Научная статья на тему 'Кластерный подход регионального развития: проблемы и перспективы'

Кластерный подход регионального развития: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / СТРАНОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / CLUSTER COUNTRY DIFFERENCES / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова С.Э.

Россия разработала свой вариант кластерной политики поддержку 26 пилотныхтерриториальных инновационных кластеров, немалыми бюджетными средствами, но перспектива образования в стране динамичных инновационных кластеров маловероятно. В статье показаны страновые различия инновационно-ориентированных кластеров в процессе перехода к инновационной экономике, а также проблемы и перспективы кластерного подхода регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH OF REGIONAL DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

Russia has developed its own variant of the cluster policy support 26 of pilot innovative territorial clusters, a considerable budget, but the prospect of education in the country's dynamic innovation clusters is unlikely. The article shows the country of innovation-oriented clusters differences in the transition to an innovation economy and problems and prospects of cluster approach in regional development.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход регионального развития: проблемы и перспективы»

УДК: 338.242.44 ББК: 65.05

Савзиханова С.Э. - кандидат экономических наук, ст. научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ

SavzikhanovaS.E. - Candidate of Economic Sciences, Art. research associate of Scientific Research Institute Management, economies, policy and sociology of the Dagestan state university of the national economy

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

CLUSTER APPROACH OF REGIONAL DEVELOPMENT: PROBLEMS

AND PROSPECTS

Россия разработала свой вариант кластерной политики - поддержку 26 пилотныхтерриториальных инновационных кластеров, немалыми бюджетными средствами, но перспектива образования в стране динамичных инновационных кластеров маловероятно. В статье показаны страновые различия инновационно-ориентированных кластеров в процессе перехода к инновационной экономике, а также проблемы и перспективы кластерного подхода регионального развития.

Ключевые слова: кластер, страновые различия, инновационная экономика, кластерная политика, региональное развитие

Russia has developed its own variant of the cluster policy support 26 of pilot innovative territorial clusters, a considerable budget, but the prospect of education in the country's dynamic innovation clusters is unlikely. The article shows the country of innovation-oriented clusters differences in the transition to an innovation economy and problems and prospects of cluster approach in regional development.

Keywords:cluster country differences, innovative economy, cluster policy, regional development

Сегодня во многих стратегических документах отмечается важность развития территориальных кластеров в разных формах. Более того, уже сегодня кластеры стали точкой приложения усилий федеральных органов исполнительной власти, Министерства экономического развития, которое до сих пор являлся катализатором, а сегодня это и Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, Министерство промышленности и др. Приняты различные законодательные и нормативные акты, законы о территориях опережающего развития и развиваются в каких новых формах зоны экономического развития. Это действительно такая серьезная область инновационной политики, которая является драйвером роста не только регионов, но и России в целом.

Подходы к определению кластера существенно видоизменились, если в XX веке важным фактором, определяющим сущность кластера выступала территориальная близость его участников, то в современной интерпретации ключевым для кластерного взаимодействия определяется наличие единой идеи, цели и совместное ее достижение, с использованием ресурсного, информационного финансового потенциала участников кластера. В связи с этим, в работе дано авторское определение кластера сетевого типа, под которым понимается группа самостоятельных коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединенных на ресурсном уровне в технологическую сеть для реализации общей идеи, которая предусматривает достижение синергетического эффекта, достаточного для производства на выходе конкурентоспособной продукции или услуги, осуществляя

инновационно-ориентированную деятельность в рамках единого информационно-коммуникационного пространства.

Из этого определения видно, что участники кластера не теряют самостоятельность, а объединяют ресурсы в рамках определенной технологической сети для достижения общей цели. Особый акцент делается на наличие синергетического эффекта, причем указывается, что этого эффекта должно быть достаточно для того, чтобы в результате иметь конкурентоспособную продукцию или услугу. Следует обратить внимание на то, что автор не указывает географическую близость как один из основных мотивирующих факторов формирования кластера, хотя в научной литературе на это до сих пор делали основной акцент. Автор считает, что в современных условиях это не является главным фактором, а гораздо важнее, чтобы участники кластера осуществляли деятельность в рамках единого информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающее сетевое взаимодействие на самом современном уровне. Фактор инновационной ориентированности является также важной отличительной чертой кластера, потому что кластеры формируются там, где ожидается или осуществляется прорывное продвижение в области науки, техники с последующим выходом на новые рыночные ниши.

