Научная статья на тему 'Модель рыночного поведения в сфере физкультурно-спортивных услуг'

Модель рыночного поведения в сфере физкультурно-спортивных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК / СПРОС / СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СПОРТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябенко Галина Владимировна

В статье рассмотрены основные элементы разрабатываемой модели физкультурно-спортивного вуза по подготовке спортсменов высокой квалификации за счет создания целостной системы не только спортивной подготовки и оказания услуг населению, но и непрерывного образования. Модель рассматривается как сложная открытая система, целью которой является создание возможности профессионального развития спортсмена как студента, обеспечения профессионального и карьерного роста педагогов, тренеров и персонала. Формирование мотивационно-ценностного компонента представлено через устранение конкурирующих мотивов соревновательной и образовательной деятельности спортсмена. Модель рыночного поведения исследуемого вуза представлена в логической взаимосвязи допрофессиональной подготовки, овладения профессией на уровне среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябенко Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of market behavior in the field of sports services

The article considers the main elements of the developed model of physical culture and sports University in preparation of sportsmen of high qualification based on the integrated system for not only the sports training and rendering the public services, but for continuing education. Model is considered as a complex open system, the purpose of which is to create opportunities for the professional development of athlete as a student, ensuring the professional growth of teachers, coaches and staff. Formation of the motivational-value component is presented through the elimination of the competing motives of the competitive and educational activities of the athlete. A model of market behavior of the investigated University has been presented in the logical correlation of the pre-vocational training, vocational training at the secondary and higher professional education for the athletes, but also creating short-term training courses for trainers and lecturers.

Текст научной работы на тему «Модель рыночного поведения в сфере физкультурно-спортивных услуг»

4. Gorina, L.N. (2001), Culture of life safety: methodological and technological aspects: Monograph, publishing house Togliatti State University, Togliatti.

5. Dronov, A.A. (2009), The formation of a culture of safety of students of institutions of secondary professional education, dissertation, Voronezh.

6. Zykova, I.A. and Arkhangel'skaya, G.V. (2007), Concern radiation of the population of the contaminated areas and measures for its reduction: manual for practitioners of Rospotrebnadzor, St. Petersburg.

7. Ivanova, T.A. (2008), Pedagogical conditions of forming a culture of safe vital activity of children-orphans in the conditions of boarding school, dissertation, Vladikavkaz.

8. Marchenko, T.A., Melnitskaya, T.B., Rybnikov, V.Yu. and Simonov, A.V. (2009), “Information-psychological security against the risk of radiation injury: the concept, principles, model, recommendation”, Russian branch of Russian-Belarusian information center on the problems of overcoming the consequences of Chernobyl catastrophe, Moscow.

9. Chernobyl's legacy: health, environmental and socio-economic impacts : overview report of

the UN Chernobyl forum (2005), available at:

http://www.iaea.org/Publications/Booklets/Russian/chernobyl_rus.pdf (accessed 25.11.2013)

10. The psychological concept of safety culture in nuclear power (1999), publishing house “TsEMI RAN”, Moscow.

11. Tseiko V.A. (2013), “The nature and structure of culture of safety of senior pupils”, Electronic scientific journal "The modern problems of science and education", No. 4, available at: http://www.science-education.ru/110-10002 (accessed 25.11.2013).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.11.2013.

УДК 796/799

МОДЕЛЬ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНЫХ УСЛУГ

Галина Владимировна Рябенко, начальник отдела кадров,

Автономная некоммерческая организация (АНО) "Наследие", г. Москва

Аннотация

В статье рассмотрены основные элементы разрабатываемой модели физкультурноспортивного вуза по подготовке спортсменов высокой квалификации за счет создания целостной системы не только спортивной подготовки и оказания услуг населению, но и непрерывного образования. Модель рассматривается как сложная открытая система, целью которой является создание возможности профессионального развития спортсмена как студента, обеспечения профессионального и карьерного роста педагогов, тренеров и персонала. Формирование мотивационноценностного компонента представлено через устранение конкурирующих мотивов соревновательной и образовательной деятельности спортсмена. Модель рыночного поведения исследуемого вуза представлена в логической взаимосвязи допрофессиональной подготовки, овладения профессией на уровне среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, физкультурно-оздоровительные услуги, рынок, спрос, системные принципы управления, управление спортом.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p148-153 MODEL OF MARKET BEHAVIOR IN THE FIELD OF SPORTS SERVICES

