УДК 336.532/581:378(470.46)
Р. А. НАБИЕВ, доктор экономических наук, профессор
В. В. ЗВЕРЕВ, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Россия
ПРАКТИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель: определение путей совершенствования финансового обеспечения высшего профессионального образования (далее - ВПО) в условиях его реформирования.
Методы: статистический, аналитический и абстрактно-логический.
Результаты: на основе анализа финансовых инструментов, используемых вузами для поддержания образовательных услуг на высоком уровне, доказана наибольшая перспективность инновационно-предпринимательской деятельности как стабильного способа зарабатывания финансовых средств; предложены пути решения основных проблем в деятельности малых инновационных предприятий при вузах.
Научная новизна: научно обоснованы мероприятия по повышению эффективности деятельности малых инновационных предприятий путем совершенствования инновационной инфраструктуры региона.
Практическая значимость: Выработанные предложения по совершенствованию инновационной инфраструктуры деятельности малых инновационных предприятий на основе создания ассоциации малых инновационных предприятий при Федеральном агентстве по науке и инновациям Минобрнауки РФ, направлены на координирование действий отдельных МИПов и позволяют достигнуть синергетического эффекта.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование; финансовые инструменты; малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях.
Введение
Высшее профессиональное образование (далее - ВПО) в условиях его реформирования столкнулось со значительным сокращением государственного финансирования и с усилением конкуренции на рынке оказания образовательных услуг, что вынуждает вузы искать пути получения дополнительного дохода, необходимого для поддержания соответствующего финансового обеспечения, укрепления материально-технического оснащения, совершенствования учебного процесса.
Неравномерность денежных поступлений, ограниченность финансовых ресурсов, протяженность во времени учебного процесса, законодательное ограничение ведения некоммерческой деятельности предопределяют необходимость повышения эффективности использования финансовых средств в системе высшего профессионального образования.
Для поддержания образовательных услуг на высоком уровне вузам приходится использовать различные финансовые инструменты: проектное финансирование, бюджетное финансирование на основе системы нормативов и на контрактной основе, использование налоговых инструментов, образовательное кредитование.
Проектное финансирование направлено на совершенствование системы управления бюджетными финансами путем повышения самостоятельности и ответственности учреждений, создания конкуренции между ними, внедрения механизмов саморегулирования и совместного финансирования [1]. В образовании оно базируется на прогнозе будущего развития вуза, зависит от эффективности его функционирования и эффективной реализации проектов. В проектном финансировании важна стратегия развития учебного заведения, включая стратегический менед-
жмент проектов, что косвенно влияет на развитие стратегического менеджмента вуза.
Использование системы нормативов бюджетного финансирования учреждений ВПО, дифференцированных в зависимости от программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и территориального расположения вузов, целесообразно для перехода вуза на финансовое обеспечение, позволяющее уйти от основного недостатка сметного порядка финансирования его расходов - ограничения прав учебных заведений при составлении и исполнении сметы доходов и расходов.
Формирование нормативов подушевого финансирования в сфере ВПО базируется на принципах единства методологической основы в расчетах нормативов бюджетного финансирования обучения, использования формализованного алгоритма расчета нормативов подушевого финансирования, учета различий в уровне расходов на подготовку кадров с ВПО в зависимости от программы обучения, направления подготовки, формы обучения, территориального расположения и т. д.
Результаты исследования
По мнению авторов, с целью повышения эффективности использования средств федерального бюджета, повышения качества подготовки кадров с высшим образованием, система нормативов подушевого финансирования программ ВПО может быть дополнена системой показателей для оценки результативности расходов федерального бюджета на обучение студентов в вузе, таких как: оценка удовлетворенности работодателей уровнем знаний выпускников вуза; оценка удовлетворенности выпускников качеством полученного образования; конкурс при поступлении в вуз; количество выпускников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью; количество выпускников, работающих по специальности и их карьерный рост в течение пяти лет после окончания вуза; количество выпускников, работающих по специальности и занимающих руководящие должности в системообразующих органах и организациях. Федеральное агентство по образованию может определять повышающий коэффициент результативности расходов федерального бюджета на подготовку кадров с ВПО для каждого вуза на основании отчетности вузов,
а также данных Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, независимых рейтинговых агентств.
