Научная статья на тему 'Развитие эмпатии младших школьников в процессе совместного музицирования: опытно-экспериментальное Исследование'

Развитие эмпатии младших школьников в процессе совместного музицирования: опытно-экспериментальное Исследование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
47
Поделиться
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ / СОВМЕСТНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / EMPATHY / EMOTIONS AND FEELING / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / LEVELS OF DEVELOPMENT / MUTUAL MUSIC-MAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Лилия Анатольевна

В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития эмпатийной функции чувств у детей младшего школьного возраста в процессе совместного музицирования. Диагностические обследования учащихся младших классов, проведённые на констатирующем этапе эксперимента, показали, что эмоциональное предвосхищение поведения Другого, а также эмпатийные переживания как наиболее сложные социальные чувства по отношению к другим в младшем школьном возрасте ещё не сформированы. Первичная диагностика младших школьников была сфокусирована на процессуальных компонентах и уровнях развития эмпатии, а также уровнях проявления эмоциональной отзывчивости и признаках устойчивого интереса к восприятию музыки. Полученные результаты подтвердили целесообразность внедрения разработанной и представленной автором ранее модели развития эмпатии у младших школьников в процессе совместного музицирования с целью проверки её эффективности и внутренней согласованности. Эффективность данной модели, направленной на развитие эмпатии как способности понимания своего эм,оционального состояния и умения чувствовать других, проверялась в ходе формирующего этапа опытной работы. Итоговая диагностика контрольного этапа педагогического эксперимента выявила устойчивую динамику развития процессуальных компонентов эмпатии, качественные изменения в сопереживании другим и в общей эмоциональной отзывчивости младших школьников, что свидетельствует о достаточно высоком уровне их достижений по всем компонентам эмпатии (эмоциональное проникновение и установление эмоциональной идентичности, психоэмоциональная настройка, выражение соучастия и сочувствия). На основе полученных результатов автор считает возможным сделать вывод об эффективности разработанной теоретической модели и её применимости в практике музыкального образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Лилия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EXPERIMENTAL RESEARCH ON DEVELOPING EMPATHY IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH MUTUAL MUSIC-MAKING

The relevance of this topic is based upon the fact that empathy, being an inseparable part of communication, promotes the process of socialization and building inter-individual relationships of young learners. Inter-individual relationships among young learners are characterized by a very specific feature they are based on emotional foundation, i.e. on certain feelings that arise in young learners while communicating. Young learners’ empathy development can be implemented through dynamic creative activity. In particular, it is recommended to use resources of music that comprises feelings, emotions and moods. The article discusses the outcomes of the experimental research on developing empathy in primary schoolchildren through mutual music-making. Diagnostic research conducted at the summative stage of the experiment showed that primary schoolchildren have not yet formed either emotional behavioural anticipation or empathetic experience as the most complex social declaration of feelings towards other people. The aim of the experiment was to identify components and levels of empathy, and to reveal levels of emotional responsiveness and sustainable interest in music in young children. The results of the experiment confirmed the need to appraise the concept of the model for developing empathy in primary schoolchildren through mutual music-making. The aim of the formative stage of the experiment was to prove effectiveness of the mutual music-making process for enabling children to perceive and understand their own, as well as other people’s emotions; developing an ability to empathise with others. During the course of the experiment, mutual musicmaking classes comprised communicative music games, verbal music-making, resonant gestures, playing various musical instruments with the help of Carl Orff’s tools, improvised motion, singing, eurythmic sketches, ensemble flute playing, elementary music theatre. The control stage of the experiment revealed that the primary schoolchildren, who took part in the research, in the wake of the experiment demonstrated a sustainably high level of empathy.

Текст научной работы на тему «Развитие эмпатии младших школьников в процессе совместного музицирования: опытно-экспериментальное Исследование»

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Л. А. Никитина*,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 1119991

Аннотация. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития эмпатийной функции чувств у детей младшего школьного возраста в процессе совместного музицирования. Диагностические обследования учащихся младших классов, проведённые на констатирующем этапе эксперимента, показали, что эмоциональное предвосхищение поведения Другого, а также эм-патийные переживания как наиболее сложные социальные чувства по отношению к другим в младшем школьном возрасте ещё не сформированы. Первичная диагностика младших школьников была сфокусирована на процессуальных компонентах и уровнях развития эмпатии, а также уровнях проявления эмоциональной отзывчивости и признаках устойчивого интереса к восприятию музыки. Полученные результаты подтвердили целесообразность внедрения разработанной и представленной автором ранее модели развития эмпатии у младших школьников в процессе совместного музицирования с целью проверки её эффективности и внутренней согласованности. Эффективность данной модели, направленной на развитие эмпатии как способности понимания своего эмоционального состояния и умения чувствовать других, проверялась в ходе формирующего этапа опытной работы. Итоговая диагностика контрольного этапа педагогического эксперимента выявила устойчивую динамику развития процессуальных компонентов эмпатии, качественные изменения в сопереживании другим и в общей эмоциональной отзывчивости младших школьников, что свидетельствует о достаточно высоком уровне их достижений по всем компонентам эмпатии (эмоциональное проникновение и установление эмоциональной идентичности, психоэмоциональная настройка, выражение соучастия и сочувствия). На основе полученных результатов автор считает возможным сделать вывод об эффективности разработанной теоретической модели и её применимости в практике музыкального образования.

