Научная статья на тему 'Интеграционные формы развития инновационной экономики'

Интеграционные формы развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE AND EDUCATIONAL CLUSTER / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGETIC EFFECT / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGIES / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ИННОВАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / DISTRIBUTED INNOVATION-EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова С.Э., Эминова Н.Э.

В статье отмечается, что реализация инновационных проектов в условиях развития цифровой экономики может быть более эффективной на основе кластерных форм организации инновационно-образовательной среды макрорегиона, что позволит создать достаточно эффективную систему информационной поддержки инновационной деятельности, как в рамках кластера, так и всего макрорегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION FORMS OF INNOVATION ECONOMY DEVELOPMENT

The article notes that the implementation of innovative projects in the conditions of the development of the digital economy can be more effective on the basis of cluster forms of organization of the innovation and educational environment of the macroregion, which will allow creating an effective information support system for innovation activity, both within the cluster and the entire macroregion

Текст научной работы на тему «Интеграционные формы развития инновационной экономики»

4. Сандлер Д.Г., Кузнецов П.Д. Индустриальные парки в России: концептуальная проработка проектов. // Экономика региона №1 за 2015г.

5. Хижняков Б.П. Особенности индустриальных парков их классификационные признаки. // Социально-экономические явления и процессы. 2015 г. № 10

6. Neural Networks in an Assessment of Investment Projects Efficiency (in coauthorship with Puryaev Aidar, Puryaeva Zhanna, Borisova Ludmyla). AYER. 2015. - №4. - с. 6-10

7. Официальный сайт Российской Ассоциации индустриальных парков. URL: http://www.indparks.ru-/ru/about/info.

УДК: 330 ББК 65

Савзиханова С.Э. - доктор экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Эминова Н.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность» Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Savzikhanova S.E. - Doctor of Economics, Associate Professor of the Department «Information Technologies and Information Security» of the Dagestan State University of National Economy

Eminova N.E. - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Information technologies and information security» of the Dagestan State University of National Economy

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКИ

INTEGRATION FORMS OF INNOVATION ECONOMY DEVELOPMENT

В статье отмечается, что реализация инновационных проектов в условиях развития цифровой экономики может быть более эффективной на основе кластерных форм организации инновационно-образовательной среды макрорегиона, что позволит создать достаточно эффективную систему информационной поддержки инновационной деятельности, как в рамках кластера, так и всего макрорегиона.

Ключевые слова: инновационная политика, сетевое взаимодействие, инновационно-образовательный кластер, синергетический эффект, современные технологии, распределенный инновационно -образовательный кластер.

The article notes that the implementation of innovative projects in the conditions of the development of the digital economy can be more effective on the basis of cluster forms of organization of the innovation and educational environment of the macroregion, which will allow creating an effective information support system for innovation activity, both within the cluster and the entire macroregion.

Keywords: innovation policy, network interaction, innovative and educational cluster, synergetic effect, modern technologies, distributed innovation-educational cluster.

В настоящее время кластерная политика и процесс кластеризации национальной экономики занимают одно из центральных мест в современной экономической науке [1]. Кластеры рассматриваются в качестве интеграционных форм развития инновационной экономики, обеспечивающих быстрые темпы экономического развития [2], а сам процесс кластеризации рассматривается как рыночный механизм качественного преобразования региональных экономических систем. Кроме того, инновационная политика ведущих развитых стран в последние десятилетия все более опирается на кластерную концепцию, которая объясняет рост конкурентоспособности бизнеса [3].

Сравнительный анализ российских и зарубежных кластеров и форм государственной поддержки кластерных инициатив по базовым их характеристикам (адресат мер государственной поддержки, критическая масса компаний, уровень частной инициативы, внутренней конкуренции в кластере, наличие развитой институциональной среды, открытость компаний для внешнего мира) выявил специфику российской практики кластерообразования, обусловленную во многом отсталой структурой российской экономики, неразвитостью региональных институтов и конкурентной среды, сложностью выхода российских компаний на зарубежные рынки инноваций, доминированием государственных институтов поддержки кластеров и неразвитостью частной инициативы в этой сфере экономики.

Таким образом, при формировании кластерной политики в России крайне важно учесть новые тренды, определяющие вектор развития кластерных подходов в развитых странах. При этом необходимо учесть, что на смену территориальным кластерам во всем мире приходят межрегиональные, межотраслевые, транснациональные кластеры, которые посредством сетевого взаимодействия субъектов сферы производства, науки и образования, формируют высококонкурентную мобильную стратегию развития, основанную на сопряженном развитии экономики, образования и науки.

В научной литературе при описании кластерных подходов чаще всего рассматриваются региональные и отраслевые инновационные и образовательные кластеры. В современных условиях и особенно при рассмотрении политики кластеризации, нецелесообразно разделять инновации и образование, так как они друг без друга эффективно развиваться не могут. Следовательно, в регионе экономически нецелесообразно отдельно развивать инновационные и образовательные кластеры. Более эффективным представляется создание объединенного кластера. В рамках данного исследования предусматривается создание инновационно-образовательного кластера, который, условно объединяя функции двух кластеров, создает благоприятные условия для развития в регионе инновационной и образовательной деятельности.

Основная цель функционирования инновационно-образовательных кластеров - развитие инновационного потенциала региона, реализация приоритетных направлений развития науки, образования, техники и технологий, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий и

организации реального сектора экономики, направленные на повышение конкурентоспособности регионального производства и создание условий для расширенной диверсификации, а также подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов и их успешная работа по специальности.

