ЭКОНОМИКА
УДК 65.9(2)-21
Организационно-экономический механизм и типовые модели создания и развития малых инновационных предприятий
Ольга Владимировна Костенко1'2, кандидат экон. наук, доцент, проректор, зав. кафедрой
1ГНУ Северо-Восточный региональный научный центр, г. Киров, Россия, 2ФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. Киров, Россия
E-mail: [email protected]
Инновационное предпринимательство вузов является одним из инструментов инновационного развития. Организационно-экономический механизм (ОЭМ) малых инновационных предприятий (МИП) - частный случай ОЭМ предприятия. Субъекты ОЭМ - национальное правительство, учредители ВУЗа (научного учреждения), вуз или научное учреждение, бизнес-партнеры и руководство МИ-Па. В качестве методов и инструментов воздействия используются государственное регулирование, а также административные и экономические методы управления. Связи системы подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние связи между субъектами ОЭМ выстраиваются по типу административного подчинения или сотрудничества. Среда ОЭМ представлена четырьмя уровнями управления: управление инновационным развитием экономики России, управление инновационной структурой России как частью национальной инновационной системы, управление портфелем МИПов на уровне ВУЗа и управление малым инновационным предприятием. В статье подробно описаны все характеристики ОЭМ МИПа. Модели МИПа классифицируются по следующим признакам: характеристики партнеров, специфика отрасли, инициатор по созданию МИПа, использование программ государственной поддержки инноваций. Выделены четыре наиболее жизнеспособные модели МИПов.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, организационно-экономический механизм, типовые модели успешного развития
В результате мирового экономического кризиса 2008-2009 годов ведущие экономики мира и страны БРИК рассматривают инвестиции в технологическое развитие в качестве ключевой антикризисной меры. В России в качестве одного из инструментов инновационного развития рассматривается малое инновационное предпринимательство, которое зарождается и концентрируется в высшей школе (университетах, ВУЗах, НИИ и т.п.). В связи с этим актуален поиск эффективных механизмов и инструментов развития научного предпринимательства в ВУЗах и научных учреждениях.
Цель исследования - разработать организационно-экономический механизм функционирования при ВУЗах и научных учреждениях малых инновационных предприятий, выявить успешные модели их создания и развития.
Материал и методы. В качестве информационной основы исследования послужили результаты изучения российских и зарубежных ученых, выступления руководства российских вузов по проблематике исследования, материалы научно-практических конференций, результаты анкетирования науч-
ных учреждений и вузов Северо-Востока европейской части России, проведенного Северо-Восточным региональным научным центром Российской академии сельскохозяйственных наук.
В процессе исследования были использованы общенаучные подходы (системный подход, сравнительный и экономический анализы); специальные методы (опросный, статистический анализ), логическое моделирование инновационных процессов в экономике.
Результаты и их обсуждение. Термин «организационно-экономический механизм» относится к общим понятиям экономики и менеджмента. Экономический словарь [1] рассматривает его как совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования, который служит увязке и согласованию общественных, групповых и частных интересов, обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики.
А.И. Бородин [2] выделяет три разновидности таких механизмов:
- экономические: носят автоматический характер по отношению к поддерживаемым процессам и деятельности;
- организационно-экономические: естественный ход экономических процессов дополняется или заменяется их управлением или регулированием;
- организационно-управленческие: их результатом является решение, используемое в процессе управления объектом.
Концептуально правильно рассматривать понятие и содержание категории «организационно-экономический механизм» с точки зрения системного подхода. Поскольку априори целью и результатом функционирования ОЭМ является достижение определенных состояний каких-либо сложных объектов, можно утверждать, что ОЭМ - это система -совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде. Любая система характеризуется элементами, связями, средой и границами. Для организационно-экономического механизма, как системы, характерно следующее:
- элементами ОЭМ являются методы, процедуры, модели, технологии, мотиваци-онные механизмы;
- связи ОЭМ - это отношения между элементами системы (внешние и внутренние, связи зависимости, взаимной заинтересованности или противоречия между элементами), которые могут характеризоваться условиями, показателями, факторами, нормами и мотивами;
- среда или условия, ограничивающие отношения единства (внешние и внутренние).
