Научная статья на тему 'Формирование эффективных инструментов финансирования кластерной политики на основе инновационно-инвестиционного потенциала'

Формирование эффективных инструментов финансирования кластерной политики на основе инновационно-инвестиционного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / CLUSTER POLICY / INNOVATIVE INVESTMENT POTENTIAL / INSTRUMENTS OF FINANCING / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Морковина Светлана Сергеевна

Научная статья посвящена вопросу исследования особенностей инвестиции кластеров, как существующих, так и формирующихся. Основной задачей работы является исследование механизма направления и перераспределения инвестиций в кластерах для стимулирования инновации в региональной экономической системе. В научно-исследовательской работе используются теоретические и эмпирические методы исследования, а также обзор литературы и показатели экономической эффективности инновационных кластеров. Статья содержит исследование подходов к оценке степени кластеризации регионов в зависимости от уровня инвестиций, также проведена оценка потенциала формирования кластеров в промышленности регионов на основе сравнения инвестиций в отрасли. Показано, что наряду с организационной, одной из самых важных функций государства в области кластерной политики является финансирование создания кластеров. Рассмотрен механизм инвестиционной поддержки кластерных инициатив в регионе формирования кластеров. Одним из ключевых факторов механизма инвестирования является банковский сектор. Определено, что оптимизация источников инвестирования должна производиться с учетом возможного срока использования источника, величина платы за пользование источником, наличия потребности в залоговом обеспечении привлекаемых финансовых ресурсов. Установлены особенности развития кластеров и их влияние на эффективность основных показателей региональной экономики, что позволит решить проблемы стратегического развития региона и, как следствие, обеспечит более высокую адаптивность стратегии развития региона в динамичной внешней среде. Доказано, что для увеличения инвестиционной активности целесообразно проводить мероприятия по усилению конкурентных позиций региона в группах относительно сильных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EFFECTIVE INSTRUMENTS OF FINANCING OF CLUSTER POLICY ON THE BASIS OF INNOVATIVE INVESTMENT POTENTIAL

The scientific article considered question of research of features of investment of the clusters both existing, and formed. The main objective of work is research of the mechanism of the direction and redistribution of investments in clusters for stimulation of an innovation in regional economic system. In research work authors used theoretical and empirical methods of research, and also the review of literature and indicators of economic efficiency of innovative clusters. Article contains research of approaches to an assessment of degree of a clustering of regions depending on the level of investments and also the assessment of potential of formation of clusters in the industry of regions on the basis of comparison of investments into branches. Authors showed that along with organizational one of the most important functions of the state in the field of cluster policy is financing of creation of clusters and considered the mechanism of investment support of cluster initiatives in the region of formation of clusters. One of key factors of the mechanism of investment is the banking sector. Authors defined that optimization of sources of investment has to be made taking into account the possible term of use of a source, the size of a payment for use of a source, existence of need for mortgage providing the attracted financial resources. Authors also established features of development of clusters and their influence on efficiency of the main indicators of regional economy that will allow to solve problems of strategic development of the region and, as a result, will provide higher adaptability of strategy of development of the region in dynamic environment. They proved that for increase in investment activity it is expedient to hold events for strengthening of competitive positions of the region in groups of rather strong factors.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективных инструментов финансирования кластерной политики на основе инновационно-инвестиционного потенциала»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОЛОЖЕНЦЕВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Российская Федерация, e-mail: polojenceva84@mail.ru

МОРКОВИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: tc-sveta@mail.ru

Научная статья посвящена вопросу исследования особенностей инвестиции кластеров, как существующих, так и формирующихся. Основной задачей работы является исследование механизма направления и перераспределения инвестиций в кластерах для стимулирования инновации в региональной экономической системе. В научно-исследовательской работе используются теоретические и эмпирические методы исследования, а также обзор литературы и показатели экономической эффективности инновационных кластеров. Статья содержит исследование подходов к оценке степени кластеризации регионов в зависимости от уровня инвестиций, также проведена оценка потенциала формирования кластеров в промышленности регионов на основе сравнения инвестиций в отрасли. Показано, что наряду с организационной, одной из самых важных функций государства в области кластерной политики является финансирование создания кластеров. Рассмотрен механизм инвестиционной поддержки кластерных инициатив в регионе формирования кластеров. Одним из ключевых факторов механизма инвестирования является банковский сектор. Определено, что оптимизация источников инвестирования должна производиться с учетом возможного срока использования источника, величина платы за пользование источником, наличия потребности в залоговом обеспечении привлекаемых финансовых ресурсов. Установлены особенности развития кластеров и их влияние на эффективность основных показателей региональной экономики, что позволит решить проблемы стратегического развития региона и, как следствие, обеспечит более высокую адаптивность стратегии развития региона в динамичной внешней среде. Доказано, что для увеличения инвестиционной активности целесообразно проводить мероприятия по усилению конкурентных позиций региона в группах относительно сильных факторов.