При этом отличительной особенностью инновационного кластера сетевого типа является то, что участники, объединяясь через телекоммуникационные сети, находясь в различных регионах или странах, участвуют в реализации одного инновационного проекта на разных этапах его жизненного цикла. То есть в рамках одного кластера объединяются все участники инновационного процесса и взаимодействуют между собой с момента зарождения инновационной идеи до момента коммерциализации и выхода на рынок, при этом территориальная концентрация не играет ключевой роли.

Большинство существующих сегодня в России инновационных кластеров формируются, в первую очередь, по территориальному признаку, громадные финансовые ресурсы государства тратятся на организацию инфраструктуры кластеров, с целью собрать всех участников на одной территории в рамках одного региона, в то же время в передовых экономиках как раз отходят от данного принципа и фокусируют все внимание на конечной цели, оптимизируя расходы по развитию инновационного проекта, за счет использования ресурсов инновационных организаций из различных регионов и даже стран. Это значительно повышает конкурентоспособность инновационных проектов, снижает транзакционные издержки и позволяет привлечь к работе над проектом лучших специалистов из различных стран.

Для создания и развития кластера необходим экономический потенциал и высокий уровень человеческого капитала, а также определенный уровень развития инфраструктуры инновационной деятельности. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности декларируется, как один из основных приоритетов развития инновационной системы страны [4].

В России с начала 90-х годов было создано более 1000 объектов инфраструктуры инновационной деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Объекты инфраструктуры инновациионой деятельности в России [2]

Объект инфраструктуры Количество

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа 5

Наноцентры 10

Центры прототипирования 13

Сертификационные центры и испытательные лаборатория 16

Центры информационной и консалтинговой инфраструктуры 29

Центры инжиниринга включая: более 50

региональных центров инжиниринга 28

инжиниринговых центров на базе ведущих технических вузов 20

инжиниринговых центров пилотных инновационных территориальных кластеров и другие 9

центры трансфера технологий 114

технопарки 160

бизнес-инкубаторы 200

центр коллективного пользования 300

Вместе с тем, конечно, надо понимать, что мы находимся на таком стартовом этапе развития кластерной политики. Далеко не все институты сформировались, не все механизмы приобрели зрелые формы развития и на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Безусловно, многое будет зависеть от того, как кластеры будут выстраивать свою деятельность. И надо отметить, что здесь наряду с целым рядом серьезных прорывных проектов есть достаточно значимые проблемы.

Вопрос, прежде всего, заключается в том, как должна организовываться работа кластеров сверху вниз или снизу вверх (рисунок 1).

Рисунок 1- Кластерные организации - сверху вниз или снизу

вверх

Россия разработала свой вариант кластерной политики -поддержку 26 пилотных территориальных инновационных кластеров, немалыми бюджетными средствами, но перспектива образования в стране динамичных инновационных кластеров маловероятно.

Одной из основных причин такого положения является то, что в России основной упор делается на развитии инновационной инфраструктуры и в том числе, инновационных территориальных кластеров, формируемых за счет решения федеральных и региональных властей при низком уровне заинтересованности хозяйствующих субъектов, в то время как наиболее успешные зарубежные кластерные структуры и объекты инфраструктуры инновационной деятельности инициированы участниками кластеров, бизнес структурами и объединениями предпринимателей, что и определяет уровень активности участников.

Когда инициатива идет сверху, нет единой общей цели, объединяющая всех участников кластера.

Проблема заключается не только в том, что российские кластеры создаются по решению «сверху» (т. е. их модели и специализация не прошли предварительного тестирования рынком, на чем настаивает концепция Портера), но и в приоритетах развития кластеров и в частности, что очень часто кластеры ориентируются на престижные отрасли, на интересы крупных компаний, тем самым ограничиваются перспективы развития этих кластеров, снижается их эффективность.

Далеко не всегда учитываются интересы малого и среднего бизнеса и это видно из структуры органов управления кластерами, где часто доминируют либо органы государственно власти, либо госкомпании. Тем самым, это не создает такой устойчивой платформы для внутренней кооперации и развития.

Заметно не хватает совместных проектов, которые объединяли бы участников кластера, а во многих случаях речь идет, все таки, в реальности о проектах в интересах крупнейших участников кластера и это тоже серьезные вопросы.

