НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ В СПОРТЕ
Т.В. ДОЛМАТОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема совершенствования профессиональных компетенций тренеров в контексте реализации принципа непрерывного образования. Подробно анализируются нормативные правовые механизмы, обеспечивающие формирование системы дополнительного профессионального образования тренерских кадров. Делается вывод о том, что создание эффективной системы подготовки тренеров призвано повысить качество спортивной тренировки спортсменов и обеспечить повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене.
Ключевые слова: спорт, профессиональная подготовка тренеров, квалифицированные тренерские кадры, компетенции, принцип непрерывного образования, дополнительное профессиональное образование.
Abstract
This article considers the problem of upgrading
the professional competence of coaches
in the context of the lifelong learning principle
application. The regulatory mechanisms
for the formation of the further professional
education system for coaches are thoroughly analyzed.
It is concluded that the establishment
of the effective system of coaches training
in turn may improve the quality of sports training
of athletes and ensure the competitiveness
of Russian sports in the international arena.
Keywords: sports, training of coaches, qualified coaching staff, competences, lifelong learning, further professional education.
В целях развития конкурентоспособности спорта высших достижений и повышения качества подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивного резерва одним из приоритетных направлений на сегодняшний день является подготовка квалифицированных кадров в спортивной отрасли.
Повышение качества научно-методического сопровождения сборных команд, стремительное развитие современных технологий в области спорта, политизация спорта как средства публичной дипломатии - все это определяет высокие требования к компетенциям и квалификации тренерского состава и специалистов спортивной отрасли.
Вместе с тем на сегодняшний день отмечается дефицит квалифицированных тренерских кадров, способных и желающих решать задачи общественной, социальной и профессиональной значимости. Ранее отмечаемый отток многих квалифицированных тренеров в другие области деятельности, а также из нашей страны за рубеж в настоящее время компенсировался тенденцией приглашения в страну иностранных специалистов в сборные команды страны для осуществления подготовки спортсменов к международным соревнованиям, включая Олимпийские игры.
Проблема подготовки тренерских кадров высокой квалификации нашла отражение в ряде основополагающих документов, регламентирующих сферу физической культуры и спорта. Так, о важности подготовки квалифицированных тренерских кадров в спортивной отрасли указывается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период
до 2020 года» [1], государственной программе «Развитие физической культуры и спорта» [2] и других документах стратегического планирования.
Одним из ключевых механизмов в решении данной задачи является внедрение системы непрерывного образования или образования через всю жизнь. Важно учитывать то обстоятельство, что тренерская деятельность как процесс постоянного совершенствования спортивной подготовки и достижения максимального спортивного результата предполагает постоянное развитие, самообучение и совершенствование профессиональных компетенций. Принцип «образование через всю жизнь» призван сопровождать профессиональную подготовку тренера на всем протяжении тренерской деятельности.
На сегодняшний день можно констатировать процесс формирования совокупности требований нормативного правового характера, регламентирующих профессиональные качества и характеристики деятельности тренерских кадров.
Основным нормативным документом, содержащим указанные требования, является Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (в ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3].
Вопросы по повышению квалификации тренеров рассматриваются в главе 4 «Спортивная подготовка» Федерального закона. Положениями указанной главы регламентируются права и обязанности организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе обеспечение повышения квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождения лицами спортивной подготовки.
Подготовка кадров в спортивной отрасли получила новый импульс развития в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4], вследствие чего в нашей стране был инициирован процесс разработки профессиональных стандартов.
Результатом совместной работы Министерства спорта РФ и Министерства труда РФ стала разработка ряда профессиональных стандартов: спортсмена, тренера, инструктора-методиста, тренера-преподавателя адаптивной физической культуры и других [5].
Профессиональный стандарт представил характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Важно отметить, что с принятием профессионального стандарта «Тренер» были определены требования в части профессионального образования и повышения квалификации, а также проведения аттестации на присвоение квалификационных категорий для каждой из укрупненной группы наименования должностей.
Помимо указанных документов требования к дополнительному профессиональному образованию тренеров содержатся в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) [6]. В частности, в Разделе II Методических рекомендаций «Обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку» указывается периодичность и формат мероприятий по повышению квалификации для тренерского состава и других специалистов, осуществляющих спортивную подготовку.
Документом, содержащим требования к профессиональной подготовке тренерских кадров, являются также федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.
