Создание и деятельность малых инновационных предприятий по 217-ФЗ
Л. В. Кожитов,
д. т. н., профессор, главный научный сотрудник, Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт сталей и сплавов» [email protected]
И. А. Каплунов,
д. т. н., профессор, проректор по научной и инновационной деятельности, Тверской государственный университет
А. В. Белоцерковский,
д. ф.-м. н., профессор, член попечительского совета, Тверской государственный университет
А. В. Попкова, Р. А. Лиев,
к. т. н., ведущий инженер, к. э. н., директор (и. о.),
Тверской государственный университет ФГБУ Центр медицинской реабилитации
[email protected] «Луч» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Представлено совершенствование нормативно-правового обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в вузах и научных организациях Российской Федерации. Рассмотрена динамика создания МИП, преимущества и недостатки малых инновационных предприятий при вузах, а также процесс коммерциализации инноваций. Представлен опыт томских вузов и Тверского государственного университета по созданию и организации деятельности малых инновационных предприятий по № 217-ФЗ.
Ключевые слова: малое инновационное предприятие (МИП), законодательные акты, достоинства и недостатки МИП, коммерциализация, инновационные разработки вузов, высокотехнологичные МИП.
Малый и средний бизнес формирует в стране средний класс, создает новые рабочие места, стимулирует спрос и предложение и активно способствует становлению инновационной экономики.
До появления ФЗ № 217 у вузов существовали разные формы реализации интеллектуальной собственности. Например, продажа прав на ИС сторонним организациям через лицензионные договора, заключение с предприятиями договоров на передачу технической или иной документации, наконец, использование классической формы работы вуза с промышленными предприятиями — хозяйственного договора. Не вдаваясь в
подробности характеристик каждого из этих способов финансовых взаимодействий вуза со сторонними организациями, необходимо сказать, что все они сегодня являются показателями эффективности работы вуза, установленными его учредителем — Минобрнауки России, и для вуза их выполнение чрезвычайно важно в сегодняшних условиях реформирования системы высшего образования [6].
На сегодняшний день государство предоставляет достаточно большие возможности для финансовой поддержки инновационным предприятиям. Эти возможности реализуются через такие инструменты, как федеральные целевые программы, комплекс поста-
о см
о со сч
см
<
со о
о см
о со см
см
< со
новлений правительства (известные как ПП-217, 218, 219), Российский научный фонд и фонд программы создания инжиниринговых центров при вузах и промышленных предприятиях и другие[6].
В 2009 г. был принят Федеральный закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности», который позволил бюджетным вузам и научным учреждениям без согласия собственника их имущества быть учредителями хозяйственных обществ (ХО). Деятельность ХО заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям. Данный закон внес изменения во многие нормативные акты: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Положения Федерального закона № 217-ФЗ легли в основу 103 статьи принятого 29 декабря 2012 г. Федерального закона № 217-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Отличиями 103 статьи 273-ФЗ от положений 217-ФЗ стали: право создания подобного рода хозяйственных обществ, помимо бюджетных учреждений, получили и автономные, а также стало допускаться совместное с другими лицами исключительное право данных учреждений на вносимый в качестве вклада в уставный капитал РИД.
Целью деятельности МИП при вузе является доведение знаний, научных исследований и разработок до внедрения в виде товаров и услуг на рынки их дальнейшего распространения в общественном производстве.
Рис. 1. Коммерциализация разработок вуза с использованием МИП
Таким образом, вузам предоставляется возможность проведения полного инновационного цикла — от получения новых знаний и зарождения инновационной идеи до осуществления коммерциализации. Университет выступает не только как генератор и распространитель знаний, но и как предпринимательская организация. Тем временем, МИП, создаваемые при университетах, выполняют роль моста, связывающего научно-исследовательскую деятельность и реальный сектор экономики. МИП берут на себя риск превращения идеи в изделие, создание опытных образцов изделий, изготовления малых серий продукции [9].
