РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 330.111.4:001
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА1
И.В. МИТРОФАНОВА11 Е. С. ЖУРАВЛЕВ21
1)Институт социальноэкономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН
2) Волгоградский институт экономики, социологии
и права
Проанализированы условия и возможности, проблемы и противоречия успешного развития малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях России; дана оценка опыта их создания в регионах Южного федерального округа; предложены универсальные для всех федеральных округов решения, позволяющие ускорить процесс инновационной модернизации российских вузов.
Ключевые слова: инновационный потенциал, малое инновационное предприятие, результаты интеллектуальной деятельности, автономное учреждение, эффективность.
e-mail: mitrofanova@volsu.ru e-mail: labser@volsu.ru
Федеральный закон №217. Принятый в августе 2009 г. ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [8] позволил бюджетным научным и образовательным учреждениям выступать в качестве учредителей предприятий, осуществляющих внедрение созданных на базе вузов интеллектуальных продуктов в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности. Это инициировало вторую волну появления вузовских инновационных производств (первая волна - 1980 - 1990-е гг.).
У ВУЗов появилась возможность самим учреждать малые инновационные предприятия (МИПы) с долей собственности учебного заведения. Вместе с ВУЗом
Статья подготовлена в рамках проекта «Пространственная социальноэкономическая и природно-ресурсная асимметрия регионов Юга России», подпрограммы по Югу России «Фундаментальные проблемы развития южного макрорегиона», программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез».
учредителями могут выступать как физические, так и юридические лица. Входя в капитал, ВУЗ передаёт предприятию права на использование результатов интеллектуальной деятельности (РИДов). Это могут быть программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, секреты производства (ноу-хау), различные методики и т.д.), что позволяет капитализировать накопленные знания.
Помимо ФЗ №217, деятельность вузовских МИПов регулируется сегодня следующими нормативно-законодательными актами РФ:
- ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ;
- ФЗ от 22.08.1996 г. №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- ФЗ от 27.11.2010 г. №310 «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
- ФЗ от 16.10.2010 г. №272 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- ФЗ от 08.02.1998 г. №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- ФЗ от 24.07.2007 г. №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- ФЗ от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции»;
- ФЗ от 12.01.1996 г. №7 «О некоммерческих организациях»;
- ФЗ от 08.08.2001 г. №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- ФЗ от 01.03.2011 г. №22 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «О науке и...» и статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».
По разным оценкам, после принятия ФЗ №217 по данным на апрель 2010 г. в России было создано 917 МИПов, из них 889 - в 176-ти ВУЗах России, 28 - в 23-х НИИ. Только 15% ВУЗов, создавших МИПы, являются гуманитарными (обычно это учебные и консалтинговые центры).
97,6% МИПов выбрали в качестве организационно-правовой формы ООО, и лишь 2,4% - ЗАО.
Лишь 298 из 917-ти МИПов (32,5%) соответствуют ФЗ №217. В качестве критерии соответствия учитывались следующие показатели:
- предоставление информации о созданных хозяйственных обществах по приказу Министерства и образования науки РФ от 8.12.2009 г. №718;
- результаты проверки Роспатента РФ;
- соответствие законодательству (в частности, части 4-ой ГК РФ, ФЗ об ООО, ФЗ об АО, ФЗ о регистрации юридических лиц).
Согласно данным о РИДах, право на использование которых внесено в уставной капитал МИПов, патенты (изобретение, полезная модель, промышленный образец и т.д.) составляют 50,6%, ноу-хау - 28%, программа для ЭВМ - 18,9%, база данных- 2,5% [5].
МИПы в ЮФО. Отраслью специализации Юга России сегодня является подготовка квалифицированных кадров. В Южном макрорегионе находится 13,4% всех ВУЗов России (а с учётом филиалов - 20,8%). В этих учреждениях обучается 13,3% всех российских студентов и выпускается 13,6% специалистов с высшим образованием. На Юге сконцентрировано 8,6% российских организаций, осуществляющих подготовку 10,8% всех аспирантов России. Аналогичные высокие результаты демонстрируют регионы Юга России и по подготовке докторов наук.