Ключевые слова: кластерная политика, инновационно-инвестиционный потенциал, инструменты финансирования, инвестиции

Современное развитие экономического пространства регионов России требует формирования новых подходов к развитию интегрированных форм хозяйствования, учитывающих множество факторов: внутренние и внешние факторы регионализации, повышение иннновационо-инвестиционной активности регионов; развитие перспективных форм территориально-экономического интеграционного взаимодействия всех участников хозяйственной деятельности региона, усиление региональной и национальной конкурентоспособности; усиление глобализационных процессов и т. д. В этой связи все большую актуальность приобретает использование кластерного подхода, основанного на упреждающем стимулировании пропульсивных отраслей, создании на основе кластеров «полюсов

роста» в экономике региона и повышение эффективности региональной политики.

Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет [1]. Кластерная политика - это программа для совместно работающих структур, объединенных для повышения качества работы, упрощения взаимодействия, привлечения новых идей.

Можно выделить шесть направлений кластерной политики:

- политика повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов, инвестиционных проектов;

- политика посредничества, направленная на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками;

- политика стимулирования спроса - формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказ;

- образовательная политика, целью которой выступает формирование необходимых компетенций в регионе;

- политика стимулирования внешних связей, заключающаяся в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов;

- политика создания благоприятных структурных условий: макроэкономических, институциональных и др.

Основным назначением финансового механизма на региональном уровне в первую очередь является создание финансовой базы для развития региона, а так же обеспечение финансового регулирования на региональном уровне.

Таким образом, в настоящее время с целью увеличения инвестиционной активности целесообразно проводить мероприятия по усилению конкурентных позиций региона в группах относительно сильных факторов и использованию данного преимущества (в первую очередь, это относится к природно-ресурсному и инфраструктурному потенциалам). В то же время, необходимо с особой приоритетностью выделить мероприятия, направленные на улучшение институционального, туристического и производственных потенциалов. Акцентирование данных направлений мероприятий не отрицает необходимости реализации ряда

инициатив по улучшению остальных составляющих инвестиционного потенциала.

Мировой опыт свидетельствует, что финансирование разработок и освоение новых технологий в силу значительной рискованности должно осуществляться с привлечением средств специальных инвесторов, готовых принять высокие риски. Поэтому во всем мире в роли таких инвесторов чаще всего выступают венчурные фонды, способные идти на риск ради высокой прибыли успешных проектов, компенсирующей неудачные вложения. От оптимального использования инвестиций как на микро-, так и на макроуровне зависит производственный потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства.

В свою очередь, например, в США на данный момент функционирует более 900 венчурных компаний, которые ежегодно вкладывают в инновационные проекты порядка 40 млрд долл. Аналогичная картина наблюдается и в других развитых странах. Согласно статистике, лишь 2-3 % из числа всех предложений венчурного фонда получает финансирование, и лишь треть профинансированных проектов через 3-5 лет оказываются удачными и приносят прибыль.

Специалисты Cluster Initiatives Green Book, проанализировав деятельность более 200 кластеров, пришли к выводу, что в большинстве инвестиции в них осуществляется за счет средств государства, при этом его организационная роль выражена гораздо слабее (рис. 1) [2; 3]. Сегодня управление инвестиционной деятельностью становится неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

60 54

50 40 25 18 35 25

30

20 12 5 1 0 2

10 0

Фирмы Государа во Научноеобщеасо Международные Совместно

организации государство и бизнес

■ Организация ■ Финансирование

Рис. 1. Количество организованных и профинансированных кластеров, по данным специалистов ClusterlnitiativesGreenBook, единиц

Таким образом, наряду с организационной одной из самых важных функций государства в области кластерной политики является финансирование. При этом следует отметить, что государство должно являться главным инвестором лишь на первоначальной стадии развития кластера. В дальнейшем возможным и желательным должно стать смешанное (частное и государственное) финансирование, вплоть до самофинансирования.

На более поздних стадиях развития кластера снижение размеров инвестиций от государства должно стать общим правилом, при этом инвестирование кластерных инициатив за счет различных индустриальных ассигнований и членских взносов будет приобретать все и большую значимость. Целесообразным также, на наш взгляд, видится планирование и финансирование (софинансирование) кластеров со стороны региональных органов власти на период 3-5 лет. По истечении указанного срока кластер должен стать самофинансируемым, а потребность в государственном финансировании исчезнуть.

