УДК 338.46
ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАННЫХ НА БАЗЕ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© 2016
Арнаут Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента»
Летяга Полина Сергеевна, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)
Аннотация. Формирование и реализация инновационной стратегии малых инновационных предприятий становится одним из решающих условий развития инновационной экономики страны. Более того, на сегодняшний день, «критерий инновационности» применяется не только для хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, но и для сферы высшего образования и каждого её субъекта. В этой связи специальными нормативными актами определяются условия для создания и развития малых инновационных предприятий на базе высших образовательных учреждений. При этом динамично изменяющиеся рыночные условия требуют непрерывного совершенствования методов и способов управления малым предприятием с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Для эффективного управления существуют разнообразные методики оценки деятельности таких предприятий, но не одна методика оценки не рассматривает деятельность малых инновационных предприятий (МИП) во взаимосвязи с ВУЗом. В данной статье нами предлагается методика оценки с позиции качественного симбиоза деятельности двух хозяйствующих субъектов: высшего образовательного учреждения и МИП. При этом названный симбиоз предполагает установление общих целей и принципов оценки деятельности, без которых не возможна, на наш взгляд, оценка деятельности МИП как одной из возможностей инновационного развития высшего образовательного учреждения.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, МИП, оценка деятельности, целевой подход, инновационная деятельность, МИП на базе высших образовательных учреждений, принципы, цели, критерии малых инновационных предприятий, методика оценки.
A TARGETED APPROACH TO THE ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES CREATED ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2016
Arnaut Marina Nikolaevna, candidate of economical science, associate professor of "Economics and Management"
Letyaga Polina Sergeevna, master Vladivostok state University of Economics and service, Vladivostok (Russia)
Abstract. Development and implementation of innovative strategies of small innovative enterprises is one of the decisive conditions for the development of innovative economy of the country. Moreover, today, "the criterion of innovativeness applies not only to economic entities of the real sector of the economy, but also for higher education and each subject. In this regard, the special rule advice to acts is determined by the conditions for the creation and development of small innovative enterprises on the basis of higher educational institutions. In this dynamically changing market conditions require continuous continuing development of methods and ways to control small business with the purpose of increase of efficiency of their economic activities. For effective management there are a variety of methods of assessment of activities of such enterprises, but no one method of assessment does not consider the activities of small innovative enterprises (SIE) in conjunction with the University. In this article, we propose a method of estimating the position of quality symbiosis of the activities of two economic entities: higher educational institutions and SIE. It called symbiosis involves the establishment of common goals and principles-surface evaluation activities, without which it is not possible, in our view, evaluation of SIE as one of the possibilities of innovative development of higher educational institutions.
Keywords: small innovative enterprises, SIE, assessment of activity, targeted approach, innovative activities, SIE on the basis of higher educational institutions, principles, goals, criteria of small innovative enterprises, methods of assessment.
Становление российской науки и высшего образования на сегодняшний день является одной из приоритетных задач политики государства. Более того, к высшему образованию сейчас предъявляются требования не только быть конкурентоспособным, выпускать на рынок труда высококвалифицированных специалистов, но и быть поставщиком и активным участником рынка инноваций, взаимодействуя с реальным сектором экономики. В этой связи на государственном уровне было принято решение о создании и внедрении в жизнь образовательных организаций малых инновационных предприятий (далее МИП). При этом на сегодняшний день, в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение МИП, их цели, понимание деятельности и сущности весьма размыты. Поэтому для дальнейшего исследования будут использованы определения отраженные в экономической литературе. Так, доктор экономических наук Г.П. Беляков считает, что малые инновационные предприятия - это предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоёмкие технологии и изделия, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности ВУЗов [1]. Гарнов А.П. сказал, что МИП в ВУЗе - это предприятие, учрежденное на базе высшего учебного заведения, которое характеризуется высоким инновационным потенциалом, осуществляет свою деятельность с целью получения дохода в условиях риска и относится к категории малого предпринимательства на основе критериев, изложенных в федеральном законода-
тельстве [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что МИП - это хозяйствующий субъект, связующее звено между наукой образовательного учреждения и реальным сектором экономики страны, деятельность которого направлена на коммерциализацию научных исследований и разработок, являющихся результатами интеллектуальной деятельности ВУЗа, с целью извлечения максимальной прибыли.
