Научная статья на тему 'Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании'

Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронов Юрий Сергеевич

В статье представлены результаты изучения динамики показателей интеллектуальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков. Установлено, что у юношей, систематически занимающихся спортивным ориентированием, темп прироста основных показателей интеллектуальной работоспособности в возрасте с девяти до двадцати лет носит гетерохронный характер и в среднем составляет от 79,5% до 401,7%. Основываясь на результатах проведённых исследований, можно сделать вывод, что выявление показателей памяти, внимания и мышления, имеющих высокий уровень взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности в кроссовых видах ориентирования, позволяет целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями, управлять многолетней подготовкой спортсменов-ориентировщиков, эффективно применять различные средства и методы тренировки, обращая особое внимание на формирование навыка тактического выбора варианта пути движения между контрольными пунктами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of intellectual training in sports orienteering

The article presents the results of the study of the dynamics of the intellectual performance of athletes-orienteers. It is established that among the young men who systematically engaged in sports orientation, the rate of growth of the main indicators of intellectual performance at the age of nine to twenty years is heterochronous by its nature, and at its average is from 79.5% to 401.7%. Based on the results of the research, it can be concluded that the identification of the memory, attention and thinking indicators that have a high level of correlation with the effectiveness of the competitive activity in cross-country orienteering, allows you purposefully, in accordance with age characteristics, to manage the long-term training of athletes, effectively apply various means and methods of training, paying special attention to the formation of the skills of tactical choice of the path of movement between control points.

Текст научной работы на тему «Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании»

3. II stage of the festival of sports (2017), available at: http://www.fesmu.ru/SITE/files/editor/file/News/News/160120174.pdf.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2018

УДК 796.56

ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ

ОРИЕНТИРОВАНИИ

Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО СГАФКСТ), Смоленск

Аннотация

В статье представлены результаты изучения динамики показателей интеллектуальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков. Установлено, что у юношей, систематически занимающихся спортивным ориентированием, темп прироста основных показателей интеллектуальной работоспособности в возрасте с девяти до двадцати лет носит гетерохронный характер и в среднем составляет от 79,5% до 401,7%. Основываясь на результатах проведённых исследований, можно сделать вывод, что выявление показателей памяти, внимания и мышления, имеющих высокий уровень взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности в кроссовых видах ориентирования, позволяет целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями, управлять многолетней подготовкой спортсменов-ориентировщиков, эффективно применять различные средства и методы тренировки, обращая особое внимание на формирование навыка тактического выбора варианта пути движения между контрольными пунктами.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, интеллектуальная подготовка, тесты интеллекта, возрастная динамика показателей интеллектуальной работоспособности.

FUNDAMENTALS OF INTELLECTUAL TRAINING IN SPORTS ORIENTEERING

Yury Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Annotation

The article presents the results of the study of the dynamics of the intellectual performance of ath-letes-orienteers. It is established that among the young men who systematically engaged in sports orientation, the rate of growth of the main indicators of intellectual performance at the age of nine to twenty years is heterochronous by its nature, and at its average is from 79.5% to 401.7%. Based on the results of the research, it can be concluded that the identification of the memory, attention and thinking indicators that have a high level of correlation with the effectiveness of the competitive activity in cross-country orienteering, allows you purposefully, in accordance with age characteristics, to manage the long-term training of athletes, effectively apply various means and methods of training, paying special attention to the formation of the skills of tactical choice of the path of movement between control points.

Keywords: sport orienteering, intellectual training, intelligence tests and age dynamics of intellectual performance.

ВВЕДЕНИЕ

В подготовке спортсменов большую роль играет их осознанная умственная деятельность, которая направлена на осмысление сути спортивного совершенствования, непосредственно связанных с ней явлений и процессов, а также на развитие интеллектуальных способностей, без которых затруднено достижение высоких спортивных результатов [4, 6].

Проблема измерения интеллекта одна из наиболее дискуссионных, не только в спортивной психологии, но и практической организации учебно-тренировочного процесса. Следует отметить, что современная психодиагностика располагает большим

арсеналом контрольных испытаний (тестов), позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. При этом особую группу этих контрольных испытаний составляют методики, направленные на измерение уровня интеллектуальной работоспособности. В настоящее время в зарубежной и отечественной психодиагностике сформировалась психометрическая модель интеллекта, которая обычно признаётся традиционной и базируется на положениях о том, что существует единая всепроникающая способность - общий интеллект. Общий интеллект имеет биологическую основу, и в соответствии с этим, сильно коррелирует с наследственностью и различными психическими процессами индивида, при этом тесты интеллекта измеряют биологический интеллект [2].

