Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ СТОЛИЦЫ'

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ СТОЛИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ СПОРТА / СПОРТ / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / СПОРТИВНЫЕ ТОВАРЫ / СПОРТИВНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесникова Дарья Викторовна, Бондаренко Майя Павловна, Мирошникова Снежанна Сергеевна, Пономарев Андрей Александрович

Индустрия спорта выступает как полноценный сегмент рыночной экономики любой страны мира. Индустрия спорта, используя экономические рычаги развития, позволяет оказывать влияние на оздоровление всей нации. В первую очередь, это относится к растущим выручкам от продажи билетов на всевозможные спортивные мероприятия, собирающим во время своего прохождения миллионы зрителей на трибунах. Именно поэтому очень важно грамотное и рациональное развитие рынка спортивной индустрии. В статье представлены результаты проведенного анализа, отражающего основные проблемы и препятствия развития спортивной индустрии столицы. Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку наиболее актуальным является предоставление различных вариантов населению продолжить занятия спортом с минимизацией большого скопления людей. Все это возможно при хорошо функционирующей спортивной индустрии. Результаты исследования получены благодаря применению развернутого анализа общедоступных результатов маркетинговых исследований аналитических агентств, изучению принятых решений по результатам круглых столов по обозначенной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесникова Дарья Викторовна, Бондаренко Майя Павловна, Мирошникова Снежанна Сергеевна, Пономарев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PROBLEMS AND OBSTACLES IN THE DEVELOPMENT OF THE SPORTS INDUSTRY IN THE CAPITAL

The sports industry acts as a full-fledged segment of the market economy of any country in the world. It is the sports industry, using economic levers of development, that allows you to influence the health of the entire nation. First of all, this applies to the growing revenue from the sale of tickets for all possible sports events, which attracts millions of spectators in the stands during its passage. That is why the competent and rational development of the sports industry market is very important. The article presents the results of the analysis that reflects the main problems and obstacles in the development of the sports industry of the capital. Given the complex epidemiological situation, it is most relevant to provide various options for the population to continue playing sports while minimizing large crowds. All this is possible with a well-functioning sports industry. The results of the study were obtained with a detailed analysis of publicly available results of marketing research of analytical agencies, the study of decisions made based on the results of round tables on the designated problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ СТОЛИЦЫ»

Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.

7. Кудинова, В.А. Эффективность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры / В.А. Кудинова // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 21-25.

REFERENCES

1. Abolyanina, S.G. (2009), The differentiated technology of physical training of children with various level of physical readiness, dissertation, Khabarovsk.

2. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2015), "The main directions of differentiation of physical training of pupils in general educational institution", Scientific search, No. 1, pp. 67-70.

3. Germanov, G.N. and Vasenin, G.A. (2014). "Sports and game complexes tasks at track and field athletics lessons", Fizicheskaya kultura v shkole, No. 5, pp. 21-24.

4. Abramishvili, G.A., Karpov V.Yu., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education pupils of elementary grades on a basis the accounting of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.

5. Karpov, V.Yu., Maryina, N.V. and Skorosov, K.K. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of secondary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 91-96.

6. Karpov, V.Yu., Eremin, M.V, Kalinin, A.D., etc. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

7. Kudinova V.A. (2015), "Effectiveness of learning motor actions in physical education classes", Fizicheskaya kultura v shkole, No. 3, pp. 21-25.

Контактная информация: kozyakovpoman@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2021

УДК. 796.06+796.075

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ СТОЛИЦЫ

Дарья Викторовна Колесникова, студентка, Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Снежанна Сергеевна Мирошникова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Андрей Александрович Пономарев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия

физической культуры

Аннотация

Индустрия спорта выступает как полноценный сегмент рыночной экономики любой страны мира. Индустрия спорта, используя экономические рычаги развития, позволяет оказывать влияние на оздоровление всей нации. В первую очередь, это относится к растущим выручкам от продажи билетов на всевозможные спортивные мероприятия, собирающим во время своего прохождения миллионы зрителей на трибунах. Именно поэтому очень важно грамотное и рациональное развитие рынка спортивной индустрии. В статье представлены результаты проведенного анализа, отражающего основные проблемы и препятствия развития спортивной индустрии столицы. Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку наиболее актуальным является предоставление различных вариантов населению продолжить занятия спортом с минимизацией большого скопления людей. Все это возможно при хорошо функционирующей спортивной индустрии. Результаты исследования получены благодаря применению развернутого анализа общедоступных результатов маркетинговых исследований аналитических агентств, изучению принятых решений по результатам круглых столов по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: индустрия спорта, спорт, занятия спортом, спортивные товары, спортивные услуги.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p129-133

