Научная статья на тему 'Использование тренировочных троп в начальной подготовке спортсменов-ориентировщиков'

Использование тренировочных троп в начальной подготовке спортсменов-ориентировщиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРОПЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСТАНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЩИТЫ / RECREATIONAL AND EDUCATIONAL PATHWAYS / COMPETITION RACES / INFORMATION BOARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Тамара Александровна

Разработана учебная тропа с информационными щитами и контрольными точками для отработки технических элементов спортсменов-ориентировщиков групп начальной и учебно-тренировочной подготовки. Проведен педагогический эксперимент, в ходе которого выявлено увеличение скорости работы с компасом и снижение относительной частоты ошибок в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TRAINING PA THWA YS IN THE INITIAL TRAINING OF ORIENTEERS

A training path with information boards and control points has been developed for testing the technical elements of the orienteering athletes of groups of primary and training training. A pedagogical experiment was conducted, during which an increase in the speed of work with the compass and a decrease in the relative error rate in the experimental group was revealed.

Текст научной работы на тему «Использование тренировочных троп в начальной подготовке спортсменов-ориентировщиков»

УДК 796.56

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ТРОП В НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Т.А. Федорова

Разработана учебная тропа с информационными щитами и контрольными точками для отработки технических элементов спортсменов-ориентировщиков групп начальной и учебно-тренировочной подготовки. Проведен педагогический эксперимент, в ходе которого выявлено увеличение скорости работы с компасом и снижение относительной частоты ошибок в экспериментальной группе.

Ключевые слова: оздоровительно-познавательные тропы, соревновательные дистанции, информационные щиты.

Спортивное ориентирование является экстремальным видом спорта, поэтому процесс подготовки спортсменов к самостоятельному прохождению тренировочных и соревновательных дистанций - важный этап для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Современный спорт требует новых подходов в тренировочном процессе во всех видах, в том числе и в спортивном ориентировании.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором умственная составляющая играет главенствующую роль для достижения результата в соревнованиях. Соревновательные дистанции никогда не повторяются, ландшафт в разных регионах очень разнообразен. Каждая трасса требует от спортсмена умения анализировать, сличать карту с местностью, прогнозировать варианты передвижения, решать проблемы, возникшие на дистанции.

В.Б. Коренберг в своих исследованиях выявил, что техника вида спорта меняется в зависимости от правил соревнований и судейства, усовершенствования спортивного инвентаря и оборудования и ряда других причин [3]. Изменения в правилах, введенные Международной федерацией ориентирования (FIE) в 2016 г., новые условные знаки спортивных карт и дисциплины в программе соревнований повлекли за собой серьезные коррективы в техническую подготовку спортсменов-ориентировщиков. На сегодня актуальна проблема методов определения, выявления, систематизации компонентов, влияющих на успешное прохождение дистанций по спортивному ориентированию.

Исследования, проведенные учеными Л.Д. Битехтиной и А.К. Дроздовским, подтвердили гипотезу о том, что одним из главных факторов повышения мастерства в ориентировании является способность спортсменов к опережающему отражению, то есть представление еще не видимого ландшафта [1]. По мнению А.К. Дроздовского, «именно пространственное мышление является тем психологическим феноменом, в сфере которого реализуются все остальные психологические процессы:

восприятие, внимание, представление, воображение, память и т. д.» [1]. Пространственное мышление, как правило, имеет свою логику оперирования образами, формируемыми на основе процессов представления, воображения и составляющими главный продукт мыслительной деятельности ориентировщика.

Результат спортсмена-ориентировщика при прохождении соревновательной дистанции складывается из различных факторов подготовки. Наиболее важным фактором является техническая и психологическая подготовленность спортсмена [4]. Успешное выступление в соревнованиях любого ранга невозможно без специальных знаний, умений, навыков. Физически развитый, но технически не подготовленный участник соревнований не сможет самостоятельно преодолеть заданную дистанцию и добиться высоких результатов. Участие такого спортсмена в соревнованиях опасно и для организаторов этих мероприятий.

В спортивном ориентировании каждая дистанция уникальна и никогда не повторяется. В этом заключается главный принцип соревнований: участники должны продемонстрировать умение ориентироваться на незнакомой трассе. Основой соревновательного поведения участника являются рациональные, целенаправленные, осмысленные, последовательные и расчетливые действия. От спортсмена требуется быстрое принятие решения.

К числу основных приемов спортивного ориентирования относится: чтение карты, образное представление местности по изображению на карте, определение направления движения, определение расстояний, сопоставление карты с местностью, контроль за перемещением по незнакомой местности.

По мере накопления опыта выполнения технико-тактических действий во время соревнований у ориентировщиков формируется способность к эффективному ориентировочному мышлению, что приводит к уменьшению числа ошибок и повышает надёжность ориентирования.

