ИССЛЕДОВАНИЕ
Савзиханова С.Э.1
1 Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала
Развитие инфраструктуры капитализации ресурсов инновационно-образовательного кластера макрорегиона
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается роль информационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, выявлены сдерживающие факторы развития информационной инфраструктуры поддержки в Северо-Кавказском федеральном округе. Установлено, что реализация инновационных проектов может быть более эффективной, если объединить усилия в рамках инновационно-образовательного 1Т-кластера СКФО, что позволит создать достаточно эффективную систему информационной поддержки инновационной деятельности как в рамках кластера, так и всего макрорегиона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная деятельность, инфраструктура, интеграция, ИТ-кластер, макрорегион, современные технологии, инвестиции, инновации, кластер, информационное пространство, коммуникационное пространство, межрегиональная инновационная система, модернизация, сетевая интеграция
JEL: ООО, 030, 100 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Савзиханова С.Э. Развитие инфраструктуры капитализации ресурсов инновационно-образовательного кластера макрорегиона // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 675-678. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/105/
Савзиханова Сабина Эминовна, канд. экон. наук, ст. научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного института народного хозяйства, г. Махачкала (ssavzikhanova@yandex.ru)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 19.01.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 27.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/105/ (с) Савзиханова С.Э. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://en.creativeconomy.ru/joumals/index.php/rp/article/view/105/
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/105/
Успех инновационной деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) зависит от общей экономической ситуации в каждом регионе и реализации научно-технической стратегии, от полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, профессионализма специалистов и эффективного менеджмента. Только наличие развитой информационной инфраструктуры может обеспечить эффективную реализацию всех этапов инновационного процесса вплоть до успешной коммерциализации разработок [1].
В СКФО имеется определенная информационная структура поддержки инновационной деятельности, однако все эти структуры действуют в основном разрозненно. Объединив усилия в рамках инновационно-образовательного 1Т-кластера СКФО, можно создать достаточно эффективную систему информационной поддержки инновационной деятельности как в рамках кластера, так и всего макрорегиона.
Информационно-коммуникационная система инновационно-образовательного 1Т-кластера СКФО создает единое информационно-коммуникационное пространство сетевого взаимодействия всей сферы деятельности данного кластера. При этом особое внимание уделено формированию комплексной системы управления кластером. Внедрение новых, самых современных коммуникаций управления и создание эффективной сетевой среды взаимодействия позволяют создать новый, более высокий уровень культуры управления. Система позволяет по всем значимым задачам принимать коллегиальное решение, учитывающее мнение большинства участников кластера, существенно повысить оперативность принятия решений и обеспечить демократические принципы - открытости, гласности, справедливости др.
Осуществление управленческой деятельности в такой сетевой сфере, где обеспечивается достаточно высокая организация и управленческая культура, требует специально подготовленных менеджеров. Они должны уметь управлять, принимая решения с учетом мнения большинства участников кластера, обеспечивая обсуждение проблемы большой массой участников и принятия решений, осуществляя процедуры выявления волеизъявления участников. Это требует организаторского опыта работы с массами с использованием сетевых технологий взаимодействия, а также наличия определенных технических знаний для использования при осуществлении управленческой деятельности функциональных возможностей информационно-коммуникационной системы. Найти таких менеджеров оказалось задачей непростой, и поэтому в рамках этого
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/105/
проекта предусмотрена подготовка соответствующих менеджеров путем обучения их на дистанционных курсах.
Следует обратить внимание на очень интересный момент, что для осуществления деятельности в рамках инновационно-образовательного 1Т-кластера СКФО и получения определенных услуг необходимо, чтобы участники имели определенные знания и навыки коллективной работы, использовали в сетевой среде возможности Системы. Опыт показал, что большинство участников не обладают такими знаниями и навыками, и с учетом этого обстоятельства были созданы соответствующие дистанционные курсы. Важное значение имеет определение организационного механизма принятия решения по конкретному вопросу, используя соответствующие функциональные возможности, выбранные с учетом специфики решаемой задачи.
Информационно-коммуникационная система инновационно-образовательного 1Т-кластера СКФО является площадкой или инструментом получения синергетического эффекта при решении определенных задач, производстве, продаже и покупке товаров и услуг в том числе инновационных и др. Приведем несколько примеров, когда использование Системы и обеспечения сетевого взаимодействия при организации и управлении деятельностью по решению конкретной задачи позволяет в рамках инновационно-образовательного 1Т-кластера СКФО получать синергетический эффект.
Пример 1. Педагог, оказывающий репетиторские услуги, организовывая свою деятельность традиционным способом вне кластера, обучая одновременно 5 учащихся условно по цене 500 руб. за 1 час, получит 2500 рублей. Проделывая эту же работу в рамках кластера, используя дистанционные технологии и занимаясь одновременно со 100 учащимися, он этот же доход получит, если учащиеся заплатят всего 25 рублей.
Пример 2. При разработке программного продукта в рамках инновационно-образовательного 1Т-кластера в СКФО можно сформировать группу из программистов, работающих в удаленном режиме. В этом случае реальные расходы на разработку будут гораздо ниже, чем при традиционном подходе вне кластера.
Пример 3. Формирование в рамках инновационно-образовательного 1Т-кластера СКФО инфраструктуры оказания сервисных услуг по поддержке предпринимательства на основе сетевых технологий позволит существенно снизить субъектам предпринимательства расходы на приобретение этих услуг. Так, если юрист оказывает услуги, используя
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/105/
сетевые технологии, многим субъектам предпринимательства, то услуга обойдется гораздо дешевле чем каждому такому предприятию содержать юриста в своем штате.
Таких примеров можно было бы привести достаточно много. Таким образом, информационно-коммуникационная система, создавая единое сетевое пространство и обеспечивая осуществление основной деятельности кластера, оптимально сочетая традиционную и электронную формы, создаст условия для получения синергетического эффекта и повышения конкурентоспособности кластера.
Следует обратить внимание, что все это справедливо не только для данного инновационно-образовательного ^-кластера СКФО, но и для любого другого кластера, тем более что функции управляющей компании во всех кластерах идентичны.
Формирование межрегиональных кластеров обеспечивает новые возможности для бизнеса, будет способствовать повышению конкурентоспособности регионов и страны в целом за счет развития предпринимательства и обеспечения занятости, а также благодаря реализации сотрудничества в сфере науки и образования. Заключение
Разработанная в рамках проекта создания инновационно-образовательного ^-кластера СКФО информационно-коммуникационная система является универсальной и может быть использована как типовая для всех кластеров. Это позволит существенно продвинуться в развитии кластерного движения в России.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бутрюмова Н.Н. Информационная инфраструктура поддержки малых инновационных
предприятий // Экономика ИТ и инноватика: интеграция бизнеса и процессов: Сборник трудов междисциплинарного научно-практического семинара. — СПб: Изд-во Политехнического университета, 2011. — 178 с.
2. Заркович А.В., Стрябкова Е.А. Оценка влияния кластеров на инновационное развитие стран и
регионов // Креативная экономика. — 2013. — № 11 (83). — С. 13-20.
3. Наумова О.Н. Формирование образовательного кластера в условиях развития государственно-
частного и социального партнерства // Креативная экономика. — 2014. — № 11 (95). — С. 33-45.
4. Савзиханова С.Э. Роль кластера в развитие экономики региона и повышение его
конкурентоспособности // Российское предпринимательство. — 2014. — № 15 (261). — С. 95-102.
5. Савзиханова С.Э. Межрегиональный ИТ-кластер - эффективный механизм развития
высокотехнологических отраслей // Креативная экономика. — 2014. — № 10 (94). — С. 1521.