На долю Юга приходится 9% всех выданных в РФ патентов на изобретения и 6,5% выданных патентов на полезные модели, что лишний раз подтверждает значительный творческий интеллектуальный потенциал макрорегиона [2].
Однако реализация этого потенциала менее масштабна. Доля Юга в числе созданных (4%) и используемых (5,6%) передовых производственных технологий не велика. Для этого есть основания: в численности российских организаций, осуществляющих инновации, доля южных регионов составляет 8,9%, в затратах на технологические инновации - 6,1%, а в общероссийском объёме инновационных товаров, работ и услуг - 6,8% [1; 2].
Распределение МИПов по федеральным округам неравномерное. Большинство из них создано в вузах и НИИ Центрального и Сибирского ФО (табл. 1)
Таблица 1
Распределение малых инновационных предприятий, созданных при вузах и НИИ по федеральным округам России [4; 5]
Федеральный округ Кол-во созданных МИПов* Кол-во НИИ, создавших МИПы Кол-во МИПов, созданных в НИИ Кол-во МИПов, соответствующих ФЗ №217
Центральный 262 9 11 97
Сибирский 228 8 10 69
Приволжский 151 3 4 43
Уральский 75 о 0 16
Южный 75 о 0 33
Северо-Западный 73 3 3 33
Северо-Кавказский 32 о 0 7
Дальневосточный 21 о 0 0
Итого по ФО России 917 23 28 298
Примечание: * - зарегистрированных в базе данных ЦИСН.
По количеству созданных МИПов ЮФО находится на 5-м месте среди 8-ми ФО России. Явными лидерами в этой области являются Астраханский государственный технический университет и Астраханский государственный университет (табл. 2) [5]- В число лидеров следовало бы отнести и Южный федеральный университет, где действует около 90 МИПов, большинство из которых было создано еще до принятия ФЗ №217 [1].
Так, например, оборот МИПов, созданных в Астраханском государственном техническом университете, составил в 2010 г. 8100 тыс. рублей, а доход (за исключением возврата заемных средств и издержек) - 6900 тыс. рублей.
В России планируется создание более 2 тыс. МИПов при НИИ и вузах, которые обеспечат порядка 100 тыс. новых рабочих мест, в первую очередь, для молодых специалистов - сегодняшних выпускников [9].
Грядущий переход российских вузов в статус автономных учреждений по замыслу Министерства образования и науки РФ должен стимулировать развитие инновационных производств на базе высшей школы, их выхода на рынки инновационной продукции.
Переход в режим автономного учреждения связан, с одной стороны, с появлением дополнительных проблем, а с другой - создает возможности для диверсификации существующих источников финансирования и поиска новых.
Количество МИПов, созданных при вузах Южного федерального округа
в 2009-2011 гг. [5]*
ВУЗ Кол-во созданных МИПов Из них полностью соответствуют ФЗ № 217
Астраханский государственный технический университет 19 15
Астраханский государственный университет 19 5
Волгоградский государственный медицинский университет 1 о
Волгоградский государственный технический университет 2 2
Волгоградский государственный университет 6 3
Кубанский государственный аграрный университет 2 о
Кубанский государственный технологический университет 6 4
Кубанский государственный университет 3 2
Северо-Кавказская академия государственной службы (г. Ростов-на-Дону) 2 о
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела 5 о
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (г. Шахты) 3 2
Южный федеральный университет 7 о
Всего 75 33
Примечание: * - по данным на апрель 2011 г.
К 2012 г. ожидается существенное сокращение числа студентов в связи с предшествующим демографическим спадом. Мало кому из региональных вузов удастся заполнить все бюджетные места, а потому они будут просто вынуждены активно конкурировать между собой за увеличение доли финансирования научных исследований (на что, кстати, выделяется порядка 30 млрд. рублей, за лидерство в сфере инновационного бизнеса [3].
