Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / ВУЗ / НАУКА / НИОКР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиляков Д.И.

В статье рассматриваются предпосылки, актуальность и нормативные основы создания малых инновационных предприятий (МИПов) в высших учебных заведениях. Определена ориентация государственной политики на усиление научной составляющей в организациях высшего образования, с одновременным перемещением фокуса научной деятельности с научно-исследовательских институтов на крупные вузы. Представлена схема развития малых инновационных предприятий, созданных с участием высших учебных заведений. Проведен анализ динамики создания малых инновационных предприятий, позволивший выявить ежегодное снижение числа созданных МИПов. Выявлены преимущества создания малых инновационных предприятий, основными из которых являются быстрая адаптация к рыночным требованиям, возможность реализации научного творческого потенциала и создание новых рабочих мест. Определены основные недостатки, заключающиеся в сложности получения финансирования и кредитования, высоком уровне инвестиционного риска и сложности коммерциализации новых продуктов и технологий. Обосновано, что одной из наиболее существенных проблем в развитии МИПов является недостаток новых проектов и проблема правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, а значительная часть имеющихся в вузах патентов и авторских свидетельств зачастую ориентированы на достижение формальных признаков и не представляют реального коммерческого интереса. Выявлена проблема недостатка в высших образовательных учреждениях специалистов, обладающих опытом коммерциализации инноваций, т.е. низкий уровень бизнес-компетенций сотрудников, желающих организовать малое предприятие. Определена необходимость мотивации ученых к занятию бизнесом, которая должна носить комплексный характер - как со стороны администрации вуза в виде поощрения за создание и успешное ведение МИПа, как часть эффективного контракта, так и со стороны кафедр и научных подразделений в виде консалтинговой (юридической, маркетинговой, бухгалтерской) помощи и поиску финансирования. Обосновано, что важная роль в развитии МИПов принадлежит высшим образовательным учреждениям, поэтому необходимым элементом их развития должны стать собственные разработанные механизмы поддержки инновационной деятельности при одновременной мотивации ученых и преподавателей к инновационному предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жиляков Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

The article discusses the prerequisites, relevance and regulatory framework for the creation of small innovative enterprises (SIEs) in higher education institutions. The orientation of the state policy on strengthening the scientific component in higher education organizations is determined, with the simultaneous shifting of the focus of scientific activity from research institutes to large universities. A scheme for the development of small innovative enterprises created with the participation of higher educational institutions is presented. An analysis of the dynamics of the creation of small innovative enterprises was carried out, which made it possible to identify an annual decrease in the number of created SIEs. The advantages of creating small innovative enterprises are identified, the main of which are rapid adaptation to market requirements, the possibility of realizing scientific creativity and the creation of new jobs. The main disadvantages are identified, which are the difficulty of obtaining financing and lending, a high level of investment risk and the difficulty of commercializing new products and technologies. It is substantiated that one of the most significant problems in the development of SIEs is the lack of new projects and the problem of legal protection of intellectual property objects, and a significant part of the patents and copyright certificates available in universities are often focused on achieving formal features and are not of real commercial interest. The problem of the lack of specialists in higher educational institutions with experience in the commercialization of innovations, i.е. low level of business competencies of employees who want to organize a small business. The necessity of motivating scientists to engage in business has been determined, which should be of a complex nature - both from the side of the university administration in the form of encouragement for the creation and successful maintenance of the IIP, as part of an effective contract, and from the departments and scientific departments in the form of consulting (legal, marketing, accounting) assistance and fundraising. It is substantiated that an important role in the development of SIEs belongs to higher educational institutions, therefore, their own developed mechanisms for supporting innovation activities should become a necessary element of their development, while at the same time motivating scientists and teachers to innovative entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 608.1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЖИЛЯКОВ Д.И.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курская ГСХА zhilyakov@yandex.ru.

