Научная статья на тему 'Институциональный базис финансовой поддержки кластерных инициатив в системе региональной экономики'

Институциональный базис финансовой поддержки кластерных инициатив в системе региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ БАЗИС / КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ПРОЦЕСС КЛАСТЕРИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / INSTITUTIONAL BASIS / CLUSTER INITIATIVES / THE PROCESS OF CLUSTERING / THE FINANCIAL POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина Анастасия Валерьевна

В статье исследуется российский и мировой опыт институциональной поддержки кластерных инициатив федерального и регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каплина Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional basis of financial support to cluster initiatives in the regional economy

Russian and international experience of institutional support to cluster initiatives on the federal and regional levels is investigated in the paper.

Текст научной работы на тему «Институциональный базис финансовой поддержки кластерных инициатив в системе региональной экономики»

www.hjournal.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ БАЗИС ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

КАПЛИНА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: [email protected]

В статье исследуется российский и мировой опыт институциональной поддержки кластерных инициатив федерального и регионального уровней.

Ключевые слова: институциональный базис; кластерные инициативы; процесс

кластеризации; финансовый потенциал региона.

INSTITUTIONAL BASIS OF FINANCIAL SUPPORT TO CLUSTER INITIATIVES IN THE REGIONAL ECONOMY

KAPLINA ANASTASIA, V.,

candidate of economic sciences (PhD), associate professor, postdoctoral student,

Rostov state economic university (RSEU), e-mail: [email protected]

Russian and international experience of institutional support to cluster initiatives on the federal and regional levels is investigated in the paper.

Keywords: institutional basis; cluster initiatives; the process of clustering; the financial potential of the region.

JEL: B52, D53, Rll.

В последнее время процессы интеграции хозяйствующих субъектов, основанные на системе сетевых взаимодействий, приобретают собственную динамику, обусловленную необходимостью создания новых форм и моделей развития в условиях нарастающего давления со стороны зарубежных производителей. Процессы глобализации и вхождение России в ВТО, когда проблема реализации и наращивания конкурентных преимуществ отечественных производителей значительно усложнилась, обусловливают смещение приоритетов в целевых установках современной системы управления финансовым потенциалом региона. Одной из основных задач становится повышение качества институциональной среды в части, касающейся формальных правил, обеспечивающих работоспособность инструментов и финансовых механизмов формирования и развития конкурентоспособных территориально-производственных кластеров.

В институциональном аспекте развитие кластерных инициатив в российских регионах предполагает установление не только новых форм взаимодействия в организационно-информационной, производственной и др. сферах деятельности участников кластера, но и в отношении разработки финансовых механизмов стимулирования и реализации данных инициатив в регионе (в том числе на законодательном уровне). Именно недостаточный уровень развития

© А. В. Каплина, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

институциональной среды, обеспечивающей финансовую поддержку

инициирования процессов формирования и функционирования кластеров, является одной из основных проблем, сдерживающих развитие кластерных структур в России и эффективное развитие их потенциала.

В настоящее время в целевых ориентирах региональной финансовой политики уже четко выделяются направления, связанные с формированием механизмов и инструментов стимулирования эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках территориально-производственных кластеров: реализуются региональные программы инвестирования кластерных структур, создаются особые экономические зоны, учреждаются фонды поддержки кластерных инициатив. Вместе с тем, финансовые инструменты в значительной степени разрозненны, формирование институциональной среды финансовой поддержки кластерной политики находится на начальной стадии и нуждается в совершенствовании.

В мировой практике сложились различные формы стимулирования кластерных инициатив, предполагающие использование институциональных, финансовых и других механизмов. При этом вопрос о степени вмешательства государства в процесс кластеризации остается дискуссионным. В частности, проблема состоит в решении следующих вопросов:

- как должна оказываться поддержка кластеров со стороны государства — через создание условий или непосредственную поддержку;

- должны ли государственные средства вкладываться в широкий спектр кластеров или в ограниченный круг лидирующих региональных кластеров;

- что важнее с точки зрения поддержки кластеров — сохранение и развитие рабочих мест или культивирование новых, стратегически важных технологий1.

