Научная статья на тему 'Компаративный анализ институтов и форм государственной поддержки процессов кластерообразования в экономике стран Европы, США и России'

Компаративный анализ институтов и форм государственной поддержки процессов кластерообразования в экономике стран Европы, США и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ / ФОРМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / CLUSTERS / CLUSTER POLICY / COMPARATIVE ANALYSIS / EUROPEAN EXPERIENCE / FORMS OF STATE SUPPORT / FORMS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова С. Э., Эминова Н. Э.

В статье проведено сравнительное обобщение отечественного и зарубежного опыта развития институтов и инструментов государственной поддержки формирования распределенных инновационно-образовательных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INSTITUTIONS AND FORMS OF STATE SUPPORT OF CLUSTER FORMATION PROCESSES IN THE ECONOMIES OF EUROPE, THE USA AND RUSSIA

The article presents a comparative generalization of domestic and foreign experience in the development of institutions and instruments of state support for the formation of distributed innovation and educational clusters

Текст научной работы на тему «Компаративный анализ институтов и форм государственной поддержки процессов кластерообразования в экономике стран Европы, США и России»

УДК 332:133.6 ББК 65

Савзиханова С.Э. - доктор экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность», Дагестанский государственный университет народного хозяйства Эминова Н.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Savzikhanova S.E. - Doctor of Economics, Professor of the Department «Information Technologies and Information Security» of the Dagestan State University of National Economy

Eminova N.E. - Candidate of economic sciences, associate professor of the department «Information technologies and information security» of the Dagestan State University of National Economy

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ И ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ КЛАСТЕРООБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ЕВРОПЫ,

США И РОССИИ

COMPARATIVE ANALYSIS OF INSTITUTIONS AND FORMS OF STATE SUPPORT OF CLUSTER FORMATION PROCESSES IN THE ECONOMIES OF EUROPE, THE USA AND RUSSIA

В статье проведено сравнительное обобщение отечественного и зарубежного опыта развития институтов и инструментов государственной поддержки формирования распределенных инновационно-образовательных кластеров.

Ключевые слова: кластеры, кластерная политика, сравнительный анализ, европейский опыт, формы господдержки, формы взаимодействия.

The article presents a comparative generalization of domestic and foreign experience in the development of institutions and instruments of state support for the formation of distributed innovation and educational clusters. Keywords: clusters, cluster policy, comparative analysis, European experience, forms of state support, forms of interaction.

Формированию кластерной политики в России способствовало накопление и осмысление опыта создания в регионах интернациональных объединений типа протокластеров в рамках централизованной программы развития отраслей.

В отличие от западных кластеров, которые в большинстве своем формировались под воздействием частной инициативы предпринимательских структур, в России прослеживается тенденция создания кластеров по инициативе федеральных и региональных властей. Истоки данной тенденции базируются на логике централизованного планирования, действовавшей в Советском Союзе, когда наиболее конкурентные предприятия развивались в рамках территориально-производственных комплексов, наукоградов, закрытых

административно-территориальных образований и др. Соответственно, данные территории в последующем имели больший инновационный потенциал, здесь остался значительный производственный, научный и образовательный потенциал для развития экономических кластеров, в том числе кластеров инновационной ориентации.

В последнее время в российских научных кругах кластерная политика зачастую рассматривается как панацея от всех проблем региона, акцентируя внимание на том, каких успехов достигла кластерная политика в странах Европы и США. Однако полагаем, что слепое копирование западных моделей развития, без должного анализа российской специфики может привести к минимальным, иногда даже отрицательным экономическим результатам. Сравнительный анализ кластерной политики в России и за рубежом с целью определения наиболее оптимальных для российских регионов вариантов развития является весьма актуальным направлением научного исследования.

Сравнительный анализ российских и зарубежных кластеров целесообразно провести по следующим базовым условиям, оказывающим существенное влияние на становление кластеров: адресат мер государственной поддержки (национальный или региональный уровень); критическая масса профильных компаний; уровень частной инициативы; внутренняя конкуренция; развитая институциональная среда; открытость компаний для внешнего мира.

Анализ научной специализированной литературы позволил выявить, что европейский опыт кластерообразования, базирующийся на приоритетном стимулировании инновационных отраслей, оказал значительное влияние на кластерную политику в России. При этом для российской практики особенно актуальной является разработка эффективных методов отбора адресата государственных мер поддержки.

