Педагогические науки
УДК 796.071.4
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА
Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Юрий Александрович Зубарев, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Дмитриевна Бакулина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрены особенности повышения статуса спортивного тренера за счет научной организации труда. Определены наиболее значимые компоненты, владение которыми позволит повысить научную организацию труда. На основе проведенного анализа профессиональных и педагогических навыков работы тренера определены критерии продуктивности его работы, выявлены ограничения и критерии эффективности его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональный тренер, спортсмен, научная организация труда, эффективность труда.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p7-12
LABOR SCIENTIFIC ORGANIZATION FOR THE MAIN PARTICIPANTS OF
PROFESSIONAL SPORTS
Maya Pavlovna Bondarenko, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Yury Ale-ksandrovich Zubarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Elena Dmitrievna Bakulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow
Annotation
The article considers the peculiarities of raising the status of the sports coach at the expense of the scientific organization of labor. The most significant components, the ownership of which will enhance the scientific organization of labor, have been determined. On the basis of the analysis of professional and pedagogical skills of the trainer the authors define the criteria for the efficiency of the work, the constraints and criteria of the efficiency of the professional activity have been determined.
Keywords: professional coach, athlete, scientific organization of labor, efficiency of labor.
Основные участники профессионального спорта, спортсмены и тренеры, обладают определенным статусом, имеющим отличительные черты в связи с уникальностью выполняемой ими работы. Под статусом понимается правовое положение (совокупность прав и обязанностей гражданина). Социальный статус представляет собой положение (позицию) индивида или группы в социальной системе, определяемой по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.). Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» (благодаря собственным усилиям человека) статус.
В настоящее время имеется тенденция повышения статуса спортсменов и спортивных тренеров по всем направлениям. Основная задача сферы физической культуры и российского общества в целом - сохранить эту тенденцию.
За шесть лет до зимней олимпиады в Сочи в 2014 году в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены определенные дополнения и практика их применения. Это вызвало изменения правового поля трудовой деятельности профессиональных спортсменов
и спортивных тренеров на всех уровнях административного деления Российской Федерации - от федерального до муниципального.
В настоящее время наблюдается повышение предписанного статуса спортсменов и тренеров, что вызвано успешным выступлением сборной России на Зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Формирование и развитие индустрии спорта увеличивает возможности роста достигаемого статуса благодаря собственным усилиям спортсменов и тренеров.
Достигаемый статус спортивного тренера может быть повышен за счет научной организации труда.
Предмет изучения научной организации труда (НОТ) тренера - общие вопросы организации его труда, сфера распространения - область организационных отношений.
НОТ будет способствовать овладевать в совершенстве всеми возможными способами и приемами организации труда профессионального тренера, успешному развитию деятельности различных спортивных детских школ и организаций. Все это будет возможно, если одновременно будут учтены некоторые условия: профессиональные и личные качества тренера, рационализация рабочего времени, особенности выбранного вида спорта и, как следствие, особенности сформированной для этого вида команды, средства и методы не только тренировочного процесса, но и воспитательного, организационного, управленческого [1, 3, 8].
На наш взгляд, современный тренер должен владеть всевозможными методами изучения юных спортсменов, знать современные методики тренировки, владеть научными методами организации как тренировочного, воспитательного, так и управленческого процесса, методами анализа и синтеза, индукции и дедукции при сборе информации, необходимой в его работе, знать современные педагогические технологии [2, 8, 10].
Именно современные достижения педагогической науки, их своевременное профессиональное использование в спортивной практике при проведении тренировочных процессов позволят повысить эффективность труда тренера любого вида спорта и определить ее как НОТ [6, 7].