С момента вступления в силу Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» согласно которому ВУЗам и НИИ разрешено создавать при них МИПы, заинтересованность в создании таких предприятий резко увеличилась [3]. На рисунке 1 представлена динамика создания МИП по Росси за 2009-2015 года.
В настоящее время МИПы могут быть представлены различными организационно-правовыми формами хозяйственных обществ. Наиболее распространённая правовая форма хозяйственного общества для малого инновационного предприятия является общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Чтобы хозяйственное общество относилось к малым инновационным предприятиям, необходимо его соот-
ветствие определенным критериям.
800
621
548
600 -400 200 -
0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Количество зарегистрированных МИП
Рисунок 1 - Динамика создания МИП по Росси за 2009-2015 года
Органы законодательной власти, принявшие в 2011 г. законопроект № 496139-5 «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» (Комитет по науке и наукоемким технологиям), в котором впервые определена инновационная деятельность, предлагают к малому инновационному предприятию относить инновационное предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4,5]. Но ни ФЗ № 209, ни один другой Федеральный закон не содержат в себе критериев, на основе которых малое предприятие можно отнести к классу инновационных.
Изучение нормативно-правовой литературы, позволило выделить наиболее значимые критерии отнесения ХО к МИП.
1. Одним из учредителей является ВУЗ. Соучредителями могут выступать любые физические лица, а также юридические лица (сторонние предприятия и организации), которые заинтересованы в практическом применении РИД. Так как одним из учредителей МИП выступает ВУЗ, на него возлагается большая роль по поддержке их устойчивого развития. Также ВУЗы могут для предпринимательского сектора образовывать систему консалтинговых центров, проводить активную инновационную политику, и участвовать в продвижении их инновационной продукции на рынок.
2. В уставный капитал создаваемого хозяйственного общества должно вноситься право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за научным и образовательным учреждением.
3. Предметом деятельности создаваемых хозяйственных обществ должно являться практическое применение (внедрение) РИД. Такие как: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем.
4. В случае привлечения соучредителей при создании хозяйственных обществ доля ВУЗов в уставном капитале должна составлять более 25% для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью.
5. В случае привлечения соучредителей их доля в уставном капитале должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть может быть оплачена исключительными правами на РИД, правом его использования, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимым для его применения.
6. Права на результат интеллектуальной деятельности не могут предоставляться третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, важность создания МИП заключается в том, что благодаря таким предприятиям высшее образовательное учреждение продвигает свои научные разработки на региональные и федеральные рынки, тем самым повышая инновационный потенциал страны. Результаты деятельности МИП также направ-
лены на решение приоритетных задач развития страны, которые Президент РФ выделил в своем Указе от 7 июля 2011 г. № 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" [6].
Но вопрос об оценке деятельности таких предприятий остаётся дискуссионным, так как на сегодняшний день недостаточно проработана методическая база и организационно-методический инструментарий оценки деятельности таких МИП.
Известные методики оценивают инновационную деятельность, либо инновации в образовательной деятельности или эффективность деятельности МИП как отдельного хозяйствующего субъекта, но не рассматривают деятельность МИП во взаимосвязи с ВУЗом, хотя МИП был создан высшим образовательным учреждением для достижения им определенных целей.
На наш взгляд оценка деятельности МИП во взаимосвязи с ВУЗом, является ключевой, так как основная задача МИП при ВУЗе - это продвижение научных исследований и разработок, проводимых ВУЗом, на рынки страны. Если высшее образовательное учреждение прекратит свою деятельность или будут существенно сокращены объемы его финансирования, то МИП либо ликвидируется вместе с ним, либо серьезно ухудшит свое финансовое состояние, так как потеряет определённые привилегии, получаемые за счет ВУЗа, такие как аренда помещения, рабочая сила и интеллектуальный потенциал в виде преподавателей и студентов и т.д. Поэтому стабильность высшего образовательного учреждения является основой для успешного функционирования МИП. То есть необходимо создать такую методику оценки, которая могла бы отражать эффективность деятельности МИП не как отдельного хозяйствующего субъекта, а, в связи с особенностями и целями его создания, как симбиоза МИП и высшего образовательного учреждения.