Galina Vladimirovna Ryabenko, the HR department head,

Autonomous noncommercial organization (ANO) "Heritage", Moscow

Annotation

The article considers the main elements of the developed model of physical culture and sports University in preparation of sportsmen of high qualification based on the integrated system for not only

the sports training and rendering the public services, but for continuing education. Model is considered as a complex open system, the purpose of which is to create opportunities for the professional development of athlete as a student, ensuring the professional growth of teachers, coaches and staff. Formation of the motivational-value component is presented through the elimination of the competing motives of the competitive and educational activities of the athlete. A model of market behavior of the investigated University has been presented in the logical correlation of the pre-vocational training, vocational training at the secondary and higher professional education for the athletes, but also creating short-term training courses for trainers and lecturers.

Keywords: sport, physical culture, sports and health services, market, demand, system management principles, governance in sport.

Конкуренция, с другими учреждениями спортивного профиля в России, потребовала от Волгоградской государственной академии физической культуры (ВГ АФК) поиска новых подходов эффективного использования своих внутренних ценностей и дополнительных ресурсов, денежных средств для существования, возможностей материальной базы, поиска дополнительных источников получения дохода.

Предполагается, что деятельность ВГАФК будет опираться на базу системных принципов [2,4,6]:

«Принцип интеграции содержания, методов и организационных структур объединяет определенными правилами и различными способами множества исходных компонентов структуры, локальных целей подсистем, деятельности персонала вуза с помощью функциональных связей в единую систему.

Принцип непрерывности и многоуровневости отражают временную, пространственную и содержательную связь этапов и уровней подготовки спортсменов высокой квалификации в сочетании с получением профессиональной подготовки на этапах до-профессиональной, средней и высшей профессиональной школы.

Принцип гибкости и динамичности способствует развитию динамичности и открытости спортивных и образовательных компонентов системы в стремительно меняющемся облике современного социума, направленных на достижение единой цели - формирование личности спортсмена как специалиста в области физической культуры и спорта.

Принцип развития образовательной потребности как форма самоорганизации и самореализации.

Принцип взаимосвязи фундаментального знания и практической деятельности в развитии управленческого опыта ориентирует всех участников учебно-образовательного и тренировочного процесса на перспективу поиска собственных вариантов реализации спортивных и профессиональных проблем на основе фундаментальных знаний и опыта практической деятельности».

Принцип саморазвития нацеливает выпускников ВГАФК на построение внутренней системы, способной самостоятельно планировать стратегическое развитие и целенаправленно накапливать потенциал (ресурсы), оптимальным образом его распределять и расходовать с целью обеспечения желаемого процесса развития.

Пространственно-временные аспекты содержания и функционирования физкультурно-спортивного вуза находятся в области интересов профессиональной педагогики. Согласно системным принципам, принимаемые управленческие решения относятся к трем направлениям управления ВГАФК: организационно-экономическому, технологическому (образовательному) и направлению стратегического развития. Исполняют эти решения соответствующие функциональные агенты (профессорско-преподавательский состав, тренеры). Итогом их действий (поведения) является результат, приближающий организацию к его глобальным и локальным целям: достижение высоких спортивных результатов, профессиональная компетентность всех участников образовательного процесса. Исходя из анализа многолетней деятельности по руководству организацией и многочисленных подтверждений в педагогической практике ряда авторов эффективная транс-

формация деятельности физкультурно-спортивного вуза в современных рыночных отношениях возможна при решении ряда составляющих[2,5,6]:

- вовлечения в занятия «спорт для всех», досуговую деятельность различных категорий граждан (дети, подростки и юноши, взрослые, пожилые и пр.) с целью обеспечения двигательной активности населения, развитие спорта и получения дополнительных источников финансирования из всех возможных источников (государственного, частного, общественного, спонсорской помощи и пр.);

- создания условий для карьерного роста персонала учреждения, создание условий для повышения квалификации тренеров и педагогов;

- в стремлении к получению достижений высокого уровня, обеспечивать создание социальной защищенности спортсменов путем получения профессии в той области, где они оказываются по отношению к другим категориям людей наиболее компетентными - в области физической культуры и спорта.

