Научная статья на тему 'Проблемы создания малых инновационных предприятий в вузах'

Проблемы создания малых инновационных предприятий в вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МИП) / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИД) / ГРАНТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Людмила Григорьевна

Автор в статье ставит перед собой конкретную цель: рассматривая сущность и содержание малых инновационных предприятий, как в экономике, так и в условиях вуза, определить возможности коммерциализации образовательной и учебно-методической базы преподавателя. Автор обращается к истокам возникновения малых инновационных предприятий, рассматривает особенности их деятельности на различных этапах функционирования. Особое внимание автор уделяет созданию МИПов в вузах страны, основным направлениям их деятельности. Обращает внимание на достаточно сложную процедуру и правила создания малых инновационных предприятий в вузе. Более детальное изучение материалов функционирующих МИПов в Поволжском государственном техническом университете позволяет автору выделить несколько проблем, так или иначе препятствующих широкому распространению малых инновационных предприятий в сфере образования. Научной новизной статьи является попытка выявить формы и методы научного содружества опытного педагога и молодого ученого в деле коммерциализации образовательной и учебно-методической базы кафедры. Основные методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по функционированию МИПов в вузах, беседы с представителями научно-методических центров вузов республики, преподавателями авторами патентов. Практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что преподаватели вузов будут иметь более объективное представление о МИПах, и на данном этапе участие в процессе их создания может осуществиться через разработку проекта для получения гранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филиппова Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of creating small innovative enterprises at universities

The author of the article sets a specific goal: to find the opportunities for the commercialization of educational and teaching-methodological base of the teacher, having studied the nature and the content of small innovative enterprises (SIE), both in the economy and in the conditions of the university. The author refers to the origins of the small innovative enterprises, especially considering their performance in the various stages of operation. Particular attention is paid to the establishment of SIE-s at the universities of the country, as well as to the main directions of their activities. The article draws attention to a rather complicated procedure and the rules of creation of small innovative enterprises in high school. A more detailed study of the materials of SIE-s functioning at the Volga State University of Technology allows the author to identify several problems that somehow prevent the wide dissemination of small innovative enterprises in the sphere of education. The scientific novelty of the article is an attempt to identify the forms and methods of the scientific community of experienced teachers and young researchers in the commercialization of education and educational base of the department. The main methods of the research are the following: the study of literature on the issue, Internet resources analysis for the functioning of SIE-s at universities, interviews with representatives of the scientific and methodological university centers of the Republic, and with the instructors the authors of patents. The practical importance of the work, in our opinion, is that university instructors will have a more objective view of SIE-s and their participation in the process of their creation at this stage can be realized through the development of a project for obtaining a grant.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания малых инновационных предприятий в вузах»

УДК 658.5

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ

Л. Г. Филиппова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Автор в статье ставит перед собой конкретную цель: рассматривая сущность и содержание малых инновационных предприятий, как в экономике, так и в условиях вуза, определить возможности коммерциализации образовательной и учебно-методической базы преподавателя. Автор обращается к истокам возникновения малых инновационных предприятий, рассматривает особенности их деятельности на различных этапах функционирования. Особое внимание автор уделяет созданию МИПов в вузах страны, основным направлениям их деятельности. Обращает внимание на достаточно сложную процедуру и правила создания малых инновационных предприятий в вузе. Более детальное изучение материалов функционирующих МИПов в Поволжском государственном техническом университете позволяет автору выделить несколько проблем, так или иначе препятствующих широкому распространению малых инновационных предприятий в сфере образования. Научной новизной статьи является попытка выявить формы и методы научного содружества опытного педагога и молодого ученого в деле коммерциализации образовательной и учебно-методической базы кафедры. Основные методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по функционированию МИПов - в вузах, беседы с представителями научно-методических центров вузов республики, преподавателями - авторами патентов. Практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что преподаватели вузов будут иметь более объективное представление о МИПах, и на данном этапе участие в процессе их создания может осуществиться через разработку проекта для получения гранта.

Ключевые слова: коммерциализация, предпринимательская деятельность, малые инновационные предприятия (МИП), результаты интеллектуальной деятельности (РИД), грантовая деятельность.