Спортивное ориентирование не следует рассматривать как просто бег на местности с картой и компасом. Ориентирование - это постоянная тренировка процесса мыслительной деятельности: аналитических способностей, синтеза, планирования и упрощения. Если спортсмен понимает и осознаёт, как он должен мыслить на соревновательной дистанции, то он способен поддерживать высокую концентрацию и скорость передвижения на протяжении всей гонки [1, 3, 4]. Поскольку сознательная умственная деятельность значительно влияет на скорость преодоления соревновательной дистанции, то становится очевидной актуальность объективной и оперативной оценки уровня развития ведущих психических процессов спортсменов, специализирующихся в конкретном виде ориентирования (кроссовом, лыжном или велоориентировании).

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эффективное управление многолетним учебно-тренировочным процессом невозможно без знания тех факторов, которые определяют специальную подготовленность спортсменов-ориентировщиков на различных этапах тренировки [5]. Особенно остро эта проблема стоит в кроссовых видах ориентирования, поскольку результат во многом зависит от совокупности качеств, связанных с одной стороны с физическими способностями, а с другой, с интеллектуальными возможностями спортсмена. Это обстоятельство приводит к необходимости поиска рациональных и эффективных методов интеллектуальной подготовки ориентировщиков.

Основываясь на общих закономерностях соревновательной деятельности в кроссовых видах ориентирования, мы предприняли комплексное изучение состава и возрастной динамики доминантных факторов интеллектуальной работоспособности. Всего в исследовании приняло участие более 450 спортсменов в возрасте от 9 до 20 лет. Использовался подход, предложенный Н.Ж. Булгаковой (1980), когда в серии параллельных (в четырех возрастных группах) педагогических экспериментов была осуществлена проверка границ сенситивных периодов. Наложение результатов экспериментальной проверки на данные лонгитудинальных исследований позволило конкретизировать возрастную динамику для каждого, отдельно взятого качества.

Интеллектуальную работоспособность характеризуют показатели памяти, внимания и мышления. Установлено, что у ориентировщиков наибольший прирост в возрасте с 9-ти до 13-ти лет наблюдался в тестах, отражающих уровень развития оперативного мышления, наглядно-образной памяти и распределения внимания. Темп прироста в этих контрольных упражнениях составил от 215,3 до 121,2% (таблица 1). Прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие интеллектуальной работоспособности, наблюдается и в возрасте 14-15 лет. Так темп прироста показателей распределения внимания составил 120,1%, наглядно-образного мышления - 50,9% и оперативной памяти - 23,1%. Остальные интеллектуальные способности имели темп прироста в диапазоне от 13,9 до 8,1%. Что касается быстроты восприятия и переработки соревновательной информации, то здесь можно предположить, что механизм оперативного мышления также существенно совершенствуется после 14 лет (темп прироста 20,9%) (таблица 2).

На это также указывает относительно большой прирост наглядно-образного мышления (более 50%) и оперативной памяти (23,0%), которые в совокупности и взаимодействии определяют способность спортсмена правильно оценивать разнообразные соревновательные ситуации, выбирать оптимальный путь движения между контрольными пунктами, а затем эффективно его реализовать.

Таблица 1 - Возрастная динамика показателей интеллектуальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков 9-13 лет (М±а)_

Тестовые испытания Возраст, лет

9 10 11 12 13

Наглядно-образная память, баллы 3,8±1,9 5,5±2,5 6,1±2,7 8,4±2,2 9,7±2,2

Наглядно-образное мышление, баллы 2,6±1,2 2,2±1,0 3,4±2,0 3,8±1,5 5,3±1,9

Распределение внимания, с 292,9±73,4 260,9±68,1 227,1±48,2 159,8±22,6 132,1±24,8

Оперативное мышление, баллы 1,3±1,1 1,6±1,1 2,6±0,7 3,4±1,7 4,1± 1, 1

Переключение внимания, баллы 18,7±3,7 18,0±6,1 25,9±5,5 30,3±8,1 36,3±6,6

Пространственное восприятие направлений, баллы 5,8±4,2 8,1±3,0 8,2±5,5 12,4±5,1 12,1±6,1

Оперативная память, баллы 3,3±1,2 3,2±1,2 3,2±1,5 3,3±1,5 4,3±1,2

Объем внимания, баллы 14,8±4,5 15,8±3,3 17,9±4,1 21,1±3,5 23,1±3,0

Устойчивость внимания, с 255,2±53,0 245,3±48,4 216,1±35,1 204,4±34,6 173,1±20,3

Таблица 2 - Возрастная динамика показателей интеллектуальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет (М±а)_

