0УДК 371.01. И. М. ПУЛАТОВ
ББК 74.200. Т.И. НАЖМИДИНОВА
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ
ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В плане подготовки будущих учителей иностранных языков к эстетическому
воспитанию школьников важное место занимает их ознакомление с воспитывающей функцией обучения и процессом её реализации в школе. И в этом смысле далеко не последнее место принадлежит научно обоснованному и методически приемлемому использованию воспитательной ценности содержания учебного материала.
Поскольку в высшем учебном заведении будущие учителя иностранных языков изучают произведения иностранных писателей, то, соответственно, многое зависит от того, насколько успешно усваивается воспитательная ценность анализируемых произведений и как в дальнейшем данная воспитательная ценность используется в эстетическом воспитании школьников будущими учителями.
Общеизвестно, что в плане языковой подготовки будущих учителей интерпретация текста занимает особое место, которое осуществлением её на стыке теории и практики литературы и стилистики. Отталкиваясь методически обоснованно от этого положения, можно также использовать педагогическую интерпретацию текста, которая позволяет более рационально и целесообразно подготовить будущих учителей к реализации воспитывающей функции обучения.
Педагогическая интерпретация текста - это анализ воспитательной ценности текста с использованием языковых, философских, психологических, педагогических, эстетических, этических, исторических знаний. Сплав и синтез данных знаний в будущем составляет ядро, основы формирования целостного мировоззрения будущих учителей.
Если на первой стадии при помощи педагогической интерпретации формируется сознание и поведение будущих воспитателей, то на второй стадии формируется сознание и поведение школьников на базе первого. Поэтому такое понимание педагогической интерпретации преследует двойную цель.
Педагогическая интерпретация - это интеграция языковых, философских, эстетических, этических, исторических знаний, в чем и заключается её системообразующая функция. Педагогическая интерпретация возможна лишь на базе применения межпредметной связи, поскольку интеграция знаний по различным учебным дисциплинам немыслима без согласований учебных планов и учебных программ, что, в свою очередь, требует проведения совместных, объединенных заседаний кафедр языковых факультетов с кафедрами общей педагогики, философии, общей психологии и т.д. Немаловажное место занимает также проведение методических семинаров с участием всех заинтересованных преподавателей.
Схематическая иллюстрация применения педагогической интерпретации отражена на рисунке N° 1-2(см. рис N1-2)
Рисунок № 2. Педагогическая интерпретация как средство раскрытия воспитательной ценности
художественного произведения
В процессе педагогической интеграции каждый вид знания имеет свое научно-методическое предназначение. Философские, эстетические и этические знания раскрывают сущность изучаемых понятий, например, «добра» и «зла», «прекрасного» и «безобразного» и т.д. На основе литературных знаний осуществляется интерпретация формы проявления данных понятий в том или ином литературном произведении. Педагогические знания дают рекомендации о технике и технологии применения полученной воспитательной ценности в воспитании школьников.
Рис.№1. Сотрудничество кафедр при подготовке будущих учителей к педагогической интерпретации.
На основе психологических знаний разрабатывается проект формирования, сознания и поведения школьника данным воспитательным средством.
Испокон веков произведения литературы отражают борьбу прекрасного и безобразного, добра со злом, истинны с ложью, знания с безрассудством, справедливости с несправедливостью, прогрессивного с регрессивным и т.д.
В процессе педагогической интерпретации произведений литературы у будущих учителей формируется представление о данных и других аналогичных понятиях которые анализируются и сравниваются с психологическими явлениями современной жизни. Педагогическая интерпретация должна дать ответ на вопрос : какие жизненные проблемы освещает писатель в своём произведении ? «Чуткий художник всегда улавливает самые острые и наболевшие вопросы
современности и ищет на них ответ. Его ответ, собственно и составляющий идею его произведения, тоже подчинён влиянию субъективных и объективных факторов. Ибо, с одной стороны, это единственно возможный ответ одного человека, продиктованный сугубо личным пониманием проблемы. С другой стороны, этот человек живёт не в вакууме, а постоянно испытывает воздействие выработанных обществом идейных и эстетических норм » (3,7)
Студент и ученик, как специфическая категория читателей, должны преследовать достижения и решения собственных целей и задач, среди которых немаловажное место занимает поиск средства воспитания и самовоспитания.
Рассмотрим примеры применения педагогической интерпретации на основе рассказов Марка Твена. Так, «Рассказы о великодушных поступках » Марка Твена состоит из трёх рассказов: «Благородный пудель», «Сострадательный писатель», «Благодарный супруг».