PROBLEMS OF CREATING SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES AT UNIVERSITIES

L. G. Filippova

Mari State University, Yoshkar-Ola

The author of the article sets a specific goal: to find the opportunities for the commercialization of educational and teaching-methodological base of the teacher, having studied the nature and the content of small innovative enterprises (SIE), both in the economy and in the conditions of the university. The author refers to the origins of the small innovative enterprises, especially considering their performance in the various stages of operation. Particular attention is paid to the establishment of SIE-s at the universities of the country, as well as to the main directions of their activities. The article draws attention to a rather complicated procedure and the rules of creation of small innovative enterprises in high school. A more detailed study of the materials of SIE-s functioning at the Volga State University of Technology allows the author to identify several problems that somehow prevent the wide dissemination of small innovative enterprises in the sphere of education. The scientific novelty of the article is an attempt to identify the forms and methods of the scientific community of experienced teachers and young researchers in the commercialization of education and educational base of the department. The main methods of the research are the following: the study of literature on the issue, Internet resources analysis for the functioning of SIE-s at universities, interviews with representatives of the scientific and methodological university centers of the Republic, and with the instructors - the authors of patents. The practical importance of the work, in our opinion, is that university instructors will have a more objective view of SIE-s and their participation in the process of their creation at this stage can be realized through the development of a project for obtaining a grant.

Keywords: commercialization, entrepreneurial activity, small innovative enterprises (SIE-s), results of intellectual activity (RIA), grant activity.

Наше правительство во главе с премьер-ми- непрестанно обращает внимание на необходимость нистром Д. А. Медведевым в последние годы развития науки и инновационных разработок

© Филиппова Л. Г., 2018

для гармоничного развития страны в технологическом и экономическом аспектах.

При этом пристальное внимание уделяется малому бизнесу как исходной составляющей предпринимательской деятельности.

В связи с вышеизложенным в стране появились законы и постановления, рассматривающие динамику развития малого бизнеса в долгосрочном периоде. В первую очередь, это Постановление Правительства № 265 (август 2016 г.), положившее начало новому определению статуса предприятий, в частности, установило новые предельные значения доходов от бизнеса. Во-вторых, в это же время Налоговая служба России создала единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, исходя из предоставляемых ими отчетов. В 2017 году происходит уточнение критерий статуса предприятий малого, среднего и микропредприятий, а именно: требуется рассматривать их в совокупности по трем показателям: доход, кадры, доля участия других компаний в уставном капитале фирмы. Кроме того, теперь малые предприятия имеют льготы: вести упрощенный бухгалтерский учет, стать собственником ранее арендованной муниципальной и государственной недвижимости и другие внутрифирменные льготы.

Обращает наше внимание и высказывание В. В. Путина в Послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года по поводу происходящих в стране экономических явлений, так или иначе спровоцированных санкциями стран Европы. Они связаны с дефицитом инвестиционных ресурсов, инновационных технологий, отсутствием высокого уровня конкуренции и в целом недостаточным развитием делового климата в стране.

Решение серьезных проблем экономики, повышение ее эффективности в настоящее время связывают с реализацией, в том числе научных разработок, осуществляемых студентами и преподавателями в рамках организаций высшего профессионального образования. Тем более что имеющиеся запатентованные разработки позволяют создать при вузе малые инновационные предприятия (МИП).

Появление малых инновационных предприятий имеет ряд положительных последствий. Во-первых, влияет на развитие региона в целом, ускоряя экономический рост и создавая новые рабочие места. Во-вторых, МИП положительно сказывается на имидже самого вуза. В-третьих, вуз становится привлекательным для преподавате-

лей, давая правовые и финансовые возможности для научной самореализации. В-четвертых, МИ-Пы являются серьезной базой для практической деятельности студентов, повышая их конкурентоспособность на рынке труда. В-пятых, МИП -это дополнительный источник доходов самого вуза, позволяющий вести более насыщенную программу научных изысканий.

В экономике развитых рыночных стран инновации стали основным структурированным элементом хозяйственной жизни, обеспечивая ее конкурентоспособность.

Научно-теоретическая литература определяет категорию «малое инновационное предприятие» следующим образом: небольшой коллектив профессионалов с условиями быстрой переориентации, который специализируется на инновациях и функционирует как отдельная единица или является частью другой организации (А. Н. Асаул); самостоятельная бизнес-единица, направленная на создание, приобретение, освоение и распространение новых и модифицированных видов различного рода продукции (услуг, технологий, сырья, материалов, технологии производства и управления) (Д. В. Богачева); коммерческая организация, получающая основные доходы от производства и реализации инновационной продукции на основе технологий ноу-хау (С. Е. Шкуратов).

Итак, малым инновационным предприятием в экономике можно считать хозяйственное общество, ориентированное на практическое внедрение и применение результатов интеллектуальной деятельности [6].

