Научная статья на тему 'Современные подходы формирования инфраструктуры развития инновационной экономики СКФО'

Современные подходы формирования инфраструктуры развития инновационной экономики СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА СТРОИТЕЛЬНОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT / INDUSTRIAL GROWTH / INNOVATION INFRASTRUCTURE / CLUSTER APPROACH / INNOVATION BUSINESS / INNOVATION CLUSTER / ENTREPRENEURSHIP / THE NORTH CAUCASIAN INNOVATION SYSTEM / THE CONSTRUCTION AND INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамбиев А. Х.

В статье автор рассматривает современные подходы формирования инфраструктуры развития инновационной экономики СКФО. Автор утверждает, что СКФО располагает большими запасами рудных и нерудных строительных материалов, однако они используются лишь частично и неэффективно. Формирование и развитие соответствующего кластера позволит существенно развить строительно-промышленный комплекс СКФО. В целях развития инновационного предпринимательства в СКФО большое значение имеет создание системы воспроизводства элит, имеющих непосредственную связь с регионами, входящими в состав СКФО, но при этом свободных от груза клановых предрассудков и других факторов, тормозящих социальное и экономическое развитие округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the formation of the innovation economy infrastructure in the North Caucasian federal district

The paper deals with the modern approaches to the formation of the innovation economy infrastructure in the North Caucasian federal district. The author states that the North Caucasian federal district is rich in natural ore and non-ore resources of construction materials, though they are used partly and not effectively. Formation and development of the cluster will promote the development of the construction and industrial complex. To develop innovative business in the North Caucasus Federal District is important to create a system of elite reproduction, having a direct relationship with the regions, members of the North Caucasus Federal District, but the free shipping clan prejudices and other factors hindering social and economic development of the district.

Текст научной работы на тему «Современные подходы формирования инфраструктуры развития инновационной экономики СКФО»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ СКФО

ТАМБИЕВ А.Х.,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: tambiev@inbox.ru

В статье автор рассматривает современные подходы формирования инфраструктуры развития инновационной экономики СКФО. Автор утверждает, что СКФО располагает большими запасами рудных и нерудных строительных материалов, однако они используются лишь частично и неэффективно. Формирование и развитие соответствующего кластера позволит существенно развить строительно-промышленный комплекс СКФО. В целях развития инновационного предпринимательства в СКФО большое значение имеет создание системы воспроизводства элит, имеющих непосредственную связь с регионами, входящими в состав СКФО, но при этом свободных от груза клановых предрассудков и других факторов, тормозящих социальное и экономическое развитие округа.

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ; промышленный рост; инновационная инфраструктура; кластерный подход; инновационный бизнес; инновационный кластер; предпринимательство; Северо-Кавказская инновационная система строительнопромышленный комплекс.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF THE INNOVATION ECONOMY INFRASTRUCTURE IN THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

TAMBIEV A.Kh.,

Doctor of Science, Professor, Federal State University, Rostov-on-Don, e-mail: tambiev@inbox.ru

The paper deals with the modern approaches to the formation of the innovation economy infrastructure in the North Caucasian federal district. The author states that the North Caucasian federal district is rich in natural ore and non-ore resources of construction materials, though they are used partly and not effectively. Formation and development of the cluster will promote the development of the construction and industrial complex. To develop innovative business in the North Caucasus Federal District is important to create a system of elite reproduction, having a direct relationship with the regions, members of the North Caucasus Federal District, but the free shipping clan prejudices and other factors hindering social and economic development of the district.

Keywords: The North Caucasian federal district; industrial growth; innovation infrastructure; the cluster approach; innovation business; innovation cluster; entrepreneurship; the North Caucasian innovation system; the construction and industrial complex.

JEL classification: O18.

Тенденции социально-экономического развития СКФО неоднозначны, но среди них практически нет негативных. Например, по такому показателю, как валовый региональный продукт (ВРП), рост в 2011 г. (здесь и далее мы

© А.Х. Тамбиев, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

используем статистику 2011 г., поскольку пока нет всеобъемлющих данных за 2012 г.) в СКФО отставал от среднероссийского (15,4% и 17,5% соответственно), но был весьма существенным. Превышение среднероссийских темпов было тогда у Северной Осетии (21,3%), остальные регионы выглядели весьма достойно, демонстрируя рост от 10% (Карачаево- Черкесия) до 15,8% (Дагестан). Аналогичная динамика наблюдалась и в отношении ВРП на душу населения: рост по округу составил 14,5% (по стране - 17,4%), в том числе в Северной Осетии - 21,3%. Из остальных регионов менее 10%, а именно, 8,3% составил рост ВРП на душу населения только в Ингушетии, которая по-прежнему отличается самым низким значением этого показателя по России, тем более в условиях быстрого демографического роста.