Общеэтическая норма поведения гласит о том, что человек должен протянуть руку помощи нуждающимся. Делать добро - это благородный поступок. Но вместе с тем автор подчёркивает и вторую сторону медали, т.е. когда просящий о помощи злоупотребляет благородностью оказывающего помощь. Это показано автором во взаимоотношении: сострадательности врача и псов-калек в первом рассказе; сострадательного писателя и начинающего во втором рассказе; благородного мужа и храброго юноши в третьем рассказе. Такой поворот событий, когда «от добра ищут добра» добро извращается и превращается в зло, т. е. аналогичное систематическое добродушие в конечном счёте приводит к злодеянию. Это также пример эксплуатации человека человеком, с форм одна из проявления антиобщественного образа жизни. С одной стороны имеет место иждивенческий образ жизни у просящего о помощи и эксплуататорский образ жизни у оказывающего помощиь. Это и есть пример нарушения гармонии межличностного взаимоотношения в обществе.
В другом рассказе Марка Твена « Мак-Вильямс и Круп » (4, 82-97) высмеивается пессимистическое отношение к жизни, которое имеет юмористический характер. Миссис Мак -Вильямс до смерти напугана болезнью дочери, а также собственным воображением того, что вот-вот их постигнет удар молнии. Пессимистическое отношение к жизни у неё формируется вследствие неправильного понимания причины болезни и способов её лечения, неправильного понимания законов природы.
Автор с сарказмом высмеивает способы её рассуждения и речи о данных явлениях, подчеркивает, к каким негативным последствиям может привести глупость и невежество человека.
Рассказ Марка Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» (4,38-44) акцентирует внимание читателя на то, что непрофессионализм как отрицательное качество пагубно влияет на качество и результат труда.
Профессиональная пригодность, компетентность основывается на профессиональных способностях и интересе личности к той или иной профессии на которых в дальнейшем будут базироваться профессиональные знания, умения и навыки.
Марк Твен на многочисленных примерах критикует людей, занимающихся не своим делом, т. е. тем, в чем не компетентны.
Профессионализм является основой трудового образа жизни, поскольку именно специалист -профессионал способен принести материальную и моральную выгоду как себе, так и обществу, и наоборот, непрофессионально занимаясь работой, можно навредить как самому себе, так и обществу. Профессионализм является формой проявления прекрасного отношения профессионально - трудовой деятельности, когда как непрофессионализм представляет собой безобразное отношение и профессионально - трудовой деятельности. Профессионализм опирается на чёткое соблюдение нормативных научно-методических правил и требований выполнения профессиональной - трудовой деятельности и тем самым компетентного достижения цели деятельности и, соответственно высокого качества и результата. Низкое качество и плохой результат труда являются следствием непрофессионального отношения к профессионально трудовой деятельности, не осознания профессионального долга и ответственности, игнорирования и нарушения нормативных научно-методических правил выполнения профессионально - трудовой деятельности.
При разъяснении главной идеи данного рассказа преподавателю необходимо довести до сознания будущих учителей идею о том, что они должны овладеть учительской профессией на профессиональном уровне и только тогда они могут принести определенную пользу обществу.
Поучителен и «Рассказ калифорнийца» Марка Твена (2,44-47). Человек является общественным существом. Он может жить и работать в обществе. Тем более в малонаселенных местах, каким представлено местечко в рассказе. И особенно трудно пережить утрату близкого человека в
таких местах. Девятнадцать лет назад жена главного героя Генри пропала без вести, после чего он потерял рассудок. И все это время друзья поддерживали его. Следовательно, данный текст нравственно-эстетический образец формирования понятия "дружба", который может быть использован в этическом воспитании школьников.
Таким образом, педагогическая интерпретация представляет собой такое искусство обучения, которое позволяет сблизить и оптимизировать языковую и педагогическую подготовку будущих учителей языковых факультетов на основе осуществления межпредметной связи и интеграции языковых и гуманитарных знаний и тем самым усилить и рационализировать реализацию воспитывающей функции обучения в процессе преподавания языковых дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кузьмичев, И.К. Литература и нравственное воспитание личности: Пособие для учителей/ И.К. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 1980.- 176 с.
2. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики/ Ч. Куписевич.- М.: Высшая школа, 1986.- 368 с.
3. Кухаренко, В.И. Интерпретация текста/ В.И. Кухаренко. - Л.: Просвещение, 1978.-327 с.
4. Марк Твен Рассказы: Пер. с. анг. / Сост. и вступ. ст А.В .Зверева. -М:. Правда , 1982.-368с.
5. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Бажанова.- М.: Педагогика, 1988.- 544 с.
REFERENCES:
1. Kuzmichyov, I.K. Literature and Moral Upbringing of Individual: manual for teachers/ I.K. Kuzmichyov. -M.: Enlightenment, 1980. - 176 p.
2. Kupisevich, Ch. Grounds of General Didactics/ Ch.Kupisevich. - M.: Higher School, 1986. - 368 p.
3. Kukharenco, V. I. Text Interpretation . V. I.Kukharenco.- Leningrad: Enlightenment, 1978. - 327 p.
4. Mark Twain Stories: translation from English / Compilation and introductory article by A.V. Zvereva - M: Truth, 1982. - 368 p.