Примером подобного подхода является создание в СКФО на базе нескольких медицинских вузов научно-образовательного медицинского кластера. Научно-образовательный медицинский кластер СевероКавказского федерального округа - «Северо-Кавказский» является добровольным объединением образовательных организаций. На текущий момент в него входят: ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации [3]. В Чечне дали старт строительству биофармацевтического кластера «Магнус-Грозный». Совокупный объем инвестиций в проект оценивается в 16 млрд руб. Инвестор проекта — международный инвестиционный консорциум MagnusUnion, который реализует крупные проекты в Китае, Белоруссии, Великобритании. В России MagnusUnion работает от лица УК «Белфарма» и на сегодня реализует аналогичный проект фармацевтического кластера в Белгородской области.

Сравнительный анализ российских и зарубежных кластеров по базовым условиям (критическая масса профильных компаний; доминирование частной инициативы; внутренняя конкуренция; развитая среда; открытость для внешнего мира), оказывающим существенное влияние на становление кластеров показал, что в зарубежной практике приоритетом является налаживание взаимодействия между разными компаниями (фирмами), входящими в кластер, то в российских условиях на первом месте стоят скорее «межвидовые» взаимодействия: «компания - государство», «компания - вуз», «компания -инновационная инфраструктура». Это свидетельствует о том, что инновационные кластеры в России на сегодня не используют в полной мере синергию тройной спирали инновационного развития.

Таким образом, управление инновациями осуществляется сверху вниз и не учитывает в полной мере потребности рядовых участников кластера. Кроме того, доля малых и средних компаний в российских кластерах значительно ниже аналогичного показателя в большинстве европейских стран. В российских кластерах преобладают государственные и крупные компании, что при определенных условиях создает благоприятную почву для развития коррупции, снижает уровень заинтересованности каждого участника в конечном результате, также приводит к снижению конкуренции внутри кластера. Они активно взаимодействуют и имеют высоко формализованные внутренние связи, но лишены механизмов коллаборации и генерируют инновации в линейном формате. Каждый стейкхолдер «вертикально» завязан на якорный центр, причем для стимулирования сотрудничества с малым бизнесом этому центру помогает государство (деньгами или льготами). Такие сети могут расти вширь, порождая многочисленные стартапы. Но в силу невысокой плотности горизонтальных связей они не достигают эффекта устойчивого саморазвития, оставаясь в зависимости от госпомощи или госзаказов. Поэтому очень важно выстраивать

эффективную систему управления в кластерах, ориентированные на учет интересов самых разных участников, на гармонизацию программ и стратегии развития самих участников этих кластеров.

Список литературы:

1. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под.ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 92 с.

2. Повестка развития инновационной инфраструктуры в РФ. Резюме доклада Министерства экономического развития и ОАО РВК // авторский коллектив: А.Е. Шадрин, Е.Б. Кузнецов, В.Н. Княгинин, А.Н. Гусев, С.Е. Абаев, А.Д. Николаев, А.Г. Макушкин, Д.В. Санатов, А.А. Николаенко, А.С. Сиротенко, М.М. Буренков. http://www.engineering-info.ru/wpcontent/uploads/2015/09/Povestka_razvitia_innovacionnoy_infrastrukt uri.pdf (дата обращения: 11 марта 2016 г.).

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 844 от 26.11.2015 г. «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров». http://stgmu.ru/userfiles/ depts/cluster/Prikaz_844.pdf(дата обращения: 11 марта 2016 г.).

4. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения: 11 ноября 2015 г.).

5. Российская венчурная компания (2014) Система менеджмента для управляющих компаний инновационных территориальных кластеров Российской Федерации. http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403_management_com panies_clusters.pdf (дата обращения: 11 ноября 2015 г.).

6. Савзиханова С.Э. Роль кластера в развитие экономики региона и повышение его конкурентоспособности // Российское предпринимательство. — 2014. — № 15 (261) . — с. 95-102. — https://bgscience.ru/lib/8403/

7. Соколов Д.С. Перспективы развития инновационных кластеров в России // Наука. Инновации. Образование. - 2012. - №12. http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-innovatsionnyh-klasterov-v-rossii-1 (дата обращения: 11 ноября 2015 г.).

8. Lindqvist G., Ketels C., Sölvell Ö. (2013) The Cluster Initiative Greenbook 2.0. Stockholm: IvoryTowerPublishers.http://cluster.hse.ru/doc/getpdf.pdf (дата обращения: 11 ноября 2014 г.).

9. Sölvell Ö., Lindqvist G., Ketels C. (2003) The Cluster Initiative Greenbook. Stockholm: Ivory Tower AB. http://www.hse.ru/data/2012/08/08/1256393499/ GreenbookSep031.pdf (датаобращения: 11 ноября 2015г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.