Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезников Рустам Степанович

Изучаемая тема связана с обоснованием эффективности развития интеллектуальных способностей для занимающихся спортивным ориентированием. В спортивном ориентировании мышление проявляется в связи с необходимостью принятия решений и выполнения действий в условиях дефицита времени и информации при наличии интеллектуального риска, в то же время мышление стимулируется такого рода деятельностью. Цель исследования - проверить повышение уровня интеллектуальной работоспособности учащихся на основе занятий спортивным ориентированием. Предложена программа с использованием специальных упражнений для развития памяти, внимания и мышления у школьников в рамках традиционных часов по спортивному ориентированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезников Рустам Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES OF SCHOOLS IN THE PROCESS OF SPORTS ORIENTATION LESSONS

The studied topic is connected with the substantiation of the effectiveness of the development of intellectual abilities for those who go in for orienteering. In sports orienteering, thinking is manifested in connection with the need to make decisions and perform actions in conditions of a lack of time and information in the presence of intellectual risk, at the same time, thinking is stimulated by this kind of activity. The purpose of the study is to check the increase in the level of intellectual performance of students on the basis of orienteering lessons. A program with the use of special exercises for the development of memory, attention and thinking in schoolchildren is proposed within the framework of traditional sports orienteering hours.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ»

4. Круглый стол по развитию спортивной индустрии в Москве // Деловой союз Евразии. -[сайт],12.09.2018. - URL: http://eurasiabusiness.ru/press-centr/novosti/kruglyj-stol-po-razvitiyu-sportivnoj-industrii-v-moskve.html (дата обращения: 02.01.2021).

5. Коренева Н.И. Роль материально-технического и кадрового обеспечения в работе спортивной организации / Коренева Н.И., Бондаренко М.П. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 4 (30). - С. 103-111.

6. Теоретические и практические проблемы предоставления физкультурно-оздоровительных услуг клубами фигурного катания на коньках / Д. А., М.П. Бондаренко, М.Г. Беки-рова, С.С. Мирошникова // Ученые записки Тарасова университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 297-301.

REFERENCES

1. Bondarenko, M. P. (2016), Development of a system offinancial incentives for work in professional sports, Volgograd.

2. Bondarenko, M.P. (2013), "Wages in municipal sport facilities", World Applied Sciences Journal, Vol. 27, No. 13 A, pp. 478-481.

3. Kuchkovskaya, N.V. and Bondarenko, M. P. (2015), "Investment activity of sports organizations", Physical education and sports training, No. 3 (13), pp. 96-106.

4. Business Union of Eurasia (2018), "Round table on the development of the sports industry in Moscow", available at: http://eurasiabusiness.ru/press-centr/novosti/kruglyj-stol-po-razvitiyu-sportivnoj-industrii-v-moskve.html (accessed: 02.01.2021).

5. Koreneva, N.I. and Bondarenko, M.P. (2019), "The role of material and technical and personnel support in the work of a sports organization", Physical education and sports training, No. 4 (30), pp. 103-111.

6. Tarasova, D. A., Bondarenko, M. P., Bekirova, M. G. and Miroshnikova, S.S. (2020), "Theoretical and practical problems of providing physical culture and health services by figure skating clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179). pp. 297-301.

Контактная информация: mayya_k@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 379.851

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

Рустам Степанович Колодезников, студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Изучаемая тема связана с обоснованием эффективности развития интеллектуальных способностей для занимающихся спортивным ориентированием. В спортивном ориентировании мышление проявляется в связи с необходимостью принятия решений и выполнения действий в условиях дефицита времени и информации при наличии интеллектуального риска, в то же время мышление стимулируется такого рода деятельностью. Цель исследования - проверить повышение уровня интеллектуальной работоспособности учащихся на основе занятий спортивным ориентированием. Предложена программа с использованием специальных упражнений для развития памяти, внимания и мышления у школьников в рамках традиционных часов по спортивному ориентированию.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, интеллектуальные способности, память, мышление, внимание, школьники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p133-135

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES OF SCHOOLS IN THE PROCESS OF SPORTS ORIENTATION LESSONS

Rustam Stepanovich Kolodeznikov, the student, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

The studied topic is connected with the substantiation of the effectiveness of the development of intellectual abilities for those who go in for orienteering. In sports orienteering, thinking is manifested in connection with the need to make decisions and perform actions in conditions of a lack of time and information in the presence of intellectual risk, at the same time, thinking is stimulated by this kind of activity. The purpose of the study is to check the increase in the level of intellectual performance of students on the basis of orienteering lessons. A program with the use of special exercises for the development of memory, attention and thinking in schoolchildren is proposed within the framework of traditional sports orienteering hours.

Keywords: orienteering, intellectual abilities, memory, thinking, attention, schoolchildren.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивное ориентирование предъявляет высокие требования ко всем сторонам психической деятельности человека - вниманию, наблюдательности, творческому мышлению, наглядно-образной памяти, эмоциям. И является наиболее доступным средством физического воспитания школьников и не требуют специальных дорогостоящих сооружений, что в настоящее время является весьма актуальным.