Для научной организации труда тренера обязательным является владение следующими значимыми компонентами:
- при работе в детском спортивном коллективе четко ставить цели работы тренера, видеть ее перспективы в соответствии с целями развития детской спортивной организации;
- уметь собирать, анализировать синтезировать и классифицировать все полученные данные о детских спортивных коллективах; вычленять основное и главное для собственной работы, обнаруживать неточные, неполные и нуждающиеся в дополнительной проработке информационные потоки, касающиеся личных данных занимающихся детей (их интересы, потребности, желания, возрастные особенности), владеть традиционными способами работы внешкольных учреждений спортивного профиля;
- уметь использовать собранную информацию для конкретизации задач собственной работы;
- точно и грамотно выбирать в своей работе не только средства и формы, но и методы, которые будут способствовать достижению поставленных целей, совершенствованию планирования тренерского труда и развитию детского спортивного коллектива;
- добиваться реализации намеченных планов, поставленных задач;
- с помощью современных педагогических методик постоянно контролировать действенность всех воспитательных мероприятий, рационально использовать известные методы и формы, применяемые при проведении воспитательных бесед с занимающимися ребятами;
- установить собственные сроки выполнения намеченных планов и постоянно отслеживать, что было запланировано, а что было реализовано, беспристрастно оценивать свой труд и, при необходимости, вносить в планы коррективы;
- посещать методические семинары по тренерской работе, мастер-классы, отслеживать в печати статьи, содержащие методологические новинки тренерской работы, обобщать передовой опыт и постоянно учиться чему-то новому и учить этому других тренеров.
Главным элементом в организации труда профессионального тренера, в прочем, как и тренера, не работающего с выдающими профессиональными спортсменами, это постоянное желание донести до ребят перспективу, сделать занятия спортом желанными и востребованными. Немало важную роль при этом следует отводить возможности организации детского спорта и в первую очередь решению некоторого количества воспитательных задач [9].
НОТ тренера - это совокупность его идейных спортивных убеждений, профессиональной спортивной и педагогической культуры, постоянное желание новых знаний в вопросах спорта и педагогики, в тех или иных взаимосвязях, особенностей работы тренера, обозначенных прав, полномочий своих прав, правомочий и обязанностей, профессиональных умений и творческого подхода к делу.
Научная организация труда спортивного тренера основана на системном подходе [4]. Рассмотрение любой профессиональной деятельности с позиции системного подхода предполагает применение нескольких вариантов анализа:
- личностно-мотивационный анализ, направленный на раскрытие особенностей профессиональной деятельности, но с учетом личностных характеристик работника;
- компонентно-целевой анализ, предполагающий уточнение целеполагания, алгоритма действий, который определяет потенциальное назначение каждого возможного действия в общей структуре профессиональной деятельности анализируемой организации и ее участников;
- структурно-функциональный анализ, отражающий особенности взаимодействия основных принципов в анализируемой организации, рассматривающий и анализирующий методом синтеза структуру взаимодействия всех отдельных механизмов с учетом их потенциального вклада в работу организации.
Следует учесть, что применение подобных элементов должно не только рассматривать структуру организации «под микроскопом», но и:
- определять четкие видимые и невидимые границы влияния одних подструктур деятельности на другие;
- возрастающую или убывающую значимость отдельных элементов и образующих среди этих элементов связей;
- какой именно вес и какое влияние могут оказать или уже оказывают эти структурные элементы на развитие и функционирование организации, как в своей совокупности, так и при отдельном влиянии.
При рассмотрении любой профессиональной деятельности следует учитывать, что исполнение любой работы, как профессиональным работником, так и только что пришедшим в эту область деятельности новичком, следует рассматривать не только с позиции анализа компонентов деятельности, но и так же с позиции анализа отдельных связей между наиболее важными профессиональными качествами этого работника, четко определяя вес и значимость анализируемых личных качества для функционирования и развития спортивной организации.
По своей структуре всякая система представляет собой исключительно целостный объект для изучения и исследования. Именно в этом объекте существует уже сформированный устойчивый порядок взаимодействия ее внутренних элементов. Эти элементы являются главными при образовании внутренней среды организации, ее структуры, и находятся в постоянном взаимодействии. Так же как всякая структура любого по значимости и важности работающего объекта существует в тесной взаимосвязи с окружающей средой, она, структура, в первую очередь преследует цели развития собственной органи-
зации. И в этом контексте ни одна из спортивных или физкультурно-оздоровительных организаций не является исключением. А самым главным и можно сказать основным элементом при достижении целей спортивной организации выступает как раз труд тренера, а именно его профессиональное применение и использование при достижении этих целей через призму профессиональных знаний и умений, повышение тренерского мастерства и т.д.