Реферат. В статье рассматриваются предпосылки, актуальность и нормативные основы создания малых инновационных предприятий (МИПов) в высших учебных заведениях. Определена ориентация государственной политики на усиление научной составляющей в организациях высшего образования, с одновременным перемещением фокуса научной деятельности с научно-исследовательских институтов на крупные вузы. Представлена схема развития малых инновационных предприятий, созданных с участием высших учебных заведений. Проведен анализ динамики создания малых инновационных предприятий, позволивший выявить ежегодное снижение числа созданных МИПов. Выявлены преимущества создания малых инновационных предприятий, основными из которых являются быстрая адаптация к рыночным требованиям, возможность реализации научного творческого потенциала и создание новых рабочих мест. Определены основные недостатки, заключающиеся в сложности получения финансирования и кредитования, высоком уровне инвестиционного риска и сложности коммерциализации новых продуктов и технологий. Обосновано, что одной из наиболее существенных проблем в развитии МИПов является недостаток новых проектов и проблема правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, а значительная часть имеющихся в вузах патентов и авторских свидетельств зачастую ориентированы на достижение формальных признаков и не представляют реального коммерческого интереса. Выявлена проблема недостатка в высших образовательных учреждениях специалистов, обладающих опытом коммерциализации инноваций, т.е. низкий уровень бизнес-компетенций сотрудников, желающих организовать малое предприятие. Определена необходимость мотивации ученых к занятию бизнесом, которая должна носить комплексный характер - как со стороны администрации вуза в виде поощрения за создание и успешное ведение МИПа, как часть эффективного контракта, так и со стороны кафедр и научных подразделений в виде консалтинговой (юридической, маркетинговой, бухгалтерской) помощи и поиску финансирования. Обосновано, что важная роль в развитии МИПов принадлежит высшим образовательным учреждениям, поэтому необходимым элементом их развития должны стать собственные разработанные механизмы поддержки инновационной деятельности при одновременной мотивации ученых и преподавателей к инновационному предпринимательству.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, инновации, вуз, наука, НИОКР.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

ZHILYAKOV D.I.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Finance, Kursk State Agricultural Academy, zhilyakov@yandex.ru.

Essay. The article discusses the prerequisites, relevance and regulatory framework for the creation of small innovative enterprises (SIEs) in higher education institutions. The orientation of the state policy on strengthening the scientific component in higher education organizations is determined, with the simultaneous shifting of the focus of scientific activity from research institutes to large universities. A scheme for the development of small innovative enterprises created with the participation of higher educational institutions is presented. An analysis of the dynamics of the creation of small innovative enterprises was carried out, which made it possible to identify an annual decrease in the number of created SIEs. The advantages of creating small innovative enterprises are identified, the main of which are rapid adaptation to market requirements, the possibility of realizing scientific creativity and the creation of new jobs. The main disadvantages are identified, which are the difficulty of obtaining fi-

nancing and lending, a high level of investment risk and the difficulty of commercializing new products and technologies. It is substantiated that one of the most significant problems in the development of SIEs is the lack of new projects and the problem of legal protection of intellectual property objects, and a significant part of the patents and copyright certificates available in universities are often focused on achieving formal features and are not of real commercial interest. The problem of the lack of specialists in higher educational institutions with experience in the commercialization of innovations, i.e. low level of business competencies of employees who want to organize a small business. The necessity of motivating scientists to engage in business has been determined, which should be of a complex nature - both from the side of the university administration in the form of encouragement for the creation and successful maintenance of the IIP, as part of an effective contract, and from the departments and scientific departments in the form of consulting (legal, marketing, accounting) assistance and fundraising. It is substantiated that an important role in the development of SIEs belongs to higher educational institutions, therefore, their own developed mechanisms for supporting innovation activities should become a necessary element of their development, while at the same time motivating scientists and teachers to innovative entrepreneurship.

Keywords: small innovative enterprises, innovations, university, science, R&D.

Введение. Малое инновационное предприятие (МИП) - это один из способов коммерциализации разработок вуза, которые могут обеспечить дополнительные рабочие места для преподавателей, студентов и аспирантов данной образовательной организации.

