Библиографический список
1. Архангельский Л.М. Моральное сознание и нравственные отношения. Структура морали и личности. М., 1977.
2. Ганжин В.Т. Социалистическая направленность как система: проблемы, процессы, отношения. М., 1987.
3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
4. Кривуля А.М. Диалектика общественных отношений и человеческой деятельности. Харьков, 1988.
5. Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России. Вып. 1. СПб. 1893.
6. Матюшин Г.Г. Нравственные отношения: монография. М., 2000.
7. Мельник А.Р., Федак Е.И. Совершенствование компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 9.
8. Посошков И.Т. О ратном поведении // Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. Ред. и комментарии Б.Б. Касренгауза. М.: Изд. АН СССР, 1951.
9. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.
10. Современный философский словарь. М., 1998.
11. Строев Л.М. Петр Великий в его изречениях. СПб., 1910.
12. Толстова Л.Р. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII- начала XX вв. (историко-педагогический анализ): дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
13. Федак Е.И., Ценцеря С.В. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование // Мир образования - образование в мире. 2011. № 1.
14. Ховрина Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996.
С.А. Финашина
перспективы развития северо-кавказского
федерального университета в конкурентной среде
высшего профессионального образования
Ключевые слова: генезис инноваций, вузовская наука, высшее профессиональное образование, сценарии развития, кластерный подход, образовательно-научный кластер.
При смене технологических укладов и выделении новых лидеров экономики особенно актуальным становится уменьшение временного разрыва между фундаментальными исследованиями и практическим результатом в виде успешных инновационных проектов. В этой связи возрастает роль институтов и социально-экономической среды, обеспечивающей генезис и продвижение инноваций.
В плановой экономике работал непрерывный конвейер создания новых знаний, их воплощения в новой технике и ее внедрения в производство, организованный по схеме: фундаментальная наука (РАН) - прикладная наука (отраслевые НИИ и КБ при поддержке РАН) - опытные производства (заводская наука при поддержке отраслевых НИИ) - серийные заводы. В результате массовой приватизации юридических лиц в начале 90-х годов научно-производственная кооперация была полностью разрушена [2, с. 36]. В этих
© Финашина С.А., 2013
условиях, а также с учетом мировой тенденции увеличения объемов научно-исследовательской и предпринимательской деятельности в университетах, возрастает роль вузовской науки. Внутрисистемная концентрация интеллектуального капитала и территориальная распространенность учреждений высшего образования формируют комплекс условий для развития российской вузовской науки, что отвечает современным трендам в коммерциализации инноваций.
Полярность, конфликтность, конкурентность, присущие сегодняшнему российскому обществу, отражаются в реальной практике модернизации высшего профессионального образования. Перед учебными заведениями всего мира сегодня стоит тот же вопрос, что и перед коммерческими организациями: каким образом они могут работать эффективнее, экономичнее, выпуская «продукцию» более высокого качества [1, с. 21]. Начавшиеся процессы модернизации существенно повлияли на архитектуру высшего образования и его содержание. Для оценки направлений модернизации системы высшего образования необходимо обозначить возможные условия ближайшего и более отдаленного будущего. Эксперты выделяют четыре возможных сценария социально-экономического развития России, которые задают контекст существования высшей школы к 2025 и 2030 гг. [3]:
- сырьевое будущее;
- догоняющая модернизация;
- локальное лидерство;
- когнитивное общество.
Указанные сценарии социально-экономического развития России напрямую зависят от состояния и направлений деятельности системы высшего образования в стране. Для будущего высшей школы к 2030 году выделяют четыре обобщенные «картины» [3]:
- высшая школа как «инкубатор» для молодежи с общеразвивающими целями;
- высшая школа как «супермаркет» образовательных продуктов;
- высшая школа как «школа для взрослых» для учащихся со сформированными профессиональной и учебной позицией и сложными исследованиями;
- высшая школа как «институт развития» для страны и региона.