5. Pedagogical Quest / Compiler I.N. Bazhenova. - M.: Pedagogy, 1988. - 544 p.
Оид ба баъзе масъалщои омодасозии омузгорони ояндаи фанни забонцои хоричц дар татбикц вазифаи тарбиявии таълим
Вожа^ои калиди: тафсири педагоги, тарбияи эстетики, вазифаи тарбиявии таълим, омузгорони оянда, таулили арзиши тарбиявии матн, ташаккули шуур ва рафтор, якчрякунии донишуо, иштирок ба дарсуои уамдигар, фаъолияти касбию меунати, алоцаи байнифанни Сифати ташаккули шуур ва рафтори мактаббачагон аз сифати омодагии касбии омузгорони ощо вобастааст. Ба ин маъно омодагии касби- омузгори омузгорони оянда ба тарбияи эстетики аумияти махсус касб менамояд. Аз ин лиуоз омодагии онуо ба татбици вазифаи тарбиядщандагии таълим аумияти махсуси илмию методиро доро мебошад. Х,ар як матни таълими арзиши муайяни тарбияви дорад. Вазифаи омузгор аз ин циуат аз он иборат аст, ки тавассути тафсири педагоги арзиши тарбиявии матнро шару диуад. Тафсири педагогии матн таулили арзиши тарбиявии матнро тацозо менамояд, ки он аз омузгор дониш ва мауорати якцоя мавриди истифода царор додани донишуои гуногунро, амсоли донишуои фалсафави, педагоги, равоншиноси, филологи, этики ва дигаруоро дар мацмуь талаб менамояд.
Вобаста ба ин омодагии мацсадноки филологи ва педагогии омузгорони оянда татбици мукаммали алоцаи байнифаниро дархост менамояд. Дар мацмуъ татбици алоцаи байнифанни тавассути уамкории кафедрауои гуногун ба роу монда мешавад.
О некоторых вопросах подготовки будущих учителей иностранных языков к реализации
воспитывающей функции обучения
Ключевые слова: педагогическая интерпретация, эстетическое воспитание, воспитывающая функция обучения, будущие учителя, анализ воспитательной ценности текста, формирование сознания и поведения, интеграция знаний, взаимопосещение занятий, профессионально-трудовая деятельность, межпредметная связь
В статье рассматриваются вопросыi профессиональной педагогической подготовки будущих учителей, от которых будет зависеть формирование сознания и поведения школьников. Особое внимание уделяется развитию эстетического вкуса студентов на основе художественных произведений, анализируемых ими на занятиях процесса подготовки студентов к реализации в школе воспитывающей
функции обучения на основе специфической воспитательной ценности учебного текста, чему способствует его педагогическая интерпретация.Подчеркивается необходимость формирования у будущих учителей умений и навыков интегрированного использования философических, педагогических, психологических, языковых, этических и других видов знаний в комплексе. Отмечается, что полноценная языковая и педагогическая готовность студентов к работе в школе осуществляется на основе совместной работы различных кафедр.
On Certain Issues of Training Future Teachers for Realization of Upbringing
Function of Tuition
Keywords: pedagogical interpretation, aesthetic upbringing, bringing up function of teaching , future teachers, analysis of upbringing value of text, formation of consciousness and behavior, integration of knowledge, mutual attendance of lessons, professional-labouring activities, connection between subject
The article dwells on the issues related to professional-pedagogical preparation of future teachers on which formation of schoolchildrens consciousness and behavior will depend. Special attention is paid to a development of studentsл aesthetic taste based on belles-lettres productions analyzed at the classes beset with the process of carrying out an upbringingfunction ofan educational test; its pedagogical interpretation promoting it.
The author of the article lays an emphasis on the necessity offorming habits and abilities of integrative use ofphilosophical, pedagogical, psychological, linguistic, ethical and other kinds of knowledge in a complex students ought to be imbued with.
It is underscored that adequate linguistic and pedagogical promptitude of students for the work at school is carried into effect on the basis of joint activities effectuated by different chairs. Маълумот дар бораи муаллиф:
Пулотов Исмоил Маматович, номзади илмуои педагоги, дотсент, мудири кафедраи педагогикаи умумии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд). E-mail:ismoil-pulatov-61.
Начмидинова Тахмина Исмоиловна, омузгори кафедраи умумидонишгоуии забон^ои хориции Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд) Email:nazhmidinova85@mail. ru. Сведения об авторе:
Пулатов Исмоил Маматович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Худжандского государственного унверситета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд) E-mail:ismoil-pulatov-61.
Нажмидинова Тахмина Исмоиловна, преподаватель общеуниверситетской кафедры иностранных языков Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд). Email:[email protected]. Information about the author:
Pulatov Ismoil Mamatovich, candidate of the pedagogical sciences, Associate Professor of the department of general pedagogy under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand). E-mail:ismoil-pulatov-61.
Najmidinova Tahmina Ismoilovna, a lecturer of the all-University department of foreign languages under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Email:nazhmidinova85@mail ru.