A PERSON'S ADAPTATION IN THE LIVING WORLD BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
E. Selishcheva, Candidate of Pedagogics,
municipal budget educational institution «Scientific informational methodical center», Noviy Yrengoy. Contact information for correspondence: 626300, Noviy Yrengoy, YaNAR, Yubileinaya St., 10, [email protected].
Problems of socialization, degradation of the culture of practical communication, left by up-to-date young people for the virtual world are considered in the paper. The research concerning the types of a person's confusion (if to speak about his socialization) has been fulfilled. On the basis of this research the necessity to use as much
as possible one's keep-fit potential by means of physical education is grounded.
Key words: socialization; virtual world; computer games; culture of communication; means of physical education.
УДК 334:796
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ДЛЯ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?
Кандидат педагогических наук И. О. Комлев,
доктор педагогических наук, профессор А. И. Погребной,
Научно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, [email protected], [email protected].
Основной целью создания малых инновационных предприятий (МИП) при вузах физической культуры является реализация на практике результатов своей интеллектуальной деятельности. Рассматриваются, с одной стороны, возможности законодательной и налоговой поддержки инновационного бизнеса со стороны государства, с другой - организационно-правовые и финансовые трудности для вузов физической культуры, решивших коммерциализировать свои разработки в рамках МИП.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия; коммерциализация научных исследований; вузы физической культуры.
Введение. В настоящее время наблюдаемый в России рост показателей экономического развития обусловлен, прежде всего, постоянно растущим спросом на энергоносители. Такая экспортно-сырьевая ориентация вкупе с технологическим отставанием от ведущих мировых держав, нехваткой высококвалифицированных специалистов создают неблагоприятные условия для национальной экономической безопасности нашей страны. Изменить сложившуюся ситуацию можно только пересмотрев экономическую политику в пользу инновационного курса развития [9]. За рубежом уже более 60 лет успешно коммер-
циализируются инновации в рамках малых предприятий. В Германии крупные научно-исследовательские организации создают собственные центры поддержки малого предпринимательства, которых сегодня насчитывается около 300. В Швеции существуют специальные подразделения коммерциализации научно-исследовательских разработок при вузах, экспертно-консультационные центры; холдинговые компании, поддерживающие коммерциализацию результатов исследований при конкретном вузе. Система функционирования малых инновационных предприятий при вузах в США включает коммерциализацию фундаментальных вузовских знаний через национальные и частные лаборатории на базе промышленных предприятий [1]. В этой связи основным направлением государственной политики России должно стать создание благоприятных для инноваций условий. В первую очередь, необходимо стимулировать инновационную деятельности высших учебных заведений как основного института подготовки высококвалифицированных кадров и генератора новейших идей и разработок.
Законодательная база. Основной целью создания МИП при вузах является реализация на практике результатов интеллектуальной деятельности научных учреждений [2].
На государственном уровне законодательное регулирование в сфере малого инновационного предпринимательства при вузах обеспечивается пакетом специальных нормативно-правовых актов. Первым шагом в этом направлении стало принятие закона № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», согласно которому вузам и учреждениям науки разрешили создавать малые инновационные предприятия (МИП) [2]. Появление федерального закона № 217-ФЗ было вызвано необходимостью внедрения результатов интеллектуальной деятельности бюджетных организаций, в частности вузов и НИИ, на которые затрачиваются огромные государственные средства. Ранее, до выхода данного закона, вузы и научные учреждения были фактически лишены возможности становиться учредителями (участниками) хозяйственных предприятий без разрешения собственника. Поэтому данный закон позволяет вузам и НИИ импортировать результаты научных исследований и новые разработки на рынок, трудоустроить и реализовать свои профессиональные возможности студентам, аспирантам, молодым ученым [1].