Начало XXI века характеризуется усилением роли университетов как основных субъектов формирования и развития потенциала региона. В частности, концепция создания федеральных университетов предполагает существенную роль таких университетов в социально-экономическом и инновационном развитии регионов размещения. Для оценки перспектив высшего образования в Северо-Кавказском федеральном округе соотнесем возможные сценарии развития высшей школы в России и сценарии развития самого округа.
Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [5] выделены три сценария развития СКФО на перспективу до 2025 года:
- инерционный;
- базовый;
- оптимальный.
Инерционный сценарий характеризуется снижением качества человеческого капитала, что, в частности, станет свидетельством ухудшения ситуации в сфере образования. На наш взгляд, этому сценарию развития соответствует позиция высшей школы «инкубатор», т.е. место «подращивания» молодежи до того возраста, когда она сможет самоопределиться: формирование профессиональных компетенций предполагается на
старших курсах или в магистратуре. Такой тип развития не отвечает запросам модернизации страны и экономики знаний.
Базовый сценарий социально-экономического развития СКФО предполагает развитие наиболее привлекательных отраслей экономики и их технологическую модернизацию. С этим сценарием соотносим такой вариант будущего высшей школы как «супермаркет» с предложением широкого ассортимента «продуктов» - программ, прикладных разработок и прочих образовательных услуг, в разработке которых вуз отвечает запросам рынка. Модель вуза в этом случае будет близка к модели бизнес-вуза, свойственного экономике потребления.
Оптимальный сценарий социально-экономического развития СКФО характеризуется глубокой модернизацией социальной инфраструктуры, включая образование, обеспечивающей значительное повышение качества человеческого капитала, а также созданием новых центров экономического развития. Мы полагаем, такому сценарию соответствуют варианты будущего высшей школы «школа взрослых» и «институт развития» для региона. В этом случае возможно говорить о функционировании на территории региона вуза инновационного типа, выступающего центром научного и инновационного развития и присущего экономике знаний. Именно таким центром и локомотивом призван стать Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), созданный в 2012 г. Формирование федеральных университетов актуализирует вопрос нахождения механизмов решения задач, возложенных на федеральные университеты и в том числе СКФУ.
Помимо общих факторов, оказывающих влияние на систему высшего образования в целом, существует ряд условий и проблем, воздействующих на Северо-Кавказский федеральный университет:
- программой развития Северо-Кавказского федерального университета [6] определяется необходимость существенного влияния университета на социально-экономическую сферу региона;
- необходимость преодоления противоречий в ориентациях Восток-Запад, возникающих в сложном с позиции социокультурных сочетаний Северо-Кавказском регионе, и гармонизации образовательной, научной и предпринимательской деятельности федерального университета с учетом этих противоречий;
- создание нового класса инновационных специалистов и предпринимателей, программ соответствующей подготовки в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и специализацией Северо-Кавказского федерального округа.
В целях решения указанных проблем некоторые эксперты предлагают работу по оптимизации сети учреждений высшего профессионального образования, интеграции профессионального образования различных уровней, науки и бизнеса. Одним из уже достаточно популярных, однако не в полной мере изученных, механизмов объединения университетов, научных, образовательных, государственных организаций и бизнеса является кластерный. Инновационные и научно-образовательные кластеры с университетами в качестве ядра уже создаются в некоторых инновационно продвинутых российских регионах. Некоторые ученые считают, что на данном этапе развития страны вузы могли бы стать «носителями кластерного развития и на старт-апе перенять инициативу у власти, при этом активно привлекая ее» [4, с. 152].
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года [7], территориальное развитие Ставропольского края опирается на кластерную политику. Преимущества кластерного подхода
связываются с возможностью комплексного межотраслевого взгляда на потенциал и перспективы развития по определенному сценарному развитию для каждой территории. На данном этапе регионального развития в Ставропольском крае начинают свое функционирование туристско-рекреационный кластер и фармацевтический кластер. Предлагаемые к развитию Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края кластеры промышленно-производственного и инновационно-исследовательского типа пока не выделены.
