doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-29-33
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА БАЗЕ ВУЗОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru
КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: lenocka_1991@mail.ru
В статье исследуется роль малых инновационных предприятий, организованных при высших учебных заведениях в контексте становления отечественной экономики на инновационный вектор развития. Для современной ситуации характерными являются как реальные возможности создания МИП на базе вузов, так и возникающие проблемы их устойчивого развития. Важнейшим приоритетом российской государственной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата и оказание разносторонней поддержки уже созданным и вновь создаваемым на базе российских вузов малым инновационным предприятиям (МИП). Процесс создания МИП при вузах является достаточно новым для Российской Федерации и только начинает набирать обороты, сталкиваясь на своем пути с целым рядом проблем и сложностей различного характера. Малое инновационное предпринимательство при вузах представляет собой важнейшую составляющую модернизации отечественной экономики, играя ведущую роль в коммерциализации инновационных разработок, формировании интеллектуальной элиты страны, вовлечении учащейся молодежи в процесс творческого созидания и бизнеса. Решение возникающих в процессе создания и функционирования МИП проблем - процесс длительный, но необходимый и неизбежный. Реализация его возможна только при консолидации усилий государства, представителей науки, образования и бизнеса. При этом, если посыл ожидаем от науки, то поддержка требуется, прежде всего, от государства и бизнеса. К сожалению, посылы другой направленности в нашей стране не работают, хотя уже наметились определенные изменения и востребованность со стороны бизнеса. Определяющим фактором остается высокорисковый характер деятельности МИП.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, инновационная политика, бизнес-инкубатор, национальная инновационная система
Малые инновационные предприятия (МИП) являются хозяйственными субъектами в рыночной экономике, для которых характерны: самостоятельность, адаптивность, способность выполнять структурную перестройку производства, расширять международное научно-техническое сотрудничество и повышать эффективность показателей социально-экономического развития. Главной особенностью, отличающей МИП от других малых предприятий, является наличие конкретных путей достижения в решении задач экономического и социального характера. К таким путям относятся разработка и реализация различных инноваций, повышение конкурентоспособности производства и продукции, создание обстановки инновационности в масштабах организации, отрасли, региона и страны в целом [1].
МИП, созданные на базе вуза, являются своего рода связующим звеном между наукой и ре-
альным сектором экономики страны. Данная тема актуальна для исследования, так как каждый второй российский государственный вуз занимается инновационной деятельностью.
Серьезным толчком для развития инновационной деятельности на базе государственных высших учебных заведений стала реализация инновационных программ в рамках национального проекта «Образование» [2]. Хотя основной задачей данного проекта являлось повышения качества образования, многие вузы победители проекта, благодаря бюджетным средствам, смогли усилить инновационный компонент, связанный с разработкой и коммерциализацией научно-технических новшеств.
Учитывая, что инновационная система на макроуровне включает в себя законодательство, образование, науку, наукоемкое производство, а также рынок, можно утверждать, что образование
E. V. IODA, E. YU. KUZNETSOVA
является неотъемлемой частью в структуре национальной инновационной системы.
С принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия (далее - МИП), причем как единолично быть его учредителем, так и привлекать других лиц в качестве соучредителей данного хозяйствующего субъекта [1].
Целью создания малых инновационных предприятий является адаптация исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и обеспечение их коммерциализации. МИП при вузах призваны стать частью механизмом по стимулированию и развитию эффективных связей между научно-образовательным и производственным сектором экономики.
МИП при вузах как предприятие, учредителем которого является вуз, осуществляет свою деятельность с целью получения дохода в условиях риска и относятся к категории малых предприятий на основе критериев, изложенных в Федеральном законе [1].
Необходимость выхода Федерального закона № 217-ФЗ была вызвана, прежде всего, тем, что большинство результатов интеллектуальной деятельности создается за счет бюджетных средств на базе государственных научных и образовательных организаций. Однако возможности самостоятельно внедрить в производство свои разработки вузы и научные учреждения до выхода данного закона не имели. Являясь бюджетными учреждениями, они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий без разрешения собственника, что являлось серьезным препятствием.
