Научная статья на тему 'Формирование интеллектуальных способностей учащихся через организациюмероприятий по спортивному ориентированию в школе'

Формирование интеллектуальных способностей учащихся через организациюмероприятий по спортивному ориентированию в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / INTELLECTUAL ABILITIES / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / SPORT ORIENTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Бочурова Сардаана Степановна, Захарова Анжелика Ивановна

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Бочурова Сардаана Степановна, Захарова Анжелика Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTELLECTUAL ABILITIES OF STUDENTS THROUGH ORGANIZATION OF SPORTING ORIENTATION AT SCHOOL

Sport orienteering is one of the most specific sports that combines high physical and mental loads against a background of strong-willed and emotional stresses aimed at the independent solution of a number of practical problems.

Текст научной работы на тему «Формирование интеллектуальных способностей учащихся через организациюмероприятий по спортивному ориентированию в школе»

Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору». «Мама зовет сына: «Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду». Миша отвечает: «Сейчас». Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. - Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?».

Вторым этапом решение задач. Необходимо было разыграть диалог. С услышанных ситуаций.

Анализируя, проведенное диагностическое задание, можно отметить что на первом этапе младшим школьникам удалось анализировать ситуации, находить конструктивное решение проблемы, однако в разыгрывание диалогов обучающиеся были эмоциональны, и отрицательно реагировали на возникающие конфликты в предложенных ситуациях.

Игра «Змея» позволила определить на каком уровне сформированное™ навыков и умений организованности сплоченности находятся респонденты.

Ход проведения: обучающиеся становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - «голова змеи», последний - «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину.

В ходе организации диагностического этапа, можно отметить, что обучающиеся достаточно активно участвовали в игровой деятельности, однако демонстрировали недостаточно сформированные навыки взаимодействия. Например, при решении проблемных ситуаций, они испытывали затруднения в нахождении самостоятельного решения проблемы, уровень сформированное™ норм и правил поведения тоже ближе к среднему, так как респонденты не всегда могли использовать вежливые слова, невербальные и вербальные формы общения, испытывают затруднения в установлении контакта, высказыванию своих мыслей, умению поддерживать беседу, не всегда контролируют эмоции во время общения и готовы быть эмпатийными.

Выводы. Таким образом, проанализированные результаты исследования указывают на значимость исследуемой проблемы. В процессе эмпирического исследования установлено, что сформированность коммуникативной компетенции это сложное образование, включающее в себя определенную совокупность умений. Исходные результаты исследования показали необходимость совершенствования воспитательно-образовательного процесса и направленность на поиск эффективных условий формирования комплекса умений обучающихся начальных классов, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Литература:

1. Гамзатова, Д.А., Гасанова, Д.И. Педагогические условия формирования коммуникативной активности младших школьников [электронный ресурс] / Д.А. Гамзатова, Д.И. Гасанова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. - №3 (24). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kommunikativnoy-aktivnosti-mIadshih-Shkolnikov.

2. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - Автореф. дис. док. психол. наук / Ю.Н. Емельянов. -Л., 1991. - 36 с.

3. Максимова, Е.Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Б. Максимова. -Москва, 2007. - 173 с.

4. Муравьёва, О.И. Психология коммуникативной компетентности. Учебник / О.И. Муравьева. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. - 160 с.

5. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.

Педагогика

УДК: 373:796.011(571.56-21)

кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Бочурова Сардаана Степановна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Захарова Анжелика Ивановна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮМЕРОПРИЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация. Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач.

Ключевые слова: спортивное ориентирование; интеллектуальные способности; учащиеся; эксперимент; школа; педагогическое наблюдение.

Annotation. Sport orienteering is one of the most specific sports that combines high physical and mental loads against a background of strong-willed and emotional stresses aimed at the independent solution of a number of practical problems.

Keywords: sport orienteering; intellectual abilities; students, experiment.