Чтобы не потерять свои доходы уже в ближайшие несколько лет, у вузов выход один - рост доли доходов от НИР и НИОКР, от деятельности МИПов. Поэтому условием не только инновационного развития государственных вузов сегодня, но и фактором их выживания в самом ближайшем будущем становится формирование «пояса инновационных компаний» - малых предприятий, реализующих совместно с образовательным учреждением научные, образовательные наработки.
Стратегия и задачи ВУЗов на рынке инновационной продукции. По мнению экспертов, из недр университетской и академической науки выходит подавляющее большинство всех новаторских проектов. Капитализация интеллектуальной собственности, постановка её на баланс и продажа - это инструмент повышения экономической эффективности фирмы, формирование дополнительной инфраструктуры. Потенциал вузовской науки в создании интеллектуальной собственности, её трансформации в конкретные товары и услуги далеко не исчерпан. При этом, конечно, приоритетной должна оставаться основная задача бюджетного научного и образовательного учреждения - развитие науки и образования, сохранность и при-
умножение образовательного научного фонда. Вузы и НИИ не должны перерождаться в промышленные предприятия.
Существует четыре группы юридических лиц, с которыми учебные заведения могут взаимодействовать в сфере инноваций и их коммерциализации: промышленность, малый бизнес, административные органы и финансовый капитал.
Важное право МИПов - включать в своё название имя вуза, что позволяет получить кредит влиятельности, защиту от лишнего внимания налоговых органов, создавать вузовский бренд.
Преимущества для бизнес-сообщества, взаимодействующего с вузами в сфере совместных инновационных проектов. Без помощи бизнес-сообщества эффективное функционирование МИПов невозможно, поэтому необходимо активно пропагандировать возможные преимущества и льготы от такого сотрудничества, а именно:
- льготы по субаренде помещений для предприятий;
- упрощение процесса подачи заявок на участие в различных грантовых конкурсах: с одной стороны, ВУЗы могут такие проекты грамотно оформить и представить, во-вторых, если по ряду конкурсов ВУЗ может подать лишь одну заявку, то число совместных с малыми предприятиями (МП) заявок не ограничено;
- возможность льготного пользования современным оборудованием (например, к центрам коллективного пользования оборудования при ряде вузов ЮФО открыт доступ МП);
- многие ВУЗы обладают развитой инфраструктурой сопровождения проектов, в том числе в области юридического обеспечения прав интеллектуальной собственности и экспортного контроля;
- в вузах постоянно генерируются новые идеи и обеспечивается приток кадров для бизнеса, есть возможности организовывать команды молодых специалистов, обеспечивать финансирование их работы в рамках различных грантовых программ и ориентировать на запросы бизнес-сообщества [3].
Проблемы. С одной стороны, принятие ФЗ №217 позволяет нивелировать множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрять их в реальный сектор экономики. Однако многими учебными и научными заведениями сегодня ещё не до конца осознано, насколько важный механизм коммерциализации инноваций получила российская наука, образование и экономика в целом, поэтому процесс создания МИПов протекает не столь активно [4].
Во-первых, инновационный бизнес требует и производственной базы, и необходимого научного задела, а сам процесс создания МИПа занимает много времени. Первоначально в вузе или НИИ необходимо оценить актуальность на рынке инновационного проекта, ради которого планируется создание МИПа. Затем существенное время может потребоваться на поиск стратегического партнера - инвестора, который сделает финансовые вложения в данное предприятие, например, став его учредителем.
Во-вторых, существуют проблемы внесения бюджетным учреждением денежных средств в уставной капитал МИПа, сложен механизм внесения имущества и процедуры по генеральному разрешению, корректировке устава, аренде помещения и спецоборудования, трудоемок процесс получения лицензий на виды деятельности, которые должны быть у вновь образованных МИПов. Пользуясь только ФЗ №127, почти невозможно развернуть предприятие на базе вуза без нарушений.