Создание малых инновационных предприятий в вузах обусловлено принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данный закон дает бюджетным научным и образовательным учреждениям право самостоятельно создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении, т. е. внедрении результатов интеллектуальной деятельности [1].

Сотрудники МИПа получают возможности применения на практике полученных знаний и общения с бизнесом не как представители государственного учреждения, а в роли предпринимателей.

Материал и методика исследования. Исследование выполнено на основании отчетных данных Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также результатов собственных исследований автора.

Результаты исследования. В настоящее время в государственная политика в сфере образования и науки все больше ориентируется на усиление научной составляющей в органи-

зациях высшего образования, с одновременным перемещением фокуса научной деятельности с научно-исследовательских институтов на крупные вузы.

Данная переориентация обеспечивается несколькими способами:

1. Применением финансовых механизмов (гранты Правительства РФ на научные исследования сотрудникам вузов, программы дополнительного финансирования научно-исследовательской деятельности вузов).

2. Созданием благоприятного законодательного и административно-управленческого климата для научно-образовательных учреждений по сравнению с НИИ.

Данные тенденции в определенной степени наслаиваются друг на друга, обеспечивая си-нергетический эффект.

Для обеспечения перехода страны к экономике инновационного типа МИПы должны обеспечить рост числа коммерциализированных инноваций, позволить научно-педагогическим работникам реализовать научные, творческие замыслы и инновационные бизнес-идеи, а также активнее привлекать к процессу создания результатов инновационной деятельности обучающихся [2].

Схема развития малого инновационного предприятия представлена на рисунке 1.

Понимая необходимость и неотвратимость данного процесса, вузы России включились в процесс создания малых инновационных предприятий. Пик создания МИПов в российских вузах пришелся на 2010-2012 гг. - рисунок 2.

Рисунок 1 - Схема развития малого инновационного предприятия

&

О П

105 107

100

эз

В38583 86 №

6970

62 59 61 59

49 50

4Н 46 46

41 га

33 35

и 30 30 )1

■ ¿в

1919 1 ■ 20 ¿.3

16 15 'И 16

■ > -> д я -, я Ю Пю

1 1 1 ■

0 0 1 1 1] II 1 1 1

11-й квартал I 2-й квартал 13-й к варит 4-й квартал

Рисунок 2 - Динамика создания малых инновационных предприятий

В дальнейшем число созданных МИПов ежегодно снижалось, и минимальное их количество было создано в 2020 г. - 33 организации. Но, тем не менее, данная динамика отражает процесс создания МИПов при том, что закрытия их практически не происходит, а значит их число постоянно растет, просто замедляющимися темпами. Необходимо отметить, что в 2021 г. отмечается незначительное изменение тенденции - было создано 34 МИ-Па - всего на один, но, тем не менее, больше чем в 2020 г.

Общее распределение МИПов, созданных при научно-образовательных учреждениях, по федеральным округам России представлено на рисунке 3. Наибольшее их количество сосредоточено в Центральном (32,91%), Сибирском

(18,02%) и Приволжском (16,50%) федеральных округах.

Ориентация государства на развитие вузовской науки подтверждается тем, что более 95% всех МИПов созданы при вузах и лишь незначительная часть - при НИИ. Зарубежный опыт создания МИПов также говорит о том, что они создаются для мотивации сотрудников к дополнительным доходам внутри организации, занятия бизнесом, в то время как сами университеты таким образом формируют новые источники финансирования. Помимо этого, создание МИПов формирует в образовательной организации инновационную атмосферу, которая позволяет стимулировать дальнейшее развитие новых технологий и обучать новые кадры за счет привлечения студентов к работе в МИПах.

Рисунок 3 - Структура распределения малых инновационных предприятий по территории России

В качестве основных преимуществ создания МИПов необходимо выделить быструю адаптацию к рыночным требованиям, возможность реализации научного творческого потенциала и создание новых рабочих мест. Основными недостатками функционирования и развития малых инновационных предприятий являются сложности получения финансирования и кредитования, высокий уровень инвестиционного риска и сложность коммерциализации новых продуктов и технологий

[3].

