Иванова О. П. Ivanova О. Р.
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента им. И.П. Поварича, ФГБОУВО «Кемеровский государственныйуниверситет», г. Кемерово, Российская Федерация
ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ
Статья посвящена разработке инструментария, обеспечивающего синергию кластерного подхода и механизмов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) моногородов. Обосновано, что в процессе кластерообразования в регионах эффективнее использовать подход, базирующийся на сочетании инициативы региональных и муниципальных органов власти и предприятий, заинтересованных в размещении на ТОСЭР моногорода. Представлен востребованный на практике алгоритм создания внутрирегиональных кластеров, включающий этапы выявления рисков кластерообразования, изучения потенциала статуса ТОСЭР для возникновения кластеров, определения взаимных ожиданий субъектов данных территорий, согласования проекта развития кластеров на ТОСЭР моногорода со стратегическими ориентирами роста региональной экономики, формирования портфеля проектов, направленных на достижение перспективных целей диверсификации муниципальных монопрофильных территорий. Определена совокупность факторов успешного развития кластеров на ТОСЭР моногородов, показано влияние условий ТОСЭР и особенностей моногородов на потенциал кластерообразования. Обоснован выбор ключевых принципов создания кластеров на ТОСЭР моногородов, использование которых направлено на преодоление ограничений кластерообразованию, обусловленных особенностями моногородов, а также обеспечение востребованного реальной экономической ситуацией РФ ускоренного создания кластеров, способных к инновациям. Результаты исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития, политики кластерообразования в регионе.
Ключевые слова: кластерообразование, кластер, кластерная политика, внутрирегиональный (муниципальный) кластер, территория опережающего социально-экономического развития, моногород, факторы и риски развития кластеров, алгоритм кластерообразования.
STAGES AND PRINCIPLES OF CLUSTER FORMATION WITHIN SINGLE-INDUSTRY CITIES ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT ZONES
This paper is dedicated to development of array of tools providing synergy of cluster approach and mechanisms of single-industry cities advanced social and economic development zones (ASEDZ). It isjustified that it is more effective to use the approach based on the combination of the regional and municipal authorities' initiative and enterprises interested in siting within single-industry city ASEDZ in the process of cluster formation in regions. Intraregional cluster formation algorithm required in practice is represented, which includes stages of cluster formation risks detection, status of ASEDZ for cluster appearance potential study, identification of mutual expectations of the subjects within the territory, cluster development in single-industry city
Regional development
УДК 332.1; 334
Региональное развитие
ASEDZ project coordination with strategic guidelines of regional economy growth, pipeline of projects formation, aimed at achieving long-range goals of municipal single-industry territories diversification. The combination of factors for successful cluster development within ASEDZ of single-industry cities is defined, influence of the conditions of ASEDZ and specific aspects of single-industry cities on cluster formation potential is demonstrated. The choice of key principles of cluster formation in single-industry cities ASEDZ isjustified, the usage of which is aimed at overcoming cluster formation limitations, determined by specific aspects of single-industry cities, as well as provision of required by actual economic situation in the Russian Federation fast-tracked cluster formation, capable of innovations. The results of the research can be used by regional and municipal authorities when developing and implementing strategies of social and economic growth and cluster formation policy within a region.
Key words: cluster formation, cluster, cluster-based policy, intraregional (municipal) cluster, advanced social and economic development zones, single-industry city, cluster factors and risks, cluster formation algorithm.
Для диверсификации экономики моногородов РФ с 2014 г. создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Сейчас их уже более 30. Одним из индикаторов успешного развития ТОСЭР является число зарегистрированных резидентов. Однако реестр резидентов ТОСЭР, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований РФ, по состоянию на 26 октября 2017 г. включает лишь 66 организаций [1]. Не всем предприятиям, желающим получить статус резидента ТОСЭР, удается это сделать. Так, например, в статусе резидента ТОСЭР г. Анжеро-Судженск Кемеровской области в марте 2017 г. отказали фармацевтической компании, поскольку проект организации не соответствовал требованиям законодательства по количеству создаваемых рабочих мест. В программах создания и развития ТОСЭР моногородов должны быть определены виды экономической деятельности, способные стать внутренними точками роста экономики города. Однако на практике существуют проблемы разработки программ создания ТОСЭР, в частности выбора и обоснования направлений развития города, привлечения резидентов, не только удовлетворяющих критериям, предъявляемым законодательством, но и имеющих потенциал стать для территорий локомотивами развития. Создание на территории моногородов внутрирегиональных промышленных кластеров способно обеспечить синергетический эффект от получения преимуществ ТОСЭР и кластерного подхода, преодолеть проблемы становления
таких территорий в моногородах. Участники таких кластеров могут стать ключевыми резидентами ТОСЭР. Ряд проектов создания ТОСЭР в моногородах уже разрабатывается при использовании кластерного подхода. Так, например, в моногороде Юрга Кемеровской области, имеющем статус ТОСЭР, планируется создать три отраслевых кластера: производства строительных материалов, машиностроительный и агропромышленный. В моногороде Анжеро-Судженск Кемеровской области также рассматривается возможность формирования в рамках развития ТОСЭР нефтехимического и деревопере-рабатывающего кластеров. При подготовке заявки для получения статуса ТОСЭР моногорода Березовский Кемеровской области кластерный подход при обосновании перспективных направлений и механизмов развития города оценивается потенциал создания нефте-углехимического кластера. Применение кластерного подхода при формировании ТОСЭР в моногородах представляется оправданным, прежде всего, исходя из результатов реализации кластерной политики в РФ в последние годы. За время реализации кластерной политики в РФ было выделено 277 кластеров, однако 170 из них уже прекратили свое существование, но 61 кластер работает как минимум с 2008 г., а 46 кластеров начали свое развитие в период с 2013 г. по 2015 г. [2]. Пилотные инновационные территориальные кластеры показали положительную динамику наиболее важных целевых показателей эффективности, в частности, на предприятиях-участниках класте-
Regional development
ров созданы либо модернизированы более 95 тыс. рабочих мест, общий объем инвестиций в развитие кластеров из внебюджетных источников составил свыше 360 млрд руб. Однако для обеспечения синергии кластерного подхода и механизмов ТОСЭР в моногородах в целях решения социально-экономических проблем таких населенных пунктов необходима разработка принципов и алгоритма создания кластеров на ТОСЭР моногородов.
