Научная статья на тему 'Результаты исследования исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников'

Результаты исследования исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1269
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILD / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / COMMUNICATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Ядевич Ксения Владимировна

В статье обосновываются выделенные критерии, показатели сформированности коммуникативной компетенции младших школьников, охарактеризованы уровни, представлен диагностический инструментарий и проанализированы первичные исходные результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE STUDY THE INITIAL LEVEL OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLBOYS

The article substantiates the selected criteria, the indicators of the formation of the communicative competence of junior schoolchildren, the levels are described, the diagnostic tools are presented and the primary initial results of the study are analyzed.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников»

3. Зинченко, В.В. Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Зинченко. -Новокузнецк, 2002. - 222 с.

4. Книгин, A.H. Мировоззрение как фактор социальной активности / A.H. Книгин // Известия ТПУ. 2003. - № 7. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/mirovozzrenie-kak-faktor-sotsialnoy-aktivnosti

5. Коган, В.З. Человек в потоке информации [Текст] / В.З. Коган. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1981. - 177 с.

6. Мордкович, В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения: факторы социальной активности городского населения / В.Г. Мордкович. - М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1986. - 158 с.

7. Смирнов, В.А. Социальная активность советских рабочих / В.А. Смирнов. - М.: Политиздат, 1979. - 207 с.

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Ядевич Ксения Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обосновываются выделенные критерии, показатели сформированное™ коммуникативной компетенции младших школьников, охарактеризованы уровни, представлен диагностический инструментарий и проанализированы первичные исходные результаты исследования.

Ключевые слова: коммуникативность, компетенция, младший школьник, диагностика.

Annotation. The article substantiates the selected criteria, the indicators of the formation of the communicative competence of junior schoolchildren, the levels are described, the diagnostic tools are presented and the primary initial results of the study are analyzed.

Keywords: communicative, competence, junior schoolchild, diagnostics.

Введение. Проблема коммуникации в наше время занимает лидирующее место в общественной жизни. С каждым годом дети присваивают себе новые качества личности, изменяется их отношение и к окружающему миру, и к взрослым людям и сверстникам.

Проблема коммуникативной компетенции младших школьников актуальна тем, что именно в этот период интенсивно происходит формирование личности. В этом возрасте школьник учится брать на себя ответственность, позитивно относиться к окружающим людям, правильно организовывает общение. Именно в названный период усваиваются правила и нормы общения, поведения, которым в дальнейшем должен следовать ребенок.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая коммуникативную компетентность с разных подходов можно отметить, что одни ученые (О.И. Муравьева, Г.В. Сидоренко) считают её как отдельную характеристику личности [3, 4], а другие как индивидуальное качество и определенное сознание группы людей (Ю.Н. Гмельянов) [2].

Ключом к успешной деятельности является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом. Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе. Первые годы обучения в школе должны быть особенно продуктивными. Уже в начальной школе ребенок должен уметь правильно излагать свои мысли, ставить для себя приоритеты в обучении. Все обучающиеся разные и не все отличаются примерным поведением. В таких случаях необходим подход к каждому ученику.

Теоретический анализ психолого-педагогических основ предопределил необходимость проведения диагностического исследования уровня сформированное™ коммуникативной компетенции младших школьников.

В ходе констатирующего этапа, была определена цель первичного среза, выделены критерии, показатели сформированное™, охарактеризованы уровни, а также подобран диагностический инструментарий.

Изучая отечественный опыт по данной проблеме, было отмечено, что в своем исследовании Д.А. Гамзатова выделила следующие критерии оценки компонентов коммуникативной компетенции: интеллектуальный, познавательный, личностный, эмоциональный, мотивационный, организаторский, исполнительский, идентификационный, рефлексивный критерии [1, с. 35]. В диссертационном исследовании Г.Б. Максимовой отмечено, что коммуникативность представляет собой мыслительно-деятельностную систему, так, коммуникация представляет неразрывную связь в интеллектуальном и деятельностном контексте, задействованы мышление, понимание и рефлексия [3]. Исследователь подчеркивает

осмысленность мыслительных операций и осмысленность реализации мыслительных конструктов в организации деятельности и социальных действиях.

