doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-35-38
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВУЗАХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ИОДА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Для многих развитых стран характерна тенденция увеличения числа малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений. Этот факт отражает значение и роль университетов, занимающих центральное место в механизме взаимодействия между наукой, образованием и инновационным бизнесом, и являющихся связующим звеном в нем. В европейских странах, по определению, университет является научно-технологическим центром, функционирующим автономно, как в вопросах бюджета, так и собственного развития. В России такого рода механизм только набирает опыт развития и функционирования. Принятие ФЗ-217от 2 августа 2009 г. позволило снять многие преграды, которые прежде затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных на базе вузов и научно-исследовательских институтов. Одновременно стали проявляться проблемы, которые требуют решения. Поскольку создание малых инновационных предприятий на базе вузов для России является достаточно новым процессом, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт и воспользоваться им. В статье рассматриваются основные направления взаимодействия университетов и работодателей, выработанных в крупных зарубежных вузах. Реализация приемлемых практик зарубежного опыта позволит с меньшими затратами решать возникающие схожие ошибки, трудности и проблемы, которые характерны для создания и деятельности МИП на базе российских вузов.
Ключевые слова: инновационная деятельность, малые инновационные предприятия, вуз, научно-исследовательские организации, центр экспертизы
В европейских странах малые инновационные предприятия, созданные на базе вузов, функционируют с середины ХХ в. Наиболее успешно данный процесс развивается в таких странах, как Германия, Швеция и США.
Германия имеет огромный опыт в организации поддержки инновационной деятельности. Результатом данной работы является высокая конкурентоспособность немецкой продукции на рынке машиностроения, электротехники, в области медицины, химической промышленности и в других наукоемких отраслях.
Преподаватели и студенты, которые проводят исследования в университетах Германии, получают всю необходимую патентно-правовую поддержку при составлении бизнес-планов и поиске инвестиций. Для создания инновационных предприятий и стимулирования продвижения инноваций на базе проводимой научно-инновационной деятельности, коллективам, которые работают в данной сфере, предоставляются все необходимые
услуги в плане экспертизы, в помощи установления контактов с организациями и предприятиями, занимающимися аналогичной деятельностью.
На базе вузов в Германии создаются центры поддержки малого предпринимательства, принадлежащие непосредственно вузу. Четыре крупные немецкие научно-исследовательские организации -Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Лейбница и Общество им. Гельмгольца - имеют соответствующие подразделения, которые поддерживают ученых в области внедрения научных результатов. Услуги, которые оказывают данные организации, включают консультацию и содействие в создании инновационного предприятия, подготовку бизнес-плана, финансирование и внедрение изобретения в промышленность [1].
В Германии создан фонд HTGF (High-TechGrunderfonds), который оказывает поддержку учредителям малых инновационных предприятий. Фонд инвестирует венчурный капитал в молодые перспективные предприятия, которые планируют
E. YU. KUZNETSOVA, YU. V. IODA
выпуск высокотехнологичной продукции, предоставляя паевой капитал до 1 млн евро для одного предприятия, обеспечивает необходимое сопровождение и поддержку менеджмента.
Германия и Россия являются важными партнерами в кооперации в сфере образования и науки. Использование опыта немецких инновационных предприятий в России обеспечит создание новой наукоемкой продукции, а также будет способствовать укреплению сотрудничества между нашими странами.
Хорошим примером в плане функционирования МИП при вузах может служить опыт университетов США, за счет того, что правительство этой страны создает идеальные условия для развития предпринимательства. Огромную роль в создании малых инновационных предприятий играет фонд Кауфмана, предоставляющий молодым ученым и студентам университетов финансовую поддержку для исследований и разработок. В Сиракузском университете и университете Бингемтона студентами запущены успешные проекты, стимулирующие местную экономику и обеспечивающие занятость студентов и выпускников университета [1].
Хорошим примером для развития инновационного бизнеса в российских вузах может послужить Массачусетский технологический институт, на базе которого произведено огромное количество технологических исследований. Так, например, «специалисты Массачусетского технологического института, достаточно хорошо обеспечены местными ресурсами поддержки, которые являются сильным стимулятором для предпринимателей: свобода исследования; местный венчурный капитал; крупное финансирование проектов и научных исследований, а также бизнес-центр» [2]. Все это ставит Массачусетский технологический институт в центр деятельности ультрасовременного исследования.
