Научная статья на тему 'Роль финансов в развитии инновационной инфраструктуры региона'

Роль финансов в развитии инновационной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / FINANCE / FINANCIAL INSTRUMENTS / CLUSTERING / INNOVATIVE CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Юлия Владимировна, Иода Елена Васильевна

В статье рассматривается важный вопрос, характерный для современного развития иннова-ционно ориентированной экономики - финансирование региональных процессов кластеризации промышленности. Наличие финансового обеспечения остается одним из важнейших аспектов инновационного развития экономических субъектов России. Роль финансов в развитии и функционировании инновационных кластеров настолько велика, а отсутствие проработанного алгоритма реализации так очевидна, что вопросы, поднимаемые в статье, могут только отражать актуальность проблемы, но никак не претендовать на их разрешение. Финансирование как динамический процесс привлечения, накопления и использования финансовых ресурсов, направленных на разработку, внедрение и коммерциализацию инноваций для достижения стратегических целей функционирования кластера, требует поиска и разработки новых механизмов, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Современный международный опыт отражает практику осуществления финансирования инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий - участников кластеров/соответствующих проектов и бюджетного финансирования, так и в отсутствии или с минимальным участием бюджетных ресурсов. Для России предпочтительным остается вариант интеграции ресурсов за счет вкладов участников и финансирования из средств различных специализированных программ и фондов. Среди наиболее значимых статей затрат на развитие и деятельность кластера можно отметить затраты на создание кластера, затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержание, затраты на отдельные проекты и программы кластера. Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или какого-то крупного спонсора (это могут быть, например, корневые предприятия кластера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иода Юлия Владимировна, Иода Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FINANCE IN DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE REGION

In article authors considered the important question, characteristic for modern development of innovatively focused economy financing of regional processes of a clustering of the industry. Existence of financial security remains one of the most important aspects of innovative development of economic subjects of Russia. The role of finance in development and functioning of innovative clusters is so great, and absence of the worked algorithm of realization is so obvious that the questions presented in article can only reflect relevance of a problem, but not apply for their permission in any way. Financing as dynamic process of attraction, accumulation and use of the financial resources directed on development, introduction and commercialization of innovations for achievement of strategic objectives of functioning of a cluster demands search and development of new mechanisms, both on regional, and on federal levels. Modern international experience reflects practice of implementation of financing of infrastructure and separate projects in clusters as on the basis of the mixed financing contributions of the enterprises participants of clusters / the corresponding projects and the budgetary financing, and in absence or with the minimum participation of the budgetary resources. For Russia preferable is an option of integration of resources at the expense of deposits of participants and financing from means of various specialized programs and funds. Among the most significant articles of costs of development and activity of a cluster it is possible to note costs of creation of a cluster, costs of development of infrastructure and its maintenance, costs of separate projects and programs of a cluster. Financing of creation of a cluster is, as a rule, going on the basis of the budgetary resources or some large sponsor (it can be, for example, the root enterprises of a cluster).

Текст научной работы на тему «Роль финансов в развитии инновационной инфраструктуры региона»

РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

ИОДА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru

ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru

В статье рассматривается важным вопрос, характерный для современного развития иннова-ционно ориентированной экономики - финансирование региональных процессов кластеризации промышленности. Наличие финансового обеспечения остается одним из важнейших аспектов инновационного развития экономических субъектов России. Роль финансов в развитии и функционировании инновационных кластеров настолько велика, а отсутствие проработанного алгоритма реализации так очевидна, что вопросы, поднимаемые в статье, могут только отражать актуальность проблемы, но никак не претендовать на их разрешение. Финансирование как динамический процесс привлечения, накопления и использования финансовых ресурсов, направленных на разработку, внедрение и коммерциализацию инноваций для достижения стратегических целей функционирования кластера, требует поиска и разработки новых механизмов, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Современный международный опыт отражает практику осуществления финансирования инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий - участников кластеров/соответствующих проектов и бюджетного финансирования, так и в отсутствии или с минимальным участием бюджетных ресурсов. Для России предпочтительным остается вариант интеграции ресурсов за счет вкладов участников и финансирования из средств различных специализированных программ и фондов. Среди наиболее значимых статей затрат на развитие и деятельность кластера можно отметить затраты на создание кластера, затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержание, затраты на отдельные проекты и программы кластера. Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или какого-то крупного спонсора (это могут быть, например, корневые предприятия кластера).