И так, на основе изученных основных структурных компонентов и выделенных критериев ранее, были выделены и обоснованы критерии, показатели и уровни сформированное™ коммуникативной компетенции младших школьников (табл. 1).

Таблица 1

Критерии, показатели уровня сформированное™ коммуникативной компетенции младших

школьников

Критерии Показатели Диагностические задания

1. Когнитивно-мотивационный - проявление интереса к общению со сверстниками; Дидактическая игра «Мы друзья - товарищи»

- знание правил и норм, культуры общения с другим человеком; Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

2. Эмоционально-эмпатийный - проявление отзывчивости, в процессе общения со сверстниками; Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»

- уровень сформированное™ эмоциональной мобильности; Методика «Карта эмоциональных состояний»

3. Коммуникативно-поведенческий - уровень сформированное™ умения конструктивно, коммуникативно решать проблемные ситуации; Методика проблемной ситуации «Обращение к взрослому человеку»

- уровень сформированное™ навыков и умений организовать игру, распределять роли. Дидактическая игра «Змея»

На основании выделенных критериев и показателей охарактеризованы уровни сформированное™ коммуникативной компетенции младших школьников, такие как высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется проявленном интересов к коммуникативной деятельности, уверенностью обучающегося в себе, в своей речи, проявлением внимания к сверстнику, доброжелательностью; инициативным поведением в общении; избеганием конфликтных ситуаций, умением разрядить обстановку и решить противоречивые вопросы; готовностью к взаимоотношениям с другими, сотрудничеству и совместной деятельности. Обучающий, демонстрирующий высокий уровень сформированное™ коммуникативности, знает правила и нормы общения, эмоционально мобилен, готов к эмоциональной поддержке и эмпатийному взаимодействию; демонстрирует познания способов и методов взаимодействия в практической работе, организаторские способности, умеет анализировать игровую деятельность. У него всегда приподнятое настроение и эмоциональное восприятие собеседника.

На среднем уровне сформированное™ коммуникативной компетенции, младший школьник знает правила и нормы культуры общения, но не всегда их пользует, может употреблять вежливые слова по напоминанию, не всегда проявляет внимание к сверстникам, прислушивается к мнению их; не готов идти на компромиссы и договариваться во время возникших конфликтных ситуаций; понимает эмоциональное состояние собеседника, но не желает быть гибким, имеет позитивное отношение к совместной деятельности, заинтересованность в общении, однако не проявляет инициативность и не умеет достичь результата в сотрудничестве. В конфликты вступает периодически, при разрешении их часто обращается за помощью взрослого. В организации практической деятельности демонстрирует отсутствие организаторских навыков и управления ситуацией. Обучающемуся, на данном уровне, характерна эмоциональная нестабильность, что влияет на эмоциональное восприятие партнеров по деятельности.

Низкому уровню сформированное™ коммуникативной компетенции, характерно полное отсутствие идентификации смыслов и эмоциональных состояний сверстников по деятельности. Обучающийся не проявляет интереса в общении с другими, не вступает с ними в совместную деятельность, испытывает трудности во взаимоотношениях, но знает требования к культуре поведения. Не внимателен во время взаимодействия, эмоционально замкнут и не готов к активным действиям. Умеет дружить избирательно и точечно. Во время выполнения совместной деятельности обучающийся не умеет договариваться, прислушиваться к мнению, не понимает эмоциональное состояние собеседника; отвлекается, мешает другим, провоцирует конфликты. Такому ребенку характерна эмоциональная нестабильность, что влияет на эмоциональное восприятие партнеров по деятельности.

Для первичного среза были подобраны диагностические задания, которые позволили определить исходный уровень сформированное™ коммуникативной компетенции.

Первой была проведена диагностика по проверке уровня проявления интереса к общению у обучающихся начальной школы.

В рамках когнитивно-мотивационного критерия были подобраны такие игры: «Мы друзья - товарищи» и «Хорошо или плохо?».

Игра «Мы друзья - товарищи».

Цели: изучить способность обучающихся замечать эмоциональное состояние человека по его внешнему виду, мимике и жестам; проявления интереса во время взаимодействия со сверстникам, наблюдательности и внимательности.