На сегодняшний день федеральные власти проводят политику выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, в том числе и за счет стимулирования развития инновационных территориальных кластеров. Однако опыт стран Европейского союза показал неэффективность подобных мер. Исследования, проведенные в европейских странах, дают следующую картину значимости регионального регулирования кластерного развития (рис. 1).

Анализ данных рисунка 1 показывает, что в европейских странах кластерная политика проводится как на региональном, так и на национальном уровне. Прослеживается положительная корреляция между значимостью кластерной политики на национальном и региональном уровнях. При этом в таких странах как Дания, Австрия, Испания довольно высоко оценивается значимость региональной кластерной политики. Анализ показал, что низкая значимость кластерных программ на национальном уровне наблюдается в странах с федеративным устройством или с достаточно автономными регионами. Все это позволяет утверждать, что необходима сбалансированная политика в области кластерообразования, охватывающая как национальный формат, так и региональный уровень. Кластерная политика, проводимая на национальном уровне, является безусловным фундаментом для более конкретных действий региональных властей [4]. Это означает, что национальный уровень кластерной политики должен формировать принципы и приоритеты развития инноваций в рамках кластерных образований, а региональная власть - формулировать уже

более конкретные направления развития каждого кластера. Важность национальной кластерной политики обусловлена необходимостью вовлечения административного ресурса различных министерств и ведомств страны, координирования их действий.

Рисунок 1. Оценка значимости национальной (а) и региональной (б) кластерной политики в европейских странах[4]

На рисунке 2 представлены систематизированные данные Евросоюза о доле стран, в которых сформирована кластерная политика на национальном и региональном уровнях.

Как видно из рисунка 2, национальные кластерные программы присутствуют в большей части европейских государств, а региональные программы поддержки кластерного развития отсутствуют в половине исследованных стран, что может объясняться двумя причинами: малой территорией или численностью населения отдельных государств Евросоюза, что делает нецелесообразным наличие отдельных региональных программ, или же, в отдельных случаях, высоким уровнем централизации власти и политической слабостью региональных структур.

Если рассматривать количество программ кластерной поддержки стран Евросоюза, следует отметить, что большая их часть (более 90%) формируется на национальном уровне, 4% на региональном и 6% на локально уровне, то есть с учетом специфики отдельного инновационного кластера (рис.3).

Рисунок 2. Наличие национальных (а) и региональных (б) кластерных программ в странах Европы [4]

Рисунок 3 .Направленность мер поддержки кластеров в европейских

странах[4]

Существуют положительные примеры как централизованной, так и децентрализованной кластерной политики. Например, в Испании традиционно важную роль играет региональная политика в целом и в области регулирования инноваций и кластерного развития, в частности.

В то же время национальные программы поддержки кластеров в Испании также присутствуют, например, Государственный план по науке, технике и инновациям на 2013-2016 гг. Данная программа направлена на решение комплекса институциональных проблем развития кластеров, акцентируя внимание на поддержке частной инициативы, в том числе, повышение научного потенциала частного сектора и вовлечение малых и средних предприятий в инновационный процесс; поддержке создания инновационных компаний и формирование сетей инвесторов, позволяющих использовать новые

формы финансирования исследований и разработок; установлении сотрудничества между частным и государственным секторами.

Зарубежный опыт формирования кластерной политики на региональном уровне можно рассмотреть на примере Канарского транспортного кластера, в развитие которого были вложены ресурсы Агентства исследований, инноваций и информационного общества Канарских островов. Одним из ключевых элементов поддержки данного кластера на региональном уровне является фискальный режим Канарских островов. В рамках данного кластера также создан Технологический фонд, оперативное управление которым осуществляют региональные власти.

Иной подход в кластерном регулировании прослеживается в Германии, где на национальном уровне принимаются наиболее важные решения, касающиеся поддержки кластеров. Так, например, в рамках Федеральной стратегии высоких технологий предусмотрены не только сами принципы кластерной политики, но и сформирован комплекс специальных мер кластерного развития. Среди таких мер можно особо обозначить создание Hi-tech Start-up Fund, программы Help for Helpers, развитие программ стандартизации для малых и средних предприятий и др.

Анализ данных о развитии кластеров в Европе показывает, что должный эффект от кластерного взаимодействия достигается в случае, если в рамках кластера функционируют не менее 30 - 50 организаций [9], а по некоторым оценкам, даже 100 [11].