Ключевые слова: финансы, финансовые инструменты, кластеризация, инновационные кластеры.

Современное инновационное развитие национальной экономики сталкивается с нарастающим влиянием глобализации, резко ускоряющей темпы процесса внедрения инноваций. Особую роль в развитии и протекании обозначенных процессов занимают финансы. Научно-техническая политика стран с развитой рыночной экономикой предполагает значительное государственное финансирование, поиск новых эффективных форм частно-государственного партнерства и т. д.

К сожалению, надо отметить, что российская экономика за 20 последних лет по существу вернулась в доиндустриальную эпоху. За этот период только доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости и в занятости упала вдвое, а производительность в машиностроении за текущее десятилетие сократилась в 6 раз. Экспортируется менее 1/5 выпуска россий-

ского машиностроения. В общем объеме экспорта продукция отрасли практически незначима. «Чтобы изменить структуру экономики, мы намерены провести «новую индустриализацию», модернизировать или вновь создать до 25 млн современных рабочих мест», - заявил В. В. Путин на съезде «Деловой России» [1].

Для запуска «новой индустриализации», или реиндустриализации, в ближайшие годы в экономику страны должно быть вложено около 43 трл руб.

Отметив, что сегодня из-за напряженной экономической ситуации в Европе, США и в мировой экономике в целом рынок глобальных капиталов серьезно «сжался», Путин высказал мнение, что России необходимо «запустить наш собственный, внутренний инвестиционный мотор, поддержать именно производственный бизнес» [1].

Таким образом, Россия нуждается в новой индустриализации (реиндустриализации) и кластеризации промышленности, поскольку только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики и социально-экономического развития, так как именно промышленность:

- обеспечивает наиболее высокие из всех секторов экономики темпы прироста производительности труда;

оказывает высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и секторы.

Идеология кластеризации промышленности в России развивается с 2008 г. Законодательные и нормативные инициативы по развитию промышленных производств реализуются через организацию свободных экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, кластеризацию регионального хозяйства. Основным обоснованием целесообразности создания кластеров в России является их широкое и успешное применение в развитых и быстро развивающихся странах [2].

Однако, для того, чтобы процесс кластеризации в России стал бы столь же успешным, необходимо не только овладеть знаниями о чужом опыте, но и скорректировать их на особенности российской действительности, а также осознать прошлый российский опыт организации региональных хозяйств.

Построение кластера может осуществляться в трех сценариях:

- «сверху вниз», т. е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой;

- «снизу вверх», т. е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера;

- смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.

Именно третий сценарий представляется наиболее приемлемым для настоящего этапа развития экономики России.

В процессе кластеризации крайне важным являются механизмы финансирования кластера. Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить:

- затраты на создание кластера;

- затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержание;

затраты на отдельные проекты и программы кластера.

Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или

какого-то крупного спонсора (это могут быть, например, корневые предприятия кластера). Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах осуществляется как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий -участников кластеров (или соответствующих проектов) и бюджетного финансирования (Германия), так и в отсутствии или с минимальным участием бюджетных ресурсов (Великобритания). Для России возможен вариант интеграции ресурсов за счет вкладов участников и финансирования из средств различных специализированных программ и фондов [3].

Одной из важных национальных особенностей, характерной для многих российских регионов (в том числе для Липецкой области), является наличие чаще всего в относительно заброшенном, отсталом состоянии, но, как правило, диверсифицированной совокупности промышленных предприятий, иногда в форме остатков-осколков от советских территориальных промышленных комплексов. Именно эти совокупности предприятий, пусть и требующих модернизации и расширения по средствам строительства новых предприятий, можно рассматривать как одну из точек роста для формирования и развития кластеров.

При этом необходимо отметить, в России еще не сложилась научно-обоснованная методология и практика кластеризации, которые учитывали бы исторические и национальные особенности развития российской экономики и в том числе промышленности; которые могли бы сформировать единое представление всех потенциальных участников масштабного процесса кластеризации относительно его содержания, выгоды, форм, методов, этапов, а также, устройства самих кластеров и принципов их функционирования.

По этой и ряду других причин, кластеризация российской промышленности осуществляется крайне медленно, что требует разработки региональных стратегий.