Формирование инновационного бизнеса и эффективная деятельность МИПов подразумевает наличие конкурентных преимуществ создаваемой организации. Предполагалось, что данные конкурентные преимущества будут обеспечены вносимым в уставный капитал МИПов результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Безусловно, если РИД имеет коммерческие перспективы, то в его внедрении и использовании все заинтересованы. Но при этом мы сталкиваемся с ситуацией, когда исследователь зачастую может самостоятельно реализовать его без участия образовательной организации. Соответственно развитие МИПов с участием вузов подразумевает наличие дополнительных преимуществ. Такими преимуществами может стать льготная арендная плата для МИПа, льготное использование оборудования. Существующие в настоящее время льготы по аренде явно недостаточны для того, чтобы обеспечить существенные

конкурентные преимущества создаваемым МИПам.

Анализируя российскую практику создания МИПов и основываясь на собственном опыте создания и руководства организациями такого типа, можно сделать выводы, что наиболее существенными проблемами их функционирования и развития являются:

1. Недостаток новых проектов и проблема правовой защиты объектов интеллектуальной собственности [4]. При создании МИПа необходимо выявить интеллектуальную собственность, которая может быть использована в качестве вклада в уставный капитал, и при этом соответствовать профилю деятельности создаваемой организации.

Необходимо отметить, что значительная часть имеющихся в вузах патентов и авторских свидетельств зачастую ориентированы на достижение показателей наличия патентов либо формальных признаков в кандидатских и докторских диссертациях и не представляют реального коммерческого интереса. При этом зачастую разработки, реализованные на базе вузов и представляющие коммерческий интерес, могут уже использоваться разработчиками либо при косвенном участии вуза, либо вообще без его участия.

2. Недостаток в вузах специалистов, обладающих опытом коммерциализации инноваций, способных привлекать инвестиции в бизнес-проекты и оценивать коммерческие риски, т.е. низкий уровень бизнес-компетенций со-

трудников вузов, желающих организовать малое предприятие [5, 6]. Практически все МИ-Пы испытывают острую необходимость в проработке вопросов маркетинга, бизнес-планирования, финансового и бухгалтерского учета. Иными словами, даже если желание заниматься бизнесом у научно-педагогических работников имеется, то необходимых компетенций, как правило, нет.

3. Наиболее сложной проблемой расширения сети МИП является мотивация их создания в профессорско-преподавательской среде. Многие годы научная и коммерческая деятельность были несовместимыми понятиями, и коммерциализация научной деятельности не может сама по себе изменить профессиональное мышление ученого. Число преподавателей, которые были бы готовы развивать инновационный бизнес, на самом деле не так велико. Соответственно, профессорско-преподавательский состав учебных организаций не готов брать ответственность за создание МИП и выступить в качестве учредителя или директора. Очевидно, что принуждение к этому для выполнения показателей не обеспечит дальнейшее эффективное развитие создаваемых организаций.

4. Проблема привлечения инвестиций. Сложности с привлечением финансирования и слабая заинтересованность предприятий, венчурных инвесторов в реализации и внедрении результатов интеллектуальной деятельности. Бизнес готов инвестировать средства в высоко рискованные инновационные проекты только при наличии существенных льгот, а такие льготы пока не предоставляются, в то время как имеющиеся не являются существенными [2, 7].

Следует отметить, что часть проблем развития МИПов, носят общесистемный характер и решить их в ближайшее время не представляется возможным, тем более в рамках конкретного вуза. Но в то же время могут быть сформулированы определенные предложения и рекомендации, реализация которых будет способствовать развитию МИПов.

Один из способов решения кадровой проблемы - это выход на предприятия с предложением конкретного продукта (или технологии). В процесс коммерциализации РИД университетов необходимо привлекать состоявшихся предпринимателей, обеспечивая условия для взаимовыгодного сотрудничества, которые на текущий момент, с учетом действующей фискальной системы в данной сфере, сформировать очень сложно [4, 7]. Тем не ме-

нее, данное направление развития представляется нам стратегически перспективным.