Представляя собой совокупность минимальных требований к осуществлению спортивной подготовки по конкретному виду спорта, федеральные стандарты спортивной подготовки включают, в том числе, и требования к уровню квалификации кадров организаций, осуществляющих спортивную подготовку на каждом из этапов спортивной подготовки [7].
Таким образом, на сегодняшний день на государственном уровне принят ряд нормативных правовых докумен-
тов, регламентирующих требования к дополнительному профессиональному образованию тренерских кадров.
Вместе с тем для обеспечения сохранения высококвалифицированных тренерских кадров необходимо решать проблемы социальной незащищенности тренеров и создавать условия по обеспечению их долговременной и успешной работы.
В настоящее время разрабатывается «Концепция подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта до 2024 года» [8]. Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели и задачи в сфере развития спорта высших достижений. Одним из приоритетных направлений реализации концепции является развитие кадрового потенциала системы спортивной подготовки и совершенствование системы оплаты тренеров и специалистов.
В документе также предусматривается установление систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с едиными рекомендациями, а также мониторинг реализации комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку.
Следует отметить, что подготовка тренерских кадров является комплексной задачей, в решение которой должны быть вовлечены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, высшие учебные заведения, общероссийские спортивные федерации и иные организации.
Реализация комплексного подхода позволит консолидировать усилия государственных и общественных органов управления по созданию эффективной системы подготовки тренерского состава спортивных сборных команд. Формирование эффективной системы дополнительного профессионального образования тренерских кадров в свою очередь позволит повысить качество спортивной тренировки и привнести в подготовку спортсменов новые методики, способствующие достижению максимального спортивного результата и повышению конкурентоспособности российского спорта на международной арене.
Литература
1. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, сборник № 33 от 17.08.2009 г., ст. № 4110.
2. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2016-2020 годы"» // Собрание законодательства Российской Федерации, сборник № 5 от 02.02.2015 г., ст. № 810.
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (в ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г. Http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-п-329^-о/ (дата обращения 7 ноября 2017 г.).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Ййр://Ьа5е^агап1. ш/70170950/ (дата обращения 16 октября 2017 г.).
5. Профессиональные стандарты: Сборник 1: «Спортсмен», «Тренер», «Инструктор-методист»: Документы и методические материалы / сост. И.И. Григорьева. - М.: Советский спорт, 2015. - 272 с.
6. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12 мая 2014 г. // http://www.minsport.gov.ru/upload/docs/
metodirekomendac12052014.pdf (дата обращения 21 ноября 2017 г.).
7. Федеральные стандарты спортивной подготовки // http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (дата обращения 2 ноября 2017 г.).
8. Тимошина, А.Н., Карлина, Ю.И., Шустин, Б.Н., Арансон, М.В. Концептуальный подход к планированию подготовки спортивных сборных команд страны по олимпийским видам спорта // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 5. - С. 20-22.
References
1. Government Order of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r "On the Approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period to 2020" // Collection of Legislation of the Russian Federation, Collection No. 33 of August 17, 2009, Article No. 4110.
2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 30 of January 21, 2015 "On the Federal Target Program 'Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 2016-2020'" // Collection of Legislation of the Russian Federation, Collection No. 5 of 02.02.2015, Article No. 810.
3. Federal Law No. 329-FZ of 4 December 2007 "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" Adopted by the State Duma on November 16, 2007. Approved by the Federation Council on November 23, 2007. Http:// legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/ (date of circulation April 7, 2017).
4. The Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 № 597 "On measures on realization of
state social policy" http://base.garant.ru/70170950/ (date of circulation October16, 2017).
5. Professional Standards: the Collection 1: "Athlete", "Coach", "Methodist": the Documents and Methodical Materials / Comp. by I.I. Grigor'eva. - M.: Soviet Sport, 2015. -272 p.
6. The Methodical Recommendations on the Organization of Sport Training in the Russian Federation of May 12, 2014 // http://www.minsport.gov.ru/upload/docs/metodi-rekomendac12052014.pdf (date of circulation November 21, 2017).
7. Federal Standards of Sports Training // http://www. minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (date of circulation November 2, 2017).
8. Timoshina, A.N., Karlina, Y.I., Shustin, B.N., Aran-son, M.V. Conceptual Approach to Planning the Training of National Teams in Olympic Kinds of Sports // Vestnik sportivnoy nauki. - 2017. - No. 5. - Pp. 20-22.