Принятый вышеназванный федеральный закон открыл целый ряд возможностей для вузов, в частности, и для российской экономики в целом:
для вузов и научно-исследовательских институтов появился новый узаконенный механизм, позволяющий продвигать новые научные результаты и знания на рынок, участвовать в прибыли и управлении создаваемых с их участием организаций;
- для студентов, аспирантов, молодых ученых создание новых инновационных предприятий предоставляет возможность реализовать их идеи и разработки, а также трудоустроиться по специальности;
для отечественной экономики внедрение инновационных разработок и проектов сформирует базу для расширения научно-технического и инновационного потенциала и снизит технологическую зависимость от импорта;
- в целом увеличится выпуск высокотехнологичной продукции, возрастет занятость населения, возрастут налоговые поступления в бюджет страны [3].
Функционирование МИП требует формирования инновационной инфраструктуры. Как правило, на базе вузов создаются студенческие бизнес-инкубаторы, которые отличаются от классических аналогов, тем, что их основной целью является обеспечение условий для организации и эффективной деятельности научно-инновационных коллективов и субъектов малого предпринимательства, включающих студентов, аспирантов и молодых ученых. Такие студенческие бизнес-инкубаторы (СБИ) инициируют представителей молодежной среды во время обучения в вузе к творческой деятельности, что и является их главной задачей.
Исследования ученых, посвященные оценке и анализу развития инновационной инфраструктуры учебных и научных организаций, подтверждают значимость СБИ как одного из ее основных элементов. Так, ученые Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского экспериментально подтвердили гипотезу о необходимости инициирования студентов в бизнес-инкубаторе. Поставленный ими эксперимент доказал, что ключевой фактор, определяющий успех предпринимательской деятельности, подготовка, к которой осуществляется в СБИ, - это мотивация. Именно подбор будущих предпринимателей с учетом их мотивации, а также ее развитие в ходе профессиональной подготовки в бизнес-инкубаторе становится важной задачей, решение которой позволяет последовательно выращивать и переводить проекты от посевной стадии к стадии выхода [4].
Создание МИП на территории вуза способствует развитию, как самого учебного заведения, так и всей системы высшего профессионального образования. Данный факт основан на усилении материально-технической базы, развитии научных проектов внутри вуза, повышении качества учебного процесса путем проведения дополнительных практических занятий для студентов, выделении средств для стажировки студентов в других регионах или государствах.
С момента принятия 217-ФЗ прошло уже более 5 лет, и за это время функционирование различных МИП выявило целый ряд проблем, что, безусловно, оказывает отнюдь не позитивное влияние на создание и регистрацию новых малых инновационных предприятий при вузах [5].
Во-первых, это проблема несовершенства (мягко говоря) законодательной базы. Реализация
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
федерального закона № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» на практике поставила перед высшими учебными заведениями определенные вопросы и проблемы:
- передача денежных средств и имущества в уставный капитал малого инновационного предприятия. Данная проблема возникла из-за противоречия Федерального закона № 217-ФЗ и законодательства. По № 217-ФЗ бюджетные образовательные учреждения могут вносить денежные средства, оборудование и иное имущество в уставной капитал МИП, а по законодательству бюджетным учреждениям запрещается направлять денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности на создание предприятий. Согласно указанным требованиям, уставный капитал предприятия на треть должен был состоять из средств университета;
- внесение изменений в устав высших учебных заведений и НИИ, для приведения в соответствие с законом организации своей деятельности. Процесс перерегистрации уставов вузами и НИИ растянулся на год [6].
Во-вторых, проблема финансирования. Чаще всего у вузов нет средств и хорошего оборудования для проведения необходимых исследований и разработок.
В-третьих, не все вузы имеют в своем распоряжении свободные площади для реализации масштабных проектов. Это ограничивает деятельность МИП и повышает расходную составляющую, а частные предприниматели предлагают площади в аренду по завышенным ценам.
В-четвертых, малым инновационным предприятиям порой трудно найти инвесторов и партнеров. Не каждый инвестор захочет вкладывать свои деньги в высоко рискованный проект, в то же время партнеров, желающих объединиться с МИП, просто нет.
В-пятых, проблема правильной идентификации и оценки интеллектуальной собственности, соответствующего профилю деятельности хозяйствующего общества, которую необходимо внести в качестве вклада в уставный капитал МИП. Многие вузы имеют патенты и авторские свидетельства в основном ориентированные на отражения формальных признаков при защите кандидатских и докторских диссертациях [7].