В Швеции имеет место модель, сочетающая независимость вузов в коммерциализации произведенных ими результатов интеллектуальной деятельности с инструментами, направленными на получение отдачи от созданных разработок.
Основными формами сотрудничества бизнеса и вуза здесь являются:
создание в вузах специальных подразделений, которые занимаются коммерциализацией исследовательских результатов;
- учреждение специальных консалтинговых организаций и форумов по сотрудничеству с внешними участниками рынка;
- создание специализированных подразделений, консультирующих по экономическим и
юридическим вопросам (по вопросам составления договоров для студентов и профессоров);
- создание холдинговых компаний, основные задачи которых включают в себя владение, распоряжение и управление акциями компаний, цель которых состоит в том, чтобы способствовать коммерческому распространению результатов исследовательской деятельности при соответствующем университете.
Широкое распространение в Швеции получили центры экспертизы, которые являются связующим звеном между исследовательской группой университета и предпринимателями из сферы индустрии. Главная задача таких центров заключается в проведении проблемно ориентированных междисциплинарных исследований и преобразовании новых знаний в новые продукты, процессы или услуги.
Хорошим примером для российских вузов может быть опыт шведского университета Хальм-стад. «Отличительной чертой Хальмстадского университета является программа Ш. Ее успех был обусловлен тем, что некоторые из ее особенностей были скопированы другими шведскими учебными учреждениями. Первые два года работы программы включают в себя: изучение математических моделей, разработку проектов и посещение деловых курсов. На третьем году студенты работают исключительно над проектом. Целью программы является применение студентами знаний в реальном проекте для разработки новой продукции, создание опытного образца и регистрация своей работы. Студенты, в этой программе должны не только придумать бизнес-идею, но и суметь из нее построить бизнес» [3].
С момента принятия 217-ФЗ прошло уже более 5 лет, и за это время функционирование различных МИП выявило целый ряд проблем, что, безусловно, оказывает отнюдь не позитивное влияние на создание и регистрацию новых малых инновационных предприятий при вузах.
Чаще всего у вузов нет средств и хорошего оборудования для проведения необходимых исследований и разработок, таким образом, возникает проблема финансирования.
Не все вузы имеют в своем распоряжении свободные площади для реализации масштабных проектов. Это ограничивает деятельность МИП и повышает расходную составляющую, а частные предприниматели предлагают площади в аренду по завышенным ценам.
Малым инновационным предприятиям порой трудно найти инвесторов и партнеров. Не каждый инвестор захочет вкладывать свои деньги в высо-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ко рискованный проект, в то же время партнеров, желающих объединиться с МИП, просто нет.
Существует проблема объективной идентификации и оценки интеллектуальной собственности, соответствующей профилю деятельности хозяйствующего общества, которую необходимо внести в качестве вклада в уставной капитал МИП. Многие вузы имеют патенты и авторские свидетельства, в основном ориентированные на отражения формальных признаков при защите кандидатских и докторских диссертаций [4].
Изучив деятельность МИП на базе вузов в зарубежных странах, можно предложить меры по внедрению зарубежного опыта.
Для выявления актуальности идеи на самой ранней стадии необходимо создание центров экспертизы инновационных проектов на базе вузов, что снизит долю неэффективных и неокупаемых проектов.
Полезно также проводить разъяснительную работу со студентами, а особенно с аспирантами и молодыми учеными, цель которой заключается в том, чтобы донести информацию о порядке создания МИП при вузе, об имеющихся льготах и мерах поддержки. Это помогло бы некоторым учащимся решить проблему трудоустройства.
Целесообразно учреждение центров трансфер-технологий при вузах РФ с более широким спектром возможностей, таких как помощь в установление контакта с предприятиями-партнерами, помощь в поиске кадров, формирование и ведение клиентской базы на самом раннем этапе развития МИП. В настоящее время МИП при вузах в Российской Федерации вынуждены заниматься этим сами.
Необходима организация холдинговых фирм при вузах. По нашему мнению, создание данной структуры при вузах РФ упорядочит и скоординирует деятельность более мелких подразделений при университетах, оказывающих поддержку МИП.
Целесообразно использовать опыт США по созданию крупных вузовских исследовательских лабораторий, посредством которых осуществляется связь в цепочке «вуз - малая инновационная фирма».
