Научная статья на тему 'Развитие иннновационно-образовательной среды на основе использования информационно-коммуникационных технологий'

Развитие иннновационно-образовательной среды на основе использования информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / INNOVATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NETWORKING / INNOVATIVE-EDUCATIONAL CLUSTER / SYNERGIES / INFORMATION AND NETWORK TECHNOLOGY / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова С.Э., Эминова Н.Э.

В статье обосновано, что использование новых механизмов создания и регулирования инновационной конкурентной среды в системе единого интерактивного пространства взаимодействия участников инновационного процесса могут способствовать устойчивому развитию и модернизации пространственной организации инновационно-образовательной среды, трансформации ее региональных подсистем. Предложены эффективные подходы, методы, модели и инструменты анализа процессов кластерообразования в инновационно-образовательной сфере экономики макрорегиона на основе сетевых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT BASED ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article substantiates that the use of new mechanisms of creation and regulation of innovative competitive environment in the system of a single interactive space of interaction of participants of the innovation process can contribute to sustainable development and modernization of the spatial organization of innovation and educational environment, transformation of its regional subsystems. The effective approaches, methods, models and tools for the analysis of cluster formation processes in the innovation and educational sphere of the macroregion economy on the basis of network information technologies are proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие иннновационно-образовательной среды на основе использования информационно-коммуникационных технологий»

сторон), определения его финансовой устойчивости и сценариев развития событий.

Определяющее значение при выборе коммерческой схемы имеет суммарная величина трех составляющих финансирования, отраженных в финансовой модели: объем акционерного финансирования; объем заемных средств; объем государственного финансирования.

Предпочтение отдается коммерческой схеме, финансовая модель которой требует наименьшего объема финансирования и способна обеспечить максимальное участие частного капитала, что свидетельствует о ее высокой финансовой эффективности.

Список литературы:

1. Былым, Е.С. Финансовое стимулирование государственно-частного партнерства в инвестиционном комплексе: дис... канд. эк. наук. 08.00.10: Былым Евгений Сергеевич - Москва: РУДН, 2015 - 258 с.

2. Делмон, Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. -Астана: ИЦ «Апельсин», 2010. - 261 с.

3. Идрисова, С.Ф. Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве // РППЭ. 2013. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-effektivnaya-forma-upravleniya-investitsionnymi-proektami-v-stroitelstve (дата обращения: 13.05.2018).

4. http://pppcenter.ru/ru/press-center/smi-o-centre/19032010 - официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства.

УДК 378:001 ББК 65

Савзиханова С.Э. - доктор экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность», Дагестанский государственный университет народного хозяйства Эминова Н.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Savzikhanova S.E. - Doctor of Economics, Professor of the Department «Information Technologies and Information Security» of the Dagestan State University of National Economy

Eminova N.E. - Candidate of economic sciences, associate professor of the department «Information technologies and information security» of the Dagestan State University of National Economy

РАЗВИТИЕ ИНННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT BASED ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

В статье обосновано, что использование новых механизмов создания и регулирования инновационной конкурентной среды в системе единого

интерактивного пространства взаимодействия участников инновационного процесса могут способствовать устойчивому развитию и модернизации пространственной организации инновационно-образовательной среды, трансформации ее региональных подсистем. Предложены эффективные подходы, методы, модели и инструменты анализа процессов кластерообразования в инновационно-образовательной сфере экономики макрорегиона на основе сетевых информационных технологий.

Ключевые слова: инновационно-образовательная среда, сетевое взаимодействие, инновационно-образовательный кластер,

синергетический эффект, информационные и сетевые технологии, организационно-управленческие механизмы.

The article substantiates that the use of new mechanisms of creation and regulation of innovative competitive environment in the system of a single interactive space of interaction of participants of the innovation process can contribute to sustainable development and modernization of the spatial organization of innovation and educational environment, transformation of its regional subsystems. The effective approaches, methods, models and tools for the analysis of cluster formation processes in the innovation and educational sphere of the macroregion economy on the basis of network information technologies are proposed.

Keywords: innovation educational environment, networking, innovative-educational cluster, synergies, information and network technology, organizational and managerial mechanisms

Инновационная политика развитых стран в последние десятилетия все более опирается на кластерную концепцию, которая объясняет рост конкурентоспособности бизнеса.

Кластерная политика и процесс кластеризации национальной экономики занимают одно из центральных мест в современной экономической науке. Кластеры рассматриваются в качестве интеграционных форм развития инновационной экономики, обеспечивающих быстрые темпы экономического развития, а сам процесс кластеризации рассматривается как рыночный механизм качественного преобразования региональных экономических систем.