Введение. Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны найти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции. Спортивное ориентирование представляет высокие требования ко всем сторонам психической деятельности человека - вниманию, наблюдательности, творческому мышлению, наглядно-образной памяти, эмоциям.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский обратил внимание, что в процессе занятий на природе его ученики легче усваивали материал, у них улучшалась память, обострялось внимание, расширялся кругозор. Такие уроки он называл «уроками развития мышления на местности».

Школа - это основное учебно-воспитательное учреждение, где должно организовываться и осуществляться различными методами и в различных формах управление интеллектуальным развитием подрастающего поколения [6].

Основной материал исследования. Сегодня перед российской образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель не просто чётко представлял, но и умел использовать образовательные технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

Цель. Данная работа предназначена для решения проблемы использования средств дополнительного образования для повышения уровня развития интеллектуальных способностей учащихся.

Для выявления интеллектуальных способностей учащихся 9-х классов школы № 31г. Якутска нами разработано экспериментальное мероприятие по спортивному ориентированию «Спортивное ориентирование в школе».

В программе эксперимента использовались три вида теста:

1 неделя «Лабиринт Кворри»

Для развития устойчивости внимания применить тест «Лабиринты Кворри» (рис.1). По команде руководителя участники эксперимента одновременно переворачивают таблицы (до этого они лежат перевернутыми вниз «лицом» кверху.

Следя взглядом за линией, начинающейся с первой клетки, ведут до конца и записывают номер клетки (из которой ведут), в клетке, которой заканчивается. И так подряд каждую линию в течение двух минут после пробега кроссовой дистанции - 1 км. Результат определяется по количеству правильных ответов, записанных испытуемым в клетке [10].

Рисунок 1. Лабиринт Кворри для изучения устойчивости внимания 2 неделя «Таблица 25»

Для развития уровня состояния кратковременной памяти применяется тест «Таблица 25» (рис. 2): квадратная таблица с 25-ю клетками, в которой 20 клеток заполнены условными знаками спортивных карт.

т

V о А

*** X rt-m л

О -v. - -

1—И U шш

---

25 метров

Задача испытуемого заключается в том, чтобы он в течение двух минут, бегая «челноком», сделал копию контрольной таблицы, которая находится на расстоянии 25-ти метров от его рабочей таблицы.

Результат определяется по количеству правильных перенесенных условных знаков, по качеству их изображения и по месту расположения.[10] 3 неделя «Сто очков»

Для развития мышления можно применить игру «Сто очков». Эта игра является вариантом соревнований по спортивному ориентированию по выбору. В лесу устанавливается большое количество контрольных пунктов. И все они имеют разную «стоимость» (от 5 до 20 очков). Возле каждого КП на карте, помимо его номера, обозначается его стоимость: 5, 10, 15 или 20. Игра состоит в том, чтобы за отведенное время (1 час) участники набрали 100 очков.

Контрольные пункты, расположенные в непосредственной близости от места старта и финиша, имеют самую низкую стоимость - 5 очков. КП, расположенные подальше, стоят 10 очков. КП стоимостью в 15 очков отыскать довольно тяжело, и расположены они еще дальше. А контрольные пункты по 20 очков являются самыми сложными для поиска. В соответствии с этим участники игры сами выбирают, каким способом им набрать 100 очков, при этом уложившись в отведенное время. Победителем игры признается тот, кто первым наберет заветные 100 очков, обязательно уложившись при этом в контрольное время. Результат определяется по правильному прохождению контрольных пунктов.[8] В целом, результаты эксперимента подводятся отдельно по каждому тесту.

Тест «Лабиринты Кворри»

№ Ф.И.О ПОКАЗАТЕЛИ РАЗНИЦА

ДО ПОСЛЕ В ЕД. В %

1 Участник 1 23 32 9 28,1

2 Участник 2 28 34 6 17,6

3 Участник 3 19 29 10 34,5

4 Участник 4 17 29 12 41,4

5 Участник 5 28 31 3 9,7

6 Участник 6 26 34 8 23,5

7 Участник 7 23 32 9 28,1

8 Участник 8 24 34 10 29,4

X 23,5 31,9 8,4 26,3

а 4,1 1,9

т 1,5 0,7

1 5,0

Р >0,01

По полученным результатам теста на внимание можно констатировать, что в конце эксперимента показатели у всех участников эксперимента изменились в лучшую сторону.