Стратегия кластеризации Липецкой области формируется как составная часть Стратегии социально-экономического развития Липецкой области, которая утверждена Законом Липецкой области от 25.12.2006 № 10-03 (в редакции от 14.12.2011) на период до 2020 г. [2].

Стратегия развития Липецкой области на период до 2020 г. основывается на следующих положениях:

социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегии повышение уровня и качества жизни населения Липецкой области;

уи. V. ЮЭЛ, Е. V. юэл

— устойчивое развитие Липецкой области как необходимая система динамики социально-экономических процессов, их сбалансированность и экологичность (в широком смысле этого понятия);

межрегиональное и международное сотрудничество как создание условий для сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении стратегических проблем экономического, социального, экологического и территориального развития.

Для проведения кластеризации в регионе необходимы определенные условия:

Трудовые ресурсы для целей кластеризации имеются. Однако, развитие трудовых ресурсов для целей кластеризации требует изменений в организации подготовки кадров с точки зрения потребностей кластеров и направлений кластеризации.

Особые экономические зоны федерального и регионального промышленно-производственного типа обеспечивают хорошие стартовые условия для реализации новых кластерных проектов.

Сложившаяся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпоративными инвесторами, дают основания для привлечения новых инвесторов в кластерные проекты на территории Липецкой области.

Бездотационный бюджет, независимость от федерального центра позволяют рассчитывать на оказание государственной поддержки кластеризации за счет местного бюджета.

Гласность, прозрачность и обеспечение конкуренции в размещении заказов для государственных нужд области дают основания для успешной реализации кластерных проектов на внутреннем рынке.

Территориальная асимметрия экономического развития, наличие монофункциональных городов предполагают необходимость учета специфики территориального распределения имеющихся трудовых ресурсов.

В регионе присутствуют определенные возможности для использования в процессе кластеризации:

Вовлечение в производственную деятельность формально не занятых в экономике области трудовых ресурсов. Общее число лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике, составляет около 14 %. Эти трудовые ресурсы могут быть использованы для реализации различных кластерных проектов, в первую очередь, в кластере пищевой промышленности.

Развитие производств с высокой долей добавленной стоимости и высоким потреблением метал-

ла. В области целесообразно развивать перспективные кластеры с высоким потреблением металла, в том числе машиностроительный кластер.

Вовлечение в севооборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Это предоставляет рыночные возможности для развития кластера сельскохозяйственного машиностроения.

Развитие малого бизнеса. Одной из задач кластеризации должно быть стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

При реализации кластерной политики необходимо учитывать характерные для данного региона проблемы.

Моноструктурная экономика. Одной из стратегических целей кластеризации должна стать диверсификация региональной экономики Липецкой области, за счет ускоренного развития других отраслей.

Ухудшение экологической ситуации. Одной из ключевых задач кластеризации и развития промышленности в Липецкой области является улучшение и стабилизация экологической обстановки.

Производство продукции с низкой долей добавленной стоимости. Снижение конкурентоспособности ряда отраслей экономики. Это означает, что стратегической целью кластеризации промышленности должно быть повышение ее конкурентоспособности.

Старение кадров, снижение престижа рабочих профессий, низкая заработная плата, несбалансированность системы подготовки кадров. Это означает, что для проведения успешной кластеризации необходимо совершенствовать систему подготовку кадров в Липецкой области, используя кластерный принцип подготовки кадров.

Уменьшение доходов регионального бюджета на фоне увеличивающихся расходных обязательств. Это означает, что при кластеризации необходимо нацелиться на участие в федеральных программах поддержки кластеризации и привлечение федеральных инвестиций в кластерные проекты [2].

Одним из ключевых моментов при формировании кластера на тех или иных стадиях его развития наряду с организационными (не затратными, либо малозатратными) мероприятиями, становится его финансирование. Формирование и развитие кластера требует инвестиционных вложений в:

- приобретение оборудования и технологий;

- приобретение лицензий на право выпуска продукции;

- разработку собственной продукции;

- продвижение продукции;

маркетинговые мероприятия, переподготовку кадров;

реконструкцию и новое строительство и пр.

Финансирование таких инвестиций может быть осуществлено по-разному, в зависимости от сочетания потребностей в них и возможностей участников кластера.