ECONOMIC PROBLEMS AND OBSTACLES IN THE DEVELOPMENT OF THE SPORTS INDUSTRY IN THE CAPITAL

Darya Viktorovna Kolesnikova, the student, Maya Pavlovna Bondarenko, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Snezhanna Sergeevna Miroshnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Andrey Alexandrovich Ponomarev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd State Physical Education Academy

Abstract

The sports industry acts as a full-fledged segment of the market economy of any country in the world. It is the sports industry, using economic levers of development, that allows you to influence the health of the entire nation. First of all, this applies to the growing revenue from the sale of tickets for all possible sports events, which attracts millions of spectators in the stands during its passage. That is why the competent and rational development of the sports industry market is very important. The article presents the results of the analysis that reflects the main problems and obstacles in the development of the sports industry of the capital. Given the complex epidemiological situation, it is most relevant to provide various options for the population to continue playing sports while minimizing large crowds. All this is possible with a well-functioning sports industry. The results of the study were obtained with a detailed analysis of publicly available results of marketing research of analytical agencies, the study of decisions made based on the results of round tables on the designated problem.

Keywords: sports industry, sports, sports activities, sports goods, sports services.

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря активному вмешательству государства в процессы развития, поддержания и дальнейшего функционирования объектов спортивный индустрии интерес со стороны населения постоянно растет. Все большее количество людей желают приобщиться к спорту: кто лично, кто приводит своих детей в индустрию спорта, кто-то начинает искать дополнительные программы оздоровления для своих пожилых родственников, или подростков. Немало важную роль в этом играет мода на спортивное телосложение, которая постоянно культивируется СМИ, передачами, сериалами, ток шоу. Вторым фактором можно назвать заботу об укреплении собственного здоровья. По данным социологических исследований 60% занимающихся в фитнес-залах столицы считают, что данные занятия способствуют укреплению иммунитета, поддержанию общего тонуса организма, так как экологическая ситуация в Москве очень плачевная и только еженедельные занятия спортом могут помочь. Как всем известно - именно спрос рождает предложение. Материальное и техническое обеспечение считается одним из ключевых факторов, определяющих формирование сферы физической культуры и спорта [5, c.104]. А постоянно растущий спрос на спортивные услуги для населения различных групп, возрастов, различных спортивных направлений - все это напрямую связано с необходимостью развивать и модернизировать существующую спортивную индустрию.

Цель исследования. Определить основные проблемы развития рынка спортивной индустрии на примере г. Москвы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ общедоступных результатов маркетинговых исследований касающихся вопросов спортивной индустрии позволяет сделать вывод, что общая сумма затрат на товары спортивной индустрии по округам Москвы не превышает 200 млн. рублей ежегодно. Однако, как бы не старались российские производители спортивных товаров, на их долю приходится не более 10% всех затрат. Львиная доля (почти 70%) приходится на товары спортивного назначения, произведенные в Китае и только около 20% на производителей других стран. Следовательно, несмотря на наличие спроса на товары для

спорта, российский производитель не дополучает заказы в этой области. А значит и рабочая сила не находит своего применения. Т.е. Москва не дополучает налоги, а занята исключительно развитием зарубежных фирм и производителей в вопросах спортивной индустрии.

Это является одной их первых проблем для правительства Москвы. Для ее решения ежегодные круглые столы собирают главных участников и всех заинтересованных лиц. Конечно, в данном вопросе невозможно в короткие сроки принять правильное решение, позволяющее быстро изменить ситуацию в пользу российского производителя. Но прекраснейший инновационный, промышленный и инвестиционный потенциал столицы, который в данное время ни как не используется на благо спортивной индустрии, может быть активизирован и при небольшой поддержке прекрасно функционировать обеспечивая не только налоговую базу поступлений, но и новые рабочие места, а главное удовлетворение растущего спроса в населения к индустрии спорта.