Соревнования в спортивном ориентировании связаны с необходимостью решения различных задач: чтение карты, выбор рационального пути движения, определение расстояний на карте и на местности, сличение карты с местностью, обнаружение и отметка на контрольном пункте (далее - КП). Специфика деятельности спортсмена на дистанции и его стремление достичь наилучшего результата требуют развитых волевых качеств. Ориентировщик на дистанции выполняет большой объем умственной работы в условиях интенсивной физической нагрузки. Главное достоинство спортивного ориентирования состоит в том, что оно представляет собой такой вид целеустремленной деятельности, который отражает одну из основных тенденций современной человеческой культуры -органическое сочетание умственного и физического начал. По своей психологической структуре ориентирование на местности включает такие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение, мышление, память.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно цели исследования, нами составлена программа с использованием специальных упражнений для развития памяти, внимания и мышления у школьников в рамках традиционных часов по спортивному ориентированию. До педагогического эксперимента мы проверили исходный уровень развития памяти, внимания и мышления.

Первая неделя тренировок направлена на развитие памяти. Для развития памяти детей среднего школьного возраста мы использовали специальные упражнения: «Двойная стимуляция памяти», «Зрительная память», «Числовые ряды».

Вторая неделя посвящена проблемам развития внимания. На основе обзора литературы мы выбрали упражнения: «Какой фигуры не стало?», «Перепутанные линии», «Таблица Шульте».

На третьей неделе большое внимание обратили на развитие мышления. Специальными упражнениями на развитие детей среднего школьного возраста являются: «Числа», «Фигуры», «Анаграммы».

Вторая часть эксперимента (четвертая, пятая и шестая недели) в целях совершенствования сформированных способностей была посвящена комплексному развитию памяти, внимания и мышления. Для этого использовали специальные упражнения: «Разрезанные предложения», «Картинка», «Расстановка чисел», «Часы и время», «Эксперимент», «Лабиринт», «Исключение лишнего», «Числа - 2», «Рассказ по опорным словам», «Рисунок», «Найди отличие», «Счет», «Предложение», «Таблицы», «Цифры».

Каждую неделю эти специальные упражнения на развитие внимания, памяти и мышления для школьников среднего возраста усложнялись. С целью получения объективных данных до и после эксперимента среди исследуемой группы были проведены тесты: «Лабиринт Кворри», «Таблица 25» и «Сто очков».

В таблице 1 приведены результаты теста «Лабиринт Кворри».

Таблица 1 - Средние показатели теста «Лабиринт Кворри»

Методы мат. статистики До После В ед. В %

Х 22,6 31,4 8,8 26,3

а 4,1 1,9

т 1,5 0,7

г 5,0

Р >0,01

Средние показатели группы до эксперимента составил - 22,6 и после - 31,4, таким образом, улучшение внимания составляет 26,3 %. Далее приводим результаты сдачи теста «Таблица 25»:

Таблица 2 - Средние показатели теста «Таблица 25»

Методы мат. статистики До После В ед. В %

Х 12,9 15,9 3 17,5

О 1,5 2,2

м 0,6 0,8

т 2,6

р >0,01

Память у школьников среднего возраста улучшилась в среднем на 17,5%, стандартное отклонение подтверждает достоверность проведенного исследования.

Следующим тестом для проверки уровня развития мышления послужила методика «Сто очков». Ниже приведены его результаты (таблица 3).

Таблица 3 - Соотношение показателей по тесту «Сто очков» до и после эксперимента

Код участника Показатели Результаты

До эксперимента После эксперимента Время В %

Участник 1 0:08:43 0:07:12 0:01:31 32,5

Участник 2 0:07:23 0:06:49 0:00:34 16,52

Участник 3 0:07:57 0:06:58 0:00:59 20,29

Участник 4 0:08:42 0:07:31 0:01:11 28,59

Участник 5 0:08:29 0:07:23 0:01:06 32.02

Участник 6 0:07:31 0:08:29 0:01:02 33,27

Участник 7 0:08:43 0:06:45 0:01:58 31,3

Участник 8 0:08:15 0:06:57 0:01:18 32,4

Участник 9 0:09:20 0:07:30 0:01:50 30,2

Участник 10 0:07:46 0:06:50 0:01:56 31,2

Среднее 0:08:17 0:07:14 0:01:03 31,6

По данным показателям видно, что мыслительные способности улучшились. В среднем улучшение мышления у экспериментальной группы произошло на 31,6%.

ВЫВОДЫ

В целом можем констатировать, что предложенная нами методика развития интеллектуальных способностей на основе использования элементов спортивного ориентирования в условиях образовательной организации у детей среднего школьного возраста подтвердила свою эффективность. Это обосновывается на результатах сдачи контрольных тестов, которые показали улучшения по всем трем компонентам: в среднем наблюдаются улучшения памяти на 17,5%, внимания на 26,3% и мышления на 31,6%.

Контактная информация: kolsar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.