Экологические налоги все шире используются для влияния на поведение хозяйствующих субъектов, так как эти налоги приносят доход, который впоследствии используется для создания программ, направленных на содействие дальнейшему развитию охраны окружающей среды. Основная цель введения экологических налогов и платежей заключается не в фискальной направленности, т.е. не столько в пополнении бюджетов разных уровней, сколько в стимулировании налогоплательщиков к бережному отношению к окружающей среде и ресурсосбережению.
Библиографический список
1. Матевеева Е.В. Экологическая политика Евросоюза // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. — 2010. — № 6. — С. 311-317.
2. Environmental taxes — latest
developments. — Режим доступа: —
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_ explained/index.php/Environmental_taxes_-_latest_developments.
3. Environmental taxes in the EU. — Режим доступа: — http://epp.eurostat.ec.europa.eu /statistics_explained/index.php/Environment al taxes.
+ + +
УДК 339.3:001.895 А.Н. Семин,
И.А. Гребенщиков
ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Ключевые слова: инновация, предпринимательская деятельность высшего учебного заведения, малое инновационное предприятие, маркетинговое продвижение.
В условиях реализации стратегии инновационного развития экономики, основанной на знаниях, особое место отводится модернизации и внедрению инноваций в отечественном образовании, проводником которых становятся все в большей мере малые инновационные предприятия (МИПы). Государством осуществляется активная поддержка инновационной деятельности вузов и научных учреждений. Так, по данным Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ, за последние десять лет расходы на науку увеличились в пять раз, причем не только на вузовскую, но и академическую. Только за последние два года в рамках мер государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, было выделено около 19 млрд руб. Средства распределялись на конкурсной основе, было заключено более ста договоров с организациями-побе-дителями, к выполнению которых приступило около 3000 педагогических работников, 1,3 тыс. молодых специалистов, около 2000 аспирантов и студентов.
В целях привлечения в вузы ведущих ученых в рамках постановления Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 было выделено 12 млрд руб. В 2010-2011 гг. по результатам проведенных конкурсов были отобраны 79 победителей. Важным законодательным актом стал Указ Президента РФ от
07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ».
Главными итогами работы в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ стали 1113 зарегистрированных по состоянию на сентябрь 2011 г. малых инновационных предприятий (МИП), из которых 1070 создано 200 вузами и 43 НИИ. На этих предприятиях работают 4 тыс. человек. При этом наибольшее количество МИП сосредоточено в Центральном, Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах.
За последнее время удалось ввести ряд важных льгот для малых предприятий при вузах, созданных в соответствии с 217-ФЗ. Федеральные законы от 16.10.2010 № 272-ФЗ, от 27.11.2010 № 310-ФЗ и от
01.03.2011 № 22-ФЗ фактически дали малым инновационным предприятиям такие же льготы, какие есть у резидентов Сколково. Наиболее важные из них — возможность получать помещения в аренду без конкурса и по льготным ставкам (1-й год — 40% от
размера арендной платы, 2-й год — 60%, 3-й год — 80%).
Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях распределены по федеральным округам неравномерно. Лидерами по количеству учрежденных МИП являются Центральный, Сибирский и Приволжский федеральные округа. Уральский федеральный округ занимает всего лишь 8% из общего количества созданных малых инновационных предприятий.
По информации региональных налоговых органов (за 2010 г.) на территории Уральского федерального округа в высших учебных заведениях зарегистрировано хозяйствующих субъектов: в Курганской области — 12 организаций при трех вузах (Курганский государственный университет, Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева, Шадринский государственный педагогический институт), в Тюменской области — 10 организаций при пяти вузах (Тюменская государственная сельскохозяйственная академия, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова), в Челябинской области — 18 организаций при двух вузах (Южно-Уральский государственный университет, Челябинский государственный университет). В Ханты-Мансийском автономном округе Югре — 1 организация при одном вузе (Сургутский государственный университет ХМАО-Югры).
По уровню инновационной активности малых предприятий промышленного производства Уральский федеральный округ опережает все другие округа. По количеству используемых новых технологий находится на третьем месте после Центрального и
Приволжского федеральных округов. По созданию новых технологий и уровню инновационной активности промышленного производства и сферы услуг — на четвертом месте после Центрального, СевероЗападного и Приволжского округов. Все это говорит о том, что в Уральском федеральном округе сосредоточен значительный научно-технический и инновационный потенциал.
В Свердловской области из 18 государственных университетов, институтов и академий создали малые инновационные предприятий только девять (табл.).