Необходима мотивация самого ученого к занятию бизнесом и создание ему необходимой инфраструктуры. Эта достаточно непростая задача может быть решена с помощью поощрения руководителей и сотрудников МИПов и оказания им поддержки. Причем она должна носить комплексный характер -как со стороны администрации вуза в виде поощрения за создание и успешное ведение МИПа (например, как часть эффективного контракта), так и со стороны кафедр и научных подразделений вуза в виде консалтинговой юридической, маркетинговой, бухгалтерской помощи и поиску финансирования.

Одним из направления развития МИПов является совершенствование нормативной базы в части предоставления льгот для них со стороны образовательных организаций. В области формирования конкурентных преимуществ вузам даны определенные послабления, в частности, они могут передавать имущество МИПам в аренду на льготных условиях, то данных льгот явно недостаточно, чтобы привлечь венчурное финансирование в данные высокорискованные проекты. Определенные конкурентные преимущества здесь может обеспечить использование бренда вуза, как организации с длительным сроком работы и сформировавшейся научной базой.

Принципиально важна поддержка данного типа предпринимательства на всех уровнях. На региональном уровне могут использоваться механизмы финансирования из областного бюджета научных исследований, проводимых на базе высших учебных заведений. При этом возможно использование различных критериев получения субсидирования - совместное финансирование проекта вузом, наличие в проекте ученого с мировым именем, участие в проекте молодых ученых. Если при этом будет предоставлена возможность на льготных условиях использовать имущество (оборудование и площади) вуза, то это обеспечит серьезные перспективы развития [9].

Проблема привлечения инвестиций также может быть частично решена за счет активизации грантовой деятельности как наиболее доступного источника финансирования для данных организаций. Данное направление сочетается как со спецификой финансирования МИПов, так и государственной политикой в научной сфере, которая предусматривает выделение значительных объемов на грантовую деятельность.

Заключение. Важная роль в эффективном функционировании МИПов принадлежит самому вузу, поэтому необходимым элементом их развития должны стать собственные разработанные механизмы поддержки предпринимательской деятельности при одновременной мотивации ученых и преподавателей к предпринимательской деятельности. Представляется, что со временем количество создаваемых МИПов перейдет в качество, т.е. произойдет уменьшение количества работающих органи-

заций, с одновременным ростом показателей их работы.

Таким образом, объединяя усилия всех заинтересованных лиц - государства, вузов, преподавателей, студентов, бизнес-сообщества и т.д. возможно обеспечить эффективное функционирование и развитие МИПов в целях развития научной деятельности, практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения инновационного развития российской экономики.

Список использованных источников

1. Сковородко А. А. Основные проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий в Брянской области // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2016. - № 5(53). - С. 297-302.

2. Обухова Е.А. Особенности создания малых инновационных предприятий при вузах в современных российских условиях // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 3(110). - С. 31-36.

3. Филиппова Л. Г. Проблемы создания малых инновационных предприятий в вузах // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12. - № 1(29). - С. 102-108.

4. Семин А.Н., Гребенщиков И.А. Формирование малых предприятий как основы инновационной инфраструктуры высших учебных заведений // Вестник АГАУ. - 2013. - №6 (104). - С. 133-136.

5. Экспресс-форум: малые инновационные предприятия // Аккредитация в образовании. -2011. - № 2(46). - С. 26-28.

6. Харченко Е.В., Жиляков Д.И. Тенденции и перспективы развития высшего аграрного образования в изменяющихся геополитических условиях // В кн.: Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 3-7.

7. Агибалова А.Н., Петрушина О.В. Реинжиниринг бизнес-процессов в стратегическом управлении предприятиями АПК // Инновационные направления развития АПК и повышение конкурентоспособности предприятий, отраслей и комплексов - вклад молодых ученых // Сборник научных трудов по материалам XIX Международной научно-практической конференции. -2016. - С. 197-201.

8. Петрушина О.В., Плахутина Ю.В. Актуальные вопросы современного состояния и перспектив развития инновационного потенциала малого бизнеса в России // В кн.: Инновационная деятельность в модернизации АПК: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2017. - С. 271-273.

