М. : Смысл, 1998. - С. 22-25.
7. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1987. - 167 с.
8. Павлова, О.В. Психосоматические аспекты патогенеза хронических кожных заболеваний // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 88-94.
9. Lazarus, R.S. Stress, appraisal and coping process / R.S. Lazarus, S. Folkman. -New York, 1966. - 120 p.
10. Lehr, U. Coping and Aging / U. Lehr, H. Thomae // Personality Psychology in Europe / G. Van Heck, P. Bonaiuto. - 1993. - Vol. 4. - P. 365-387.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
Юрий Сергеевич Воронов, кандидат педагогических наук, доцент Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ) г. Смоленск
Аннотация
В статье рассмотрены особенности физического и интеллектуального развития ориенти-ровщиков 9-15 лет. Выявлено, что эффективность управления подготовкой юных ориентиров-щиков может быть существенно повышена на основе учёта их индивидуальных способностей. В результате анализа полученных данных сформулированы практические рекомендации по оптимизации физической и технико-тактической подготовки на разных этапах многолетнего учебнотренировочного процесса.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, многолетняя динамика показателей интеллектуальной и физической подготовленности.
INDIVIDUALIZATION OF TRAINING OF YOUNG SPORTSMEN, GOING IN FOR SPORT ORIENTEERING, ON THE BASIS OF THE AGE APPROPRIATENESSES ACOUNT OF ORGANISM BIOLOGICAL DEVELOPMENT
Yury Sergeevich Voronov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer The Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism,
Smolensk
Abstract
This article concerns physical and intellectual peculiarities of the development of 9-15 years old sportsmen, going in for sports orienteering. It is brought out that the effectiveness of the control of young orienteering sportsmen training can be essentially better taking into account their individual peculiarities. As a result the analysis of the received data, practical recommendations on optimization of physical, technical and tactical during different periods of many years training process, have been formulated.
Keywords: sports orienteering, young sportsmen, long-time dynamics of parameters of special preparedness
В настоящее время индивидуальных подход рассматривается в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания. В самом широком смысле под индивидуализацией понимают учёт при осуществлении определенной деятельности психического и физического своеобразия, присущего отдельной личности [1, 2, 3].
Несмотря на актуальность данного вопроса, проблема индивидуализации применительно к подготовке юных спортсменов-ориентировщиков не получила ещё должного научного обоснования. То есть возникли объективные противоречия между необходимостью оптимизации тренировочного процесса в спортивном ориентировании и отсутствием научно обоснованных подходов к индивидуализации и дифференциации подготовки. Данная проблемная ситуация обусловливает актуальность на-
стоящего исследования, которая заключается в определении того, каким образом должны решаться вопросы управления тренировочным процессом с учётом возрастных особенностей биологического развития организма.
Решая задачу оптимизации управления подготовкой спортивного резерва в ориентировании, мы определили особенности темпов прироста интеллектуальных и физических показателей у ориентировщиков под влиянием тренировок на основе комплексных исследований (лонгитудинальных и серии параллельных (в четырёх возрастных группах) педагогических экспериментов), которые проводились в течение 8 лет. Всего было обследовано более 400 спортсменов-ориентировщиков в возрасте от 9 до 20 лет.
Анализ полученных данных показывает, что уровень большинства физических способностей в наибольшей мере возрастает с 9 до 11 лет (табл. 1). Так в 20-минутном беге с учётом пройденного расстояния прирост за первые полтора года тренировки составил 688,6 метров (18,2%), а результат в кроссовом беге улучшился на 31,9%. Касаясь скоростной подготовленности юных ориентировщиков следует отметить, что её средний ежегодный прирост составляет 0,5 с. Более значительно результат в беге на 30 м с ходу возрастает с 12 до 13 лет (на 10,2%).