Ключевые слова: эмпатия, эмоции и чувства, младшие школьники, уровни развития эмпатии, совместное музицирование.

45

* Научный руководитель - доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А. В. Торопова.

EXPERIMENTAL RESEARCH ON DEVELOPING EMPATHY IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH MUTUAL MUSIC-MAKING

Lilia A. Nikitina*,

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

46

Abstract. The relevance of this topic is based upon the fact that empathy, being an inseparable part of communication, promotes the process of socialization and building inter-individual relationships of young learners. Inter-individual relationships among young learners are characterized by a very specific feature - they are based on emotional foundation, i.e. on certain feelings that arise in young learners while communicating. Young learners' empathy development can be implemented through dynamic creative activity. In particular, it is recommended to use resources of music that comprises feelings, emotions and moods. The article discusses the outcomes of the experimental research on developing empathy in primary schoolchildren through mutual music-making. Diagnostic research conducted at the summative stage of the experiment showed that primary schoolchildren have not yet formed either emotional behavioural anticipation or empathetic experience as the most complex social declaration of feelings towards other people. The aim of the experiment was to identify components and levels of empathy, and to reveal levels of emotional responsiveness and sustainable interest in music in young children. The results of the experiment confirmed the need to appraise the concept of the model for developing empathy in primary schoolchildren through mutual music-making. The aim of the formative stage of the experiment was to prove effectiveness of the mutual music-making process for enabling children to perceive and understand their own, as well as other people's emotions; developing an ability to empathise with others. During the course of the experiment, mutual music-making classes comprised communicative music games, verbal music-making, resonant gestures, playing various musical instruments with the help of Carl Orffs tools, improvised motion, singing, eurythmic sketches, ensemble flute playing, elementary music theatre. The control stage of the experiment revealed that the primary schoolchildren, who took part in the research, in the wake of the experiment demonstrated a sustainably high level of empathy.

Keywords: empathy, emotions and feeling, primary schoolchildren, levels of development, mutual music-making.

* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Professor А. V. Toropova.

Введение в проблему

Учиться способности понимать свои эмоции и чувства, «читать» эмоциональные состояния других, проявлять сочувствие и соучастие - важные задачи становления личности младшего школьника.

В основе развития эмоционально-чувственной сферы личности лежит эмпатия. В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях эмпатия трактуется как перцептивная способность к сочувствию и сопереживанию, где делается акцент на эмоциональной стороне общения между людьми [1-6].

Феномен эмпатии является в определённом смысле двигателем процессов музыкального воспитания и обучения. В свою очередь, с помощью разных видов музыкально-творческой деятельности младший школьник имеет возможность направлять своё внимание на испытываемые эмоциональные ощущения, различать и сравнивать ощущения собственных эмоций и эмоций, которые испытывают окружающие [7; 8].

Значимое место в современном музыкальном воспитании и обучении начинает занимать совместное музицирование, специфика и концепция которого основаны на следующих принципах:

• синкретизм музыки, движения и речи, исключающий возможность эмоционально-чувственной статичности;

• творчество и импровизация, развивающие способность находить многовариантные подходы к музыкально-художественному материалу;

• коллективное общение, выраженное в сотворчестве, сопереживании субъектов воспитательно-образовательного процесса [9].

Постепенно накапливая эмоционально-чувственный опыт, приобретая определённые навыки и умения, младшие школьники посредством совместного музицирования учатся постигать на практике важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определяют свою моральную позицию, упражняются в нравственно-этических поступках.

Цель исследования

Целью опытно-экспериментального исследования явилось развитие эм-патии младших школьников в процессе совместного музицирования через расширение и обогащение их знаний об эмоциях и чувствах, выражаемых в музыкальном исполнении, через понимание и принятие эмоциональных проявлений других, а также формирование проявлений деятельного соучастия и сочувствия. Нами были разработаны концепция и теоретико-практическая модель развития эмпатии младших школьников в процессе совместного музицирования [10], включающая систему представлений на философском, психологическом, музыковедческом и педагогическом уровнях.

