УДК 502
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Б01: 10.24411/1816-1863-2019-12051
Ю. И. Ермакова, инженер-исследователь, аспирант, ermakova@igras.ru, ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия
CD О Ф
О
О -1
Рассматривается вариант коммерциализации высшего образования путем организации в инфраструктуре вуза. На базе анализа успешного опыта создания малых инновационных предприятий в других вузах Российской Федерации приводятся методические положения по оформлению и запуску малых инновационных предприятий в системе вуза и налаживанию взаимодействия с предприятиями и организациями региона. Рассматриваются этапы создания малых инновационных предприятий. Отмечается, что создание малых инновационных предприятий — научно-исследовательской станции на базе университета предлагается в целях развития географических факультетов и популяризации географии. Рассмотрение представленных подходов в контексте урбоэкологии позволяет выделить планируемые направления исследований, наиболее актуальные для Московского мегаполиса.
The option of commercialization of the higher education by the organization within the infrastructure of a higher education institution is considered. On the basis of the analysis of the successful experience of the creation of small innovative enterprises in other higher education institutions of the Russian Federation, the methodical provisions on registration and launching small innovative enterprises in the system of higher education institution and establishing interaction with the enterprises and organizations in the region are given. The stages of creation of small innovative enterprises are considered. It is noted that the creation of the small innovative enterprises, i.e. the research station on the basis of the university is offered for the development of geographical faculties and promoting Geography. The consideration of the presented approaches in the context of an urban ecology allows us to allocate the planned guidelines of research, the most relevant for the Moscow megalopolis.
Ключевые слова: коммерциализация, малое инновационное предприятие (МИП), результат интеллектуальной деятельности, научно-исследовательская станция, урбоэкология.
Keywords: commercialization, small innovative enterprise, result of intellectual activity, research station, urban ecology.
Реформа образования в России продиктована изменениями социально-экономической обстановки и ситуации на рынке труда. Данный процесс протекает довольно болезненно и затрагивает все ступени современного образования.
В связи со стандартизацией и оптимизацией в школах произошло существенное сокращение учебных программ естественнонаучного цикла. Особенно остро вопрос стоит в отношении географии. Значение данной дисциплины в формировании фундаментальных знаний велико: наряду с математикой, география ложится в основу пространственного восприятия и аналитического мышления школьников. Итогом обесценивания школьной географии служат низкие показатели теоретических знаний выпускников и отсутствие у них географической грамотности в целом. С большой долей вероятности при подобном раскладе культура хозяйствования останется на низком уровне.
Стоит отметить повсеместное слияние вузов и кафедр. Зачастую факультеты биологии, географии и экологии (особенно
педагогической направленности) утрачивают самостоятельность. Помимо сокращения преподавательского состава, сокращается инфраструктура вузов, в числе которой — научно-исследовательские станции, расположенные как непосредственно при вузе, так и в отдаленных регионах, являющихся кладезями уникальных природных явлений. Закрытие научно-исследовательских станций лишает студентов возможности получения практических навыков, особенно необходимых субъекту, избравшему естественнонаучную стезю.
Тотальное сокращение структуры вузов отчасти обосновано демографическим кризисом 1990-х гг., повлекшим в 2000-х гг. уменьшение числа абитуриентов. Обесценивание спроса на естественнонаучное направление, возможно, объясняется стереотипной установкой общества об архаичности практики полевых исследований и маргинальности научной среды в современной России.
Между тем, утрачивая образовательную базу, мы неуклонно утрачиваем наше национальное достояние — научно-иссле-
О ^
т О ш
довательские институты. Уже сейчас внутри этих организаций наблюдается старение кадрового состава, отсутствие преемственности и диалога между поколениями.
Дальнейшее подрывание интеллектуального фундамента России недопустимо в сегодняшней геополитической ситуации. Нельзя развивать отдельно взятые сферы отечественной науки, нельзя увлекаться новшествами, оставляя без внимания уже накопленный опыт.
Характер географии в условиях современной реальности трансформируется, переходя из области описательного в область прикладного. Решение проблемы географического образования заключается в глубоком переосмыслении накопленного опыта и выработке на его основе новой стратегии, отвечающей современным общественным запросам.
В поиске возможностей для сокращения негативных последствий реорганизации системы образования, мы обратились к теме Малых Инновационных Предприятий (МИП) в системе вуза.
На сегодняшний день полноценную подготовку высококвалифицированных кадров зачастую трудно обеспечить без коммерциализации федеральных образовательных учреждений. Несмотря на строгие нормативные требования к организации инновационной системы, у вуза остается возможность для гибкого проявления инициативы при проектировании МИП и назначении его функциональных задач.