Таблица 1
Возрастная динамика показателей физической и интеллектуальной
подготовленности ориентировщиков 9-12 лет (Х±п)
Контрольные упражнения Возраст, лет
9 10 11 12
Прыжок в длину с места, см 149.1±11.6 162.1±13.7 162.4±14.6 172.5±12.7
5-кратный прыжок в длину с места, см 773.3±50.5 814.3±67.9 828.4±56.5 859.2±66.9
Бег на 30 м с ходу, с 5.9±0.45 5.4±0.35 5.4±0.64 4.9±0.48
Комплексное упражнение на силу, количество раз 29.7±8.9 34.8±7.0 38.3±11.5 43.2±9.0
Челночный бег 4х9 м, с 11.61±0.5 11.18±0.7 11.25±0.5 11.03±0.5
Тест-кросс, скорость в м/с 2.82±0.48 3.03±0.37 3.38±0.29 3.62±0.23
Скорость отметки на КП, с 14.3±3.7 10.6±4.0 6.4±1.9 7.3±2.7
Наглядно-образная память, баллы 3.8±1.9 5.5±2.5 6.1±2.7 8.4±2.2
Наглядно-образное мышление, баллы 2.6±1.2 2.2±1.0 3.4±2.0 3.8±1.5
Распределение внимания, с 292.9±73.4 260.9±68.1 227.1±48.2 159.8±22.6
Оперативное мышление, баллы 1.3±1.1 1.6±1.1 2.6±0.7 3.4±1.7
Переключение внимания, баллы 18.7±3.7 18.0±6.1 25.9±5.5 30.3±8.1
Пространственное восприятие направлений, баллы 5.8±4.2 8.1±3.0 8.2±5.5 12.4±5.1
Оперативная память, баллы 3.3±1.2 3.2±1.2 3.2±1.5 3.3±1.5
Объём внимания, баллы 14.8±4.5 15.8±3.3 17.9±4.1 21.1±3.5
Устойчивость внимания, с 255.2±53.0 245.3±48.4 216.1±35.1 204.4±34.6
Возрастная динамика скоростно-силовой подготовленности юных ориентировщиков изучалась по результатам прыжковых упражнений. Наиболее значительный её прирост отмечен с 9 до 10 лет. Так результат прыжка в длину с места увеличивается за этот период на 8,7%, а в пятикратном прыжке в длину с места на 5,3%.
Установлено, что в возрасте 11-13 лет у юных ориентировщиков способность к овладению новыми двигательными действиями продолжает прогрессировать. Особенностью соревновательной деятельности на данном этапе является то, что моторная адаптация проявляется в двух вариантах. Первый - условия непривычны, но двигательная задача известна заранее, и имеется достаточно времени для программирования её исполнения. При втором варианте - двигательная задача возникает внезапно, и её решение приходится осуществлять в условиях дефицита времени. При этом в одном случае, на основе анализа карты и местности, возникают вероятностные условия, для которых характерно состояние ожидания (например, крутой спуск, микронеровности и
т.п.), и в связи с этим имеется определённая степень готовности. В другом случае, стимул, вынуждающий двигательную активность, возникает совершенно неожиданно и требует мгновенной реакции (например, падение на спуске, неожиданное появление препятствий в густом лесу и т.п.). Можно сказать, что двигательная задача решается в одном случае строго определённым образом, в другом - возможны и даже целесообразны различные варианты её решения.
Уровень интеллектуальной подготовленности ориентировщиков характеризуют показатели памяти, внимания и мышления. Наибольший прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие этих способностей, наблюдается в возрасте 11-13 лет. За это время показатели распределения внимания улучшаются на 41,8%, переключения внимания на 44,0%, наглядно-образной памяти на 59,0%, наглядно-образного мышления на 55,8% и оперативного мышления на 57,6%.
Решая задачу оптимизации управления подготовкой спортивного резерва, мы также определили особенности темпов прироста интеллектуальных и физических показателей у юношей 13-15 лет (табл. 2). Анализируя уровень скоростной подготовленности следует отметить, что с 13 до 14 лет прирост почти не происходит, а с 14 до 15 лет скоростные способности возрастают в среднем на 9,17%.
