Научная статья на тему 'Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников'

Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ГИПОДИНАМИЯ / PHYSICAL INACTIVITY / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL READINESS / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / SPORT ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Аэлита Степановна, Трофимова Парасковья Николаевна, Колодезникова Сардаана Ивановна

В статье рассмотрена повышения двигательной активности школьников по спортивному ориентированию. Известно, что спортивное ориентирование одно из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности, так как оно оказывает благоприятное воздействие на сердечнососудистую систему и другие органы человека. В наш технический век появилась гиподинамия нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Недостаточная подвижность школьника и длительное нахождение в одном положении за столом или партой могут вызвать нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Так называемое мышечное голодание у ребенка вызывает более выявленное нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Аэлита Степановна, Трофимова Парасковья Николаевна, Колодезникова Сардаана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport orienteering as a means of increasing the motor activity of schoolchildren

The article deals with the increase in the motor activity of schoolchildren in orienteering. It is known that sports orienteering is one of the most effective means of promoting health and improving physical fitness, as it has a beneficial effect on the cardiovascular system and other human organs. In our technical age appeared hypodynamia a violation of the body due to lack of movement. In the presence of transport especially in the city, many deprive themselves of the opportunity to walk. Insufficient mobility of the student and a long stay in one position at the table or desk can cause a violation of posture, the appearance of stoop, the deformation of the spine. The so-called muscle starvation in a child causes a more pronounced impairment of functions than in adults, it leads to a decrease not only in physical, but also in mental performance.

Текст научной работы на тему «Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников»

Педагогика

УДК 303.425.6:338.48(571.56)

магистрант Иванова Аэлита Степановна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск); магистрант Трофимова Парасковья Николаевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск)

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена повышения двигательной активности школьников по спортивному ориентированию. Известно, что спортивное ориентирование одно из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности, так как оно оказывает благоприятное воздействие на сердечнососудистую систему и другие органы человека. В наш технический век появилась гиподинамия - нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Недостаточная подвижность школьника и длительное нахождение в одном положении за столом или партой могут вызвать нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Так называемое мышечное голодание у ребенка вызывает более выявленное нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, двигательная активность, гиподинамия, Республика Саха (Якутия), физическая подготовленность, школьники.

Annotation. The article deals with the increase in the motor activity of schoolchildren in orienteering. It is known that sports orienteering is one of the most effective means of promoting health and improving physical fitness, as it has a beneficial effect on the cardiovascular system and other human organs. In our technical age appeared hypodynamia - a violation of the body due to lack of movement. In the presence of transport especially in the city, many deprive themselves of the opportunity to walk. Insufficient mobility of the student and a long stay in one position at the table or desk can cause a violation of posture, the appearance of stoop, the deformation of the spine. The so-called muscle starvation in a child causes a more pronounced impairment of functions than in adults, it leads to a decrease not only in physical, but also in mental performance.

Keywords: sport orientation, motor activity, physical inactivity, the Republic of Sakha (Yakutia), physical readiness, schoolchildren.

Введение. В современном обществе остро стоит вопрос об использование разнообразных средств физической культуры и спорта для ведения здорового образа жизни. Так как, человеческий организм в ходе своего эволюционного развития, запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность с раннего детства должна быть не в каком том периоде жизни, а на всей протяженности жизни до глубокой старости.

Снижение двигательной активности в среднем и старшем возрасте может ускорить старение организма. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость мышц, нарушается общее мозговое кровообращение [1].

Цель: Изучение эффективности влияния спортивного ориентирования на двигательную активность учащихся.

Изложение основного материала статьи. Спортивное ориентирование - это вид спорта, включающий и развлекательную деятельность, и физическую нагрузку, и решение умственных задач. Ориентированием занимаются люди всех возрастов, имеющих разные способности и интересы. В ориентировании органично сочетаются физические и умственные начала. Цель достигает тем, что такое однообразное упражнение как бег, выполняется в непринужденной мыслительно-игровой обстановке, когда по ходу дела решаются разнообразные задачи - сличение карты с местностью, правильная отметка на К.П, поддержание необходимой скорости и другое [2].

Соревнования могут различаться:

1) по способу передвижения: бегом (летнее ориентирование, сокращенно — О); на лыжах (лыжное ориентирование — Л О); на велосипедах (велоориентирование — ВО); с иными способами передвижения;

2) по времени проведения соревнований: дневные (в светлое время суток); ночные (в темное время суток);

3) по взаимодействию спортсменов: индивидуальные; эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно); групповые (двое или более членов команды проходят дистанцию совместно);

4) по характеру зачета результатов: личные (определяются места каждому участнику); лично-командные (определяются места как каждому участнику, так и команде); командные (определяются места только команде);

5) по способу определения результата соревнований: однократные (результат одного-единственного состязания — итоговый результат); многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней соревнования, — итоговый результат); квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для попадания в финал);

6) по длине дистанции: суперкороткие (парковый спринт — ПС); короткие (спринт); укороченные; классические; удлиненные; супердлинные (марафонское ориентирование — МО).