Международный опрос представителей 356 кластеров, проведенный в 2012г., продемонстрировал, что в среднем на один кластер приходилось 80 организаций-участников [10]. В России среднее число организаций в составе пилотных кластеров достигает сорока четырех, что почти вдвое меньше среднемировой величины. Из 25 кластеров только в двух насчитывается свыше 100 субъектов, а в ряде других - не более 20[8].

Если проводить анализ по количеству участников кластера, то в России наибольшее число официальных участников характерно для информационно-коммуникационной сферы (ИКТ) и электроники. Такие же данные характерны для российских кластерных образований, функционирующих в сфере фармацевтики, биотехнологий и медицинской промышленности. Подобная тенденция обусловлена тем, что в этих отраслях большое количество малых и средних инновационных предприятий.

По оценке европейских экспертов, стабильное развитие кластера обеспечивается преобладанием представителей бизнеса на высших уровнях управления[6]. Поэтому общеевропейская система оценки качества управления кластерами оперирует среди прочего показателем доли производственных и сервисных компаний в общем числе участников, величина которой не должна быть менее 50% [5].

Отсутствие оптимального сочетания профильных предприятий негативно сказывается на количестве и качестве новых проектов. В этом случае мероприятие рискует стать инструментом скорее лоббирования, чем инновационного развития.

На рисунке 4 представлен удельный вес различных категорий организаций-участников кластеров в странах ЕС и России. Как видно из рисунка, доля малых и средних компаний в российских кластерах

значительно ниже аналогичного показателя в большинстве европейских стран. В российских кластерах преобладают государственные и крупные компании, что при определенных условиях создает благоприятную почву для развития коррупции, снижает уровень заинтересованности каждого участника в конечном результате, а также приводит к снижению конкуренции внутри кластера.

6 2Ц2| 8 7 1 Д|2 1? 14 4 4 15

1.1 Ц 1 Г

ВД 7 16 21 4 02 5 12 12 4 Ц 6 4 21

■ : Н; 7

п ^

^3|7 11

I 11

_ 11 5 22

Рисунок 4.Удельный вес различных категорий организаций участников кластеров в странах ЕС и России (%)[8]

| Малые и средние предприятия

Фирмы, не относящиеся к малым и средним

Высшие учебные заведения

I Научно-исследовательские и конструкторские организации

Финансово-кредитные организации и государственные институты развития

Органы государственной власти Прочие

Развивая тезис М. Портера о роли внутрикластерной конкуренции в устойчивом кластере, выскажем предположение, что внутренняя конкуренция между предприятиями - участниками особенно актуальна для реализации инновационного сценария. Инновации эффективнее всего развиваются, если конкуренция осуществляется в равных экономических, социальных и правовых условиях, а недобросовестное поведение пресекается государством [8].

Для развития кластера, построения отношений между его участниками и взаимодействия с внешними факторами очень большое значение имеет наличие специализированных организаций кластера. К настоящему времени институциализация путем создания специализированной организации считается действенным шагом в развитии кластеров. Как видно из данных, представленных на рис.5, в российских кластерах роль специализированных участников, координирующих взаимодействие участников, в большинстве случаев, отводится институтам развития и центрам кластерного развития.

Региональный институт развития..

Центр кластерного развития,.. Отдел инновационного развития в..

Технопарк Региональный институт развития..

6,6

53.

0

10

20 30

40

50

60

3

Рисунок 5. Статус специализированной организации в пилотных инновационных территориальных кластерах в России (%У

Данные, представленные на рисунках 6 и 7, наглядно иллюстрируют структуру источников финансирования управляющих и специализированных компаний кластерных образований в России и в Европе.

26 12 ■ Прочие

13 □ Бюджет международных организаций □ Региональный/местный бюджет

8 18 23

Рисунок 6. Источники финансирования управляющих компаний в зарубежных кластерах (проценты) [3]

А 6% 3% ■ федеральные и

А Г региональные бюджеты

21% ■ взносы участников

1 ■ бюджет местного

70% самоуправления

■ коммерческие доходы

Рисунок 7. Источники финансирования управляющих компаний в инновационных пилотных кластерах в России (%)[3]

Как видно из данных графиков, в то время как в европейских кластерах взносы участников формируют около 26% объемов финансирования, в России тот же показатель находится в пределах 21%.