Теоретическая база кластерной концепции закладывалась в XIX в., когда было установлено, что эффективность деятельности фирм зависит от их географического размещения и близости к другим хозяйствующим субъектам, с которыми происходит взаимодействие.

Развитие определений кластера в экономической науке представлена в таблице 1., где приведены основания и критерии формирования кластеров в зарубежной исследовательской практике.

Обобщая и систематизируя имеющиеся определения и критерии формирования кластера в зарубежной и отечественной научной литературе, можно сделать вывод, что нет однозначного понимания. Кроме того, в этих определениях одним из важных факторов формирования синергетического эффекта продолжает оставаться территориальная близость участников кластера. Хотя мировая практика показывает, что в современных условиях, то есть в условиях глобализации и развития информационно-коммуникационных

технологий наиболее успешными являются межрегиональные и межнациональные сетевые кластеры.

Таблица 1 - Развитие определений кластера в экономической науке

Автор Год Источник Определение промышленного кластера

М. Porter 1998 On competition. - Boston: HarvardBusinessSchool, 1998 Кластер - географически близкая группа связанный компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, связанная общностями и взаимодополнениями.

Е. Feser 1998 Old and new theoriesof industry clusters. -London: Pion, 1998 Экономические кластеры - это не только связанные и поддерживающие отрасли и институты, а скорее связанные и поддерживающие институты, конкур енто спо со бность которых определяется их взаимосвязями.

J. Steiner and W.Hartma nn 1998 Learnin g with с lu st er s-Stuttgart, 1998 Кластер - ряд взаимодополняющих фирм (в производственном или обслуживающем секторах), общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития, которые связаны рынком труда и/или связями затраты - выпуск и/или технологическими связями.

Th.Roelandt and P. de Hertog 1999 Cluster analysis and cluster-based policy making in OECD countries. - Paris: OECD, 1999 Кластеры могут быть охарактеризованы как сети взаимозависимых фирм (включая специализированных поставщиков), связанных друг с другом в цепь производства добавленной стоимости.

J. Egan 2000 TorontoCompetes. -Canada, Toronto, 2000 Кластер — это форма промышленной организации, которая зависит от сетей высоко специализированных, взаимосвязанных фирм частного сектора и учреждений общественного сектора, чья конечная продукция проникает на рынки за пределы региона

C. Crouch and H. Farrell 2001 Great Britain: fallingthroughthe holes inthenetworkconcept. -London, 2001 Тенденция для фирм схожего типа бизнеса располагаться близко друг к другу, хотя без обладания особенно важным присутствием в области.

L vanden Berg, E. Braun and Wvan Winden 2001 Growth clusters in european cities: A new Policy Perspective. EURICUR, Rotterdam, 2001 Термин «кластер» наиболее тесно связан с местным или региональным размахом сетей Большинство определений разделяют понятие кластеров как локализованных сетей специализированных организаций, чьи процессы производства тесно связаны через обмен товарами, услугами и/или знанием.

OECD 2001 2002 World congress on local clusters. -Paris: OECD, 2001 RegionalclustersinEurope. -OECD, 2002 Региональные кластеры относятся к географически ограниченным концентрациям взаимо связанных фирм и могут использоваться как ключевое слово для более ранних концепций индустриальных районов, специализированных промышленных агломераций и местных производственных систем.

Т. Anderssonet al 2004 Theclusterpolicieswhitebook -IKED, 2004 Кластеризация в общем виде определяется как процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области, кооперации вокруг определенной функциональной ниши и установления тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления их коллективной

В этой связи обоснована и предложена авторская формулировка, в соответствии с которой под кластером понимается группа самостоятельных коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединенных на ресурсном уровне в технологическую сеть для реализации общих экономических задач, взаимодействие и совместная

деятельность которых осуществляется в рамках единого информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающая достижение синергетического эффекта, достаточного для производства конкурентоспособной инновационно-ориентированной продукции или услуги.

Авторская концепция экономического кластера исходит из того, что в современных условиях географический фактор не является главным, а гораздо важнее то, что участники кластера осуществляют свою деятельность в рамках единого информационно-коммуникационного пространства, выступающего в данном случае системоообразующим фактором.

В последнее время, в России серьезное внимание уделяется проблемам формирования цифровой образовательной среды и цифровой экономике.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации (СЦОС)» был утвержден 25 октября 2016 года на заседании президиума Совета при Правительстве Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн. человек к концу 2025 года. При обсуждении данного проекта эксперты обратили внимание на то, что в России онлайн-обучение сдерживается в основном из-за отсутствия возможности, достоверно оценить результаты обучения.

В стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» приведены понятия цифровой экономики и экосистемы цифровой экономики.

Под цифровой экономикой понимают хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде.

Наряду с понятием цифровая экономика, также используются: открытая экономика, прозрачная экономика, сервисная экономика, вовлеченная экономика, интернет-экономика, проектная экономика, алгоритмическая экономика, электронная экономика, API - экономика.

Выше изложенное дает четкий ориентир на необходимость решения задач развития иннновационно-образовательной среды в современных условиях на основе использования информационно-коммуникационных технологий

В научной литературе при описании кластерных подходов чаще всего рассматриваются инновационные и образовательные кластеры. Автор считает, что в современных условиях и особенно при рассмотрении политики кластеризации, нецелесообразно разделять инновации и образование, так как они друг без друга эффективно развиваться не могут. Следовательно, в регионе экономически нецелесообразно отдельно развивать инновационные и образовательные кластеры. Более эффективным представляется создание инновационно-образовательного кластера, который, условно объединяя функции двух

кластеров, создает благоприятные условия для развития в регионе инновационной и образовательной деятельности.

В научной литературе нет четкого определения инновационно-образовательной среды. Многие исследователи путают инновационно-образовательную среду с инновационной образовательной средой. В рамках данного исследования под инновационно-образовательной средой понимается системное объединение инновационной среды и среды образовательной.

Основная цель функционирования инновационно-образовательных кластеров - развитие инновационного потенциала региона, реализация приоритетных направлений развития науки, образования, техники и технологий, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий и организаций реального сектора экономики, направленные на повышение конкурентоспособности регионального производства и создание условий для расширенной диверсификации, а также подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов и их успешная работа по специальности.

Создание и развитие инновационно-образовательного кластера формирует базу развития экономики региона в целом за счет синергетического эффекта, достигаемого через взаимодействие базовых элементов инновационнной системы, а именно: переток знаний, приращение денежного потока, совместное использование инфраструктурных объектов, снижение как трансформационных, так и трансакционных издержек.

В научной литературе указывается, что кластеры могут быть инновационно-образовательными, многоядерними и распределенными, однако ни одна из этих позиций достаточно не исследована, и нет их описания. В целом, про распределенный инновационно-образовательный кластер информации еще меньше. Поэтому в рамках данного исследования разработана структурная модель такого многоядерного кластера, а также определены принципы формирования и механизмы внутрикластерного взаимодействия. Среди них ключевыми являются следующие принципы, отражающие специфику их организации и функционирования:

- принцип синергетического эффекта, который демонстрирует добровольное объединение участников кластера, при условии оказания государственной поддержки и рационального использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, предусматривающий снижение издержек повышение рентабельности за счет взаимовыгодного внутрикластерного взаимодействия, что обеспечивает повышающий совокупный эффект отдельных составляющих кластера;

- принцип распределенности, характеризующий наличие территориально распределенных участников кластера, расположенных в разных регионах и осуществляющих совместную деятельность на основе сетевого внутрикластерного взаимодействия в рамках единой информационно-коммуникационной системы, а также наличие распределенной инфраструктуры управляющей компании кластера;

- принцип надежности, означающий наличие надежной информационно-сетевой среды внутрикластерного взаимодействия, обеспечивающий конфиденциальность обмена и хранения информации, документов, гарантирующий однозначную идентификацию личности во

всех проводимых мероприятиях, позволяющий проводить электронный документооборот использую средства электронной подписи и шифрования;

- принцип многоядерности, означающий, что распределенные инновационно-образовательные кластеры предусматривают

осуществление деятельности по нескольким направлениям, имея в своей структуре инновационные и образовательные подкластеры обладающие всем функционалом самостоятельного кластера и имеющие свое ядро, что в целом существенно повышает эффективность политики кластеризации регионов.

Результаты проведенных исследований социально-экономического положения СКФО показали, что имеет место низкий уровень инновационной активности и неразвитость инновационной инфраструктуры, а также низкий уровень обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами.

Сфера высшего образования макрорегиона имеет ограниченные ресурсы для поддержания в актуальном состоянии своей инфраструктуры. Уровень академической мобильности преподавателей и студентов ниже среднероссийских показателей. По основным показателям инновационной активности высшая школа макрорегиона уступает другим федеральным округам.