В современную систему бюджетного финансирования на основе контрактов включается широкий круг общественных услуг, за предоставление которых населению ответственность несет государство, в том числе услуги в сфере образования. В заключаемых договорах основную роль играет их экономическое содержание - размеры и формы оплаты услуг, санкции за нарушение условий контракта и т. д. Сейчас происходит процесс перемещения части общественных услуг из государственного сектора в частный, что приводит к повышению конкуренции с соответствующим воздействием на эффективность расходов бюджета.
В качестве основных налоговых инструментов, способных привлечь финансовые ресурсы организаций в сферу ВПО, можно предложить: предоставление налоговых льгот организациям при оплате за счет средств работодателей обучения своих сотрудников в вузах, а также при перечислении этими организациями благотворительных взносов вузам и освобождение от обложения прибыли, полученной организациями при осуществлении ими совместной инновационной деятельности с вузами.
В настоящее время получил особое распространение образовательный кредит как необходимый элемент платного образования, который способствует повышению качества образования, предоставляемого вузом. Внедрение образовательного кредитования позволяет «отсеять» невостребованные экономикой специальности: за деньги, а тем более заемные, никто не будет учиться в вузе, дающем образование низкого качества, и получать профессию, не востребованную на рынке. Предприятия, которым требуются специалисты определенного профиля и квалификации, могут путем предоставления поручительств по образовательному кредиту оплатить их образование. Государство путем предоставления гарантий по образовательным кредитам также может регулировать ситуацию на рынке труда. Кредит предоставляется студентам всех форм обучения в любых образовательных учреждениях, которые имеют лицензию на право осуществлять образовательные услуги. В рамках
срока кредитования по желанию заемщика может быть предоставлена отсрочка по уплате основного долга: пока студент учится, он платит только проценты, после окончания и получения диплома начинаются выплаты по основному долгу
Ограниченность государственного финансирования вузов обуславливает необходимость поиска учебными заведениями собственных путей зарабатывания средств, наиболее перспективным из которых является инновационно-предпринимательская деятельность.
В 1990-е гг. была потеряна связь вузов с действующими промышленными предприятиями, а вузовская наука - фундаментальная и прикладная - оказалась невостребована. За 20-летний срок наука «законсервировалась» в вузах и НИИ, изредка применяясь в производстве. Для решения этой проблемы был принят Федеральный закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данный закон позволяет вузам и НИИ создавать на своей базе хозяйственные общества - малые инновационные предприятия (МИПы) - и полностью пользоваться коммерческими успехами от реализации продукции, производимой в них (изобретения, ноу-хау, модели, базы данных, компьютерное программное обеспечение). Вузы на основании лицензионных договоров могут вносить в уставной капитал МИП право использования принадлежащих ему результатов инновационной деятельности, создавая АО при доле вуза в предприятии не менее 25 % и ООО при доле не менее 1/31.
Таким образом, создание МИП при вузах способствует возвращению науки в производство,
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон № 217-ФЗ (с изменениями и дополнениями) от 2 августа 2009 г.// «ГАРАНТ-Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, практика». - URL: http://base. garant.ru/12168685/
развитию как самого учебного заведения (усиление материально-технической базы, развитие научных проектов, проведение дополнительных практических занятий для студентов), так и системы ВПО в целом.
Но, к сожалению, пока учебные заведения не демонстрируют больших инновационных успехов. После принятия закона № 217-ФЗ создано около 1000 МИП. Создается впечатление, что низкая инновационная активность вузов определяется тем, что университетская среда не располагает к предпринимательской деятельности.
Рассмотрев распределение малых инновационных предприятий, созданных при вузах, по федеральным округам России (Центральный - 262, Сибирский - 228, Приволжский - 151, Ураль -ский - 75, Южный - 75, Северо-Западный - 73, Северо-Кавказский - 32, Дальневосточный - 21) можно отметить, что по количеству созданных МИП Южный федеральный округ находится на 5-м месте среди 8-ми округов России. Явными лидерами в ЮФО по количеству созданных МИП являются Астраханский государственный технический университет и Астраханский государственный университет2.
Значительный успех данных начинаний обуславливается адекватной поддержкой со стороны региональных органов власти. В 2012 г. было принято Постановление правительства Астраханской области «О положении о грантах на создание инновационных компаний», утверждены условия и механизм оказания государственной поддержки в виде гранта (безвозмездной субсидии) на создание инновационной компании. Эти «гранты» предоставляются на долевое финансирование фактически произведенных целевых расходов в размерах двух третьих произведенных затрат, но не более 500 тыс. рублей3.
