Научная статья на тему 'Актуальные проблемы эмоционального развития современных российских детей'

Актуальные проблемы эмоционального развития современных российских детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1634
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / РЕБЕНОК / ПОДРОСТОК / СТАТУС / ЭМПАТИЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брекина О. В.

В статье рассматриваются современные проблемы развития эмпатии, взаимосвязь уровня развития эмпатии и статуса человека в системе межличностных отношений. Современные российские дети обладают низким уровнем развития эмпатии, в то время как потребность в эмпатийном общении остается по-прежнему очень актуальной, особенно в подростковом периоде онтогенеза. Статус человека, его положение в системе межличностных отношений напрямую зависят от уровня развития эмпатии. Дана развернутая характеристика эмпатийного человека, предложены рекомендации по формированию и развитию эмпатийных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы эмоционального развития современных российских детей»

УДК 159.922.7

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

© 2015 О. В. Брекина

канд. психол. наук,

доцент кафедры психологии и дефектологии МГОГИ e-mail: _psichology@mgogi. ru

Московский государственный областной гуманитарный институт

В статье рассматриваются современные проблемы развития эмпатии, взаимосвязь уровня развития эмпатии и статуса человека в системе межличностных отношений. Современные российские дети обладают низким уровнем развития эмпатии, в то время как потребность в эмпатийном общении остается по-прежнему очень актуальной, особенно в подростковом периоде онтогенеза. Статус человека, его положение в системе межличностных отношений напрямую зависят от уровня развития эмпатии. Дана развернутая характеристика эмпатийного человека, предложены рекомендации по формированию и развитию эмпатийных качеств личности.

Ключевые слова: эмпатия, ребенок, подросток, статус, эмпатийный человек, формирование и развитие эмпатии.

За два последних десятилетия российское образование вместе со всей страной стало ареной социальных изменений, затронувших каждого жителя России. На общественных ценностях, декларируемых с конца XX - начала XXI в., фактически выросло новое поколение. Господство социально-экономических ценностей, идеология индивидуального успеха и личных достижений, социальной успешности и направленности на себя предопределили приоритет развития человека активного, целеустремленного, делающего стремительную и успешную, в первую очередь в социально-экономическом плане, карьеру в обществе. Однако жизнь показала, что становление личностных качеств подобного рода происходит зачастую в ущерб, а то и за счет формирования и развития таких качеств личности, как эмпатия, способность строить коллективистские и командные отношения, сотрудничество, направленность в общении в первую очередь на другого, а не на себя, готовность помогать людям. Не секрет, что отсутствие именно этих качеств в человеке во многом предопределяет появление возможных неудач в создании семьи, отсутствие эмоционального тепла в личных отношениях, одиночество.

К сожалению, к негативным изменениям, характерным для детей начала XXI в., по мнению Д.И. Фельдштейна (см. : [Актуальные проблемы... 2014]), можно отнести снижение способности современных детей к эмоциональному сопереживанию. Например, мальчики способны сострадать только до 8 лет, девочки - до 9-10 лет. Способность сорадоваться практически исчезла: у мальчиков проявляется только до 7 лет, у девочек вообще не наблюдается. Кроме того, младшие школьники не умеют устанавливать дружеские связи с одноклассниками, не способны разрешать простейшие конфликты, попросту говоря, они не умеют общаться со сверстниками. Отчасти это объясняется возрастными характеристиками младшего школьника. Хорошо известно, что общение со сверстниками в младшей школе не играет для ребенка того определяющего значения, которое играет общение со взрослым, в первую очередь с учителем. «Ситуация “ребенок-учитель” пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо» [Социальная

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

компетентность... 2007]. Однако ситуация радикально меняется, когда дети становятся подростками и переходят в среднее звено. Теперь общение со сверстниками играет ключевую, определяющую роль, это не только «специфический вид деятельности и межличностных отношений», но еще и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает «автономизацию от взрослых». Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей. При этом для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. И чем старше становится подросток, тем выраженнее становится его желание занять высокую ступеньку в системе межличностных отношений внутри своего коллектива. Однако в подростковом коллективе не просто «получить» высокое место, его нужно «занять», «заслужить» в глазах своих товарищей [Кон 1989]. Какие же факторы играют роль, определяющую статусное положение подростка?