Соревнования проводятся в следующих видах ориентирования:

1) ориентирование в заданном направлении (ЗН);

2) ориентирование по выбору;

3) ориентирование на маркированной трассе;

4) эстафеты по всем видам ориентирования [4].

Спортивное ориентирование у нас в стране не является престижным видом спорта. Даже если дети и их родители слышали об ориентировании, то в чем смысл этого вида спорта представления обычно не имеют. Поэтому педагогам и тренерам по спортивному ориентированию следует делать основной упор на то, чтобы детям было на первых порах просто интересно, а родителям - выгодно (занятость и укрепление здоровья ребенка, положительные личные качества тренера и т.д.). Необходимо, чтобы первый опыт в ориентировании был радостным и успешным [5]. А если ожидания детей оправдаются и ориентирование покажется им интересным видом деятельности, развивающим их способности, то они останутся в спорте. Важно, чтобы все специалисты, связанные с организацией занятий по ориентированию, рассматривали свою работу с точки зрения удовлетворения потребностей и ожиданий в спорте самих детей, а не сужали детское ориентирование до строгих рамок правил взрослых соревнований [6].

Положительными факторами спортивного ориентирования являются:

- хорошая дисциплина на тренировках;

- личные успехи детей на соревнованиях или тренировках;

- разнообразие методов и типов тренировки;

- общение с детьми других учебных заведений;

- разнообразие мест занятий.

Занятия спортивным ориентированием в школе позволяет использовать данный вид занятий, как одного из базовых пунктов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей.[8].

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье (ребенка), тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Поэтому необходимы ЗОЖ и регулярная оптимальная двигательная активность [7].

Условия тренировки в Республике Саха(Якутии).

В связи с климатическими условиями нашего региона тренировочный план намного отличается от других планов. В центральных районах весь год, в основном, занимается на улице, на природе. У нас холодная и длинная зима. Удаленность от центров ориентирования и финансовые трудности тоже влияют на составление плана тренировок. Исходя из этого, предлагает более приемлемый в наших условиях, у нас, в основном, получают летом. В августе, если начинать с сентября [13].

На первом этапе нашей работы мы использовали и проанализировали материалы публикаций: Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. - «Теория и методика физического воспитания», Шестакова М.П., Космина И.П. -«Основы научно-методической деятельности в физической культуре», научно-методической журнал «Физическая культура», Куриловой В.М.-«Туризм».

На втором этапе исследовательская работа проводилась на базе Кобяйском средней школе, в нем участвовали учащиеся 5 - 8 классов в период педагогической практики.

На этапы эксперимента:

1.Констатирующий этап.

Нами были проведены тестирования по общефизической подготовке. В нее включались такие задания как метания набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя, прыжок в длину с места, челночный бег 3x9, для оценки гибкости - наклон вперед из положения, сидя, для оценки выносливости - бег на 1500м.

Эти данные использовали для выявления физической подготовленности учащихся, и получить сравнительный анализ. Результаты исследования позволяют активизировать средства совершенствовать методы и формы организации занятий спортивным ориентированием с учащимся.

Тестирование по общефизической подготовке.

Тест №1 - метание набивного мяча весом 1кг из-за головы двумя руками сидя; Тест №2 - прыжок в длину с места; Тест№3 - Челночный бег 3х10м(сек) ; Тест№4 - Подтягивание ; Тест№5 - для оценки выносливости - бег на 1500м [11].

В течение одного месяца исследовали на внеклассных занятиях по спортивному ориентированию, развитие двигательные активности и формирование мотивационно - ценностных отношений к спортивному ориентированию у учащихся.

На таблице 1 приведены данные средних показателей тестирования по общефизической подготовленности и на двигательные активности экспериментальной и контрольной групп.

Результаты тестирования по общефизической подготовке

Таблица 1

Средние показатели по общефизической подготовке экспериментальной и контрольной групп

Группа Метание набивного мяча(см) Прыжок в длину с места(см) Челночный бег 3х10м(сек) Подтягивание (кол-во) Бег на выносливость 1500 м (сек)

до После до После до После до после до После

Экспериментальная 6.28 6.37 185 186 7.99 7.95 10 12 6.57 6.57

Контрольная 6.42 6.44 188 189 7.98 7.97 10 11 7.44 7.42

Таблица 2

Разница результатов по общефизической подготовке

Группа Метание набивного мяча(см) Прыжок в дайну с места(см) Челночный бег 3x10м (сек) Подтягивание( количество) Бег на выносливость 1500 м (сек)

Экспериментальная +0,09 +1 -0,04 +1 0

Контрольная -0,03 0 -0,01 +1 -0,02

Средние показатели разницы результатов по общефизической подготовке.