Анализ публикаций по экономике, региональному развитию, кластерообразованию в РФ показывает, что интерес к изучению совместного использования кластерного подхода и развития особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР) прослеживается уже около десяти лет. Так, в частности, изучаются возможности применения в российской экономике зарубежного опыта кластерного подхода в ходе создания свободных экономических зон (СЭЗ), на основе изучения китайского опыта развития титановой промышленности исследуется возможность сочетания кластерного и зонального подходов [3, 4]; ОЭЗ с кластерной формой организации рассматривается в качестве перспективной модернизированной модели развития региональной экономики, разрабатывается организационно-методический инструментарий оценки экономической целесообразности создания ОЭЗ с кластерной формой организации [5, 6]; изучаются теоретические и эмпирические основы комбинирования СЭЗ с промышленными кластерами, анализируется опыт Индии, использующей механизм синтезирования СЭЗ с существующими кластерами, демонстрируются общие черты СЭЗ и кластеров, усиление эффекта от создания СЭЗ с помощью кластеров [7]. В исследованиях зарубежных ученых исследован опыт создания кластеров в особых экономических зонах и индустриальных парках. Так, в частности, некоторые кластеры Китая появились именно в ОЭЗ, например, кластеры информационных и коммуникационных технологий в Чжунгу аньцунь (Пекин), кластер электроники и биотехнологии в Пудуне (Шанхай) [8]. Фактически дан-
ные зоны обеспечили для кластеров предпосылки появления и благоприятные условия эффективного развития.
Смысл применения кластерного подхода к развитию ТОСЭР моногородов заключается в том, что не только создается база для роста налогооблагаемой базы за счет размещения предприятий-смежников, но и снижается себестоимость производства продукции, улучшается социально-экономическое положение населения, формируется основа для смены отраслевой специализации территории в результате появления новых индустрий и построения дополнительных цепочек создания стоимости за счет вовлечения новых участников. Промышленные и бизнес-кластеры привлекают интерес правительств, транснациональных корпораций и местных предприятий в странах Азии, рассматриваются как инструмент укрепления и диверсификации городов и регионов [9]. Формирование кластеров обеспечивает значительные преимущества, позволяя городам и регионам получить эффект от увеличения масштаба бизнеса, что достигается в результате совместного поиска и сотрудничества участников кластеров в области передачи знаний и использования инвестиционных возможностей.
В целом, несмотря на наличие работ, посвященных вопросу сочетания кластеров и ТОР, на сегодняшний день отсутствует инструментарий использования кластерного подхода в сочетании с ТОСЭР моногородов, в частности, не сформулированы принципы кластерообразования на территориях со специальным экономическим режимом. Кроме того, существует востребованность алгоритма кластерообразования на ТОСЭР моногородов, отличающегося от существующих учетом особенностей моногородов и создаваемых в них ТОР, а также определяемых этими особенностями факторов и рисков устойчивого развития кластеров.
Рассмотрение различных дефиниций понятия «кластер» даст нам возможность сформулировать свое, применительно к теме исследования. Кластером в экономическом смысле является сконцентрированная на
определенной территории совокупность фирм, взаимосвязанных, но относящихся к разным отраслям. Нами выделены ключевые моменты, объединяющие дефиниции, сформулированные М. Портером [10], К. Кетель-сом [11-13], С. Розенфельдом [14], М. Штай-нером [15], М. Енригхтом [16], С. Божа [17], а также предлагаемые в [18]: концентрация на определенной территории (территориальная близость фирм-участников), взаимодействие, сетевая организация и кооперация фирм и других субъектов (научных и образовательных организаций, предприятий обслуживающих отраслей), внутренняя конкуренция, генерация инноваций, синергетический эффект от взаимодействия. Особое значение способности кластеров генерировать инновации в результате коллаборации участников кластера в науке и индустрии отмечают Н. Смородинская [19, 20], Д. Катуков, В. Малыгин [21].
Создаваемый на ТОСЭР моногорода внутрирегиональный (муниципальный) промышленный кластер предлагается рассматривать как: инструмент структурирования промышленности, способ сетевой организации промышленных компаний и предприятий, относящихся к вспомогательным и обслуживающим отраслям, малых и средних, в том числе инновационных фирм, научных учреждений, образовательных организаций, муниципальных структур; объединение организаций, формируемое с целью генерации и реализации проектов диверсификации экономики моногорода и инвестиционных проектов, направленных на развитие ТОСЭР. Его признаками являются: сочетание конкуренции и кооперации, рынка и организации; форма промышленной организации, характеризующаяся концентрацией экономической и предпринимательской активности и ограниченная географическими факторами (муниципальным районом, городским округом); участники — предприятия моногорода, специализирующиеся на производстве конкурентоспособной продукции, поставщики сырья, услуг, инфраструктура кластера, соз-
Региональное развитие
дающие в совокупности конечный продукт и добавленную стоимость [22].
Существуют разные подходы к формированию кластеров: самоорганизация и организация при поддержке государства. Самоорганизация или либеральный подход не предполагает прямого государственного вмешательства, поддержки со стороны органов власти. В ряде публикаций доказывается, что эффективные кластеры зарождаются естественным путем в результате самоорганизации, например, в Силиконовой долине, Калифорнии (США) и др. [23]. Однако такой эволюционный путь появления кластеров требует значительного времени, зачастую более 10 лет. Т. Бреннер рассматривает кластер как результат эволюционных процессов, специфических условий и движущих сил на конкретной территории [24]. Характеристиками самоорганизующейся системы он называет благоприятные местные условия, поддерживающие высокий уровень занятости в фирмах, который, в свою очередь, поддерживает благоприятные условия на территории [25].
