Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Численность населения трудоспособного возраста уменьшается и будет уменьшаться в ближайшем будущем во всех городах и почти во всех районах республики, за исключением Чебоксарского района.
2. Уровень экономической активности населения в городах имеет тенденцию роста, а в сельской местности - снижения.
3. Так как темпы убыли численности населения трудоспособного возраста выше, чем темпы изменения уровня экономической активности населения, возможно уменьшение численности экономически активного населения почти во всех городах и районах, за исключением г. Чебоксары и Чебоксарского района.
Литература
1. Чувашстат: офиц. сайт. 1^1.: http://chuvash.gks.ru.
АЛЕКСАНДРОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - магистрант кафедры экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ALEKSANDROV ALEKSANDR NIKOLAEVICH - master’s program student of Economic and Social Geography Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АРХИПОВ ЮРИЙ РОМАНОВИЧ - доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ARKHIPOV YURIY rOmANOVICH - doctor of geographical sciences, professor of Economic and Social Geography Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 334.7.012.64:378]-026.451 ББК У497.48-131-551
Н.В. АФАНАСЬЕВА, Е.Н. КАДЫШЕВ, В.В. АФАНАСЬЕВ
РОЛЬ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, процессы развития, становления, уставной капитал, результаты интеллектуальной деятельности, наукоемкая продукция.
Рассмотрены основные этапы формирования и развития малых инновационных предприятий в вузах России и Чувашской Республики в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ, намечены основные направления деятельности по улучшению инновационной среды и генерации новых знаний и разработок в вузах.
N.V. AFANASYEVA, E.N. KADYSHEV, V.V. AFANASYEV ROLE OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF REGIONAL ECONOMY
Key words: small innovative enterprises, developments, formation, authorized capital, results of intellectual activity, science-intensive production.
The main stages of formation and development of the small innovative enterprises in higher education institutions of Russia and the Chuvash Republic are considered according to the Federal law № 217-FZ, the main activities on improvement of the innovative environment and the generation of new knowledge and development in higher education institutions are planned.
В 70-х гг. XX в. в Советском Союзе фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы в институтах Академии наук, вузах и отраслевых институтах проводились на мировом уровне практически по всем отраслям науки. При этом прикладными научными исследованиями и коммерциализацией результатов разработок в основном занимались в отраслевых научно-исследовательских институтах, и доля наукоемкой продукции Совет-
ского Союза в мировом производстве доходила до 10%. Сегодня у России эта доля более скромная, меньше 1%. Россия сохранила свои лидирующие позиции только в таких направлениях, как космические и ядерные технологии. Последнее в первую очередь обусловлено тем, что многие отраслевые институты, внедряющие результаты научных разработок в производство, не вписались в рыночные отношения и прекратили свое существование или сменили профиль своей деятельности. Отсутствие спроса на инновационную продукцию со стороны бизнеса также способствовало этому процессу.
В настоящее время, по сведениям различных международных рейтингов, индекс инновационного развития России невысок. Так, например, по данным Европейского инновационного табло (The European Innovation Scoreboard, ElS), у России индекс инновационного развития в три раза меньше от среднего значения 27 стран ЕС [9].
Сегодня руководством страны ставится задача - не допустить дальнейшего отставания России от развитых стран мира и перейти с сырьевой экономики на экономику, основанную на знаниях. Для этого потребуется кардинальная технологическая модернизация российской экономики, что невозможно осуществить без высококвалифицированных кадров с новыми компетенциями и генерации инновационных идей и технологий в первую очередь в системе высшего образования, где сосредоточено больше половины всех научно-педагогических кадров. С этой целью в последнее десятилетие государство предприняло ряд комплексных системных мер по укреплению материально-технической базы научно-исследовательской и внедренческой инфраструктуры высших учебных заведений как центров подготовки инновационно ориентированных кадров и разработки высоких технологий. За данный период финансирование гражданской науки в стране из средств федерального бюджета выросло в более чем 13 раз.