Одним из эффективных инструментов коммерциализации вузовских научно-исследовательских разработок является создание МИП. Под коммерциализацией следует понимать целенаправленный процесс преобразования научного знания в новый продукт, технологию, услугу и их последующего вовлечения в хозяйственный оборот с позиции решения потенциальных проблем и удовлетворения потребностей потребителей в данных продуктах, технологиях и услугах в обмен на коммерческую выгоду образовательной организации [11].
Коммерциализацию можно охарактеризовать как сложный, многоступенчатый, многосубъектный процесс, протекание которого обусловлено рядом факторов: законодательным регулированием, рыночным и государственным стимулированием, функционированием финансовых механизмов, уровнем технологического развития, восприимчивости к инновациям в обществе и др. Процесс коммерциализации инновационных разработок вузов малыми инновационными предприятиями, содержащий ряд важнейших этапов по внедрению результатов научно-исследовательской деятельности на рынок и получения экономического эффекта, представлен на рис. 1 [9].
На государственном уровне РФ создаются условия для формирования механизмов передачи технологий с целью конвертации вузовских исследований и разработок в инновационную продукцию. Нормативно-правовое обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в вузах и научных организациях РФ, представлено в табл. 1. Для полноценного включения университетов и научных организаций в инновационный процесс принимаются новые законодательные акты [2].
Для устранения возможных ошибок и неясностей при создании МИП, создаваемых на базе бюджетных учреждений, была создана система консультирования по электронной почте ([email protected]), телефону и скайпу. В России создана и работает система проведения специализированных конференций, семинаров, на основе чего был сформирован пул профессионалов, досконально разбирающихся в нюансах этой проблемы, начался процесс формирования региональных ассоциаций инновационных предприятий, созданных вузами в соответствии с ФЗ-№ 217 [8].
Для вузов создание МИП дает следующие преимущества (табл. 2):
• получение дохода от практического использования результатов интеллектуальной деятельности
(РИД) вуза [12];
Нормативно-правовое обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности,
получаемых в вузах Российской Федерации
Таблица 1
№ п/п Нормативный акт Дата Содержание
1. Постановление Правительства Российской Федерации № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» 17.11.05 Сняты ограничения прав исполнителя на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет государственного бюджета
2. IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации ФЗ № 230 18.12.06 Закреплены права бюджетных организаций на результаты интеллектуальной деятельности
3. Федеральный закон № 217 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» 02.08.09 Вузам и научным организациям предоставлено право создания малых инновационных предприятий в форме хозяйственных обществ
4. Федеральный закон № 308 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» 02.12.09 Бюджетным учреждениям предоставлена возможность направлять денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание хозяйственных обществ без согласия учредителя
5*. Постановление Правительства Российской Федерации № 210 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» 09.04.10 Вузам, победившим в конкурсе, предоставлена возможность развития инновационной инфраструктуры и создания новых объектов университетской инновационной инфраструктуры, а также малых инновационных предприятий
6. Федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» 08.05.10 Сняты ограничения на внесение оборудования и имущества вузов в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ. Внесены соответствующе изменения в ст. 296 и 298 ГК РФ
7. Федеральный закон № 272 «О внесении изменений в ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» 16.10.10 Определен пониженный тариф уплаты страховых взносов (14%) от фонда оплаты труда при условии включения в федеральный реестр малых предприятий, созданных в бюджетных НИИ и вузах по ФЗ № 217, формируемый Мин-обрнауки
8. Федеральный закон № 310 «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 27.11.10 Малым инновационным предприятиям предоставлена возможность перехода на упрощенную систему налогообложения
9. Федеральный закон № 22 «О внесении изменений в ст.5 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» 01.03.11 Вузам предоставлено право сдачи в аренду созданным на их базе малым инновационным предприятиям государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов
10*. Постановление Правительства Российской Федерации № 677 «Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования 12.08.11 В первый год аренды малое инновационное предприятие будет платить 40% от размера арендной платы, далее ставка будет расти и только на четвертый год составит 100%
11*. Федеральный закон № 273 «Образование Российской Федерации» (статья 103) 29.12.12 Ст.103 ФЗ № 273 предусмотрено создание МИП для вузов (с 01.09.13 ст.3 ФЗ № 217 (утратила силу). Вузы могут создавать МИП не только в форме хозяйственных веществ, но и в форме хозяйственных партнерств (п.1 ст.103 ФЗ № 273. Право создавать МИП предоставлено не только бюджетным образовательным учреждениям, но и автономным учреждениям , но и автономным учреждениям (п.1, ст.103 ФЗ № 273). Созданный МИП может вести внедрение РИД, исключительные права на которые принадлежат вузу совместно с другими лицами (п.2 ст.103 ФЗ № 273). Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются вузы, поступают в их самостоятельное распоряжение (п. 6, ст.103 ФЗ № 273) без каких-либо специальных ограничений целей и использования авторами данной статьи
Примечание: * — внесено авторами статьи.
• повышение значимости и престижа вуза за счет увеличения посредством созданных вузом МИП количества и качества внедренных на практике технологий, что позволяет повысить место организации в международных рейтингах по показателям «академическая репутация» (рейтинги QS world university rankings и Times higher education) и
«индекс репутации среди работодателей» (рейтинг ОБ), а также привлечь в вуз больше студентов и преподавателей, в том числе иностранных [12]; синергетический эффект совмещения результатов научной деятельности с их коммерциализацией для сохранения времени выхода продукции на рынок;
см
J <
со О
Таблица 2
Достоинства и недостатки малых инновационных предприятий при вузе [4, 10]
Преимущества Недостатки
1*. Использовать бренд вуза и сеть контактов вуза с его партнерами и выпускниками [1, 4, 12] 1. Нехватка профессиональных менеджеров, обладающих компетенциями в области коммерциализации инноваций, оценки рисков, маркетинговой деятельности, бизнес-планирования
2*. Использовать научный и технический потенциал вуза с целью уменьшения времени проведения научных исследований и коммерциализации разработок, а также сокращения расходов. 2. Относительная неустойчивость предприятия при резких колебаниях рыночной конъюнктуры и высоком уровне конкуренции
3. Оперативное принятие управленческих решений, гибкость управленческого аппарата, минимизация бюрократических процедур, невысокие издержки на административно-управленческие расходы 3. Трудности в оценке и прогнозировании спроса на инновационную продукцию
4. Быстрая и гибкая реакция на изменение рыночного спроса 4. Сложности в получении внешнего финансирования, доступ к получению кредитных ресурсов также весьма затруднен
5. Возможность тесного взаимодействия с потребителем и налаживания с ним прямого контакта 5. Производству инновационной продукции свойственен высокий уровень затратоемкости
6. Невысокий стартовый капитал, необходимый для создания предприятия, низкий уровень накладных расходов 6. Сложность, излишняя бюрократизированность и длительность процедуры коммерциализации новых продуктов и технологий
7. Более легкий выход на рынок и ориентация на свободные рыночные ниши 7. Ограниченные возможности в накоплении собственного капитала предприятия
8. Независимость и свобода действий, способствующая к более широким возможностям для реализации творческого потенциала 8. Затрудненный доступ к получению государственного/ муниципального заказа на продукцию
9. Осуществляют переход знаний, исследований, разработок, имеющихся в академической, вузовской и отраслевой науке, в представленный на рынке инновационный продукт/услугу, тем самым, осуществляя коммерциализацию знаний 9. Узкая специализация, сложность реализации диверсификации производства
10. Возможность использования упрощенной системы налогообложения и пониженного тарифа страховых взносов. Получение помещений в аренду на безконкурсной основе по льготным ставкам 10. Сопровождающий деятельность высокий уровень риска
11.Возможность использовать лаборатории, оборудование и опытно-экспериментальные базы вуза, его партнерские связи и бренд
12. Привлечение в деятельность предприятия интеллектуальных и кадровых ресурсов вуза, как на постоянной основе, так и для решения оперативных задач
о см
о со сч
см
<
со О
Примечание: * — добавлено авторами статьи.
• реализация интеграции науки и бизнеса посредством вовлечения в хозяйственный оборот созданной научными кадрами вуза интеллектуальной собственности;
• повышение качества образовательных услуг в результате вовлеченности научных кадров в процесс создания инноваций;
• обеспечение новых учебных и рабочих мест для студентов, аспирантов и выпускников университетов, а также создание возможности для формирования их профессиональных компетенций;
• повышение конкурентоспособности вузов. Инновационная инфраструктура университета
играет определяющую роль успешной деятельности
Рис. 2. Динамика создания хозяйственных обществ по 217-ФЗ
малого инновационного предприятия, создаваемого университетом по 217-ФЗ.
Новым этапом развития университетской инновационной инфраструктуры стала реализация Постановления Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Для этого в рамках конкурсного отбора учреждений, подведомственных Минобрнауки России, были выявлены 78 победителей.
В соответствии с данными ФГБНУ НИИ РИНК-ЦЭ по состоянию на июль 2013 г. вузами победителями было создано 1140 малых инновационных предприятий, более 200 объектов университетской инновационной инфраструктуры [3]. Объем работ и услуг, выполненных хозяйственными обществами, составил более 1 млрд руб., объем производства высокотехнологичной продукции — более 8 млрд руб.
С момента принятия Федерального закона № 273-ФЗ до 01 сентября 2016 г. 436 бюджетных и автономных учреждений высшего образования создали 2887 малых инновационных предприятий. Динамика создания предприятий по годам отражена на рис. 2 [13].
Из представленной диаграммы (рис. 2) видно, что с каждым годом число вновь создаваемых малых инновационных предприятий снижается. Обуслов-
лено это отчасти тем, что до принятия Федерального закона 217-ФЗ, вузы имели длительный период накопления, развития, регистрации результатов своей интеллектуальной деятельности (РИД), а начиная с 2009 г. приступили к активной их коммерциализации. Большая часть РИД была положена в основу МИПов в период 2010-2011 гг. В текущее время в основном коммерциализируются уже вновь создаваемые РИД, а не интеллектуальная собственность вузов и НИИ прошлых периодов.
Анализ формирования и деятельности МИП при вузах позволяет выделить потребность вузов и рассмотреть меры по развитию и совершенствованию коммерциализации объектов интеллектуальной собственности:
1. Нормативно-правовое регулирование создания и деятельности МИП по № 217-ФЗ, заключающееся в корректировке следующих статей закона: продажа доли вуза или НИИ в созданном предприятии требует согласия собственника; финансирование МИП инвесторами требует сохранения доли вуза или НИИ в созданном предприятии не ниже 25%; фирмы-инвесторы не могут присвоить себе права на результаты интеллектуальной собственности, которые остаются у авторов; снятие ограничения в деятельности ХО; делегировать полномочия руководителя МИП (по закону № 217-ФЗ ректора) другим сотрудникам вузов в соответствии с доверенностью; разработать процедуры выхода участников из состава учредителей МИП и продажи малого предприятия.
2. Разработка правового инструмента, позволяющего снизить налоговую нагрузку на МИП и сделать начальные стадии жизненного цикла более привлекательными для инвестирования, а такие льготы пока не предоставляются.
3. Формирование и развитие инфраструктуры для организации эффективных фундаментальных исследований, поиска возможных применений их результатов, развития новых технологий и их быстрой коммерциализации.
4. Создание системы организации спроса и заказов на продукцию малых и средних инновационных предприятий государством и предприятиями реального сектора экономики.
5. Разработка и внедрение механизмов коммерциализации на макро-, мезо- и микроуровнях; нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности; учет специфических условий деятельности малых и средних инновационных предприятий (компаний).
6. Развитие сети экспертно-консалтинговых и посреднических профильных структур поддержки участников инновационной деятельности и повышение эффективности и паритетности действующего механизма взаимодействия государственных институтов, вузов, научных учреждений, посреднических организаций и частных компаний в процессе коммерциализации ОИС.
7. Формирование программы по производству отечественного специального технологического, измерительного и аналитического оборудования.
8. Интеграция разрозненных ныне методов господдержки выхода на глобальные рынки российских высокотехнологических малых и средних инновационных предприятий (компаний) в целостный набор сервисов со стороны государства и доступностью финансовых ресурсов.
9. Повышение качества технологической и опытно-конструкторской документации новых технологий разрабатываемых МИП, их соответствие мировым стандартам и желательно опережение мирового уровня.
10. Нехватка специалистов, обладающих опытом коммерциализации, инноваций, способных оценивать риски и привлекать инвестиции, а также трудность в удержании квалифицированных работников.
11. Развитие институтов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Идентификация и оценка интеллектуальной собственности, не ниже затрат на ее создание с последующей постановкой на бухгалтерский учет организации.
12. Развитие информационной базы, и расширение способов информирования коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Создание новых открытых площадок для обсуждения и распространения опыта коммерциализации ОИС и деятельности малых и средних высокотехнологичных предприятий.
Рассмотрим примеры формирования и деятельности малых инновационных предприятий, созданных по № 217-ФЗ.
В ходе изучения направлений деятельности существующих МИПов в Томской области было установлено, что наиболее популярными из них являются технологии, что составляет около 65% от общего количества, далее идет рациональное природопользование, медико-биологическое направление и сельское хозяйство — 15%, услуги и социальная сфера — 14% и прочее — 6% [7].
В Томске преобладает создание МИП при вузах, в основе которых лежит ноу-хау, значительно реже — программа для ЭВМ. Изобретение, полезная модель встречаются в единичных случаях. Это обусловлено, во-первых, отсутствием необходимости регистрации программы для ЭВМ и ноу-хау в Роспатенте, во-вторых, повышением гарантии интересов инвестора: ноу-хау в дальнейшем может быть зарегистрировано в качестве объекта интеллектуальной собственности с получением исключительных прав уже на МИП. Соответственно, вуз не сможет передать неисключительные права сторонней компании.
В ТПУ было создано первое предприятие в стране, которое учреждено в рамках Федерального закона № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г., малое предприятие ООО «НТП «Киберцентр», входящее в инновационный пояс ТПУ. Оборот предприятия в 2012 г. составил более 10 млн руб. [7]. Объем продукции малых инновационных предприятий Национального исследовательского Томского политехнического университета за последние три года превысил 120 млн руб., кроме того создано более 120 новых рабочих мест [7]. Данное предприятие занимается разработкой, производством и внедрение информационно-телекоммуникационных
о см
о со см
см
<
со О
о см
о со см
см
<
со
аналитических систем мониторинга и управления для подвижных объектов, в том числе на базе навигационного оборудования ГЛОНАСС^РБ.
В соответствии с принятым Федеральным законом № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» в Тверском государственном университете (ТВГУ) организованы 16 малых инновационных предприятий. В настоящее время предприятия функционируют, однако, эффективность их работы разная. В 2016 г. финансовый оборот всех предприятий университета составил около 80 млн руб. Из всех хозяйственных обществ наиболее успешными являются предприятия, реализующие научно-техническую продукцию. Особенностью работы является то, что общества не располагаются на территории университета, как по причине отсутствия технологических площадок, удовлетворяющих производственным нуждам, так и сложности оформления аренды у университета.
Первое в Тверском регионе хозяйственное общество было организовано в январе 2010 г. на базе Тверского государственного университета и ЗАО «Эли-трон» (г. Москва) с долей участия в уставном капитале 50% каждого [5]. В уставный фонд университетом было внесено право использования патента «Способ выращивания из расплава монокристаллов парателлурита по Чохральскому», оцененное в 200 тыс. руб. Целью создания «Фотоники» было производство одного из самых эффективных акустооптических материалов — кристаллов парателлурита и изготовление оптических элементов из этих кристаллов. Оптические элементы и на их основе изготавливаемые светозвукопроводы устанавливаются в модуляторы, дефлекторы и фильтры излучений для видимого, ультрафиолетового и ближнего инфракрасного диапазонов длин волн. В настоящее время предприятие успешно функционирует и производит монокристаллы германия, парателлурита. Оборот предприятия составляет за последние годы 5-8 млн руб. в год, к работе привлечены преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты университета.
На предприятии регулярно проходят практику студенты физико-технического факультета, выполняется часть выпускных квалификационных работ, связанных с технологией кристаллических материалов и оптикой кристаллов. Университету перечисляется доля от прибыли предприятия (хотя и небольшая — около 200 тыс. руб. в 2013-2016 гг, — но, тем не менее, обеспечивающая свой вклад в развитие инновационной инфраструктуры университета).
С целью расширения возможностей для промышленного масштабного производства монокристаллов для оптики, акустооптики и изделий на их основе в октябре 2011 г. университет совместно с Фондом содействия привлечению инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической и технологической сферах Тверской области («СтартАп фонд») организовал хозяйственное общество ООО «Гравитон» с долей университета 49%.
В уставный капитал ООО «Гравитон» внесено право на использование патента и ноу-хау (общая оценка интеллектуальной собственности составила 960784 руб.). Один миллион рублей внес «СтартАп фонд».
«Гравитон» активно позиционирует себя как современное, научно-технологическое предприятие, направленное на изготовление наукоемкой продукции. Основное направление структурного развития было расширение масштабов деятельности и требовало привлечения инвестиций для становления своей материально-технической базы. К сожалению, долгий период окупаемости, определенный бизнес-планами развития в 4-5 года, пока не позволил привлечь заинтересованных партнеров-инвесторов. В 2015 г. предприятию был присвоен статус участника инновационного центра «Сколково» — современного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий.
Последним наиболее успешным и активно развивающимся хозяйственным обществом является ООО «Инжиниринговый центр «Зеленая химия», которое было организовано в январе 2015 г. в рамках реализации программы создания и развития деятельности инжиниринговых центров, реализуемой Минобрнау-ки России. В уставный капитал ООО было внесено право на использование патента на изобретение, а доля участия ТвГУ в уставном капитале составила 100%. Направление деятельности хозяйственного общества актуально, имеет широкую перспективу и заключается в организации технологического производства, связанного с переработкой растительной биомассы, как первого (пищевая), так и второго (непищевая) поколения, через продукты специальной химии (карбоновые кислоты, молочная кислота, янтарная кислота, адипи-новая кислота, спирты, пропиленгликоль) до широкой номенклатуры стратегически значимых материалов, а также биодеградируемых пластиков, композитных материалов и теплоносителей.
Широкий спектр продукции от продуктов специальной химии до широкой номенклатуры стратегически значимых материалов, а также биодеградируемых пластиков, композитных материалов и теплоносителей, позволяет предлагать материалы для изготовления тары и упаковки со свойствами контролируемого биоразложения; для изделий медицинского назначения; для реагентов при эксплуатации нефтяных и газовых скважин; для полилактидных волокнистых материалов широкого ассортимента и др. Кроме того, ООО «Инжиниринговый центр «Зеленая химия» предлагает чисто инжиниринговые, консультационные, внедренческие услуги в области химии и биотехнологий. Хороший научно-технический задел позволил в 2016 г. реализовать продукции на сумму около 40 млн руб. Кроме того, предприятие активно участвовало в работе базовой кафедры (кафедра «Синтетических волокон»), которая создана с АО «ВНИИ СВ» (г. Тверь) в плане предоставления места для выполнения практических работ и сопровождения научной деятельности.
Следует отметить, что возможные налоговые льготы для хозяйственных обществ, образованных по 217 ФЗ, и работающих по упрощенной системе налогоо-
бложения (УСН) (налоговая ставка по начислениям на заработную плату для них в настоящее время составляет 14% вместо 30% для работающих по общей системе налогообложения) не всегда привлекательны для активно работающих производственных предприятий, производящих материальную продукцию. Основная масса заказчиков (заводы, предприятия, организации), имеющие большой денежный оборот, работает с применением налога на добавленную стоимость (НДС), и для них отсутствие возможности взаимозачета по НДС является, по сути, повышением расходов (и конечной себестоимости) своей продукции. Поэтому и ООО «Фотоника» и ООО «инжиниринговый центр «Зеленая химия» работают по общей системе налогообложения со ставкой НДС 18%; причем последнее было вынуждено сделать переход к такой системе после года работы по УСН.
Характер работы успешно функционирующих предприятий позволяет судить об эффективности принятого Федерального закона «О хозяйственных обществах». Предприятия находятся в полном симбиозе с университетом: привлекают к работе преподавателей и сотрудников университета, организуют производственную и научно-производственную практику на своей базе, предоставляют оборудование и материалы для проведения экспериментальных работе, университет получает доход за счет прибыли от деятельности предприятий.
* * *
Работа выполнена при поддержке стипендии Президента РФ СП- 3513.2016.1.
Список использованных источников
1. Н. М. Абдикеев, Н. В. Гринева, Н. В. Кузнецов. Аналитическая система оценки рисков аналитика//Проблемы и решения. 2013. № 42 (180). С. 2-12.
2. М. Г. Балыхин. Организационно-экономический механизм коммерциализации результатов инновационной деятельности в высшем учебном заведении: монография. М.: ФГБОУ ВПО «МГУДТ». 2015. 202 с.
3. А. В. Белоцерковский, И. А. Каплунов. Тверской ИнноЦентр: опережая время//Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2013. Вып. № 22. С. 5-9.
4. А. П. Гарнов, О. В. Краснобаева. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности//Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 2 (2). С. 21-27.
5. И. А. Каплунов, А. И. Колесников. Инновационная научно-производственная деятельность в вузе: Тверской государственный университет//Инновации. 2010. № 4 (138). С. 34-39.
6. М. В. Киселев. Малые инновационные предприятия: в условиях барьерной среды//Аккредитация в образовании. 2015. № 2. С. 49-51.
7. Н. И. Кияметдинова, А. Б. Жданова. Малые инновационные предприятия при вузах как новая ступень развития экономи-ки//Проблемы управления рыночной экономикой: межрегион. сборник науч. трудов. Томск, 2015. С. 113-119.
8. А. Н. Колесников. Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития//Комплексная система развития работ в вузе. Кейс НИУ ИТМО — пилотного университета программы, 2012. С. 151-155.
9. Е. В. Куликова, О. В. Касенко. МИП как инструмент коммерциализации разработок вуза//Инновационное развитие экономики. 2016. № 3. С. 7-13.
10. Е. В. Лукашевич, А. Л. Храмцов. Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в вузах на примере ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин»//Инновации. 2013. № 10. С. 6-9.
11. В. Р. Окороков, А. А. Тимофеева, Г. А. Клементьев. Управление организацией в меняющемся мире: монография/Под ред. В. Р. Окорокова, Ю. А. Соколова. СПб.: Изд-во Политехн. унта. 2012. 362 с.
12. А. Ю. Тестова, С. Ю. Лапина. Государственная поддержка МИП: принятые меры и их основные результаты/Под ред. А. В. Бабкина//Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016): тр. науч.-практ. конф. с зарубежным участием 21-23 марта 2016 г. С. 368-376.
13. П. Е. Щебалев. Сегментация рынка малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы//Социальные и гуманитарные знания. 2016. № 4. C. 280-292.
Creation and activity of small innovative enterprises according to Federal law No 217-FZ L. V. Kozhitov, doctor technical science, professor, professor researcher, National university of science and technology «MISiS».
I. A. Kaplunov, doctor of technical sciences, professor, vice-rector for scientific and innovative activities, Tver state university.
A. V. Belotserkovsky, dr. physical and mathematical sc., professor, member of the supervisory board, Tver state university.
A. V. Popkova, candidate of technical sciences, principal engineer, Tver state university.
R. A. Liev, candidate of economic sciences, director, Center for medical rehabilitation «Luch».
The article presents improvement of regulatory and legal support of commercialization of intellectual activity's results received in higher education institutions and scientific organizations of the Russian Federation. SIE's dynamics of the creation, the advantages and disadvantages of small innovative enterprises at higher educational institutions, as well as the process of commercialization of innovations are considered. The experience of Tver State University on the creation and organization of activity of small innovative enterprises according to Federal Law of RF No 217-FZ is presented.
Keywords: small innovative enterprise (SIE), enactments, SIE's advantages and disadvantages, commercialization, innovative development of universities, high-tech SIEs.
ho
CM
о
CO CM
CM
J <
CQ