Учредительные документы высшего учебного заведения требуют доработки даже в аспекте, ка-
сающегося получения и использования прибыли дочерними предприятиями. Первые шаги МИП всегда сопряжены с массой проблем: организации налогового и бухгалтерского учета, поиска необходимых производственных мощностей и т. д.
Для безболезненного функционирования МИП на базе высших учебных заведений, необходимо наличие, прежде всего, двух взаимосвязанных факторов - льгот и инвестиций.
На начальной стадии функционирования МИП данные факторы должны быть обеспечены государством, так как частный инвестор в такой рискованный проект не пойдет. Следовательно, подтверждается необходимость развития финансирования через венчурные фонды. Реализуемые государственные программы для развития малых предприятий не поддерживают проекты «нулевого» цикла, так как развитие традиционных бизнес проектов всегда понятнее. Существующие фонды по поддержке малых инновационных предприятий предоставляют слишком небольшие объемы финансирования.
Важным моментом для функционирования малых инновационных предприятий является возможность использования инфраструктуры вуза на безвозмездной основе. Данный вопрос можно урегулировать, если разрешить вузам входить в уставный капитал имуществом. Также необходимы льготы на аренду помещений. В таком случае необходимо упростить для вузов систему предоставления в аренду помещения, либо использовать коворкинг (модель, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности).
МИП получает практические результаты деятельности, только когда начинаются первые продажи. В этом случае предприятие сможет привлечь инвесторов. Но для привлечения большего числа инвесторов, МИП необходимо предоставить налоговые льготы. Вузы должны сами привлекать инвесторов, от государства в данном случае мало что зависит. Для этого необходимо научить и воспитать таких менеджеров, которые смогли бы преподнести деятельность и продукцию МИП во всей «красе», так чтобы инвестор захотел вложить свои деньги.
Инициатива государства, безусловно, позитивна. Наконец-то правительство делает ощутимую попытку коммерциализации науки, заставляя вузы проявлять инициативу и искать инвесторов. Однако эффект будет получен, только если власти, в том числе региональные, сумеют убрать барьеры, тормозящие процесс функционирования
E. V. ЮDA, E. т KUZNETSOVA
МИП. К сожалению, на сегодняшний день их остается не один десяток.
Необходим комплексный подход к решению проблем, которые препятствуют развитию МИП при вузах. Например, ежегодное проведение в вузах инвентаризации результатов инновационной деятельности (РИД) с целью оценки созданной в вузе коммерчески привлекательной интеллектуальной собственности. Проведение маркетинговых исследований и оценки привлекательности разработок и результатов деятельности МИП на региональном уровне. Организация юридической и методической помощи МИП по проблемам защиты интеллектуальной собственности, составлению бизнес-планов, экспертной оценки проектов и т. п.
Когда вузам несколько лет назад «дали» распоряжение создавать малые инновационные предприятия, никто не задался вопросом, а способны ли сотрудники, профессорско-препода-вательский состав, администрация, студенты и аспиранты, заниматься предпринимательской деятельностью. В результате, отсутствие практики и опыта, привели к проблемам и поставили под вопрос саму идею перевода науки на инновационные рельсы. Поэтому, чаще всего, потенциальный потребитель не подозревает о возможностях и значимости малых инновационных предприятий, а университет не всегда способен грамотно и интересно представить разработку широкой аудитории и продвинуть интересы своих подопечных.
В заключении стоит отметить, что вопрос о создании МИП при вузах является очень актуальным в современных условиях развития экономики, так как именно высшие учебные заведения формируют кадровый потенциал, способный создавать и реализовы-вать результаты научно-технического прогресса. Чтобы готовить специалистов, которые будут способны решать различные задачи по развитию науки и формированию инновационной экономики России и общества в целом, необходимо установить прочную связь между образовательными учреждениями и бизнес-средой.
Литература
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон № 217-ФЗ от 02.08.09 г. URL: http:// base.consultant.ru
2. О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2011-
2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 715 г. Москва. URL: http://base.consultant.ru
3. Создание хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: метод. рекомендации URL: http://www.lexed.ru
4. Михейкина Л. А. Исследование нормативной базы малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.
5. Колесников А. Н. Предпринимательство в ВУЗах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития // Комплексная система развития работ в вузе. Кейс НИУ ИТМО пилотного университета программы, 2012. С. 151-155.
6. Морозова Т. В. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия субъектов инновационно -инвестиционной деятельности // Инновационные технологии в экономике и управлении. 2014. № 1.