Тест «Таблица 25»

№ Ф.И.О ПОКАЗАТЕЛИ РАЗНИЦА

ДО ПОСЛЕ В ЕД. В %

1 Участник 1 12 13 1 7,7

2 Участник 2 13 14 1 7,1

3 Участник 3 11 15 4 26,7

4 Участник 4 15 16 1 6,3

5 Участник 5 13 15 2 13,3

6 Участник 6 15 18 3 16,7

7 Участник 7 13 18 5 27,8

8 Участник 8 15 19 4 21,1

X 13,4 16,0 2,6 16,4

о 1,5 2,2

т 0,6 0,8

1 2,6

Р >0,01

По полученным результатам теста на память можно утверждать, что в конце эксперимента память у всех участников эксперимента улучшилась.

«Сто очков»

№ Ф.И.О ПОКАЗАТЕЛИ Результат

Старт Финиш Время В %

После эксперимента

1 Участник 1 0:10:00 0:17:12 0:07:12 41,9

2 Участник 2 0:09:00 0:15:49 0:06:49 43,1

3 Участник 3 0:12:00 0:18:58 0:06:58 36,7

4 Участник 4 0:04:00 0:11:31 0:07:31 65,3

5 Участник 5 0:14:00 0:21:23 0:07:23 34,5

6 Участник 6 0:18:00 0:26:29 0:08:29 32,03

7 Участник 7 0:09:00 0:15:49 0:06:49 43,1

8 Участник 8 0:12:00 0:18:58 0:06:58 36,7

Р <0,05

До эксперимента

1 Участник 1 0:03:00 0:11:43 0:08:43 74,40

2 Участник 2 0:05:00 0:12:23 0:07:23 59,62

3 Участник 3 0:06:00 0:13:57 0:07:57 56,99

4 Участник 4 0:15:00 0:23:42 0:08:42 36,71

5 Участник 5 0:18:00 0:26:29 0:08:29 32,03

6 Участник 6 0:04:00 0:11:31 0:07:31 65,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Участник 7 0:03:00 0:11:43 0:08:43 74,40

8 Участник 8 0:09:24 0:17:39 0:08:15 46,73

Р <0,05

Положительное влияние экспериментальной методики для юных ориентировщиков подтверждается динамикой показателей.

Исследовательская работа проводилась с учащимися в возрасте 15-16 лет в количестве 8 человек. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике на основе упражнений, направленных на интеллектуальное развитие, включающее в себя ориентирование «100 очков», лабиринт «Кворри» и «таблица 25». Нами разработаны методические требования к применению названных видов в тренировочном процессе юных ориентировщиков. На основе изучения литературы были подобраны специализированные задания, вошедшие в эксперимент.

Эксперимент проводился с 26 марта 2017 г. по 15 мая 2017г. Занятия проводились во внеурочное время как секционное занятия 2 раза в неделю, согласно расписанию. Исследование состоит в проведении контроля интеллектуального развития ориентировщиков до эксперимента и после. Об эффективности методики судили по уровню тактико-технической подготовленности спортсменов-ориентировщиков, выявленных по результатам тестирования и соревновательной деятельности в начале и в конце эксперимента.

Наша программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ от 29.12.2012г.)

2. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329-Ф3.

3. Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 5 октября 2015 года N 274-ФЗ.

4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Выводы. На начальном этапе вовлечения детей в мир спортивного ориентирования существует ряд сложностей. Новый подход к привлечению школьников в такой вид спорта, как спортивное ориентирование, посредством приобретения практических навыков в непосредственно соревновательном процессе на легких дистанциях, открывает возможности для того, чтобы решить массу проблем.