Успешный опыт в работе МИП имеет Белгородский государственный технический университет им. В. Г. Шухова, на базе которого функционирует около 100 научно-инновационных коммерческих подразделений, представляющих собой комплекс. Директор инновационно -технологичес -кого центра БГТУ им. Шухова, кандидат экономических наук Людмила Романович и проректор по научной работе, доктор технических наук Евгений Евтушенко приводят подробные методические рекомендации по оформлению и запуску МИП в системе вуза и налаживанию взаимодействия с представителями реальных секторов экономики региона.
Этапы создания МИП:
1. Первичная проблема, возникающая на стадии проекта МИП — поиск финансирования. Финансирование научных проектов может быть осуществлено из следующих источников: Государственное задание Минобрнауки РФ, гранты Президен-
та РФ, федеральные целевые Программы, международные контракты и др.
2. Далее необходимо выявить результаты интеллектуальной деятельности вуза, способные к правовой охране и имеющие коммерческую ценность.
3. Не следует забывать о необходимости регистрации научно-исследовательских работ в единой государственной информационной системе учета. С 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения». Преимуществами государственного учета являются: реклама научного продукта, повышение рейтинга и конкурентоспособности вуза (кафедры), государственная поддержка.
4. Запуск МИП целесообразно начинать после того, как станет ориентировочно известен рынок и потенциальные конкуренты, как сформируется команда инновационного проекта и будут найдены инвестиции.
5. Следующий этап включает: постановку результатов интеллектуальной деятельности на бухгалтерский баланс университета, определение организационно-правовой формы МИП, его регистрацию в Федеральной Налоговой службе, уведомление Минобрнауки и заключение лицензионного договора между университетом и созданным МИП. Требования к содержанию лицензионного договора и к порядку его исполнения определяются в соответствии со ст. 1235—1237 Гражданского кодекса Российской Федерации.
МИП в новой реальности высшей школы является ключевым фактором обеспечения устойчивого экономического роста. МИП нацелены не только на получение прибыли за счет реализации наукоемкой продукции и оказания высокотехнологичных услуг, но и служат мостом между образовательным и производственным секторами экономики. Создание на базе вуза МИП — один из эффективных вариантов введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных университетом. Современное общество создает новый образ ученого, который нацелен не только на достижение научно-технического результата, но также заинтересован в получении дохода от ре-
зультатов своей интеллектуальной деятельности.
В качестве МИП на географических факультетах российских педагогических вузов мы предлагаем создание научно-исследовательской станции, оснащенной необходимым оборудованием. Научно-исследовательская станция — старейшая форма организации сбора и обработки материала изучения местности. Ее важность была подчеркнута еще Вернадским. Научно-исследовательская станция как МИП в структуре географического факультета предполагает централизованные комплексные исследования состояния природной среды родного для студентов города. Стационарный объект позволяет производить обобщение данных полевого исследования и лабораторного анализа, дает возможность хранения опытных образцов.
Непосредственная привязка к территории корпуса университета обеспечивает экономию бюджета на первоначальное содержание.
При условии, что по определенным причинам осуществление выездных практик затруднено, наличие опытной площадки при вузе позволит студентам получить навыки работы в полевых условиях без расходов на дорогу. Организация занятий в стенах научно-исследовательской станции для первых курсов будет способствовать раннему погружению в профессиональную среду.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» научно-исследовательская станция может функционировать как малое предприятие с численностью до 100 сотрудников в год, либо как микропредприятие с численностью сотрудников не более 15 человек.
Выручка от реализации работ (услуг, товаров) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, указанные в Постановлении Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556: для микропредприятия — 60 млн руб., для малых предприятий — 400 млн руб.
МИП, соответствующие установленным в Законе критериям, вправе рассчитывать на участие в государственных программах поддержки малых предприятий,
получении льгот, а также специализированных услуг. Так, в Белгородской области действует фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, в котором более 30 МИП БГТУ им. В. Г. Шухова, представив соответствующие бизнес-планы, получили на конкурсной основе финансовую поддержку в объеме до 0,5 млн руб. на развитие бизнеса.
Оценив потенциал идеи создания научно-исследовательской станции, следует предусмотреть шаги по развитию МИП. Наиболее глобальные цели по увеличению капитала — это монополизация производства и продажи инновационной продукции, расширение клиентской базы и привлечение внешних инвесторов. Решение этих задач возможно путем сотрудничества университета с другими вузами и институтами РАН (в том числе межрегиональное и международное сотрудничество с зарубежными институтами) в рамках конференций и научных школ.