В России и Европе большая часть расходов финансируется государством. При этом ключевое отличие европейских стран от России заключается в значительно более важной роли международных инвестиций в развитии кластеров. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что большинство европейских кластеров функционирует в сетевом формате и охватывает участников из нескольких стран.

Исследования показали, что инновационные кластеры в России пока не используют в полной мере синергию тройной спирали (университет-бизнес-государство) инновационного развития.

Управление инновациями осуществляется, как правило, по вертикали «сверху вниз», без учета потребностей рядовых участников кластера в полной мере.

Организация финансирования крупных инновационно-инвестиционных проектов осуществляется в России, в основном, через

1 Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития/ под.ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015.

институты развития, которые выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в рамках кластеров, к необходимым финансовым и инвестиционным ресурсам.

По данным отчета Правительства РФ, институты развития справились с поставленными задачами по формированию системы поиска, отбора и поддержки перспективных кластеров и инновационных проектов. Первоочередной задачей их деятельности в настоящее время также является стимулирование дополнительным финансированием спроса на инновационную продукцию предприятий кластеров, активное их вовлечение в программы импортозамещения. Однако судить о том, насколько эффективны эти инвестиции, более объективно можно путем сравнительного соотнесения расходов на НИОКР и объема экспорта высокотехнологичной продукции России и других стран (на рисунке 8).

1000000

ев И о и Т

100000

а

ев

ь- ^ § и

3 И10000

я о

В В

Я е

О В

Ч О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Ч

а ^

О ев

о к

О ев

В ^

X Э

в

В

ев

Н &

О

в

и И

<Г)

1000

100

10

Италия Германия • США Мексика • Испани/™ • Яп™

Швеция

Великобритания

• Словакия

• Поль! • ЮАР

Португалия • Индия

• Россия

Турция

• Словения .

Аргентина

.•^усь '®HaИиlIIИЯ

Эстония

Латвия

• Грузия

• Азербайджан

Армения

10 100 1000 10000 100000 1000000 Затраты на НИОКР, логарифмическая шкала (допл. по

ППС)

Рисунок 8. Соотношение расходов на НИОКР и объемов экспорта высокотехнологичной продукции в странах мира

Эти данные показывают, что Россия значительно уступает другим странам по затратам на инновации или объемам экспорта инновационной продукции. Кроме того, статистика результатов взаимодействия науки и производства показывает низкий процент внедрения разработок, особенно в системе учреждений высшей школы. Так, менее 5% вузовских разработок доходят до внедрения в промышленность, большая часть работ заканчивается публикациями и выступлениями на конференциях. Это, прежде всего, объясняется отсутствием эффективной кластерной политики.

На рисунке 1.12 представлены поступления от экспорта технологий и выплаты по импорту технологий в ведущих экономически

развитых странах в 2014 г. Эти два показателя наиболее наглядно показывают эффективность развития инновационной сферы государства. Как видно из диаграммы, показатели России существенно уступают показателям стран Европы и США.

140000

3

84

54447,3 153,7

49 8, 42 1 о 4

,6 74 3,9 2822,9 28 3, 10,8 72,8 16825,3 ,7 ,1 Г-1 о ,1 7, 3,5 3, 105 17 9,1 47 ,5 2, 22 5, 72,

щ и а 24 5 355 Г о 6 3 841 79 245 239,1 87 758,9 3258 1822 9, 51 3 0, 1 1 3, 6, 89 35 59 10 1,1 0, 6, " П ^ г-1 ^ ю , 1 1 -

80000

20000

■ Поступления от экспорта технологий ■ Выплаты по импорту технологий

20000

00000

60000

40000

0

Рисунок 9. Поступления от экспорта технологий и выплаты по импорту технологий: 2014 (ед. изм. млн. долл. США)[2]

Наиболее высокие показатели поступления от экспорта технологий и выплаты по импорту технологий у США. Эффективность инновационной сферы США многие авторы напрямую связывают с опытом развития инновационных кластеров в этой стране.

Глобализация делает конкуренцию настолько мощной и всеохватывающей, что роль основного механизма в развитии кластеров переходит к кооперации, сотрудничеству, причем в ее высших, сетевых формах, когда она связана с интерактивной координацией действий коллектива участников, обеспечивая синергию их совместных усилий.

