писки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 129- 133.
4. Колесникова М.П. Социальное партнерство в российских корпорациях : дис. ... канд. эк. наук / Колесникова Майя Павловна. - Волгоград, 2005. - 159 с.
5. Матвеева А.И. Расчет экономической эффективности проведения соревнований / А.И. Матвеева, Д.В. Колесникова, М.П. Бондаренко // Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования. Научное общество молодых исследователей ВГАФК : сборник трудов конференции. - Волгоград, 2018. - С. 90-96.
6. Коренева Н.И. Роль материально-технического и кадрового обеспечения в работе спортивной организации / Н. И. Коренева, М. П. Бондаренко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 4 (30). - С. 103-111.
7. Теоретические и практические проблемы предоставления физкультурно-оздоровительных услуг клубами фигурного катания на коньках / Д.А. Тарасова, М.П. Бондаренко, М.Г. Бекирова, С.С. Мирошникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 1 (179). - С. 297-301.
REFERENCES
1. Bondarenko, M.P. (2016), Development of a system offinancial incentives for work in professional sports, monograph, Volgograd.
2. Pokhlebaeva, K.S., Bondarenko, M.P. and Borodina, I.I. (2014), "Identification of factors affecting the size of earnings of a freelancer in Volgograd sports organizations", Physical education and sports training, No. 4 (10). p. 88-93.
3. Kolesnikova, D.V., Bondarenko, M.P., Miroshnikova S.S. and Ponomarev A.A. (2021), "Problems and obstacles of an economic nature in the development of the sports industry of the capital", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191), p. 129-133.
4. Kolesnikova, M.P. (2005), Social partnership in Russian corporations, dissertation, Volgograd.
5. Matveeva, A.I., Kolesnikova, D.V. and Bondarenko, M.P. (2018), "Calculation of the economic efficiency of conducting competitions ", Interaction of business with the socio-economic sphere in the conditions of modernization of the economy and education. Scientific Society of Young Researchers of VGAFK, conference workbook, Volgograd, pp. 90-96.
6. Koreneva, N.I. and Bondarenko, M.P. (2019), "The role of material and technical and personnel support in the work of a sports organization", Physical education and sports training, No. 4 (30), pp. 103-111.
7. Tarasova, D.A., Bondarenko, M.P., Bekirova, M.G. and Miroshnikova, S.S. (2020), "Theoretical and practical problems of providing physical culture and health services by figure skating clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 297-301.
Контактная информация: mayya_k@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.03.2021
УДК 796.06
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА К РАБОТЕ В УСЛОВИИ ИЗОЛЯЦИИ
Дарья Викторовна Колесникова, студентка, Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Ирина Витальевна Перфильева, кандидат педагогических наук, доцент, Виктория Олеговна Ряпина, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19 привели к изменениям в привычной жизнедеятельности, включая спорт и физическую активность. А индустрия спорта выступает как полноценный сегмент рыночной экономики любой страны мира. Пандемия затронула не только профессиональный спорт, но и заинтересованных стейкхолдеров: спортсменов, тренеров, инструк-
торов, административный персонал и т.д. Подготовка спортивного резерва требует непрерывного тренировочного процесса и полной отдачи от всех участников. Вне зависимости от видов спора и их специфики (командный это вид спорта или единоличное участие спортсмена на соревнованиях) перерыв в тренировках может привести не только к потере спортивной формы, но и полной утрате ранее достигнутых спортивных результатов. Сфера физкультуры и спорта является определяющим фактором формирования и развития уровня здоровья не только профессиональных спортсменов, но и всей нации в целом. В данной статье рассмотрены и проанализированы основные трудности работы тренерского состава и самих спортсменов в условиях изоляции на примере воспитанников школ олимпийского резерва г. Волгограда по различным видам спорта.