Государственное финансирование должно играть роль фактора, привлекающего инновационные организации в кластер, до тех пор, пока они не осознали преимущества кластерных проектов. И наоборот, если государство не финансирует кластеры, то это может привести к невостребованности кластерного подхода, что является недопустимым. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов, когда многие инновационные компании нацелены на сохранение рыночных позиций, вряд ли стоит надеяться на то, что они найдут средства на покрытие первоначальных затрат на участие в кластерах. Более того, неудач-

ный старт может дискредитировать саму идею кластеров [4]. Последние исследования, посвященные анализу экономики развивающихся стран и стран переходного типа показывают интересную закономерность. Несмотря на то, что общим у них является заявление о чрезмерном государственном влиянии на экономику в большинстве этих стран, роль государства в них как источника инвестирования в кластерные проекты оказалась существенно меньшей по сравнению с развитыми странами (рис. 2).

Кроме того, стоит отметить, что в большинстве стран с переходной экономикой главную роль в реализации кластерной политики исполняет министерство финансов, тогда как в развитых странах предпочтение отдано отраслевым министерствам.

Подобная ситуация на данный момент и в России. С одной стороны, Министерство финансов России является ключевым в экономическом блоке правительства, а с другой - оно же составляет серьезную экспертную оппозицию (как ведомство, ответственное за эффективное расходование бюджетных средств) реализации кластерной политики. Как следствие, более чем скромные результаты России в развитии кластеров, да и вообще в сфере инновационного развития в целом, даже по сравнению со странами восточной Европы.

Подобный разрыв можно объяснить еще и тем, что во многих развивающихся и переходных странах недостаточное государственное инвестирование компенсируется за счет активности международных организаций-доноров (USAID, UNIDO и пр.) Однако в России их роль малозначительна.

Рис. 2. Структура источников финансирования кластеров в странах с различным типом экономик

Следует также отметить схожую степень участия бизнеса в инвестировании кластерных проектов в переходных, развивающихся и развитых странах. Тем самым разрушается миф не только о чрезмерном влиянии государства на экономику, но и о пассивности российского бизнеса. Так, доля бизнеса в кластерных проектах России, а также странах с развивающейся и переходной экономикой даже выше, чем в развитых странах [5].

Главным инструментом государства в сфере активации и развития кластеров должно стать инвестирование комплексных программ развития кластеров. Под программой развития кластера понимается совокупность кластерных проектов, объединенных общей стратегией.

В мире этот подход стал популярным еще в 90-е гг. и доказал свою высокую эффективность. Суть заключается в том, что государство организует конкурс на оказание финансовой поддержки программам, объединяющим, прежде всего, бизнес (крупный и мелкий), научные и образовательные учреждения. Такие программы совместного развития вполне могут сочетать как инфраструктурные проекты (характерные для промышленной политики), так и проекты, направленные на развитие инновационно-ориентированного взаимодействия субъектов в кластере.

Государство, безусловно, устанавливает ряд приоритетов и критериев для отбора программ, однако такое финансирование было бы несправедливым назвать однозначно политикой «сверху вниз». Сам по себе конкурсный механизм оставляет свободу для широкой инициативы снизу. Это более чем оправдано, так как поддерживать следу-

ет лишь кластеры, прошедшие конкурсную проверку, участники которой осознали себя членами кластера и смогли, договорившись, выдвинуть совместные проекты.

В итоге, такой инструмент кластерной политики позволяет выбрать наиболее подходящие для поддержки кластеры (с точки зрения влияния на экономику, потенциальной конкурентоспособности, показателей инвестиционной привлекательности и др.).

Отличительной чертой комплексной программы развития кластера должны стать интеграция широкого круга взаимосвязанных участников и снижение ограничения конкуренции и одностороннего распределения выгод от государственной поддержки. Очевидно, что разработка и реализация таких программ должна стать одной из самых важных задач в рамках осуществления кластерной политики в Российской Федерации. Сочетание приоритетности и внимания к принципам конкуренции позволит существенно повысить эффективность государственных мероприятий.

При этом оптимизация использования различных источников должна производиться, на наш взгляд, с учетом определенного набора условий и ограничений:

- возможный срок использования источника;

- величина платы за пользование источником;

- потребность в залоговом обеспечении привлекаемых финансовых ресурсов.