9. Толочко Е.А., Соколова О. Н. Создание и развитие малых инновационных предприятий в системе высшего образования // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 42. - С. 320-321.

10. Шалаев И.А., Авдеева Д.А., Кирсанова А.О. Малые инновационные предприятия в научно-образовательных учреждениях: интеграция науки и бизнеса // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 2-1. - С. 105-116.

11. Атарщикова Н.В. Активизация вузовских научно-технических разработок посредством малых инновационных предприятий: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук. -Ставрополь, 2011. - 22 с.

12. Веснин В.Р., Грибов В.Д., Камчатников Г.В.Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при вузах // Известия МГТУ МАМИ. - 2014. - Т. 5. - № 4(22). - С. 5154.

13. Соколов О.В., Пашигорева М.О. Оценка деловой активности и рентабельности деятельности организации // Наука и Образование. - 2018. - Т. 1. - № 2. - С. 15.

14. Агибалова А.Н., Петрушина О.В. Реинжиниринг бизнес-процессов: материалы Международной студенческой научной конференции. Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина. - 2016. - С. 133.

15. Реконструкция производственно-технической базы ООО «Автомир» / Е.В. Агеев, Ю.Г. Алехин, С.А. Грашков, Н.В. Сариго // Известия Юго-Западного государственного университета.

- 2017. - № 6 (75). - С. 32-43.

16. Жиляков Д.И., Зарецкая В.Г. Современные проблемы анализа финансово-экономического состояния организаций различных сфер деятельности // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2010. - № 3 (24). - С. 58-64.

17. Зарецкая В.Г. Эволюция финансовой отчетности в Российской Федерации и ее влияние на процедуру анализа финансового состояния // Международный бухгалтерский учет. - 2011. -№ 34 (184). - С. 33-38.

18. Систематизация составляющих цифровой экономики в современной рыночной среде / А.В. Мешков, И.А. Бондарева, Н.В. Водолазская и др. // В кн.: Инновационные перспективы Донбасса. - 2020. - С. 186 -190.

19. Петрушина О.В., Агибалова А.Н. Личностные качества преподавателя вуза // Сборник научных трудов участников Международной конференции. Миссия современного преподавателя: духовность, патриотизм, профессия. - 2015. - С. 51-54.

20. Зарецкая В.Г. Прогнозирование потребностей региона в реальных инвестициях // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 15. - С. 28-33.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Skovorodko A. A. Osnovny'e problemy' i perspektivy' razvitiya maly'x innovacionny'x predpriyatij v Bryanskoj oblasti // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo texnicheskogo univer-siteta.

- 2016. - № 5(53). - S."297-302.

2. Obuxova E.A. Osobennosti sozdaniya maly'x innovacionny'x predpriyatij pri vuzax v sovremenny'x rossijskix usloviyax // Sibirskaya finansovaya shkola. - 2015. - № 3(1l0). - S. 31-36.

3. Filippova L. G. Problemy' sozdaniya maly'x innovacionny'x predpriyatij v vuzax // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - T. 12. - № 1(29). - S. 102-108.

4. Semin A.N., Grebenshhikov I.A. Formirovanie maly'x predpriyatij kak osnovy' innova-cionnoj infrastruktury' vy'sshix uchebny'x zavedenij // Vestnik AGAU. - 2013. - №6 (104). - S. 133-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. E'kspress-forum: maly'e innovacionny'e predpriyatiya // Akkreditaciya v obrazovanii. - 2011. -№ 2(46). - S. 26-28.

6. Xarchenko E.V., Zhilyakov D.I. Tendencii i perspektivy' razvitiya vy'sshego agrarnogo obrazovaniya v izmenyayushhixsya geopoliticheskix usloviyax // V kn.: Sovremennaya e'konomika: aktual'ny'e problemy', zadachi i traektorii razvitiya: materially' Vserossijskoj (na-cional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kursk, 2020. - S. 3-7.