Ключевые слова: спорт, изоляция спортсменов, единоличный вид спорта командный спорт, тренировки он-лайн.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p200-204
TECHNOLOGY FOR IDENTIFYING THE OPTIMAL READINESS OF ATHLETES OF THE OLYMPIC RESERVE SPORTS SCHOOL TO WORK IN ISOLATION
Darya Viktorovna Kolesnikova, the student, Maya Pavlovna Bondarenko, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Irina Vitalievna Perfilieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victoria Olegovna Ryapina, the senior teacher, Volgograd State
Physical Education Academy
Abstract
Restrictive measures in connection with the COVID-19 pandemic have led to changes in habitual life activities, including sports and physical activity. Mass sports were the most affected by COVID-19. However, the pandemic also affected professional sports and interested stakeholders: athletes, coaches, instructors, administrative staff (employees of sports organizations), volunteers, officials involved in competitions (judges, members of delegations), enterprises, especially micro and small businesses (fitness clubs, gyms, retailers, event organizers, marketing agencies, manufacturers of sports products). The preparation of the sports reserve requires a continuous training process and full commitment from all participants. Regardless of the types of sports and their specifics (team sports or individual participation of an athlete in competitions), a break in training can lead not only to a loss of fitness, but also to a complete loss of previously achieved sports results. The sphere of physical culture and sports is a determining factor in the formation and development of the level of health not only of professional athletes, but also of the entire nation as a whole. This article discusses and analyzes the main difficulties of the coaching staff and the athletes themselves in isolation on the example of students of the schools of the Olympic reserve of Volgograd in various sports.
Keywords: sports, isolation of athletes, individual sport, team sport, online training.
ВВЕДЕНИЕ
Результативное выступление волгоградских спортсменов было нарушено эпидемиологической ситуацией в марте 2020 г. На несколько месяцев работа школ олимпийского резерва г. Волгограда была полностью приостановлена. Тренерский состав школ начал поиски новых видов проведения тренировок, с учетом полной изоляции спортсменов и фактически полным отсутствием спортивного инвентаря в домашних условиях. В сложной ситуации оказались все спортивные школы и клубы Волгограда. Обычно, наиболее актуальной для всех всегда была проблема финансирования [2]. Но в условиях COVID-19 были прекращены все тренировочные занятия не только в массовых видах спорта, но и также в единоличной подготовке. С учетом сложившейся ситуации спортивным организациям необходимо быть готовыми к проведению тренировочного процесса в условиях изоляции.
Цель исследования - проанализировать существующие варианты подготовки волгоградских спортсменов с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации, выявить проблемы и дать рекомендации по их устранению.
Объект исследования - спортсмены и тренерский состав ГАУ ВО СШОР, СШОР №21, СШОР №16, СШОР №5 г. Волгограда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами была составлена технология выявления оптимальной готовности спортивных школ к работе в условии изоляции. В процессе исследования мы поделили всех опрошенных на две команды. Первая команда - это спортсмены и их наставники - представители исключительно командных видов спорта. Вторая команда - это спортсмены и их наставники - представители не командных видов спорта. В исследовании приняло участие 760 спортсменов и 35 тренеров по 17 видам спорта. Это воспитанники СШОР №21, СШОР №16, СШОР №5 и их наставники. Ребята поделены на две группы по возрасту: до 13 лет (наличие спортивного разряда) и старше 13 лет - КМС и более высокие спортивные разряды. Организационно-управленческий механизм применения данной технологии позволяет выявить основные недостатки и проблемы реализации спортивной услуги в дистанционном режиме с учетом специфики вида спорта. Данная технология реализуется в два этапа.
1. На первом этапе необходимо провести качественный анализ наличия или отсутствия необходимых тренировочных элементов у спортсменов дома и найти пути решения выявленных проблем для осуществления максимально качественных тренировок он-лайн (таблица 1).
