Научная статья на тему 'Формирование межрегионального распределенного инновационно-образовательного кластера Северо-Кавказского федерального округа'

Формирование межрегионального распределенного инновационно-образовательного кластера Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СКФО / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОММУНИКАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / СЕТЕВАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CLUSTER / EDUCATION / INNOVATIVE MODEL / INTERACTION / NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT / INNOVATION SYSTEM / SINGLE INFORMATION SPACE / INNOVATION AND EDUCATION CLUSTER / MANAGEMENT COMMUNICATIONS / NETWORK ENVIRONMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савзиханова С. Э.

В статье обосновывается целесообразность создания межрегиональной инновационной системы «Северо-Кавказская инновационная система». Формирование в СКФО на основе данной инновационной системы межрегионального распределенного инновационно-образовательный кластера позволит объединить ресурсы вузов всех регионов СКФО и создать реальные условия для модернизации всей сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of interregional distributed innovation and education cluster in the North-Caucasus Federal District

The article explains the feasibility of creating inter-regional innovation system “The North-Caucasian innovation system.” The formation of an interregional distributed innovation and education cluster in the North Caucasus Federal District on the basis of the innovation system will help to unite the resources of universities from all the regions of the North Caucasus Federal District and to create real conditions for the modernization of the education sector.

Текст научной работы на тему «Формирование межрегионального распределенного инновационно-образовательного кластера Северо-Кавказского федерального округа»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Савзиханова С.Э.1

1 Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала

Формирование межрегионального распределенного инновационно-образовательного кластера Северо-Кавказского федерального округа

АННОТАЦИЯ:

В статье обосновывается целесообразность создания межрегиональной инновационной системы «Северо-Кавказская инновационная система». Формирование в СКФО на основе данной инновационной системы межрегионального распределенного инновационно-образовательный кластера позволит объединить ресурсы вузов всех регионов СКФО и создать реальные условия для модернизации всей сферы образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кластер, образование, инновационная модель, взаимодействие, СКФО, инновационная система, единое информационное пространство, инновационно-образовательный кластер, коммуникации управления, сетевая среда, государственно-частное партнерство

JEL: 23, 030, Я11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Савзиханова, С.Э. (2015). Формирование межрегионального распределенного инновационно-образовательного кластера Северо-Кавказского федерального округа. Креативная экономика, 9(8), 1025-1034. doi: 10.18334^.9.8.581

Савзиханова Сабина Эминовна, канд. экон. наук ст. научный сотрудник Дагестанского государственного института народного хозяйства, г. Махачкала ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 29.07.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 28.08.2015

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/ce.9.8.581

(с) Савзиханова С.Э. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

В условиях модернизации российского образования перед высшей школой поставлена не только задача создания новой системы высшего образования, отвечающей положениям Болонской декларации, но и следования стратегии социально-экономического развития страны на основе развертывания инновационных процессов.

Актуальными становятся вопросы, связанные с ролью инноваций в системе высшего образования (Дробышевская, 2008; Красикова, 2011; Колосова, 2009; Перепечко, 2012; Фурсенко, Волков, Ливанов, 2007; Хаджалова, 2015; Ярковой, 2010; Andersson, Quigley, Wilhelmsson, 2009; García, Roblin, 2008; Hamid, Abdullah, Mustafa, et al., (2015; Whitworth, 2012). Инновации сегодня ориентированы на производство продукта нового качества и призваны решить проблемы преодоления экономического кризиса. Поэтому подготовка выпускника должна быть направлена на формирование его способности к инновационной деятельности.

В целом модернизация российского образования соответствует задачам экономического развития государства, создания инновационного продукта, обеспечения конкурентоспособности экономики. В этом случае государственная поддержка развития инноваций должна носить обязательный характер, затрагивая не только производственные структуры, но и подготовку кадров высшей школы. Однако в условиях модернизации высшей школы открытыми остаются вопросы поиска альтернативных источников поддержки вузов в их инновационной деятельности в условиях мирового финансового кризиса, выработки методологии оценки качества образования, ориентированного на рынок и выступающего в качестве товара.

Главным условием развития инноваций в стране становится соответствующая инфраструктура, государственная поддержка инвестиций, создание и поддержка венчурных фондов. Ограничения бюджетных средств сопряжены с подготовительным этапом на пути создания инноваций и доведения их до стадии коммерциализации, которая и должна поддерживаться бизнесом. В этой ситуации необходимым становится либо повышение доли государственного участия в создании инновационного продукта, либо выработка мер, стимулирующих привлечение бизнеса к сфере НИОКР.