Значительное влияние на инновационное развитие оказывает федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», который является научноинновационным ядром Уральского федерального округа для решения задач его развивающейся экономики. На базе университета создано управление инновационного маркетинга для формирования бренда Ур-ФУ как ядра инновационной системы Уральского региона, а также продвижения инновационной продукции (услуг) университета и предприятий, созданных на его базе. Основными целями управления являются: продвижение инновационной продукции (услуг) УрФУ, малых и средних предприятий, созданных на базе «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», и формирование имиджа университета как ядра инновационной системы региона. Большое значение уделяется выставочной деятельности, где представляются новые разработки малых инновационных предприятий, на этой базе были заключены несколько контрактов со Сколково [2, с. 15.]
Таблица
Малые инновационные предприятия при вузах г. Екатеринбурга
Наименование образовательного учреждения Число МИП
Уральская государственная архитектурно-художественная академия (ГОУ ВПО УралГАХА) 1
Уральская государственная юридическая академия (ФГБОУ ВПО УрГЮА) 1
Уральский государственный горный университет (ФГБОУ ВПО УГГУ) 8
Уральский государственный лесотехнический университет (ФГБОУ ВПО УГЛТУ) 4
Уральский государственный университет путей сообщения (ФГОУ ВПО УрГУПС) 1
Уральский государственный экономический университет (ГОУ ВПО УрГЭУ) 1
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (ФГАОУ ВПО УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина) 9
Российский государственный профессионально-педагогический университет (ФГАОУ ВПО РГППУ) 6
Уральская государственная сельскохозяйственная академия (ФГБОУ УрГСХА) 1
Продвижение инновационных продуктов других университетов и академий Свердловской области значительно отстает, малые инновационные предприятия сами развивают свой бизнес с помощью размещения информации на сайте вуза, создания Интернет-сайтов и рекламы в Интернете. Данные коммуникации не всегда успешно реализуются, так как большинство руководителей МИП не в полной мере владеют механизмами и инструментами продвижения инновационных продуктов на рынок интеллектуальных услуг, а специалисты по продвижению в МИПах, как правило, отсутствуют. Таким образом, для наилучшего продвижения МИП в высшем учебном заведении будет создание на базе университета собственного подразделения, занимающегося маркетинговой и консультативной помощью в продвижении и развитии малых предприятий и инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения.
Активную позицию по созданию малых инновационных предприятий на Урале занимает и Российский государственный профессионально-педагогический университет. Здесь уже созданы шесть первых малых инновационных предприятий. Основная цель создания — получение инновационного продукта и его продвижение на рынок интеллектуальной продукции, а также формирование базы для осуществления практического обучения студентов. Такой подход позволяет активизировать научно-исследовательскую деятельность в университете, способствует скорейшей адаптации будущих специалистов в хозяйственной практике.
Малые инновационные предприятия в РГППУ созданы и работают во исполнение Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ. Распределение МИП в университете проходит по институтам, в дальнейшем планируется создание на каждой кафедре собственного инновационного предприятия. Малые инновационные предприятия позволяют реализовать практико-ориенти-рованный подход в образовательном процессе; осуществлять разработку и внедрение инновационных проектов, созданных в институтах; на кафедрах, а также силами преподавателей и студентов; создавать рабочие места для прохождения практики и работы студентов университета; получить дополнительную прибыль и сформировать средства для увеличения фонда оплаты труда преподавателей, аспирантов и студентов, участвующих в инновационной деятельности.
Разработчики стратегии развития университета прогнозируют, что достижение обозначенных целей обеспечит РГППУ повыше-
ние статуса до научно-инновационного центра, что, безусловно, составит конкурентное преимущество перед другими высшими учебными заведениями. В дальнейшем произойдет переход к новому образовательному уровню, где должное внимание будет отводиться практическому обучению студентов, способных разработать и реализовать собственные инновационные проекты.
На начало 2012 г. РГППУ является учредителем 6 хозяйственных обществ (ООО), занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.
К сожалению, в университете пока не проводится системная работа по маркетинговому продвижению созданных малых инновационных предприятий. Компании вынуждены собственными силами развивать малый инновационный бизнес, что заметно тормозит их дальнейшее эффективное функционирование. Очевидно, что им не хватает опыта и знаний в области управления малыми инновационными предприятиями.
В связи с развитием инновационной сферы в Российском государственном профессионально-педагогическом университете и созданием малых инновационных предприятий важным связующим звеном должно стать продвижение. Оно обеспечит в университете связь между руководством РГППУ, профессорско-преподавательским составом, аспирантами, студентами и малыми инновационными предприятиями, а также поможет наладить коммуникации с внешней средой.