Если в начале занятий показатели были низкими, чем в конце то это говорит о том, что период обучения учащиеся улучшают свою физическую подготовленность:

Результаты эксперимента показывают улучшение результатов в обеих группах по сравнению с началом эксперимента. При этом если в начале эксперимента результаты у обеих групп было примерно равными по обоим тестам, то в конце эксперимента учащиеся из экспериментальной группы намного определили результаты своих сверстников из контрольной группы.. Таким образом, анализ полученных результатов и сравнение их с полученными данными при использовании по общепринятой методике обучения дают основания утверждать, что предложенный нами комплекс физических упражнений для развития физической подготовленности учащихся эффективно влияет на развитие физических качеств.

Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного преодоления их наряду с такими физическими качествами, как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов-ориентировщиков[9].

Секция «Спортивное ориентирование»

• Возраст обучающихся - от 12-до 16 лет

• Срок реализации - 1 год

• Секция работает по дополнительной общеобразовательной программе «Спортивное ориентирование».

Программа «Спортивное ориентирование» имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к физически развитому и здоровому образу жизни, и носит образовательный характер. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться — это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. На занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция [12].

Цель и основные задачи программы: Формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.

• соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

• повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

- совершенствование технической и тактической подготовки обучающихся;

• охрана окружающей среды;

• пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства дая активного отдыха.

Начальный уровень, 1 год обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

В том числе

№ и/и Наименование темы занятий

Всего, ч

теоретических

практических

Введение. Техника безопасности

История спортивного ориентирования. Правила соревнований по спортивному ориентированию

3 Снаряжение спортсмена.

4 Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка

6 Техническая подготовка

7 Тактическая подготовка

8 Топография

Массовые мероприятия. Подготовка и участие в соревнованиях

Краеведение. Охрана природы, памятников истории и культуры

Основы туристской подготовки Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь. Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии ИТОГО: ч.

4

50 28 16 16 18

24

16 30 10

Вне сетки часов — 216 36

2

48 26 12 12 14

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

26

180

2

2

2

2

2

6

Выводы. Из данных показателей мы видим, что в экспериментах результаты сравнительно улучшились. Таким образом, проведенные нами исследования показатели, что занятия спортивным ориентированием в школе позволяет использовать данный вид занятий, как одного из базовых пунктов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Специальная литература и результаты эксперимента показатели, что к занятиям спортивным ориентированием в школе уделяется недостаточно времени.

2. Специальный комплекс упражнений способствует повышению физических качеств учащихся.

3. Ив целом предложенная технология проведения занятий повышает эффективность занятия спортивного ориентирования в школе.

Таким образом, проведенные исследования показали, что занятия спортивным ориентированием в школе позволяет использовать данный вид занятий, как одного из базовых пунктов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье (ребенка), тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Поэтому необходимы ЗОЖ и регулярная оптимальная двигательная активность.

Литература:

1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена ориентировщика. - Минск.: Полыни, 1987. - 87 с.

2. Алешин В.М., Калиткин H.H. Соревнование по спортивному ориентированию. - М.: ФиС 1974. - 102 с.

3. Амвросьев Я.А. Спортивное ориентирование - для всех. Якутск.: 2001. - 31 с.

4. Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г. Туризм в школе. - М.: Физкультура и спорт. 1983. - 160 с.

5. Вяткин Л.А.., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. - М., Издательский центр Академия, 2001. - 293 с.

6. Гандельсман А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. - М.: Издательский центр ФиС, 1966. - 164 с.

7. Елаховский С.Бю Спортивное ориентирование на лыжах. М: ФиС, 1981 - 167 с.

8. Костылев В.В. Спортивное ориентирование. М.: 1995. - 58 с.

9. Курилова В.М. Туризм. - М.: Издательский центр Просвещение, 1988

10. Литвинов E.H. Как стать сильным и выносливым: Книга для учащихся / E.H. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. М.: Просвещение, 1984. - 63 с.

11. Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 480 с.

12. Чешихина В. В. Динамика совершенствования памяти в процессе многолетней тренировки спортсменов-ориентировщиков: Метод. Рекомендации для тренеров и спортсменов-ориентировщиков. - М.: ФСОРФ. - 1995.