В практике законотворчества зачастую требуется принятие уточняющих и дополняющих существующие законы документов. Так, в рамках Федерального закона № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вузам помимо права на результаты интеллектуальной деятельности позволено вносить в уставный капитал так же деньги и оборудование. Существенным является то, что соотношение долей денежных средств, результатов интеллектуальной деятельности и оборудования для вузов (НИИ) и инвесторов не определено. С 1 августа 2009 года уставный капитал (УК) МИПов формировался за счёт права на использование интеллектуальной собственности вуза, с 1 января 2011 года - дополнительно за счёт денежных средств, с 1 марта 2011 года можно также вносить оборудование и имущество. В результате сейчас сложилась следующая ситуация: по Федеральному закону 217-ФЗ вуз имеет право учредить компанию, где его минимальная доля в уставном капитале - треть (33,4 %). Эта треть может делиться в любой пропорции между правом на использование интеллектуальной собственности, денежными средствами и оборудованием. Но оборудование должно быть с ограниченной стоимостью, примерно, до 500 тысяч рублей. Выходит, что реальную возможность создавать действующие предприятия вузы и НИИ получили только недавно! При этом соблюдение доли 33,4% в уставном капитале является обязательным для получения налоговых льгот предприятием, организованным по закону 217-ФЗ [10].
Налоговые льготы прописаны в Федеральном законе № 310-ФЗ, по которому малые инновационные предприятия при вузах и НИИ получили возможность перейти на упрощенную систему налогообложения. Однако, как обычно, не обошлось без «ложки дегтя»: 6 декабря 2011 г. был принят Федеральный закон № 402-ФЗ, согласно которому малые предприятия, в том числе и те, которым была предоставлена возможность УСН, с 1 января 2013 года должны вести бухгалтерский учет в полном объеме [7].
Также для МИПов при вузах в соответствии с Федеральным законом № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статьей 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"» установлен пониженный тариф уплаты страховых взносов - 14%, вместо 34% от фонда оплаты труда предприятия.
В настоящее время до конца не решенным остается вопрос аренды офисных помещений малыми инновационными предприятиями. По мнению специалистов, целесообразно принятие законодательного документа, позволяющего МИПам арендовать помещения вуза без проведения тендера, по льготной арендной ставке [1]. В проекте закона об имущественной поддержке малых предприятий, созданных при вузах, сказано, что арендаторами должны быть МИПы,
учрежденные вузами или научными учреждениями. При этом деятельность арендаторов заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, права на использование которых являются вкладом в их уставный капитал. Сейчас МИП может лишь арендовать помещения у вуза или НИИ без конкурса по минимальной цене. В связи с этим должно появиться постановление правительства России, позволяющее МИПам платить около 40% от стоимости аренды в первый год, 60% - во второй и 80% - в третий [8, 10]. Однако специалисты сходятся во мнении, что в первый год арендная плата для МИПов должна отсутствовать вовсе, а когда предприятие начнет получать прибыль, во второй год, арендная плата могла бы составить 20%, а в третий - 30% коммерческой стоимости [1].
Существующие проблемы. Основу экономического роста большинства развитых стран составляют малые предприятия, дающие около 65% ВВП. На сегодняшний день в России этот показатель составляет менее 12%, при этом предприятий, занимающихся продвижением инноваций, очень мало. Создание малых предприятий при вузах, Академиях наук и НИИ - безусловное новшество для современной России, которое, как любое начинание, обладая рядом существенных преимуществ, сопровождается различного рода проблемами [1]. Постепенно снижается объем уставного капитала зарегистрированных инновационных предприятий. Например, если в декабре 2010 года в среднем УК составлял около 315 тысяч рублей, то в настоящее время лишь 270 тысяч рублей. Это приводит к увеличению числа мелких предприятий, которые без немедленных инвестиций обречены на скорое прекращение существования. К тому же потенциальные инвесторы не согласны с таким распределением долей в УК: со стороны вуза - лишь бумаги об интеллектуальной собственности, которые можно в любой момент отозвать, а со стороны инвестора - реальные деньги [10]. Отсутствие внешних инвестиций, связанное с возможными рисками инновационного бизнеса, к сожалению, является одним из основных факторов, затрудняющих создание и развитие малых инновационных предприятий [2, 5]. Поэтому сегодня единственным выходом для МИПов при вузах, не сумевших найти инвестиции, но желающих реально работать, является программа СТАРТ Фонда Бортника. Например, в 2011 году компании, созданные по Федеральному закону № 217-ФЗ, побеждали в этой программе в 3,5 раза чаще, чем другие соискатели [10]. При этом государственная поддержка МИПов носит периодический, нелинейный, характер. Во многом поэтому более 90% МИПов, создаваемых при поддержке программы «СТАРТ», закрываются в течение года, не сумев привлечь необходимый объем инвестиций и не получив запланированного результата [6]. В большинстве случаев МИПы вынуждены создаваться за счёт средств вуза, в результате такие МИПы быстро закрываются [10].
