Инновации
Удк 332.146, 330.341
проблема применения кластерного подхода в развитии инновационного университета
С. А. ФИНАШИНА, аспирантка кафедры финансов E-mail: s. finashina@gmail com Северо-Кавказский федеральный университет
В статье анализируется применение кластерного подхода, а также роль малого инновационного предпринимательства в программах развития федеральных университетов. Рассматривается проблема инновационного и социально-экономического развития Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа на основе кластерного подхода.
Ключевые слова: кластерный подход, федеральный университет, вузовское малое инновационное предприятие, территориальный инновационный кластер, фармацевтический кластер, туристско-рекреационный кластер, образовательно-научный кластер.
Кластерный подход предлагает форму институциональной организации экономики региона, основанную на постоянном взаимодействии видов экономической деятельности и отдельных экономических агентов, признавая при этом особенно важными характер и глубину связей между ними при анализе региональной экономики. Инновации, возникающие в кластере, а также высокая производительность, появляющаяся в результате параллельных процессов конкуренции и кооперации внутри кластера, выступают определяющими факторами в долгосрочном развитии территорий.
К настоящему времени кластерный подход в существенной мере используется в стратегиях социально-экономического развития как регионов, так и городов. Уже в настоящее время в России на национальном уровне достаточно эффективно фун-
кционируют кластеры с высоким инновационным потенциалом: научно-образовательные и инновационные кластеры в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Казани и на других территориях.
Направления и принципы российской кластерной политики отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, в Методических материалах по разработке программы развития инновационного территориального кластера [3, 4, 6, 7], а также в программах, стратегиях и концепциях, принимаемых на региональном уровне. При анализе процессов кластеризации в России можно говорить о разнонаправленных тенденциях в организации деятельности и функционировании кластеров и о невозможности однозначно охарактеризовать формирующуюся модель кластерной политики ни как дирижистскую, ни как либеральную.
В условиях формирующейся экономики знаний представляется целесообразным развитие кластеров с высоким инновационным потенциалом, а также таких направлений кластерной теории, как инновационное окружение и кооперативная конкуренция [20], поскольку в условиях инновационной модернизации страны кластеры обеспечивают столь необходимые в организации научного, образовательного и производственного процесса неформальные связи в инновационной среде, которая формирует новые технико-производственные комбинации. Экономия
от масштаба внутри кластера обеспечивает новые конкурентные преимущества. В связи с необходимостью упрочения связей в триаде «наука -производство - образование» и современными процессами в образовании представляется целесообразным применение кластерного подхода для организации взаимодействия и извлечения выгод всех упомянутых участников на основе проявляющихся инновационных кластерных эффектов. Кластерами, отвечающими поставленным задачам, могут быть образовательно-научные кластеры. В понимании автора образовательно-научный кластер - это совокупность взаимосвязанных образовательным и инновационным процессом образовательных, научных, государственных организаций и предприятий, способствующая развитию потенциала каждой организации, кластера в целом, а также социально-экономического, кадрового и научно-технического потенциала региона на основе эффектов агломерации, обучения и кооперативной конкуренции.
Концепции образовательно-научного и инновационного кластеров различаются в том, что главной целью инновационного кластера является воспроизводство инноваций и получение взаимных выгод для участников кластера. Несмотря на то, что участниками (а в некоторых случаях и ядрами инновационных кластеров) выступают университеты, их роли в образовательно-научном и инновационном кластере разнятся. Спектр выгод и целей, преследуемых университетом в рамках образовательно-
использование кластерного подхода в прогр
научного кластера, гораздо шире, она реализуется в трех блоках его деятельности: в образовательном, научном и инновационном.
Кластерный подход, в свою очередь, используется и в деятельности федеральных университетов (см. таблицу). В Концепции создания Северного (Арктического) федерального университета планируется, что образовательная и научно-инновационная деятельность С (А) ФУ будет сосредоточена в нескольких кластерах [2]. В Южном федеральном университете также предполагается связывать основной инновационный потенциал с формированием 6 научно-технологических кластеров [13]. Работа по приоритетным направлениям развития Дальневосточного федерального университета будет нацелена на содействие в формировании межотраслевых инновационных макрорегиональных кластеров системы кооперации промышленных предприятий, бизнеса, инновационной инфраструктуры, научных и образовательных организаций [10]. В программе развития Балтийского федерального университета (БФУ) не описаны задачи по формированию кластеров, однако в задачи университета входит обеспечение формирующихся инновационных кластеров кадрами [12]. Сам БФУ уже является участником инновационного территориального кластера информационно-коммуникационных технологий Калининградской области.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 г.
