Научная статья на тему 'Исследование и анализ факторов, влияющих на деятельность малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов'

Исследование и анализ факторов, влияющих на деятельность малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / МИП / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ / FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / EXPERT ESTIMATES / КОЭФФИЦИЕНТ КОНКОРДАЦИИ КЕНДЕЛА / COEFFICIENT OF A CONCORDANCE OF KENDEL / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МИП / STRENGTHS AND WEAKNESSES OF SIE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕС / INTERACTION OF UNIVERSITY BUSINESS / SIE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арнаут Марина Николаевна, Летяга Полина Сергеевна

Система образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения: вводятся новые редакции Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», новые требования к образовательным стандартам, и компетентностным моделям выпускников, и многое другое. Все это не может не влиять самым непосредственным образом на деятельность современного университета, от которого, на сегодняшний момент времени, ждут самого тесного делового контакта с бизнес средой. Налаживание такого нового для университета вида сотрудничества процесс тяжелый и длительный. Для целей преодоления определенных барьеров и увеличения возможностей вливания университета в бизнес-среду на государственном уровне было принято целеобразующее решение введение в действие Федерального закона 217-ФЗ. Согласно данному закону высшие учебные заведения получили возможность создавать на своей базе малые инновационные предприятия (МИПы), способные, используя материальную и интеллектуальную базу университета, а также налоговые льготы, наладить прямое взаимодействие сторон: университет бизнес. При этом на деятельность данных МИПов могут оказывать влияние разнообразные факторы внутренней и внешней среды. И от того, насколько данные факторы будут изучены и проработаны, насколько качественно будут предприняты управленческие решения по вопросу снижения негативных влияний факторов и использования их возможностей, будет зависеть долговременное эффективное функционирование МИП, созданных на базе вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION AND ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE ACTIVITY SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES CREATED ON THE BASIS OF UNIVERSITY

The education system today is undergoing major changes: introduced the new edition of the Federal Law 273-FZ "On Education in the Russian Federation", the new requirements for educational standards and competency models alumni and more. All this can't but have a direct impact on the activities of the modern university, which, at the moment of time, waiting for the very close contacts with the business environment. Establishment of this new type of cooperation to the University of the process difficult and long. For the purpose of overcoming certain barriers and increase opportunities University infusion in the business environment at the state level was adopted tseleobrazuyuschee decision the introduction of the Federal Law 217-FZ. According to this law, higher education institutions have the ability to create on their basis of small innovative enterprises (SIE) capable of using the material and intellectual base of the university, as well as tax incentives to establish direct cooperation between the parties: the university business. At the same time the activities of these SIE can influence a variety of factors internal and external environment. And from that, how much these factors will be studied and worked out on how much quality will be taken on the management decisions to mitigate the negative effects of the factors and the use of their capacities will depend on the long-term effective operation of SIE set up on the basis of universities.

Текст научной работы на тему «Исследование и анализ факторов, влияющих на деятельность малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов»

Арнаут Марина Николаевна, Летяга Полина Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ ...

УДК 334.72: 378.1

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАННЫХ НА БАЗЕ ВУЗОВ

© 2016

Арнаут Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

Летяга Полина Сергеевна, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: poljysya@mail.ru)

Аннотация. Система образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения: вводятся новые редакции Федерального закона 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», новые требования к образовательным стандартам, и компетентностным моделям выпускников, и многое другое. Все это не может не влиять самым непосредственным образом на деятельность современного университета, от которого, на сегодняшний момент времени, ждут самого тесного делового контакта с бизнес - средой. Налаживание такого нового для университета вида сотрудничества процесс тяжелый и длительный. Для целей преодоления определенных барьеров и увеличения возможностей вливания университета в бизнес-среду на государственном уровне было принято целеобразующее решение - введение в действие Федерального закона 217-ФЗ. Согласно данному закону высшие учебные заведения получили возможность создавать на своей базе малые инновационные предприятия (МИПы), способные, используя материальную и интеллектуальную базу университета, а также налоговые льготы, наладить прямое взаимодействие сторон: университет - бизнес. При этом на деятельность данных МИПов могут оказывать влияние разнообразные факторы внутренней и внешней среды. И от того, насколько данные факторы будут изучены и проработаны, насколько качественно будут предприняты управленческие решения по вопросу снижения негативных влияний факторов и использования их возможностей, будет зависеть долговременное эффективное функционирование МИП, созданных на базе вузов.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, МИП, факторы, влияющие на развитие, внутренние и внешние факторы, экспертные оценки, коэффициент конкордации Кендела, SWOT-анализ, сильные и слабые стороны МИП, взаимодействие университет - бизнес.