Другой подход к кластерообразованию основан на активной роли, поддержке государства. Так, подход «полюса конкурентоспособности» предполагает партнерство бизнеса, центральных и местных властей, реализации государством различных форм государственной поддержки, например в рамках реализации стратегий развития территорий. М. Викхем [26] в кластерообразовании роль государства, заключающуюся в создании благоприятных для кластеров условий, в частности, инфраструктуры, видит как наиболее важную. Исследования свидетель-свуют о том, что инициативы создания кластеров в 32 % исходят от государственных органов власти, совместные усилия государства и предприятий в 35 % случаев приводят к созданию кластеров, в более 50 % случаев финансирование кластерных инициатив осуществляется государством [27]. Проводимая в РФ кластерная политика также базируется на признании активной роли государства при
Regional development
выявлении, конкурсном отборе кластеров для поддержки.
Самоорганизация кластеров в течение длительного времени неприемлема для российской экономики, в связи с этим требуются новые организационные принципы, механизмы, технологии, чтобы ускорить процесс кластерообразования до 2-3 лет [23]. Создание ТОСЭР может решить задачу формирования среды для зарождения кластерных сетей и устранения препятствий в налаживании горизонтальных связей.
К. Кетельс считает, что кластерный подход действительно эффективен в том случае, если экономика региона диверсифицирована, в определенных отраслях уже накоплена критическая масса, и кластер помогает полнее реализовать имеющийся потенциал. Но что делать, если нужны серьезные структурные изменения, а некоторые отрасли приходится создавать с нуля? [28]. Так, например, в Кемеровской области, характеризующейся слабой диверсифицированностью экономики (коэффициент региональной товарности по углю в 2016 гг. равен 0,93; коэффициент концентрации Херфиндаля-Хиршмана в 2015 г. — 1327,65), существует необходимость развития непрофильных для региона отраслей.
Поэтому при создании муниципальных кластеров в рамках ТОСЭР эффективнее использовать сценарный подход, предполагающий сочетание инициатив региональных и муниципальных органов власти, а также бизнеса, заинтересованного разместить предприятия на ТОСЭР. В результате анализа существующей практики кластерообразования в РФ, востребованности создания кластеров на ТОСЭР для решения проблем моногородов, нами разработан следующий алгоритм кластерообразования.
Алгоритм создания кластеров на ТОСЭР моногородов
1. Исследование проблем функционирования моногорода, определение факторов, препятствующих зарождению кластеров. Без определения глубины и сложности проблем, обусловленных особенностями собственно моногородов, сложно разработать реально осуществимый проект создания ТОСЭР на
основе кластерного подхода. Выявленные риски кластерообразования важно не только отразить в таком проекте, но и разработать меры по их минимизации. Особенности моногородов связаны с доминированием одной отрасли, с низким уровнем развития и изношенностью основных средств градообразующего предприятия. Препятствовать кластерообразованию в моногородах может степень сложности их социально-экономического положения. В зависимости от сложности социально-экономической ситуации выделяют три категории моногородов [29]: города с наиболее сложным социально-экономическим положением (так называемая «красная зона» — в ней находятся 94 моногорода РФ), города с рисками ухудшения социально-экономического положения («желтая зона» — 154 моногорода) и города со стабильной социально-экономической ситуацией («зеленая зона» — 71 моногород). Моногородам свойственны проблемы муниципального управления [30], в частности, обусловленные сложностью согласования приоритетов и целевых установок развития на уровне области и муниципальных образований, отсутствием работающих механизмов генерации проектов, низким качеством менеджмента градообразующих предприятий, трудностями привлечения квалифицированных кадров. В моногородах имеют место проблемы институциональной среды предпринимательства, в том числе слабое развитие инфраструктуры. Препятствием для развития кластеров может стать характерная для российских предприятий низкая инновационная активность бизнеса, которая в основном сводится к приобретению машин и оборудования без осуществления НИОКР. Без получения статуса ТОСЭР моногород, как правило, не является той площадкой, где без поддержки государства могут возникнуть и успешно развиваться кластерные инициативы. Однако источником рисков кластерообразования являются не только особенности моногородов, но и характеристики ТОСЭР. Кроме того, анализ рисков кластерообразования следует проводить в совокупности с
выявлением факторов устойчивого развития кластеров.