Необходимо отметить, что до недавнего времени вопросы импортозамещения товаров спортивной индустрии не звучали на повестке дня Правительства Москвы. Можно сказать, что прошедший круглый стол (март 2020 г) является важным шагом на пути к дальнейшему развитию отрасли спортивной индустрии и экономики города Москва [4].. Данное мероприятие проходило в рамках открытого диалога для обсуждения реальных проблем в контексте индустрии спорта. Разработанные рекомендации были запротоколированы и переданы в соответствующие инстанции города Москвы для дальнейшей совместной работы.

На наш взгляд, самым главным препятствием для развития спортивной индустрии столицы выступает ее исключительно монопольный характер. Как известно из курса экономики, там, где существует монополия конкуренция, не просто невозможна, она в принципе не может существовать среди малого предпринимательства. А отсутствие здоровой конкуренции приводит не рациональному и не эффективному расходованию денежных средств.

Вторым препятствием мы считаем несовершенство нормативно-правовой базы. Наличие больших «белых» пятен в законодательстве, регулирующем отношения между государством и бизнесом в вопросах использования, формирования, строительства, модернизации, дальней эксплуатации объектов спортивной индустрии - все это обостряет и так не стабильные отношения между ее главными участниками: государством, спортивными учреждениями и предпринимательским сектором. В сфере услуг обслуживания населения уменьшается роль мелких организаций. [6, с. 299]. Сейчас очень много вопросов, касающихся спортивной индустрии, регулируются исключительно механизмами в государственного воздействия на бизнес. Для нормально функционирующей рыночной экономики это явно недостаточно и вовлечение частного предпринимательства должно быть в разы больше.

Третья препятствие на взгляд находит свет отражение в вопросах управления объектами спортивной индустрии. Для успешного функционирования данных объектов, если их, конечно, рассматривать как единицы бизнес системы (как мы и рассматриваем) у их «руля» должны находиться грамотные управленцы, а не муниципальные служащие, получающие постоянный доход в виде оклада, и фактически не заинтересованные в их рациональном использовании. Ведь почти все объекты спортивной индустрии Москвы находятся в муниципальном или государственном управлении. И даже оказание некоторыми дополнительных платных услуг не позволяет им использовать заработанные денежные средства на благо именно своей спортивной структуры. Все это снижает инициативность работников и сводит все их старания к нулю. Выполняя исключительно цифры плана-заказа от Минспорта, набирая в группы необходимое минимальное количество желающих для занятий в спортивных секциях - дальнейшая работа по набору приостанавливается [2]. И, с одной стороны, это дает возможность частным спортивным организа-

циям производить более расширенный набор желающих для занятий спортом, но с другой - частные спортивные секции не обладают достаточной спортивной базой и инфраструктурой. И здесь мы подходим к четвертой проблеме.

Четвертое препятствие - проявляется в том, что все таки спорт и объекты спортивно индустрии относятся к социально-значимой отрасли страны. Ведущая роль государства создать все условия для того, чтобы каждый желающий мог заниматься физической культурой и спортом.

Развитие частных спортивных школ, клубов, фитнес-центров - это прекрасно, но нельзя забывать, что главная цель любого бизнеса - это в первую очередь получение прибыли, а не оздоровление населения в процессе занятий спортом. Доходность - это отдача инвестиций, которая определяется количеством полученных инвестором средств на единицу вложенных [3, C. 100]. Однако с учетом специфики спортивной деятельности функционирование спортивных объектов может быть крайне убыточным. Вследствие этого, ни один бизнес не хочет выполнять функции государства и решать сложившиеся проблемы.

Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса является очень сложным и многогранным [1, C. 48]. В данном аспекте встает остро вопрос массового спорта. Велопробеги, марафоны, лыжные прогулки, скандинавская ходьба и др. - все это возможно и осуществимо, но требует больших территорий и вот как раз ответственность за эти территории, их надлежащее состояние, модернизацию (лыжные трассы, дорожки для велосипедов, парковые зоны для скандинавской ходьбы и т.д.) - выступает камнем преткновения между различными ведомствами столицы. Данные объекты должны быть доступы и совершенно бесплатно. Как заинтересовать бизнес для их работы и функционирования в данный момент решается на уровне комитета Совета Федерации.

Мы читаем, что решение данной проблемы можно найти с помощью соответствующих налоговых льгот. Но в Российской федерации в налоговом кодексе не предусмотрено, ни каких послаблений для спортивной индустрии, ее частных владельцев. Это можно так же назвать пятым препятствием в развитии спортивной индустрии столицы да и не только с столицы в любом регионе России). Грамотная налоговая политика в данном вопросе может привлечь частных инверторов и способствовать развитию востребованных объектов спортивно индустрии у населения.