Темпы промышленного роста в СКФО почти не отстают от среднероссийских (4,4% и 4,7% соответственно) (Официальный сайт Правительства РФ).

Таким образом, хотя отставание по тем же душевым показателям ВРП в СКФО остается очень существенным, современные тенденции развития большинства регионов не отдаляют, а приближают их к среднероссийским показателям.

Однако этих темпов недостаточно для того, чтобы существенно сократить отставание СКФО от других федеральных округов.

Стратегической задачей для СКФО является переход к инновационной экономике. В настоящее время эта задача в большей степени ставится на уровне федеральных министерств и служб, хотя она должна в первую очередь входить в число стратегических задач, стоящих перед органами управления субъектов СКФО. Для реализации мер, направленных на активизацию инновационной деятельности, необходима разработка на уровне округа, на уровне каждого субъекта (а при необходимости и на муниципальном уровнях) целевых программ, направленных на максимальное повышение эффективности инновационной деятельности. При представительстве Президента в СКФО необходимо сформировать Стратегический совет по развитию инновационной деятельности как полномочный орган регулярной экспертизы и отбора проектов по приоритетным направлениям инновационного развития макрорегиона.

Модернизация экономических инструментов регионального менеджмента в СКФО невозможна без решения ряда проблем. Некоторые из них обозначил В.В. Путин, выступая на Межрегиональной конференции развития Северного Кавказа. Одна из ключевых проблем, которые должны быть решены в ближайшие годы - это снижение безработицы и произвола чиновников, а также сокращение доли теневой экономики. Другим экономическим инструментом преодоления проблем должна быть открытость государственных чиновников Северного Кавказа перед обществом. Это позволит в некоторой степени определить первые шаги к модернизации сложившейся ситуации на Северном Кавказе. Первоочередной задачей, обозначенной В.В. Путиным, является увеличение рабочих мест до 400 тыс. за счет поддержки развития малого предпринимательства. Именно малый бизнес признан стать одним из важных направлений экономического развития СКФО, где задача самозанятости населения является наиболее актуальной (Официальный сайт Президента РФ).

В условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции одним из эффективных способов развития инновационных малых и средних предприятий является их объединение в кластеры (Официальный сайт Министерства экономического развития РФ).

Малые наукоемкие предприятия за счет вступления в инновационные кластеры обеспечивают стабильность и надежность деятельности, усиливают существующие конкурентные преимущества и приобретают новые. Это оказывает положительное влияние на рост конкурентоспособности малого инновационного бизнеса в целом (Официальный сайт Министерства экономического развития РФ).

В современной России, в том числе в СКФО, применение кластерного подхода для расширения активности малых инновационных предприятий (МИП), несмотря на его очевидную эффективность и перспективность, не имеет распространения по масштабам и результатам.

К числу основных проблем, препятствующих широкому и эффективному применению кластерных технологий в стране в целом и в частности в СКФО для развития наукоемкого предпринимательства можно отнести следующие. Во-первых, российская наука в большей степени ориентирована на фундаментальные исследования, а существующие инновационно-технологические центры занимаются, в основном, продажей ноу-хау и технологий.

Во-вторых, в стране отсутствует единая государственная политика формирования инновационных кластеров, что не стимулирует развитие взаимодействия между уровнями исполнительной власти при реализации кластерных проектов и не обеспечивает поддержки кластерных инициатив.

В-третьих, у нас недостаточно развиты соответствующие государственные и общественные институты, стимулирующие связи между крупными и малыми инновационными предприятиями, научными и учебными организациями, финансовыми структурами и инвестиционными компаниями. Это приводит к неэффективной координации действий между субъектами инновационной инфраструктуры.

В-четвертых, органы законодательной и исполнительной власти недостаточно информированы в вопросах применения кластерного подхода и его роли в развитии малого инновационного бизнеса.