Доля образовательных организаций, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений в динамике за 2010-2018 гг. в СКФО значительно ниже, чем в среднем по РФ. Таким образом, в макрорегионе нет достаточных ресурсов для создания мощных кластеров

Для того, чтобы поправить социально-экономическое положение СКФО, необходимо предпринять комплексные меры, позволяющие сформировать необходимую инновационную инфраструктуру, способную обеспечить прорывное развитие инновационно-ориентированной экономики. Для этого можно попытаься наращивать свой потенциал. Однако, для получения результата в более короткие сроки, необходимо создать систему и реализовать механизмы привлечения необходимых ресурсов из других регионов, продолжая параллельно предпринимать меры по наращиванию своего потенциала.

Для решения этой достаточно сложной задачи необходимо, в первую очередь, создать распределенный многоядерный инновационно-образовательный кластер СКФО. Данный кластер, привлекая участников из разных регионов, существенно повысит инновационный потенциал региона и способствует формированию региональной инновационной системы, обеспечивая при этом формирование инновационно - ориентированной экономики.

Управляющая компания распределенного инновационно-образовательного кластера СКФО имеет распределенную структуру управления, а также распределённую инфраструктуру оказания сервисных услуг. Это означает, что структурные подразделения системы управления и предприятия, оказывающие различные сервисные услуги, могут находиться в различных регионах. Комплексная информационно-коммуникационная система позволяет осуществлять совместную деятельность в рамках управляющей компании на основе сетевого

взаимодействия в едином интерактивном пространстве. При этом структурные подразделения кластера и предприятия, оказывающие сервисные услуги, могут создаваться в форме распределенных виртуальных организаций.

Поэтому изначально в рамках проекта формирования этого кластера предусмотрено создание распределенного (виртуального) технопарка, в котором управляющая компания этого кластера выступает одним из учредителей управляющей компании распределенного технопарка.

При этом, если сама управляющая компания кластера является некоммерческой организацией, то управляющая компания технопарка регистрируется как коммерческая организация в форме непубличного общества. В связи с этим у этих двух компаний будут разные подходы к решению поставленных задач, однако, решаемые ими задачи во многих случаях будут совпадать, особенно в части оказания сервисных услуг. Поэтому для обеих компаний сервисные услуги могут оказывать одни и те же фирмы, в рамках единой общей инфраструктуры оказания сервисных услуг. Структура этого распределенного технопарка представлена на рисунке 1.

| | - планируется внедрение; I - фактически функционируют Рисунок 1. Структура распределенного технопарка инновационно-образовательного кластера СКФО То, что в данном случае кластер и технопарк имеют общую информационно-коммуникационную систему и осуществляют

деятельность в рамках единого информационно-коммуникационного пространства, создает благоприятную среду для совместной деятельности его участникам. Это позволяет существенно повысить эффективность использования всех элементов инфраструктуры (включая залы конференций, выставок, лабораторий, центров 1Т-технологий и ресурсов сервисных предприятий). С другой стороны, такая модель позволяет получить синергетический эффект, прежде всего, за счет экономии и оптимизации расходов на формирование и содержание инфраструктуры кластера и технопарка. Таким образом, предложенная автором комбинированная модель, предусматривающая

функционирование кластера и технопарка на основе единой инфраструктуры и в рамках единого сетевого пространства, является достаточно уникальной.

Распределенный технопарк, модель которого представлена в данном исследовании, будет первым в России технопарком четвертого поколения.

Эксперты отмечают, что слабая развитость в России распределенных кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов и т. п. объясняется, в первую очередь, отсутствием комплексных многофункциональных информационно-коммуникационных систем, способных обеспечить информатизацию их деятельности, создавая удобную и эффективную среду сетевого взаимодействия. При активном участии автора создана Комплексная информационно-коммуникационная система распределенного инновационно-образовательного кластера СКФО, которая позволяет создать единое информационно-коммуникационное пространство этого кластера.

В современных условиях одним из важных элементов данного распределенного технопарка может стать сеть виртуальных бизнес-инкубаторов. При этом одним из интересных и социально значимых проектов для распределенного виртуального технопарка СКФО является создание бизнес-инкубатора для лиц с ограниченными возможностями.

В развитых странах при осуществлении дистанционного обучения считают, что нет необходимости проведения контроля знаний студента. При этом они исходят из того, что, если студент оплачивает обучение, значит, он заинтересован в получении знаний и в таком объеме, в котором ему это нужно.

В России ситуация отличается, и в настоящее время в нашей стране еще сохраняется необходимость проведения регулярного контроля и оценки знаний студентов. Результаты таких оценок служат основанием для выдачи соответствующего документа. Все это сильно ограничивает возможности широкого использования дистанционного обучения, так как создание системы контроля знаний студентов требует формирования сети представительств или филиалов.

Для того, чтобы дистанционное обучение и открытое образование в России стали эффективными, необходимо решить очень сложную задачу, предусматривающую осуществление контроля знаний студентов в режиме удаленного доступа, т.е. чтобы студент с любого компьютера мог сдать зачет или экзамен.