Организационно-экономический механизм функционирования малого инновационного предприятия является частным случаем ОЭМ функционирования предприятия. Охарактеризуем особенности организационно-экономического механизма МИПа, создаваемого вузом или НИИ. Его элементы:
- методы, процедуры и инструменты воздействия, которые вправе использовать каждый из субъектов ОЭМ, уместно разделить на организационные и экономические (инструменты и методы государственного регулирования; административные и экономические методы воздействия, процедуры созыва собрания учредителей и т.д.);
- мотивационные механизмы, используемые в ОЭМ (система показателей для оценки работы субъектов ОЭМ и методы их стимулирования).
В качестве институтов и субъектов, которые вправе применять инструменты воздействия в рамках ОЭМ по отношению к МИПам в сфере АПК России, следует назвать национальное правительство; Мин-сельхоз России (учредитель аграрных вузов) и ФАНО (учредитель НИИ в аграрной сфере); вузы (НИИ), учреждающие МИП; бизнес-партнеров, соучредителей МИПа; руководство МИПа.
Связи, имеющие место в ОЭМ функционирования МИПов в системе АПК России, можно разделить на внешние и внутренние. Внутри системы связи определяются отношениями власти - подчинения (вуз находится в подчинении Минсельхоза России), устанавливаются отношения на уровне зависимости (выделение бюджетных средств, согласование аренды помещения МИПу и т.д.). В связке «вуз (НИИ)» - «бизнес-партнер» следует добиваться отношений по типу заинтересованности, что не исключает отношений зависимости (доступ к ресурсам партнера).
Среду или условия, ограничивающие отношения единства, определяют четыре уровня: управление инновационным развитием экономики России в целом; управление инновационной инфраструктурой как подсистемой национальной экономики; управление портфелем МИПов на уровне ВУЗа; управление МИПом как самостоятельным предприятием.
Общая схема организационно-экономического механизма функционирования МИПа приведена в таблице 1, более подробно характеристики ОЭМ на уровне МИПа показаны в таблице 2.
МИП - это один из вариантов совместного предприятия. Его успех будет зависеть от двух моментов: во-первых, наличие у партнеров взаимной заинтересованности в совместном проекте, и во-вторых, учет интересов партнера и выстраивание на этой основе совместных действий. В этом смысле одни схемы взаимодействия могут оказаться жизнеспособными, другие изначально не иметь шансов на успех.
Модель функционирования МИПа в этом контексте - такое сочетание условий создания МИПа, которое может обеспечить долгосрочное выживание и развитие предприятия. Это:
- статус, цели, интересы и ресурсные возможности партнеров;
Таблица 1
Организационно-экономический механизм функционирования МИПа (хозяйственного общества), созданного при вузе (НИИ) в соответствии с Федеральным законом от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ
Институты и субъекты Методы, процедуры и инструменты воздействия Мотивационпый механизм Связи и зависимости Среда, условия и ограничения
1 2 3 4 5
Правительство Российской Федерации Государственное регулирование: - стратегия развития инновационного развития России, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков; - развитие инновационной инфраструктуры; - налоговые льготы в сфере инноваций (в т.ч. для МИПов). Административное управление: - постановка целей для учредителей ВУЗов и НИИ, субъектов инновационной инфраструктуры (фонды, технологические платформы и т.д.), региональных правительств, контроль исполнения. Контроль и отчет перед органами законодательной власти. Система внешней мотивации органов государственной власти и учреждений. Персональная ответственность высших должностных лиц. Тенденции развития экономики. Состояние экономики страны, в т.ч. ресурсы на развитие инноваций. Уровень инновационной культуры страны. Участники национальной инновационной системы - по выполнению поставленных задач. Опережающее инновационное развитие сильных экономик мира. Система органов государственной власти России. Организационные формы экономики и бизнеса России. Экономические и хозяйственные системы России.