Модель рыночного поведения ВГАФКа в общей структуре управления спортивной подготовкой должна быть представлена в логической взаимосвязи допрофессиональной подготовки, овладения профессией на уровне среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей.

Наряду со спортивной подготовкой, каждому должны быть предоставлены необходимые условия для систематического образования и самообразования, повышения профессиональной квалификации, приобщения ко всем ценностям общечеловеческой культуры. Предполагается, что обеспечение профессионального развития спортсмена по наиболее продуктивному пути будет проходить в качестве будущего специалиста сферы физической культуры и спорта. Непрерывная спортивная подготовка и образование в организации спортивного профиля располагается в трехмерном пространстве, формирующем личность. Его координаты фиксируют векторы, которые являются результатом стихийного и целенаправленного взаимодействия трех функциональных сфер: образовательной, профессиональной и спортивной, каждая из которых выступает как метод формирования личности.

Уникальный по своей структуре и направленности специализированный учебноспортивный комплекс ВГАФК сориентирован на непрерывный и многоуровневый характер обучения, который позволяет обеспечить систему образования и профессионального роста кадров - от допрофессионального, начального до среднего педагогического образования и степеней бакалавра и специалиста в области физической культуры и спорта, повышение квалификации и переподготовки для педагогов и тренеров, дополнительного образования и оказания услуг населению.

Работа всех подразделений направлена в первую очередь на максимальное удовлетворение образовательных и спортивных интересов студентов-спортсменов, тренеров и преподавателей, сотрудников, обеспечивающих качество учебного процесса и экономию времени и средств. Организация сама определяет порядок использования средств, получаемый от этой деятельности доход является не целью, а условием возмещения всех необходимых затрат по обеспечению образовательного процесса.

Дополнительное образование, которое предоставляют специалисты ВГАФК, выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию демократии и формированию социально-экономического статуса государства. Социально-этическая концепция дополнительного образования базируется на философии, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей граждан.

Оптимальное сочетание (равновесие) интересов детей, педагогов, родителей способствует развитию материальной базы организации и разрешению финансовоэкономических интересов вуза, сотрудников, работающих в нем. Оказание услуг для детей, подростков и взрослых, а также спортсменов массовых разрядов с целью оздорови-

тельных, досуговых, рекреационных задач обеспечивает дополнительное финансирования для эффективного решения экономических вопросов [3].

Волгоградская государственная академия физической культуры ведет подготовку специалистов по фундаментальным аспектам спортивной деятельности, а также специалистов, необходимых для межотраслевой интеграции спорта.

Период выхода на максимальные результаты в спорте нередко совпадает с периодом получения высшего образования. Естественно, что у спортсмена, успешно выступающего в соревнованиях, мотивированного на активное продолжение спортивной деятельности, на достижение высоких результатов, просто не хватает достаточного времени на освоение будущей профессиональной деятельности в рамках классического высшего образования очного обучения (посещения лекций, занятий и пр.). Такие студенты выпадают из общего ритма образовательного процесса, поскольку обучаются по индивидуальному графику и вынуждены пропускать значительную часть занятий. Редкое появление на занятиях и нечастые контакты с преподавателями далеко не в лучшую сторону сказываются на качестве профессиональной подготовки будущих специалистов физкультуры и спорта. Соответственно необходимы поиски способов обучения такой категории студентов.

