УДК 796
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE MODERN SYSTEM OF SPORTS TRAINING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Гончарова Анастасия Илларионовна
факультет «Математика, информатика, физика» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Goncharova Anastasia Illarionovna faculty "Mathematics, computer science, physics " Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Ткачева Елена Гэоргиевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физической культурь» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Tkacheva Elena Georgievna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor senior lecturer of the department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Попов Александр Петрович
старший преподаватель кафедра «Физической культуры» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Popov Alexander Petrovich senior lecturer of the department «Physical culture» Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации подготовку спортивного резерва осуществляют 5171 спортивная организация. Общая численность занятых в системе подготовки спортивного резерва составляет свыше 3,5 млн человек. Объектом исследования в нашей статье является система спортивной подготовки в РФ. На современном этапе в полной мере подготовкой спортивного резерва для спортивных сборных команд занимаются СДЮСШОР, ДЮСШ, а также ЦСП и УОР. Для современных систем спортивной подготовки стоит задача сформировать новые подходы к оценке не только результатов труда, но и уровня профессионального мастерства тренеров, основывающиеся на спортивном результате спортсмена и оценке уровня их здоровья.
Abstract. Currently, in the Russian Federation, the training of sports reserve is carried out by 5171 sports organizations. The total number of employees in the sports reserve training system is more than 3.5 million people. The object of the study in this article is the
system of sports training in Russia. At the present stage the full training of sports reserve for sports national teams of the involved school of the Olympic reserve, youth, as wel as DSP and ECM. For modern systems of sports training, the task is to create new approaches to assessing not only the results of work, but also the level of professional skill of coaches, based on the sports result of the athlete and the assessment of their health.
Ключевые слова: современная, система, спорт, подготовка, Россия.
Keywords: modern, system, sport, preparation, Russia.
В настоящее время в Российской Федерации подготовку спортивного резерва осуществляют 5171 спортивная организация, среди них: 171 центр спортивной подготовки, 56 училищ олимпийского резерва, 1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), 3780 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Из них: 1971 - в сфере образования, 3056 - в системе физической культуры и спорта, 124 -другой ведомственной принадлежности.
Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 3385855 человек, из них 3290626 человек являются спортсменами и 95229 человек - тренерами. Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 758862 спортсмена на спортивно-оздоровительном этапе, 1504616 спортсменов - на этапе начальной подготовки, 953873 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 55258 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 18017 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства. Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 63,4 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 5,8 процента спортсменов [2].
За последнее десятилетие увеличилось число присваиваемых разрядов, при этом количество спортивных разрядов и званий уровня КМС, МС, МСМК и ЗМС увеличилось, примерно, в 3-4 раза. В тоже время присвоение массовых спортивных разрядов осталось на прежнем уровне. Количество спортсменов со спортивными разрядами и званиями составляет 35,4% от общего количества спортсменов, что явно недостаточно.
Данные результаты во многом зависели от того, что современные системы спортивной подготовки предполагают ужесточение правил присвоения разрядов и званий. 02 апреля вступило в силу новое Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, утвержденное приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 года № 108. Особое внимание следует обратить на изменения: сроки действия спортивных разрядов, требования к количеству участников в виде программы, к количеству спортивных судей соответствующей классификационной категории и к пакету документов, представляемому для присвоения спортивного разряда и спортивного звания. Подробно прописаны процедуры подтверждения спортивных разрядов, лишения и восстановления спортивных званий и спортивных разрядов.
Вот некоторые изменения:
•Снижено минимальное количество участников соревнований, на которых можно выполнить нормы для присвоения спортивного звания или спортивного
разряда - не менее трех, представляющих команды не менее трех субъектов (пункт 21 Положения).
•Снижено требование к составу судейской коллегии для присвоения спортивных разрядов. Например, для присвоения спортивного разряда «Кандидат в мастера спорта» - 1 судья всероссийской категории и 2 судьи первой категории (Пункт 27 Положения).
•Увеличен пакет документов на присвоение разрядов и званий, теперь необходимо прикладывать копии страниц книжки спортивного судьи (Пункт 33 Положения).
•Срок для подачи документов на присвоение разрядов увеличен до 4 месяцев (было 3 месяца), а подача документов на присвоение званий возможна в течение 9 месяцев (было 6) (Пункт 62 Положения).
•Спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта» присваивается сроком на 3 года (было 2) (Пункт 45 Положения). Более конкретнее c документом можно ознакомиться на сайте министерства спорта России [1].
За последнее десятилетие заложены основы для внедрения единых подходов к организации системы подготовки спортивного резерва в стране. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018г. № 2245-р утверждена Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, а также план мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. Данная концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" [1].
В процессе деятельности федеральных экспериментальных площадок был сформирован и апробирован механизм создания и функционирования организаций спортивной подготовки: спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва, как системообразующих элементов подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.
В федеральном законе от 29.12.2012 г. №73-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", взаимодействие Минспорта России и Минобрнауки России позволило установить новый подход к реализации образовательных программ в сфере физической культуры и спорта.
Концепция развития дополнительного образования детей, позволяет формировать обширное поле для взаимодействия двух ведомств. Важным направлением совместной работы Минспорта России с Минобрнауки России является разработка порядка передачи спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, в организации спортивной подготовки с соблюдением принципа последовательности и преемственности.
Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Российской Федерации в 2017 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 71,6 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, -немногим больше 10 процентов, а 18,3 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов. Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.
Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Изучая данную концепцию, можно понять, что сейчас остро стоит вопрос соответствия уровня квалификации выпускников профильных организаций высшего образования требованиям работодателей. Отрасли необходимы новые образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, которые должны быть разработаны Минобрнауки России совместно с Минспортом России на основе требований профессиональных стандартов, с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. Система переподготовки и повышения квалификации тренеров, направленная совершенствование их общекультурных ценностей и профессиональных компетенций, должна быть ориентирована, в первую очередь, на обеспечение тренерскими кадрами организаций спортивной подготовки и на те виды спорта, где наблюдается тенденция к старению тренерских кадров [1].
В связи с этим, Минспортом России предложены современные подходы к проведению аттестации тренеров с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта и общероссийских спортивных федераций, закрепленные в Методических рекомендациях по проведению аттестации тренеров. Использование методических рекомендаций показало эффективность предложенных мер. В связи с этим, на федеральном уровне необходимо нормативно закрепить порядок проведения аттестации тренеров и наделить органы управления в сфере физической культуры и спорта полномочиями по проведению аттестации.
Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный центр методического обеспечения спортивной подготовки в Федеральном центре подготовки спортивного резерва позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем, на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при
решении задач по подготовке спортивного резерва. Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
Литература
1. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://docpiayer.ru/26857111-Koncepciya-podgotovki-sportivnogo-rezerva-v-rossiyskoy-federacii-do-2025-goda-i-obshchie-poiozheniya.htmi#show_fuii_text (дата обращения: 20.04.2019).
2. Нагорных Ю. Д. Основные направления государственной политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/80/077/50228.php (дата обращения: 24.04.2019).
References
1. The concept of training sports reserve in the Russian Federation untii 2025. Eiectronic resource URL: http://docpiayer.ru/26857111-Koncepciya-podgotovki-sportivnogo-rezerva-v-rossiyskoy-federacii-do-2025-goda-i-obshchie-poiozheniya.htmi#show_fuii_text (date accessed: 20.04.2019).
2. Nagornykh Yu. D. the Main directions of the state poiicy on modernization of the sports reserve training system at the present stage. Eiectronic resource URL: https://pandia.ru/text/80/077/50228.php (date accessed: 24.04.2019).