Научная статья на тему 'Принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера'

Принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / DISTRIBUTED INNOVATION-EDUCATIONAL CLUSTER / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGETIC EFFECT / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова С.Э., Эминова Н.Э.

Методологическая платформа исследования позволила представить инновационно-образовательные кластеры, функционирующие на основе сетевых принципов и системного использования современных информационно-коммуникационных технологий. Разработаны основные принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES FOR THE FORMATION OF A DISTRIBUTED INNOVATION-EDUCATIONAL CLUSTER

The methodological platform of the research made it possible to present innovative and educational clusters functioning on the basis of network principles and the systematic use of modern information and communication technologies. The basic principles of forming a distributed innovation-educational cluster are developed.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера»

конкурентный и инновационный потенциал друг друга, обеспечивая синергетический эффект на основе развития сетевых форм взаимодействия участников инновационного цикла.

Список литературы:

1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт, Т.6, №3, 2012.

2. Савзиханова, С.Э., Ибрагимова А.Х. Инновационные процессы - путь к успешному развитию предприятий // Креативная экономика. - 2011. -№5. - С. 71-76

3. Хаджалова Х.М. Качество жизни и человеческий капитал в формировании инновационного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. - №8 (70). - С. 104-110.

4. European Cluster Excellence Initiative (2012). The quality label for cluster organisations - criteria, processes, framework of implementation. Retrieved February 8, 2015, from: http://www.cluster-excellence.eu/

УДК: 334 ББК 65

Савзиханова С.Э. - доктор экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Эминова Н.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность» Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Savzikhanova S.E. - Doctor of Economics, Associate Professor of the Department «Information Technologies and Information Security» of the Dagestan State University of National Economy

Eminova N.E. - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Information technologies and information security» of the Dagestan State University of National Economy

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

PRINCIPLES FOR THE FORMATION OF A DISTRIBUTED INNOVATION-EDUCATIONAL CLUSTER

Методологическая платформа исследования позволила представить инновационно-образовательные кластеры, функционирующие на основе сетевых принципов и системного использования современных информационно-коммуникационных технологий. Разработаны основные принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера.

Ключевые слова: кластер, распределенный инновационно-образовательный кластер, принципы, синергетический эффект, современные технологии.

The methodological platform of the research made it possible to present innovative and educational clusters functioning on the basis of network principles and the systematic use of modern information and communication technologies. The basic principles of forming a distributed innovation-educational cluster are developed.

Key words: cluster, distributed innovation-educational cluster, principles, synergetic effect, modern technologies.

Инновационная политика ведущих развитых стран в последние десятилетия все более опирается на кластерную концепцию, которая объясняет рост конкурентоспособности бизнеса [1].

В научной литературе при описании процессов кластеризации чаще всего по отдельности рассматриваются инновационные и образовательные кластеры. Исследования показывают, что в современных условиях инновационный процесс и образование неразрывно связаны воспроизводственными цепочками и могут эффективно развиваться только совместно. Следовательно, на уровне региона экономически целесообразно развивать объединенные инновационно-образовательные кластеры [3].

Инновационно-образовательный кластер представляет собой системное объединение различных организаций (образовательных, научных организаций, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов

государственного управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и др.), позволяющее использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновационную деятельность для роста конкурентоспособности экономики региона [2, 3].

Основная цель функционирования инновационно-образовательных кластеров - развитие инновационного потенциала региона, реализация приоритетных направлений развития науки, образования, техники и технологий, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий и организаций реального сектора экономики, повышение конкурентоспособности региональной инновационно-ориентированной экономики и подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных в реальном секторе экономики.

Глобализация мировой экономики и широкая информатизация деятельности всех экономических структур актуализирует развитие наиболее адаптивных форм кластерообразования, в том числе распределенных инновационно-образовательных кластеров.

Распределенные инновационно-образовательные кластеры формируются на основе сетевых технологий, преодолевая ключевое ограничение классического кластера - территориальную близость его участников. Новые технологии, предусматривающие сетевые формы взаимодействия, позволяют решать актуальные задачи, которые стоят перед участниками инновационного кластера, путем привлечения участников из разных регионов, стран, континентов.