Одной из ведущих идей нашего подхода остается убежденность в необходимости одновременной работы над системой знаний, умений и навыков и формирования личностных качеств будущего специалиста физической культуры и спорта, повороту к культуре и личности как ее творцу и субъекту, способному к культурному творческому саморазвитию. Считаем, что фокусировка лишь на достиженческих направлениях в спорте в значительной степени суживает кругозор спортсмена, приводит к однообразию поведения, аномии, затрудняет переход спортсмена из спорта высших достижений в обыденную жизнь в период окончания спортивной карьеры.

Задача вузовского этапа - совершенствование профессиональной компетентности за счет обогащения всех компонентов профессиональной готовности:

- мотивационно-ценностного отношения к виду спорта и будущей профессии (развертывание установок на достижение рекордных и максимальных результатов в конкретном виде спорта);

- корректного управления рядом альтернативных мотиваций по выбору того или иного способа действия и поведения, (овладение приемами мобилизации себя на проявление максимальных усилий, ответственности за принятое решение и др.);

- разработкой содержания курсов педагогических дисциплин с учетом самопознания, развитие способности к самоанализу, построение системы жизненных и профессиональных перспектив;

- разработкой теоретических, технологических и методических основ обучения;

- накопления теоретического и практического опыта, опыта творческой деятельности.

Обновленная цель управления физкультурно-спортивным вузом - это создание условий для подготовки спортсменов высокой квалификации благодаря осознанному выбору эффективной стратегии, становления направлений деятельности в контексте корректировки старых и усвоение новых подходов, формирования ценностей, знаний на этапах развития.

Социальный заказ в виде требований к подготовке спортсменов высокой квалификации, способных к саморазвитию, полной самореализации своих возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в современном сложном мире, обращен к интегральным характеристикам их личности как специалиста, включая «профессиональная компетентность в области физической культуры и спорта».

Однако современные образовательные системы подготовки в сфере физической культуры и спорта не в полной мере реализуют требования спортивной и профессио-

нальной адаптации спортсменов [7].

Так студенты-спортсмены в силу специфики соревновательной деятельности часто пропускают учебные занятия, учатся «урывками», что не обеспечивает их высокой мотивации к обучению в вузе. Кроме того, особенности конкретного региона со свойственными этому региону запросами рынка труда и условиями, накладываемыми рыночной экономикой, приводит к тому, что многие спортсмены уезжают в другие области или за границу. В формировании профессиональной компетентности спортсмена к доминирующей роли спортивной подготовки, которая обеспечивает в основном «двигательную компетентность» добавляется профессиональная подготовка для решения содружественных задач, добавляя к «двигательной» «знаниевую» компетентность.

Возможность получения среднего и высшего специального профессионального образования без прекращения учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях, придает уверенности спортсменам в том, что после завершения своей спортивной карьеры они принесут пользу обществу, работая в будущем по специальности [1]. Формирование мотивационно-ценностного компонента мы видим в устранении конкурирующих мотивов соревновательной и образовательной деятельности спортсмена.

Высокая конкуренция на рынке предоставления образовательных услуг вынуждает искать различные варианты выживания учреждений спортивного профиля в новых социально-экономических условиях на основе рационального использования финансовых средств, предоставляемых государством; общественными организациями; привлечения к финансированию частного капитала; участия инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, М.П. Мониторинг мотивации занятий спортом как особым видом профессиональной деятельности / М.П. Бондаренко // Креативная экономика. - 2012. - № 10. - С. 140-144.

2. Бондаренко, М.П. Оценка эффективности маркетинга спортивной организации / М.П. Бондаренко, Ю.А. Зубарев, Г.В. Рябенко // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. - № 2 (23). - С. 62-67.

3. Бондаренко, М.П. Предпосылки образования и развития рынка спортивно-

оздоровительных услуг / М.П. Бондаренко, Г.В. Рябенко // Научно методические основы повышения качества подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма : материалы Всероссийской научно-практической. Конференции / Волгоградская акад. физ. культуры. - Волгоград, 2013. - С. 17-19.

4. Менеджмент в сфере услуг / под ред. В.Ф. Уколова. - М. : Луч, 1995. - 348 с.

5. Нифонтова, Л.Н. Физическая культура как средство здравоохранения,

профессиональной адаптации и реабилитации трудящихся / Л.Н. Нифонтова. - М. : Физкультура и спорт, 1994. - 239 с.