Необходимость упрочения связей в триаде «наука-производство-образование» и современные процессы в образовании определяют целесообразность применения кластерного подхода для организации взаимодействия и извлечения выгод всех участников на основе проявляющихся инновационных кластерных эффектов. Кластерами, отвечающими поставленным задачам, могут быть образовательно-научные кластеры. В нашем понимании, образовательно-научный кластер - совокупность взаимосвязанных образовательным и инновационным процессом образовательных, научных, государственных организаций и предприятий, способствующая развитию потенциала каждой организации, кластера в целом, а также социально-экономического, кадрового и научно-технического потенциала региона на основе эффектов агломерации, обучения и кооперативной конкуренции.
Исходя из опыта некоторых российских субъектов и университетов, мировых достижений, учета опоры территориального развития Ставропольского края на кластерный подход, а также особенностей инновационной деятельности, можно предположить, что кластерный подход является эффективным для Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа и нового федерального университета, поскольку позволит объединить потенциал организаций, занимающихся научной и инновационной деятельностью в Ставропольском крае, и научно-образовательных центров СКФУ. Инновационная, предпринимательская и социальная направленность федеральных вузов позволяет им стать оптимальным вариантом при выборе ядра образовательно-научного кластера. Кластерный механизм, в свою очередь, позволит улучшить характер взаимодействия вузовской инновационной системы с внешней средой.
Библиографический список
1. Алтунина В.В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Калининград, 2011. 42 с.
2. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции: научный доклад. http://www.glazev.ru/econom_polit/305/ (дата обращения: 16.02.2013).
3. Ефимов В.С. Будущее высшего образования в России: экспертное видение / В.С. Ефимов, А.В. Лаптева // Университетское управление, 2011. - № 4. С. 52 - 64.
4. Корчагина Н.А. Инновационный подход к управлению конкурентоспособностью территорий: клатерная политика и образовательные учреждения / Н.А. Корчагина, И.Н. Ахунжано-ва // Материалы всерос. научн. конф. «Инновационные технологии в управлении, образовании, промышленности «АСТИНТЕХ-2007», Ч. 2. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. №1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2012 г. N 854-р «О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 гг.».
7. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. № 221-рп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года».
И.А. Чернов
валеоустановки общественного мнения: степень восприятия и отторжения
Ключевые слова: валеоустановки, восприятие, здоровье, общественное мнение, отторжение.
Здоровье как важнейшая ценность человеческой жизни - неотъемлемый атрибут валеоустановки общественного мнения. Ценность валеоустановки общественного мнения во многом связана с тем, что здоровье грядущих поколений людей во многом зависит от здоровья ныне живущих. По мнению ряда исследователей, 9/10 человеческого счастья основано, прежде всего, на здоровье. Применительно к этому общественное мнение выступает как инструмент самосохранения индивида и человеческого рода. Оно берет на себя нормотворческую функцию, направленную на выработку системы социальных нормативов, позволяющих индивидам адаптироваться к изменяющейся среде их существования.
Валеоустановка общественного мнения есть установка на оздоровление, на понимание, на сохранение и поддержание здоровья. Структура валеоустановки общественного мнения не только трехкомпонентна, но и биополярна. Биополярность проявляется в наличии противоположных установок по отношению к здоровью и по отношению к болезни. Когнитивный компонент валеустановки общественного мнения представляет совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте здоровья в системе общественных отношений [4]. Эмоциональный компонент валеоустановки общественного мнения характеризуется положительным отношением к здоровью и отрицательным к нездоровью, степенью осознания угрожающих здоровью факторов, идей о способах сохранения, укрепления здоровья. Поведенческий компонент валеоустанов-ки общественного мнения связан с одобрением разумного, рационального поведения и осуждением девиантного, иррационального.
Социально-психологическое воздействие валеоустановки общественного мнения, прежде всего, связано с социальной оценкой, социальной волей и целеполаганием. Мотив здорового стиля жизни - саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, повышение уровня здоровья. В психологическом плане достоинство здорового образа жизни проявляется в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, хорошей волевой устойчивости, уверенности в себе. Валеоустановки общественного мнения -продукт коллективного осмысления, оценки прошлой, настоящей и будущей ценности здоровья, здорового образа жизни. Не случайно Гегель в «Философии права» отмечал,
© Чернов И.А., 2013