В научной литературе указывается, что кластеры могут быть инновационно-образовательными, многоядерними и распределенными,

однако ни одна из этих позиций достаточно не исследована, и нет их описания. В целом, про распределенный инновационно-образовательный кластер информации еще меньше. В научной литературе достаточно подробно описываются принципы формирования традиционных кластеров, однако, принципы формирования распределенных инновационно-образовательных кластеров исследованы недостаточно и нет их четкого описания. Поэтому считаем необходимым определить принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера. Таким образом, на основе проведенных исследований и обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также имеющихся материалов в научной литературе в рамках данного исследования разработаны основные принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера.

Предлагается рассмотреть несколько из них в таблице 1.

Таблица 1

Принципы формирования распределенного инновационно-образовательного кластера

Принципы Характеристика

Синергетиче ского эффекта демонстрирует добровольное объединение участников кластера, при условии оказания государственной поддержки и рационального использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, предусматривающий снижение издержек, повышение рентабельности за счет взаимовыгодного внутрикластерного взаимодействия, что обеспечивает положительный эффект, повышающий совокупный эффект отдельных составляющих

Распределенности характеризует наличие территориально распределенных участников кластера, расположенных в разных регионах и осуществляющих совместную деятельность на основе сетевого внутрикластерного взаимодействия в рамках единой информационно-коммуникационной системы, а также наличие распределенной инфраструктуры управляющей компании кластера

Надежности означает наличие надежной информационно-сетевой среды внутрикластерного взаимодействия, обеспечивающий конфиденциальность обмена и хранения информации, документов, гарантирующий однозначную идентификацию личности во всех проводимых мероприятиях, позволяющий осуществлять электронный документооборот, используя средства электронной подписи и шифрования

Актуальности указывает, что в современных условиях развития сетевой экономики наибольшую актуальность получили распределенные иновационно-образовательные кластеры, являющиеся частью региональной экономической системы, обеспечивающие существенное повышение потенциала и конкурентоспособности региона, привлекая в качестве участников предприятия из разных регионов, обладающих огромным материальным, инновационным, людским и финансовым потенциалом, настроенных на реализацию совместных инновационных проектов на основе сетевого взаимодействия

Многоядерно сти означает, что распределенные инновационно -образовательные кластеры предусматривают осуществление деятельности по нескольким направлениям, имея в своей структуре инновационные и образовательные подкластеры, обладающие всем функционалом самостоятельного кластера и имеющие свое ядро, что в целом существенно повышает эффективность политики кластеризации регионов

Структура распределенного инновационно-образовательного кластера значительно отличается от структуры традиционного кластера тем, что в нем используется более широкий набор современных форм внутрикластерного взаимодействия. Ключевым системным свойством распределенного инновационно-образовательного кластера является сетевая форма взаимодействия его участников. В предлагаемой модели распределеного инновационно-образовательного кластера макрорегиона предусматривается создание единой информационно-коммуникационной среды для всех участников инновационного процесса в макрорегионе. Для осуществления внутрикластерного взаимодействия фирма-участник кластера должна обладать внутрисетевой средой, адаптированной к сетевой среде кластера.

Только в этом случае участник может получить максимальный синергетический эффект от участия в кластере. Учитывая то, что каждый участник самостоятельно не может создать у себя соответствующую внутреннюю сетевую среду, в рамках инновационно-образовательного кластера макрорегиона предусмотрена возможность предоставления каждому участнику готового программного продукта, который позволяет создать внутреннюю сетевую среду на основе «облачных» технологий. Это означает, что участнику для этого не нужно иметь свой сервер.2

Распределенная структура инновационно-образовательного кластера становится самоорганизующей системой, формирующей внутрикластерные связи для решения конкретных проектных задач.

Список литературы:

1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт, Т.6, №3, 2012.

2. Бирюков А. В. Преимущества современных инновационных кластеров // Транспортное дело России. 2009. № 1.С. 40-41;

3. Савзиханова С.Э. Межрегиональная инновационная система -эффективный механизм перевода региональных экономик на инновационный путь развития // Креативная экономика. 2014. № 11. С. 46-52

4. European Cluster Excellence Initiative (2012). The quality label for cluster organisations - criteria, processes, framework of implementation. Retrieved February 8, 2015, from: http://www.cluster-excellence.eu/

2Облачные технологии - это удобная среда для хранения и обработки информации, объединяющая в себе аппаратные средства, лицензионное программное обеспечение, каналы связи, а также техническую поддержку пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.