Также вызывает затруднение выбор интеллектуальной собственности, соответствующей профилю деятельности предприятия, для вклада в уставный капитал МИПа. При этом в основу МИПа часто заложены разработки, не предназначенные для массового производства на рынке, а создание опытных образцов забирает большую часть и без того небольшого финансового капитала [1]. Существуют проблемы, связанные с оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты на изобретения, ноу-хау и другие). Сегодня у нас нет четкого механизма передачи секретов производства (ноу-хау) с точки зрения постановки на бухгалтерский учет с последующей передачей МИПов как части уставного капитала, что препятствует привлечению инвесторов [1, 11].
Вместе с тем очевидно несовершенство законодательной базы, о чем свидетельствуют многочисленные поправки, устраняющие неточности.
В вузах фактически отсутствует инновационная инфраструктура. У организаторов МИПов не хватает необходимых знаний в области маркетинга инноваций, рынка и арендной деятельности [2].
Актуальными остаются кадровый дефицит МИПов, обусловленный низким уровнем профессиональных навыков молодых специалистов; недостаточное финансовое вознаграждение, которое не позволяет реализовать творческий потенциал в полной мере; отсутствие желания молодежи идти в науку. МИПы, в большинстве случаев, создаются учеными, которые по роду своих занятий не знакомы с правилами ведения реального бизнеса, не осведомлены о мерах государственной поддержки, кредитовании и лизинге, о потенциальных инвесторах, новых технологиях и оборудовании. При этом опыт привлечения внешних инвестиций фактически отсутствует [1].
МИПы уже созданные и функционирующие. В результате проведенного анализа данных Центра исследований и статистики науки [12] установлено, что в настоящее время в России официально зарегистрировано 1962 хозяйственных общества (МИП), созданных бюджетными организациями. При этом 21 НИИ организовал 29 хозяйственных обществ, 63 учреждения науки РАН - 103 , а 281 вуз - 1962 (табл.).
Исходя из вышеизложенного следует, что вузы создают больше хозяйственных обществ, чем научные учреждения вместе взятые (табл.). При этом в среднем одно НИИ организовало примерно 1,3 МИПа, учреждения РАН - 1,7, а вуз - почти 7. Дальнейший анализ показал, что 71,4% учреждений науки (РАН, НИИ) организовали только одно хозяйственное общество (МИП), 26,2 % - 2-5 МИПов и 2,4% - более 6 МИПов (рис. 1). По данному показателю лидирующее место занимают Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», создавшие по 7 МИП.
Таблица
Количество хозяйственных обществ (МИП), созданных бюджетными организациями*
Количество организаций, создавших МИП Количество созданных МИПов
НИИ 21 29
Учреждения науки РАН 63 103
Вузы 281 1962
Примечание: * данные на конец июня 2013 г.
%
26,2
71,4
□ более 6 0 от 2 до 5 И 1
федеральный округ, последнее место занимает Дальневосточный федеральный округ. При этом наиболее инновационно активными городами являются Москва, Санкт-Петербург, Казань, йомск о Новосибирск [1].
%
33,8
23,5
Рисунок 1 - Общая характеристика учреждений науки (РАН, НИИ) по показателю количества созданных хозяйственных обществ(МИП)(%)
К сожалению, ни в одном из учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, не создано МИПа. При том что сегодня на рынке спрос на товары и услуги в сфере физической культуры и спорта колоссальный, а отечественные физкультурные вузы хранят свои, без преувеличения, уникальные разработки «под сукном», не прикладывая усилий для их внедрения и коммерциализации с целью получения реальной прибыли и новых возможностей развития.