ммах развития федеральных университетов
Федеральный университет использование кластерного подхода рост числа малых инновационных предприятий (МиП)
Сибирский федеральный университет Кластерный подход не используется, но университет участвует в кластере С 31 в 2010 г. до 48 в 2021 г
Южный федеральный университет Кластерный подход используется С 4 в 2010 г. до 60 в 2021 г.
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова Кластерный подход не используется Показатель не рассматривается, в 2010 г. - 7 МИП
Казанский (Приволжский) федеральный университет Кластерный подход не используется С 4 в 2010 г. до 8 в 2019 г.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Кластерный подход не используется С 5 в 2010 г. до 150 малых и средних компаний в 2020 г.
Северный (Арктический) федеральный университет Кластерный подход используется Показатель не рассматривается
Дальневосточный федеральный университет Кластерный подход используется С 2 в 2010 г. до 55 в 2019 г.
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта Кластерный подход не используется, но университет участвует в кластере С 5 в 2011 г. до 25 в 2020 г.
Северо-Кавказский федеральный университет Кластерный подход не используется Показатель не рассматривается
Источник: [2, 8-16].
и на период до 2025 г. [17] территориальное развитие Ставропольского края опирается на кластерную политику. Преимущества кластерного подхода связываются с возможностью комплексного межотраслевого взгляда на потенциал и перспективы развития по определенному сценарному развитию для каждой территории. Предполагается формирование кластеров двух уровней: регионального (федерального) и муниципального (местного). На данном этапе регионального развития в Ставропольском крае начинают свое функционирование туристс-ко-рекреационный кластер и фармацевтический кластер. Предлагаемые к развитию Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края кластеры промышленно-производственного и инновационно-исследовательского типа пока не выделены.
В мае 2012 г. завершился конкурсный отбор программ развития территориальных инновационных кластеров, который проводился Правительством РФ [5]. В Минэкономразвития России было представлено 94 конкурсных заявки, по итогам экспертизы был согласован проект Перечня, в который вошли программы развития 25 территориальных кластеров. Заявка, поданная министерством экономического развития Ставропольского края, не была отобрана. Это одно из свидетельств того, что, несмотря на некоторый прогресс в инновационной и кластерной политике края, на данном этапе для сообщества экспертов спорны перспективы инновационного будущего края и процессов кластеризации. В этой связи необходимо продолжить работу по формированию кластера с высоким инновационным потенциалом в соответствии с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России, Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края.
При использовании кластерного подхода зачастую ставятся социально ориентированные стратегические цели по развитию территорий, что особенно актуально для Северо-Кавказского федерального округа, который является развивающейся территорией. Программой развития Северо-Кавказского федерального университета [11] определяется необходимость существенного влияния университета на социально-экономическую сферу региона, однако механизм включения нового образовательного учреждения в эту сферу описан недостаточно. На основе опыта некоторых мировых и российских университетов и регионов, а также особенностей
инновационной деятельности можно предположить, что кластерный подход является целесообразным для этого региона и нового федерального университета, поскольку это позволит объединить потенциал организаций, занимающихся научной и инновационной деятельностью в Ставропольском крае, и научно-образовательных центров СКФУ.
Для процессов кластеризации в Российской Федерации характерно, что в высокотехнологичных видах деятельности центральными партнерами в кластере выступают вузы, при этом в традиционных секторах (сельское хозяйство, финансы, пищевая промышленность и др.) вузы редко являются ключевыми партнерами. В этом ряду особо стоят научно-образовательные, инновационные кластеры, а также кластеры в высокотехнологичных видах деятельности, где вуз может быть ядром. Так, «вузы, как правило, выступают либо источником инноваций, либо катализатором, либо кузницей новых идей, либо кузницей кадров, повышения их квалификации, без которых инновационный путь развития для местного бизнеса затруднителен» [19].