В таблице 1 представлен результат проведенного анализа различных видов источников, привлечения инвестиций в кластерные инициативы, наиболее оптимальные направления использования отмечены знаком «+».

Таблица 1

Направления использования инвестиционных источников в кластерах

Источники инвестиционных средств Капитал Инвестиции в непроизводственную сферу Расходы на потребление Финансовый резерв

Прямые инвестиции Венчурный капитал Портфельные инвестиции

Прибыль + - - + + +

Амортизационные отчисления + - - + - +

Средства кредитных учреждений + - - + + -

Эмиссия ценных бумаг - + + - - +

Лизинг + - - - - -

Внебюджетное и венчурное финансирование + - - + + +

Государственные финансовые средства + + - + + -

Таким образом, участникам кластеров для обеспечения расширенного воспроизводства и эффективного функционирования необходимо диверсифицировать источники инвестиционного обеспечения.

В России в последние несколько лет также появились предложения по расчету эффективности кластеров. Как правило, они используются либо на региональном уровне, либо так и остаются в виде теоретических наработок. Различные методики, реализуемые в регионах или отдельными исследователями, не дают возможности получить сопоставимые данные. Кроме того, они неудобны, так как требуют сложных расчетов.

На данный момент в российских регионах эффективно внедряют инструменты кластерной политики. При этом основной целью кластерного

мониторинга, то есть когда пилотные кластеры уже отобраны, является не выявление кластеров, не определение соотношения этих кластеров с другими.

Одним из ключевых факторов механизма инвестирования, гарантирующего непрерывность движения финансовых средств на всех жизненных стадиях развития кластеров, обеспечивающего своевременное поступление инвестиционных ресурсов, необходимых для поддержания равновесия системы кругооборота товаров и доходов, расширения масштабов воспроизводства, разработки и внедрения инноваций, является банковский сектор [6, с. 48].

Механизм инвестиционной поддержки кластерных инициатив в регионе формирования кластеров показан на рисунке 3.

Рис. 3. Формы финансовой поддержки развития кластера

По нашему мнению, инвестиционная политика на региональном уровне в перспективе должна строиться на принципах концентрации инвестиционного потенциала в тех сферах, где регион имеет реальное преимущество; проведения структурных преобразований в региональном хозяйственном комплексе; инвестирования кластерных инициатив, способные дать доход, который обеспечивает расширенное воспроизводство.

В Курской области в качестве приоритетных направлений развития кластерной политики были выбраны следующие:

1) обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития «Агро-производство и пищевое производство» территориального кластера;

2) развитие на территории, на которой расположен кластер «Агропроизводство и пищевое производство», объектов инновационной и образовательной инфраструктуры.

В настоящее время на территории Курской области реализуются и запланированы к реализации

ряд крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций в основной капитал - более 1 млрд. руб. Отраслевое распределение этих проектов во многом соответствует текущей экономической специализации области.

В связи со сложившейся на момент исследования геополитической ситуацией и с учетом приграничного статуса региона в среднесрочной перспективе возможность привлечения иностранных инвесторов (в том числе институциональных) крайне низка. В связи с этим, целесообразно сконцентрировать усилия на привлечении инвестиций российских компаний (независимо от масштаба деятельности), внебюджетных фондов и средств федерального бюджета.

В ходе исследований было установлено, что доминирующей отраслью Курской области является агропромышленность и пищевое производство. Таким образом, продолжая сосредоточение агро-производства и пищевого производства в регионе и поддерживая сопутствующие ему вспомогательные отрасли, у Курской области есть перспективы экономического роста. В целом, кластерный подход позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений и, как следствие, общий уровень экономического состояния [7].

Значения факторов инвестиционного потенциала по области превосходят средние значения по ЦФО практически во всех категориях. Исключением является лишь природно-ресурсный ранг, в котором позиции Курской области значительно (на 44 позиции) лучше среднего медианного показателя по федеральному округу. В то же время, в качестве наиболее слабой стороны инвестиционного потенциала области стоит выделить институциональный потенциал (отставание от среднего значения по округу - 15 позиций).

Таким образом, в настоящее время с целью увеличения инвестиционной активности целесообразно проводить мероприятия по усилению конкурентных позиций региона в группах относительно сильных факторов и использованию данного преимущества (в первую очередь, это относится к природно-ресурсному и инфраструктурному потенциалам).

Таким образом, сейчас с полной уверенностью можно говорить, что развитие кластерных проектов в России идет полным ходом, а государство уделяет этому процессу огромное внимание. В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития территориальных кластеров можно выделить следующие:

- предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров;

- обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;

- привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров;

- стимулирование участия крупных компаний с государственным участием в деятельности пилотных кластеров;

- в будущем также рассматривается распространение на территории базирования пилотных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково».