Анализ данных показателей количества созданных хозяйственных обществ высшими учебными заведениями позволил установить, что 23,5% вузов создали одно хозяйственное общество (МИП), 33,8 % - 2-5 МИПов и 23,5% - 6-10 МИПов, 15,3 % - 11-25 МИПов, 2,1% -26-35 МИПов и лишь 1,8% организовало более 36 МИПов (рис. 2). Лидерами по данному показателю являются: Астраханский государственный университет, организовавший 59 МИПов, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова - 55 МИПов, Национальный исследовательский Томский государственный университет - 37 МИПов, Тюменский государственный университет и Южно-Уральский государственный университет, создавшие по 36 МИПов [2, 4, 5, 11, 12].
По территориальному признаку лидирующие позиции по количеству созданных в рамках 217-го закона хозяйственных обществ занимает Центральный федеральный округ, на втором месте - Сибирский федеральный округ, на третьем месте - Приволжский федеральный округ, четвертое место делят Уральский и Южный федеральные округа, на пятом - Северо-Западный
юр од
I более 36 □ от 26 до 35 Ш от 11 до 25 ЕЗ от б до 10 Ш от 2 до 5 0 1
Рисунок2 - Характеристика высшихучебных заведенийпо показателю количества созданных хозяйственных обществ (МИП)(%)
В ходе изучения направлений деятельности существующих МИПов было установлено, что наиболее популярными из них являются технологии (в машиностроении, робототехнике, физике, химии и др.) и составляют около 55 % от общего количества, далее идет медико-биологическое направление - 12 %, услуги и социальная сфера - 10 %, сельское хозяйство и 1Т-технологии по 8 %, гео-направление - 4 % и прочее -3 % (рис. 3). Обширная сфера физической культуры и спорть но о^дарьваенв ни нднво нтправлением.
55
%
1 Технологии Ш Сельское хозяйство
□ Гео-наиравление ЕЗ Медицина/биология
13 П-сфера 0 Услуги, социальная сферг
■ Прочее
Рисунок 3 - Характеристика основных направлений деятельности существующих МИПов (%)
Заключение. Малое инновационное предприни-
мательство на базе высшего учебного заведения способно обеспечить внедрение и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности вуза, обеспечивая тем самым дополнительный источник дохода, стимулирование научной активности молодых ученых и студентов, наконец, повышение конкурентоспособности самого вуза.
Наиболее популярными направлениями деятельности малых инновационных предприятий являются: технологии в машиностроении, робототехнике, физике, химии и др.; медицинские и биотехнологии; 1Т и телекоммуникационные технологии, также активно ведется работа над инновационными проектами в сфере сельского хозяйства и гео-технологий [11].
Вместе с тем анализ направлений деятельности 1962 хозяйственных обществ, официально зарегистрированных бюджетными организациями науки и вузами Российской Федерации, позволил установить, что в сфере физической культуры и спорта в настоящее время не создано ни одного МИПа. Это, по меньшей мере, вызывает недоумение, ведь через полгода у нас в стране в г. Сочи состоятся зимние Олимпийские игры. В последнее время наши соотечественники, как никогда, интересуются занятиями спортом и физической культурой - это ли не благоприятные условия для развития данного инновационного направления в бизнесе?
По мнению экспертов, наиболее жизнеспособна примерно всего треть МИПов, треть существует лишь на бумаге, а оставшиеся - на пороге закрытия [10]. Такая ситуация обусловлена несовершенством законодательной базы, налоговой политики; отсутствием инновационной инфраструктуры в вузах физической культуры; проблемами с выбором и оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности; кадровым дефицитом; осторожностью потенциальных инвесторов.