INVESTIGATION AND ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE ACTIVITY SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES CREATED ON THE BASIS OF UNIVERSITY

© 2016

Arnaut Marina Nikolaevna, candidate of economical science, associate professor of "Economics and Management"

Letyaga Polina Sergeevna, master Vladivostok state University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, e-mail: poljysya@mail.ru)

Abstract. The education system today is undergoing major changes: introduced the new edition of the Federal Law 273-FZ "On Education in the Russian Federation", the new requirements for educational standards and competency models alumni and more. All this can't but have a direct impact on the activities of the modern university, which, at the moment of time, waiting for the very close contacts with the business environment. Establishment of this new type of cooperation to the University of the process difficult and long. For the purpose of overcoming certain barriers and increase opportunities University infusion in the business environment at the state level was adopted tseleobrazuyuschee decision - the introduction of the Federal Law 217-FZ. According to this law, higher education institutions have the ability to create on their basis of small innovative enterprises (SIE) capable of using the material and intellectual base of the university, as well as tax incentives to establish direct cooperation between the parties: the university - business. At the same time the activities of these SIE can influence a variety of factors internal and external environment. And from that, how much these factors will be studied and worked out on how much quality will be taken on the management decisions to mitigate the negative effects of the factors and the use of their capacities will depend on the long-term effective operation of SIE set up on the basis of universities.

Keywords: small innovative enterprises, SIE, factors affecting the development, internal and external factors, expert estimates, coefficient of a concordance of Kendel, SWOT-analysis, strengths and weaknesses of SIE, interaction of university - business.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач политики государства является становление российской науки и высшего образования.

В связи с этим высшему образованию нужно быть конкурентоспособным, выпускать на рынок труда высококвалифицированных специалистов, а так же быть поставщиком и активным участником рынка инноваций, взаимодействуя с реальным сектором экономики [1-16]. Для этого был введен в действие Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", согласно которому вузам разрешено создавать при них малые инновационные предприятия (далее МИП) [17].

При этом на деятельность малых инновационных предприятий, созданных при вузах, влияют различные экономические, организационные и социальные факторы, определяющие соответствующую количественную и качественную динамику их развития [18].

В ходе исследования были выделены и систематизированы основные факторы, воздействующие на форми-

рование и развитие малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Систематизация факторов, оказывающих влияние на деятельность малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов

В условиях повышения потенциала развития малых инновационных предприятий, необходимо учитывать

Арнаут Марина Николаевна, Летяга Полина Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ .

значимость влияния выше представленных факторов.

Для определения значимости влияния на развитие малого инновационного предпринимательства каждого фактора для целей дальнейшего исследования будет использован метод экспертных оценок.

Экспертные оценки представляют собой точки зрения (мнения, суждения) высококвалифицированных специалистов в определенных экспертных областях, сформулированные в виде оценок объекта в содержательной, качественной или количественной форме [19].

Существуют множество форм организации проведения экспертных оценок.

В данном исследовании за основу проведение экспертных оценок был взят подход таких авторов, как Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. [20]. Применение данного метода производится в несколько этапов, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2 - Этапы процесса организации и проведения экспертизы

1 этап: Постановка цели анализа - получение групповой экспертной оценки факторов, влияющих на развитие малых инновационных предприятий, т.е. определение наиболее значимого фактора влияющего на развитие МИП.

2 этап: Подбор экспертов - был использован априорный документационный метод, предполагающий ориентироваться на объективные характеристики эксперта, а именно: его практический опыт работы в МИП, исследовательский опыт в проблематике взаимоотношений вуз

- бизнес, наличие научного задела в области исследования проблем качества и эффективности функционирования вузов и т.д.

3 этап: Выбор метода проведения опроса экспертов

- выделяют несколько основных форм опроса: анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи, мозговой штурм и дискуссия. В данном случае формой опроса экспертов для оценки факторов, влияющих на развитие малых инновационных предприятий, выбрано анкетирование.

4 этап: Обработка экспертных оценок осуществлялась с помощью такого статистического этапа исследования как простая статистическая сводка, которая предполагает подсчет общих итогов по изучаемой совокупности.

После определения итогов экспертных оценок по всем факторам, каждому из них была присвоена степень влияния по оценке респондентов (рисунок 3).

5 этап: Проверка согласованности экспертных оценок.

Проверка согласованности экспертных оценок осуществлялась с использованием методов статистики, а именно, расчета коэффициента конкордации (согласованности) Кенделла.