Кратко остановимся на основных инструментах государственной поддержки вузов. Наиболее значимое мероприятие - это отбор на конкурсной основе и создание, за исключением МИФИ и МИСИС, 29 национальных исследовательских и 7 федеральных университетов, получивших значительное финансирование из федерального бюджета. Также были проведены серии конкурсов и отобраны вузы по постановлениям Правительства РФ, направленные на стимулирование взаимодействия вузов и предприятий, развитие инновационной инфраструктуры в вузах и привлечение ведущих ученых в российские вузы [2-4]. Проводились также конкурсы среди вузов, внедряющих инновационные программы, начиная с 2006 г., и конкурс поддержки программ стратегического развития учреждений высшего профессионального образования.
Кроме того, федеральным центром и министерствами в регионах страны осуществляется софинансирование таких элементов инновационной инфраструктуры, как центры кластерного развития, коллективного доступа к высокотехнологическому оборудованию, прототипирования и промышленного дизайна, бизнес-инкубаторы, технопарки, особые экономические зоны, научные центры и т.д. [7].
Особой задачей является возможность коммерциализации вузовских прикладных исследований и разработок с массовым вовлечением в инновационные процессы студентов, аспирантов и молодых ученых в деятельность малых инновационных предприятий (МИП) при вузах, созданных в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. [1].
С момента принятия Федерального закона № 217-ФЗ прошло более четырех лет. Каковы результаты? МИП при вузах и научных организациях нача-
ли создаваться на основании Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ и Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 198-ФЗ с изменениями и дополнениями [5]. Данные законы предоставляют право вузам вступать в качестве учредителей хозяйственных обществ, создаваемых для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, «ноу-хау»), принадлежащих вузу. Доля вуза в учредительном капитале МИП должна быть не менее 1/3 и вноситься в виде права использования создаваемым МИПом результата интеллектуальной деятельности (РИД) вуза.
Мониторинг деятельности по созданию МИПов в вузах удобно проводить в двух последовательных временных интервалах: 2009 - 2010 гг. - период появления 217-ФЗ и первых результатов по его реализации; 2011 - 2013 гг.- период принятия ряда законодательных, нормативных и методических документов, исходящих из 217-ФЗ и осмысления опыта создания МИПов на первом этапе.
В базе данных Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) Минобрнауки России на 26.02.2011 г. было зарегистрировано 801 МИП, в том числе по федеральным округам: в Центральном - 240, Северо-Западном - 59, Южном - 92, Приволжском - 133, Уральском - 64, Сибирском - 196, Дальневосточном - 17. Ведомственная принадлежность образовательных и научных учреждений, образовавших хозяйственные общества, включает: Правительство РФ - 1; РАН, РАМН - 11; Минобрнауки РФ - 740; Росрыболовство - 14; Минтранспорта РФ - 14; Минздравсоцразвития РФ - 13; Минобороны РФ - 5; Минсельхоз РФ - 2; Минкультуры РФ - 1.
Из приведенных данных видно, что за 2009 - 2010 гг. распределение малых предприятий по федеральным округам и ведомственной принадлежности неравномерно, 71% (569 предприятия) сосредоточены в трех федеральных округах: Центральном, Сибирском и Приволжском, а по ведомственной принадлежности абсолютным лидером является Минобрнауки 92,4% (740 предприятий).
МИПы, созданные по видам вклада в учредительный капитал РИД, выглядят следующим образом: зарегистрированные патенты на изобретение, полезную модель - 297; зарегистрированные программные продукты - 144; смешанный вклад (патент, программа ЭВМ или ноу-хау) - 8; оформленное ноу-хау - 233; данные отсутствуют - 119.
Наибольшей популярностью в учредительном капитале у вузов пользуются патенты на изобретение и полезную модель - 37% и ноу-хау - 29%.
Наибольший интерес представляет оценка стоимости РИД в учредительном капитале: от 1,0 до 10,0 тыс. руб. - 426; от 10,1 до 100,0 тыс. руб. - 220; от 100,1 до 500,0 тыс. руб. - 52; от 500,1 до 1000,0 тыс. руб. - 1; от 1000,1 до 10 000,0 тыс. руб. - 2; более 10 000,1 тыс. руб. - 2; данные отсутствуют - 98.