Пятой серьезной проблемой является недостаточный уровень развития кооперации между промышленными предприятиями различных размерных классов, а также между наукой и производством.

Создание инновационных кластеров для СКФО остается весьма актуальной задачей, однако для этого государству нужно создать необходимые условия.

В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования малых инновационных предприятий, в том числе и в рамках кластерных промышленных систем:

• прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие страны);

• облегчение налогообложения для предприятий, действующих в инновационной сфере, в том числе исключение из налогооблагаемых сумм затрат на НИОКР и списание инвестиций на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (Япония);

• законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;

• предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

• целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);

• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

• безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

• снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);

• отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

• бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия);

• государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (Японии);

• программы поиска и привлечения иностранных талантливых специалистов, включающие ускоренное оформление им виз, представление стипендий для обучения и улучшение условий проживания (Япония, США, Австралия).

Считаем целесообразным для СКФО использование зарубежного опыта стимулирования инновационных предприятий, создав необходимую нормативно-правовую базу и соответствующую инфраструктуру.

Одной из серьезных задач для СКФО является развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности на основе межрегионального сотрудничества. Для этого считаем целесообразным формирование Северо-Кавказского (межрегионального) кластера малых и средних инновационных предприятий, соответственно создав необходимую инфраструктуру общественного доступа к современным технологиям и оборудованиям.

В условиях СКФО обеспечение малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно, так как относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производственное оборудование. С учетом стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только крупное предприятие. Таким образом, огромный пласт малых и средних предприятий оказывается не в состоянии использовать новые технологии в производстве. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг или коллективного пользования.

За рубежом такой подход получил широкое распространение и дает хорошие результаты. Во всем мире предприниматель, чтобы начать производство продукции, размещает заказы на изготовление деталей, напыление, гальваническую обработку и т. п., и, организовав сборку, начинает производить эту продукцию, т. е. там имеется инфраструктура доступа к технологиям и оборудованию, и чтобы обрабатывать деталь не нужно приобретать оборудование. Таким образом, предприниматели имеют доступ к современному оборудованию и технологиям. Это достигается через специальные структуры, оказывающие услуги, обеспечивая доступ к оборудованию.

Учитывая, что в целом по СКФО станочный парк промышленности серьезно устарел, обеспечение доступа к современным технологиям является весьма актуальным не только для малых, но и для средних предприятий. В современных условиях, когда большинство предприятий СКФО не имеет необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства. При традиционном подходе, когда оборудование устанавливается на каждом из предприятий, затраты на его приобретение оказываются в несколько раз выше, чем в случае оснащения центров коллективного пользования, обслуживающих такое же количество предприятий.

Немаловажным фактором является обеспечение оборудования квалифицированным обслуживающим персоналом. Для оснащения через центры коллективного пользования потребуется намного меньше таких специалистов. Наконец, начало эксплуатации оборудования в центре может быть существенно ускорено, так как для установки оборудования и наладки технологических процессов могут быть использованы специалисты более высокой квалификации. Для того чтобы в СКФО реально обеспечить развитие инновационного предпринимательства в сфере производства, необходимо создать распределенный межрегиональный центр общественного доступа к современному оборудованию и технологиям.

Кроме того, большое значение для СКФО имеет развитие малого инновационного предпринимательства в сфере производственной деятельности на основе использования субконтрактации.

Для этого целесообразно создать Северо-Кавказский (межрегиональный) центр субконтрактации в форме сетевой виртуальной организации.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

При реализации данного межрегионального проекта регионы Округа будут в одинаково выигрышной ситуации.

Данный проект целесообразно реализовать на основе частно-государственного партнерства, где участие государства может заключаться в предоставлении гарантий для получения кредитов и субсидирования части банковской процентной ставки в течение 3-5 лет. Результаты проведенных исследований позволяют предположить, что данный проект позволит создать дополнительно более 80 тыс. рабочих мест.

Принятие в стране инновационной модели развития порождает ситуацию, при которой основная доля добавленной стоимости достается центрам управления инновационными процессами. Таким образом, наиболее прибыльная деятельность, финансовый и человеческий капитал концентрируются в небольшом количестве мест (центрах развития), где скапливаются основные мощности инновационного характера - центры принятия решений, информационные технологии, базы знаний. Остальные территории автоматически превращаются в сырьевую и технологическую периферию, поставщиков необходимых ресурсов и зоны для сброса устаревших технологий, в производственные цеха - фактические центры затрат, несущие на себе еще и экологические и социальные риски.