Учредители ВУЗов и НИИ аграрного профиля Государственное регулирование: - ведомственные программы, целевое финансирование и другие меры. Административное управление: - постановка целей для ВУЗов и НИИ, контроль исполнения; - прямые распоряжения ВУЗам и НИИ (например, по созданию МИПов). Экономические методы: - дополнительное целевое финансирование успешных организаций; - экономические стимулы для руководителей вузов и НИИ. Контроль и отчет перед Правительством Российской Федерации. Персональная ответственность высших должностных лиц. Система мотивации сотрудников и подразделений в структуре министерства. Мировые тенденции в сельском хозяйстве. Экономическая и инновационная политика страны. Государственные программы. Уровень, тенденции развития АПК страны. Выделение ресурсов (федеральный бюджет). Система органов государственной власти в сфере АПК. Организационные формы субъектов АПК страны. Система хозяйственных связей АПК страны. Система подведомственных организаций.
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
Региональное правительство Государственное регулирование: - региональные программы развития АПК и инноваций; - бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки предпринимательства и т.п. Административное управление: - постановка целей для профильных департаментов, субъектов инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, фонды, подведомственные учреждения и т.п.), контроль исполнения. Контроль и отчет федеральному правительству и Министерствам. Персональная ответственность высших должностных лиц. Система мотивации госслужащих и персонала учреждений. Экономическая и инновационная политика страны. Государственные программы развития. Состояние экономии и АПК региона. Выделение ресурсов (федеральный и региональный бюджет). Система органов региональной власти. Инновационная инфраструктура региона. Организационные формы и хозяйственные связи в АПК региона.
Вуз в системе АПК России Административные, экономические и соци-ально-психологические методы: - инновационное развитие в системе целей и стратегий учреждения; - поиск партнера, разработка совместного проекта и учреждение МИПа; - постановка целей и контроль исполнения по отношению к директору МИПа. Контроль и отчет перед учредителем. Персональная ответственность руководителя за выполнение целей. Система мотивации персонала. Учредители ВУЗов и НИИ: - финансирование; - назначение руководителя; - распоряжение активами - реорганизация учреждения Система управления ВУЗа. Организационная структура. Обособленный баланс. Экономика ВУЗа.
Бизнес-партнер - соучредитель МИПа Административное управление (МИПом): - поиск партнера, разработка совместного проекта и учреждение МИПа; - постановка целей и контроль исполнения по отношению к директору МИПа. Развитие основного бизнеса. Развитие МИПа и получение доходов. Владелец бизнеса: - постановка целей, в т.ч. по МИПу - выделение ресур-сов для МИПа Система бизнеса партнера (стратегия). Ресурсы партнера.
МИП (директор предприятия) По отношению к субъектам внешней среды и персоналу предприятия используются: - административные методы; - экономические методы; - социально-психологические методы. Персональная ответственность Система оплаты труда и премии Оценка учредителей Взаимный интерес и зависимость соучредителей по ресурсам Система управления МИПа. Отдельный баланс. Экономика МИПа.
Таблица 2
Характеристики МИПа как базового элемента ОЭМ
Составляющие Характеристики
Институты и субъекты МИП, директор МИПа
Методы, процедуры и технологии Учредители по отношению к предприятию и его директору: - принятие решений на собрании учредителей МИПа: назначение директора, постановка целей, одобрение стратегии развития. Директор по отношению к персоналу МИПа: - административные методы (регламентирование, нормирование и распорядительство); - экономические методы (материальное стимулирование, системы оплаты труда и премирования для персонала); - социально-психологические методы (моральное стимулирование персонала и социальное управление группами).
Мотивационный механизм По отношению к директору МИПа: - персональная ответственность за выполнение обязанностей, выполнение целей и использование полномочий; - материальное стимулирование (оплата труда и премирование); - оценка работы учредителями, право собрания учредителей снять с должности.
Связи и зависимости Связи с вузом (НИИ) и бизнес-партнером: - успех МИПа зависит от наличия взаимного интереса соучредителей; - зависимость от ресурсов соучредителей; - зависимость от согласования Учредителем ВУЗа (НИИ) договора аренды имущества ВУЗа (НИИ); - запрет при аренде недвижимости ВУЗа (НИИ) вести реконструкцию. Связи и зависимости с внешней средой: - ситуация на рынке продукта, потребители; - рынок сырья, услуг и т.д., поставщики; - субъекты инновационной инфраструктуры; - программы государственной поддержки МИПов; - другие связи по типу коммерческого предприятия.