В-третьих, ФЗ №127 не предполагал упрощенной системы налогообложения (УСН) для вузовских МИПов, что сделало систему их отчётности слишком громоздкой и сложной, а налоговое бремя - неподъёмным [6; 7]. Однако на сегодняшний день предоставили информацию о переходе наУСН 169 МИПов [5].
В-четвертых, согласно ФЗ №127, сторонние инвесторы должны вносить в МИПы средства, а вузы - интеллектуальную собственность. Однако в законе даны нечёткие формулировки относительно типа лицензии, на основании которой интеллектуальные права вносятся в уставной капитал малого инновационного предприятия. Не прописаны и возможные сроки действия лицензионного договора. Отсутствие ясности в этих вопросах не стимулирует инвесторов, поскольку интеллектуальные права предоставляются на основе неисключительной лицензии. Кроме того, в законе об инвесторах вообще ничего не говорится, а ведь именно они становятся главным звеном в процессе коммерциализации инновационного продукта.
В-пятых, для того, чтобы РИД мог быть внесён в уставный капитал МИПа, его нужно поставить на баланс вуза. Однако какая-либо деятельность по формированию реестров РИДов ведётся лишь в последние 1,5 года, поэтому у большинства учебных заведений таких реестров просто нет.
В-шестых, МИП как хозяйствующее общество можно создать и только для участия в борьбе за гранты, но основные деньги приносят всё-таки продажи продукции или услуг. Больше всего сейчас российским вузам не хватает умения продавать, искать рынки продаж.
Ещё одна проблема связана с получением финансирования из Фонда Бортника: ограничение в 25% в уставном капитале малого инновационного предприятия на государственные средства не позволяет пока воспользоваться поддержкой этого фонда в необходимом объёме [9].
В 13-ти министерствах сегодня существуют программы поддержки малого предпринимательства, которые фактически трансформировались в программы поддержки МИПов, однако еще не все учебные заведения оценили открывшиеся возможности.
Предложения. Федеральный уровень.
1. ФЗ №127 определяет лишь рамочные условия, но он не дополнен необходимыми подзаконными актами. По мнению экспертов, основной недостаток закона в том, что головным ведомством выступает Министерство образования и науки РФ, действующее строго в рамках полномочий и поставленной задачи. Никаких инвесторов или этапа внедрения в производство в этих полномочиях не отражено. Главный критерий один - количество созданных МИПов. Структуры, реализующие ФЗ №127, обязаны обладать соответствующими бизнес-компетенциями (как, например, межведомственная группа с участием Министерства экономического развития РФ). Работу МИПа должен экспертировать специалист, оценивающий целесообразность избираемой стратегии. Поэтому необходима целевая программа подготовки таких специалистов.
2. Необходимо ускорить принятие в самое ближайшее время:
- законопроекта, закреплляющего право предоставления МИПам аренды на бестендерной основе, без конкурса, по условиям, оговорённым с вузом (который, кстати, уже согласован с Министерством образования и науки РФ);
- законопроекта об упрощённом налогообложении МИПов (прошёл первое чтение в Госдуме РФ);
- законопроекта об упрощении предоставления интеллектуальной собственности, возможности её передачи, что особенно актуально для предприятий в области ІТ и фармацевтики (одобрен Правительством РФ).
3. Для вузов одним из болезненных вопросов остаётся передача инновационным предприятиям имущества. Чтобы решить проблему его льготного предоставления, требуется внести изменения в три закона: о высшем и послевузовском образовании, о научно-технической деятельности и о малом предпринимательстве. Кроме того, одной из задач законодателей должна стать, в том числе, и защита ректоров от необоснованных обвинений в нецелевом использовании бюджетных средств.