Масштабы поддержки процессов кластеризации в различных странах могут охватывать либо отдельные аспекты, либо фокусироваться на поддержке конкретных отраслей и сфер деятельности. Например, во Франции осуществляется поддержка кластеров в отдельных секторах экономики, в Нидерландах и Финляндии — в поддержке сетевых взаимодействий между участниками кластера. Наиболее полно поддержка всех аспектов кластерной политики осуществляется в Шотландии и Японии, в то время как в большинстве стран она является элементом других стратегий экономического развития, например, инвестиционных. Интересен тот факт, что несмотря на неоспоримую значимость кластерного подхода в становлении и развитии инновационной экономики, в большей степени роль государства в финансировании кластерных проектов проявляется в развитых странах по сравнению с развивающимися и транзитивными (Ketels, Lindqvist and Solvell, 2006. P. 23).

При этом в развитых странах функции реализации кластерных инициатив закреплены за отраслевыми министерствами, в то время как в развивающихся — за Министерством финансов (Solvell, 2009. P. 71).

В Европе институционализация поддержки процессов кластеризации началась в 90-х годах ХХ века, когда Отделение ООН по развитию частного сектора подготовило рекомендации по обеспечению взаимодействия государства и частного бизнеса в разработке и реализации программ развития кластеров. В 2006 г. Европейским Союзом был принят «Манифест кластеризации в странах ЕС», а в 2008 г. — «Европейский кластерный Меморандум». Стратегии большинства стран выделяют значительные бюджетные средства на финансирование программ «выращивания» кластеров. В развитых Европейских странах и в США реализация федеральных программ, содействующих формированию кластерных структур, началась в 90-х годах ХХ века. Так, в Дании в рамках реализации проекта

1 См.: Доклад OECD «Конкурентные региональные кластеры: подходы к национальной политике». 2007 // Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches. (http://www.oecd.org/publications/Policybriefs).

2 См.: Новые формы организации инновационного процесса // Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. (http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_174.html).

межфирменного сотрудничества (1989-1990 гг.) было выделено 25 млн. долл. для подготовки специалистов по формированию сетевых структур, а также для реализации фаз: формирование концепции, планирование развития и осуществление инициативы кооперации2. В результате уже в 1992 году в Дании 40% всех фирм участвовало в кластерах. Правительство Словении в рамках реализации принятой в 1996 году «Стратегии повышения конкурентоспособности промышленности Словении» оплачивало 40% расходов на формирование кластеров, 60% (в основном в форме предоставления человеческих ресурсов) вносили заинтересованные компании.

В штате Аризона (США) была создана региональная структура, включающая 6 фондов поддержки, по созданию на его территории кластеров. До настоящего времени поддержка региональных кластеров является одним из основных направлений реализации инновационной стратегии США. Так, Б. Обама выступил с инициативой выделения в рамках государственного бюджета на 2010 год 100 млрд. долл. на поддержание региональных инновационных кластеров и бизнес-инкубаторов.

Значительные средства выделяются странами ЕС в соответствии с решениями Лиссабонской стратегии с целью обеспечения конкурентоспособности их экономики, превышающей показатели экономик Японии и США. Например, Правительство Франции в 2006-2008 году выделило на поддержку 66 кластеров в рамках реализации национальной кластерной политики 1,5 млрд. евро. Для стимулирования кластерных инициатив в Эдинбурге, Оксфорде и в Юго-Восточной Англии Министерством торговли и промышленности Великобритании в период 2003 -2008 гг. выделено 135 млн. евро.