Среда, условия и ограничения МИП - самостоятельное юридическое лицо с правом обособленного баланса. Самостоятельная организационная структура, директор действует на принципах единоначалия, подотчетен только собранию учредителей. Самостоятельная экономическая система предприятия, работа на принципах самофинансирования и безубыточности.
- специфика и характеристики отрасли, в которой создается МИП;
- что послужило толчком или кто стал инициатором создания МИПа;
- возможность стать участником государственной поддержки в сфере развития инновационной деятельности.
С. Никитенко [3] варианты создания МИПов называет сценариями возникновения и выделяет их по типу бизнес-партнера:
- предприятия среднего бизнеса, располагающие предпринимательским опытом, производственно-технологической базой и финансовыми ресурсами;
- малые инновационные предприятия -«стартовики», имеющие опыт проведения стартапов и минимальный предпринимательский опыт;
- крупные корпоративные (холдинговые) структуры, имеющие большие ресурсные возможности и проявляющие интерес к
развитию технологий в соответствии с профилем своей деятельности;
- иностранные партнеры.
На основе анализа мнений различных исследователей, а также в соответствии со сформулированным понятием «модель функционирования МИПа» нами составлена матрица для выявления жизнеспособных моделей создания и развития малых инновационных предприятий. В результате к наиболее жизнеспособным моделям отнесены четыре варианта партнеров по созданию МИПа (ячейки, выделенные фоном в табл. 3).
Подводя итог проведенным исследованиям по созданию и успешному функционированию малых инновационных предприятий при ВУЗах и НИИ, следует еще раз подчеркнуть, что МИП - это особый организационный и экономический инструмент инновационного развития наших учреждений и экономики страны.
Таблица 3
Матрица моделей функционирования МИПов
Тип бизнес-партнера Характеристика бизнеса, в котором создается МИЛ
«готовый бизнес» - действующий бизнес ВУЗа (НИИ) новый бизнес (новая отрасль)
малая потребность в инвестициях и площадях (консалтинг, софт, экспериментальное производство на базе научных лабораторий и т.д.} высокая потребность в инвестициях и площадях (капиталоемкие отрасли, производство крупными партиями и т.п.)
Сотрудники ВУЗа (НИИ) Жизнеспособный проект (малая потребность в ресурсах): - сотрудники составляют основу персонала МИПа; - вуз (НИИ) предоставляет офисные площади (малые), минимальное управленческое сопровождение. Жизнеспособный проект (малая потребность в ресурсах): - сотрудники составляют основу персонала МИПа; - вуз (НИИ) предоставляет офисные площади (малые), минимальное управленческое сопровождение. Нежизнеспособный проект (большая потребность в ресурсах). Вуз (НИИ) и сотрудники - недостаток финансовых средств, промышленных помещений, опыта в управлении бизнесом. Исключение - удачная идея, легкий и быстрый выход на рынок.
Малый бизнес — стартовики или Малый бизнес с опытом работы в новой отрасли Позиция ВУЗа (НИИ): - если не нужны новые ресурсы, не стоит размывать долю в бизнесе; - при растущем спросе шанс для роста масштабов бизнеса. Жизнеспособный проект (интерес партнеров к ресурсам друг друга). Вуз (НИИ): - идея есть, надо создавать спрос. Бизнес-партнер: - есть опыт или небольшие ресурсы. Проект по средней степенью выживаемости (требует ресурсов). Вуз (НИИ) - нет ресурсов и опыта. Партнер - малые ресурсы. Шанс - финансирование по государственным программам.
Малый бизнес без опыта в новой отрасли Позиция ВУЗа (НИИ): - если не нужны новые ресурсы, не стоит размывать долю в бизнесе. Проект со средней степенью выживаемости (кадры ВУЗа и НИИ и инициатива предпринимателя). Шанс - если благоприятная конкурентная ситуация на рынке. Нежизнеспособный проект (недостаток ресурсов у ВУЗа и НИИ, и отраслевого и рыночного опыта у партнера). Высокий риск неудачи.