Вопрос о необходимости наличия у предприятия собственного капитала для осуществления первоначальных затрат может быть решен уча-
2 Наука России в цифрах 2012 // ЦИСН. - 2013. - URL: http://csrs.extech.ru/catalog/2081
3 О положении о грантах на создание инновационных компаний: Постановление Правительства Астраханской области № 506-П от 26 ноября 2010 г. // Министерство экономического развития Астраханской области, 2010. -URL: http://minec.astrobl.ru/document/790
стием в программе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Также реализуется проект проведения регулярных встреч разработчиков инновационных проектов с руководителями и менеджерами успешных коммерческих компаний региона. Целью данного проекта является более активное содействие в организационном сопровождении инновационных разработок бизнес-компаниями региона.
В Астраханском государственном университете зарегистрировано 63 малых инновационных предприятия. В спектре областей деятельности, в которых разрабатываются инновации - приборостроение, медицина, фармакология, биотехнология для медицины, информационные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, пищевая промышленность, нанотехнологии - можно выделить следующие малые инновационные предприятия: ООО НПП «Мобильные технологии в управлении», занимающееся разработкой мобильной информационной системы управления предприятием; ООО НПП «НИЛС-НМ», занимающееся разработкой эффективной технологии синтеза углеродных нанотрубок; ООО НПП «Прикаспийское отделение международной академии минеральных ресурсов», разрабатывающее технологию утилизации промышленных и бытовых стоков, дренажных вод методом инжекции; ООО НПП «АСТКОСМЕТИКС», разрабатывающее натуральные косметические антибактериальные моющие средства; ООО НПП «СТВОЛСИНТ», занимающееся созданием биологического стимулятора «Стволсинт» на основе пуповинной крови для интенсификации регенерации поврежденной кожи; ООО НПП «Технология нанокерамики», создающее инновационное промышленное производство эффективных магнитострикционных материалов для применения в различных температурных и частотных диапазонах4.
В Астраханской государственной медицинской академии функционируют 7 малых инновационных предприятий, среди которых можно отметить: ООО «Тест» (тест-системы для оценки течения беременности, состояния плода, и т. д.),
4 База данных хозобществ (Федеральный закон № 217-ФЗ от 02 августа 2009 г.) // ЦИСН. - 2013. - URL: http://csrs.extech.ru/reestr/ho.php
ООО «ИнноПроб» (противоаллергическая продукция «Гистофлорины»), ООО «Комплаенс» (продукция «Флоринтель» для персонализированной коррекции дисбактериозов), ООО «Про-лайф» (кисломолочный продукт с выраженными лечебно-профилактическими свойствами «Про-лайф») [2].
В результате большой подготовительной работы Астраханскому государственному техническому университету (АГТУ) удалось в целом сформировать институциональную базу для создания и развития малых предприятий (в структуре Управления науки АГТУ создан специализированный сектор поддержки МИП), скорректировать внутреннюю нормативную базу, предпринять ряд практических шагов по развитию компетенций в сфере наукоемкого предпринимательства и инновационного бизнеса у широкого круга сотрудников университета (для 80 сотрудников были проведены курсы повышения квалификации по соответствующей образовательной программе).
Таким образом, к январю 2012 г. Астраханским государственным техническим университетом было учреждено 32 хозяйственных общества в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Оборот МИП, созданных в Астраханском государственном техническом университете, составил в 2012 г. 8 100 тыс. рублей, а доход (за исключением возврата заемных средств и издержек) -6 900 тыс. рублей.
Деятельность созданных и создаваемых предприятий разнообразна: разработка программного обеспечения и производство электроники; химические и ресурсосберегающие технологии; производство пищевой продукции; воспроизводство рыбы и водных биоресурсов; логистика и исследования пассажирских перевозок и грузопотоков; изучение конъюнктуры рынка и общественного мнения.
Среди наиболее перспективных МИП в АГТУ можно выделить предприятие «Орион-К», разрабатывающее электронные средства и программное обеспечение для дистанционного управления персональными компьютерами и мобильными устройствами; МИП «АГТУ-файл», осуществляющее разработку и внедрение программного обеспечения для банковских, социальных и кампусных карт; МИП «Центр информационных компетенций», разрабатывающее программное
обеспечение и базы данных, ориентируясь на перспективные методы автоматизации управления предприятием; МИП «Каспий Ньюс Старт», который с помощью инновационных разработок автоматизирует процесс обработки данных, полученных при обследовании маршрутов движения транспортных средств [3].