Спортивная деятельность ориентировщика тесно связана с развитием мышления, восприятия, памяти, внимания и других психических процессов. Это определяется спецификой данного вида спорта, так как атлету необходимо, сличая карту с основными ориентирами местности, очень четко воспринимать, определять и различать основные объекты, чтобы кратчайшим путем и передвигаясь с рациональной скоростью, пройти заданную дистанцию.

Анализ работы тренеров ДЮСШ и опрос начинающих ориентировщиков, свидетельствует о недостаточном внимании в начальном обучении техническим приемам, способу ориентирования карты и передвижения по незнакомой местности.

Многолетний тренерский опыт, анализ научно-методической литературы позволили разработать и предложить ввести в тренировочный

процесс учебную тропу для отработки технических элементов для групп начальной подготовки и тренировочной группы.

Основными условиями для создания «учебной тропы» являются: удобство, безопасность и доступность для посещения, привлекательность и разнообразие окружающего ландшафта, информативность [2]. На наш взгляд, каждая образовательная школа на своей территории может разработать и создать обучающую тропу длиной от 300 до 1000 м, оборудованнуя информационными щитами, на месте которых идет обучение необходимым техническим элементам ориентирования. Учебная тропа может иметь следующие станции:

- ориентирования по природным признакам;

- ориентирования карты по компасу;

- основных условных знаков;

- определения своего местонахождения в карте;

- вариантов передвижения по незнакомой местности;

- техники безопасности.

Широкое распространение развития троп в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организации просветительных троп в природе. При этом нельзя было ограничивать задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время выдвигает другую задачу -целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры и оздоровления населения.

В г. Перми на территории Черняевского леса созданы несколько типов троп: экологическая, ботаническая, оздоровительная, велосипедная. За последние 3 года на окраинах г. Перми создано шесть новых оздоровительных троп. Все они несут разную информацию и в последнее время стали популярными для жителей города. В основном они носят оздоровительный характер.

На окраине города г. Перми создана и функционирует экологическая «Липовая тропа» длиной 3,5 км и установлены шесть информационных щитов. Каждый щит несет определенную информацию: история Липовой горы, лесные жители, растительный покров, флора и фауна, обитание птиц, обитатели болот. Вдоль тропы установлены три места для отдыха взрослых и детей. Данная тропа носит не только оздоровительный характер, но и просветительный. Тропа функционирует круглогодично.

Нами проведен педагогический эксперимент, который проходил на базе КГАОУДО «Пермский РСТЦАС» в г. Перми (2016 г.). В экспериментальной группе (ЭГ) участвовали юные спортсмены начальной подготовки (НП) - 3-го года обучения и тренировочной группы (ТР) - 1-го года обучения. Спортсмены ЭГ проходили 1-2 раза в неделю по разработанной тропе длиной 560 м, где установлены шесть станций. За тренировку юные ориентировщики дважды проходили данную тропу. Всего

за время педагогического эксперимента спортсмены ЭГ преодолели от 2030 раз.

Для определения технической подготовленности нами были проведены в ЭГ и КГ до и после эксперимента следующие тесты: «Компас» (стороны горизонта) и «Лабиринт».

Анализ показателей технической подготовленности занимающихся спортивным ориентированием выявил, что у мальчиков и девочек скорость работы с компасом значительно выросла в ЭГ, а относительная частота ошибок снизилась после формирующего эксперимента (табл. 1, 2).

Таблица 1

Результаты показателей технической подготовленности

мальчиков 10-12 лет

Показатели Группы В начале В конце

эксперимента эксперимента

«Компас» (стороны горизонта) Скорость работы, ком/ мин КГ ЭГ 0,53±0,48 0,48±0,33 1,09±0,58* 1,56±0,77**

Относительная частота ошибок КГ ЭГ 0,41±0,51 0,41±0,27 0,35±0,15 0,21±0,12**

«Лабиринт», с КГ ЭГ 68,94±9,81 68,86±10,65 58,12±7,98 47,86±5,14**

* - р<0,05. Таблица 2

Результаты показателей технической подготовленности

девочек 10-12 лет

Показатели Группы В начале В конце

эксперимента эксперимента

«Компас» (стороны горизонта) Скорость работы, ком/ мин КГ ЭГ 0,35±0,21 0,33±0,18 0,68±0,24 1,55±0,50**

Относительная частота ошибок КГ ЭГ 0,41±0,23 0,42±0,27 0,43±0,15 0,19±0,10**

«Лабиринт», с КГ ЭГ 72,74±8,60 73,25±7,67 63,48±6,75 58,25±4,89**

* -р<0,05.