2. Исследование потенциала статуса ТОСЭР для решения проблем моногорода, выявление факторов, обусловленных особенностями и характеристиками ТОСЭР, не только препятствующих, но и способствующих развитию кластеров на таких территориях. Как статус ТОСЭР моногорода способствует возникновению и развитию кластеров? В результате анализа критериев отбора пилотных кластеров в РФ [31], успешного зарубежного и отечественного опыта развития кластеров [26], зарубежного опыта кластерного менеджмента [32], результатов исследований практики государственного управления промышленными кластерами, процессов формирования бизнес-кластеров и высокотехнологических кластеров [17, 27, 32-41] нами определена совокупность факторов устойчивого развития кластеров. В этой совокупности следует выделить: уровень развития инфраструктуры; уровень развития производственного потенциала; критическое количество участников-компаний, работающих в профильной деятельности, а также реализующих смежные и поддерживающие виды деятельности; удельный вес малых и средних предприятий в составе кластера; научный, технический и образовательный потенциал территории; привлекательность территории для квалифицированных кадров; условия развития конкуренции; наличие формальных процедур и критериев отбора проектов, входа в кластер и выхода из него, правил взаимодействия участников кластера; стратегию развития кластера как согласованное видение перспективы всеми его участниками; нацеленность на структурные изменения и создание новых индустрий путем формирования дополнительных цепочек создания стоимости; уровень сетизации и кооперации, интенсивность коммуникаций между организациями и отдельными специалистами разных организаций; открытость кластера, включая возможность обратной связи с инвесторами и субъектами инновационной инфраструктуры. Условия ТОСЭР и особенности моногородов способны усилить
Региональное развитие
или ослабить влияние данных факторов. В частности, при создании ТОСЭР в моногородах особое внимание уделяется развитию инфраструктуры, к резидентам применяются упрощенные процедуры подключения к инфраструктуре, инфраструктурные проекты инвестируются Фондом развития моногородов. Так, например, в Кемеровской области, в которой 2 моногорода получили статус ТОСЭР (Анжеро-Судженск и Юрга), не только реализуется подпрограмма «Модернизация экономики моногородов» государственной программы Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса на 2014-2019 годы», но и совместно с Фондом развития моногородов софинансируются проекты строительства и реконструкции инфраструктуры в моногородах, необходимой для реализации инвестиционных проектов. В первую очередь, для снятия инфраструктурных ограничений и привлечения инвесторов и резидентов в г. Анжеро-Судженск построены: водовод стоимостью 404,433 млн руб., магистральный водопровод стоимостью 241,7 млн руб., воздушная линия электропередачи стоимостью 31,3 млн руб. В г. Юрга построен канализационный коллектор стоимостью 136,5 млн руб. Строительство и реконструкция инфраструктуры в моногородах позволили начать реализацию новых проектов, а также очередных этапов реализуемых в городах проектов. Так, в частности, в Анжеро-Судженске осуществляются строительство нефтеперерабатывающего комплекса ООО «Анжерская нефтегазовая копания» и ООО «НПЗ «Северный Кузбасс», модернизация производства ООО «Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод», строительство фанерного комбината, реализуются проекты по переработке древесины, производству мебели, тротуарной плитки, стекло-пластиковых труб, изготовлению металлоконструкций и комплектующих для промышленного оборудования, строительство гостиничного комплекса, организация логистического центра. На ТОСЭР г. Юрга создание инфраструктурных объектов позволило приступить к реализации проектов по стро-
Regional development
ительству завода по производству экструзи-онного пенополистирола, модернизации действующего производства упаковочной тары ООО «Сибирская фабрика «Комус-Упа-ковка», производства водометных движителей и катеров ООО «Бриз», расширение действующего производства фармацевтического оборудования, расширение заготовительного участка для производства печей и погрузчиков ООО «Трио», реконструкция цеха розлива минеральной и питьевой воды ООО «Аква-Вита», расширение действующего производства сельскохозяйственной техники ООО «Спецпром», ремонтных комплектов для производственного оборудования ООО «Открытие», бытовых отопительных котлов и печей ООО «Торгово-Промышленная Компания «Котлов Центр».
Налоговые льготы, предоставляемые резидентам ТОСЭР моногородов, стимулируют привлечение новых предприятий. Требуемый объем инвестиций проектов резидентов создает предпосылки для обеспечения высокого уровня развития производственного потенциала. Строительство новых производств в рамках реализации проектов резидентами создает предпосылки для появления предприятий-смежников, развития вспомогательных производств. Поэтому появление критической массы участников кластера может быть значительно ускорено именно в условиях ТОСЭР моногородов. Определяемый для каждой ТОСЭР моногорода перечень разрешенных видов деятельности для резидентов активизирует появление предприятий новых для города отраслей. Строительство новых крупных производств резидентами ТОСЭР формирует условия для зарождения пояса малых и средних предприятий, выполняющих функции обслуживания крупных предприятий.
Какие риски созданию кластеров несут особенности ТОСЭР? Риски, препятствующие возникновению и развитию кластеров на ТОСЭР моногородов, связаны, во-первых, со сложностью получения статуса ТОСЭР; во-вторых, с рисками, обусловленными характеристиками ТОСЭР, связанными, в частности, с требованиями к резидентам,
инвесторам, инвестиционным проектам. Есть вероятность того, что моногород не сможет выполнить критерии создания ТОСЭР, например, привлечь резидентов, способных реализовать инвестиционные проекты с определенным объемом финансирования, предоставить резидентам земельные участки или другие ресурсы для реализации проектов, разработать мероприятия по преодолению инфраструктурных ограничений. Количество внесенных в реестр резидентов ТОСЭР моногородов свидетельствует о сложности их привлечения. Ограничениями для развития новых отраслей на ТОСЭР моногорода является дефицит кадров, прежде всего, высококвалифицированных, особенно, если производства, которые планируют организовать на территории резиденты и инвесторы, являются высокотехнологичными и наукоемкими. Существует проблема с привлечением инвестиций в РФ, тем более для организации нового бизнеса в неблагополучном моногороде. Ограничения класте-рообразования, обусловленные особенностями ТОСЭР, прежде всего, связаны с кадровыми рисками; проблемами привлечения инвесторов; чрезмерным вмешательством представителей властей в бизнес резидентов; рисками, связанными с возможностью изменения властью условий соглашения в ходе реализации проекта; ограничениями, связанными с узким перечнем разрешенных видов бизнеса на ТОСЭР и ограничениями на контракты с градообразующим предприятием. Однако следует отметить, что этих рисков гораздо меньше, чем препятствий кластерообразованию, обусловленных особенностями моногородов, к тому же они при развитии ТОСЭР могут значительно снижаться.
3. Определение перспективных направлений развития на основе анализа потенциала территории (ресурсов, инфраструктуры, человеческого капитала, имеющихся отраслей). Выбор приоритетов регионального развития должен иметь качественную доказательную базу. Инновационные решения для моногорода должны основываться на глубоком анализе преимуществ территории. При
определении перспективных направлений развития территории, потенциально успешных кластеров важно исследовать вопрос связанности (геЫеёпезз) [28]. Успешность развития какого-либо одного вида деятельности способна стать основой будущих достижений. И поэтому важна функциональная близость участников для обеспечения кластерной кооперации.