Философский уровень положений модели заключается:

• в интерпретации процесса совместного творчества как продуктивного сопереживания, связанного с интересом к личности человека как Творца, к её внутреннему миру и куль-туротворческой самореализации;

• в синергетическом понимании эмпатии как совместного действия, которое проявляется в нравственном поведении и доверии к Другому, партнёру по ансамблю как со-деятелю, имеющему равное «право голоса» в ансамбле.

47

48

Психологический уровень системы представлений модели определяет эм-патию как способность к сопереживанию и пониманию значимости сопереживания как важного свойства человеческого существования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музыковедческий ракурс модели опирается на представление об эмпатии как закономерности самого художественного восприятия и творческом методе постижения смысла художественного произведения.

Педагогический уровень системы представлений модели обращён к поиску процессуальных компонентов эмпатии, её механизмов (проникновение в эмоции, установление идентичности, настройка и выражение соучастия), требующих обнаружения в соответствующей деятельности, тренировки адекватными методами и наблюдения за ходом развития в процессе музыкального образования.

Описание условий проведения опытно-экспериментальной работы

Теоретико-практическая модель развития эмпатии младших школьников в процессе совместного музицирования проверялась в ходе опытно-экспериментального исследования автора, проводившегося с 1996 по 2016 год на базе ОЧУ СОШ «Финансово-экономическая школа» СВАО г. Москвы в условиях системы общего музыкального воспитания и обучения на уроках музыки, музыкального театра, ритмики, а также во внеклассной и внеурочной работе. В исследовании приняли участие 96 детей младшего школьного возраста, из них 48 человек составили контрольную группу (КГ) и 48 - экспериментальную (ЭГ).

Обе группы занимались по единым учебным программам, соответ-

ствующим федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (УМК «Музыка» Е. Д. Критской, Г П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (1-4 классы) [11]). При этом в учебный план занятий с экспериментальными классами вводилась сквозная линия, разработанная на основе авторской концепции и модели развития эмпатии средствами совместного музицирования.

Параметры для наблюдения

и диагностические методики констатирующего этапа исследования

На констатирующем этапе исследования в ходе наблюдения мы обратили внимание на такие параметры эмоциональных проявлений у младших школьников, как эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность.

Эмоциональный фон имеет много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния) и может быть как положительным, так и отрицательным. Изучение эмоционального фона дало нам информацию о степени эмоционального благополучия каждого младшего школьника, принявшего участие в исследовании.

Следующий показатель - выраженность эмоций. Младшие школьники ещё недостаточно владеют культурными формами выражения эмоций и поэтому не всегда могут сдерживать свои эмоциональные проявления: плач, крик, безудержный смех и т. п. Наблюдение показало, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир младших школьников, и позволило выявить, спо-

собны ли они проявлять разнообразие эмоционально-чувственных оттенков.

Третий показатель - эмоциональная подвижность. Эмоции младших школьников более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстром и лёгком переходе от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений свидетельствует о повышенной эмоциональной подвижности и неустойчивости.

При выявлении уровня развития эмпатии у младших школьников использовались следующие диагностические методики: «Понимание эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Г А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной [12], «Эмоциональные проявления детей» Н. В. Глобы [13], «Проявление эмпатии к сверстнику» Е. Н. Васильевой [14], «Художественное восприятие музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста» А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской [15].

Результаты констатирующего этапа диагностики

Анализируя результаты констатирующего диагностического исследования № 1 - «Понимание эмоциональных состояний», к начальному уровню развития эмпатии мы отнесли младших школьников (КГ - 52,08%, ЭГ -50,00%), которые, комментируя картинки с изображением человека, затруднялись ответить или неверно обозначали словом эмоциональные состояния, причём лучше они понимали эмоциональные состояния взрослых, нежели детей. Присутствовали ответы и в форме: «Я не знаю». Эту группу составили в основном учащиеся первых классов.

Средний уровень продемонстрировали младшие школьники (КГ - 35,42%, ЭГ - 39,58%), понимающие и различающие мимику, жесты основных эмоциональных состояний (радости, гнева, грусти, печали) и подробно описывающие действия, изображённые на картинке. Затруднения у них возникали при восприятии таких эмоциональных оттенков, как отчаяние, сожаление, скорбь и др. Понимание эмоциональных состояний на этом уровне было зафиксировано в основном у детей 8-9 лет (второклассников).

Высокий уровень развития эмпатии (КГ - 12,50%, ЭГ - 10,42%) был отмечен у младших школьников, понимающих эмоциональные состояния взрослых и сверстников, переданные с помощью мимики и жестов, а также понимание их и принятие на себя.

По результатам диагностического исследования № 2 - «Эмоциональные проявления» к «эмпатийным» были отнесены ответы, в которых присутствовали идентификация, описание чувств и связанного с ними эмоционального состояния, а также обстоятельные объяснения чувств и переживаний других с переносом и проекцией ситуации на себя. При этом испытуемые (КГ - 22,92%, ЭГ - 27,08%) проявляли эмпатию в «школьных» и «нешкольных» ситуациях.