Результат интеллектуальной деятельности (РИД) - подлежащий использованию нематериальный коммерческий продукт. Результатами РИД могут служить: произведения науки и искусства, базы данных, различные изобретения [5].

Возникновение малых инновационных предприятий в России проходило в два этапа. Первый этап (конец 80-х - начало 90-х гг. XX в.) характеризуется созданием МИП с целью реализации инновационного потенциала и финансового возмещения на государственных предприятиях, в НИИ и КБ. Однако в силу отсутствия финансовой поддержки и соответствующей инфраструктуры, эти предприятия оказались недолговечными.

Современные малые инновационные предприятия связаны со вторым этапом их развития (с конца 90-х гг.). Функционирование МИП в настоящее время характеризуется устойчивостью, стабильным

финансированием, риском, производственными связями с крупными предприятиями страны и за рубежом. На данном этапе расширились функции и направления работ: наряду с комплексным характером деятельности необходимо отметить решение уникальных, узкоспециализированных задач.

Классификация МИПов в экономике на сегодняшний день достаточно разнообразен. Например, они выделяются по следующим признакам: по общему виду; по числу стадий; по использованию и особенностям функционирования; по количеству собственников; по характеру сочетания науки и производства; по продуктово-тематическому профилю; по расположению и т. д.

Рис. 1. Классификация МИП по числу стадий [6] /

Fig. 1. Classification of SIE-s by the number of stages [6]

По общему виду различают следующие МИПы:

1) по характеру решаемых задач - это экономические, экологические, социальные и другие;

2) по содержанию основных задач - это производственные, научно-технические, внедренческие и другие;

3) по видам удовлетворяемых потребностей -это личные, производственные, научные и другие [6].

Если учитывать инновационную составляющую в деятельности МИП, то они различаются:

1) по содержанию инноваций (продуктовые, технологические, управленческие, организационно-производственные и социальные новшества);

2) по степени новизны результатов разработок (принципиально новые, модернизированные, улучшенные в конструкторско-технологических решениях);

3) по содержанию конкретных работ (научно-технические, научно-производственные, посреднические - внедренческие и консультативные, научно-технические услуги);

4) по этапам инновационного процесса (разработка, опытное и промышленное освоение, внедрение в производство, распространение, эксплуатация);

5) по назначению новшеств (для мирового рынка - экспортные и внутреннего рынка, включая собственные нужды);

6) по степени риска (очень рисковые, умеренно рисковые, низкорисковые [7].

Кроме того, они бывают индивидуальными (один учредитель) и коллективными (несколько учредителей).

Различают предприятия, характеризующие разную степень взаимосвязи науки и производства: научного, производственного и смешанного научно-производственного профиля.

Малые инновационные предприятия по производственно-тематическому профилю делятся на: специализированные (предприятия одного профиля) и диверсионные (многопрофильные).

В пространственном значении их расположение может быть на одной территории, в одной или нескольких географических точках1.

Создание малого инновационного предприятия (особенно в условиях вуза) связано с определенной процедурой как практического применения результатов интеллектуальной деятельности, так и оценки расходов на их создание или приобретение. В связи со специфическими особенностями «вузовских» МИП были разработаны определенные правила - принципы их создания:

1) устав вуза и законодательство РФ дают ему право стать учредителем или соучредителем хозяйственных обществ без согласия собственника его имущества, но с предварительным его уведомлением;

2) основные организационно-правовые формы создания хозяйственных обществ - общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО);

3) хозяйственное общество может быть создано вузом и совместно с другими юридическими или физическими лицами при соблюдении следующих условий: доля образовательного учреждения в уставном капитале акционерного общества должна составлять не менее двадцати пяти процентов, в уставном капитале ООО не менее чем одну треть;

4) вклад вуза в уставный капитал ХО представляет собой использование одного или нескольких РИД, при этом исключительные права на них сохраняются за вузом;

1 Богачева Д. В. Стратегия развития малого инновационного предпринимательства как объекта государственного управления: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2006. 20 с.

5) соучредители ХО должны внести в уставный капитал финансовые средства не менее 50 % своей доли;

6) окончательное решение о создании ХО принимает Ректор вуза на основании предварительного рассмотрения и решения Ученого совета и специально созданного Научно-технического совета;

7) в целом процедура создания и государственной регистрации МИП определяется положениями Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ, Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ [1].

Малое инновационное предприятие в организациях высшего профессионального образования -хозяйственное общество, созданное с участием вуза в рамках Федерального закона № 217 [1].