Создание и развитие инновационно-образовательного кластера формирует базу развития экономики региона в целом за счет синергетического эффекта, достигаемого через взаимодействие базовых элементов инновационной системы.

При формировании инновационно-образовательного кластера возникают синергетические эффекты, а именно: переток знаний, приращение денежного потока, совместное использование инфраструктурных объектов, снижение как трансформационных, так и трансакционных издержек (рис.1).

• подготовка квалифицированных кадров

• разработка инновационных продуктов

• консалтинговые услуги

• дистанционное обучение

• коммерциализация инноваций вузов;

• трудоустройство выпускников вузов

• размещение заказов на инновационные разработки

Рисунок 1. Схема формирования синергетического эффекта в инновационно-образовательных кластерахi Инновационно-образовательный кластер представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития социального партнерства, определить соответствие поставленной цели конечному результату.

Результаты проведенных исследований социально-экономического положения регионов СКФО показали, что имеет место низкий уровень инновационной активности и неразвитость

1 Составлен автором.

инновационной инфраструктуры, а также низкий уровень обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами [2].

Для того, чтобы поправить социально-экономическое положение регионов СКФО, необходимо предпринять комплексные меры, позволяющие сформировать необходимую инновационную инфраструктуру, способную обеспечить прорывное развитие инновационно-ориентированной экономики. Для этого можно наращивать свой потенциал. Однако, для получения результата в более короткие сроки, необходимо создать систему и реализовать механизмы привлечения необходимых ресурсов из других регионов, продолжая параллельно предпринимать меры по наращиванию своего потенциала [2].

Авторы считают, что для решения этой достаточно сложной задачи необходимо, в первую очередь, создать распределенный инновационно- образовательный кластер СКФО. Этот кластер должен охватывать несколько сфер деятельности, т.е. иметь несколько подкластеров. Данный кластер, привлекая участников из разных регионов, существенно повышает инновационный потенциал региона и способствует формированию региональной инновационной системы, обеспечивая при этом формирование инновационно-ориентированной экономики. Распределенный инновационно-образовательный кластер СКФО, создавая сеть подкластеров, охватывает практически все основные сферы деятельности.

В рамках распределенного инновационно-образовательного кластера могут создаваться инновационные региональные и отраслевые подкластеры, которые воплощают экономический эффект кластерного подхода и обладают в полном объеме функционалом кластера. Авторы считают, что в рамках данного исследования под подкластером следует понимать отдельные структурные подсистемы инновационно-образовательного кластера, включающие в себя группу хозяйствующих субъектов, учреждений или организаций, объединяющих некоторые ресурсы для развития определенной сферы деятельности, выполняя в рамках кластера соответствующие функциональные обязанности и способствуя созданию общей синергии.

Образовательный подкластер, например, создает условия для развития вузов на основе внедрения инновационных технологий и горизонтальной интеграции на ресурсном уровне в рамках единого сетевого образовательного пространства с использованием сетевой формы взаимодействия. Таким образом, используя потенциал данного подкластера, вузы получают возможность для инновационно-ориентированного непрерывного развития, существенно повысив свой потенциал и реализуя инновационные проекты, скооперировавшись с другими участниками кластера на основе сетевого взаимодействия. Кроме того, вузы становятся участниками инновационной деятельности, осуществляемой в рамках этого кластера, что обеспечивает им хорошую перспективу.

Таким образом, в условиях глобализации и развития сетевых форм взаимодействия базирующейся на информационно-сетевых технологиях - атрибутах цифровой экономики наиболее конкурентоспособными являются не разрозненные предприятия, а объединения научных, образовательных, инновационных и производственных предприятий различных типов, активно взаимодействующие друг с другом и приращающие, тем самым,

конкурентный и инновационный потенциал друг друга, обеспечивая синергетический эффект на основе развития сетевых форм взаимодействия участников инновационного цикла.

Список литературы:

1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт, Т.6, №3, 2012.

2. Савзиханова, С.Э., Ибрагимова А.Х. Инновационные процессы - путь к успешному развитию предприятий // Креативная экономика. - 2011. -№5. - С. 71-76

3. Хаджалова Х.М. Качество жизни и человеческий капитал в формировании инновационного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. - №8 (70). - С. 104-110.

4. European Cluster Excellence Initiative (2012). The quality label for cluster organisations - criteria, processes, framework of implementation. Retrieved February 8, 2015, from: http://www.cluster-excellence.eu/

УДК: 334 ББК 65

Савзиханова С.Э. - доктор экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Эминова Н.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность» Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Savzikhanova S.E. - Doctor of Economics, Associate Professor of the Department «Information Technologies and Information Security» of the Dagestan State University of National Economy

Eminova N.E. - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Information technologies and information security» of the Dagestan State University of National Economy

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

PRINCIPLES FOR THE FORMATION OF A DISTRIBUTED INNOVATION-EDUCATIONAL CLUSTER

Методологическая платформа исследования позволила представить инновационно-образовательные кластеры, функционирующие на основе сетевых принципов и системного использования современных информационно-коммуникационных технологий. Разработаны основные принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера.

Ключевые слова: кластер, распределенный инновационно-образовательный кластер, принципы, синергетический эффект, современные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.