Выводы: проанализировав положение спортивной индустрии столицы мы выделили основные проблемы в данном вопросе.

- недополучено налогов и рабочих мест, в следствие ежегодной закупки спортивных товаров у зарубежных производителей, а в следствие этого слабое внимание Правительства Москвы к вопросу импортозамещения товаров спортивной индустрии;

- монопольный характер почти всех объектов спортивной индустрии столицы -вопросы управления объектами спортивной индустрии - на наш взгляд их следует отдать в руки «бизнеса»;

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- несмотря на стремление бизнеса получать доходы от объектов спортивной индустрии - спорт - в первую очередь - это социально-значимая отрасль и ее доступность для каждого жителя столицы - первоочередная задача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко М.П. Развитие системы материального стимулирования труда в профессиональном спорте / Бондаренко М.П. - Волгоград : ВГАФК, 2016 - 280 с.

2. Bondarenko, M.P. Wages in municipal sport facilities / M.P. Bondarenko // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Т. 27, № 13 A. - С. 478-481.

3. Кучковская Н.В. Инвестиционная активность спортивных организаций / Н.В. Кучков-ская, М.П. Бондаренко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 3 (13). - С. 96- 106.

4. Круглый стол по развитию спортивной индустрии в Москве // Деловой союз Евразии. -[сайт],12.09.2018. - URL: http://eurasiabusiness.ru/press-centr/novosti/kruglyj-stol-po-razvitiyu-sportivnoj-industrii-v-moskve.html (дата обращения: 02.01.2021).

5. Коренева Н.И. Роль материально-технического и кадрового обеспечения в работе спортивной организации / Коренева Н.И., Бондаренко М.П. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 4 (30). - С. 103-111.

6. Теоретические и практические проблемы предоставления физкультурно-оздоровительных услуг клубами фигурного катания на коньках / Д. А., М.П. Бондаренко, М.Г. Беки-рова, С.С. Мирошникова // Ученые записки Тарасова университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 297-301.

REFERENCES

1. Bondarenko, M. P. (2016), Development of a system offinancial incentives for work in professional sports, Volgograd.

2. Bondarenko, M.P. (2013), "Wages in municipal sport facilities", World Applied Sciences Journal, Vol. 27, No. 13 A, pp. 478-481.

3. Kuchkovskaya, N.V. and Bondarenko, M. P. (2015), "Investment activity of sports organizations", Physical education and sports training, No. 3 (13), pp. 96-106.

4. Business Union of Eurasia (2018), "Round table on the development of the sports industry in Moscow", available at: http://eurasiabusiness.ru/press-centr/novosti/kruglyj-stol-po-razvitiyu-sportivnoj-industrii-v-moskve.html (accessed: 02.01.2021).

5. Koreneva, N.I. and Bondarenko, M.P. (2019), "The role of material and technical and personnel support in the work of a sports organization", Physical education and sports training, No. 4 (30), pp. 103-111.

6. Tarasova, D. A., Bondarenko, M. P., Bekirova, M. G. and Miroshnikova, S.S. (2020), "Theoretical and practical problems of providing physical culture and health services by figure skating clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179). pp. 297-301.

Контактная информация: mayya_k@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 379.851

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

Рустам Степанович Колодезников, студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Изучаемая тема связана с обоснованием эффективности развития интеллектуальных способностей для занимающихся спортивным ориентированием. В спортивном ориентировании мышление проявляется в связи с необходимостью принятия решений и выполнения действий в условиях дефицита времени и информации при наличии интеллектуального риска, в то же время мышление стимулируется такого рода деятельностью. Цель исследования - проверить повышение уровня интеллектуальной работоспособности учащихся на основе занятий спортивным ориентированием. Предложена программа с использованием специальных упражнений для развития памяти, внимания и мышления у школьников в рамках традиционных часов по спортивному ориентированию.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, интеллектуальные способности, память, мышление, внимание, школьники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p133-135

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES OF SCHOOLS IN THE PROCESS OF SPORTS ORIENTATION LESSONS

Rustam Stepanovich Kolodeznikov, the student, North-Eastern Federal University, Yakutsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.