Полученные результаты позволяют утверждать, что занятия спортивным ориентированием способствуют развитию не только физических качеств, но и развитию познавательных процессов психики.

Результаты исследования могут быть применены в средних общеобразовательных школах на уроках физкультуры или вовремя элективных курсов по спортивному ориентированию.

Литература:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.)

2. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ.

3. Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 5 октября 2015 года N 274-ФЗ.

4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

5. Васильев Н.Д., Рожнов A.B. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - №4 - 2016. - С. 47

6. Вербкин А. В. Спортивное ориентирование как фактор оздоровительной физической адаптации школьников // Альманах современной науки и образования. 2016. С. 23-27.

7. Воронов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании: Учебное пособие: Смоленск: СГИФК, - 2015.

8. Дружинин В.П., Родионов В.А., Селищева Е.А. Применение элементов спортивного ориентирования в общеобразовательных дисциплинах для развития познавательных процессов у младших школьников // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: естественные науки. 2015. С. 23-28.

9. Елизаров B.JI. Организационно — методические основы подготовки юных спортсменов: Автореф. дисс. кандпед. наук. - М: МГСУ, 2000

10. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2012.

11. Напреев С.Г., Калюжный Е.А. Спортивный лабиринт в тренировочном и соревновательном процессе ДЮСШ // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса. 2015. С. 48-52.

12. Опутникова В.П., Ковзель Е.Г., Опутников Л.В. Формирование культуры здорового образа жизни с использованием инновационной оздоровительной технологии средствами спортивного туризма и спортивного ориентирования // Физическая культура и спорт в системе образования россии: инновации и перспективы развития. 2016. С. 139-144.

13. Соломченк М.А., Авдеева М.Ю. Применение спортивного ориентирования во внеучебной деятельности по физической культуре для школьников // Наука и инновации в сфере образования и производства. 2016. С. 186-191.

14. Ужбаноков Х.С., Ужбанокова A.A. Влияние занятий спортивным ориентированием на развитие физических и психических качеств учащихся общеобразовательной школы // Вестник майкопского государственного технологического университета. 2015. С. 133-138.

Педагогика

УДК 796.

кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо - Восточный Федеральный Университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант группы М-СОТ-16 Сидорова Ульяна Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо - Восточный Федеральный Университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант группы М-СОТ-16 Дьячковская Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо - Восточный Федеральный Университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК

Аннотоция. В процессе выполнения работы применены следующие методы исследования: системный анализ, сочетание логического и исторического анализа развития спортивно-оздоровительного туризма; анализ научной литературы, метод сравнения и сопоставления.

Ключевые слова: физическая подготовка, спорт, спортивно-оздоровительный туризм. Annotation. In the course of performance of work, the following methods of a research are applied: system analysis, combination of the logical and historical analysis of development of sports tourism; analysis of scientific literature, method of comparison and comparison.

Keywords: physical training, sport, sports tourism.

Введение. Волейбол - один из самых доступных и распространенных видов командной спортивной игры. Эта игра благоприятна для здоровья и стара, и млада. Каждый, увлекающийся этой игрой, полной задора и радости движений, не расстается с ней в течение всей своей жизни. Волейбол - это отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культуры и спортом, активного отдыха. В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационно- методические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп. В соответствие с этими изменениями были созданы поурочные программы подготовки юных волейболистов.

Формулировка цели статьи. Анализ использования элементов спортивно-оздоровительного туризма в физической подготовке студенток-волейболисток.

Результаты и их обсуждение. Как известно, единый процесс спортивной тренировки волейболистов составляют шесть органически взаимосвязанных видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, теоретической и игровой. Физическая подготовка волейболистов играет важнейшую роль в современной системе спортивной тренировки -- она создает благоприятные предпосылки для решения задач технико-тактической, психологической и игровой подготовки. Физическая подготовка спортивной тренировки волейболистов составляют пять органически взаимосвязанных видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, логической подготовки, представляет собой воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых волейболисту в его игровой деятельности. Вопросы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.