В зависимости от указанного сочетания финансирование инвестиций может осуществляться на основе:

самофинансирования каждого члена кластера в себя, но по единому, согласованному между ними бизнес-плану и без привлечения сторонних источников;

- коллективного самофинансирования за счет создания складочного капитала в специальной, созданной на долевых началах участниками кластера организации-фонде;

заемных средств инвестиционных кредитов, получаемых каждым участником кластера самостоятельно, но по согласованному между ними бизнес-плану;

- заемных средств инвестиционных кредитов, выдаваемых по групповой заявке участников кластера от имени учрежденного ими простого товарищества централизованно, на одного из его учредителей, созданного теми же участниками на долевой основе фонда, включенного в состав учредителей простого товарищества;

- заемных средств инвестиционных кредитов, выдаваемых по групповой заявке участников кластера, учрежденному ими на долевой основе фонду, под их гарантии и солидарную ответственность, закрепленную в соглашении о консорциуме при организации кластера;

- заемных средств инвестиционных кредитов, выдаваемых одному из учредителей простого товарищества, из числа участников кластера, учредивших это товарищество;

заемных средств инвестиционных кредитов, выдаваемых одному из участников кластера, в случае если между участниками кластера при его создании подписано соглашение о консорциуме, предусматривающее солидарную ответственность между сторонами этого соглашения;

- государственных субсидий, получаемых некоторыми или всеми участниками кластера, либо специально выделенным участником, либо фондом как представителем участников кластера, в установленном законом Российской Федерации и/или Липецкой области порядке;

- венчурного финансирования как отдельных, так и всех участников кластера, либо через фонд, созданный участниками кластера, через ус-

тановление над ним контроля в соответствии с принятыми в рамках венчурного финансирования правилами;

- лизинговых операций с их оплатой каждым участником кластера либо через учрежденный ими фонд из складочного капитала, либо по договору-поручению между участниками кластера и фондом;

- смешанного способа финансирования инвестиций, в котором могут по-разному сочетаться варианты самофинансирования, инвестиционного кредитования, субсидирования, венчурного финансирования и лизинговых операций.

Основным способом финансирования текущей производственно хозяйственной деятельности кластера является способ самофинансирования.

В случае централизации определенных ролевых (производственно хозяйственных) функций, осуществляемых вне кластера и наделения правами управления их реализацией специализированной организации, учрежденной частниками кластера, последняя финансирует свои операции из средств уставного капитала, либо из средств участников, перечисленных ей по договору-поручению, либо с использованием обоих вариантов одновременно.

Расчеты между участниками кластера, а также созданными долевыми организациями по их внутрикластерным операциям, за поставленную друг другу продукцию и оказанные услуги, осуществляются обычным путем, установленным для расчета между двумя субъектами хозяйствования юридическими лицами.

При финансировании производственно-хозяйственных операций, осуществляемых участниками кластера и учрежденными ими долевыми организациями самостоятельно с внешними контрагентами, действуют правила, установленные для расчетов между двумя хозяйствующими субъектами - юридическими лицами.

Выгодополучение членов кластера от участия в кластере следует рассматривать в двух основных аспектах:

- прямые финансовые выгоды;

- непрямые финансовые, стратегические выгоды.

Правила выгодополучения в кластере должны основываться на уровне значимости участника кластера (возможности замены), что в структурированном кластере означает статусный уровень, нахождение на определенном уровне иерархии - в ядре и тех или иных стратах.

К прямым финансовым выгодам относятся:

уи. V. ЮЭЛ, Е. V. юэл

- сокращение издержек за счет специализации, концентрации и централизации производственно-хозяйственных функций;

- сокращение издержек за счет установления трансфертных цен на продукцию и услуги долевых кластерных предприятий и организаций;

- получение дополнительной прибыли за счет монополизации «своих» сегментов рынка и производства более качественной и дорогостоящей продукции.

К непрямым, стратегическим выгодам относятся:

стабилизация и увеличение объемов

заказов;

долевое и внешнее финансирование инвестиций, т. е. совместное развитие;

- диверсификация продуктовой линейки при высоком уровне унификации и стандартизации.

Для участников кластера устанавливается единая методика ценообразования; для участников разных статусных уровней устанавливается разная плановая норма рентабельности, что стимулирует их стремление к повышению статуса через увеличение значимости для кластера.