Поскольку субъектами механизма формирования и развития внутрирегиональных (муниципальных) кластеров на ТОСЭР моногородов являются население города, предприятия города (муниципальные и немуниципальные), потенциальные и реальные резиденты, инвесторы, научные и образовательные организации, фирмы, относящиеся к инфраструктурным отраслям, администрация (муниципалитет), то их взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязи, деятельность определяют состояние, проблемы, перспективы развития кластеров в городе. Важное значение в процессе анализа перспектив развития ТОСЭР моногорода на основе кластерного подхода имеет выявление взаимных ожиданий этих субъектов, а также анализ степени их реализации. Управление развитием ТОСЭР моногорода необходимо базировать на выявлении ожиданий и согласовании интересов его составных элементов. Поэтому инструментами определения направлений развития ТОСЭР моногорода на основе кластерного подхода могут стать анкетирование, опрос и интервью реальных и потенциальных резидентов ТОСЭР, потенциальных участников кластеров на ТОСЭР моногородов, анализ существующих агломераций, SWOT-aнaлиз, методология форсайта при выявлении кластерных инициатив.
4. Согласование проекта развития ТОСЭР моногорода в синергии с кластерным подходом со стратегией регионального развития и региональной кластерной системой. Необходимо увязывание приоритетов и целевых установок развития на уровне области и муниципальных образований.
5. Разработка портфеля проектов создания кластеров на ТОСЭР в моногороде. Проектный подход к формированию и раз-
Региональное развитие
витию кластеров является более эффективным для достижения целей создания ТОСЭР с использованием кластерного подхода. Портфель проектов создания кластеров рассматривается нами как совокупность проектов, разработанных и реализуемых для достижения стратегических целей развития ТОСЭР моногорода. Реализация на практике методологии управления портфелями проектов дает возможность оценить приоритетность проектов, повысить предсказуемость планируемых результатов, оперативно реагировать на изменения во внешней среде, обеспечить стратегическое развитие территории, получить синергетический эффект, выражающийся, в первую очередь, в том, что эффективность портфеля в целом больше суммарных показателей эффективности отдельных проектов портфеля.
В результате анализа кластерной теории, методологии и практики реализации кластерной политики в РФ и за рубежом, опыта создания российских пилотных инновационных территориальных кластеров, факторов и рисков развития кластеров определены основные принципы формирования внутрирегиональных (муниципальных) промышленных кластеров в рамках создания ТОСЭР в моногородах'.
1) создание привлекательных условий городской среды для квалифицированных кадров и инновационного предпринимательства. Формирование таких условий на ТОСЭР моногорода зависит от существующих и привлекаемых в город производств. Если перечень разрешенных для резидентов ТОСЭР видов деятельности включает требование квалифицированных кадров, то и благоприятные инвестиционные, льготные налоговые условия ТОСЭР стимулируют рост числа рабочих мест для таких категорий работников, а значит и привлекают их в город. Данный принцип направлен на преодоление недостатков, определяемых особенностями моногорода;
2) обеспечение открытости для привлечения резидентов и новых участников. Открытость кластера обеспечивает трансляцию потенциальным участникам выгод от
Regional development
деятельности в составе кластера. Кластер сформируется достаточно быстро, если бене-фиты от вступления в кластер существенны и очевидны, а информация о них доступна и однозначно трактуется всеми игроками. В этом случае участники кластера присоединятся к кластеру по собственному желанию [23]. Поскольку задача ТОСЭР состоит в привлечении в город новых производств, инвесторов, резидентов, то следование принципу открытости в значительной мере определяет возможность зарождения и успешного устойчивого развития кластеров в моногороде. Выбор данного принципа обоснован необходимостью стимулирования ускоренного создания кластеров;
3) использование стратегии сетизации с целью развития коллаборации в индустрии и науке. Востребовано взаимодействие представителей трех ведущих институциональных секторов — науки (университетов), бизнеса и властей. Для диффузии инноваций, появления новых продуктов и технологий в кластере важно обеспечить условия для сетизации и возникновения проектных команд. Сетизация является одним факторов устойчивого развития кластеров на ТОСЭР моногородов. Сетизацию как важный аспект кла-стерообразования отмечают многие исследователи. Так, например, Карлик А.Е. и Платонов В.В. территориальные кластеры называют частным случаем территориально локализованной кооперационной сети [42]. В [43] кластеры определяются как сети сильно взаимозависимых фирм (включая специализированных поставщиков), связанных друг с другом цепочкой создания добавленной стоимости. Для решения задачи диверсификации экономики моногорода выгоднее строить и развивать кластеры, не формирующиеся вокруг предприятия отраслевой специализации моногорода, а имеющие потенциал развития с учетом других, не относящихся к специализации возможностей территории. Тем более, что разрешаемые для резидентов ТОСЭР виды деятельности отличны от сложившегося отраслевого профиля моногорода. Для того чтобы появились кластеры, способные к инновациям, необходима дело-
вая среда, свободная от монополизированных структур, благоприятствующая развитию горизонтальных связей между тремя важными участниками — муниципалитетом, предприятиями и научными и образовательными организациями. Формирование и развитие сетей (производственной и деловой) основаны на комбинации ключевых компетенций предприятий, множества малых фирм (вспомогательные, обслуживающие, сервисные предприятия). Сети отличают сотрудничество (совместное создание стоимости, а не просто рыночный обмен) и особая роль внутренней инфраструктуры, межличностных связей, передачи знаний. Кластер, создаваемый как сеть предприятий и организаций, обладает рядом преимуществ перед структурами, имеющими жесткие юридические рамки: свобода «входа» и «выхода» из сети и кооперационных связей; возможность укрепления наиболее эффективных кооперационных связей; неограниченное число участников, сколь угодно «длинные» цепи взаимосвязей; способность интегрировать ресурсы разного числа участников для финансирования проектов, направленных на создание новых производств;
4) развитие внутренней конкурентной среды, состязательности субъектов в составе кластера для роста эффективности деятельности, в том числе инновационной.