До формирующего эксперимента мальчики КГ показывали скорость работы с компасом 0,53±0,48 ком/мин, а в ЭГ - 0,48±0,33 ком/мин. К концу эксперимента скорость работы с компасом выросла в обеих группах до 1,09±0,58 ком/мин в КГ и 1,56±0,77 ком/мин - в ЭГ (р<0,05). Прирост у мальчиков КГ составил 106,66 %, а в ЭГ - 228,0 %. Подобная картина наблюдается и у девочек КГ и ЭГ.

В начале скорость работы с компасом в КГ соответствовала 0,35±0,21 ком/мин, после формирующего эксперимента -

0,68±0,24 ком/мин. У девочек ЭГ в начале скорость соответствовала 0,33±0,18 ком/мин, а к концу увеличилась до 1,55±0,50 ком/мин (р<0,05). Прирост составил в КГ - 95,0 %, а в ЭГ в три раза выше - 376,92 %.

Снизилась частота ошибок у мальчиков и девочек ЭГ и КГ (см. табл. 1, 2). Более выраженно после формирующего эксперимента произошел рост в ЭГ: у мальчиков - на 49,3 %, у девочек - на 54,99 %. Тогда как в КГ прирост у мальчиков составил 15,9 %, а у девочек - 4,11 %.

Последние годы в программе соревнований различного уровня предлагают состязания в прохождении «Лабиринт». Одна из разработанных нами дистанций проводилась в виде теста. Достоверно улучшились результаты у респондентов ЭГ в прохождении «Лабиринт». Анализ результатов состязаний за 2016 г. показал информативность данного теста в технической подготовке спортсменов-ориентировщиков. Прирост у мальчиков КГ составил 15,69 %, тогда как в ЭГ - 30,49 %, девочек КГ -12,73 %, а в ЭГ - 20,47 %.

Пилотажное исследование обучающихся (всего 207 спортсменов), проведенное на основе составленного опроса, показал следующую картину.

На вопрос «Понравилась ли Вам тропа?» все 100 % респондентов дали утвердительный ответ. 92,7 % респондентов испытывали трудности в определении сторон горизонта, а после педагогического эксперимента прочно усвоили. Из всех опрошенных 84,5 % школьников стали точнее работать с компасом. Все учащиеся справлялись с определением сторон горизонта по природным признакам. Использование учебной тропы на занятиях способствовали правильному выбору пути из предложенных вариантов. 47,8 % юных ориентировщиков точно определяли свое местонахождение в карте.

В результате анализа специальной литературы и обработки фактического материала установлено следующее:

а) отсутствуют показатели готовности юных спортсменов к самостоятельному прохождению соревновательной дистанции;

б) недостаточно исследований по развитию наглядно-образного мышления, восприятия карты спортсменами-ориентировщиками;

в) недостаточно методических разработок и упражнений креативного характера в области техники ориентирования, психического развития;

г) недостаточно практической деятельности спортсменов на местности;

д) отсутствуют методики обучения чтения рельефа.

Можно определенно утверждать, что разработанная нами учебная тропа для групп начальной подготовки и тренировочной группы благоприятно сказалась на технической подготовленности спортсменов ЭГ.

Список литературы

1. Дроздовский А.К. О процессах пространственного мышления соревнующегося ориентировщика // О-Вестник. 1996. № 2. С. 39-41.

2. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма. М.: Финансы и статистика, 2014. 304 с.

3. Коренберг В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере. М.: Теория и практика физ. культуры, 2008. С. 9.

4. Чешихина В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: монография. М.: Совет. спорт, 2006. 232 с.

Федорова Тамара Александровна, канд. пед. наук, доц., fedorova-perm 'a yandex.ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

THE USE OF TRAINING PA THWA YS IN THE INITIAL TRAINING OF ORIENTEERS

T.A. Fedorova

A training path with information boards and control points has been developed for testing the technical elements of the orienteering athletes of groups of primary and training training. A pedagogical experiment was conducted, during which an increase in the speed of work with the compass and a decrease in the relative error rate in the experimental group was revealed.

Key words: recreational and educational pathways, competition races, information

boards.

Fedorova Tamara Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, fedorova-perm gyandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University

УДК 796.011:796.41

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АЭРОБИСТОВ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Д.В. Чаюн

Представлены результаты психофизиологического тестирования членов сборной команды России по спортивной аэробике. Предложен комплекс психомоторных тестов на базовом устройстве УПФТ-1/30-«Психофизиолог» и его вспомогательном модуле. Полученные данные рассматриваются как основа для разработки блока компьютерной программы «Психофизиологическое сопровождение».

Ключевые слова: психофизиологическое тестирование, соревновательный этап, сборная команда России, высококвалифицированные спортсмены, спортивная аэробика.

Сложнокоординационные виды спорта, в том числе и спортивная аэробика, требуют от спортсмена высокого уровня специальной физической и технической подготовленности (Ю.В. Верхошанский, В.М. Дьячков, В.М. Зациорский, В.В. Кузнецов, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.