Финансовые инструменты и формы

В случае образования дополнительной прибыли, концентрирующейся на финишных предприятиях или в специализированных сбытовых организациях, она распределяется между статусными уровнями по коэффициентам, закрепленным за ними, а внутри статусных групп по удельному весу выручки от участия в производстве конечной продукции (оказания услуг).

Кластер может концентрировать свои инвестиционные ресурсы за счет:

1) их централизации в специализированной финансовой организации-фонде;

2) средств чистой прибыли, амортизационных накоплений и доходов от реализации ненужных активов в процентах от их величины, устанавливаемых в кластере, в том числе дифференцированно по статусным уровням, для последующего финансирования кластерных инвестиционных проектов [2].

Сегодня существуют различные финансовые инструменты и формы поддержки инновационных кластеров организациями и институтами развития (табл. 1).

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

держки инновационных кластеров

Название инструмента (формы) поддержки Нормативные правовые акты Условия предоставления поддержки Категории организаций, на которые распространяется поддержка

1 2 3 4

Группа Внешэкономбанка

ВНЕШЭКОНОМБАНК

а) предоставление кредитов, займов, осуществление лизинговых операций и финансирование на возвратной основе в иных формах, предусмотренных Федеральным законом «О банке развития»; б) выдача гарантий и поручительств; в) участие в уставных капиталах хозяйственных обществ; г) гарантийная поддержка экспорта ФЗ «О банке развития», Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка Соответствие инвестиционных проектов кластеров критериям Меморандума (срок окупаемости проекта - более 5 лет; общая стоимость проекта - более 2 млрд руб.) Организации-инициаторы инвестиционных проектов кластеров

ВЭБ Инжиниринг

Проектное управление, экспертиза проектной документации, экспертиза и мониторинг инвестиционных проектов, технологический и финансовый аудит, контроль за целевым и эффективным использованием средств при строительстве объектов, экологический консалтинг и аудит, организация финансирования проектов, оценка бизнеса и активов Регулируются внутренними документами ОАО «ВЭБ Инжиниринг» Соответствие отраслевым компетенциям Компании: - нефте- и газоперерабатывающая промышленность; - горнодобывающая промышленность; строительство инфраструктурных объектов; - нефтехимическая, химическая и биотехнологическая промышленность; - производство строительных материалов; - другие, относящиеся к списку приоритетных отраслей РФ Организации-инициаторы инвестиционных проектов кластеров

Фонд «ВЭБ-инноеации»

Финансовое содействие развитию инновационных проектов в Российской Федерации (через вклад в уставной капитал инновационных компаний или в форме заемного финансирования на льготных условиях) Внутренние процедуры Фонда - виды финансирования, размер и сроки возвратности; акционерное финансирование (до 5 лет и до 90 млн. руб.); заемное финансирование (до 2 лет по ставке рефинансирования ЦБ + 3 %) соответствие критериям отбора проектов Малые и средние инновационные проекты на ранней стадии развития: посев, ранняя, развитие. Тип проекта, получающий финансирование - инновационный проект - участник Фонда «Сколково» удовлетворяющий критериям отбора проектов

ОАО «Связь-Банк»

Программа «Господдержка малого и среднего предпринимательства на цели Инноваций, Модернизации и Энергоэффективности в рамках предоставляемого ОАО «МСП Банк» финансирования Внутренние процедуры Банка Размер кредита: (1) до 30 млн руб. (2) до 60 млн руб. Цель кредита Финансирование на цели модернизации, инноваций и энергосбережения Виды кредитования - кредит с единовременной выборкой денежных средств; - невозобновляемая кредитная линия Юридические лица и ИП, применяющие стандартную форму финансовой отчетности

ВТБ Капитал

Инвестиционные кредиты сроком на 5, 7, 10 лет Внутренние процедуры Банка Наличие собственных средств, наличие разрешительной документации Компании сегмента малого и среднего бизнеса с выручкой до 19 млрд руб.