Концепцию создания и развития федеральных университетов можно признать соответствующей концепции образовательно-научных кластеров, поскольку федеральный университет определяется как «автономное учреждение, осуществляющее образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений в целях интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и/ или регионального уровня» [1, с. 1]. Механизм функционирования образовательно-научного кластера и федерального университета как его ядра отвечает потребностям общества и требованиям, выдвигаемым к современному университету как в области реализации образовательной, так и инновационной, научной и социально-экономической политики.
Существенное отличие кластера от других форм экономических объединений состоит в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а вырабатывают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранять статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими агентами, образующими кластер, и за его пределами. При этом вузы часто предоставляют участникам кластера элементы инновационной инфраструктуры, такие как центры трансфера технологий, центры компетенций и экспертизы, центры коллективного пользования оборудованием. Инновационная, предпринимательская
и социальная направленность федеральных вузов позволяет им стать оптимальным вариантом при выборе ядра образовательно-научного кластера.
Федеральный университет реализует свою деятельность в трех направлениях: образовательном, научном и инновационном (рис. 1). Взаимосвязь направлений деятельности университета особого типа - федерального — обеспечивает возможность выхода на различные инновационные рынки, продукты и услуги которых образуются на пересечении научного, образовательного и инновационного блока федерального университета. Потребителями услуг и продуктов на этих рынках выступают потребители как из региона, так и из округа и страны. Проведение научных исследований и коммерциализация инноваций обеспечивют взаимодействие различных региональных контрагентов, социально-экономические выгоды как для университета, так и для других участников кластера, а также качество и актуальность оказываемых образовательных услуг.
Одним из аспектов деятельности университетов экономики знаний, в том числе российских федеральных университетов, является предпри-
рис. 1. Деятельность федерального университета на инновационных рынках как ядра образовательно-научного кластера
нимательский аспект. Извлечение прибыли из прикладных и фундаментальных университетских исследований становится важнейшим параметром эффективности такого университета. В этой связи необходимо обеспечить упрочение позиций малых инновационных предприятий, образованных на базе университета, в структуре образовательно-научного кластера, поскольку это обеспечит развитие как научного, так и образовательного и предпринимательского потенциалов кластера. Число успешных малых инновационных предприятий, основанных преподавательским и студенческим составом, еще в середине XX в. стало показателем эффективности американских университетов. В настоящее время эта тенденция характерна для всех инновационных университетов.
Ключевым внешним фактором, стимулирующим коммерциализацию вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в России, является перенос центра тяжести инновационной деятельности всей отечественной экономики из сферы специализированных исследовательских организаций (НИИ, КБ и т. д.) в вузовский сектор. Проблемы развития российского вузовского малого инновационного предпринимательства стали актуальными в последние три года в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [18], что сделало их предметом системного научного анализа.
Характерным является то, что в программах развития части фе-
I Рынок товаров Д I и услуг I
деральных университетов рост количества малых инновационных предприятий, организованных при университете, также рассматривается как важный параметр (см. таблицу). Однако в программах развития Северного (Арктического) федерального университета, Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова и Северо-Кавказского федерального университета малые инновационные предприятия не упоминаются и показатель увеличения количества малых инновационных предприятий при университете (как показатель эффективности деятельности университета) не рассматривается.
Предпринимательские структуры все чаще вовлекают в сотрудничество вузы и их малые инновационные предприятия (МИП) на условиях аутсорсинга. Проблемы МИПов высшей школы связаны с проблемами, общими для всего инновационного предпринимательства России, в том числе и с важнейшей, которая заключается в отсутствии эффективных связей между сектором науки и производства. «Находясь на пересечении взаимодействий университетов, предпринимательства и государства, развитие научного вузовского предпринимательства полностью зависит от способности всех трех субъектов НИС согласовывать свои интересы, цели и
задачи». Это обусловливает необходимость внедрения новых решений и механизмов, способствующих взаимодействию всех субъектов инновационной системы.