Общее распределение МИПов, созданных при вузах и научно-образовательных учреждениях, по федеральным округам России представлено на рисунке 2.

Федеральные округа

□ Дальневосточный 4,11 % □ Приволжский 18,81 %

И Северо-Западный 9,79 % И Северо-Кавказский 3,07 %

□ Сибирский 20,35 % □ Уральский 7,56 %

Рис. 2. Распределение МИПов, созданных при вузах и научно-образовательных учреждениях в 2009-2015 гг. (%) [2] /

Fig. 2. Distribution of SIE-s created at universities and in scientific and educational institutions in 2009-2015 (%) [2]

Рисунок показывает, что в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах наблюдается самое большое количество созданных МИПов.

Мы решили ознакомиться с состоянием дел в МИП в других регионах страны. Официальные сайты вузов информируют, что ведущая сфера их деятельности - техническая. Анализ деятельности МИП в Казани, Самаре и Саратове позволяет определить наиболее привлекательные сферы их деятельности. Рисунок 3 отражает приоритетные направления деятельности малых инновационных предприятий в этих городах.

Малые инновационные предприятия городов Поволжья (Казань, Самара, Саратов)

□ Приборостоение 17 %

□ Фармацевтика / Медицина 11 %

□ Научные исследования и разработки 32 %

□ Прочее 33%

Рис. 3. Основные направления деятельности малых инновационных предприятий в крупнейших городах Поволжья / Fig. 3. Main activities of small innovative enterprises in the largest cities of the Volga region

Особенностью деятельности МИП Казанского Федерального Университета является оказание образовательных услуг. В качестве примеров можно привести ООО «Центр подготовки и переподготовки в области психологии» и ООО «Лингвистический Консалтинговый Центр»; основные параметры их деятельности связаны с проведением психологических тренингов, консультированием по различным аспектам научных разработок, переводом текстов и документаций на иностранные языки, а также большую помощь они оказывают мигрантам.

В Йошкар-Оле, столице Республики Марий Эл, начало создания МИП ознаменовалось 2002 годом. К концу 2016 года было зарегистрировано 25 предприятий в Поволжском государственном

техническом университете (ПГТУ). ПГТУ - пример крупного организованного научно-исследовательского центра, с производственной «начинкой», с достойной образовательной программой, входит в число 95 ведущих российских вузов, чьи действующие программы развития признаны лучшими. До 2012 года вуз назывался Марийский государственный технический университет (МарГТУ), неофициальное название - Волгатех.

Пик создания малых инновационных предприятий в «Волгатехе» пришелся на 2010 год. Основные направления их деятельности показаны на рисунке 4.

Рис. 4. Направления деятельности малых инновационных

предприятий в ПГТУ с 2002 по 2016 гг. / Fig. 4. Directions of activity of small innovative enterprises in the Volga State University of Technology from 2002 to 2016

По графику видно, что научные исследования и разработки являются главными направлениями деятельности малых инновационных предприятий в ПГТУ. Однако в настоящее время в числе реально действующих МИПов в данном вузе остались только те, которые связаны с развитием машиностроения. Многие из ранее созданных или были ликвидированы после выполнения поставленных целей и задач, или приостановлены из-за отсутствия спроса на их услуги.

Появление новых МИПов не прекращается в связи с возникновением новых приоритетных тенденций в развитии науки и техники. Об этом свидетельствует и готовность участия в создании МИПов Марийским государственным университетом - одним из ведущих вузов Республики Марий Эл, примером классического многопрофильного высшего профессионального учреждения. По рекомендации Министерства образования и науки Республики Марий Эл МарГУ включен в Национальный реестр «Ведущие научные организации России».

До сих пор МарГУ не имел функционирующих МИПов. Тем не менее возможности создания МИПов и в условиях классического вуза увидел новый проректор по научной работе Леухин Анатолий Николаевич, выпускник радиотехнического факультета МарГТУ, доктор физико-математических наук. По его мнению, в нашем вузе можно открыть малое инновационное предприятие с широким привлечением студентов, чему может способствовать грантовая деятельность. В течение пяти лет студентами, аспирантами и преподавателями Марийского государственного университета было выиграно свыше 50 грантов. Только за последний год - 18 грантов, что свидетельствует об активной научно-исследовательской деятельности участников и высоком уровне развития науки в вузе. Так, например, в конце ноября 2016 года в главном корпусе Марийского государственного университета прошло собрание участников программы «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»). Свои идеи и разработки представляли студенты 2-4 курсов электроэнергетического и физико-математического факультетов МарГУ.