Инвестиции в капитал Правила доверительного управления закрытыми паевыми инвестиционными фондами Наличие бизнес-плана, продаж от реализации продукции/ услуг и/ или контрактов с покупателями; софинансирование со стороны институтов развития, частных или институциональных инвесторов Малые и средние предприятия в научнотехнической сфере

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Программа «СТАРТ» - поддержка инновационных проектов начинающих предприятий Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ До 6 млн руб. на 3 года реализации проекта: 1й год - до 1 млн руб.; 2й год - до 2 млн руб.; 3й год - до 3 млн руб. Субъекты малого предпринимательства, существующие не более 2-х лет и имеющие объем реализации продукции не более 0,3 млн. руб. в год

Программа «Развитие» - поддержка инновационных проектов по приоритетным направлениям науки и техники Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ до 15 млн руб. на 2-3 года Субъекты малого предпринимательства с оборотами несколько десятков миллионов рублей

Программа «Кооперация» -развитие производственной кооперации малого и крупного бизнеса Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ до 15 млн руб. на 2-3 года Субъекты малого предпринимательства, разрабатывающие новые технологии или продукцию (материал, оборудование и т. п.) в интересах крупных компаний

Программа по поддержке совместных международных проектов с участием малых российских инновационных компаний в рамках соглашений о сотрудничестве Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ до 8 млн руб. на 1,5-2,5 года Субъекты малого предпринимательства, занимающиеся проведением совместных проектов в области прикладных исследований с зарубежными партнерами Фонда (BMBF, OSEOInnovation, TEKES и др.)

РВК (дочерние фонды)

Инфраструктурные инвестиции РВК (Инфрафонд РВК)

Инвестиции в УК, предоставление инвестиционного займа Не более 75 % от объема инвестиционной потребности инфраструктурных компаний, инвестирование средств совместно с частными инвесторами Компании, оказывающие услуги Инновационным компаниям

Фонд посевных инвестиций РВК (ФПИ, РВК, Фонд)

Соинвестирование средств совместно с частными инвесторами 75% от объема инвестиционной потребности Инновационной компании в денежных средствах и не более 25 млн руб. на первом раунде Российские инновационные компании с высоким потенциалом роста

т V. ЮDA, E. V. ЮDA

Биофармацевтические инвестиции РВК (Биофонд РВК)

Биофонд РВК будет инвестировать в сервисные компании кластера и в биотехнологические стартапы Не более 75 % от объема инвестиционной потребности Сервисных компаний и не более 50 % от объема инвестиционной потребности Инновационных биофармацевтических компаний Инновационные биофармацевтические компании и сервисные компании

Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК)

Реализация проектов по арендному жилью Паспорт ипотечного кредитного продукта «АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ» С первого дня Процентного периода, следующего за месяцем, в котором была произведена государственная регистрация залога (ипотеки) всех Жилых помещений, до даты возврата кредита включительно, должна соответствовать определенным параметрам Любые заинтересованные организации

Программа финансирования проектной и инновационной деятельности «Соинвестирова-ние» Программа находится в процессе доработки и утверждения. Ожидаемые сроки утверждения - 30.06.2013 Инвестиции в венчурные фонды на условиях LimitedPartnership в объеме от 100 до 300 млн руб. в каждый, общий объем программы 1500 млн руб. (Могут быть скорректированы по ходу утверждения программы) Венчурные фонды, инвестирующие в развитие финансовых, строительных и энергосберегающих технологий

Российский фонд технологического развития

Беспроцентные целевые займы на выполнение НИОКР - Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. - Устав ФГАУ «РФТР» Тематика НИОКР должна соответствовать приоритетным направлениям научно-технического и технологического развития. Размер чистых активов организации-заявителя должен превышать сумму запрашиваемого займа. Заем предоставляется на пять лет Хозобщества, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность и реализующие научно-технические и проектные разработки

Конкурс «Регионы - устойчивое развитие»

Беспроцентные целевые займы на выполнение НИОКР Постановление Правительства РФ от 10.08.2011. - бюджет проекта должен быть обеспечен собственными денежными средствами Заявителя не менее чем на 10 %; победителям Конкурса предоставляется возвратное финансирование для реализации заявленных на Конкурс проектов в размере, определенном Попечительским советом Конкурса; - общий объем финансирования на один проект не может превышать 1 млрд руб.; - финансирование проектов осуществляется в форме целевого займа, предоставляемого на льготных условиях (возвратное финансирование); срок реализации Проекта и возврата средств не должен превышать 17 лет с момента начала финансирования Коммерческие организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории России и представившие на Конкурс проекты. Участниками Конкурса так же могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения

Итак, развитие и функционирование инновационных кластеров требует наличия соответствующего финансирования, под которым понимается динамический процесс привлечения, накопления и использования финансовых ресурсов, направленный на разработку, внедрение и коммерциализацию инноваций для достижения стратегических целей функционирования кластера [4].