Применение системного подхода при детальном изучении труда тренера в спортивной организации немало важную роль играют следующие ограничения:
- при проведении анализа наиболее необходимо правильно выбрать оценочный критерий, отражающий степень эффективности того или иного вида профессиональной спортивной или педагогической деятельности;
- рассматривая ранее составленный и согласованный перечень спортивных и педагогических действий важно суметь выделить из него наиболее существенный с учетом анализируемого вида спорта, профессиональной тренерской и педагогической специфики.
- при проведении анализа особое внимание следует уделить сложившейся на момент проведения исследования обстановке, рассмотреть проблемные ситуации (при их наличии);
- также следует особое внимание обратить на все возможные элементы противодействия, которые могут присутствовать между главными участниками исследуемой спортивной организации.
Учитывая, что в основном, все тренеры имеют профессиональное педагогическое образование, полученное в физкультурных вузах страны, а так же большой личный практический спортивный опыт. Главным критерием, при оценке эффективности труда спортивного тренера, должно быть его умение решать разнообразные воспитательные, профессионально спортивные задачи с учетом формирования потенциально активной и социально развитой личности молодого спортсмена, готового к жизни в современном обществе, готового взять на себя ответственность за принимаемые решения и совершенные поступки, имеющего собственную гражданскую позицию [3, 5, 10].
Анализируя профессиональные и педагогические навыки работы тренера, следует также определить критерии продуктивности его работы. Наиболее важными, на наш взгляд, являются:
- степень творчества, которую использует в свое работе тренер при увлечении юных спортсменов;
- постоянный мониторинг профессиональных знаний и умений, сформированных в процессе занятий у молодых спортсменов, изменения в их поведении (мониторинг следует проводить с определенной частотой и по составленным оценочным критериям). Так же можно использовать вариант проведения взаимооценочного теста, выполняемого лично юными спортсменами по отношению к своим товарищам.
Не следует забывать и о научно-практическом инструментарии, позволяющем проанализировать полученные данные и грамотно сформировать выводы для дальнейшего применения:
- постоянное желание усовершенствовать процесс обучения и воспитания;
- умением использовать элементы творчества в качестве дополнительной мотивации юных спортсменов;
- с определенной периодичностью проводить диагностику, измерения и все необходимые исследования для получения более полной картины состояния готовности спортсмена для достижения высоких спортивных результатов и определения эффективности деятельности, как тренера, так и юного спортсмена;
- составление программы для достижения оптимального результата в процессе тренировок при наименьших затратах, как силовых, так и моральных;
- формирование определенного стремления у юных спортсменов постоянному приращению получаемых знаний и умений по отношению к спорту и советующим нормам поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоцерковец, Е.А. Особенности подготовки специалистов в сфере физической культуры в современных условиях / Е.А. Белоцерковец, В.Ю. Карпов // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2008. - № 3. - С. 51-54.
2. Бондаренко, М.П. Методика оценки компетентности спортивных тренеров / М.П. Бон-даренко //Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - № 3 (181). - С. 90-92.
3. Бондаренко, М.П. Производительность спортивного труда в современных условиях / М.П. Бондаренко // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9. - С. 2258-2264.
4. Бондаренко, М.П. Формирование системы оплаты труда спортивных тренеров / М.П. Бондаренко // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - № 8 (186). - С. 75-78.
5. К вопросу о финансировании физической культуры и спорта / М.П. Бондаренко, Ю.А. Зубарев, В.Ю. Карпов, К.К. Скоросов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2016. - № 3 (133). - С. 39-43.
6. Калинин, А. Д. Определение критериев оценки психолого-педагогической деятельности тренера по морскому многоборью / А. Д. Калинин, В.Ю. Карпов // Sochi Journal of Economy. - 2012.
- № 3. - С. 137-143.
7. Карпов, В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов // Социальная политика и социология. - 2013. -№ 4 (1). - С. 49-58.
8. Карпов, В.Ю. Современные требования к подготовке специалистов спортивного профиля в условиях модернизации Российского образования / В.Ю. Карпов, М.Н. Комаров, Е.А. Токарева // Эволюция современной науки : международная научно-практическая конференция. - Пермь : АЭТЕРНА, 2016. - С. 189-190.