Одним из основных параметров, характеризующих положение в группе, является место, занимаемое личностью в структуре симпатий и антипатий. Кроме того, положение в системе межличностных отношений внутри референтной группы зависит от совокупности личностных качеств подростка. О каких качествах личности идет речь? «Уважение достоинства, равенство, верность, помощь товарищу, честность - все это нормы кодекса товарищества подростков» [Там же]. Популярность подростка в группе сверстников связана с рядом его индивидуальных особенностей, таких как уровень развития интеллекта, внешний вид, живость в общении и способность к установлению дружеских контактов, готовность к взаимопомощи. Однако этого недостаточно. Экспериментально доказано, что на статусное положение подростка в коллективе влияет уровень развития эмпатии подростка, причем для подростков с высоким уровнем эмпатии характерен высокий групповой статус, и, соответственно, подростки с низким уровнем развития эмпатии имеют невысокие показатели внутригруппового положения. При этом хорошо известно, как статус подростка, который он занимает в системе межличностных отношений в коллективе, влияет на его становление и формирование его личности, во многом определяет не только жизненную стратегию, но и судьбу. Зачастую искажения в нормальном развитии личности, появление девиантных и делинквентных форм поведения являются следствием низкого статуса подростка. Низкий статус ученика, отсутствие возможности положительно проявить себя влияет на отношения подростка в коллективе, является основной причиной конфликтов с педагогами и сверстниками, что вызывает у ребёнка отрицательные психические состояния, проявляющиеся либо в аффективных вспышках, ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в группу подобных себе.

Подростки с низким статусом имеют менее оптимистическое представление о людях, слабые коммуникативные навыки, характеризуются меньшей эмоциональной устойчивостью; они испытывают повышенную тревогу, чувство страха и неуверенности в собственных знаниях и способностях, неудовлетворенность своим положением. Конфликтность с окружающими усиливает присущее подросткам состояние тревожности, что приводит к проблемам межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями, а также к постоянному стрессу. Такое состояние неблагоприятно влияет на характер человека, его поведение, на определение своих жизненных перспектив, социализацию, наконец, может породить или усилить

существующий невроз.

Именно поэтому эмпатия как качество личности является столь важным для обеспечения благоприятного социального развития человека и, безусловно, может

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Брекина О. В. Актуальные проблемы эмоционального развития современных российских детей

служить важным психологическим ресурсом для построения человеком удовлетворяющих межличностных отношений. Меры педагогического воздействия, направленные на формирование и развитие эмпатийных качеств личности, являются крайне важными для всех участников образовательного процесса, в первую очередь воспитателей, педагогов, психологов.

Известно, что эмпатия (от греч. cmpathtia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому. Взаимные переживания, взаимопонимание являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения [Психология... 1990].

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;

сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Какого же человека можно назвать эмпатийным? Во-первых, такой человек отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов эмпатии. У эмпатийного человека развито умение чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других. Он выражает свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Эмпатийный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих, у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, он умеет принимать его точку зрения. Для него характерны альтруизм и открытость в общении. Эмпатийного человека характеризует высокий уровень развития социальных эмоций, восприимчивость к чувствам вины, стыда. Ему присущи открытость, сензитивность к невербальному поведению другого, чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам, чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом. Он хорошо ориентируется в том, что есть «верно» и что «должно» во взаимодействии с другими людьми с точки зрения общественных норм. Способность к эмпатии значительно коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость. Таким образом, эмпатийный человек отличается от других тем, что у него развиты способность к децентрации; позитивное видение других; быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия; преобладание альтруистических и демократических стратегий поведения [ Социальная психология. 1999].

Вероятнее всего, эмпатия является врожденным качеством человека, однако, как и многие психологические качества личности, ее тоже надо развивать. Хорошо известно, что эмпатические способности не имеют возрастных ограничений, присущи людям разных поколений, однако возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подростки. Однако именно в подростковом возрасте появляется способность к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе и радость. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, подростки еще

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

только учатся сами быть эмпатийными во взаимоотношениях с окружающим миром. С другой стороны, они уже предъявляют значительные требования к наличию высокого уровня эмпатийности в общении со стороны сверстников и взрослых, в первую очередь по отношению к себе. Как следствие, могут возникать конфликты, и не только между сверстниками, но и между представителями разных поколений. Поэтому детей нужно учить общению на более ранних этапах онтогенеза, еще в дошкольном и раннем школьном детстве.