Контрольные упражнения Возраст, лет

14 15

Наглядно-образная память, баллы 9,5±2,3 9,1±2,2

Наглядно-образное мышление, баллы 5,1±2,3 7,7±1,9

Распределение внимания, с 136,9±29,4 107,6±23,3

Оперативное мышление, баллы 4,3±1,4 5,2±1,9

Переключение внимания, баллы 38,1± 11,2 43,4±8,4

Пространственное восприятие направлений, баллы 18,8±9,6 20,7±9,4

Оперативная память, баллы 3,9± 1,5 4,8±1,6

Объем внимания, баллы 24,7±3,0 26,7±5,8

Устойчивость внимания, с 157,8±28,4 142,6±21,7

Для определения влияния ведущих показателей интеллектуальной работоспособности на результативность соревновательной деятельности, был проведён корреляционный анализ 24 выявленных в процессе исследования характеристик. Полученная матрица проанализирована по уровням от г=0,99 до г=0,60. Анализ полученных значений интеркорреляций между измеренными показателями указывает, что у спортсменов 14-15 лет, систематически занимающихся ориентированием, можно выделить две группы контрольных упражнений, которые показывают зависимость одного от другого. В первую очередь это скорость чтения спортивной карты, которая обусловливается показателями мышления: оперативного (г=0,845), наглядно-образного (г=0,771) и зрительно-пространственного (г=0,816). При этом способность к восприятию спортивной карты также имеет высокую корреляцию с наглядно-образной памятью (г=0,665) и распределением внимания (г=0,793).

Отмечена значительная взаимосвязь оперативного мышления с наглядно-образным мышлением (г=0,858), логическим мышлением (г=0,840), распределением внимания (г=0,814), зрительно-пространственным мышлением (г=0,744), переключением внимания (г=0,703), наглядно-образной памятью (г=0,585), моторной координацией (г=0,689) и специальной выносливостью (г=0,725).

На следующем этапе исследования было установлено, как систематические тренировки влияют на динамику интеллектуальных способностей спортсменов-ориентировщи-ков 16-20 лет (таблица 3). Особенность развития интеллектуальных способностей у ори-ентировщиков на данном этапе подготовки выражается в том, что их динамика имеет волнообразный характер. Так после равномерного увеличения на предыдущих этапах, значительный прирост отдельных показателей наблюдается в период с 16-ти до 17-ти лет. Затем

относительно значимое увеличение отмечается с 19-ти лет. Наибольший прирост в контрольных упражнениях, отражающих уровень развития памяти, внимания и мышления, наблюдается в возрасте 17-18 лет. Так темп прироста показателей оперативной памяти за данный период составил 14,5%, переключения внимания 13,9%%, объёма внимания 9,3% и распределения внимания - 8,7%. В теоретическом отношении важно, что полученные в результате исследований данные конкретизировали особенности возрастного развития юношей 16-20 лет, что позволило сформулировать ряд основополагающих закономерностей, которые использовались при организации тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Таблица 3 - Возрастная динамика показателей интеллектуальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков 16-20 лет (М±о)_

Контрольные Возраст, лет

упражнения 16 17 18 19 20

Наглядно-образная память, баллы 10,5±0,8 10,2± 1,6 10,5±1,4 10,2±1,7 10,4±2,7

Наглядно-образное мышление, баллы 6,4±2,0 6,5±2,2 6,8±1,9 7,2±2,0 7,4±1,3

Распределение внимания, с 115,5±29,9 103,3±17,7 95,0±19,35 110,6±31,8 98,2±20,8

Оперативное мышление, баллы 5,2±1,7 5,1±1,3 5,0±1,7 5,2±2,2 4,8±1,6

Переключение внимания, баллы 47,5±10,2 44,6±6,9 50,8±7,6 49,8±11,1 48,8±10,8

Пространственное восприятие направлений, баллы 18,5±7,7 24,9±9,4 22,3±8,4 23,8±10,0 29,1±9,4