Таблица 1 - Необходимые элементы для проведения тренировок дома
____Специфика спорта Показатель --__ Не командный вид спорта Командный вид спорта
Возраст спортсменов До 13 лет 14-18 лет До 13 лет 14-18 лет
Наличие спортивного инвентаря дома + + - +
Наличие необходимого пространства для проведения тренировок + + - -
Возможность подключения к групповому чату для проведения тренировки (стабильное подключение, надежный Интернет провайдер) + + + +
Возможность записывать на видео выполнение полученного от тренера задания - + - +
Возможность обсуждения возникших вопросов в групповом чате с участниками + + + +
Возможность обсуждения возникших вопросов в личном чате с Тренером - + - +
Проведение соревнования между спортсменами + + + +
Наличие тренажеров + - - +
Выполнение пробежки и отправка тренеру отчета программой, измеряющей километраж, скорость + + + +
Вывод. Проведенное исследование показало, что наиболее подготовленными являются спортсмены, занимающиеся индивидуально своим любимым видом спорта. У ребят дома есть весь необходимый инвентарь, место для проведения тренировки, наличие видео камеры для записи тренировки и другие атрибуты, необходимые для осуществления тренировочного процесса в условиях изоляции и удаленного контроля со стороны тренера. Это можно объяснить тем, что индивидуальные тренировки проводились и до пандемии. Возможно, во время болезни спортсмен не прекращал тренировочного процесса и постоянно находился в тесном контакте с тренером, слушая и выполняя его задания, пользуясь его профессиональными советами.
Менее подготовленными оказались ребята, занимающиеся командными видами спорта. В данном случае разговор о проведении командной тренировки дистанционно в принципе не возможен. Максимально, на что может рассчитывать спортсмен и его тренер - это просто поддержание хорошей физической формы на время вынужденной изоляции. Ограничение пространства присутствует практически у всех ребят. Невозможно кидать
мяч и тренировать подачу в квартире. Нарушаются самые главные составляющие командного спорта: сыгранность, понимание партнера по команде без слов, с одного взгляда, точность броска и передачи и т.д. В условиях полной изоляции нахождение выхода из данной ситуации нет. Исключение возможно только при наличии у ребят собственного тренировочного зала (в РФ данной возможность обладают менее 0,001 % юных спортсменов. Обычно это дети известных спортсменов, которые продолжили спортивную карьеру папы или мамы, дети, чьи родители владеют тренировочными залами, базами, частными спортивными клубами).
Возможное решение. В начале каждого тренировочного периода подчеркивать родителям и юным спортсменам необходимость самостоятельных тренировок, минимального набора спортивных снарядов, тренажеров дома, участия в групповом чате по обсуждению вопросов, связанных с тренировочным процессом, соблюдения спортивного режима.
2. На втором этапе школам следует рассмотреть несколько вариантов для проведения тренировок он-лайн, расширения своей материально-технической базы и подготовки тренеров к работе в альтернативных привычным условиях. В таблице 2 представлены наиболее востребованные программы и интернет сервисы, используемые многими спортсменами и тренерами.
Таблица 2 - Интернет технологии для проведения тренировок в условиях изоляции
Наименование контента Плюсы Минусы
Прямой эфир в Instagram Одновременно эфиры смотрят около 500 человек Эфир длится не более 60 минут, потом необходимо повторное подключение. Участники могут только смотреть и писать комментарии
Прямой эфир в YouTube Одновременно эфиры смотрят около 500 человек. Нет ограничения по времени продолжительности эфира Участники могут только смотреть и писать комментарии
Прямой эфир в Контакте Одновременно эфиры смотрят все Эфир длится не более 60 минут, потом необходимо повторное подключение. Участники могут только смотреть и писать комментарии
Онлайн-тренировки по Skype Онлайн-тренировки по Zoom Требуется приглашение для просмотра. Можно видеть, слышать участников и отвечать на вопросы сразу, можно добавить участника в процессе эфира. Техническая сторона вопроса. Часто «вылетает», необходимо переподключение. Желательно, чтобы микрофон был включен только у тренера, а участники его включают, если необходимо задать вопрос, что то уточнить.
Прямой эфир в Watsap, Viber Есть у всех участников, требуется приглашение, можно добавить участника в процессе эфира. Ограниченное число участников, менее 10 человек, пропадает картинка, зависает звук.