В современных условиях отпадает необходимость концентрации инноваций в одной точке. Современные технологии сегодня могут обеспечить совместную коллективную работу в режиме удаленного доступа. Сформированные группы могут быть укомплектованы работниками из различных офисов, каждый из которых будет вносить свой вклад в проект. Следовательно, отпадает необходимость сосредоточения инноваций в центрах развития.

4 октября 2010 г. на сайте Правительства РФ была представлена стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г.1. В части развития инновационно-образовательного кластера СКФО власти региона считают целесообразным включить в проект комплексной стратегии мероприятия по развитию науки, образования и инновационной деятельности в СКФО, поскольку регион обладает значительным потенциалом в этих областях, что дает возможность добиться быстрой и максимальной отдачи (Тамбиев, 2013).

В этой ситуации считаем целесообразным создание межрегиональной инновационной системы «Северо-Кавказская инновационная система», имеющей распределенную структуру и предусматривающей формирование, в первую очередь, тех организационных элементов, создание которых в каждом отдельном регионе в настоящее время нецелесообразно по экономическим соображениям. Для обеспечения функционирования Северо-Кавказской инновационной системы как единого организационно-экономического комплекса необходимо создать единое сетевое пространство, образовав комплексную интерактивную информационную систему.

Единое информационное пространство является одним из системообразующих принципов сетевой организации и сетевой межфирменной интеграции. Поэтому для того, чтобы создать сетевую среду развития инновационной системы на основе формирования инфраструктуры сетевого взаимодействия и управления, необходимо создать единое информационно-коммуникационное пространство.

Необходимо обратить внимание на то, что при этом это не только единое информационное пространство, но и единое коммуникационное пространство. Это означает, что эта система создает единое пространство как для передачи, обмена, хранения информации, так и для осуществления управленческой, образовательной, научной,

1 Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.

инновационной и других видов деятельности непосредственно на этой площадке в интерактивном режиме создавая различные структуры и используя имеющиеся коммуникации для осуществления взаимодействия и управления.

Создание межрегиональных распределенных кластеров и технопарков, которые в современных условиях вызывают большой интерес, — эффективный механизм развития высокотехнологичных отраслей.

Минэкономразвития РФ в 2008 г. разработал «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в Субъектах РФ». В этом документе предусматривается, что кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ.

Эти два момента очень актуальны для регионов СКФО. Учитывая экономическую ситуацию в этом округе, представляется, что для некоторых регионов целесообразно создавать межрегиональные смешанные кластеры. Данный проект должен быть реализовать на основе государственно-частного партнерства.

Таким образом, в настоящее время наиболее актуальной для СКФО является сетевая форма интеграции вузов на межрегиональном уровне. В современных условиях для СКФО целесообразно создать межрегиональный распределенный инновационно-образовательный кластер. Это позволит объединить ресурсы вузов всех регионов СКФО и создать реальные условия для модернизации всей сферы образования.

В современных условиях инновационно-образовательный кластер СКФО сможет дать новый импульс деятельности по модернизации сферы образования макрорегиона на основе использования сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и дистанционной работы.

Как показывает мировой опыт, большая часть кластеров формируется по инициативе предприятий, а не по указке сверху, т.е. под давлением государства. Конечно, сложно переоценить роль государства в реализации кластерной политики, однако при этом государство большое внимание должно уделять созданию благоприятных условий для развития кластерной сети.

В сложившейся в настоящее время ситуации в СКФО считаем целесообразным создать межрегиональный распределенный инновационно-образовательный кластер и в процессе реализации этого проекта определить эффективную кластерную политику СКФО.

К основным сложностям формирования системы кластерных структур в СКФО можно отнести следующие:

— отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов по реализации кластерной политики;

— ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников2.

На решение данного комплекса проблем направлена инициатива создания инновационно-образовательного кластера. Установление базовой роли инновационно-образовательных кластеров предопределяет цели, задачи и принципы их организации.

Основная цель функционирования инновационно-образовательного СКФО направлена на развитие научно-технологического потенциала макрорегиона для реализации приоритетных направлений науки, техники и технологий, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий и организаций реального сектора экономики, направленные на повышение конкурентоспособности регионального производства и создание условий для расширенной диверсификации.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— создание комплексной информационно-коммуникационной системы Инновационно-образовательного кластера СКФО.