Ход проведения. Экспериментатор предложил обучающимся выбрать друга-товарища по предложенным портретам. Выставляется папка «Мы друзья-товарищи» в которой представлены портреты, каждый должен выбрать себе друга, дать имя ему и пояснить почему именно этот портрет был выбран. Младшие школьники должны самостоятельно придумать рассказ о своем новом товарище с картинки.

Во время объяснений у некоторых детей возникли затруднения, не все школьники могли определить эмоциональное состояние мнимого друга по внешним проявлениям. Часто перечисляли внешние признаки, а внутренние, личностный качества назвать не могли.

В ходе проведения диагностического задания, учитель помогал обучающимся наводящими вопросами, например, «О ком из мальчиков можно сказать, что он веселый, добрый, а о ком, что он задумался, может быть, вспоминает что-то. А девочка добрая, смотрите, как она смотрит на птенчика...» и т. д. Вторым этапам задания было, представления своего друга классу, младшие школьники, рассказывали какого бы друга они хотели, и какие именно качества были обнаружены в портрете, которые помогут в выборе друзей в будущем. Важным моментов в выполнении задания являлось умение распознавать эмоциональные проявления и состояния человека и умение рассказывать об этом.

Результаты оценивались по трехбалльной системе - 3 балла (высокий уровень) - дети могли без затруднений и самостоятельно находить ответы на вопросы; 2 балла (средний уровень) - дети находили ответы с помощью учителя; 1 балл (низкий уровень) - дети не смогли найти ответы на вопросы не самостоятельно, не с помощью воспитателя.

Определяя уровень сформированное™ коммуникативной компетенции в рамках второго показателя: знание правил и норм, культуры общения с другим человеком, была предложена игра «Хорошо или плохо?».

Цель: проверить наличие знаний о правильном поведении в обществе, и представлений о культурном поведении.

Ход проведения: экспериментатор демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

Проведенное диагностическое задание свидетельствовало о наличии более распространенных правилах и нормах поведения, таких как, обязательное приветствие при встрече, слова благодарности и другие вежливые слова во время просьб и обращений. Однако многие картинки вызвали смущение и недопонимание. Обучающие не могли объяснить, что именно плохого делают изображенные дети на картинке, пытались обосновывать их поступки, тем что надо думать о себе, а потом о других. Картинка телефонного разговора, вызвала дискуссионный спор, дети разделились на несколько групп, которые доказывали о правоте и норме своих правил общения через мобильную связь и социальные сети.

Оценивалась это игра также в максимальные три бала, которые можно было бы набрать. На основе полученных количественных результатов можно сделать вывод, что в экспериментальном и контрольном классах, обучающиеся демонстрировали в основном средний уровень сформированное™. В ходе игры и задания младшие школьники продемонстрировали знание правил культуры общения, и проявление интереса к коммуникации и взаимодействию.

В рамках второго критерия эмоционально-эмпатийного, первым показателем был выделен уровень проявление отзывчивости, в процессе общения со сверстниками. Для проверки указанного показателя была предложена дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки», целью которой являлось проверка уровня воспитанности в детях дружественности, чувства самоуважения и уважения к другим, умения и желания прийти на помощь сверстникам.

Ход проведения: экспериментатор предлагает найти вопросительные знаки на карточках и пояснить, что именно закрывает знак вопроса, плохой поступок или хороший. С помощью волчка, каждому обучающемуся попадает своя карточка для расшифровки.

Сложность заключалась в том, что карточки попадались с разными поступками, но школьники не разобравшись критиковали поступки детей. Младшие школьники испытывали трудность в пояснении, почему они не видят хорошие поступки в изображенных ситуациях.

Вторым показателем, в процессе диагностики проверялся уровень сформированное™ эмоциональной мобильности.

С помощью методики «Карта эмоциональных состояний», выявлялся уровень развития эмоциональный фона обучающихся, так как эмоциональное состояние и проявление чувств в разных коммуникативных ситуациях, является важным компонентом коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов.

