Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания студентов ВУЗа - будущих педагогов'

Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания студентов ВУЗа - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спицына Л. Г.

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве ВУЗа и за его пределами. Изучено место гражданско-патриотического воспитания в формировании качеств будущего педагога. Установлено, что решение задач современного образования залог стабильного развития страны в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания студентов ВУЗа - будущих педагогов»

УДК: 37.037.1

Спицына Л.Г.

к.п.н., Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве ВУЗа и за его пределами. Изучено место гражданско-патриотического воспитания в формировании качеств будущего педагога. Установлено, что решение задач современного образования — залог стабильного развития страны в будущем.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, духовность, нравственность, образование, воспитание, будущий специалист, педагог.

В условиях коренной перестройки системы образования и воспитания в нашей стране на первый план выдвигается ряд приоритетных проблем в педагогической науке. Важнейшее из них — духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла), эстетической (различие прекрасного и безобразного) и религиозной (различие истинного и ложного), что является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением [1].

Федеральная программа развития воспитания в системе высшего и среднего профессионального образования подчеркивает важность и необходимость воспитания молодежи, поэтому социально-воспитательная работа неизменно выступает неотъемлемой составляющей будущего специалиста, а также является процессом систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью подготовки ее к трудовой, профессиональной и общественной деятельности. Социально-воспитательная работа в Филиале Государственного Бюджетного Образовательного учреждения Высшего Образования Ставропольского Государственного Педагогического Института в г.Железноводске ( Филиала ГБОУ ВО СГПИ в г.Железноводске) ведется по направлениям:

- формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей;

- духовно- нравственное воспитание;

- патриотическое воспитание;

- формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни;

- формирование конкурентоспособных качеств [2].

В соответствии с Концепцией воспитательной деятельности и Программой развития воспитания студентов Филиала ГБОУ ВО СГПИ в г.Железноводске, работа направлена на решение четырех приоритетных задач воспитания студентов:

- воспитание студента — гражданина;

- воспитание студента — профессионально-компетентного специалиста;

- противодействие негативным явлениям в молодежной среде;

- воспитание успешного человека в сфере личной жизни.

Предметом первостепенной заботы профессорско-преподавательского состава и органов студенческого самоуправления является создание социокультурной (воспитательной) среды, способствующей развитию сообщества студентов и преподавателей, ориентированного на ценности гражданского общества, отличающегося высоконравственной атмосферой, межкультурной толерантностью, сотрудничеством, стремлением к непрерывному развитию профессиональной компетентности. Средствами воспитания

выступают личный пример и авторитет преподавателя, сила традиций, гуманистический характер атмосферы учебного заведения, разработка и реализация новых воспитательных технологий. Одной из таких технологий является адаптационный сбор для групп нового набора, который позволяет создать психологические и педагогические условия для успешной адаптации, включения первокурсников в новую среду, сферу деятельности, атмосферу уважения и успеха [6]. При планировании внеаудиторных досуговых мероприятий отдается предпочтения деятельностному подходу, что позволяет студентам не просто пассивного посещать мероприятия, а творчески включаться в процесс подготовки и проведения, оценку результатов и подведения итогов. Немалую роль в процессе развития личности будущего педагога играет и тот факт, что руководителями почти всех творческих объединений, социальных проектов и молодежных объединений являются сами студенты. Деятельность становится для них прекрасной возможностью для проявления инициативы, активного отношения к делам коллектива, формирования чувства ответственности и навыка принятия решений. Многие мероприятия стали традиционными и не меняют своей тематики или названия: «Ступень к Парнасу» — конкурс, отметивший 20-летие, ярмарка-фестиваль «За мир и дружбу на Кавказе» — 7 лет. Название дел не меняется, но содержание обновляется постоянно. За учебный год осуществлено более 40 мероприятий. Вечера: «Посвящение в студенты», «Учителями славится Россия», «По волнам нашей памяти»; праздники Первого и Последнего звонка, а также успешные выпускники, победители краевых и зональных конкурсов, губернаторские стипендиаты, являются яркими трансляторами корпоративной культуры.

В последние годы по-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с ознакомлением студентов с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родной природе, истории и культуре края, созданной трудом родных и близких людей, соотечественников. Традиционно ежегодно проводятся конкурсы, посвященные Дню Защитника Отечества с целью культурно-досуговой деятельности, которая направлена на воспитание гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности, расширение интеллекта и развитие творческих способностей, формирование профессиональных компетенций.

Феномен патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социальных, экономических и политических условиях в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своей Родине, от использования различных сфер знаний [8]. Гражданско-патриотическому воспитанию отведено особое место в формировании качеств будущего педагога. Это цикл мероприятий: «Земля моя, Тебя любить, Тебе служить, Земля моя родная!», «Мы помним, мы гордимся», неделя «Вахта памяти», участие в акции «Георгиевская ленточка», командная игра «Имя в истории Отечества». В рамках реализации Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.» проведена работа студенческой телестудией по созданию видеоархива «Ветераны войны вспоминают», посвященного 70-летию со Дня Победы. Студенты Филиала принимали участие в региональной студенческой конференции по проблемам духовно-нравственного воспитания молодёжи России «Душа по капле собирает свет». Традиционный конкурс «Ступень к Парнасу» позволяет не только расширить кругозор, совершенствовать художественный эстетический вкус, приобрести профессиональные умения, но и по- иному взглянуть на эпоху, на те события, сердцем прикоснуться к истории и подвигу предков. Конкурс «Зеленое яблоко» направлен не столько на выявление талантов первокурсников, сколько на сплочение коллектива, формирование традиций в коллективе и благоприятных межличностных отношений. В этом году особое место было уделено диалогичности воспитания, и такой подход согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли сообщества педагогов и студентов в становлении будущего специалиста. Чтобы профессиональная подготовка студентов была более эффективной, просвещение в воспитательной среде должно быть проблемным. Ежегодно студенты