Это в большей степени относится к СКФО, где только Ставропольский край обладает чуть большим, чем республики, инновационным потенциалом.

Если отдельно рассматривать потенциал каждой республики Северо-Кавказского региона, то можно заметить, что у них нет достаточного потенциала для создания полноценной региональной инновационной системы. В этих республиках слабо развита академическая наука, и вузы не имеют достаточной материально - технической базы для организации научной и инновационной деятельности на должном уровне.

Однако в настоящее время нет больше необходимости в концентрации инноваций в одном месте. Современные телекоммуникационные технологии позволяют осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме. Команды, проводящие исследования, занимающиеся разработкой или развитием каких-либо проектов, могут быть укомплектованы сотрудниками, работающими в различных офисах и даже дома, однако все они будут вносить свой вклад в проект. Как точно заметили зарубежные ученые еще в 1995 г., больше нет необходимости в том, чтобы новые идеи разрабатывались штатом сотрудников, посвятивших себя исследованиям и работающих полный рабочий день. Можно собирать гибкие команды из разных сотрудников организации, вводить их в единственный проект и распускать, когда проект будет завершен. Виртуальная работа облегчает формирование и работу команд такого рода и делает ее легкой и эффективной. Таким образом, в настоящее время целесообразно создавать межрегиональные инновационные системы на основе сетевой интеграции всех участников.

В этой ситуации считаем целесообразным создание межрегиональной инновационной системы «СевероКавказская инновационная система», имеющей распределенную структуру и предусматривающей формирование в первую очередь тех организационных элементов, создание которых в каждом отдельном регионе в настоящее время нецелесообразно по экономическим соображениям. Кроме того, эта система дает возможность создания необходимой межрегиональной институциональной и инновационной инфраструктуры Северо-Кавказского региона на основе взаимовыгодной кооперации на уровне инфраструктурных элементов регионов. Таким образом, кооперация имеющихся элементов и создание недостающих звеньев - наиболее оптимальный способ решения данной проблемы.

Основной целью создания Северо-Кавказской инновационной системы должно стать формирование межрегиональной институциональной и информационной инфраструктуры инновационной деятельности в виде единого организационно-экономического комплекса, предусматривающего создание условий для формирования инновационной прорывной экономики в каждом регионе СКФО.

Для обеспечения функционирования Северо-Кавказской инновационной системы как единого организационноэкономического комплекса предусматривается создать единое сетевое пространство, образовав интерактивную информационно-коммуникационную систему.

В процессе формирования Северо-Кавказской инновационной системы достаточное внимание необходимо уделить созданию сетевых распределенных особых экономических ОЭЗ, технопарков, бизнес-инкубаторов как институциональных звеньев инфраструктуры этой инновационной системы.

Наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей является создание сетевых распределенных технопарков в сфере высоких технологий, которые в современных условиях вызывают большой интерес.

На практике достаточно часты случаи, когда в регионе для создания технопарка нет достаточных помещений, расположенных на одной территории. Однако в районах и городах этого региона предприятия, как правило, имеют свободные производственные помещения. В таких случаях весьма актуально создание распределенных технопарков, когда имеется небольшой офис, а остальные используемые помещения принадлежат разным собственникам и расположены на разных территориях.

При таких обстоятельствах технопарк должен иметь механизмы использования на определенных условиях помещений третьих лиц. В целях обеспечения своих клиентов производственными площадями технопарку целесообразно определить формы установления партнерских отношений с собственниками помещений по одному из часто практикуемых вариантов:

- владелец выступает учредителем технопарка и в качестве уставного капитала вносит помещения или право пользования помещениями;

- владелец сдает в аренду помещения клиенту технопарка;

- владелец создает совместное производство с клиентом технопарка;

- владелец передает помещения технопарку на условиях долгосрочного лизинга;

- владелец становится клиентом технопарка, используя свои площади.

Для осуществления деятельности распределенного технопарка могут использоваться производственные помещения, расположенные в других регионах. Таким образом, распределенные технопарки могут быть как региональными, так и межрегиональными.

На современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий создание технопарковых структур путем использования устаревших коммуникаций, неэффективно. В современных условиях экономически целесообразно создавать сетевые распределенные и комбинированные технопарковые структуры. При этом отпадает необходимость строительства транспортной инфраструктуры, огромного количества жилья, коммуникаций, а также выполнение работ по благоустройству огромной территории. Кроме того, частично можно использовать имеющиеся на различных территориях производственные площади, что позволит существенно снизить расходы на строительство новых производственных помещений. Также серьезно сэкономить средства можно будет и за счет формирования компактной системы управления.

Очевидно, что в некоторых регионах СКФО создание комплексных технопарков, реализующих все этапы инновационного процесса только собственными силами, неизбежно столкнется с проблемой недостатка ресурсов, либо просто станет нецелесообразным. В то же время ориентация деятельности технопарков на реализацию не только инновационного цикла в целом на одной территории, но и отдельных его этапов позволяет обеспечить гибкость в организации их работы на основе применения современных сетевых технологий.

Технопарк, основанный на сетевых технологиях, представляет собой структуру, способную организовать эффективный инновационный процесс на основе рационального использования инновационных возможностей регионов с помощью информационного обмена между ними.

Современные сетевые информационные технологии позволяют организовать работу технопарка без его физического расположения на отдельной территории, привлекая на договорной основе отдельных специалистов или временные творческие коллективы для реализации отдельных этапов инновационного процесса. Это позволит интегрировать разрозненные инновационные ресурсы регионов в единую инновационную инфраструктуру и обеспечить взаимодействие с любыми организациями на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Одним из перспективных направлений деятельности для СКФО является создание 1Т - технопарков. 1Т заслуживает особого внимания по трем основным причинам.

Во-первых, 1Т не требует больших материальных вложений в закупку дорогостоящего производственного оборудования. Во-вторых, в 1Т часть производственных затрат (до 70%) приходится на зарплату сотрудникам. Кроме того, как показывает практика, в настоящее время в России реально можно создать ИТ-компанию мирового уровня. Россияне имеют хорошие шансы попасть в «дорогую» часть производственной цепочки в силу качественной фундаментальной подготовки и «склонности» российских программистов к нетривиальным способам написания алгоритмов.

Практика показывает, что программисты могут успешно работать в удаленном режиме со своими заказчиками как в России, так и за рубежом. С учетом этих обстоятельств, считаем, что в рамках 1Т- технопарка в СКФО можно создать успешно функционирующие малые предприятия, профилирующиеся на разработке программного продукта. Это позволит создать на территории СКФО достаточно большое количество рабочих мест.

Разработанная в рамках данного исследования информационная система позволит осуществлять основную деятельность 1Т-технопарка, а, тем более, бизнес-инкубатора в электронном виде, обеспечивая коллективную работу специалистов из разных регионов в удаленном режиме и совместную работу компаний, расположенных на личных территориях. Такой подход позволит СКФО усилить кадровый потенциал 1Т-технопарка за счет привлечения специалистов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран.

В целях развития инновационного предпринимательства в СКФО большое значение имеет создание системы воспроизводства элит, имеющих непосредственную связь с регионами, входящими в состав СКФО, но при этом свободных от груза клановых предрассудков и других факторов, тормозящих социальное и экономическое развитие округа. Для достижения цели предполагается создание интегрированного механизма отбора, обучения, воспитания и сохранения в округе наиболее одаренной молодежи, способной после окончания как местных вузов (в том числе федерального университета), так и столичных, а также зарубежных образовательных учреждений, дать серьезный импульс к модернизации макрорегиона. Интегрированный механизм должен включать в себя следующие мероприятия:

• создание и развитие механизмов целевой подготовки студентов и аспирантов;

• развитие школьной подготовки местных элит.

СКФО располагает большими запасами рудных и нерудных строительных материалов, однако они используются лишь частично и неэффективно. Формирование и развитие соответствующего кластера позволит существенно развить строительно-промышленный комплекс СКФО.

Данный межрегиональный проект предлагается реализовать на основе частно-государственного партнерства, где участие государства может заключаться в предоставлении предприятиям-участникам кластера государственных гарантий и субсидировании части процентной банковской ставки.