Литература

1. Юрьев В. М., Чванова М. С. Кластерный подход в подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. № 5-1. С. 872-876

2. Ketels C., Lindqvist G., Sölvell Ö. Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies, 2006, www.cluster-research.org

3. Sölvell Ö., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. URL: http:// www.cluster-research.org/ greenbook.htm

4. Положенцева Ю. С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов российской федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 31-38.

5. Морковина С. С., Бондарь Т. Г., Цзян С. К вопросу о возможности инициирования создания инновационного территориально-отраслевого кластера с международным участием // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1 (47). С. 126-130.

6. Клевцова М. Г. Векторный анализ кластерных инициатив региона / Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положен-цева, М. Г. Клевцова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 43-50.

7. Вертакова Ю. В. Формирование и развитие промышленных кластеров / Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С., Хлынин М. Ю. // Технико-технологические проблемы сервиса. 2014. № 1 (27). С. 92-99.

References

1. Yur'ev V. M., Chvanova M. S. Klasternyj pod-khod v podgotovke spetsialistov naukoyemkikh spetsi-al'nostej [Cluster approach in training of specialists of the knowledge-intensive specialties] // Vestnik Tambovskogo

universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskiye nauki. Tambov, 2009. T. 14. № 5-1. S. 872-876.

2. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies, 2006, www. cluster-research. org

3. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. URL: http:// www.cluster-research.org/ greenbook.htm

4. Polozhentseva Yu. S. Klasternyj podkhod k anali-zu innovatsionnogo razvitiya sub"yektov rossijskoj feder-atsii [Cluster approach to the analysis of innovative development of subjects of the Russian Federation] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 4-3 (43). S. 31-38.

5. Morkovina S. S., Bondar' T. G., Tszyan S. K vo-prosu o vozmozhnosti initsiirovaniya sozdaniya innovatsionnogo territorial'no-otraslevogo klastera s mezhdu-

narodnym uchastiyem [To the issue about possibility of initiation of creation of an innovative territorial and branch cluster with the international participation] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 1 (47). S. 126-130.

6. Klevtsova M. G. Vektornyj analiz klasternykh in-itsiativ regiona [Vector analysis of cluster initiatives of the region] / Yu. V. Vertakova, Yu. S. Polozhentseva, M. G. Klevtsova // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskiye nauki. 2015. № 1 (211). S. 43-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vertakova Yu. V. Formirovaniye i razvitiye promyshlennykh klasterov [Formation and development of industrial clusters] / Vertakova Yu. V., Polozhentseva Yu. S., Khlynin M. Yu. // Tekhniko-tekhnologicheskiye prob-lemy servisa. 2014. № 1 (27). S. 92-99.

* * *

FORMATION OF EFFECTIVE INSTRUMENTS OF FINANCING OF CLUSTER POLICY ON THE BASIS OF INNOVATIVE INVESTMENT POTENTIAL

POLOZHENTSEVA YULIYA SERGEEVNA Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: polojenceva84@mail.ru

MORKOVINA SVETLANA SERGEEVNA Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: tc-sveta@mail.ru

The scientific article considered question of research of features of investment of the clusters both existing, and formed. The main objective of work is research of the mechanism of the direction and redistribution of investments in clusters for stimulation of an innovation in regional economic system. In research work authors used theoretical and empirical methods of research, and also the review of literature and indicators of economic efficiency of innovative clusters. Article contains research of approaches to an assessment of degree of a clustering of regions depending on the level of investments and also the assessment of potential of formation of clusters in the industry of regions on the basis of comparison of investments into branches. Authors showed that along with organizational one of the most important functions of the state in the field of cluster policy is financing of creation of clusters and considered the mechanism of investment support of cluster initiatives in the region of formation of clusters. One of key factors of the mechanism of investment is the banking sector. Authors defined that optimization of sources of investment has to be made taking into account the possible term of use of a source, the size of a payment for use of a source, existence of need for mortgage providing the attracted financial resources. Authors also established features of development of clusters and their influence on efficiency of the main indicators of regional economy that will allow to solve problems of strategic development of the region and, as a result, will provide higher adaptability of strategy of development of the region in dynamic environment. They proved that for increase in investment activity it is expedient to hold events for strengthening of competitive positions of the region in groups of rather strong factors.

Key words: cluster policy, innovative investment potential, instruments of financing, investment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.