Филиала принимают участие в городском конкурсе «Железноводская весна», в зональном и всероссийском конкурсе «Студенческая весна». Праздники славянской письменности включают в себя конкурс студенческих работ, а театрализованное представление завершается встречей с поэтами и писателями. Очень интересными по форме и содержанию стали мероприятия, проведенные в рамках Года Культуры и Года Литературы: праздник с участием детей Воскресной школы для жителей и детей п. Иноземцево и воспитанников детского дома «Над Россией свет Рождественской звезды».

Кавказ населяет много национальностей, и только в братстве и тесном единении можно преодолеть любые испытания. В течение последнего десятилетия в нашем Филиале появилась новая традиция отмечать День Всенародного единения в преддверии 4 ноября циклом мероприятий: ярмарка-фестиваль культуры народов Северного Кавказа, концертные программы. На протяжении многих лет силами преподавателей и студентов Филиала СГПИ в городе Железноводске, организованы городские мероприятия, посвященные осеннему и весеннему призыву, где участники и зрители — весь коллектив нашего института. Традиционно с напутственными речами выступают представители администрации; военного комиссариата, настоятели храма, представители разных конфессий, ветераны войн, родители. Со сцены звучат пожелания счастливой солдатской судьбы рядом с верными и надежными друзьями, с искренними пожеланиями крепкого здоровья, любви, терпения, неисчерпаемой энергии. С целью пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта в Филиале работают спортивные секции по волейболу, настольному теннису гимнастике, акробатике, лёгкой атлетике. Традиционными стали спортивные мероприятия: Спартакиада студентов и преподавателей ВУЗа, День Здоровья. Работает клуб выходного дня, члены которого прокладывают свои туристические маршруты по склону гор-лакколитов Машук, Змейка, Бештау [8]. Одним из важных акцентов экологической работы является проведение трудовой акции «Цвети, Земля», в которой принимают участие студенческий и профессорско-преподавательский коллективы ВУЗа, учащиеся и учителя базовой школы. Целью трудовой акции является активное массовое вовлечение всех участников учебно-воспитательного процесса в природоохранную деятельность по благоустройству земельного участка ВУЗа, улиц, скверов и парков поселка Иноземцево и города Железноводска. Студенты и преподаватели в совместной деятельности проявляют свое неравнодушное отношение к окружающей среде, проявляют уровень сформированности практических умений и навыков, взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в условиях городского ландшафта. Они участвуют в уборке и очистке территорий, обрезке и побелке деревьев и кустов, высаживании грунтового посадочного материала (саженцев деревьев и кустарников, рассады однолетних и многолетних травянистых растений) [4].

«Музыка вновь становится тем проповедником, который помимо вербальных штампов позволяет разобраться в проблеме глобального противостояния Добра и Зла». Для многих встреча с искусством и с музыкой начинается со здания концертного зала им. Шаляпина филармонического органа. Под историческими сводами звучит музыка симфонического и камерного оркестра самых разных стран и эпох, в том числе русская классика, фольклор, произведения современных отечественных композиторов. В канун 70 -летия Великой Победы был разработан план мероприятий. В фойе Филиала была развернута выставка «70 лет Победы», предоставленная архивным отделом г. Железноводска, проведен цикл экскурсий о событиях, памятных датах и выдающихся людях, связанных с Великой Отечественной Войной, с тяжелыми годами войны на Кавказских Минеральных Водах. Проведены конференции «Великая Отечественная война и современность», «Моя семья в Великой Отечественной войне»; устный журнал «Перо, приравненное к штыку», посвященное поэтам, не вернувшимся с войны. В настоящее время, когда не стихают громкие истерики, споры о Великой Отечественной войне, именно военная поэзия, военная песня — лучшее и беспристрастное свидетельство ранней истории. Студенты читают свои любимые стихи о Великой Отечественной, звучат известные песни военных лет в программе

«Экспресс Победы». Парад Победы — это память в назидание потомкам, будущим поколениям. Когда мы говорим о падении нравов у молодежи, о необходимости военно-патриотического воспитания, то само это поколение в лице школьников и студентов должно принимать участие в парадах и митингах. Пусть их шаг будет не столь чеканным, но зато они почувствуют сопричастность к великому подвигу. В этом и заключается преемственность поколений [3]. Это своеобразная Эпитафия всем тем, кто пал жертвами войны, и памятник тем, кто сумел выжить и сохранить способность любить и мечтать и быть по-настоящему счастливым.

Литература

1. Костина А. В. Культурология: учебник. — М.: КНОРУС, 2009.

2. Кравченко А. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проспект, 2008.

3. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии. М.: 2005.

4. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011. — 172 с. («педагогический колледж — педагогический вуз»): Монография. — М. 2003, 174 с.

5. Ситак Л. А. Влияние экологического воспитания на формирование эколого-профессиональной готовности будущих педагогов//Профессиональная ориентация.- №2 -2015, с 16-20. [Электронный ресурс].

6. Соловцова И. А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания.: под. Ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ

7. Шельпова Е. В. Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами народной культуры. Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). — в 2-х частях. — Ч.1-Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2015 г.

8. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf

9. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры в образовательном процессе // Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 32-35. [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.