Установлено, что интенсивный прирост показателей памяти, внимания и мышления у ориентировщиков наблюдается и в возрасте 14-15 лет. Так показатели распределения внимания улучшаются на 21,3%, переключения внимания на 13,1% и устойчивости внимания на 9,5%. Что касается быстроты восприятия и переработки соревновательной информации, то здесь видно, что механизм оперативного мышления существенно совершенствуется после 14 лет (прирост составил 20,9%). Установлен достаточно большой прирост показателей наглядно-образного мышления (более 50%) и оперативной памяти (на 23,0%), которые в совокупности определяют способность ориентировщика выбирать оптимальный путь движения между КП и эффективно его реализовывать. Скорость кроссового бега, которая отражает уровень специальной выносливости ориентировщиков, возрастает в течение всего изучаемого возрастного периода в среднем на 10-12% в год, и достигает максимальных значений в 19-20 лет.
Опираясь на выявленные закономерности возрастного развития интеллектуальных и физических способностей ориентировщиков 9-15 лет, представляется правомерным сформулировать ряд принципов построения отдельных этапов многолетней подготовки.
Таблица 2.
Возрастная динамика показателей физической и интеллектуальной ________подготовленности ориентировщиков 13-15 лет (Х±п)________________
Контрольные упражнения Возраст, лет
13 14 15
Прыжок в длину с места, см 183.5±23.6 201.2±21.4 200.5±20.0
5-кратный прыжок в длину с места, см 907.2±83.4 1029.8±119.8 1034.6±101.1
Бег на 30 м с ходу, с 4.40±0.24 4.47±0.27 4.06±0.23
Комплексное упражнение на силу, количество раз 45.8±8.7 47.8±10.2 50.7±10.7
Челночный бег 4х9 м, с 10.78±0.6 9.84±0.59 9.95±0.61
Тест-кросс, скорость в м/с 3.72±0.36 3.88±0.31 3.78±0.46
Скорость отметки на КП, с 7.30±0.7 7.59±2.47 4.68±1.9
Наглядно-образная память, баллы 9.7±2.2 9.5±2.3 9.1±2.2
Наглядно-образное мышление, баллы 5.3±1.9 5.1±2.3 7.7±1.9
Распределение внимания, с 132.1±24.8 136.9±29.4 107.6±23.3
Оперативное мышление, баллы 4.1±1.1 4.3±1.4 5.2±1.9
Переключение внимания, баллы 36.3±6.6 38.1±11.2 43.4±8.4
Пространственное восприятие направлений, баллы 12.1±6.1 18.8±9.6 20.7±9.4
Оперативная память, баллы 4.3±1.2 3.9±1.5 4.8±1.6
Объём внимания, баллы 23.1±3.0 24.7±3.0 26.7±5.8
Устойчивость внимания, с 173.1±20.3 157.8±28.4 142.6±21.7
Установлено, что на этап предварительной подготовки приходятся периоды высокого прироста координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей. У детей данного возраста отмечается высокая пластичность нервной системы, значительная её возбудимость и реактивность. Это создает хорошие предпосылки для быстрого усвоения и закрепления двигательных навыков. Исходя из этого, техническая подготовка юных ориентировщиков должна быть направлена на обучение возможно большему количеству разнообразных умений и навыков, и, в первую очередь, усвоению приёмов определения расстояний и контроля направления движения на местности.
Определённое внимание должно быть уделено развитию тактической подготовленности. Это обусловлено тем, что в возрасте 9-10 лет нервная деятельность уже достигает высокой степени развития, и у юного ориентировщика появляется способность к дифференцировке и обобщению явлений, нахождению элементарных закономерностей в различных ситуациях. Отсюда - тактическая подготовка ориентировщиков данного возраста направлена на планирование путей прохождения дистанции с использованием линейных и тормозных ориентиров.