Из приведенных данных видно, что 53,2% МИПов в уставном капитале имеют РИД со стоимостной оценкой до 10 тыс. руб., а 27,5% до 100 тыс. руб. Это означает, что стоимость оборотных средств, включая стоимость оборудования и оргтехники, в общем уставном капитале у 426 малых предприятий составляет менее 30 тыс. руб., а у 220 - менее 300 тыс. руб. Последнее связано с тем, что по ФЗ № 217-ФЗ стоимость РИД в уставном капитале предприятия должно быть не менее 34%. Поэтому рассчитывать на успешное развитие данных предприятий не приходится. По состоянию на март 2013 г. в вузах России насчитывалось, согласно официальному Реестру, 804 действующих МИП, что на 244 меньше, чем в 2011 г. [6]. При этом численность ре-
ально работающих малых предприятий при вузах по годам учреждения выглядит следующим образом: 2009 г. - 27; 2010 г. - 243; 2011 г. - 355; 2012 г. -174; 2013 г. - 5.
Согласно [6], состав учредителей малых предприятий также менялся с годами: в 2009 г. преобладала комбинация вуз/предприятие; в 2010 г. - вуз/физические лица; в 2011 г. - вуз или вуз/физические лица; в 2012 г. - вуз/физические лица.
Рассмотрим процесс формирования малых предприятий в Приволжском федеральном округе в соответствии с ФЗ № 217-ФЗ. По данным ЦИСН, количество созданных МИП в регионах ПФО на 26.02.2011 г. приведено в табл. 1.
Таблица 1
Количество созданных МИП в регионах ПФО на 26.02.2011 г.
Регионы Всего МИП МИП, созданные на основе вклада в учредительный капитал РИД
патент свидетельство на ПП ЭВМ ноу-хау сведения отсутствуют
Республика Татарстан 31 13 1 11 6
Самарская область 28 8 0 20 0
Нижегородская область 16 10 1 2 3
Саратовская область 10 2 1 5 2
Республика Марий Эл 8 4 3 0 1
Удмуртская Республика 8 4 0 1 3
Чувашская Республика 7 0 0 6 1
Республика Мордовия 7 4 0 0 3
Республика Башкортостан 7 4 1 2 0
Пензенская область 5 3 0 2 0
Пермский край 3 1 2 0 0
Ульяновская область 2 2 0 0 0
Оренбургская область 1 0 0 0 1
Кировская область 0 0 0 0 0
Из табл. 1 видно, что по количеству созданных МИП в ПФО лидируют регионы: Республика Татарстан (31), Самарская область (28), Нижегородская область (16). Чувашская Республика (7), так же как Республика Башкортостан (7) и Республика Мордовия (7), занимает среднее положение среди регионов ПФО.
По виду РИД, используемых в качестве вклада в учредительный капитал, в регионах ПФО (как и по России в целом) преобладают ноу-хау и патенты.
Региональное распределение МИП по стоимостной оценке доли РИД в учредительном капитале приведено в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что в ПФО в основном создавались предприятия со стоимостной оценкой доли РИД в учредительном капитале МИП от 1,0 до 10,0 тыс. руб. (59 МИП) и от 10,1 до 100,0 тыс. руб. (53 МИП).
Однако следует отметить, что, по данным ЦИСН, на 26.02.2011 г. среди всех федеральных округов только в ПФО в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского зарегистрированы два МИП (ООО «НИМП-КАТАЛИЗАТОР» и «ООО «КОНВЕРСИЯ СГУ») со стоимостной оценкой доли РИД (ноу-хау) в учредительном капитале более 10 млн руб.
На сегодняшний день в рамках ФЗ № 217-ФЗ малые инновационные предприятия в Чувашской Республике созданы следующими вузами:
- Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова - 5 (ООО НТП «Индуктор-М», ООО «Интехком», ООО НПП «Иннотех», ООО НПЦ «Энергопроект СКБ», ООО «Полимерные покрытия»);
- Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева - 1 (Малое предприятие «Ремесленная мастерская»);
- Чебоксарский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО МГОУ - 2 (ООО «Технология автоматизации», ООО «Логарифм-ЧПИ»);
- Чувашская государственная сельскохозяйственная академия - 1 (ООО «Академия - Био»).