Средний и крупный бизнес Позиция ВУЗа (НИИ): - если не нужны новые ресурсы, не стоит размывать долю в бизнесе; - при растущем спросе шанс для роста масштабов бизнеса. Позиция ВУЗа (НИИ): - если не нужны ресурсы, лучше партнерство с сотрудниками; - при растущем спросе и высоком потенциале идеи - возможность выйти на большие масштабы. Жизнеспособный проект (в случае заинтересованности бизнес-партнера в идее): - ресурсы партнера; - инициатор - лучше бизнес-партнер (иначе вариант договора на НИР).
Это партнерство, основанное одновременно на отличиях партнеров и их заинтересованности друг в друге. Поэтому механическое копирование здесь неуместно, партнерство должно строиться на понимании и учете интересов и возможностей сторон.
Выводы. Организационно-экономический механизм функционирования МИПа -разновидность ОЭМ коммерческого предприятия. Его субъектами являются национальное правительство, отраслевые министерства, вузы и НИИ, бизнес-партнеры, МИП, а элементами - используемые методы, процедуры и инструменты воздействия, в соответствии с правовым положением, ресурсами и полномочиями каждого; мотивацион-ные механизмы, используемые по отношению к каждому субъекту ОЭМ; связи между субъектами ОЭМ (внешние и внутренние, отношения подчинения, зависимости или взаимной заинтересованности); среда или условия, ограничивающие отношения единства (управления инновационным развитием экономики России на уровне Правительства Российской Федерации, управление инновационной инфраструктурой как подсистемой национальной экономики, управление портфелем МИПов на уровне ВУЗа (НИИ) и управление собственно МИПом как самостоятельным объектом управления).
К наиболее жизнеспособным моделям создания и развития МИПов можно отнести четыре варианта партнерства:
- соучредителями выступают сотрудники ВУЗа (НИИ). МИПу передается бизнес, который ранее осуществлялся от имени уч-
реждения (МИП использует налоговые льготы МИПов и финансирование по программам государственной поддержки инновации);
- соучредителями нового бизнеса также выступают сотрудники ВУЗа (НИИ). Вариант подходит для бизнеса с малой потребностью в инвестициях и площадях - консалтинг, софт, экспериментальное производство на базе научных лабораторий и т.д.;
- соучредителями «легкого» (по потребности в ресурсах) бизнеса является малый бизнес, лучше с опытом стартапа либо работы в отрасли;
- соучредителями капиталоемкого или крупномасштабного бизнеса становятся предприятия среднего и крупного бизнеса. Лучше, если инициатива исходит от бизнес-партнера или им поддерживается.
Список литературы
1. Хозяйственный механизм [Электронный ресурс] // Экономический словарь: http:// abc.informbureau.com/html/oicssenoaaiiue_iaoaie ci.html (дата обращения 03.11.2013).
2. Бородин А.И. Состав и структура организационно-экономического механизма стратегического развития предприятия [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета. Социально-экономические и гуманитарные науки. 2003. Т.306. № 4. С. 124-126.: http://cyberleninka.ru/article/n/ sostav-i-struktura-organizatsionno-ekonomiches-kogo-mehanizma-strategicheskogo-raz-vitiya-pre-dpriyatiya (дата обращения 03.11.2013).
3. Многоточие над «и». Как выжить МИПу? [Электронный ресурс]: http://regruss.ru /199/ (дата обращения 18.03.2013).
Organizational-economic mechanism and typical models of creation and development of small innovative enterprises
Kostenko O.
Innovative entrepreneurship for higher education is one of the tools of innovative development. Organizational-economic mechanism (OEM) of small innovative enterprises (SIE) is a special case of the OEM enterprise. Participants of SIE are national government, the founders of the university (research institution), university or research institution, business partners, and SIE management. The methods and instruments of influence are government regulation, administrative and economical management methods. System communications are external and internal. Internal communications are administrative subordination or cooperation. OEM environment is presented with four levels of management: management of innovative development of Russian economics, management of innovative infrastructure of Russia as a part of the national innovation system, SIE portfolio management at university level and management to small innovative enterprise. The article describes the characteristics of OEM of SIE. Models of SIE are classified by the following characteristics: the characteristics of partners, industry specifics, the initiator of SIE creation, the use of government innovation support programs. There were allocated the most viable four models of SIE.
Key words: small innovative enterprises, organizational and economic mechanism, typical models of successful development