Проблему продвижения малых инновационных предприятий в РГППУ, на наш взгляд, можно будет решить путем создания на базе университета еще одного малого инновационного предприятия, сфера деятельности которого будет направлена на развитие маркетинговых консультативных услуг. В целях обоснования предложенного подхода необходимо будет провести маркетинговые исследования, уточняющие заинтересованность МИПов в маркетинговых услугах, в рекомендациях по продвижению инновационных продуктов на те или иные рынки, в те или иные рыночные ниши. И лишь затем, с учетом полученных данных, будут разработаны научно-практические рекомендации по продвижению малых инновационных предприятий в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.
В вузах, развивающих малое инновационное предпринимательство, остается еще много нерешенных проблем.
Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных фирм, очевидны: неразвитость инфраструктуры (финансовой, производственной, кадровой), нехватка оборотных средств (доступа к кредитам), невысокий спрос со стороны промышленных предприятий.
Потенциальные венчурные инвесторы и «бизнес-ангелов» начали появляться в России, высказывали свои претензии к МИП, причем главный их упрек: деньги в стране уже есть, нет хороших проектов. Нередко малые фирмы не умеют составлять убедительные бизнес-планы, опасаются передавать активы в управление внешним менеджерам и стремятся удержать контрольный пакет акций. Камнем преткновения для многих МИП остается вопрос о том, кому принадлежат права на интеллектуальную собственность.
Существует проблема слабой восприимчивости руководства вузов к новым инструментам и технологиям. Эта инертность также является одной из причин медленной раскрутки МИП, особенно в региональных вузах. Кроме того, тормозят развитие МИП завышенные ожидания и административные барьеры.
Экспертное сообщество совершенно справедливо сетует на несогласованность с бюджетным законодательством. В силу чего доходы МИП зачисляются на бюджетные счета вузов без права расходования, что, разумеется, не идет на пользу развитию самих малых предприятий. Кроме того, Гражданский кодекс запрещает бюджетным учреждениям распоряжаться имуществом.
До настоящего времени не закреплено законодательно право на распоряжение малыми предприятиями результатами инновационной деятельности (РИД). Существующая практика распределения прав при заключении федеральных контрактов предполагает передачу всех прав государству, что означает снижение мотивации на выполнение работ. Есть проблемы и с оценкой стоимости РИД, по рыночной цене они при существующей практике пока не оцениваются.
Требуется более активное участие институтов развития (Фонд Бортника, РВК и др.) в масштабировании создаваемого инновационного продукта. Выявляется необходимость установления более четких правил взаимоотношений между учредителями МИП.
Многие вузы столкнулись с тем, что учредительные документы высшего учебного заведения требуют доработки даже в том, что касается получения и использования прибыли дочерними предприятиями. Для того чтобы стимулировать процессы создания и эффективной работы МИП, нужно развивать механизмы мотивации ученых и бизнеса, способствовать их коммуникациям в области инноваций.
В этом плане интересна инициатива правительства Пермского края, подготовившего постановление о так называемых международных исследовательских группах (МИГ). Проект предусматривает финансирование из краевого бюджета научных исследований, проводимых на базе университетов или научных учреждений. Выделение субсидий осуществляется малым инновационным предприятиям, созданным в рамках ФЗ № 217. Объем субсидий может достигать 9 млн руб. за три года. Обязательными условиями выделения субсидий являются со-финансирование проекта вузом; наличие зарубежного ученого — участника проекта; участие в проекте молодых ученых (аспирантов или магистрантов). Подобные инициативы со стороны органов государственной власти, несомненно, будут стимулировать создание МИП, трехлетнее субсидирование исследований, что может обеспечить комфортные стартовые условия для развития инновационного бизнеса. При этом МИП имеет право на известных условиях использовать имущество (оборудование, площади) вуза [3].
На уровне региона или государства должны появиться формальные критерии инновационно активного и эффективного бизнеса, чтобы можно было не только отчитываться о создании МИП, но и вести эффективный мониторинг их инновационной деятельности, осуществлять адресную поддержку именно инновационных предприятий и проектов, а не просто малых дочерних предприятий университетов.
Библиографический список
1. Официальный сайт ФГБНУ ЦИСН [Электронный ресурс]. — М., 2005. — Режим доступа к сайту: http://www.csrs.ru.
2. Иванов Б.Н. Поддержка инновационных предприятий — государственная политика // Уральский предприниматель. — 2011. — № 4. — С. 14-19.
3. http://www.akvobr.ru/ekspress_ forum_malye_innovacionnye_predprijatija.html.
+ + +