При создании кластеров зачастую удается решить проблему баланса интересов различных участников рынка. Участие в системе сорегулирования, существующей в форме кластера, является привлекательным для небольших компаний, поскольку их объединение в сеть усиливает их переговорные позиции и создает избирательные стимулы (частные блага для отдельных участников) [20].
Кластер позволяет улучшить характер взаимодействия вузовской инновационной системы с внешней средой и поскольку «коммерциализация инноваций как технология, по сути, представляет собой связующее звено между создателями инноваций и их потребителями», то в рамках кластера у малого инновационного предприятия существенно повышаются возможности для основных типов коммерциализации за счет синергетических эффектов внутрикластерного и межкластерного взаимодействия. В связи с этим представляется целесообразным попытка развития малого инновационного предпринимательства, зарождающегося и концентрирующегося при Северо-Кавказском
160 140 120 100 80 60 40 20 0
150
60
48
9—I-
-4-3--5
55
Количество ИП в начале программы развития
/
А*
А*
/ АЛ
Количество ИП в конце программы развития
о*
/
«Г
МР
А^
а?
¿о
/
рис. 2. Фактическое и плановое количество инновационных предприятий на базе федеральных университетов
федеральном университете, внутри образовательно-научного кластера.
Смещение акцентов инновационного развития с федерального на региональный уровень вызвано возможностью оперативной реакции на изменения внешней и внутренней среды, более быстрой адаптацией и гибкостью региона. Существенный инновационный потенциал регионов генерируется в высшей школе, в частности, в федеральных университетах. Для реализации инновационного потенциала различные субъекты региональных инновационных систем все чаще объединяются в кластеры.
Федеральные университеты создаются в целях оказания существенного влияния на социально-экономическую сферу региона и имеют стратегической целью формирование человеческого и интеллектуального капитала. В связи с этим представляется, что Северо-Кавказский федеральный университет способен стать ядром образовательно-научного кластера, поскольку сможет объединить потенциал научных школ региона. А кластерный механизм, в свою очередь, позволит улучшить характер взаимодействия вузовской инновационной системы с внешней средой
Проведение научных исследований и коммерциализация инноваций в вузовских МИПах обеспечивает взаимодействие различных региональных контрагентов, социально-экономические выгоды как для университета, так и для других участников кластера, а также обеспечивает качество и актуальность оказываемых образовательных услуг. Таким образом, Северо-Кавказский федеральный университет как ядро кластера может выступить системообразующим элементом в системе «образование - наука — производство». Именно образовательно-научный кластер способен «вдохнуть новую жизнь» в эту триаду.
Список литературы
1. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов: приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29.09.2009 № АФ-33/03пр. URL: http://univer. academy. ru.
2. Концепция создания Северного (Арктического) федерального университета. URL: http://narfu. ru.
3. Методические материалы по разработке программы развития инновационного территориального кластера. URL: http://www. economy. gov. ru.
4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru.
5. Об итогах проведения конкурсного отбора программ развития территориальных кластеров на включение в проект Перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством РФ. URL: http://www. economy. gov. ru.
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» на 2011—2021 гг.: распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1009-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2010—2019 гг.: распоряжение Правительства РФ от 13.09.2010 № 1543-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» на 2010—2019 гг.: распоряжение Правительства РФ от 17.09.2010 № 2300-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012—2021 гг.: распоряжение Правительства РФ от 28.05.2012 № 854-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2011-2020 гг.: распоряжение Правительства РФ от 03.06.2011 № 967-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» на 2011-2021 гг.: распоряжение Правительства РФ от 03.06.2011 № 968-р.
14. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»: распоряжение Правительства РФ от 07.10.2010 № 1693-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова на 2010-2019 гг.: распоряжение Правительства РФ от 07.10.2010 № 1694-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» на 2010—2020 гг.: распоряжение Правительства РФ от 07.10.2010 № 1695-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года: распоряжение правительства Ставропольского края от 15.07.2009 № 221-рп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Роль кластеров с участием ведущих инженерных вузов в отраслевом развитии в контексте модернизационных приоритетов Российской Федерации. URL: http://www. edu-clusters. ru/node/27.
20. Bergman E.M., Fezer E.J. Industrial and Regional Clusters: Concept and Comparative Applications. URL: http://www. rri.wvu.edu/WebBook.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]