Литература

1. Путин В. В. План на 2012-2018 годы по развитию промышленности, транспортной, энергетической и деловой инфраструктуры России: выступление на съезде «Деловой России». 09.01.2012 г. URL: www.youtube.com-YouTube

2. Стратегия кластеризации промышленности Липецкой области. 2-ая ред. от 16.02.2013. URL: http://ckr48.ru/d/672344/d/proekt-strategiya-klasterizatii-eko-

nomicheskogo-prostranstva-v-promyshlennosti-lipeckoy-ob-lasti-na-p.pdf

3. Хасаев Г. Р., Михеев Ю. В. Кластеры: через партнерство к будущему. URL: http://edu.tltsu.ru-/sites/sites_content/site1977/htmI/media27848/13_G_R_X asaev_U_V_Mixeev_Klaster_4erez_partnerstvo_k_buduhe mu.doc

4. Бердичевская В. О. Финансирование инновационных кластеров в экономике Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ярославль, 2012.

References

1. Putin V. V. Plan na 2012-2018 gody po razvitiyu promyshlennosti, transportnoj, energeticheskoj i delovoj infrastruktury Rossii: vystupleniye na s"ezde «Delovoj Rossii» [The plan for 2012-2018 on development of the industry, transport, power and business infrastructure of

Russia: performance at congress of «Business Russia»]. 09.01.2012 g. URL: www.youtube.com-YouTube

2. Strategiya klasterizatsii promyshlennosti Lipetskoj oblasti [Strategy of a clustering of the industry of the Lipetsk region]. 2-aya red. ot 16.02.2013. URL: http://ckr48.ru/d/672344/d/proekt-strategiya-klasterizacii-eko-nomicheskogo-prostranstva-v-promyshlennosti-lipeckoy-ob-lasti-na-p.pdf

3. Khasaev G. R., Mikheev Yu. V. Klastery: cherez partnerstvo k budushchemu [Clusters: through partnership to the future]. URL: http://edu.tltsu.ru-/sites/ sites _content/site1977/html/media27848/13_G_R_Xasaev_U_V_M ixeev_Klaster_4erez_partnerstvo_k_buduhemu.doc

4. Berdichevskaya V. O. Finansirovaniye innovatsionnykh klasterov v ekonomike Rossijskoj Federatsii [Financing of innovative clusters in economy of the Russian Federation]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk,

Yaroslavl', 2012.

* * *

ROLE OF FINANCE IN DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE REGION

IODA YULIA VLADIMIROVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru

IODA ELENA VASILYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru

In article authors considered the important question, characteristic for modern development of innovatively focused economy - financing of regional processes of a clustering of the industry. Existence of financial security remains one of the most important aspects of innovative development of economic subjects of Russia. The role of finance in development and functioning of innovative clusters is so great, and absence of the worked algorithm of realization is so obvious that the questions presented in article can only reflect relevance of a problem, but not apply for their permission in any way. Financing as dynamic process of attraction, accumulation and use of the financial resources directed on development, introduction and commercialization of innovations for achievement of strategic objectives of functioning of a cluster demands search and development of new mechanisms, both on regional, and on federal levels. Modern international experience reflects practice of implementation of financing of infrastructure and separate projects in clusters as on the basis of the mixed financing - contributions of the enterprises - participants of clusters / the corresponding projects and the budgetary financing, and in absence or with the minimum participation of the budgetary resources. For Russia preferable is an option of integration of resources at the expense of deposits of participants and financing from means of various specialized programs and funds. Among the most significant articles of costs of development and activity of a cluster it is possible to note costs of creation of a cluster, costs of development of infrastructure and its maintenance, costs of separate projects and programs of a cluster. Financing of creation of a cluster is, as a rule, going on the basis of the budgetary resources or some large sponsor (it can be, for example, the root enterprises of a cluster).

Key words: finance, financial instruments, clustering, innovative clusters.

m v ioda, e.v ioda Т. 10, № 6, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.