— создание инфраструктуры в рамках управляющей компании по оказанию сервисных услуг, создавая, в том числе, распределенные виртуальные организации;

— создание удостоверяющего центра;

— создание системы электронного документооборота, предусматривающей возможность подписания документов электронной подписью;

— создание электронной инфраструктуры сетевого взаимодействия и коллективной работы;

— создание системы развития в макрорегионе телеработы;

— создание условий для развития федерального отделения Первого федерального интернет-телевидения;

2 Концепция Кластерной политики в Российской Федерации.

— создание распределенного межрегионального 1Т-технопарка;

— создание межрегионального распределенного виртуального бизнес-инкубатора;

— создание распределенного студенческого технопарка;

— создание виртуального технопарка для инвалидов;

— создание инфраструктуры развития инновационного предпринимательства;

— создание электронной интерактивной площадки «Инновации»;

— создание электронной инфраструктуры коллективной работы над проектами по разработке и внедрению инноваций;

— создание патентной службы в форме распределенной виртуальной организации;

— создание системы оказания правовых консультаций в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность;

— создание системы поддержки инновационного предпринимательства;

— создание единого информационно-коммуникационного пространства научной деятельности;

— создание системы коммерциализации результатов научных исследований;

— создание Северо-Кавказской распределенной инфраструктуры коллективной работы над научной идеей;

— создание механизма привлечения ученых из других регионов для работы в удаленном режиме в составе научных коллективов СКФО, создаваемых для проведения определенных научных исследований;

— создание пунктов общественного доступа к современным оборудованиям для научных исследований;

— создание профессиональной социальной сети для аспирантов и докторантов;

— создание сетевых научных изданий;

— создание электронных научно-исследовательских лабораторий;

— определение мероприятий по регулярному проведению научных видеоконференций;

— создание единого информационно-коммуникационного пространства сферы разработки и реализации программного обеспечения;

— развитие системы оффшорного программирования;

— создание системы разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования;

— создание универсального типового программного продукта, адаптируемого для кластера любого профиля;

— создание информационно-коммуникационной системы, предусматривающей возможность работы программистов из разных регионов в удаленном режиме в разработке программного продукта в составе группы разработчиков сформированной для этой цели;

— создание системы продвижения программных продуктов за рубеж;

— создание системы формирования определенных групп разработчиков для разработки конкретных программных продуктов работая на основе сетевого взаимодействия;

— создание единого информационно-коммуникационного пространства сферы образования СКФО;

— создание системы опережающего обучения, в том числе используя электронные модели оборудования в рамках электронных и традиционных пунктов общественного доступа;

— обеспечение развития Глобального инновационно-образовательного портала;

— создание системы разработки и создания электронных образовательных ресурсов, в том числе в формате видео и онлайн;

— создание сети электронных лабораторий;

— распространение опыта формирования распределенных кафедр;

— создание инфраструктуры для открытого образования и проработка вопроса создания в СКФО открытого университета;

— создание условий для внедрения в образовательных организациях программных продуктов «электронный университет», «электронный колледж», «электронная школа» и «электронный детский сад».

— создание в СКФО электронной системы выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

— развитие электронной корпоративной библиотеки;

— создание системы разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий;

— создание в сфере образования СКФО новой более высокой культуры управления на основе формирования сетевой сферы взаимодействия;

— создание системы вебинаров для проведения занятий в формате видеоконференций;

— разработка концепции и создание системы горизонтальной интеграции образовательных организаций на ресурсном уровне;

— развитие образовательного канала в Первом федеральном интернет-телевидении;

— создание онлайнового сообщества выпускников вузов, расположенных в СКФО;

— развитие профессиональной социальной сети «Универсеть»;

— создание Северо-Кавказского студенческо технопарка;

— создание системы, позволяющей использовать потенциал других образовательных организаций на основе сетевых технологий;

— создание межвузовской электронной инфраструктуры коллективной работы над проектами;

— создание системы дополнительного образования, в том числе на основе использования дистанционных курсов;

— создание Северо-Кавказского онлайнового педагогического совета и родительского комитета;

— создание межрегиональной системы поддержки малых инновационных предприятий, созданных при вузах;

— создание единого информационно-коммуникационного пространства предпринимательской деятельности на территории СКФО;

— создание электронной системы оказания консалтинговых услуг;

— создание системы интернет-маркетинга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание интернет торгового дома;

— создание системы «электронные выставки»;

— создание сетевой сферы взаимодействия предпринимателей;

— создание электронной системы юридического сопровождения бизнеса;

— разработка механизма взаимодействия бизнеса, образования и науки;

— создание электронной инфраструктуры поддержки предпринимательства;

— создание сетевой сферы взаимодействия предпринимательских объединений с субъектами хозяйствования, расположенными на территории СКФО.