Немаловажным фактором коммерческого продвижения МИП является организация досуговой деятельности с привлечением клиентов различных возрастных категорий. Вне учебного процесса станция может быть использована как лекторий для проведения различных мероприятий (встреч, мастер-классов, образовательных квестов, клубный дней) эколого-просве-тительского и научно-популярного характера, доступных широкому кругу населения. Вокруг эколого-просветительской работы МИП возможно создание центра волонтерского движения. Это поднимет популярность как самого МИП, так и факультета, вызовет дополнительный интерес к географии.
Сотрудничество с МООО «Российские Студенческие Отряды» также будет способствовать развитию МИП, так как педагогические отряды являются самыми популярными на сегодня. На базе научно-исследовательской станции студенты смогут отрабатывать навыки педагогического мастерства.
Рано или поздно здесь возникнет музей.
Условие размещения научно-исследовательской станции в черте крупного города диктует урбоэкологическую концепцию подхода к исследованиям. Территории крупных городов России изучены детально, однако комплексный подход по-прежнему оставляет широкое поле для открытий. Потребуется большое количество времени, чтобы вскрыть любопытные за-
а>
о ^
о
О -1
IK
О ^
m О ш
кономерности в полной мере и разработать оптимальные решения проблем.
Вот несколько актуальных для нынешних дней направлений урбоэкологических исследований:
1. Проблема загрязнения атмосферного воздуха. Несмотря на то что данный вопрос лидирует среди объектов изучения и подвергается тщательному анализу, его актуальность по мере развития мегаполисов будет только повышаться. Связано это, прежде всего, с ростом выбросов в атмосферу, с появлением новых загрязняющих соединений, с наличием смога и мелкодисперсной пыли. Интерес к данной проблеме обусловлен влиянием загрязнения на жизнь и здоровье горожан: ни для кого не секрет — рост аллергических заболеваний в современной России.
2. Проблема загрязнения поверхностных и подземных вод. В контексте данного вопроса вызывает интерес состояние биоты городских водоемов; качество питьевой воды и технологии ее очистки, а также состояние и технологии очистки сточных вод.
3. Влияние на человека таких видов загрязнения, как шумовое, радиационное и электромагнитное.
4. Проблема зеленых насаждений города: поведение сорных видов растительности (клена ясенелистного, женских особей тополя) в экосистеме городов; несоответствие озелененных площадей современным градостроительным требованиям и его последствия; изменение состояния городских ООПТ по причине старения растительности; исследование защитной
Библиографический список
1. Мошкин И. В. Предпринимательская экосистема инновационного университета. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.management61.ru index.php?do=static&page=moshkinstat4
2. Романович Л., Евтушенко Е., Долбилов А. Малое инновационное предприятие на базе вуза: от идеи к бизнесу // Мир телекома. Белгородский государственный технический университет, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirtelecoma.ru/magazine/elektronnaya-versiya/1367/
функции отдельных участков зеленых насаждений.
5. Проблема техногенного преобразования геологической среды и рельефа в ходе строительства зданий, дорог, метрополитенов, тоннелей и других подземных объектов, вибрация от транспорта, провоцирующая опасные геологические процессы вроде оползней и суффозии; опускание грунта (образование техногенных депрессий) в результате разработки подземных месторождений вод.
6. Проблема многоэтажной городской застройки, формирующей своеобразное подобие горного рельефа. Его влияние на формирование микроклиматов. Адаптация видов флоры и фауны в условиях этого «рельефа».
7. Проблема комфортности городской среды не только с экологической точки зрения, но также визуальная. Визуальная комфортность мегаполиса является мощным фактором влияния на здоровье населения.
Результаты урбоэкологических исследований мегаполиса, производимые на базе МИП — научно-исследовательская станция, позволят не просто получить полезный материал, они зададут вектор для инновационных технических разработок по защите окружающей среды.
Статья подготовлена по теме Государственного задания № 0148-2019-0007«Оценка физико-географических, гидрологических и биотических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования».
SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE IN THE SYSTEM OF COMMERCIALIZATION OF GEOGRAPHICAL EDUCATION
Yu. I. Ermakova, Research Engineer, Postgraduate, ermakova@igras.ru, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
References
1. Moshkin I. V. Predprinimatel'skaia ekosistema innovatsionnogo universiteta [Entrepreneurial Ecosystem Innovation University]. E-source available at: http://www.management61.ru/index.php?do=stat-ic&page=moshkinstat4. [in Russian]
2. Romanovich L., Evtushenko E., Dolbilov A. Maloe innovacionnoe predpriyatie na baze vuza: ot idei k biznesu [The small innovative enterprise on the basis of a higher education institution: from the idea to business]. Mir telekoma. Belgorodskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, 2015. E-source available at: http://mirtelecoma.ru/magazine/elektronnaya-versiya/1367/ [in Russian]