С целью поддержки МИПов при вузах физической культуры необходимо создавать: экспертные советы инновационных проектов для своевременного выявления перспективных идей; центры помощи в установлении контакта с бизнесом, подборе кадров и формировании рынка сбыта; холдинговые организации при вузах; крупные исследовательские лаборатории.
Вместе с тем, несмотря на существующие проблемы, продвижение инновационных проектов в виде МИПов продолжается: 23 мая 2012 г. состоялась первая в России сделка по инвестированию венчурным фондом ООО «Фонд посевных инвестиций РВК» МИПа - ЗАО «ВООП-Консалтинг» (Институт катализа им. Г. К. Боре-скова Сибирского отделения РАН), зарегистрированного в соответствии с 217-ым законом [3].
В заключение необходимо отметить, что коммерциализация результатов научных исследований сегодня является, без сомнения, самым важным приоритетным направлением развития современного физкультурного вуза в России, подтверждением чему может служить зарубежный опыт, когда университеты зарабатывают внедрением исключительно своих разработок и существуют за счет использования внутреннего интеллектуального потенциала [13].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Александрова С. Ю. Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях Российской Федерации: проблемы и перспективы развития: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / С. Ю. Александрова. - М., 2012. - 23 с.
2. Баклин А. А. Малые инновационные предприятия при вузе: проблемы, решения, перспективы / А. А. Баклин. - Режим доступа: http://9000innovations.ru/files/contests/works/ statya_mipy_problemy.pdf
3. В РВК состоялась первая в России венчурная сделка с компанией, зарегистрированной по 217-ФЗ. - Режим доступа: http://www.rsci.ru/innovations/small_innovative_ enterprises/232373.php
4. Девять малых инновационных предприятий при вузах создадут в Кузбассе за полгода. - Режим доступа: http://www. rsci.ru/innovations/small_innovative_enterprises/62185.php
5. Малые инновационные предприятия при вузах. Мнения экспертов. - Режим доступа: http://www.rsci.ru/innovations/ small_innovative_enterprises/62184.php
6. Михайлюкова С. А. Институциональные особенности инновационной кластеризации на примере региональной инновационной системы Краснодарского края / С. А. Михайлюкова // Креативная экономика. - 2010. - № 12 (48). - C. 62-67.
7. Об упрощенной системе налогообложения для малых предприятий. - Режим доступа: http://www.rsci.ru/ innovations/small_innovative_enterprises/232278.php
8. Проект закона об имущественной поддержке малых предприятий, созданных при вузах. - Режим доступа: http:// www.rsci.ru/innovations/small_innovative_enterprises/228749. php
9. Савченко О. В. Управление малым инновационным предприятием: учебное пособие / О. В. Савченко, А. А. Сотников, С. Е. Шкуратов. - Обнинск: Артифекс, 2007. - 288 с.
10. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге. - Режим доступа: http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=223&d_no=41450
11. Университеты Тамбовской области приступили к созданию малых инновационных предприятий . - Режим доступа: http://www.rsci.ru/innovations/small_innovative_ enterprises/233773.php
12. Центр исследований и статистики науки. - Режим доступа: http://csrs.ru/reestr/default.asp
13. Число МИП в СПбГУ растет . - Режим доступа: http:// www.rsci.ru/innovations/small_innovative_enterprises/233373. php
SMALL INNOVATIONAL ENTERPRISES IN RUSSIA: NEW POSSIBILITIES OR AN ADITIONAL LOAD FOR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL EDUCATION
I. Komlev, Candidate of Pedagogics,
A. Pogrebnoy, Doctor of Pedagogics, Professor, Scientific-Research institute of problems of Physical education and sport of Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161, [email protected], [email protected].
The main aim of creating SIE at higher educational institutions of physical education is the practical realization of results of their intellectual activities. On the one hand, possibilities of legislative and of-tax support of the innova-tional business on the part of the state are considered, on the other hand-it is paid attention to organizational and
legal and financial difficulties for higher educational institutions of physical education, who decided to commercialize their workings-out within SIE.
Key words: small innovational enterprises; commercialization of scientific researches; higher educational institutions of physical education.