Актуально было бы обеспечивать МИП при университете госзаказом (хотя бы избирательно и на самой ранней стадии развития). Данная мера значительно облегчила бы процесс становления организации.
Стоит отметить, что в европейской практике уже функционируют многообразные и эффективные модели сотрудничества бизнеса и университета, элементы которых можно было бы применить и российским вузам. Но важно заметить, что российское общество не готово к налаживанию
подобных тесных контактов. Кроме того не в должной мере в обозначенном процессе задействовано государство: недостаточно эффективно возглавило процесс, не обеспечило условия для начала переговоров и деятельности, по примеру западноевропейских стран. Специфика инновационного процесса, зарубежный опыт деятельности в данном направлении свидетельствуют о том, что в России именно государство должно взять на себя определенные обязательства и создать условия для немедленного диалога и формирования эффективной модели высшего образования, которая будет отвечать запросам современной экономики и базироваться на масштабном диалоге с ней.
Литература
1. Халова Г. О., Александрова С. Ю. Использование опыта Германии и Швеции при создании малых инновационных предприятий при МГТУ им. Н. Э. Баумана // Гуманитарный вестник. 2013. № 9.
2. Попова И. И. Малые инновационные предприятия и их взаимодействие с субъектами инновационного процесса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 9.
3. Александрова С. Ю., Бадаев М. М. Использование зарубежного опыта в формировании инновационной системы высшего профессионального образования в Российской Федерации: монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2010.
4. Иода Е. В., Иода Ю. В. Формирование инновационной инфраструктуры в регионе: подходы к решению «старых» проблем // Вестник Самарского муниципального института управления. 2015. № 2.
References
1. Khalova G. O., ^^a^raya S. Yu. Ispol'zovaniye opyta Germanii i Shvetsii pri sozdanii malykh innovatsion-nykh predpriyatij pri MGTU im. N. E. Baumana [Use of experience of Germany and Sweden during creation of the small innovative enterprises at Bauman Moscow State Technical University] // Gumanitamyj vestnik. 2013. № 9.
2. Popova I. I. Malye innovatsionnye predpriyatiya i ikh vzaimodejstviye s sub"yektami innovatsionnogo prot-sessa [The small innovative enterprises and their interaction with subjects of innovative process] // Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologij. 2013. № 9.
3. Аleksandrova S. Yu., Badaev M. M. Ispol'zovaniye zarubezhnogo opyta v formirovanii innovatsionnoj sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Ros-sijskoj Federatsii: monografiya [Use of foreign experience in formation of innovative system of higher education in the Russian Federation: monograph]. M.: IMPE im. А. S. Griboedova, 2010.
4. Ioda E. V., Ioda Yu. V. Formirovaniye innovatsionnoj infrastruktury v regione: podkhody k resheniyu «starykh» problem [Formation of innovative infrastructure in the region: approaches to the solution of «old» problems] // Vestnik Sa-marskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya. 2015. № 2.
E. YU. KUZNETSOVA, YU. V. IODA
* * *
SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: FOREIGN EXPERIENCE AND PRACTICE OF FUNCTIONING
KUZNETSOVA ELENA YURYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
IODA YULIYA VLADIMIROVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The tendency of increase in number of the small innovative enterprises created on the basis of higher educational institutions is characteristic of many developed countries. This fact reflects value and a role of the universities taking the central place in the mechanism of interaction between science, education and innovative business, and being a link in it. In the European countries, inherently, the university is the scientific and technological center functioning independently as in budget questions, and own development. In Russia such mechanism only gathers experience of development and functioning. Adoption of Federal Law-217 from August 2, 2009 allowed to remove many barriers which complicated before commercialization of the innovative developments created on the basis of higher education institutions and research institutes. At the same time problems which require the solution began to appear. As creation of the small innovative enterprises on the basis of higher education institutions for Russia is rather new process, it is necessary to pay attention to foreign experience and to use him. In article the author considered the main directions of interaction of the universities and employers developed in large foreign higher education institutions. Realization accepted the practician of foreign experience will allow to solve with smaller expenses the arising similar mistakes, difficulties and problems which are characteristic of creation and activity of MIL on the basis of the Russian higher education institutions.
Key words: innovative activity, small innovative enterprises, higher education institution, research organizations, center of examination
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES