Научная статья на тему 'Результаты интеллектуальной деятельности и малые инновационные предприятия: новые ресурсы научно-образовательной среды СурГПУ'

Результаты интеллектуальной деятельности и малые инновационные предприятия: новые ресурсы научно-образовательной среды СурГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / COPYRIGHT PRODUCTS / COMMERCIALIZATION OF RESEARCH RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов А. В., Чернопятов А. М.

В данной статье представлен анализ деятельности по созданию образовательными организациями высшего образования в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ малых инновационных предприятий. Рассмотрены объекты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности педагогических вузов, зарегистрировавших хозобщества в общем реестре Министерства образования и науки. Описывается положительный опыт создания малых инновационных предприятий на базе СурГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсов А. В., Чернопятов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPYRIGHT PRODUCTS and small innovative enterprises: NEW RESOURCES OF ACADEMIC ENVIRONMENT OF SurGPU

This article presents analysis of the work of higher education institutions on organizing small innovative enterprises in accordance with Article 217 of Federal Law. There has been held analysis of objects commercialization of copyright products of pedagogical universities which have registered companies in General register of Ministry of Education and Science. Positive experience on creating small innovative enterprises at the premises of SurGPU has been investigated.

Текст научной работы на тему «Результаты интеллектуальной деятельности и малые инновационные предприятия: новые ресурсы научно-образовательной среды СурГПУ»

YAK 378.1 ББК 74.489.4

A.B. ФУРСОВ, A.M. ЧЕРНОПЯТОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:

НОВЫЕ РЕСУРСЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СурГПУ

A.V. FURSOV,

A.M. CHERNOPYATOV

COPYRIGHT PRODUCTS AND SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES: NEW RESOURCES OF ACADEMIC ENVIRONMENT OF SurGPU

В данной статье представлен анализ деятельности по созданию образовательными организациями высшего образования в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ малых инновационных предприятий. Рассмотрены объекты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности педагогических вузов, зарегистрировавших хо-зобщества в общем реестре Министерства образования и науки. Описывается положительный опыт создания малых инновационных предприятий на базе СурГПУ.

This article presents analysis of the work of higher education institutions on organizing small innovative enterprises in accordance with Article 217 of Federal Law. There has been held analysis of objects commercialization of copyright products of pedagogical universities which have registered companies in General register of Ministry of Education and Science. Positive experience on creating small innovative enterprises at the premises of SurGPU has been investigated.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие, результаты интеллектуальной деятельности, коммерциализация научных результатов.

Key words: small innovative enterprise, copyright products, commercialization of research results.

В свете решений Правительства РФ началось постепенное вовлечение учебных заведений в коммерческую деятельность. Таким образом, открыты реальные возможности для эффективной совместной деятельности высших учебных заведений с различными отраслями, что может повысить конкурентоспособность экономики Российской Федерации. Зеленый свет данному движению открыл Федеральный закон № 217-ФЗ от 02 августа 2009 г. [2].

Научные центры и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными организациями, теперь имеют возможность без согласия своего учредителя стать, в свою очередь, учредителями хозяйственных обществ и на практике применять свои научные разработки.

В настоящее время для многих российских вузов вопросы практической реализации результатов научной деятельности и введения их в гражданский оборот являются одним из приоритетных направлений развития научной и инновационной деятельности.

После подписания Федерального закона № 217-ФЗ вузам было дано право организовывать малые инновационные предприятия (далее МИП), однако, как отмечают многие специалисты, большинство МИП были созданы лишь на бумаге. Так, по результатам экспертной оценки Центра исследований и статистики науки Минобрнауки, только треть от созданных МИП продолжит свою работу, остальные, по их оценке, признаны неэффективными. В большинстве случаев к ним относятся компании, создатели которых предполагали, что вуз-работодатель выступит в роли инвестора МИП [1].

Многие образовательные организации идут на создание «номинально (формально) действующих» МИП, регистрируя в Роспатенте невостребован-

ные и не имеющие прикладного значения результаты интеллектуальной деятельности (далее РИД), повышая тем самым только лишь численные показатели ежегодно проводимого всероссийского мониторинга эффективности работы вузов.

Так, с введением учета количественных показателей РИД и МИП в мониторинг показателей эффективности деятельности вузов наблюдается пик создаваемых хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств) в 2012 году (рис. 1). В последние годы наблюдается снижение активности создания вузами МИП [3].

250

ттт

21)09 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

1-й квартал В 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал

Рис. 1. Динамика хозяйственных обществ (хозяйственных партнёрств)

На наш взгляд, достижение формальных показателей является стратегически неверным направлением развития научной и инновационной деятельности вузов, так как экономически неэффективные МИП не дают возможность для коммерциализации РИД и не извлекают прибыль от внедрения РИД в гражданский оборот. Соответственно, такие предприятия являются некой обузой для органов управления инновационной деятельностью вузов, их нужно сопровождать, вкладывать средства для существования в части предоставления обязательной нулевой отчетности в налоговые органы, ПФР, ФСС и др. В этой связи нами был проведен анализ эффективности деятельности МИП, созданных в Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ) и других университетах, и целесообразности зарегистрированных в Роспатенте РИД.

Так, по данным учета и мониторинга Минобрнауки, наибольшее количество МИП зарегистрировано в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах. В УрФО зарегистрировано 8,29 % МИП (рис. 2).

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре коммерциализируют свои научные разработки 24 МИПа, созданных при четырех вузах (рис. 3).

Большее количество МИП создано при Сургутском государственном университете, это вполне объяснимо наличием инженерных направлений подготовки, на которых результатом проведения НИОКР могут быть вполне осязаемые научные разработки, изобретения, полезные модели, в отличие от гуманитарных направлений, результаты научной деятельности которых достаточно сложно ввести в гражданский оборот.

По данным реестра Минобрнауки, при достаточно крупных педагогических университетах в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ осуществляют свою деятельность МИПы (их количество при вузах немногочис-

ленно по сравнению с федеральными классическими университетами), реализующие инженерные направления подготовки (рис. 4).

Рис. 2. Распределение созданных хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств) по федеральным округам

"НВГУ"; 1

Рис. 3. Количество созданных МИП при вузах ХМАО - Югры

Рис. 4. Количество созданных МИП при педагогических вузах в РФ

С целью определения основных объектов коммерциализации МИП нами были проведен анализ нематериальных активов (результатов интеллектуальной деятельности), внесённых в уставной капитал педагогическим вузами (рис. 5).

Пром. Образец 7%

Рис. 5. Объекты коммерциализации МИП педагогических вузов в РФ

Объектами коммерциализации большинства педагогических вузов в основном являются ноу-хау (это совокупность технических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных), среди них преобладающим большинством являются методики обучения, педагогические технологии, алгоритмы проведения мониторинга и различных экспертиз в системе образования. Также выявлены программы для ЭВМ, позволяющие автоматизировать образовательный процесс и отдельные программные развивающие комплексы, используемые для улучшения результатов обучения. В качестве примера приведем некоторые наименования РИД, предлагаемые крупными педагогическими вузами (табл. 1).

Таблица 1

Виды коммерциализируемых РИД в педагогических вузах

РИД Название РИД, внесенного в уставной капитал МИП

Ноу-хау «Метод отбора и формирования территориальных образовательных, производственных и консалтинговых услуг»; «Технология интеллектуально-творческих развивающих игр для детей»; «Мониторинг и экспертиза качества социальной реабилитации»

Программы ЭВМ «Игровой программно-аппаратный комплекс "Солнечный замок"»; «Программа "Редактор расписания занятий"»

Полезная модель «Игровая система»

Изобретение «Средство, обладающее антиишемической, гипотензивной, про-тивоаритмической и ноотропной активностью»

Опыт работы Сургутского государственного педагогического университета по регистрации результатов интеллектуальной деятельности составляет три года, по реализации деятельности МИП - чуть более двух лет. За этот период разработаны и утверждены Ученым советом соответствующие локальные акты, регулирующие порядок создания результатов интел-

лектуальной деятельности и малых инновационных предприятий; в Роспатенте оформлены исключительные права на РИД, из них: зарегистрировано 92 базы данных оценочных средств результатов обучения, пять программ ЭВМ, три патента на изобретения; введен режим коммерческой тайны в отношении одного ноу-хау.