На первом этапе реализации грантовой деятельности достойно проявили себя преподаватели вуза, а активная научно-исследовательская деятельность студентов станет органичной частью дальнейшей коммерциализации РИД. Большую роль имеет в этом процессе финансовая составляющая, которая может явиться серьезным стимулом для участия студентов в бизнесе.

Наше исследование выявило основные проблемы становления малых инновационных предприятий: несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие конкуренции между предприятиями, низкий уровень финансирования при достаточно высокой стоимости научных разработок, «утечка мозгов», не востребованность многих научных разработок.

Особое место занимает кадровая проблема. Беседы с ведущими специалистами в области инноваций в вузах позволяют сделать некоторые выводы по этой проблеме. В первую очередь, это трудности в создании команды единомышленников, способных реализовать проект по конкретному результату интеллектуальной деятельности. Потеря времени на формирование организации в виде МИП сказывается на взаимоотношениях с потенциальным партнером - хозяйствующим субъектом, так как зачастую научные разработки можно реализовать

только в условиях реально действующего рыночного агента.

Немаловажным аспектом в деле создания МИПа является коммерциализация. Коммерциализация (в сфере образования) - процесс практического применения результатов интеллектуальной деятельности, передачи прав пользования ими и связанных с ними материальных носителей хозяйственным обществам, созданным с участием вуза в рамках 217-ФЗ для производства на их основе продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли. Объектами коммерциализации высшего учебного заведения могут служить результаты научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности вуза [2].

Проблемы коммерциализации связаны с недостаточной разработкой экспертной (финансовой) оценки результатов интеллектуальной деятельности. Авторы научных разработок не готовы передать вузу право пользования РИД за символическое единовременное вознаграждение.

Слабым местом коммерциализации в сфере образования является образовательная и учебно-методическая деятельность вуза. Преподаватели с большим стажем, накопленной учебно-методической базой не вписываются в коммерческую структуру вуза, остаются вне инновационного поля. Решением данной проблемы может стать «научное содружество» студента с научным мышлением и преподавателя-стажиста. Главное - найти приемлемую форму такого содружества, перевести учебно-методический арсенал на новые инновационные «рельсы» с целью дальнейшей коммерциализации.

Например, в настоящее время компьютерный дизайн является высоко востребованным продуктом на рынке образовательных услуг. Создание МИПа с учетом современных требований к компьютерному дизайну предполагает наличие: большого количества быстро обновляющихся дорогостоящих компьютерных программ, специалистов-программистов по компьютерному дизайну, специалистов по этнокультуре, специально разработанной учебной программы. В конечном счете стоимость образовательных услуг для студентов будет относительно высокой, а достаточно низкий уровень доходов в нашем регионе не позволит в полной мере реализовать данный проект. Одной из форм создания «Школы дизайна» может стать разработка проекта на получение гранта.

Ввиду вышеизложенного неоспоримым становится необходимость государственной поддержки в деле дальнейшего развития МИП. Тем более что технологический прорыв нашей страны по долгосрочным направлениям научно-технической деятельности напрямую связан с развитием МИП. Основой государственной политики в данном процессе является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.) Федеральный, региональный и местный уровни поддержки предполагают специальные целевые программы, финансовую поддержку в виде субсидий, финансирование инвестиционных проектов, предоставление кредитов.

Таким образом, наблюдается тенденция постепенного вхождения вузов в инновационный процесс через создание малых инновационных предприятий. Этому способствуют, несмотря на определенные проблемы в данном процессе, во-первых, активная научно-исследовательская деятельность в вузах; во-вторых, деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, позволяющей в рамках 6 программ повысить инновационную деятельность и получить грант на свой научный проект молодым инноваторам в возрасте от 18 до 35 лет; в-третьих, направления деятельности малых инновационных предприятий в вузе зависят от специализации факультетов, характерных данному высшему учебному заведению, а функционирование МИП - от энтузиазма молодых ученых и в целом от экономического климата в стране.

Литература

1. Асаул А. Н., Карпов Б. М., Перевязкин В. Б., Старо-войтов М. К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.

2. Власов В. А., Коваленко О. С., Селиванова Е. Е. Инновационный «пояс» университета: новые возможности и существующие трудности: [Томский политехн. ун-т] // Аккредитация в образовании. 2009. № 34. С. 34-36.