Проведенный анализ по организации и эффективному функционированию МИП в АО показал, что существует ряд нерешенных вопросов, связанных с инновационной предпринимательской деятельностью вузов.
Вузовским МИП не удалось избежать главной проблемы развития малых предприятий - недофинансирования. Зарубежный опыт решения данной проблемы - банковское инвестирование -в России не работает по причине неразвитой системы частно-государственного партнерства и слабого стимулирования банковского кредитования малого бизнеса со стороны государства. На инвестирование инновационной деятельности МИП банками оказывает негативное влияние выбор кредитными организациями рыночных ниш с низким риском вложения. Необходимо стимулировать инновационный процесс путем государственного регулирования финансового сектора экономики в целях обеспечения полной поддержки инновационной деятельности малого бизнеса. Сочетание средств и инструментов государственного регулирования и банковского инвестирования может обеспечить инновационное развитие малого бизнеса.
Развитие МИП в вузе позволит решить проблему некоторой «закостенелости» учебных заведений, не занимающихся активной предпринимательской деятельностью. Помимо получения предпринимательского дохода, будет развиваться предпринимательская культура, через которую будет изменяться управление вузом, будут формироваться объекты инновационно-предпринимательской инфраструктуры, расширяться финансовые источники и инструменты управления, формироваться зависимость оплаты труда преподавателей и сотрудников от результатов их деятельности, в том числе в направлении развития предпринимательства (создание МИП, выполнение перспективных научно-исследовательских проектов и т. д.). Дополнительно основы предпринимательской деятельности будут присутствовать
в большинстве программ обучения специалистов высших учебных заведений и в программах повышения квалификации.
Резюмируя вышесказанное можно отметить основные преимущества создания и деятельности МИП при вузе: появляется источник дополнительного финансирования деятельности вуза, реализуются его инновационные научные проекты; повышается конкурентоспособность студентов и преподавателей на рынке труда. Основными же проблемами создания малых инновационных предприятий на данный момент являются: низкая коммерческая эффективность научных разработок; недостаточный профессионализм в управлении инновационными проектами и процессами; слабое обоснование реализуемых проектов и т. д.
Для успешного функционирования инновационных предприятий на базе вузов необходимо: предоставить льготы при управлении имуществом малых инновационных предприятий при вузах и НИИ; решить проблемы участия в госзаказе; разрешить сложности оформления бюджетными организациями патентов на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; наладить систему денежной оценки исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; возможность перехода на упрощенную систему налогообложения; уменьшить страховые выплаты; решить одну из главных проблем - аренда.
Одним из перспективных путей решения данных проблем станет создание координирующего органа - ассоциации малых инновационных предприятий при Федеральном агентстве по науке и инновациям Минобрнауки РФ, объединяющей региональные ассоциации, предоставляющей открытую информацию о деятельности предприятий этого сектора инвесторам, осуществляющей консалтинговую и экспертную деятельность (например, разработку критериев оценки эффективности хозяйственных обществ, поскольку на данный момент собираются только статистические данные - в каких вузах сколько открыто компаний, в какой области они работают и т. д.)
На рисунке, приведенном ниже, представлена схема, показывающая взаимодействие предлагаемой Ассоциации инновационных предприятий при вузах с организациями, оказывающими поддержку малому предпринимательству на региональном и федеральном уровне.
федеральный уровень
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по науке и инновациям.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму
Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА)
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
Федеральная антимонопольная служба
Ассоциация малых инновационных предприятий при вузах
и
Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере
Торгово-промышленная палата
Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства
I_________________________________________________________
Министерство экономического развития Астраханской области
Администрация города Астрахани
Астраханская торгово-промышленная палата
Руководитель ассоциации малых инновационных предприятий при вузах Астраханской области
Научно-инновационный отдел
Консалтинговый отдел
X
Экспертный отдел
Информационно-технический отдел
МИПы при вузах и НИИ
Автономное учреждение «Астраханский областной инновационный центр»
<■•••>
Астраханское региональное представительство «Евро Инфо Корреспондентский Центр»
<■•••>
Центр кластерного развития малого и среднего предпринимательства Астраханской области
Астраханское отделение Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса
Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства
Некоммерческая организация "Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства"
Открытое акционерное общество "Астраханский залоговый фонд
региональный уровень
Региональный центр инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства
Астраханское отделение Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА)
Схема взаимодействия Ассоциации инновационных предприятий при вузах с организациями, оказывающими поддержку малому предпринимательству
Выводы
Таким образом, в ближайшей перспективе необходимо совершенствовать законодательство в сфере финансового обеспечения вузов, особенно в части предпринимательской деятельности, так как остаются без решения вопросы с недостаточностью бюджетных средств в системе высшего образования, а также остаются спорные моменты, касающиеся внебюджетных источников финансирования и налогообложения вузов. Государство и рынок, вузы и НИИ должны содействовать расширению деятельности инновационного сектора экономики, обеспечить проведение эффективной национальной промышленной политики, стимулировать инновационную активность малых про-
изводственных предприятий, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом.