Отмечено, что младшие школьники выражали такое эмоциональное состояние, как жалость, и стремились оказать помощь, поддержку, то есть готовы были осуществить действия в пользу других. В целом можно констатировать, что младшие школьники чувствуют и понимают эмоциональные состояния других, хотя при этом во многом ориентируются на внешние признаки неблагополучия.

49

50

Анализ диагностического исследования № 3 - «Проявление эмпатии к сверстнику» дал следующие результаты: по 1-й подгруппе ситуаций («оказание или неоказание помощи другому») 68,75% младших школьников в контрольной группе и 72,92% в экспериментальной проявляли сочувствие и были готовы прийти на помощь сверстнику; по 2-й подгруппе («ущемление личных интересов»): КГ - 75,00%, ЭГ - 68,75%; по

3-й подгруппе («проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему нормы поведения»): КГ - 50,00%, ЭГ - 47,92%; по

4-й подгруппе («сопереживание радостным чувствам сверстника - со-радость)»: КГ - 22,92%, ЭГ - 27,08%. Оказать помощь сверстнику при возникших затруднениях (5-я подгруппа ситуаций) оказались готовы 56,25% младших школьников контрольной группы и 58,33% экспериментальной.

Таким образом, результаты диагностических исследований показали: младшие школьники не всегда верно понимают и обозначают свои эмоции и чувства; в понимании и обозначении эмоциональных состояний других они ориентируются в основном на внешние признаки; проявление соучастия и со-радости вызывает у них определённые затруднения. Исследования выявили, что в младшем школьном возрасте ещё не сформированы эмоциональное предвосхищение своего и чужого поведения, а также способность к проявлению эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств.

Помимо этого, на констатирующем этапе эксперимента были зафиксированы уровни проявления эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса к восприятию музыки младшими школьниками [16].

Так, начальный уровень (в КГ -

33,33%, а в ЭГ- 35,42%) говорит о том, что у младших школьников (в особенности у первоклассников) отсутствуют опыт вслушивания в музыкальные звуки и умение находить в них те чувства и переживания, которые выразил композитор. В музыкально-творческой деятельности (танцевальной, вокальной, театральной) наблюдалось копирование ответов и действий других, а также отмечалась зависимость от мнения педагога и сверстников.

Средний уровень проявления эмоциональной отзывчивости зафиксирован у 41,67% младших школьников КГ и 39,58% в ЭГ. Дети (во всех возрастных категориях) определяли настроение произведения, однако осмыслить его, раскрыть и обосновать средства выразительности затруднялись. Определённую трудность у них вызвало объяснение эмоционального состояния. При аргументации своего выбора младшие школьники давали краткие ответы, выражающие констатацию, а не эмоциональное отношение. Отмечалось слабое проявление фантазии и воображения в решении музыкально-творческих заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень проявления эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса к восприятию музыки показали 25,00% младших школьников контрольной группы и 25,00% экспериментальной группы.

Результаты первоначальной диагностики младших школьников представлены в табл. 1.

Получив информацию об эмоциональном состоянии каждого обучающегося и уровне развития его эмпатии, мы выделили процессуальные компоненты и критерии развития эмпатии младших школьников, составившие общую концепцию развития эмпатии

Таблица 1

Результаты первоначальной диагностики, чел./%

Группа Исследование № 1 - «Понимание эмоциональных состояний»

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

КГ 25/52,08 17/35,42 6/12,50

ЭГ 24/50,00 19/39,58 5/10,42

Исследование № 2 - «Эмоциональные проявления»

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

КГ 24/50,00 13/27,08 11/22,92

ЭГ 20/41,67 15/31,25 13/27,08

Исследование № 3 - «Проявление эмпатии к сверстнику», %

Да Нет

КГ 54,58 45,42

ЭГ 55,00 45,00

Исследование № 4 - «Эмоциональная отзывчивость и устойчивость интереса младших школьников к восприятию музыки»

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

КГ 16/33,33 20/41,67 12/25,00

ЭГ 17/35,42 19/39,58 12/25,00

в младшем школьном возрасте в процессе совместного музицирования:

• Эмоциональное проникновение и установление эмоциональной идентичности. Критерии: распознавание эмоциональных состояний другого; проявление сопереживания, выраженного в распознавании пантомимической, интонационной и поведенческой этики.

• Психоэмоциональная настройка. Критерии: восприятие и понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого; наличие сочувствия.

• Выражение соучастия и сочувствия. Критерии: способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи; стремление к содействию.

По результатам диагностики было выделено три основных уровня развития эмпатии: начальный, средний и высокий. Для их обоснования использовались характеристики, отражающие суть становления и развития эм-патии в младшем школьном возрасте.

Начальный уровень характеризуется развитием эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает Другой на основе отождествления с ним.

Средний уровень свидетельствует об обретении свойств, присущих сопереживанию и сочувствию, таких как пере-

51

52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

живание субъекта по поводу чувств Другого, обращённость к внутреннему миру Другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии.

Высокий уровень характеризуется способностью ребёнка к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценкой своей деятельности, стремлением оказать действенную помощь. Успешность её зависит от степени обращённости личности к своему внутреннему миру и миру других, от подверженности рефлексии.

Полученные результаты диагностических исследований подтвердили необходимость апробации данной концепции в виде теоретико-практической модели развития эмпатии младших школьников в процессе совместного музицирования на формирующем этапе исследования.

Формирующий этап исследования

Реализация модели на практике включила в себя цепочку методов, осуществляемых последовательно, с возвратом при необходимости к любому из них в живом процессе работы с младшими школьниками: метод активизации творческих проявлений; метод моделирования элементов музыкального языка; метод «содружество трёх муз»; метод «калейдоскоп эмоций»; метод чувственных ассоциаций; метод проектно-познава-тельной деятельности, а также инте-гративную методику организации празднично-досугового общения «Театрально-концертный сезон Финансово-экономической школы».

Цель первого этапа - развитие способности младших школьников к дифференциации эмоциональных состояний через осознание собственных переживаний. Условно мы назвали его

«язык эмоций», и он соответствует начальному уровню развития эмпатии -эмоциональному проникновению и установлению эмоциональной идентичности. Первый этап складывался из включения в деятельность младших школьников ситуаций, предполагающих:

• выделение зафиксированной эмоции, развитие способности понимать эмоциональное состояние - своё и других;

• создание возможностей для самовыражения, формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями-средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимой;

• обучение распознаванию интонаций и интонированной речи: тембр, темп, ритм, сила голоса;

• обучение речевым средствам общения и поведенческой этике на эмоциональной основе.

Для получения опыта проживания различных эмоциональных состояний младшими школьниками проводились: музыкально-коммуникативные игры и танцы; упражнения, направленные на развитие мимических движений; музыкальные игры на определение и передачу эмоциональных состояний; музыкально-ритмические игры по обучению выразительным движениям; этюды на распознавание различных жестов и развитие выразительности жеста; этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений; речевое музицирование; музыкальные игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд.

На данном этапе активно использовались методы «калейдоскоп эмоций»,

моделирование элементов музыкального языка, «содружество трёх муз».

Цель второго этапа - формирование у младших школьников представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире, развитие умения сопереживать другим. Его мы условно назвали «язык чувств, переживаний, ощущений», и он соответствует уровню психоэмоциональной настройки.

Второй этап складывался из включения в совместную деятельность младших школьников ситуаций сочувствия-переживания, способствующих:

• развитию умения чувствовать и понимать другого;

• развитию творческих способностей и воображения, индивидуального самовыражения;

• развитию любознательности, наблюдательности.

• сплочению детского коллектива.

На этом этапе исследования большая роль отводилась активному включению младших школьников в «комплекс музыкальных деятельностей», а также созданию тех художественных ситуаций, в процессе которых они обогащали свой словарный запас словами, обозначающими разнообразные эмоциональные состояния: радость (ярко, блестяще, лучисто, игриво, бодро), грусть (печально, хмуро, жалобно, задумчиво), гнев (сердито, яростно, грубо, свирепо, злобно) и т. д.

С целью получения младшими школьниками опыта проживания различных эмоциональных состояний мы продолжили совместное творческое исследование звуковых свойств различных окружающих материалов; много внимания уделялось музыкально-игровым упражнениям, пластическим этюдам, активному слушанию,

пению, игре на музыкальных инструментах. В процессе совместной деятельности использовался метод чувственных ассоциаций и активизации творческих проявлений.

Цель третьего этапа - развитие у младших школьников навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Он соответствует рефлексивному уровню развития эмпатии - выражению соучастия и сочувствия.

Третий этап складывался из включения в свободную самостоятельную деятельность младших школьников ситуаций сочувствия-действия, предполагающих:

• развитие умения взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях;

• воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

• обучение выделению, анализу, оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.

В ходе проведения занятий по совместному музицированию акцент делался на развитие умений:

• направлять внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• направлять внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

• различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.

Содержание занятий по совместному музицированию включало: коммуни-

53

54

кативные музыкальные игры, речевое музицирование, телесные звучащие жесты, игру на музыкальных инструментах с привлечением инструментария К. Орфа, импровизированное движение, пение, эвритмические этюды, ансамблевое музицирование на флейтах, элементарный музыкальный театр. Всё это способствовало развитию эмоционально-образной отзывчивости на музыку, художественного кругозора и вкуса, музыкально-творческих способностей, самостоятельности в суждениях и оценках, интереса к различным видам искусств.