Конкордация Кенделла - это непараметрический статистический тест, оценивающий относительную величину суммы квадратов разности рангов. Коэффициент конкордации Кендалла используется в случае, когда совокупность объектов характеризуется несколькими последовательностями рангов, исследователю необходимо установить статистическую связь между этими последовательностями [21]._

Рисунок 3 - Факторы, влияющие на деятельность малых инновационных предприятий по оценке респондентов

Данный коэффициент целесообразно использовать при анализе экспертных оценок, когда несколько экспертов ранжируют одни и те же объекты по определенному качеству, а для проведения углубленного анализа ситуации и принятия обоснованного решения требуется определить степень согласованности мнений группы экспертов.

Именно для определения степени согласованности экспертных оценок нами был выбран данный коэффи-

циси, =

(1)

где, » - число оцениваемых объектов (факторов); т - число ранговых последовательностей (количество экспертов);

Д- - отклонение суммы рангов ¡-го объекта = от средней суммы рангов всех объектов

При наличии одинаковых рангов у одного эксперта расчетная формула для коэффициента конкордации приобретает следующий вид:

т^-гО-тЕ^Г; (2)

где, Т. - корректирующий член для)-го эксперта определяемый по формуле:

- " ' (3)

IV = ■

г, = а

где, £к - обозначенное число одинаковых значений в к-й группе,

1 - число групп с одинаковыми значениями в ранговой последовательности)-го эксперта.

Так как ранжирование предполагает строгое расположение факторов в порядке убывания важности - от самого важного до самого неважного, то, по нашему мнению, целесообразнее при расчете коэффициента Конкордации для проверки согласованности экспертных оценок говорить не о ранжировании, а о выставлении оценок. Следовательно, для дальнейшего исследования при расчете коэффициента конкордации с учетом корректирующего члена Т., будем говорить не о ранговой последовательности, а об выставленных оценках экспертов.

Значения коэффициента конкордации заключены в интервале от 0 до 1. Если коэффициент конкордации равен единице, то следует говорить о полном совпадении всех выставленных оценках. Если мнения экспертов полностью противоположны, коэффициент конкорда-ции равен нулю.

В нашем случае коэффициент конкордации Кендела равен 0,85, что говорит о высокой степени согласованности экспертных оценок и возможности использовать данные оценки для целей дальнейшего исследования.

Арнаут Марина Николаевна, Летяга Полина Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ ...

6 этап: Отбор наиболее значимых факторов. Для определения наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на развитие МИП, нами был произведен отбор с учетом формулы весового коэффициента. Все факторы, имеющие весовой коэффициент выше весового коэффициента среднего ранга являются наиболее значимыми.

: ::": :-::-:::: = г-■- ■ 1! (4)

где, а - средняя сумма баллов всех факторов (средний ганг):

2 сумма рангов - сума баллов всех факторов (сумма рангов).

Рассчитанный весовой коэффициент среднего ранга составил 6,3%, следовательно, факторы, у которых весовой коэффициент ниже весового коэффициента среднего ранга оказывают наименьшее влияние на развитие МИП.

Таким образом, в результате проведенного исследования, была определена степень влияния факторов на развитие малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов (рисунок 4).

Рисунок 4 -Наиболее значимые факторы, влияющие на деятельность МИП, созданных на базе вузов

По данным, представленным на рисунке 3, наблюдается, что наиболее значимыми факторами, влияющими на развитие МИП, являются в основном такие внутренние факторы, такие как инновационный потенциал и кредитная и инвестиционная привлекательность инновационного предприятия. Из внешних факторов, по мнению экспертов, наибольшее влияние оказывают налоговая политика государства и правовое обеспечение инновационной деятельности.

Результатом проведённого выше исследования является составление таблицы сильных и слабых сторон, а так же возможностей и угроз, оказывающих влияние на развитие МИП, созданных на базе вузов (таблица 1).

Таблица 1 - SWOT-анализ развития МИП, созданных на базе ВУЗов

Сильные стороны (5) Слабые стороны (ЭД)

1. Короткая длительность инновационного цикла 2. Персональные контакты с партнерами 3. Гибкая реакция на научно-технические достиже- 4. Высокая мотивация труда 5. Ориентация на спрос потребителя 6. Взаимозаменяемость работников в силу упрощенной иерархии б менеджменте 1 - Низкий пр офессиональный уровень менеджмента 1. Слабая привлекательность для внешнего финансирования, втом числе кредитования 3- Ограниченные возможности удовлетворения мас- 4. Финансовый риск разработок НИОКР. так как научно-техническая разработка зто сложный и дорогостоящий процесс

Возможности (О) Угрозы (I)

1 Потребность крупных предприятий в инновацион- 2. Привлечение финансирования мерами государственной поддержки 3. Участие в конкурсах Федерального уровня, ориентированных на поддержку предпринимательства 4. Специальные программы венчурного финансиро- 1. Рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда 1- Трудность поиска венчурного финансирования 3. Изменение законодательства в части малых инновационных предприятий и образования

Инновационный потенциал как внутренний фактор может быть как сильной, так и слабой стороной МИП. Сильная сторона данного фактора заключается в короткой длительности инновационного цикла, так как научно-исследовательская работа (НИР) осуществляется под конкретного заказчика, а слабая в том, что это дорого-

стоящий проект.