Ход проведения: диагностическое обследование представляет собой индивидуальную работу по информационным картам. На них представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Респонденты рассматривают их, отмечают, какие из них испытывали они сами, в каких ситуациях проявляются те или иные эмоции. Затем пишут на листе слово «школа», выбирают 2-3 эмоции, которые чаще всего испытывают в школе, и рисуют их. Далее пишут слово «дом» и делают то же самое. Следующее слово «сверстники». Учитель спрашивает об эмоциях, которые испытывают чаще всего сверстники? Школьники выбирают 2-3 эмоции и рисуют их. После пишут слово «учитель», выбирают 2-3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя, и продолжают работать аналогично. И только теперь пишут слово «родители» и рисуют эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители. В этой методике определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

Таким образом в рамках второго критерия было отмечено, что во время выполнения деятельности ребята иногда отвлекались, потому что их недостаточно интересовало то, что происходит, но при этом активно рисовали эмоции, без проявления желания общаться, задавать вопросы, их больше интересовала самостоятельная работа.

Представленные два диагностических задания, описанные ниже, выявляли уровень сформированное™ коммуникативной компетенции обучающихся, в рамках коммуникативно-поведенческого критерия.

Так, методика проблемной ситуации «Обращение к взрослому человеку», целью которой было определение уровня сформированное™ умения конструктивно, коммуникативно решать проблемные ситуации.

Ход проведения: экспериментатор предлагает обучающимся проблемные ситуации, в активном общении они предлагают свои решения и поясняют свой выбор. Были предложены ситуации, некоторые из них представим для примера: «Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба. Пусть Оля будет детским врачом -Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой. Пусть Коля будет Николаем

Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору». «Мама зовет сына: «Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду». Миша отвечает: «Сейчас». Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. - Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?».

Вторым этапом решение задач. Необходимо было разыграть диалог. С услышанных ситуаций.

Анализируя, проведенное диагностическое задание, можно отметить что на первом этапе младшим школьникам удалось анализировать ситуации, находить конструктивное решение проблемы, однако в разыгрывание диалогов обучающиеся были эмоциональны, и отрицательно реагировали на возникающие конфликты в предложенных ситуациях.

Игра «Змея» позволила определить на каком уровне сформированное™ навыков и умений организованности сплоченности находятся респонденты.

Ход проведения: обучающиеся становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - «голова змеи», последний - «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину.

В ходе организации диагностического этапа, можно отметить, что обучающиеся достаточно активно участвовали в игровой деятельности, однако демонстрировали недостаточно сформированные навыки взаимодействия. Например, при решении проблемных ситуаций, они испытывали затруднения в нахождении самостоятельного решения проблемы, уровень сформированное™ норм и правил поведения тоже ближе к среднему, так как респонденты не всегда могли использовать вежливые слова, невербальные и вербальные формы общения, испытывают затруднения в установлении контакта, высказыванию своих мыслей, умению поддерживать беседу, не всегда контролируют эмоции во время общения и готовы быть эмпатийными.

Выводы. Таким образом, проанализированные результаты исследования указывают на значимость исследуемой проблемы. В процессе эмпирического исследования установлено, что сформированность коммуникативной компетенции это сложное образование, включающее в себя определенную совокупность умений. Исходные результаты исследования показали необходимость совершенствования воспитательно-образовательного процесса и направленность на поиск эффективных условий формирования комплекса умений обучающихся начальных классов, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Литература:

1. Гамзатова, Д.А., Гасанова, Д.И. Педагогические условия формирования коммуникативной активности младших школьников [электронный ресурс] / Д.А. Гамзатова, Д.И. Гасанова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. - №3 (24). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kommunikativnoy-aktivnosti-mIadshih-Shkolnikov.

2. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - Автореф. дис. док. психол. наук / Ю.Н. Емельянов. -Л., 1991. - 36 с.

3. Максимова, Е.Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Б. Максимова. -Москва, 2007. - 173 с.

4. Муравьёва, О.И. Психология коммуникативной компетентности. Учебник / О.И. Муравьева. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. - 160 с.

5. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.

Педагогика

УДК: 373:796.011(571.56-21)

кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Бочурова Сардаана Степановна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Захарова Анжелика Ивановна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮМЕРОПРИЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация. Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач.

Ключевые слова: спортивное ориентирование; интеллектуальные способности; учащиеся; эксперимент; школа; педагогическое наблюдение.

Annotation. Sport orienteering is one of the most specific sports that combines high physical and mental loads against a background of strong-willed and emotional stresses aimed at the independent solution of a number of practical problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.