Итоговый диагностический контроль

Цель контрольного этапа эксперимента состояла в выявлении устойчивой динамики развития эмпатических переживаний, а также в фиксации произошедших качественных изменений в эмпатийной функции младших школьников в результате формирующего эксперимента. Диагностика, проведённая на контрольном этапе эксперимента, показала достаточно высокий уровень достижений младших школьников экспериментальной группы по всем компонентам эмпатии.

С помощью диагностики № 1 выявлено, что у младших школьников ЭГ

отмечаются более высокие показатели ориентации на понимание и распознавание эмоциональной сферы: они свободно определяют чувства и настроения по мимике, выражению лица; у них расширился эмоциональный словарь, изменились взгляды на мир и отношения с окружающими, возросла способность осознавать и контролировать свои эмоции. В КГ ответы отличались простотой высказываний в понимании и распознавании основных эмоций, пантомимики и интонации (табл. 2).

Результаты диагностики № 2 показали, что в ответах младших школьников ЭГ прослеживается потребность в познании и раскрытии своего внутреннего мира, переживаний и чувств. В КГ преимущественно сохраняется поведение, характеризующееся констатацией чувств другого человека («я вижу, что ему плохо»), но часто проявляющееся в наблюдательной, отстранённой позиции (табл. 3).

Из полученных данных диагностического исследования № 3 следует, что в КГ преобладает содействие, выражающееся в основном как подражание действиям сверстника или по просьбе взрослого. В ЭГ отмечено проявление эмпатии как содействие на основе рефлексии. Младшие школьники ЭГ стали

Таблица 2

Показатели сформированности качества эмпатии «Эмоциональное проникновение и установление эмоциональной идентичности», %

Оценочные критерии Группа

контрольная экспериментальная

Выделение зафиксированной эмоции 48,00 89,00

Распознавание интонаций 35,80 74,00

Распознавание пантомимики 37,00 81,20

Речевая и поведенческая этика 23,00 67,40

Таблица 3

Показатели сформированности качества эмпатии «Психоэмоциональная настройка», %

Оценочные критерии Группа

контрольная экспериментальная

Констатация чувств и переживаний другого человека 65,10 12,80

Сопереживание на основе идентификации 18,40 48,30

Проявление сочувствия 13,10 39,90

Таблица 4

Показатели сформированности качества эмпатии «Выражение соучастия и сочувствия», %

Оценочные критерии Группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контрольная экспериментальная

Подражательный характер 63,00 10,20

Фрагментарный, эпизодический характер 32,00 15,00

Содействие на основе рефлексии 12,60 80,70

Таблица 5

Результаты диагностического исследования № 4 55

«Эмоциональная отзывчивость и устойчивость интереса младших школьников

к восприятию музыки», чел./%

Уровень развития эмпатии 7-8 лет (16 чел.) 8-9 лет (16 чел.) 9-10 лет (16 чел.) Всего (48 чел.)

Контрольная группа

начальный 4 / 25,00% 2 / 12,50% 2 / 12,50% 8 / 16,67%

средний 9 / 56,25% 9 / 56,25% 7 / 43,75% 25 / 52,08%

высокий 3 / 18,75% 5 / 31,25% 7 / 43,75% 15 / 31,25%

Экспериментальная группа

начальный 2 / 12,50% 1 / 6,25% 0,00% 3 / 6,25%

средний 7 / 43,75% 7 / 43,75% 6 / 37,5% 20 / 41,67%

высокий 7 / 43,75% 8 / 50% 10 / 62,5% 25 / 52,08%

Таблица 6

Сводная таблица показателей формирующего этапа, чел./%

56

Исследование

Группа № 1 «Понимание эмоциональных состояний»

до после

Н С В Н С В

КГ 25 / 52,08% 17 / 35,42% 6 /12,50% 18 / 37,5% 22 / 45,83% 8 / 16,67%

ЭГ 24 / 50,00% 19 / 39,58% 5 / 10,42% 7 / 14,58% 24 / 50,00% 17 / 35,42%

№ 2 «Эмоциональные проявления»

до после

Н С В Н С В

КГ 24 / 50,00% 13 / 27,08% 11 / 22,92% 17 / 35,42% 18 / 37,5% 13 / 27,08%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ 20 / 41,67% 15 / 31,25% 13 / 27,08% 7 / 14,58% 13 / 27,08% 28 / 58,33%

№ 3 «Проявление эмпатии к сверстнику»

до после

да нет да нет

КГ 54,58% 45,42% 56,25% 43,75%

ЭГ 55,00% 45,00% 81,25% 18,75%

№ 4 «Эмоциональная отзывчивость и устойчивость интереса младших школьников к восприятию музыки»

до после

Н С В Н С В

КГ 16 / 33,33% 20 / 41,67% 12 / 25,00% 8 / 16,67% 25 / 52,08% 15 / 31,25%

ЭГ 17 / 35,42% 19 / 39,58% 12 / 25,00% 3 / 6,25% 20 / 41,67% 25 / 52,08%

Примечание. Н - низкий уровень; С - средний уровень; В - высокий уровень.