Кредитная и инвестиционная привлекательность организации относится к слабой стороне, так как для инвесторов и кредиторов вложения в МИП являются рисковыми.

Взаимосвязь с партнерами является сильной стороной для развития МИП, так как все контакты происходят персонально с глазу на глаз, без каких либо посредников.

Ориентация на потребителя выступает в качестве сильной стороны, с точки зрения ориентации на конкретный спрос потребителя, и в качестве слабой, с точки зрения ограниченных возможностей удовлетворения масштабного спроса.

Система менеджмента представляет собой сильную сторону в качестве взаимозаменяемости работников в силу упрощенной иерархии в менеджменте, и слабую, так как из-за взаимозаменяемости работников снижается их профессиональный уровень.

Кадровый и научный потенциал включает в себя высокую мотивацию труда и гибкую реакцию на научно-технические достижения, что является сильной стороной в развитии МИП.

Одной из угроз в развитии МИП является правовое обеспечение инновационной деятельности, которое заключается в изменении законодательства в части малых инновационных предприятий и образования.

Налоговая политика государства тоже выступает в качестве угрозы для развития МИП и заключается в росте налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Инвестиционная активность бизнес среды в качестве возможности для развития выступает в роли специальных программ венчурного финансирования, а в качестве угрозы - как трудность поиска такого финансирования.

Государственная инновационная политика заключается в привлечении финансирования мерами государственной поддержки и участии в конкурсах Федерального уровня, ориентированных на поддержку предпринимательства, что является возможностью для развития МИП.

Потребность крупных предприятий в инновационных решениях открывает для МИП новые возможности, создавая свободные рыночные ниши.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что:

1. На развитие МИП влияют различные факторы, которые можно разбить на две группы: внешние и внутренние.

2. Для определения значимости каждого фактора на развитие МИП был использован метод экспертных оценок.

3. По результатам экспертных оценок, которые оказались согласованными ^=0.85), были определены факторы, оказывающие влияние на развитие МИП. По мнению экспертов, наибольшее влияние оказывают инновационный потенциал и кредитная и инвестиционная привлекательность организации.

4. На основе проведенного исследования был также представлен SWOT-анализ развития МИП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 46-50.

2. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

3. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Формирование у студентов технических вузов умений продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок интеллектуальной собственности // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 74-77.

4. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Актуальные проблемы профессионального образования // Азимут науч-

Арнаут Марина Николаевна, Летяга Полина Сергеевна экономические

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ ... науки

ных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 26-29.

5. Махортова В.К. Национальная инновационная система России: современный уровень и перспективы развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 55-60.

6. Манова М.В. Концептуальные основы проектирования в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 86-89.

7. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 78-83.

8. Архипова Г.С. Подготовка и воспитание высококвалифицированного профессионала в высшей ШКОЛЕ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 18-21.

9. Ташлинская Е.Ш. Инновационный характер научно-педагогической деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 285-291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Желнина Е.В. Наука и образование как факторы инновационной активности промышленных предприятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 74-78.

11. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.

12. Донец О.В. Экономическая категория «инновационный потенциал»: содержание и структура // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 55-58.

13. Шаповалова О.В. Управление качеством в условиях развития образовательного мониторинга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 90-92.

14. Моисеев В.Б., Найденова Л.И. Методологический подход к формированию инновационного капитала вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 187-193.

15. Цветкова И.В. Структура и функции инновационной культуры // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.

16. Лившиц Ю.А. Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 47-52.

17. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» - Консультант Плюс.

18. Смицких К.В. Оценка влияния региональных факторов на развитие малого инновационного предпринимательства в ДВФО / К.В. Смицких, П.С. Коврижко, Н.Р. Кравченко // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: сб. материалов Всероссийской с междунар. участием науч.-практ. конф., Тюмень, ТюмГНГУ, 7.11.2014г. - 8.11.2014г./отв. ред. В.В. Пленкина. - Тюмень : Ид-во ТюмГНГУ, 2014.

- С. 306 - 310.

19. Новосельцев В.И., Б.В., В.К., и др. Теоретические основы системного анализа / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов, В.К. Голиков и др. - М.: Майор, 2006. - 33 -44 с.

20. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов / В.В. Мыльник, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко.

- М.: Академический Проект - 2013, с 352.

21. Харченко М.А. Корреляционный анализ: учеб. пособие для вузов / М.А. Харченко. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.