По мнению Ж. Пиаже (см.: [Социальная компетентность... 2007]), такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого человека, развиваются только при общении детей между собой, при групповом взаимодействии.

Способность к сотрудничеству как одна из форм эмпатийного общения имеет очень важное значение для улучшения приемов учебной деятельности. Было экспериментально доказано, что учащиеся начальной школы, работающие в форме кооперации в классе, в два раза лучше оценивали свои возможности и уровень знаний, у них более успешно формировались операциональные и рефлексивные действия и действия контроля [Там же].

Актуальная потребность в воспитании и формировании коллективистских и эмпатийных качеств личности нашла на сегодняшний день свое отражение в основном документе, регламентирующем образовательную деятельность в нашей стране, Федеральном государственном образовательном стандарте.

Одним из важных требований Государственного стандарта к психологопедагогическому сопровождению реализации основных образовательных программ является «оптимизация работы с группой детей»: помощь в создании позитивного психологического и морально-нравственного коллектива, в организации

конструктивного взаимодействия детей и взрослых. Это является условием достижения таких целевых характеристик личности ребенка, как активность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, способность «договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты» [Актуальные проблемы. 2014].

В подростковом возрасте, сензитивном и благодарном для развития эмпатийных качеств личности, стоит работать над повышением уровня эмпатии подростка, формировать в нем эмпатийные умения и навыки.

Для практической работы можно предложить некоторые рекомендации, которые желательно учитывать в ходе воспитательных мероприятий или просто в повседневном общении и работе с детьми:

- не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»;

- в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе», изменять свой характер, качества своей личности;

- использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную сторону;

- ставить перед подростками вопросы, отвечая на которые они пытались бы дать характеристику коллектива и подумали бы над тем, каково их место в нем;

- уделять большее внимание, способствовать сплочению подростков в группе (отряде, классе, команде), что помогло бы избавить детей от ощущения своей ненужности, скуки и одиночества;

- тактично систематически выяснять и анализировать проблемы, которые волнуют детей;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Брекина О. В. Актуальные проблемы эмоционального развития современных российских детей

- раскрывать интересы ребенка, стараться включить детей с общими интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых друзей, способствовало бы расширению поведенческого репертуара, а также стабилизации эмоциональных состояний и упрочению эмпатийных качеств.

Очень эффективными формами работы являются коммуникативные и сензитивные тренинги, группы личностного роста, вообще различные формы

групповой работы. При групповой работе, особенно со старшими подростками, можно использовать беседу, например, на тему «Ценность личности каждого», с дальнейшим обсуждением.

При индивидуальной работе с подростками необходимо оказывать постоянное внимание подросткам с низким социометрическим статусом: хвалить за любые успехи, своевременно информировать учащихся об успехах их товарища, поощрять, одобрять. Необходимо развивать новые интересы и отвлекать от нежелательных, отрицательных интересов. Очень важно предоставить возможность проявить и реализовать свои способности (организация различных видов деятельности и т.д.), проводить консультации и беседы, дающие информацию о способах поведения в тех или иных ситуациях, о принятии себя таким, какой есть, и т.д. [Брекина 2011].

Таким образом, формирование и развитие эмпатийных качеств личности сможет не только оптимизировать процесс межличностного взаимодействия человека с другими людьми, но и способно существенно повлиять на формирование всей жизненной ситуации человека в целом.

Библиографический список

Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: материалы всерос. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. Ф.Г. Степанова. М., 2014

Брекина О.В. Психология ребенка в условиях организованного отдыха: проблемы и пути решения. Орехово-Зуево, 2011.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Психология: сл. / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.А. Дубровиной. М., 1991.

Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В.А. Лабунской. М.,1999.

Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий / под ред. А.Г.Асмолова. М., 2007.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.