Выбор принципов сетизации и развития внутренней конкуренции обусловлен необходимостью стимулирования зарождения способных к инновациям кластеров. Именно такие образования способствуют возникновению новых цепочек ценности, появлению новых для территории моногородов отраслей, диверсификации экономики.
Выводы
В результате анализа подходов к трактованию и формированию кластеров не только предложена дефиниция понятия «внутрирегиональный (муниципальный) промышленный кластер, формируемый на ТОСЭР моногорода», выделены его ключевые признаки, но и обоснована предпочтительность сочетания инициативы и органов власти, и бизнеса при определении кластерных инициатив и их
развития. Разработаны алгоритм создания кластеров и принципы кластерообразования на ТОСЭР моногородов. Алгоритм проектирования кластеров на ТОСЭР моногородов основан на: последовательном выявлении факторов и рисков кластерообразования, позволяющих учитывать их взаимовлияние на успешность реализации кластерных инициатив; выявлении ожиданий участников механизма кластерообразования на ТОСЭР моногорода; согласовании муниципальной кластерной стратегии с региональным видением; использовании проектного управления для создания стратегии развития ТОСЭР моногорода на основе кластерного подхода. Сформулированы основные принципы соз-
Список литературы
1. Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/ econreg/monitoringmonocity/2016160505 (дата обращения: 01.11.2017).
2. Kutsenko Е., Islankina Е., Abashkin V. The evolution of cluster initiatives in Russia: the impacts of policy, life-time, proximity and innovative environment. Foresight, 2017. Vol. 19. No. 2. P. 87-120.
3. Баженова Ю.В. Свободные экономические зоны технико-внедренческого типа: теория и практика// Экономические науки. 2008. № 2. С. 440-446.
4. Баженова Ю.В. Экономический механизм функционирования особых экономических зон в России II Экономические науки. 2009. № 8. С. 23-27.
5. Колесникова Ю.Ф. «Элемент» модифицированного индустриального экономического кластера «особых экономических зон» II Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 5 (35). С. 161-164.
6. Колесникова Ю.Ф. Метод многокритериального выбора оптимального состава элементов экономического кластера «особой экономической зоны» в условиях неполной исходной информации и неопределенности
Региональное развитие
дания кластеров на ТОСЭР моногородов, базирующиеся на учете их особенностей, факторов и рисков кластерообразования на таких территориях и анализе успешной практики развития кластеров.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта «Разработка методики формирования и развития внутрирегиональных (муниципальных) кластеров на территории опережающего социально-экономического развития моногорода» № 17-02-00453 РГНФ, основной конкурс 2017 года, код ГРНТИ: 06.61.43 (рук. -Иванова О.П.).
состояния объектауправления//Перспективы науки. 2014. № 7 (58). С. 100-103.
7. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Кластерный подход в организации свободных экономических зон II АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 80-83.
8. Зенг Д.Ж. How do special economic zones and industrial clusters drive China's rapid development? Building engines for growth and competitiveness in China. Experience with special economic zones and industrial clusters. 2010. 240 p. Available at: https://myweb.rollins. edu/tlairson/asiabus/chinasezs.pdf.
9. Choe K., Roberts B. Competitive cities in the 21st century: Cluster-based local economic development. Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2011. Available at: URL: http://abclusters.org/wp-content/ uploads/2013/12/cluster-based-local-economic-development.pdf (дата обращения: 16.08.2017).
10. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом Вильяме, 2005. 608 с.
11. Ketels С. Clusters, cluster policy, and Swedish competitiveness in the global economy. Expert Report No. 30 to Sweden's Globalization Council, 2009. 66 p.
12. Ketels C., Memedovic O. From clusters to cluster-based economic development II International journal of technological learning, innovation and development. 2008. Vol. 1. No. 3. P. 375-392.
REGioNAL DEvELopMENT
13. Ketels С., Lindqvist G., Solvell O. Cluster initiatives in developing and transition economies. Stockholm, 2006. 40 p.
14. Rosenfeld S.A. Bringing business clusters into the mainstream of economic development//European planning studies. 1997. Vol. 5. P. 3-23.
15. Steiner M., Hartmann C. Learning with clusters: a case study from upper styria / M. Steiner (ed.): Clusters and regional specialization — on geography, technology and networks, European research in regional science. 1998. Vol. 8.P.211-225.
16. Enright M.J. Regional clusters and economic development: A research agenda II Business networks: prospects for regional development. Edited by U.H. Staber et al. Berlin, Walter de Gruyter, 1996. 191 p.
17. Boja C. IT clusters as a special type of industrial clusters. Informatica Economica. 2011. Vol. 15.No. 2.P. 184.
18. Методические материалы по созданию промышленных кластеров / В.Л. Абаш-кин, С.В. Артемов, Е.А. Исланкина и др.; Минпромторг России, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 80 с.
19. Смородинская Н. Территориальные инновационные кластеры: мировые ориентиры и российские реалии [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://issek. hse.ru/data/2013/04/ll/1297354387/Smoro-dinskaya.pdf (дата обращения: 01.08.2017).
20. Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем II Инновации. 2011. Т. 150. № 4. С. 66-78.
21. Катуков Д.Д. Сетевые взаимодействия в инновационной экономике: модель тройной спирали II Вестник Института эконо-микиРАН. 2013. №2. С. 112-121.
22. Ivanova О.P., Antonov G.D., Shaba-shev V.A., Zobova L.L., Nesterov A.Yu. Formation of agro-industrial cluster on the priority social and economic development area of the mono-industry town II Foods and raw materials. 2017. Vol. 1. P. 192-204.
23. Huhrin A.S. et al. Development of agro-industrial clusters in Russia: synergetic approach II International journal of econometrics and financial management. 2014. Vol. 2.4. P. 130-135.
24. Brenner T. Industrial districts: a typology from an evolutionary perspective. Paper for DRUID's summer 2000 conference. Rebild, Denmark, 2000. Available at: URL: http://www. druid.dk/uploads/tx_picturedb/ds2000-91.pdf (дата обращения: 08.08.2017).