6. Шаруненко, Ю.М. Трансформации деятельности физкультурно-спортивной

организации к обеспечению подготовки спортсменов высокой квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Шаруненко Юрий Михайлович. - Орел, 2010.- 185 с.

7. Bondarenko, M.P. Assessment of the motivation factors for professional sport activity / M.P. Bondarenko [Электронный ресурс] // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. № 14 (9). Р. 1221-1225 // URL: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr14(9)13/16.pdf. - Дата обращения 22.11.2013.

REFERENCES

1. Bondarenko, M. Р. (2012), “Monitoring of motivation sports as a special type of professional activity”, Creative economy, publishing house LLC "Creative economy", Moscow, No. 10, pp. 140-144.

2. Bondarenko, MP, Zubarev Y. and Ryabenko G.V. (2013), “Estimation of efficiency of marketing sports organization”, Bulletin of the Eurasian Academy of administrative Sciences. Scientific-theoretical journal, publishing house "ЕААН", Moscow. Vol. 23, No. 2, pp. 62-67.

3. Bondarenko, M. P. and Ryabenko G.V. (2013), "Prerequisites for the formation and development of the market of sports and health services", Proc. Scientific and methodical bases of improvement of quality of preparation of specialists for the sphere of physical culture, sport and tourism. Materials of

scientifically-practical conference, publishing house FSEI HPE "VSAFC" Volgograd, pp. 17-19.

4. Ed. Ukolova V.F. (1995), Management in the sphere of services, publishing house “Beam”, Moscow.

5. Nifontova, L.N. (1994), Physical culture as a means of health, professional adaptation and rehabilitation of workers, publishing house "Physical culture and Sport", Moscow.

6. Sharunenko Yury Mikhaylovich (2010), Transformations of activity of the sports and sports organization to ensuring preparation of athletes of high qualification, dissertation, Orel.

7. Bondarenko, M.P. (2013), “Assessment of the motivation factors for professional sport activity”, Middle-East Journal of Scientific Research, Vol. 9, No 14, pp. 1221-1225, available at: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr14(9)13/16.pdf (accessed 24 November 2013)

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.11.2013.

УДК 61(071.1) : 378.180.6 : 371.3

ПОРТФОЛИО КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИЕЙ СТУДЕНТА-МЕДИКА

Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент,

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация

В статье приводятся преимущества оценивания компетентности студентов медицинского вуза в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни в форме аутентичного репре-зентационного портфолио. Современная оценочная деятельность в образовании ориентируется на личностные достижения студентов, которые могут быть отражены в различных вариантах портфолио. Аутентичное оценивание является наиболее удобным и достоверным в случае оценки компетенций, так как оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности, учитывает и стимулирует инициативу, личностный потенциал студента, обеспечивает возможность видеть результаты и получать оценку достижений, позволяет не только формировать индивидуальную образовательную траекторию, но и отслеживать уровень освоения содержания образования. В статье раскрывается содержание аутентичного репрезентационного портфолио, даются рекомендации по его оформлению и оцениванию.

Ключевые слова: портфолио, образовательная траектория, студент, ЗОЖ.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p153-156

PORTFOLIO AS A METHOD OF CONTROL OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

First St. Petersburg State Medical University of a name of the academician I.P. Pavlov

Annotation

Advantages of the assessment of the competence of the medical university students in disease prevention and healthy lifestyle in the form of an authentic representational portfolio are given in the article. Modern assessment activity in education is focused on the personal achievements of students, which may be reflected in different versions of portfolio. Authentic assessment is the most convenient and reliable in the case of competency assessment, since it focuses primarily on the practical results of operations, takes into account and promotes initiative, personal potential of the student, provides an opportunity to see the results and to obtain an assessment of achievements, allows not only to generate individual educational trajectory, but also to monitor the level of development of the educational content. The article reveals the content of the authentic representational portfolio and provides recommendations on its design and evaluation.

Keywords: portfolio, educational trajectory, student, healthy lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.