7. Иода Е. В., Иода Ю. В. Формирование инновационной инфраструктуры в регионе: подходы к решению «старых» проблем // Вестник Самарского муниципального института управления. 2015. № 2.
References
1. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii po voprosam sozdaniya byudz-hetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami khozyajstvennykh obshchestv v tselyakh prakticheskogo primeneniya (vnedreniya) rezul'tatov intellektual'noj deya-tel'nosti: feder. zakon № 217-FZ ot 02.08.09 g. [About modification of separate acts of the Russian Federation concerning creation of economic societies by the budgetary scientific and educational institutions for practical application (introduction) of results of intellectual activity: feder. law № 217-FL from 02.08.09.]. URL: http:// base.consultant.ru
2. O vnesenii izmenenij v Federal'nuyu tselevuyu programmu razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody: postanovleniye Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 16 iyulya 2015 g. № 715 g. Moskva [About modification of the Federal target program of a development of education for 2011-2015: resolution of the government of the Russian Federation from July 16, 2015 № 715 Moscow]. URL: http://base.consultant.ru
3. Sozdaniye khozyajstvennykh obshchestv v tselyakh prakticheskogo primeneniya (vnedreniya) rezul'tatov intellektual'noj deyatel'nosti: metod. rekomendatsii [Creation of economic societies for practical application (introduction) of results of intellectual activity: methodical recommendations]. URL: http:// www.lexed.ru
4. Mikhejkina L. А. Issledovaniye normativnoj bazy malykh innovatsionnykh predpriyatij pri vysshikh ucheb-nykh zavedeniyakh [Research of regulatory base of the small innovative enterprises at higher educational institutions] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
E. B. HOflA, E. ro. КУЗНЕЦОВА
33
5. Kolesnikov A. N. Predprinimatel'stvo v VUZakh Rossii: razvitiye, etapy, tipologiya, vozmozhnosti, resursy, rezul'taty, bar'yery, varianty razvitiya [Business in Higher Education Institutions of Russia: development, stages, typology, opportunities, resources, results, barriers, development options] //Kompleksnaya sistema razvitiya rabot v vuze. Kejs NIU ITMO pilotnogo universiteta programmy, 2012. S. 151-155.
6. Morozova T. V. Organizatsionno-upravlen-cheskiye aspekty vzaimodejstviya sub"yektov inno-
vatsionno-investitsionnoj deyatel'nosti [Organizational and administrative aspects of interaction of subjects of innovative and investment activity] // Innovatsionnye tekhnologii v ekonomike i upravlenii. 2014. № 1.
7. Ioda E. V., Ioda Yu. V. Formirovaniye innovat-sionnoj infrastruktury v regione: podkhody k resheniyu «starykh» problem [Formation of innovative infrastructure in the region: approaches to the solution of «old» problems]. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya. 2015. № 2.
* * *
THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS THE INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY
IODA ELENA VASILYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru
KUZNETSOVA ELENA YURYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: lenocka_1991@mail.ru
In article authors investigated the role of the small innovative enterprises organized at higher educational institutions in the context of formation of domestic economy on an innovative vector of development. For a modern situation the arising problems of their sustainable development are characteristic as real opportunities of creation of SIE on the basis of higher education institutions. The most important priority of the Russian state innovative policy is creation of favorable innovative climate and rendering versatile support to the small innovative enterprises (SIE) already created and again created on the basis of the Russian higher education institutions. Process of creation of SIE at higher education institutions is rather new to the Russian Federation and only starts gaining steam, facing on the way a number of problems and difficulties of various characters. Small innovative business at higher education institutions represents the major making modernization of domestic economy, playing the leading role in commercialization of innovative development, formation of intellectual elite of the country, involvement of the studying youth in process of creative creation and business. The decision arising in the course of creation and functioning of SIE of problems is a long process, but necessary and inevitable. Its realization is possible only at consolidation of efforts of the state, representatives of science, education and business. Thus, if we expect a message from science, support is necessary, first of all from the state and business. Unfortunately, messages of other orientation in our country don't work though certain changes and a demand appeared from business. The defining factor there is a high-risk nature of activity of SIE.
Key words: small innovative enterprises, innovative policy, business incubator, national innovative system
E. V. IODA, E. YU. KUZNETSOVA