Оценивая эффективность созданных в СурГПУ РИД, мы можем вести речь о результатах, обеспечивающих внутреннюю образовательную среду вуза в части планирования и оценки результатов обучения. К таким РИД относятся 92 базы данных оценочных средств и программа АРМ преподавателя СурГПУ. К РИД, введённым в гражданский оборот с целью практической реализации результатов научной деятельности, относятся две программы ЭВМ, права пользования которыми по лицензионным соглашениям внесены в уставной капитал двух малых инновационных предприятий СурГПУ. Ноу-хау является результатом научной деятельности, полученным при финансовой поддержке Фонда развития инноваций по программе «УМНИК», и имеет перспективы в рамках дальнейшего проведения научных исследований и реализации инновационного проекта с привлечением молодых ученых СурГПУ и аспирантов. Что касается остальных РИД, авторами проводятся дополнительные исследования, по их результатам опубликованы научные статьи с целью привлечения заинтересованных лиц для введения созданных РИД в гражданский оборот.

Справедливо отметить, что с введением РИД многие авторы активно начали использовать их для получения новых прикладных научных результатов, которые в свою очередь стали причиной увеличения показателей публикационной активности, способствующих расширению научных связей, появлению новых соглашений о научном сотрудничестве. Проведенный опрос и анализ публикационной активности авторов РИД демонстрирует следующие статистические данные: опубликованы 12 статей в изданиях, включенных в перечень ВАК, инициированы проекты с привлечением студентов в рамках работы, связанной с практической реализацией РИД.

Создание РИД, исключительные права на которые принадлежат вузу, является обязательным условием для создания МИП [2]. Так, в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ в 2015 году в вузе начали функционировать два предприятия, зарегистрированных в реестре Министерства образования и науки Российской Федерации. Результатами их деятельности являются привлечение инвестиций для проведения НИОКР на сумму 1 млн рублей, а также заключение возмездных договоров на сумму около 3 млн рублей, более 30 соглашений о научном сотрудничестве заключено в рамках практической реализации РИД с организациями ХМАО-Югры и другими субъектами РФ. Все чаще результаты интеллектуальной деятельности используются студентами для проведения научных исследований, выполнения курсовых и дипломных работ.

Обобщая опыт работы СурГПУ по регистрации результатов интеллектуальной деятельности и созданию малых инновационных предприятий, можно выделить и слабые стороны в этом направлении: низкая активность сотрудников университета, которая выражается в небольшом количестве предложений инициировать инновационный проект и взять на себя обязательства при создании и реализации деятельности МИП или отчетности по гранту. Научными подразделениями недостаточно уделяется внимание изучению спроса на научные разработки или услуги, необходимые для внешней среды, что предметно позволяло бы определять заказчика и заключать договоры на проведение НИОКР за счет внебюджетных средств.

Но было бы неуместным думать о легкости работы в данном секторе, так как он несет в себе много неизведанного и непонятного. Даже несмотря на сложившиеся облегченные возможности открытия предприятий в настоящее время, сложностей все же много, в частности такие как управление предприятием по всем направлениям в сложно структурированном законодательстве.

Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности и малые инновационные предприятия - важные показатели эффективности деятельности вузов. Они являются продуктами деятельности, обеспечивающими улучшение внутренней образовательной среды вуза, и вместе с тем становятся связующим звеном при взаимодействии с внешней средой вуза в части реализации инновационных проектов.

Результаты интеллектуальной деятельности и деятельность МИП способствуют улучшению показателей публикационной активности научно-педагогических работников СурГПУ, создают благоприятные условия для привлечения студентов к научной деятельности, формированию компетенций готовности работать в малых научных коллективах и практической реализации научных результатов.

Полученные в рамках проведения прикладных научных исследований результаты интеллектуальной деятельности позволяют создавать малые инновационные предприятия в вузе, основной деятельностью которых является вовлечение РИД в гражданский оборот. Однако для более эффективной работы необходимо решить вопросы, связанные с привлечением научно-педагогических работников, студентов, аспирантов, молодых ученых и получением ими опыта практической реализации РИД.

Литература

1. Колесников, А.Н. «Треть малых предприятий при вузах существуют лишь на бумаге» [Электронный ресурс] // Наука и технологии России - STRF. ги : электронное издание. - Режим доступа: http://www.strf.ru/mate-rial.aspx?CatalogId=368&d_no=41450#.VuN_dVXGdHA (дата обращения: 15.02.2016).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Электронный ресурс] : федеральный закон № 217-ФЗ (в ред. от 29.12.2012 № 273-ФЗ) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ (дата обращения: 10.02.2016).

3. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы. База данных хозобществ [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: https://mip. extech.ru/reestr/reestr.php (дата обращения: 10.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.