Оперативная память, баллы 5,2±1,4 4,8±1,1 5,5±0,9 5,8±1,0 6,1±1,1

Объем внимания, баллы 25,2±3,2 24,5±3,3 26,8±3,2 26,0±4,1 26,4±3,8

Устойчивость внимания, с 150,3±35,4 154,3± 19,3 154,7±40,4 156,9±38,4 152,1±45,1

В заключение, для определения динамических характеристик оперативного мышления, как наиболее важного компонента интеллектуальной работоспособности, мы дифференцировали экспериментальные данные по возрасту, начиная с 9-ти лет и кончая 20-ю годами. Здесь следует отметить, что с 14-ти до 15-ти лет происходит уменьшение времени решения оперативных тактических задач. В этом же возрасте наблюдается и значительное снижение немотивированных ошибок при преодолении соревновательных дистанций. В 15-16 лет достигают максимальных значений такие показатели интеллектуальной работоспособности, как объём и устойчивость внимания, оперативная и наглядно-образная память. Таким образом, видно, что 15-16-летний возраст соответствует сенситивному периоду в развитии способности к оперативному мышлению. Именно в этом возрасте необходимо форсировать формирование тактической подготовленности спортсменов, специализирующихся в кроссовых видах ориентирования.

ВЫВОДЫ

У спортсменов-ориентировщиков 9-20 лет в возрастном развитии каждого, отдельно взятого интеллектуального качества выявлено от трёх до четырёх периодов повышенной чувствительности к внешним воздействиям, что даёт возможность избирательно совершенствовать распределение внимания в 9-13 лет, оперативное мышление в 10-15 лет, переключение и устойчивость внимания в 10-14 лет. Выявленный гетерохронный характер развития интеллектуальных способностей позволяет организовать тренирующие воздействия адекватно ритмам возрастного развития и выделить возраст 15-16 лет как «определяющий» в плане становления технико-тактического мастерства спортсменов-ориенти-ровщиков. Установленная возрастная динамика интеллектуальных способностей и достоверная взаимосвязь (р<0,05) между результативностью соревновательной деятельности в кроссовом ориентировании и такими показателями как оперативное (г=0,699) мышление, распределение (г=0,655) и переключение (г=0,833) внимания у ориентировщиков 13-14 лет; оперативное мышление (г=0,703), скорость чтения спортивной карты (г=0,823), наглядно-образная память (г=0,891), переключение (г=0,838) и распределение (г=0,654) внимания у ориентировщиков 16-20 лет позволили значительно повысить объективность оценки уровня их интеллектуальной подготовленности, надёжно диагностировать спортивные способности при отборе и применять индивидуально-адекватные тренирующие

воздействия. При этом учёт показателей возрастной динамики психических процессов является основой интеллектуальной подготовки спортсменов-ориентировщиков на всех этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брайцева, В. А. Основы тактического взаимодействия с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 6 (136). - С. 24-29.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2007. - 352 с.

3. Воронова, В.В. Сбивающие факторы в кроссовых видах спортивного ориентирования и их влияние на соревновательную деятельность квалифицированных спортсменов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 38-42.

4. Казанцев, С. А. Психология спортивного ориентирования : монография / С. А. Казанцев. - СПб. : [б.и.], 2007. - 110 с.

5. Кузнецова, В.В. Факторная структура специальной подготовленности квалифицированных спортсменов 19-20 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. - № 5. - С. 41-44.

6. Назаренко, Л. Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 9-12.

REFERENCES

1. Braitseva, V.A. (2016), "Foundations of tactical interaction with the opponent on distances in a specified direction in the orienteering run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 24-29.

2. Burlachuk, L.F. (2007), Psychological testing: a textbookfor high schools, Peter, Sankt-Peters-burg, Russian Federation.

3. Voronova, V.V. (2018), "Knocking down factors in cross-country types of orienteering and their influence on the competitive activity of qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 38-42.

4. Kazantsev, S.A. (2007), Psychology of sport orienteering, Sankt-Petersburg, SPBGUFK imeni P.F. Lesgafta, Russian Federation.

5. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of North-West Russia, Smolensk, pp. 41-44.

6. Nazarenko, L.D. (2013) "The role of intelligence in sports activities", Theory and practice of physical culture, No.10, pp. 9-12.

Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2018

УДК 796.964

АНАЛИЗ ПРОПУЩЕННЫХ ГОЛОВ КОМАНДЫ СКА-НЕФТЯНИК (ХАБАРОВСК) В ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ СРЕДИ КОМАНД СУПЕРЛИГИ СЕЗОНОВ 2015-2018 ГОДОВ

Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Хабаровск; Константин Николаевич Дубровин, инженер, Вычислительный центр Дальневосточного отделения Российской академии наук, Хабаровск; Олег Зуфарович Зиганшин, доцент, председатель федерации хоккея с мячом г. Хабаровск, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Андреевич Бондаренко, магистрант, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Хабаровск

Аннотация

Работа посвящена анализу пропущенных голов команды СКА-Нефтяник (Хабаровск) в чемпионате России по хоккею с мячом среди команд суперлиги сезонов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.