Однако сетевые формы взаимодействия не нашли должного применения в существующих инновационных кластерах РФ, в то время как во всем мире именно сетевое взаимодействие в рамках инновационного кластера определяется как базовая конкурентоспособная составляющая.

Таким образом, сравнительный анализ российских и зарубежных кластеров и форм государственной поддержки кластерных инициатив по базовым их характеристикам (адресат мер государственной поддержки, критическая масса компаний, уровень частной инициативы, внутренней конкуренции в кластере, наличие развитой институциональной среды, открытость компаний для внешнего мира) выявил специфику российской практики кластерообразования, обусловленную во многом отсталой структурой российской экономики, неразвитостью региональных институтов и конкурентной среды, сложностью выхода российских компаний в зарубежные рынки инноваций, доминированием государственных институтов поддержки кластеров и неразвитостью

частной инициативы в этой сфере экономики. Таким образом, при формировании кластерной политики в России крайне важно учесть новые тренды, определяющие вектор развития кластерных подходов в развитых странах. При этом необходимо учесть, что на смену территориальным кластерам во всем мире приходят межрегиональные, межотраслевые, транснациональные кластеры, которые посредством сетевого взаимодействия субъектов сферы производства, науки и образования, формируют высококонкурентную мобильную стратегию развития, основанную на сопряженном развитии экономики, образования и науки.

Сравнительный анализ кластерной политики в России и за рубежом позволил, выявить, что в России основной упор делается на развитие инновационной инфраструктуры, инновационных территориальных кластеров, формируемых за счет ресурсов федеральных и региональных властей при низком уровне заинтересованности хозяйствующих субъектов. В то же время наиболее успешные зарубежные кластерные структуры и объекты инфраструктуры инновационной деятельности инициированы

участниками кластеров, бизнес-структурами и объединениями предпринимателей, что и определяет уровень активности участников в этих кластерах.

Компаративный анализ кластерной политики, проводимой в странах Евросоюза и в России показал, что российские кластеры в большинстве своем формируются при активном содействии федеральных властей, на основе существенных финансовых трансфертов со стороны государства, тогда как в зарубежной практике государственная поддержка направлена на развитие уже созданных и функционирующих кластеров, в основе которых лежит инициатива предпринимательских структур. Одной из основных проблем процессов кластероформирования в России является то, что взаимодействие участников кластера будет эффективным лишь при повышении низовой инициативы предпринимателей, заинтересованности участников в более эффективных формах взаимодействия, осознании роли инновационных технологий в условиях сложившейся в глобальной экономике высоко конкурентной экономической среды.

Список литературы:

1. Асаул, А.Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России / А.Н.Асаул / Вестник гражданских инженеров. - 2012. - № 3. - С. 223-236.

2. Индикаторы науки: 2015: статистический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - С. 300.

3. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития/ под.ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015.

4. European Cluster Policy Group Final Recommendations - A Call for Policy Action (2014). Available at: http://www.clusterobservatory.eu/ index.html#!view=classroom;url=/classroom/ECPG/. Accessed in 13 April 2015.

5. Hagenauer S., Kergel H., Sturzebecher D. (2012) European Cluster

Excellence BASELINE — Minimum Requirements Cluster Organisations, European Cluster Excellence Initiative. Available at: http://www.cluster-excellence.eu/filead cluster- excellence/grafiken/20111128

6. INNO Germany AG (2010) Clusters and clustering policy: A guide for regional and local policy makers, Brussels: European Commission. Available at: http://cor.europa.eu/en/Archived/Documents/59e772fa-4526-45c1-b679-1da3bae37f72.pdf, accessed 24.01.2014. p.108.

7. Ketels C.,Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy / C. Ketels. — 2013. www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04.

8. Kutsenko. Pilot Innovative Territorial Clusters in Russia: A Sustainable Development Model//Foresight-Russia, vol. 9, no 1, 2015

9. Lindqvist G., Ketels C., Solvell O. (2013) The Cluster Initiative Greenbook 2.0, Stockholm: Ivory Tower Publishers.p17.

10.0ECD (2007) Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches, Paris: OECD.

11.Pamminger W. (2014) Cluster Academy Workshop: Learning from a 'cluster region'. Global Conference 'Creating shared value through clusters for a sustainable future', 10-13 November 2014, Monterrey, Mexico. Available at: http://www.slideshare.net/TCINetwork/tci2014-11-

novclusterlabswerner-pamminger, accessed 22.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.