7. Agibalova A.N., Petrushina O.V. Reinzhiniring biznes-processov v strategicheskom upravlenii predpriyatiyami APK // Innovacionny'e napravleniya razvitiya APK i povy'shenie konkurentosposobnosti predpriyatij, otraslej i kompleksov - vklad molody'x ucheny'x // Sbor-nik nauchny'x trudov po materialam XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2016. - S. 197-201.

8. Petrushina O.V., Plaxutina Yu.V. Aktual'ny'e voprosy' sovremennogo sostoyaniya i perspektiv razvitiya innovacionnogo potenciala malogo biznesa v Rossii // V kn.: Innovacionnaya deyatel'nost' v modernizacii APK: materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molody'x ucheny'x. - 2017. - S. 271-273.

9. Tolochko E.A., Sokolova O. N. Sozdanie i razvitie maly'x innovacionny'x predpriyatij v sisteme vy'sshego obrazovaniya // Mezhdunarodny'j studencheskij nauchny'j vestnik. - 2015. - № 4-2.

- S. 320-321.

10. Shalaev I.A., Avdeeva D.A., Kirsanova A.O. Maly'e innovacionny'e predpriyatiya v na-uchno-obrazovatel'ny'x uchrezhdeniyax: integraciya nauki i biznesa // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. E'konomicheskie i yuridicheskie nauki. - 2017. - № 2-1. - S. 105-116.

11. Atarshhikova N.V. Aktivizaciya vuzovskix nauchno-texnicheskix razrabotok posredstvom maly'x innovacionny'x predpriyatij: avtoref. diss. na soisk. uchen. step. kand. e'konom. nauk. - Stavropol', 2011. - 22 s.

12. Vesnin V.R., Gribov V.D., Kamchatnikov G.V.Problemy' sozdaniya i razvitiya maly'x innovacionny'x predpriyatij pri vuzax // Izvestiya MGTU MAMI. - 2014. - T. 5. - № 4(22). - S. 51-54.

13. Sokolov O.V., Pashigoreva M.O. Ocenka delovoj aktivnosti i rentabel'nosti deya-tel'nosti organizacii // Nauka i Obrazovanie. - 2018. - T. 1. - № 2. - S. 15.

14. Agibalova A.N., Petrushina O.V. Reinzhiniring biznes-processov: materialy' Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Belgorodskij gosudarstvenny'j agrarny'j universitet imeni V.Ya. Gorina. - 2016. - S. 133.

15. Rekonstrukciya proizvodstvenno-texnicheskoj bazy' OOO «Avtomir» / E.V. Ageev, Yu.G. Alexin, S.A. Grashkov, N.V. Sarigo // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. -2017. - № 6 (75). - S. 32-43.

16. Zhilyakov D.I., Zareczkaya V.G. Sovremenny'e problemy' analiza finansovoe'konomicheskogo sostoyaniya organizacij razlichny'x sfer deyateFnosti // Vestnik Orlovsko-go gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2010. - № 3 (24). - S. 58-64.

17. Zareczkaya V.G. E'volyuciya finansovoj otchetnosti v Rossijskoj Federacii i ee vliyanie na proceduru analiza finansovogo sostoyaniya // Mezhdunarodny'j buxgalterskij uchet. - 2011. - № 34 (184). - S. 33-38.

18. Sistematizaciya sostavlyayushhix cifrovoj ekonomiki v sovremennoj ry'nochnoj srede / A.V. Meshkov, I.A. Bondareva, N.V. Vodolazskaya i dr. // V kn.: Innovacionny'e perspektivy' Donbassa. -2020. - S. 186 -190.

19. Petrushina O.V., Agibalova A.N. Lichnostny'e kachestva prepodavatelya vuza // Sbornik nauchny'x trudov uchastnikov Mezhdunarodnoj konferencii. Missiya sovremennogo prepodavatelya: duxovnosf, patriotizm, professiya. - 2015. - S. 51-54.

20. Zareczkaya V.G. Prognozirovanie potrebnostej regiona v reaFny'x investiciyax // Region-aFnaya e'konomika: teoriya i praktika. - 2010. - № 15. - S. 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.