Для осуществления деятельности инновационно-образовательного кластера СКФО создана комплексная, многофункциональная информационно-коммуникационная система.

Заключение

Информационно-коммуникационная система Инновационно-образовательного кластера СКФО создает единое информационно-коммуникационное пространство сетевого взаимодействия всей сферы

деятельности данного кластера. При этом особое внимание уделено формированию комплексной системы управления кластером.

Внедрение новых, самых современных коммуникаций управления и создание эффективной сетевой среды взаимодействия позволяют создать новый, более высокий уровень культуры управления. Система позволяет по всем значимым задачам принимать коллегиальное решение, учитывающее мнение большинства участников кластера, существенно повысить оперативность принятия решений и обеспечить демократические принципы открытости, гласности, справедливости.

ИСТОЧНИКИ:

Абалкин, Л.И. (1998) Роль государства и борьба с экономическими догмами. Экономист, 9, 3-11.

Абдулаева, З.З. (2011). Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан). Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 34, 42-50.

Дробышевская, Л.Н. (2008). Инновации в системе высшего профессионального образования России. Региональная экономика. Юг России, 9, 58-68.

Красикова, Т.Ю. (2011). Формирование и развитие образовательного кластера как часть

механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему. В книге Экономика, управление, финансы: материалы международной научной конференции (г. Пермь, июнь 2011 г.) (С. 61-64.). Пермь: Меркурий.

Колосова, О.Ю. (2009). Инновации в системе высшего образования. Современные проблемы науки и образования, 2, 35-36.

Перепечко, Н.Н. (2012). Роль инноваций в системе высшего образования. Сборники конференций НИЦ Социосфера, 23, 18-19.

Тамбиев, А.Х. (2013). Современные подходы формирования инфраструктуры развития инновационной экономики СКФО. Terra Economicus, 11(4-2), 209-214.

Фурсенко, А.А., Волков, А.Е., Ливанов, Д.В. (2007). Инновации в системе высшего образования России. Экономика и управление, 6, 6-9.

Хаджалова, Х.М. (2015). Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2, 35.

Ярковой, В.А.(2010). Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования. Экономическое возрождение России, 4, 103-106.

Andersson, R., Quigley, J.M., Wilhelmsson, M. (2009). Urbanization, productivity, and

innovation: Evidence from investment in higher education. Journal of Urban Economics, 66(1), 2-15. doi: 10.1016/j.jue.2009.02.004

García, L.M., Roblin, N.P. (2008). Innovation, research and professional development in higher education: Learning from our own experience. Teaching and Teacher Education, 24(1), 104-116. doi: 10.1016/j.tate.2007.03.007

Hamid, M.R.A., Abdullah, M., Mustafa, Z., et al. (2015). Conceptual Framework of Innovation Excellence Model for Higher Education Institutions. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 174, 2846-2848. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.01.977

Whitworth, A. (2012). Invisible success: Problems with the grand technological innovation in higher education. Computers & Education, 59(1), 145-155. doi: 10.1016/j.compedu.2011.09.023

Борисова, И. (2015, 12 января). Вузы сократят. Российская газета. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/13/programma.html

Вишневский, А., Денисенко, М., Мкртчян, Н., Тюрюканова, Е. (2010). Рынок

образовательных услуг на волнах демографических изменений. Демоскоп Weekly, 431-432.

Гасликова, И.Р., Ковалева, Г.Г. (2004). Использование информационных технологий в образовании. В книге Использование информационных технологий в образовании (Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №5). М.: НИУ ВШЭ.

Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия».

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

Sabina E. Savzikhanova, Candidate of Science, Economics, Senior Researcher of the Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala

The formation of interregional distributed innovation and education cluster in the North-Caucasus Federal District

ABSTRACT:

The article explains the feasibility of creating inter-regional innovation system "The North-Caucasian innovation system." The formation of an interregional distributed innovation and education cluster in the North Caucasus Federal District on the basis of the innovation system will help to unite the resources of universities from all the regions of the North Caucasus Federal District and to create real conditions for the modernization of the education sector. KEYWORDS: cluster, education, innovative model, interaction, North Caucasus Federal District, innovation system, single information space, innovation and education cluster, management communications, network environment, public-private partnership

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.