Этап начальной спортивной специализации рассматривается как один из этапов фундаментальной подготовки. Установлено, что в этом возрасте происходит оптимизация механизмов функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что создает благоприятные условия для развития аэробных возможностей организма. В результате учебно-тренировочных занятий высокого уровня достигает способность юных ориентировщиков управлять своим вниманием, увеличивать его объём. Всё это позволяет спортсменам эффективно осваивать технику ориентирования, и основное внимание направить на формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений и на целостное овладение способами ориентирования.
Спортсмен-ориентировщик в данном возрасте уже в состоянии устанавливать причинно-следственные связи в различных ситуациях, используя абстрактное мышление. Именно на основе этого качества формируются способности к тактическому мышлению. Развитие психических процессов вместе с повышением уровня физической и технической подготовленности даёт возможность приступить к целенаправленному освоению тактики спортивного ориентирования. Тактическая подготовка в целом направлена на повышение эффективности выбора путей движения между КП в зависимости от характера растительности и рельефа местности.
Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта приходится на период, когда в основном завершается формирование функциональных систем организма, обеспечивающих высокую работоспособность. Основная задача технической подготовки - это достижение автоматизма и стабилизация основных приёмов и способов ориентирования, повышение эффективности владения техникой в усложненных условиях. Пристальное внимание необходимо уделять совершенствованию умения варьировать технику в зависимости от скорости движения по дистанции.
Происходящее у ориентировщиков 14-15 лет интенсивное развитие способности распределять и переключать внимание, и приходящийся на 15-16-летний возраст сенситивный период в развитии оперативного мышления создают благоприятные предпосылки для целенаправленной тактической подготовки. В процессе тренировки ориен-тировщик совершенствует приёмы взаимодействия с соперником на дистанции, овладевает способностью оперативно решать тактические задачи в зависимости от возникающих ситуаций на основе анализа своей физической и технической подготовленности.
ВЫВОДЫ
В результате проведённых исследований установлено, что длительные и направленные занятия спортивным ориентированием приводят к специфическим изме-
нениям интеллектуальных и физических показателей подготовленности спортсменов и формируют компенсаторно-приспособительные механизмы в соответствии со спецификой соревновательной деятельности. Это даёт основание использовать в тренировочном процессе принцип эволюционного подхода, означающий необходимость постоянного учёта и использования в практическом построении многолетней тренировки соотношения и взаимосвязи биологических и социальных факторов эволюции физических и интеллектуальных способностей. Выявленные особенности биологического развития организма ориентировщиков 9-15 лет явились основой разработки инновационной технологии управления многолетней подготовкой, а практическое её применение позволило спортсменам, участвующим в педагогическом эксперименте, значительно улучшить результативность соревновательной деятельности на основе индивидуализации тренировочного процесса (Р<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Смоленск, 1997. - 219 с.
2. Квашук, П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации юных спортсменов / П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 18-22.
3. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. - М., 2003. - 49 с.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Валерий Дугаржапович Дашинорбоев, доктор педагогических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный технологический университет (ВСГТУ)
г. Улан-Удэ
Раиса Ивановна Платонова, кандидат педагогических наук, доцент, Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова (ЯГУ)
г. Якутск
Аннотация
В статье дается краткий анализ современных исследований по вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов в системе высшей школы, изучения состояния процессов на региональном рынке образовательных услуг, соответствия содержания образования вуза к реалиям школы нового столетия. Определены организационно - педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов на примере факультета вуза. Предлагается система подготовки специалистов с внедрением инновационных форм организации учебновоспитательного процесса, позволяющая существенно повысить уровень востребованности будущих педагогов на рынке труда.
Ключевые слова: региональные аспекты, конкурентоспособный специалист, педагогический вуз.
REGIONAL ASPECTS OF FORMING A COMPETETIVE SPECIALIST IN THE
CONDITIONS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL ESTABLISHMENT
Valeriy Dugarzhapovich Dashinorboyev, doctor of pedagogical sciences, professor,
The East Siberian Technological University,
Ulan-Ude
Raisa Ivanovna Platonova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer The Yakut State University after M.K. Ammosov,
Yakutsk
Abstract
This article gives the analysis of modem researches on the questions of training the competitive