Методика оценки деятельности МИП во взаимосвязи с ВУЗом, по нашему мнению, должна строиться на основе целевого подхода.
Каждая новая методика оценки базируется на принципах ее построения. С позиции целевого подхода оценки деятельности МИП во взаимосвязи с ВУЗом можно выделить следующие принципы (рисунок 1)
Рисунок 1 - Принципы целевого подхода к оценке деятельности МИП во взаимосвязи с ВУЗом
Первый принцип говорит о том, что цели преследуемые ВУЗом и МИП должны быть в одном направлении, а не противоречить друг другу.
Второй принцип свидетельствует о том, что ВУЗ создает МИП с конкретными целями и МИП должен быть эффективен не только как отдельно функционирующий субъект хозяйственной деятельности, но и в рамках привязке к бюджетному научному учреждению, на базе которого он был создан.
Третий принцип говорит о том, что критерии оценки эффективности не должны носить стационарный характер, так как по истечению какого-либо периода производить оценку по одним и тем же показателям будет нецелесообразно, и потребуются совершенно новые показатели.
Так как предлагаемая нами методика основывается на целевом подходе, необходимо определить основные цели и критерии, достижение которых будут являться базой для расчетных коэффициентов. Для определения основных целей нами были проанализированы основные нормативно-правовые документы РФ, относящиеся
к взаимосвязи МИП с ВУЗом. Наиболее полно интеграция научной и образовательной сфер описана в статье 72 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Так же данный законодательный акт предполагает варианты выбора разнообразных форм интеграции научной и образовательной деятельности. К некоторым из них относятся:
- проведение научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;
- привлечение ВУЗом, работников научных организаций и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, а также научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, работников ВУЗов, на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной (научно-исследовательской) деятельности;
- осуществление ВУЗом и научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий.
Основным законодательным актом, регулирующим создание и функционирование МИП, является Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данный федеральный закон раскрывает цель создания МИП высшим образовательным учреждением, которая заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям [3].
Проанализировав законодательные акты, нами были выделены следующие цели, одновременно преследуемые ВУЗом и МИП:
- получение/увеличение доходов;
- увеличение доходов авторов инноваций и разработок;
- повышение количества сотрудников, привлеченных к инновационному процессу;
- повышение качества образовательных услуг ВУЗа;
- повышение квалификации студентов и сотрудников;
- увеличение количества студентов, задействованных в деятельности МИП;
- повышение конкурентоспособности экономики региона;
- увеличение числа внедрений и коммерциализации созданных инновационных продуктов.
На основе выделенных целей нами были разработаны коэффициенты для проведения оценки в рамках каждой цели.
Так повышение доходов можно оценить с помощью коэффициента доходности ВУЗа по МИП (Кд):
= . *юо%, (1)
я НМА + ГБС.гЦ
где, ЕДеуъ -
- планового количества лет использования (функционирования МИП).
Полученное значение этого коэффициента должно быть не менее 100%, если говорить об окупаемости и эффективности вложений. Предложенный коэффициент не имеет стационарного характера и изменяется, так как проходит период исследования.
Вторую цель можно описать с помощью коэффициента доходности авторского участия (Кдду), представленного, как:
Кдлу - * 100%. (2)
^ -1 Дм и п
где, £ - сумма доходов, полученных авторами (сотрудниками вуза) внедренных проектов (продуктов и т.п):
Ед - общая сумма доходов, полученных МИП за период.
Предложенный коэффициент в динамике должен быть равен 1 или величине положительной, и показывать, насколько привлекательна деятельность МИП для сотрудников ВУЗа с целью получения дополнительного дохода.