3. Гергокова Ж. Х. Роль образования в формировании национальной инновационной системы // Педагогика. 2010. № 7. С. 22-29.

4. Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Этические аспекты внедрения инноваций в сферу образования // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 127-131.

5. Киселев М. В. Малые инновационные предприятия: в условиях «барьерной среды» // Аккредитация в образовании. 2015. № 2. С. 48-51.

6. Михайлова Е. Б. Особенности вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности

образовательных учреждений // Экономические науки. 2010. № 1. С. 502-505.

7. Нестеренко Ю. Н. Малый инновационный бизнес: новые подходы к эффективности развития. М.: МПА-Пресс, 2006.

8. Нестеренко Ю. Н. Малые инновационные предприятия в институционной структуре «Новой экономики» // Проблемы теории практики. 2006. № 11. С. 83-84.

9. Обухова Е. А. Особенности создания малых инновационных предприятий при вузах в современных российских условиях // Корпоративный менеджмент и инновации. 2015. № 8. С. 31-36.

10. Тодосейчук А. В. Организация малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования // Администратор образования. 2009. № 23. С. 94-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Asaul A. N., Karpov B. M., Perevyazkin V. B. Starovoitov M. K. Modernizatsiya ekonomiki na osnove tekhnologicheskikh innovatsii [Modernization of the economy on the basis of technological innovations]. Saint Petersburg: ANO IPEV, 2008, 606 p. (In Russ.)

2. Vlasov V A., Kovalenko O. S., Selivanova E. E. Innovatsi-onnyi «poyas» universiteta: novye vozmozhnosti i sushchest-vuyushchie trudnosti [Innovative "belt" of the university: new opportunities and the existing difficulties: (Tomsk Polytechnic University)]. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in education, 2009, no. 34, pp. 34-36. (In Russ.)

3. Gergokova Zh. Kh. Role obrazovaniya v formirovanii natsional'noi innovatsionnoi sistemy [Rol of education in formation of national innovative system]. Pedagogika = Pedagogics, 2010, no. 7, pp. 22-29. (In Russ.)

4. Zinevich O. V., Ruzankina E. A. Eticheskie aspekty vnedreniya innovatsii v sferu obrazovaniya [Ethical aspects of introduction of innovations in education]. Vysshee obra-zovanie v Rossii = . 2010, no. 12, pp. 127-131. (In Russ.)

5. Kiselev M. V. Malye innovatsionnye predpriyatiya: v uslo-viyakh «bar'ernoi sredy» [Small innovative enterprises: in a "barrier environment"]. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in education, 2G15, no. 2, pp. 4S-51. (In Russ.)

6. Mikhailova E. B. Osobennosti vovlecheniya v kho-zyaistvennyi oborot rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Features of involving the results of intellectual activity of educational institutions in economic circulation]. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences, 2010, no. 1, pp. 502-505. (In Russ.)

7. Nesterenko Yu. N. Malyi innovatsionnyi biznes: novye pod-khody k effektivnosti razvitiya [Small business innovation: new approaches to development effectiveness]. Moskow: MPA-Press, 2006. (In Russ.)

S. Nesterenko Yu. N. Malye innovatsionnye predpriyatiya v in-stitutsionnoi strukture «Novoi ekonomiki» [Small innovative enterprises in the institutional framework of the "New economy"]. Problemy teorii praktiki = Problems of the theory of practice, 2GG6, no. 11, pp. S3-S4. (In Russ.)

9. Obukhova E. A. Osobennosti sozdaniya malykh innova-tsionnykh predpriyatii pri vuzakh v sovremennykh rossiiskikh usloviyakh [Features of creation of small innovative enterprises at higher education institutions in modern Russian conditions], Korporativnyi menedzhment i innovatsii = Corporate management and innovations, 2G15, no. S, pp. 31-3б. (In Russ.)

1G. Todoseichuk A. V. Organizatsiya malogo i srednego inno-vatsionnogo predprinimatel'stva v gosudarstvennom sektore nauki i obrazovaniya [Organization of small and average innovative business in public sector of science and education], Administrator obrazovaniya = Administrator of education, 2009, no. 23, pp. 94-101. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 12.11.2017 г.

Submitted 12.11.2017.

Для цитирования: Филиппова Л. Г. Проблемы создания малых инновационных предприятий в вузах // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 102-108.

Citation for an article: Filippova L. G. Problems of creatiog small innovative enterprises at universities. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 102-108.

Филиппова Людмила Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Filippoval337@gmail.com

Lyudmila G. Filippova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Filippoval337@gmail com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.