Таблица 2
Региональное распределение МИП по стоимостной оценке доли РИД в учредительном капитале
Регионы Всего МИП Размер уставного капитала МИП, тыс. руб.
от 1,0 до 10,0 от 10,1 до 100,0 от 100,1 до 500,0 более 10 000 данные отсутствуют
Республика Татарстан 31 22 3 0 0 6
Самарская область 28 4 23 1 0 0
Нижегородская область 16 6 4 1 0 5
Саратовская область 10 3 2 1 2 2
Республика Марий Эл 8 8 0 0 0 0
Удмуртская Республика 8 5 3 0 0 0
Чувашская Республика 7 6 0 0 0 1
Республика Башкортостан 7 2 5 0 0 0
Республика Мордовия 7 2 3 0 0 2
Пензенская область 5 - 5 0 0 0
Пермский край 3 - 3 0 0 0
Ульяновская область 2 - 2 0 0 0
Оренбургская область 1 1 0 0 0 0
Кировская область 0 0 0 0 0 0
В большинстве малых предприятий, кроме ООО «Академия - Био», учредителями являются вуз/физические лица. Учредителями ООО «Академия - Био» являются ФГБОУ ВПО ЧГСХА и ООО «Био Рост ПК» (г. Нижний Новгород).
Основными направлениями деятельности малых предприятий при вузах Чувашской Республики являются: выпуск наукоемкой продукции, проектирование, проведение НИОКР, оказание услуг. Наиболее успешно работающие малые предприятия: ООО «Академия-Био», ООО НПЦ «Энергопроект СКБ» и ООО НПП «Иннотех». Так, например, только за первое полугодие 2012 г. ООО «Академия-Био» реализовало наукоемкую продукцию на 12 млн руб. с рентабельностью 14%.
По данным статистики, в 2010 г. в ЧР насчитывалось 12 090 малых предприятий, в числе которых доля предприятий, отнесенных к обрабатывающему сектору (включающему в себя и инновационные предприятия), составляла 12,2% (1722 МИП) [8]. Доля МИП, выпускающих наукоемкую продукцию, по нашим оценкам, не превышает 1,0-1,5% от числа предприятий данного сектора. Поэтому создание каждого нового МИП является существенным вкладом в увеличение доли сектора инновационного предпринимательства в Чувашской Республике и, как следствие, повышение конкурентоспособности экономики региона.
В настоящее время имеющийся (ранее созданный) научный потенциал вузов республики, способный создавать результаты интеллектуальной деятельности для последующей коммерциализации, практически исчерпан. Это предположение можно объяснить следующими причинами и факторами. Первое - это то, что еще в начале 1990-х гг. «стихийная волна» коммерциализации вывела за пределы головного вуза республики (ЧГУ) на рынок такие известные сегодня инновационные предприятия, как ООО «НПП «Бреслер», ООО НПП «Динамика». ООО НПП «Технотрон», ИЦ «Бреслер», ООО «Форст» и
др., которые были созданы и развивались далее за счет коммерциализации накопленного интеллектуального потенциала наиболее активных ученых-практиков университета. Второе - это резкое уменьшение заказов со стороны промышленности на НИОКР в данный период, в особенности по техническим направлениям, что ускорило переориентацию многих ученых университета на дополнительную преподавательскую деятельность в многочисленных филиалах, продолжающуюся уже в течение 15-18 последних лет. Это фактически способствовало значительному снижению их научного потенциала. Поэтому вторая волна коммерциализации научных разработок, проводимая уже в рамках Фз № 217-ФЗ, позволила создать на сегодняшний день всего 9 МИП, но на базе созданных ранее разработок. В силу отмеченных причин в ближайшее время существенного прорыва в области новых коммерциализируемых разработок ожидать не приходится.