Повышение числа сотрудников, привлеченных к инновационному процессу, можно оценить коэффициентом привлекательности МИП для сотрудников:
К,
Прим-МИП "
.100%,
(3)
где, ЛГЕ мнп - количество сотрудников, задействованных в МИП;
Агеуз.э - общая штатная численность ВУЗа.
Предельные значения коэффициента в динамике 100% или величина положительная. В процентном выражении показывает заинтересованность сотрудников ВУЗа в участии в деятельности МИП.
Повышение качества образовательных услуг ВУЗа достигается опосредованно, за счет повышения квалификации сотрудников и студентов ВУЗа.
Для следующей цели, повышения количества студентов, задействованных в деятельности МИП, можно использовать коэффициент участия студентов в МИП:
(4)
где, ннп - число студентов, задействованных в деятельности МИП;
и - общая численность студентов очной формы (без участия первого и последнего курса по объективным причинам).
Предлагаемый коэффициент показывает процент заинтересованности студентов, тем самым выделяя наиболее перспективных для дальнейшего участия в научно-исследовательских проектах.
Повышение конкурентоспособности экономики региона и страны опосредованно происходит за счет увеличения числа внедрений и коммерциализации созданных инновационных продуктов, которое можно оценить с помощью следующих коэффициентов:
1. Коэффициент коммерциализации инновационных
(5)
сумма общего дохода, полученного
ВУЗом в виде дивидендов (за период исследования);
НМА - стоимость вложенного в МИП нематериального актива (НМА);
БС - балансовая стоимость отторженного для целей МИП имущества ВУЗа;
продуктов.
Кккп = ^ * 100%.
гДе- Ехон. - количество коммерциализации внедрений;
В - общая численность внедрений.
Данный коэффициент показывает процент произведенных инновационных продуктов, который был коммерциализирован.
2. Коэффициент внедрения инновационных продуктов.
Кем = 77"^— *(6)
где. В - число произведенных внедрений; ^зак.рэгр. ~ общая численность законченных разработок за период.
3. Коэффициент внедрения инновационных продуктов в ВУЗ.
КЕтв вуз =^-100%, (7)
где, ВЕуз - число внедрений в ВУЗ; В - общая численность внедрений. 4. Коэффициент законченного цикла.
КЗЦ -
я—
100%,
(8)
от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» - Консультант Плюс.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) -Консультант Плюс.
где, ^зак.рз^. - численность законченных разработок за пешод;
Л'рагр,. - численность разработок всего за период.
Предельные значения описанных выше коэффициентов колеблются от 0 до 100%. В идеале в динамике 100% или величина положительная.
Предложенные в данной статье коэффициенты не являются исчерпывающими и могут изменяться, дополняться, важен целевой подход оценки, что является определяющим.
Общую эффективность МИП во взаимосвязи с ВУЗом можно оценить путем нахождения среднего от суммы всех рассчитанных коэффициентов.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. В Российском законодательстве отсутствует четкое определение МИП.
2. Вопрос об оценке деятельности МИП остаётся нерешенным, так как недостаточно проработана методическая база и организационно-методический инструментарий оценки деятельности МИП. А все существующие методики оценивают лишь инновационную деятельность, инновации в образовательной деятельности или эффективность деятельности МИП как отдельного хозяйствующего субъекта.
3. Нами был предложен совершенно новый подход, для оценки деятельности МИП во взаимосвязи с ВУЗом, основанный на выделении целей.
4. На основе целевого подхода была предложена методика оценки деятельности МИП во взаимосвязи с ВУЗом, основанная на коэффициентах, разработанных по каждой отдельно взятой цели, которые оценивают ту или иную область. Предложенные коэффициенты не являются счерпывающими и могут изменяться и дополняться. Основа методики оценки - не коэффициенты, а целевой подход и взаимосвязь эффективности деятельности ВУЗа и МИП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беляков Г.П. Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений / Г.П. Беляков, В.Э. Кауп // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4 (44). - С. 397 - 400.
2. Гарнов А.П. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности / А.П. Гарнов, О.В. Краснобаева // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 02. - С. 21-27.
3. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» - Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» Законопроект № 496139-5, 03.02.2011 - Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) - Консультант Плюс.
6. Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 (ред.