25. Brenner Т. The evolution of localized industrial clusters: identifying the processes of self-organization. Papers on economics & evolution. Jena: Max-Planck Institute, 2000. Available at: URL: http://www.econ.mpg.de/ files/2003/staff/brenner/selfaug.pdf (дата обращения: 09.08.2017).
26. Wickham M. Regional economic development: exploring the «Role of Government» in Porter's industrial cluster theory. CRIC cluster conference. Beyond cluster — current practices & future strategies Ballarat. June 30 — July 1, 2005. Available at: URL: https://www.research-gate. net/publicati on/2539 87774_Regi onal_ Economic_Development_Exploring_ the_'Role_of_Government'_in_Porter's_ Industrial Cluster Theory (дата обращения: 09.08.2017).
27. The cluster initiative greenbook: New findings on the process of cluster-based economic development. Available at: URL: http:// www.cluster-research.org/greenbook.htm (дата обращения: 20.07.2017).
28. Кетелс К. О кластерах и умной специализации: «Приоритеты регионального развития должны иметь качественную доказательную базу» [Электронныйресурс]. Режим доступа: URL: http://cluster.hse.ru/news/2245 (дата обращения: 20.07.2017).
29. Обзор российских моногородов (Аналитический доклад ИКСИ). Июнь 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://icss.ru/vokrug-statistiki/obzor-rossijskix-monogorodov (дата обращения: 21.07.2017).
30. Иванова О.П., Антонова И.С., Антонов Г. Д. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью. М.: ИНФРА-М, 2016. 260 с.
31. Объявление о формировании перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/politic/doc20120319_001 (дата обращения: 13.06.2017).
32. Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития II Форсайт. 2015. № 1. Т. 9. С. 32-55.
3 3. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 108 с.
34. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: НИУВШЭ, 2015. 92 с.
35. Braunerhjelm P., Feldman М. Cluster genesis: technology based industrial development. Oxford: Oxford University Press, 2006. 353 p.
36. Perry M. Business clusters: an international perspective. Routledge studies in business organizations and networks. Routledge, 2005. 252 p.
37. Meier zu Kocker G. Clusters in Germany: An empirical based in-sight view on emergence, financing, management and competitiveness of the most innovative clusters in Germany. Berlin: Institute for Innovation and Tech-nology, 2009. P. 15-17.
38. Michael J.E. Regional clusters: what we know and what we should know. Innovation clusters and interregional competition. Springer Berlin Heidelberg, 2003. P. 99-129.
39. Storper M., Walker R. The capitalist imperative. Territory, technology, and industrial growth. Basil Blackwell. New York, 1989. 352 p.
40. Thomson A.M., Perry J.L. Collaboration processes: inside the black box. Public Administration Review, 2006. Vol. 66, No. si.
41. Toledano J.A. Propjs des Filires Industrielles. Revue d'Economie Industrielle. 1978. Vol. 6 (No. 4). Pp. 149-158.
42. Карлик A.E., Платонов B.B. Межотраслевые территориальные инновационные сети II Экономика региона. 2016. Т. 12, Вып. 4. С. 1218-1232.
43. Roelandt Theo J.A., Pim den Hertog, Jarig van Sinderen, Norbert van den Hove. Cluster analysis and cluster policy in the Netherlands. Boosting Innovation: The cluster
Региональное развитие
approach. Paris: OECD Proceeding, 1999. P. 315-338.
References
1. The residents register of the advanced social and economic development zone created within the single-industry municipality territory [Electronic resource]. Available at: URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/econ-reg/monitoringmonocity/2016160505 (assessed 01.11.2017).
2. Kutsenko E., Islankina E., Abashkin V. The evolution of cluster initiatives in Russia: the impacts of policy, life-time, proximity and innovative environment. Foresight, 2017. Vol. 19. No. 2. P. 87-120.
3. Bazhenova Y.V. Free trade zones of technology and innovation type: theory and practice II Economic science. 2008. No. 2. P. 440-446.
4. Bazhenova Y.V. Economic scheme of special economic zones functioning in Russia II Economic science. 2009. No. 8. P. 23-27.
5. Kolesnikova YF. «Element» of modified industrial economic cluster in «special economic zones» II Science and business: ways of development. 2014. No. 5(35). P. 161-164.
6. Kolesnikova Y.F. Method of multicriteria selection of the most suitable combination of the economic cluster elements in «special economic zone» under the conditions of incomplete initial data and management object state uncertainty II Science prospects. 2014. No. 7 (58). P. 100-103.
7. Korneyko O.V., Pestrova A.V. Cluster approach to the organization of free trade zones II ANI: economics and management. 2017. Vol. 6, No. 1(18). P. 80-83.
8. Zeng D.J. How do special economic zones and industrial clusters drive China's rapid development? Building engines for growth and competitiveness in China. Experience with special economic zones and industrial clusters. 2010. 240 p. Available at: https://myweb.rollins.edu/ tlairson/asiabus/chinasezs.pdf.
9. Choe K., Roberts B. Competitive cities in the 21st century: Cluster-based local economic development. Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2011. Available at: URL: http://abclusters.org/wp-content/uploads/ 2013/12/cluster-based-local-economic-develop-ment.pdf (as-sessed 16.08.2017).
Regional development
10. Porter M.E. Competition. M.: Williams Publishing house, 2005. 608 p.
11. Ketels C. Clusters, cluster policy, and Swedish competitiveness in the global economy. Expert Report No. 30 to Sweden's Globalization Council, 2009. 66 p.
12. Ketels C., Memedovic O. From clusters to clusterbased economic development II Internationaljournal of technological learning, innovation and development. 2008. Vol. 1, No. 3, P. 375-392.
13. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. Cluster initiatives in developing and transition economies. Stockholm, 2006. 40 p.
14. Rosenfeld S.A. Bringing business clusters into the mainstream of economic development//European planning studies. 1997. Vol. 5. P. 3-23.