С участием автора разработана уникальная система электронного тестирования, предусматривающая возможность прохождения этой процедуры за любым компьютером, как имеющим доступ к сети Интернет, так и не имеющим такого доступа. При этом нами впервые в

отечественной и зарубежной практике в рамках информационно-сетевой системы инновационно-образовательного кластера СКФО, решены следующие проблемы: осуществляется однозначная идентификация студента; исключается возможность голосовой подсказки; исключается возможность списывания; юридическая легитимность такого тестирования подтверждается электронной подписью студента.

Таким образом, решена важнейшая проблема, сдерживающая развитие открытого образования в стране, которая была обозначена Президентом России

Для обеспечения научного приращения и создание новой парадигмы формирования и развития исследуемых сфер деятельности в условиях развития цифровой экономики, в рамках данного исследования были разработаны, обладающие элементами уникальности, программные продукты и информационно-коммуникационные системы. Для того, что бы понять правильность такого подхода приводим пример. Реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» сдерживается из-за отсутствия возможности достоверно оценить результаты обучения. Таким образом, реализация такого важного проекта сдерживается из-за отсутствия необходимого программного продукта. Это очень сложная задача была решена в рамках данного исследования и это позволяет говорить о появлении новой парадигмы развития открытого образования в России.

Еще одним примером является то, что в России до сих пор не создан технопарк четвертого поколения. Для того, чтобы в рамках данного исследования создать распределенный технопарк четвертого поколения пришлось предварительно разработать уникальный программный продукт. Таким образом, разработка таких систем позволило предложить в рамках данного исследования новые подходы и механизмы решения поставленных задач.

В рамках данного исследования при активном участии автора разработан программный продукт информационной системы «Электронный университет», который предусматривает возможность осуществления большей части деятельности вуза в электронном виде, включая управленческую, образовательную, научную, инновационную и т.д. Она отличается от аналогичных систем глубиной информатизации и наличием ряда уникальных функциональных возможностей, что позволяет совершенствовать систему управления вузом, внедряя процессный и проектный подходы используя международный стандарт ИСО 90001 2000.

Таким образом, содержанием процесса кластеризации инновационно-образовательной среды макрорегиона является переход от традиционных, соответствующих индустриальной экономике, форм и моделей воспроизводства человеческого капитала и инноваций к воспроизводственной системе, основанной на принципиально новых информационных и сетевых технологиях, организационно-управленческих механизмах и инфраструктурном обеспечении, соответствующих императивам развивающейся инновационной экономики и информационного общества.

Список литературы:

1. Абашкин, В.Л., Бояров, А.Д., Куценко, Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. - 2012 - Т.6. - №3.

2. Хаджалова, Х.М. Качество жизни и человеческий капитал в формировании инновационного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. - №8 (70). - С. 104-110.

3. European Cluster Excellence Initiative (2012). The quality label for cluster organisations - criteria, processes, framework of implementation. Retrieved February 8, 2015, from: http://www.cluster-excellence.eu/

УДК 305.425.6 ББК 65

Гаджибекова И. А. - кандидат технических наук, доцент кафедры «Маркетинг и коммерция», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Gadzhibekova I. A. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce of the Dagestan State University of National Economy

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЫНКА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

PRESENT STATUS AND PRIORITY DIRECTION OF THE MARKET OF CHILDREN'S GOODS

Статья посвящена анализу структуры ассортимента детских товаров на российском рынке по видам товаров, ценовому сегменту. Проанализированы объемы рынков важнейших видов товарных групп по рынку детских товаров. Представлена структура сегмента игрушек в России. Приведен анализ полученных данных.

Ключевые слова: детские товары, анализ рынка, игрушки, ассортимент, сегменты рынка.

The article is devoted to the analysis of the structure of the assortment of children's goods on the Russian market by types of goods, price segment. The volumes of the markets of the most important types of commodity groups in the market of children's goods are analyzed. The structure of the toy segment in Russia is presented. The analysis of the obtained data is given. Keywords: children's goods, market analysis, toys, assortment, market segments.

В товароведении потребительских товаров термином «детские» определяются все товары [2], предназначенные для развития все физических, умственных навыков и приобретения культурных ценностей. Дети - будущее нашего общества и поэтому к этой группе товаров предъявляются очень жесткие требования безопасности и экологичности.

Особенностью этой группы товаров является то, что они:

- имеют относительно небольшой срок эксплуатации;

- должны быть безопасными для здоровья детей;

- иметь жесткие показатели экологичности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому детские товары включены в номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.