ЛИТЕРАТУРА

Визер Т.В. (2008). Экономика. Этнос. Культура. Т.В. Визер // Региональная экономика и управление электр. науч. журн. / ГОУ ВПО «ВятГУ», МЦНИП. Доступно на: http://region.mcmp.ru/.

Ежеквартальный информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году» (2013). АНО «НИСИПП». М., С. 7.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад (2008). М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ. 168 с.

КиселеваН.Н. (2007). Этноэкономическая составляющая системной организации юга России // Российская академия естествознания. № 11.

Колесников Ю.С. (2005). Многоукладность национального хозяйства этноэкономики и процессы ее модернизации // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы (материалы всероссийской научной конференции), п. Домбай.

Международный центр научно-исследовательских проектов (2008). № 3(15). № per. Статьи 0052. Доступно на: http://region.mcmp.ru.

Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты (2008) / под ред. О.В. Иншакова. М.: Наука, c. 60.

Овчинников В.Н. (2005). Этноэкономический уклад в теоретических координатах неформальной экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета, т. 3, № 2.

Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. (2006). Этноэкономика как фактор развития // Проблемы прогнозирования, № 1.

Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики». Доступно на: http://www.gks.ru/.

Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Доступно на: http://www.economy.gov.ru/.

Официальный сайт Правительства РФ. Доступно на: http://government.ru/.

Официальный сайт Президента РФ. Доступно на: http://kremlin.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 (2012). Р32. Стат. сб. / Росстат. М., с. 778-779.

Российский статистический ежегодник. 2008 (2009). Стат. Сборник / Росстат. М.: Росстат.

ТамбиевА.Х. (2000). Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования: Дисс. ... доктора эконом. наук. Ростов-н/Д.

УзденоваЛ.Х. (2005). Типологические признаки отнесения традиционных видов деятельности населения к сфере этноэкономики // Характеристика сферы этноэкономики в полиэтнических регионах, г. Учкекен.

REFERENCES

Innovative development - the basis of modernization of Russian economy: national report (2008). Moscow. HSE. (In Russian.)

KiselevN.N. (2007). Ethno economic component system organization of the south of Russia. Russian Academy of Natural Sciences, no. 11. (In Russian.)

Kolesnikov Y.S. (2005). The stratification of the national economy Ethno economics and processes of modernization. Ethno economics Southern Russia: concepts, parameters, mechanisms (Papers of Russian Scientific Conference). Dombay. (In Russian.)

International Centre for research projects (2008). No. 3 (15). No. per. Article 0052. Available at: http://region.mcnip.ru. (In Russian.)

Modernization of the economy of the South of Russia: problems, priorities, projects (2008). ed. by O.V. Inshakov. Nauka, p. 60. (In Russian.)

Ovchinnikov V.N. (2005). Ethno economic way in theoretical coordinates of the informal economy. Economic Herald of Rostov State University, no. 2. (In Russian.)

Ovchinnikov V.N., Kolesnikov Y.S. (2006). Ethno economics as a factor of development. Problems ofForecasting, no. 1. (In Russian.)

Official site of "the Federal State Statistics Service". Available at: http://www.gks.ru/ (In Russian.)

The official website of the Ministry of Economic Development. Available at: http://www.economy.gov.ru/ (In Russian.)

Official site of the Government of the Russian Federation. Available at: http://government.ru/ (In Russian.)

Official site of the President of the Russian Federation. Available at: http://kremlin.ru/ (In Russian.)

Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012 ( 2012). P32. Rosstat. Moscow, pp. 778 -779. (In Russian.)

Russian Statistical Yearbook. 2008 (2009). Stat . compilation. Statistics. Moscow: Rosstat.

TambievA.H. ( 2000). Region in the system of the national economy: economic models and mechanisms of regulation: diss. ... dr. econom. sciences. Rostov- on-Don. (In Russian.)

Quarterly information- analytical report dynamics of small business development in Russia's regions in 2012 (2013). Moscow, p. 7. (In Russian.)

UzdenovaL.Kh. (2005). Typological features traditional activities referring to the field of population Ethno economics. Characteristics of the sphere Ethno economics in multiethnic regions. Uchkeken. (In Russian.)

Wieser T.V. (2008). Economy. Ethnicity. Culture. Regional Economics and Management RE scientific journal. "Vyatskii State University". Available at: http://region.mcnip.ru/ (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.