15. Steiner M., Hartmann C. Learning with clusters: A case study from upper styria / M. Steiner (ed.) II Clusters and regional specialization — On geography, technology and networks, European research in regional science. 1998. Vol. 8. P. 211-225.
16. Enright M.J. Regional clusters and economic development: A research agenda II Business networks: prospects for regional development. Edited by U.H. Staber et al. Berlin, Walter de Gruyter, 1996. 191 p.
17. Boja C. IT clusters as a special type of industrial clusters II Informatica Economica. 2011. Vol. 15, No. 2.P. 184.
18. Methodological material for industrial clusters creation / V.L. Abashkin, S.V. Arte-mov, E.A. Islankina and others; Minpromtorg Rossii, Higher School of Economics National Research University. M.: Higher School of Economics National Research University, 2017. 80 p.
19. Smorodinskaya N. Territorial innovation clusters: worldwide objectives and Russian realias [Electronic resource]. Available at: URL: https://issek.hse.ru/data/2013/04/ 11/ 1297 354 387/ Smorodinskaya.pdf (assessed 01.08.2017).
20. Smorodinskaya N.V. Triple helix as a new model of economic systems II Innovations. 2011. Vol. 150. No. 4. P. 66-78.
21. Katukov D.D. Networking cooperation in innovative economy: the model of triple helix II Economy Institute Herald RAS. 2013. No. 2. P. 112-121.
22. Ivanova O.P, Antonov G.D., Shaba-shev V.A., Zobova L.L., Nesterov A.Yu. Formation of agro-industrial cluster on the priority social and economic development area of the mono-industry town // Foods and raw materials. 2017. Vol. 1. P. 192-204.
23. Huhrin A.S. et al. Development of agro-industrial clusters in Russia: synergetic approach // International journal of econometrics and financial management. 2014. Vol. 2.4. P. 130-135.
24. Brenner T. Industrial districts: A typology from an evolutionary perspective. Paper for DRUID's Summer 2000 Conference. Rebild, Denmark, 2000. Available at: URL: http://www. druid.dk/uploads/tx_picturedb/ds2000-91.pdf (assessed 08.08.2017).
25. Brenner T. The evolution of localized industrial clusters: identifying the processes of self-organization. Papers on economics & evolution. Jena: Max-Planck Institute, 2000. Available at: URL: http://www.econ.mpg.de/ files/2003/staff/brenner/selfaug.pdf (assessed 09.08.2017).
26. Wickham M. Regional economic development: exploring the «Role of Government» in Porter's industrial cluster theory. CRIC cluster conference. Beyond Cluster — Current Practices & Future Strategies Bailara! June 30 — July 1, 2005. Available at: URL: https://www.research-gate.net/publication/253987774_Regional_Eco-nomic_Development_Exploring_the_'Role_of_ Government'_in_Porter's_Industrial_Cluster_ Theory (assessed 09.08.2017).
27. The cluster initiative greenbook: new findings on the process of cluster-based economic development. Available at: URL: http:// www.cluster-research.org/greenbook.htm (assessed 20.07.2017).
28. Ketels Ch. About clusters and smart specialty: «Regional development priorities must have quality evidence base» [Electronic resource], URL: http://cluster.hse.ru/news/2245 (assessed 20.07.2017).
29. Russian single-industry cities survey (Analytical Report of the Institute of Cryptography, Communications and Information). June 2017 [Electronic resource]. Available at: URL: http://icss.ru/vokrug-statistiki/obzor-rossijskix-monogorodov (assessed 21.07.2017).
30. Ivanova O.P., Antonova I.S., Anto-nov G.D. Single-industry cities development and investment prospects management. M.: UNFRA-M, 2016. 260 p.
31. Pilot programs of innovative territorial cluster development catalogue formation announcement [Electronic resource]. Available at: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/politic/doc20120319_001 (assessed 13.06.2017).
32. Kutsenko E. Pilot innovative territorial clusters of Russia: model of sustainable development // Foresight. 2015. No. 1. Vol. 9. P. 32-55.
33. Pilot Innovative Territorial Clusters of the Russian Federation / Ed. by L.M. Gokhberg, A.E. Shadrina. Moscow: National Research University «Higher School of Economics», 2013. 108 p.
34. Pilot Innovative Territorial Clusters of the Russian Federation: Directions of Development Programmes Realisation / Ed. by L.M. Gokhberg & A.E. Shadrina. Moscow: National Research University «Higher School ofEco-nomics», 2015. 92 p.
35. Braunerhjelm P., Feldman M. Cluster genesis: technology based industrial development. Oxford: Oxford University Press, 2006. 353 p.
36. Perry M. Business clusters: an international perspective. Routledge studies in business
Региональное развитие
organizations and networks. Routledge, 2005. 252 p.
37. Meier zu Kócker G. Clusters in Germany: An empirical based in-sight view on emergence, financing, management and competitiveness of the most innovative clusters in Germany. Berlin: Institute for Innovation and Tech-nology, 2009. P. 15-17.
38. Michael J.E. Regional clusters: what we know and what we should know. Innovation clusters and interregional competition. Springer Berlin Heidelberg, 2003. P. 99-129.
39. Storper M., Walker R. The capitalist imperative. Territory, technology, and industrial growth. Basil Blackwell. New York, 1989. 352 p.
40. Thomson A.M., Perry J.L. Collaboration processes: inside the black box. Public AdministrationReview. 2006. Vol. 66. No. si.
41. Toledano J.A. Propjs des Filires Industrielles II Revue d'Economie Industrielle. 1978. Vol. 6. (No. 4). P. 149-158.
42. Karlik A.E., Platonov V.V. Territorial intersectoral innovation net-works II The region's economy. 2016. Vol. 12 (No. 4). P. 1218-1232.
43. Roelandt Theo J.A., Pim den Hertog, Jarig van Sinderen, Norbert van den Hove. Cluster analysis and cluster policy in the Netherlands. Boosting Innovation: The cluster approach. Paris: OECD Proceeding, 1999. P. 315-338.