лучше разбираться как в своих чувствах, так и в чувствах и настроениях других, многие начали сочувственно относиться к сверстникам (табл. 4).

На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования младшие школьники ЭГ в процессе совместного музицирования показали, что свободно инсценируют разнообразные ситуации, передавая всевозможные эмоциональные состояния; точно выражают и формулируют эмоциональное состояние музыкального образа посредством вербального и невербального общения, средствами хореографического и изобразительного искусства, интонационного и пластического моделирования; свободно воплощают творческие идеи и замыслы в музыкальной деятельности; умеют сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, в подгруппах, группах (табл. 5 и 6).

Заключение

По результатам опытно-экспериментального исследования можно заключить, что занятия по совместному музицированию:

• оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние обучающегося, устраняя тревожность, напряжённость, нерешительность, усталость и оптимизируя настроение;

• повышают познавательную активность и учебную мотивацию, стимулируют познавательный процесс благодаря положительным эмоциям, возникающим в процессе музыкально-ритмической деятельности;

• обеспечивают возможность самовыражения и самореализации, повышая таким образом самооценку;

• способствуют развитию коммуникативных навыков, повышению уровня межличностных отношений;

• способствуют пониманию и принятию эмоций и чувств других.

Таким образом, занятия совместным музицированием оказывают воздействие на эмоционально-чувственную и познавательную сферы психики, временные аспекты мыслительных процессов, развивают способность к общению, сочувствию и сопереживанию, что в комплексе способствует развитию эмпатии у младшего школьника.

57

Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. Выражаю благодарность за чуткое руководство, советы, ценные замечангм и помощь в написании данной статьи научному руководителю, доктору педагогических и психологических наук, профессору Алле Владимировне Тороповой, а также благодарю за доброе отношение и внимание доктора педагогических наук, профессора, заведующую кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ Ирину Дмитриевну Демакову.

The present article has been written in accordance with the research work of the subdepartment of Childhood Institution of Psycological Antropology. I express special thanks for tactful guidance, advice and valuable comments and help in writing this article to the Scientific Head, Doctor of Pedagogical and Psycological Science Alla Vladimirovna Toropova. Besides, I'd like to thank Irina Dmitrievna Demakova, chairperson of the sub-department of Childhood Institution, Doctor of Pedagogical Science, Department Chairperson, for good-hearted attitude and consideration.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е. И. Рогов. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 509 с.

2. Кузьмин, Е. С., Семёнова, В. Е. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий [Текст] / под. ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семёновой. - Л. : Лениздат, 1987. - 144 с.

3. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. - М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мозговая, Н. А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Мозговая. -М., 1999. - 274 с.

6. Надирова, Л. Л. Струны общности: теоретические основы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов [Текст] / Л. Л. Надирова. -2-е изд., испр. - Владимир : Изд-во Владимирского государственного университета, 2013. - 318 с.

7. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория 58 музыкального образования [Текст] : учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М. : Прометей, 2013. - 432 с.

8. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Торопова. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 245 с.

9. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова. - М. : Либро-ком, 2014. - 264 с.

10. Никитина, Л. А. Развитие эмпатии у младших школьников в процессе совместного музицирования [Текст] / Л. А. Никитина // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2016. - № 3 (16). - С. 32-44.

11. УМК «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (1-4 классы) [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2015.

12. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии [Текст] : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Владос, 1995. - 291 с.

13. Глоба, Н. В. К проблеме методов исследования эмпатии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. В. Глоба // Вестник РГГУ Серия «Психология». - 2008. - № 3. - С. 155-172.

14. Васильева, Е. Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Васильева. - Н. Новгород, 1994. - 223 с.

15. Гогоберидзе, А. Г., Деркунская, В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогобе-ридзе, В. А. Деркунская. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 656 с.

16. Радынова, О. П., Комиссарова, Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Дубна : Феникс+, 2014. - 332 с.

REFERENCES

1. Rogov E. I. Lichnost' uchitelya: teoriya i praktika [Personality of the teacher: theory and practice]. Rostov-na-Donu: Feniks Publ, 1996. 509 p. (in Russian).

2. Kuz'min E. S., Semenova V. E. Kollektiv. Lichnost'. Obshhenie: Slovar' sotsial'no-psik-hologicheskikh ponyatij [Collective. Personality. Communication: Dictionary of socio-psychological concepts]. Under the editorship of E. S. Kuz'min and V. E. Semenova. Leningrad: Lenizdat Publ., 1987. 144 p. (in Russian).

