Байматов Алиджон Азизович,
директор Научно-исследовательского центра устойчивого развития, доктор экономических наук, профессор ТГУПБП Хомутова Любовь Францевна, старший преподаватель Института экономики и торговли ТГУК
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 г. под руководством Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона определяет основные приоритеты и общие направления государственной политики, ориентированные на достижение устойчивого экономического роста.
Соответственно, перед экономической наукой встает задача познания, описания и разработки механизма экономической политики, основывающейся на кластеризации национальной экономики. Исследование кластерного подхода как важного инструмента экономического развития обеспечивает устойчивые темпы роста и повышения конкурентоспособности. Кластеризация представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными институтами с целью интеграции предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества. В зарубежных странах кластерный подход отождествляется с кластерной политикой или с концепцией кластера. Вместе с тем нет четкого и однозначного определения сущности кластерной политики и кластерного подхода.
Преобладает мнение, что кластерный подход считается универсальным. Но вместе с тем он отличается от промышленной политики, которая в ее первоначальном значении может строиться только на основе наличия какого-либо производства в регионе. Кластерная политика может быть реализована в промышленном производстве, транспортно-логистических комплексах, туризме, торговле, инновационных фирмах, образовании, строительстве и др. С этих позиций кластерная политика может стать важным инструментом экономического развития не только для развитых и «богатых» регионов. Создавать кластеры можно и в менее благополучных регионах.
Несмотря на универсальность, кластерная политика является только одним из инструментов государственной политики. Она объединяет промышленную политику, региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-
техническую, образовательную и другие политики, такие как развитие образования или транспортной инфраструктуры ( рис.1 ).
Рисунок 1. Место кластерной политики в региональном развитии
В настоящее время выделяют два поколения кластерной политики (И.В. Пили-пенко и др.). Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе. Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности.
Исследование зарубежного опыта использования кластерного подхода позволяет выделить два общих типа кластерной политики по генезису: «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Инициаторами проведения кластерной политики «сверху-вниз» являются центральные или региональные органы власти. Объектами проведения политики становятся обычно внепространственные кластеры - группы смежных предприятий, формирующих в стране цепочки добавления стоимости различных товаров и услуг. Примером такого типа кластерной политики являются некоторые азиатские и европейские страны - Япония, Республика Корея, Сингапур, Швеция, Франция и др. В этих странах большую роль играет активная государственная политика развития
кластеров. Она включает комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ их развития до целевого создания ключевых факторов успеха их деятельности (например, создание инфраструктуры, центров совершенствования в области НИОКР и др.).
Особый интерес представляет опыт правительств стран, специализирующихся на производстве и реализации текстильной продукции. Применение мер стимулирования играет ключевую роль в развитии текстильной промышленности в странах Юго-Восточной Азии. Правительства этих стран признают необходимость поддержки крупных инвестиций, вкладываемых в их текстильную промышленность.
Меры поддержки текстильной промышленности стран-лидеров по производству текстиля показаны в таблице 1.
Таблица 1
Меры поддержки текстильной промышленности стран-лидеров по производству текстиля
Страны Инвестиционное стимулирование Финансовое стимулирование Льготное финансиро- вание экспорта Инфра- структура Налог на прибыль/ пошлины/
Пакистан Долгосрочное финансирование проектов, ориентированных на экспорт, предусматривает 5% снижение ставки на кредит, но не прядильным фабрикам Поддержка научноисследовательской деятельности через возврат % от цены на условиях FOB: -крашеные, печатные ткани -3%; -бельё -3%; - домашний текстиль-6% 5% льготная ставка на пред поставочный кредит; льгота не доступна ткацким и прядильным фабрикам Проект текстильног о города Нет
Индия Финансирование реконструкции текстильной промышленност и, обеспечивает 5% ставку по кредиту Схема освобождения от пошлины: Пряжа - 4,0% Ткань суровая - 4,7% Ткань крашеная 5,7% Полотенца - 5,0% Постельное белье -6,4% Для предприятий, ориентированных на экспорт: 2,5% субсидия на до- и после- поставочный кредит Создание СЭЗ; стимулиро- вание экспорта местным пра- вительством Освобождение на 10 лет от налога компаний в СЭЗ и экспортноориентированных компаний
Китай Кредитная ставка 5-6%, нет дополнительного стимулирования Уменьшение налога на экспорт по усмотрению Нет специальных фондов, кредитные ставки невысокие СЭЗ, общая инфраструкт ура на высоком уровне Освобождение от налогов на 2 года, в течение следующих 3 лет-половина ставки (13,2%), с 6 года работы полная ставка-26,4%
Нет особых Отсутствие импорт- Система Нет особых Освобождение
программ ной пошлины при беспошлинного программ на 5-6 лет в зави-
поставке на таможен- доступа на симости от рас-
ш ный склад для хране- рынки ЕС, положения;
е д ния нерастаможенных Канады, после этого уп-
а 4 г товаров; Норвегии и лачивается кор-
гна 5% скидка при США. поративный на-
f-Q расчете НДС, если лог 30% для гос-
использовано местное предприятий и
сырьё 40% для частных
предприятий
Инициаторами проведения кластерной политики могут выступить не только центральные органы управления, которые проводят кластерную политику «сверху», но и региональные власти или местные объединения предпринимателей, предлагающие реализацию программ стимулирования развития кластеров «снизу-вверх», которые получили название «кластерная инициатива» (cluster initiative). «Кластерные инициативы - это скоординированные усилия государственных органов, бизнеса и научного сообщества по активации и развитию кластеров в регионе»1. Указанная модель рассматривает кластер как рыночный организм, и основными игроками являются региональные власти и региональные организации, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Государство же в некоторых случаях финансирует и поддерживает пилотные проекты.