Очевидно, что институционализация процессов финансовой поддержки инициирования и развития кластерных инициатив предполагает закрепление складывающихся отношений в определенные правовые формы как декларативного (концепция, меморандум), так и организационно-распорядительного характера (постановления, распоряжения, программы, инструкции и т.д.). Сложность выделения вопросов институционализации процессов финансовой поддержки формирования и развития кластерных структур обусловлена тем, что современная кластерная политика не фокусируется на решении системных проблем регионального уровня, в то время как исследование вопросов функционирования кластера чаще всего ведется в контексте региональных рынков поставщиков и потребителей, взаимодействующих в дифференцированном экономическом окружении. В результате инструменты и механизмы управления развитием кластерных структур определяются, как правило, в рамках реализации отраслевой политики. Соответственно, среди документов нормативно-законодательной базы в области формирования кластерной политики преобладают документы, определяющие порядок создания кластеров для отраслевых рынков регионов.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года3 государственная политика в отношении кластеров включает как финансовую поддержку кластерных инициатив, так и меры регулятивного характера, предполагающие формирование соответствующей институциональной среды и активизирующие в этом отношении деятельность региональных органов власти. На федеральном уровне в качестве основного механизма финансирования мероприятий по развитию кластеров чаще всего отмечают выделение из средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства. В результате декларируемое финансирование кластерных инициатив зачастую подменяется финансированием программ развития предпринимательской деятельности, подготовки управленческих кадров и приводит к количественному росту данного сектора при явном ухудшении качества предпринимательской деятельности.

3 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. (http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=law;n=82134).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

Финансирование проектов создания технопарков, инвестиционных площадок, внедрения инноваций имеют разрозненный характер, что обусловлено тем, что выделяемые средства сосредоточены в различных фондах и министерствах. В то же время, как показало исследование Cluster Initiatives Green Book, функции государственной власти в отношении стимулирования и поддержки кластерных инициатив заключаются именно в финансировании кластерных проектов (особенно на стадии формирования кластера), в меньшей степени проявляется организационная роль (Solvell, Lindqvist and Ketels, 2003. P. 39). Кроме того, прямое финансовое регулирование кластерного развития может включать государственные и муниципальные заказы, долевое финансирование капитальных вложений в инфраструктуру кластера на основе государственно-частного партнерства, регулирование цен на продукцию кластеров, адресные трансферты и т.п.

Реализация финансовой поддержки предполагает развитие соответствующей инфраструктуры. В Европе с этой целью формируются грантоообразующие фонды, поддерживающие кластерные инициативы: Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), программа кооперации LINK (Великобритания). В США только Кремниевую долину обслуживает более 180 венчурных компаний, 47 инвестиционных и 700 коммерческих банков (Грановеттер, 2010; Ленчук и Власкин). Формируются специальные институты: центры экспертизы (Финляндия), центры превосходства (США), консалтинговые, маркетингово-аналитические и брендинговые компании (Economic Competitiveness Group (США), институты и агентства, входящие в кластерные инициативы (Мюнхенский технический университет) (Садыков, 2011).

Для большинства развивающихся и транзитивных стран Восточной Европы недостаток государственного финансирования компенсируется финансированием программ развития кластеров международными организациями USAID, UNIDO и пр. В России, несмотря на крайне незначительное государственное финансирование кластерных инициатив, данный инструмент активации кластеров еще не находит применения.

Представляется важным для обеспечения финансовой поддержки кластерных инициатив вовлечение в данный процесс институтов развития: Инвестиционного фонда, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российский Венчурный Фонд». Формирование благоприятной институциональной среды для функционирования кластерных структур предполагает развитие механизмов ГЧП и создание специализированных финансовых институтов. Иными словами, финансовый механизм поддержки процессов кластеризации должен рассматриваться как часть общей концепции социально-экономического развития территории. Анализируя финансово-экономические инструменты поддержки развития кластеров, можно выделить следующие, получившие наибольшее распространение в мировой практике: снижение издержек, стимулирование спроса на продукцию кластеров, снижение рисков деятельности кластерных образований (см. табл. 1).