4. В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» действует проект по разработке единой базы данных Рособразования по
учету результатов интеллектуальной деятельности бюджетных научных образовательных учреждений с целью их последующего внедрения. Такую базу необходимо расширять и сделать прозрачной.
Региональный (окружной) уровень.
1. Важно поддерживать существующие и вновь создаваемые научные коллективы для сохранения навыков, традиций и престижа научной деятельности, а также для оценки глобальных направлений научно-технического прогресса в интересах социального, экономического и инновационного развития Южного макрорегиона России. Необходимо:
- вести открытый реестр всех научных исследований, проводимых в регионах ЮФО, а также их связей с ведущими российскими и международными исследовательскими центрами;
- оказывать на условиях софинансирования поддержку международным контактам исследователей и регистрации их прав на достигнутые результаты интеллектуальной деятельности;
- получать от научных коллективов обзоры результатов научных исследований и возможностей их использования в экономике Юга России для органов государственной власти и объединений предпринимателей.
2. Следует увязать подготовку в регионах ЮФО специалистов с высшим образованием, аспирантов, кандидатов и докторов наук с интересами социального и экономического развития региона, в частности:
- рекомендовать организациям, осуществляющим подготовку специалистов, сделать публичными тематику диссертационных работ, согласовывать с профильными министерствами и ведомствами, объединениями предпринимателей на территории Юга России тематику курсовых и дипломных работ студентов;
- независимо от источников финансирования НИР, привлекать в качестве соисполнителей студентов, преподавателей, аспирантов и докторантов местных вузов;
- использовать потенциал высших учебных заведений для мониторинга развития профильных видов экономической деятельности на территории ЮФО.
3. Модернизировать организационные и экономические механизмы стимулирования и тиражирования инноваций:
- основы патентоведения следует включить в обязательные учебные программы ВУЗов, особенно экономических и технических;
- на предприятиях следует восстановить планы внедрения прогрессивных технологий, которые должны обобщаться в ведомственном, отраслевом и региональном разрезах;
- руководители предприятий должны овладевать механизмами и организационными схемами внедрения инноваций и социальной адаптации сотрудников к новым технологиям;
- в ЮФО на базе вузов и консалтинговых фирм целесообразно создать структуру, специализирующейся на оперативной разработке нормативно-правовой документации для решения вопросов, связанных с внедрением технологических инноваций в производстве, маркетинге, персонале, финансах.
4. Реализация инновационного потенциала Юга России требует не только технического, финансового инжиниринга, но и творческого, научного применения методов социального инжиниринга, что позволит использовать имеющуюся социальную структуру для запуска инновационной траектории развития и поэтапного перехода региональных вузов к новой социальной структуре без экстремальных проявлений неизбежно возникающих при социальных изменениях конфликтов.
5. В реализации инновационного потенциала следует ориентироваться на лучшие мировые стандарты. Развитие информационно-коммуникационных техно-
логий (ИКТ) может стать первым шагом на пути активизации инновационного потенциала ЮФО. Для этого необходимо:
- перейти к электронному документообороту в региональных органах власти и управления;
- обучать действующих руководителей, студентов вузов управлению производственно-технологическими и организационно-экономическими процессами с использованием современных программных средств управления клиентами (CRM), ресурсами (ERP), поставками (SCM).
6. Дальнейшее развитие инновационного потенциала Южного макрорегиона требует увеличения финансирования исследований и разработок в его субъектах. Учитывая, что федеральные средства будут направляться на реализацию узкого перечня «прорывных» инноваций, учёные должны принять самое активное участие в конкуренции за право попадания в этот список, возможно, на условиях соисполнителей или субподряда. С точки зрения увязки развития региональной науки с экономикой ЮФО местные исследователи должны быть конкурентоспособными в сравнении с международными консалтинговыми фирмами и располагать информацией о лучшей мировой практике. Создание инновационно проводящей среды в субъектах ЮФО - наиболее реальная стратегическая задача эффективного использования их инновационного потенциала [2].