По роли государства в проведении кластерной политики выделяются четыре типа кластерной политики:
1. Каталитическая кластерная политика, когда Правительство сводит заинтересованные стороны (например частные компании и исследовательские организации) между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта.
2. Поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров.
3. Директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется осуществлением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров.
4.Интервенционистская кластерная политика, при которой Правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.
1 Solvell О., Lindqvist G., Ketels C. (2003) The Cluster Initiative Greenbook. www.cluster-research. org/greenbook. htm,
Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий:
• «брокерскую» политику - создание платформы для диалога различных участников кластера;
• диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов;
• повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров;
• создание «брэнда» региона для привлечения иностранных инвестиций.
Как показывает мировой опыт, одной из наиболее эффективных форм
реализации кластерной политики является создание государственно-частных партнерств, в капитале которых могут участвовать местные власти, коммерческие партнеры и институциональные частные инвесторы, которые заключают договора о стратегическом взаимодействии. Роль региональных властей в этом случае определяется общей, не требующей существенных финансовых вложений поддержкой реализуемых проектов, обеспечением гарантий возврата инвестиций. Равномерное распределение рисков между всеми участниками кластера также может являться действенным стимулом для развития инновационно-ориентированных кластерных структур.
Исследование зарубежного опыта формирования кластерной политики позволило сделать следующие выводы:
> методы обеспечения кластерной политики определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией;
^ единых методических основ формирования кластерной политики не существует.
В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 г. предусмотрено создание кластеров «регионального значения» и, следовательно, возрастает значение и роль кластеров в региональной экономике, а также необходимость теоретической и методологической разработки проблемы формирования и эффективной реализации кластерной политики в Республике Таджикистан. Несмотря на актуальность проблемы, на данный момент отсутствует концептуальный подход её решения.
В заключение следует отметить, что кластерная политика Республики Таджикистан должна иметь свою специфику и не может проводиться идентично кластерной политике других стран. Поэтому для эффективного создания и развития таджикских кластеров необходима выработка концепции, учитывающей особенности экономического развития регионов и страны в целом.
Список использованной литературы:
1. Andersson Т., Hansson E., Serger S.S., Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004.
2. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. - Душанбе, 2007
3. Solvell О., Lindqvist G., Ketels C. (2003) The Cluster Initiative Greenbook. www. cluster-research. org/greenbook.
4. Пилипенко И.В. Факторы и методы повышения конкурентоспособности стран и регионов: анализ теоретических подходов / Сборник научных трудов молодых ученых «Региональная наука». -М..СОПС, 2005.
5. Яшева Г.А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования /Госуправление в XXI веке: традиции и инновации. - М. : МГУ, 2007.
А.А. Байматов, Л. Ф. Хoмутова Роль государства в формировании политики кластеризации национальной экономики Ключевые слова: кластерная политика, поддержка государства, экономическое развитие, текстильная промышленность, общие типы кластерной политики.
Статья посвящена изложению роли государства в формировании и осуществлении кластерной политики на основе опыта зарубежных стран. Кластерная политика рассматривается как один из универсальных инструментов государственной политики. Рассматриваются два общих типа кластерной политики по генезису: «сверху-вниз» и «снизу-вверх», а также меры государственной поддержки текстильной промышленности стран-лидеров по производству текстиля. Показаны методы государственного стимулирования развития кластеров.
A.A. Bаymatov, L.F. Khomutova The Role of State in the Formation of Clusterization Policy in National Economy Key words: cluster policy, state support, economic development, textile industry, general types of cluster policy
The article dwells on the role of state in the formation and implementation of cluster policy based on the experience of foreign countries. The former is considered as one of the universal instruments of state policy. We deal with two general types of cluster policy in the genesis of ‘’top-bottom” and “bottom-top”; the authors deal also with such issues as measures of state support of textile industry in the countries being ahead in this branch. They show the methods of statal stimulation aimed at a development of clusters.