13. Шамаев Н.К. Как заниматься самостоятельно физической культурой в условиях Якутии. Методические рекомендации. / В надзагл.: Госкомспорт Якутской - Саха ССР - 1991

Педагогика

УДК 303.425.6:338.48(571.56)

магистрант Иванова Аэлита Степановна

Северо-Восточный Федеральный Университет имени М. К. Аммосова магистрант Трофимова Парасковья Николаевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) К РАЗВИТИЮ

КОННОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Конный туризм является составной и неотъемлемой частью национального туристского движения, сформировавшееся как вид транспортного средства, на сегодняшний день ставшее видом досуга. Это один из самых уверенно развивающихся видов туристского отдыха, завоевавший большую популярность среди россиян. Изучение специализированной литературы и сайтов дает основание полагать, что он достаточно актуален и востребован, так как дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении. При этом можно сказать, что население недостаточно информировано об этом виде отдыха, что подтверждается результатами данного исследования.

Ключевые слова: Туризм, туристские маршруты, конный туризм, отдых, конные скачки, коневодства, внутренний туризм, въездной туризм, Республика Саха (Якутия).

Annotation. Equestrian tourism is an integral and integral part of the national tourist movement, formed as a kind of vehicle, which to date has become a kind of leisure. This is one of the most confidently developing types of tourist recreation, which has gained great popularity among Russians. The study of specialized literature and websites gives reason to believe that it is quite relevant and in demand, since it allows people who are tired of the impact of anthropogenic environment not only to restore the protective functions of the body, but also as a whole - harmony in their worldview. At the same time, we can say that the population is not sufficiently informed about this type of rest, which is confirmed by the results of this study.

Keywords: Tourism, tourist routes, horseback tourism, recreation, horse racing, horse breeding, domestic tourism, inbound tourism, the Republic of Sakha (Yakutia).

Метод или методология проведения работы. Анализ научно-методической литературы по развитию индустрии конного туризма, социологический опрос, методы математической статистики.

Результаты. Проведенный нами социологический опрос подтвердил, что население республики одобряет развитие конного туризма, считает привлекательным не только для потребителя услуги, но и видит перспективы для развития экономики региона в целом.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в качестве методической помощи организаторам туризма (базам отдыха, тур фирмам).

Введение. Согласно закону Республики Саха (Якутия) «О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)», принятому в 2009 году, основными целями развития туризма в регионе являются:

1. Создание условий для удовлетворения потребностей туристов при совершении путешествий;

2. Повышение уровня безопасности и качества предлагаемого туристского продукта;

3. Увеличение доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от деятельности субъектов туристской индустрии на территории республики;

4. Развитие международных и межрегиональных связей в сфере туристской деятельности [1].

По последним данным вклад туристической отрасли валовый региональный продукт (ВРП), произведенный на территории республики, в настоящее время невелик - 185 млрд рублей, то есть менее 0,1% [2], несмотря на то, что за последние годы в туристской отрасли Республики Саха (Якутия) произошли положительные изменения и значительные сдвиги в развитии внутреннего и въездного туризма [12].

Республика Саха (Якутия) - одно из тех редких мест, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны [10]. По мнению многих специалистов в области туризма регион имеет большие перспективы для развития туризма в целом. [3, 5, 6].

Обзор литературы, изучение состояния развития туризма в республике позволило обратиться к анализу одного из видов туризма - конному.

Конный туризм является одним из видов активного отдыха. Смысл его заключается в том, что туристический маршрут преодолевается на лошадях - в упряжке или верхом [8].

Конный туризм является составной и неотъемлемой частью русского туристского движения. Это один из самых уверенно развивающихся видов туристского отдыха, завоевавший большую популярность среди россиян [7]. На сегодняшний день он достаточно актуален и востребован, так как дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; также конный туризм является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения [9].

Изучение данного вопроса в Республике Саха (Якутия) позволяет нам утверждать, что конный туризм как вид отдыха не получил достаточного освещения. Нужно отметить, что основным занятием коренного населения является скотоводство и коневодство. Лошадь для якута - это не только рабочая сила, но и важный источник продовольствия. В старину, по преданьям, эти конные стада составляли главное богатство народа. Несомненно лошадь занимала и сейчас занимает такое же центральное и исключительное место, как северный олень у тунгусов и чукчей [11].

Коневодство Якутии обязано своим возникновением скотоводческим предкам якутов, переселившихся с юга к среднему течению реки Лена и приведшим с собой коневодческие занятия степняков [11].

История свидетельствует, что именно приручение коня позволило человечеству ускорить процесс освоения новых земель, резко шагнуть вперед по пути прогресса [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.