Опыт Астраханского государственного технического университета подтверждает, что эффективными формами поддержки инновационных предприятий на региональном уровне являются:
1. Предоставление субсидий в целях возмещения части расходов, произведенных малыми инновационными компаниями (Постановление Правительства Астраханской области от 26.11.2010 г. №50б-П);
2. Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса (Постановление Правительства Астраханской области от 26.03.2009 г. № 123-П);
3. Организация деятельности бизнес-инкубаторов (Постановление Правительства Астраханской области от 26.10.2006 г. №370-П) [5].
На уровне средних и высших учебных заведений для активизации процесса регистрации МИПов необходимо создавать специализированные структуры, например, отделы по коммерциализации научных разработок, отделы инновационной деятельности управления науки, инноваций и подготовки научных кадров и т.п., с наделением их следующими основными функциями:
- проведение консультаций по вопросам создания МИПов среди студентов, аспирантов, молодых ученых и сотрудников вуза, являющихся авторами НИР;
- подготовка необходимой документации для регистрации МИПов;
- предоставление сведений о созданных на базе вуза хозяйственных обществ в «Центр исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ»;
- координация участия вузовских МИПов в конкурсе фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Список литературы
1. Бессонов А. Производители маленьких инноваторов // Эксперт Юг. № 12 (150) от 21 марта 2011 г.
2. Высоков В. Доктрина инновационного развития юга России // Эксперт Юг. № 20 (109) от 24 мая 2010 г.
3. Вукович Г.Г., Трунин С.Н. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. Краснодар: Изд-во Издательско-полиграфический центр Кубанского государственного университета, 2009. С. 34-36.
4. Кожевникова Е. Вузам неплохо и без малых предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://www.inf0x.ru/auth0rity/state/2009/09/17/Malye_predpriati.phtml (дата обращения 10.03.2011).
5. Маньков В.Ю. Доклад «Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий, учреждаемых ВУЗами и НИИ» на Ежегодной Всероссийской научнопрактической конференции «Эффективное освоение новшеств, информации и идей - усло- вие модернизации хозяйственных систем» 26 апреля 2011 г., г. Волгоград, Волгоградский государственный университет.
6. Митрофанова И.А. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль // Налоги и налогообложение. 2008. № 5. С. 30-34.
7. Митрофанова И.А. Предпринимательство и налог на прибыль: условия резонанс-ности интересов // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 10. С. 44-47.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон № 217 от 02.08. 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.r0ssia.su/zak0n/15874-federalnyj-zak0n-0t-2-avgusta-2009-g-n-217-fz.html (да- та обращения 12.04.2011).
9. Проценко Н. На пороге второй волны // Эксперт Юг. № 18 - 19 (107 - 108) от 10 мая 2010 г.
ACTUALS AND PROSPECTS OF THE CREATION OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES IN THE INSTITUTIONS OF HIGLER EDUCATIONOF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT
I.V. MITROFANOVA11 E.C. ZHURAVLEV21
x) Institute of the Social, Economic and Humanitarian Researches of the South Scientific Center
2) Volgograd Institute of Economy, Sociology and Law e-mail: mitrofanova@volsu.ru e-mail: labser@volsu.ru
The c0nditi0ns and 0pp0rtunities, problems and c0ntradic- ti0ns 0f the devel0pment 0f small inn0vative enterprises in institu- ti0ns 0f higher educati0n 0f Russia are analyzed; the assessment 0f their establishment in regi0ns 0f the S0uth Federal District is given; general s0luti0ns for all federal districts are 0ffered. These steps albw accelerating the process 0f the inn0vative m0dernizati0n 0f Russian instituti0ns 0f higher educatfon
Key w0rds: inn0vative p0tential, small inn0vative enter- prise, results 0f the intellectual activity, auton0m0us institutfon, effi- ciency.