Однако для сохранения набранного темпа коммерциализации, которая, очевидно, будет поддерживаться правительствами РФ и ЧР, понадобятся свежие силы и новые резервные возможности для генерации инновационных разработок и идей, создание и развитие которых видится в формировании в вузах среды молодежного инновационного предпринимательства с использованием научных знаний и интеллектуального потенциала старшего поколения научно-педагогических кадров.
Необходимость и возможность создания такой среды подтверждаются данными конкурсов по программам «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ» Фонда поддержки малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.
Для развития прикладных НИОКР необходимы системные изменения в вузах республики. Такие изменения должны сопровождаться как организацией научных исследований в вузах, так и содержанием самого образовательного процесса. Если сегодня серьезные прикладные исследования проводятся узкой группой из числа профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов старших курсов и магистрантов преимущественно на базе высокотехнологичных предприятий электротехнического профиля, то они должны стать нормой для всех преподавателей, аспирантов и студентов.
В связи с этим в нынешних условиях резко возрастает роль реального участия студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей в прикладных научных исследованиях на базе высокотехнологичных предприятий, что дает возможность ознакомиться в реальных условиях с изменением промышленных технологий; увидеть и проектировать свою будущую профессию; освоить опыт практической работы по своей специальности; научиться плодотворно работать с научно-технической информацией.
Опыт развитых стран и ведущих российских вузов, в том числе Чувашского госуниверситета, позволяет наметить возможные действия вузов республики по развитию исследовательской и инновационной деятельности в следующих направлениях:
- совершенствование организации научных исследований и системы управления (защита интеллектуальной собственности, формирование инновационной инфраструктуры, усиление блоков, отвечающих за исследования и разработки, международная экспертиза образовательных программ и НИР);
- кадровая политика (целевая поддержка продуктивных ученых, стимулирование конкретных исследовательских результатов, дифференциация заработной платы, специальные меры поддержки активности молодых ученых и преподавателей);
- взаимодействие вузов с реальным сектором экономики и академической наукой (вузам необходимо направить усилия на установление связей с высокотехнологичными предприятиями, создание базовых кафедр на предприятиях и научных лабораторий в вузах, а также совместных центров коллективного пользования, на привлечение ведущих специалистов предприятий к организации практики, на проведение спецкурсов и стажировок преподавателей, на совместную разработку образовательных программ и исследовательских проектов и т.д.).
Литература
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Фед. закон от 02.08.2009 г. № 217-Фз [Электронный ресурс]. URL: http://www.sbornik-zakonov.ru>3842 html.
2. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 // Рос. газета. 2010. № 5160, 16 апр.
3. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 218 // Рос. газета. 2010. № 5160, 16 апр.
4. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 // Рос. газета. 2010. № 5160, 16 апр.
5. О науке и государственной научно-технической политике: Фед. закон от 23.08.1996 г. № 198-ФЗ (с доп. и изм.) // Гарант: инф.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/1217-7526|#block_2.
6. Перспективы взаимодействия производства и науки. Вып. 8. Малые инновационные предприятия вузов / Ф.Э. Шереги, М.Н. Стриханов, В.И. Савинков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. 120 с.
7. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / И.М. Бортник, Г.И. Сенченя, Н.И. Михеева и др. // Инновационная экономика. 2012. № 9. С. 48-61.
8. Чувашия в цифрах. 2012: краткий стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2012. 237 с.
9. Innovation Union Scoreboard 2011: The Innovation Union's performance for Research and Innovation // Pro Inno Europe, 2012. URL: http://www.proinno-europe.en/inno-metrics/page/innovation-union-scoreboard.2011.
АФАНАСЬЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
AFANASYEVA NADEZHDA VLADIMIROVNA - post-graduate student of Industrial Economy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
КАДЫШЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, декан факультета управления и социальных технологий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KADYSHEV EVGENIY NIKOLAEVICH - doctor of economic sciences, dean of Management and Social Technologies Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АФАНАСЬЕВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор технических наук, заведующий кафедрой теплоэнергетических установок, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
AFANASYEV VLADIMIR VASILYEVICH - doctor of technical sciences, head of Heat Power Installations Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.