работе «Культура общения» И.А.Ильяева определяет такие принципы культурного общения: 1) альтруизм; 2) терпимость, толерантность по отношению к мнениям, привычкам и вкусам другого; 3) равенство; 4) право на самостоятельный, добровольный выбор своего поведения в общении.

Мы придаем огромное значение данным исследованиям и признаем их в качестве исходной методологической основы комплексного формирования коммуникативной культуры у младших школьников.

Социально-психологические исследования последних лет Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова, Е.В. Руденского, Я. Яноушека и др., а также таджикских ученых: М. Лутфуллозода, Ф. Шарифзода, Ш.А. Шаропова, Д.А. Усмонова, М. Азимовой и др. посвящены изучению такого понятия как «компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность», отражающего коммуникативные характеристики личности как субъекта общения, обеспечивающие оптимизацию совместной деятельности. Работы указанных авторов, посвященные проблеме диагностики и развития коммуникативной компетентности, рассматривают ее как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Ю.Н. Емельянов полагает, что коммуникативная компетентность совпадает по своей сути с человеческим качеством, обозначаемым словом «воспитанность», и обозначает уровень сформированности межличностного опыта, обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Залогом коммуникативной культуры выступает успешное развитие индивида, его развивающийся и осознаваемый межличностный опыт, который, с одной стороны, органически связан с культурой и ценностями воспитывающего общества, а с другой - с «формами объективации культурного развития, т.е. межличностным взаимодействием и способности индивида к адекватной включенности в него». Выбор индивидом жестов, мимики, пространства и т.д. относится к сфере его коммуникативной компетентности, которая зависит от степени осознания личностью этих факторов в соотнесении с пониманием особенностей собственного межличностного опыта, сложившегося в конкретных социальных условиях. В соответствии с этим социально-психологическую коммуникативную компетентность О.П. Санникова трактует как способность к быстрой и точной ориентации в ситуации общения, основанной на коммуникативном опыте индивидуума (88).

Основными источниками коммуникативной компетентности, по мнению большинства авторов, являются:

1. Опыт межличностного общения, базой которого выступают процессы социализации и индивидуализации.

2. Эстетическая деятельность человека и в роли творца и в роли воспринимающего произведение искусства читателя, зрителя, слушателя.

3. Научные методы обучения общению (игра, социально- психологический тренинг и др.)

4. Общая эрудиция - это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящихся к истории и культуре человеческого общения.

Психологи, говоря о компетентности, подразумевают характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, сформированность соответствующих (коммуникативных) навыков и умений; удовлетворенности владением определенными нормами общения и поведения и результат научения.

Ученые выделяют следующие составляющие компетентности в общении:

1. Ориентирующую, в которую входит система общепринятых правил регуляции совместных действий: социальный этикет, ритуалы, правила самоподачи.

2. Исполнительную, включающую использование коммуникативных техник: владение темпом речи, интонацией, паузой, навыками слушания, владение невербальными техниками.

Однако, пока нет единого мнения по вопросу содержания компонентов этого понятия. В качестве таковых называют навыки для восприятия, понимания и оценивания других людей: вхождение в контакт, ориентация в проблеме партнера, выравнивание эмоционального напряжения собеседника, аргументация, согласование интересов, ведение дискуссии, личностные предпосылки коммуникативного потенциала.

Список использованной литературы:

1. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.- М.: Профиздат, 1991. -156 с.

2. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.

3. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 144-148.

4. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 144-148.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. - 112 с. (Метод проектов как развития блоков урока, С. 79-86).

7. Тошева Х.Б. Нравственное воспитание - основа всей жизни человека // Актуальные научные исследования в современном мире. 2022. № 2-5(82). - С. 218-222.

8. Файзиев А.Н. Использование современных методов обучения в процессе обучения в начальных классах // Актуальные научные исследования в современном мире. 2022. № 2-5(82). - С. 228-232.

9. Файзиев А.Н. Шаклгирии амалх,ои таълими умумии коммуникативии хонандагони синфх,ои ибтидой дар фаъолияти эч,одии коллективй. // "Номаи донишгох," -и Донишгох,и давлатии Хучанд ба номи академик Б^афуров, силсилаи илмх,ои гуманитарй ва чомеашиносй. 2021. №1(66). - С. 143-146.

10. Ashrapov B.P. Effectiveness of video materials for foreign language teaching. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. №4-1(67). P. 74-76. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-4-1-74-76.

11. Rizoeva, P.S. Some consideration beset with the notion of teaching methods in the system of didactical tuition / P.S. Rizoeva, B.P. Ashrapov // Научные известия. 2022. № 28. P.135-137.

12. Ashrapov, B.P. Empirical research on distance tuition (on the example of a foreign language) / B.P. Ashrapov, P.S. Rizoeva // Cognitio Rerum. 2022. № 6. P.93-95.

13. Ashrapov, B.P. Some consideration beset with students' communicative culture / B.P. Ashrapov // Ростовский научный вестник. 2022. №5. P.61-62.

©Файзиев А.Н., Мингбоева О.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.