9. Карпов, В.Ю. Управление воспитанием студентов с использованием средств физической культуры и спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Карпов В.Ю. - Самара, 2005. - 427 с.
10. Карпов, В. Ю. Формирование компетентности специалиста на основе инновационных подходов к преподаванию дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 121-126.
REFERENCES
1. Belotserkovets, E.A. and Karpov, V.Yu. (2008), "Features of training of specialists in the sphere of physical culture in modern conditions", Physical culture, sport, science and practice, No. 3, pp. 51-54.
2. Bondarenko, M.P. (2013), "Methodic of competency evaluation of sports trainers", Level of living of the population of regions of Russia, No. 3 (181), pp. 90-92.
3. Bondarenko, M.P. (2014), "The performance of a sports labor in modern conditions", Basic researches, No. 9, pp. 2258-2264.
4. Bondarenko, M.P. (20130, 'Forming of a wages system of sports trainers", Level of living of the population of regions of Russia, No. 8 (186), pp. 75-78.
5. Bondarenko, M.P., Zubarev, Yu.A., Karpov V.Yu. and Skorosov, K.K. (2016), "To a question of financing of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 39-43.
6. Kalinin, A.D. and Karpov, V.Yu. (2012), "Determination of criteria for evaluation of psychology and pedagogical activities of the trainer on sea all-round", Sochi Journal of Economy, No. 3, pp. 137-143.
7. Karpov, V.Yu. (2013), "Innovative approaches to teaching a subject matter "Theory and technique of physical culture"", Social policy and sociology, No. 4-1 (96), pp. 49-58.
8. Karpov, V.Yu., Komarov, M.N. and Tokareva, E.A. (2016), "Modern requirements to training of specialists of a sports profile in the conditions of upgrade of Russian education", Evolution of modern science. International scientific and practical conference, publishing house "Aeterna", Perm, pp. 189190.
9. Karpov, V.Yu. (2005), Management of education of students with use of means of physical culture and sport, dissertation, Samara.
10. Karpov, V.Yu., Lapina, N.M. and Bakulina, E.D. (2015), "Forming of competence of the specialist on the basis of innovative approaches to teaching discipline "The theory and a technique of physical culture"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 121-126.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2016
УДК 797.217
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В
СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ НА ЭТАПАХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
ПОДГОТОВКИ
Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Виталий Николаевич Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы контроля и оценки двигательной подготовленности в синхронном плавании. Предложен комплекс кондиционных и координационных тестов объективно оценивающий уровень развития двигательных способностей. Проведено исследование индивидуальных особенностей проявления рассматриваемых двигательных способностей в их возрастном и квалификационном аспекте. Выявлена положительная динамика их развития на различных этапах специализированной подготовки.
Ключевые слова: двигательные способности, координационные и кондиционные способности, тестовые задания, коэффициент вариации, индивидуальные особенности проявления.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p12-16
MONITORING AND EVALUATION OF PHYSICAL FITNESS IN SYNCHRONIZED SWIMMING AT THE STAGES OF THE SPECIALIZED TRAINING
Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Vitaly Nikolaevich Boyko, the candidate of pedagogical sciences, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article deals with the problems of monitoring and evaluation of the motor readiness in synchronized swimming. A set of conditional and coordination tests for the objectively assessment of the level of development of motor abilities has been presented. The study has been undertaken covering the individual characteristics of manifestations of the motor abilities in their age and qualification aspect. The positive dynamics of their manifestation at different stages of specialized training has been determined.
Keywords: motor abilities, coordination and conditioning capacities, test tasks, coefficient of variation, specific features of manifestation.
ВВЕДЕНИЕ
Выдающиеся достижения Российских «синхронисток» на всех международных соревнования, последних лет, делают этот вид спорта особенно популярным. Характеризуя синхронное плавание можно сказать, что это сложно-координационный вид спорта, требующий проявления широкого круга умений и навыков. Представителям этого вида спорта присуще гармоничное развитие, красота двигательных действий, эстетичность и даже, в какой-то мере, атлетичность.
Говоря о современном этапе развития синхронного плавания необходимо отметить все возрастающий уровень спортивно-технического мастерства и усиление конкурентной