Список литературы
1. Арыкбаев Р. К., Набиев Р. А. Повышение Эффективности государственных расходов. Переход к системе бюджетирования, ориентированного на результат // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - № 3. - С. 179-185.
2. Инновационная деятельность. - URL: http://agma. astranet.ru/?cid=633
3. Малые инновационные предприятия. - URL: http://www. astu.org/pages/show/162-Malie-innovacionnie-predpriyatiya
В редакцию материал поступил 08.11.13 © Р. А. Набиев, Зверев В. В., 2013
Информация об авторах
Набиев Рамазан Абдулмуминович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика бизнеса и финансы», Астраханский государственный технический университет
Адрес: 414056, г Астрахань, ул. Татищева, 16; тел.: (8512)61-43-00 E-mail: [email protected]
Зверев Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление предприятием», Астраханский государственный технический университет Адрес: 414056, г Астрахань, ул. Татищева, 16; тел.: (8512)61-43-00 E-mail: [email protected]
(
Как цитировать статью: Набиев Р. А., Зверев В. В. Практика совершенствования финансового обеспечения высшего профессионального образования в условиях реформирования высшего образования в Астраханской области // Актуальные проблемы экономики и права. -2013. - № 4 (28). - С. 179-185.
R. A. NABIYEV,
doctor of economics, professor
V. V. ZVEREV, PhD (Economics)
Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia
PRACTICE OF IMPROVING THE FINANCIAL PROVISION FOR HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION UNDER REFORMING HIGHER EDUCATION IN ASTRAKHAN OBLAST
Objective: to determine ways to improve the financial security of higher professional education (hereinafter - HPE) in conditions of its reforming.
Methods: statistical, analytical and abstract-logical.
Results: basing on the analysis of financial instruments used by institutions to maintain educational services on a high level, the authors proved the greatest prospects of innovative and entrepreneurial activities as a stable way of earning funds; proposed the ways of solving the major problems in the activity of small innovative enterprises at universities.
Scientific novelty: scientifically justified measures to increase the efficiency of activity of small innovative enterprises by improving the innovation infrastructure of the region.
Practical value: proposals are elaborated on the improvement of innovation infrastructure of small innovative enterprises on the basis of creation of the Association of small innovative enterprises at the Federal Agency for science and innovations, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, directed on the coordination of certain small innovative enterprises and allowing to achieve a synergetic effect.
Key words: higher professional education; financial instruments; small innovative enterprises at higher educational institutions.
References
1. Arykbaev, R. K., Nabiev, R. A. Povyshenie effektivnosti gosudarstvennykh raskhodov. Perekhod k sisteme byudzhetirovaniya, orientirovan-nogo na rezul'tat (Increasing the efficiency of state expenditures. Transition to the system of result-aimed budgeting), Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2007, No. 3, pp. 179-185.
2. Innovatsionnaya deyatel'nost' (Innovative activity), available at: http://agma.astranet.ru/?cid=633
3. Malye innovatsionnye predpriyatiya (Small innovative enterprises), available at: http://www.astu.org/pages/show/162-Malie-innovacionnie-predpriyatiya
Information about the author
Nabiyev Ramazan Abdulmuminovich, doctor of economics, professor of the chair "Economics of business and finance", Astrakhan State Technical University
Address: 16 Tatishcheva Str., 414056, Astrakhan, tel.: (8512)61-43-00
E-mail: [email protected]
Zverev Vladimir Vladimirovich, PhD (Economics), associate professor of the chair "Economics and Management of an Enterprise", Astrakhan State Technical University
Address: 16 Tatishcheva Str., 414056, Astrakhan, tel.: (8512)61-43-00
E-mail: [email protected]
Л
J
How to cite the article: Nabiyev R. A., Zverev V. V. Practice of improving the financial provision for higher professional education under reforming higher education in Astrakhan oblast, Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava, 2013, No. 4 (28), pp. 179-185.
© Nabiyev R. A., Zverev V. V., 2013