3. Psikhologicheskij slovar' [Psychological Dictionary]. Under the editorship of V V Davydov, A. V Zaporozhets, B. F. Lomov, et al. Moscow: Pedagogika Publ., 1983. 448 p. (in Russian).

4. Bojko V V. Energiya emotsij v obshhenii: vzglyad na sebya i na drugikh [Energy of emotions in communication: a view of oneself and others]. Moscow: Informatsionno-izdatel'skij dom "Filin" Publ., 1996. 472 p. (in Russian).

5. Mozgovaya N. A. Formirovanie peda-gogicheskoj ustanovki uchitelya na empatiyu vo vzaimodejstvii s uchashhimisya [Formation of teacher's pedagogical attitude toward empathy in interaction with students]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 1999. 274 p. (in Russian).

6. Nadirova L. L. Struny obshhnosti: teoreti-cheskie osnovy razvitiya empatii u studentov muzykal 'no-pedagogicheskikh fakul 'tetov [Strings of generality: theoretical foundations for the development of empathy in students of music-pedagogical faculties]. 2nd ed. Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2013. 318 p. (in Russian).

7. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal 'nogo obrazovaniya. [The theory of musical education]. Moscow: Prometej Publ., 2013. 432 p. (in Russian).

8. Toropova A. V. Muzykal'naya psikhologiya i psikhologiya muzykal'nogo obrazovaniya [Musical psychology and psychology of music education]. 4th ed. Moscow: Yurajt Publ., 2016. 245 p. (in Russian).

9. Tyutyunnikova T. E. Videt' muzyku i tantse-vat'stikhi... Tvorcheskoe muzitsirovanie, im-provizatsiya i zakony bytiya [See the music and dancing poetry... Creative music-making, improvisation and the laws of being]. Librokom Publ., 2014. 264 p. (in Russian).

10. Nikitina L. A. Razvitie empatii u mladshih shkol'nikov v processe sovmestnogo muzi-cirovaniya [Development of primary school students' empathy through the ensemble music playing]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" -Bulletin of the UNESCO Chair "Musical

Arts and Education", 2016, no. 3 (15), pp. 32-44 (in Russian).

11. UMK "Muzyka" E. D. Kritskoj, G. P. Ser-geevoj, T. S. Shmaginoj (1-4 klassy) [Program "Music" (grades 1-4)]. Moscow: Pros-veshchenie Publ., 2015 (in Russian).

12. Uruntayeva G. A., Afon'kina Yu. A. Praktikum po detskoj psikhologii: Posobie dlya studentov pedagogicheskikh institutov, uchashhikhsya pedagogicheskikh uchilishh i kolledzhej, vospi-tatelej detskogo sada [Workshop on Child Psychology: Handbook for students of educational institutions, students of pedagogical schools and colleges, kindergarten teachers]. Ed. G. A. Uruntayeva. Moscow: Vlados Publ., 1995. 291 p. (in Russian).

13. Globa N. V K probleme metodov issledovani-ya empatii u detej mladshego shkol'nogo voz-rasta [To the problem of methods of investigating empathy in children of primary school age]. Vestnik RGGU. Series "Psikhologiya", 2008, no. 3, pp. 155-172 (in Russian).

14. Vasil'eva E. N. Osobennosti formirovaniya polozhitel'nogo ehmotsional'nogo otnosheni-ya u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya k bliz-kim vzroslym i sverstnikam [Peculiarities of a positive emotional relationship to close adults of children with mental retardation]. PhD dissertation (Psychology). Nizhnij Novgorod, 1994. 223 p. (in Russian).

15. Gogoberidze A. G., Derkunskaya V. A. Det-stvo s muzykoj. Sovremennye pedagogi-cheskie tekhnologii muzykal'nogo vospitani-ya i razvitiya detej rannego i doshkol'nogo vozrasta [Childhood with music. Modern pedagogical technologies of musical education and development of children of early and preschool age]. St. Petersburg: Detstvo-Press Publ., 2013. 656 p. (in Russian).

16. Radynova O. P., Komissarova L. N. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta [Theory and methods of musical education of preschool children]. 2nd ed. Dubna: Feniks+ Publ., 2014. 332 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59

Статья поступила в редакцию 27.08.2017. The article was received on 27.08.2017.

Никитина Лилия Анатольевна, старший преподаватель лаборатории элементарного музицирования кафедры психологической антропологии Института детства e-mail: lilyakitya@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Lilia A. Nikitina, Senior Teacher of the Laboratory of Elementary Music-Making at the Department of Psychological Anthropology of the Institute of Childhood e-mail: lilyakitya@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Moscow Pedagogical State University" (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

60