Вывод. Мы считаем, что наибольшим минусом подобных тренировок является следующее: эфир может пройти «мимо» — либо время неподходящее, либо настроя нет, да и неудобство просмотра на маленьком экране телефона снижает качество картинки а, следовательно, восприятие и эффективность тренировки (напрягаются глаза, а не мышцы). Так же минусом может служить разница во времени, если спортсмены из разных регионов и на время карантина разъехались по домам. На решение этого вопроса влияет множество факторов, главным из который опрашиваемые назвали расписание тренировок [4]. Проведенное исследование показало, что все перечисленные сервисы доступны все участникам исследования. Ребята являются активными пользователями 80% перечисленного контента. Однако, существуют сложности применения данных технологий у тренерского состава участников исследования. Остро очутилась нехватка дополнительных знаний интернет-технологий, владение которыми напрямую способствовало бы повышению профессионального роста и развития не только как тренера, но и как педагога [1]. На наш взгляд, руководству школ необходимо рассмотреть возможности участия тренерского состава на курсах повышения квалификации по интернет ресурсам для проведения он-лайн тренировок с применениям разнообразного контента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школы олимпийского резерва по различным видам спорта г. Волгограда прошли не малый путь в своем развитии и являются одними из престижных заведений Волгоградской области. В них созданы необходимые условия для подготовки спортсменов высокой квалификации, способных пополнить составы кандидатов в сборные команды области для участия во Всероссийских соревнованиях. Работа спортивных школ в сложной эпидемиологической обстановке показала, что ни спортсмены, ни тренера не имеют опыта, навыков поддержания необходимого спортивного мастерства при проведении занятий удаленно. Главным результатом успешной подготовки всегда являлись выигранные призовые места. Однако, в конце 2020 года их было крайне мало. Для достижения целей СШОР необходимо совершенствование системы подготовки спортсменов [3]. Применение рекомендованной технологии позволит коллективам школ и ее спортсменам с меньшими потерями пройти карантинный период, организовать тренировочный процесс с использованием интернет технологий, быть более подготовленными к проведению тренировок удаленно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесникова Д.В Модель формирования имиджа организации в индустрии спорта / Д.В. Колесникова, М.П. Бондаренко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2021. - № 1 (35). - С. 112-122.
2. Матвеева А.И. Расчет экономической эффективности проведения соревнований / А.И. Матвеева, Д.В. Колесникова, М.П. Бондаренко // Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования. Научное общество молодых исследователей ВГАФК : сборник трудов конференции. - Волгоград, 2018. - С. 90-96.
3. Коренева Н.И. Роль материально-технического и кадрового обеспечения в работе спортивной организации / Н. И. Коренева, М. П. Бондаренко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 4 (30). - С. 103-111.
4. Теоретические и практические проблемы предоставления физкультурно-оздоровительных услуг клубами фигурного катания на коньках / Д.А. Тарасова, М.П. Бондаренко, М.Г. Бекирова, С.С. Мирошникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 1 (179). - С. 297-301.
REFERENCES
1. Kolesnikova, D.V. and Bondarenko, M.P. (2021), "Model of formation of the image of the organization in the sports industry", Physical education and sports training, No. 1 (35), pp. 112-123.
2. Matveeva, A.I., Kolesnikova, D.V. and Bondarenko, M.P. (2018), "Calculation of the economic efficiency of conducting competitions", Interaction of business with the socio-economic sphere in the conditions of modernization of the economy and education. Scientific Society of Young Researchers of VGAFK, conference workbook, Volgograd, pp. 90-96.
3. Koreneva, N.I. and Bondarenko, M.P. (2019), "The role of material and technical and personnel support in the work of a sports organization", Physical education and sports training, No. 4 (30), pp. 103-111.
4. Tarasova, D.A., Bondarenko, M.P., Bekirova, M.G. and Miroshnikova, S.S. (2020), "Theoretical and practical problems of providing physical culture and health services by figure skating clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 297-301.
Контактная информация: mayya_k@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.04.2021