В России формирование институционального пространства процессов кластеризации в большей степени ориентировано на:

1) осуществление организационного регулирования посредством развития инфраструктуры, осуществляющей стимулирование инноваций и коммерциализацию технологий, предоставляющих консультационные услуги; образовательные программы; мониторинг кластерных процессов; финансирование программ развития бизнеса, в том числе инновационного;

2) экономическое и финансовое регулирование, предусматривающее в основном меры косвенного воздействия: установление налоговых льгот, освобождение от таможенных платежей и т. д.

Таблица 1

Финансово-экономические инструменты поддержки создания и функционирования

кластерных структур

Направление поддержки Инструменты поддержки Страна

снижение налогового бремени — снижение налогооблагаемой базы на величину затрат (инвестиций) на НИОКР; — льготное налогообложение университетов и НИИ; — снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот Япония Япония Австрия, Германия, США, Япония

финансирование кластерных проектов: — прямое финансирование (субсидии, займы); — предоставление ссуд, в том числе беспроцентных и безвозмездных; — целевые дотации на научно-исследовательские разработки — снижение тарифов на энергопотребление, газ, водоснабжение и т.п. Франция, Шотландия, США, Россия Швеция Германия Россия

снижение рисков функционирован ия кластерных структур: — создание инфраструктуры экономического страхования кластерных структур; — создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска; — реализация государственных программ по снижению рисков и возмещению рисковых убытков Япония Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды, Россия Япония

помощь в освоении новых рынков сбыта — содействие при заключении контрактов — страхование контрактов; — софинансирование исследований новых рынков Россия

Эффективность кластеризации может быть в значительной степени усилена, если структура кластера будет представлена в форме ФПГ, получающей финансовую поддержку из централизованного источника, в качестве которого могут выступать как финансово-кредитные учреждения, так и бюджеты различного уровня. При этом важным является формирование системы управления обменом информацией в структуре кластера, а также организационно-методической и информационной поддержки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грановеттер М. (2010). Успех инновационного кластера основан на

открытости, гибкости и свободе // The New Times.

Доклад OECD «Конкурентные региональные кластеры: подходы к

национальной политике». 2007 // Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches. (http://www.oecd.org/publications/Policybriefs).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. (http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc; base=law;n=82134).

Ленчук Е. Б. и Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Экономический портал. (http:// www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_174.html).

Новые формы организации инновационного процесса // Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. (http:// www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_174.html).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

Садыков И. М. (2011). Региональный банк как финансово-управленческий консультант в развитии кластерных образований // Финансы и кредит, № 10.

Ketels C, Lindqvist G. and Solvell 0. (2006). Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies. (http://www.cluster-research.org).

Solvell 0. (2009). Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. (http://www.cluster-research.org/redbook.htm).

Solvell 0., Lindqvist G. and Ketels C. (2003). The Cluster Initiative Green book. (http://www.cluster-research.org).

REFERENCES

Granovetter M. (2010). The success of the innovation cluster is based on openness, flexibility and freedom. The New Times. (in Russian).

Report of the OECD “Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches”. 2007. (http://www.oecd.org/publications/Policybriefs). (in Russian).

The concept of long-term social-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 N 1662-p. (http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=law;n=82134). (in Russian).

Lenchuk E. B. and Vlaskin G. A. Cluster approach in the innovative development strategy of foreign countries. Economic Portal. (http://www.subcontract.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_174.html). (in Russian).

New forms of organization of the innovation process. Portal of information support to small and medium production businesses. (http://www.subcontract.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_174.html). (in Russian).

Sadykov I. M. (2011). Regional bank as a financial and management consultant in the development of cluster formations. Finance and Credit, no. 10. (in Russian).

Ketels C, Lindqvist G. and Solvell 0. (2006). Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies. (http://www.cluster-research.org).

Solvell 0. (2009). Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. (http://www.cluster-research.org/redbook.htm).

Solvell 0., Lindqvist G. and Ketels C. (2003). The Cluster Initiative Green book. (http://www.cluster-research.org).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.