Научная статья на тему 'К вопросу организации образовательного пространства педагогического вуза'

К вопросу организации образовательного пространства педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шельпова Е. В.

В данной статье рассматриваются особенности подготовки выпускников регионального педагогического вуза. Проведен анализ статистических данных, позволяющий составить портрет студента будущего педагога и выявить формы организации обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации образовательного пространства педагогического вуза»

УДК 37.037.1

Шельпова Е.В.

доцент, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В данной статье рассматриваются особенности подготовки выпускников регионального педагогического вуза. Проведен анализ статистических данных, позволяющий составить портрет студента — будущего педагога и выявить формы организации обучения и воспитания.

Ключевые слова: образование, образовательное пространство, субъекты образовательного процесса, образовательная деятельность, воспитательная работа.

В современном мире образование становится приоритетом жизнедеятельности каждого человека, одним из наиболее эффективных способов формирования новых отношений и норм поведения.

В профессиональном стандарте педагога четко определена цель педагогического образования: «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу» [4].

Целью нашего исследования является определение специфики образовательного пространства регионального педагогического вуза. Исследование проводилось в Филиале «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске.

Нами использованы отдельные результаты, позволяющие охарактеризовать специфику образовательного пространства педагогического вуза, а именно:

- особенности субъектов образовательного процесса (студент, преподаватель) и характер возникающих между ними отношений;

- результат образования — характеристика выпускника вуза;

- опыт включения студентов в образовательный процесс вуза как отражение логики организации образовательного процесса, используемых образовательных технологий.

Анализ статистических данных позволяет нарисовать следующий портрет студента нашего вуза.

Это девушка из села или небольшого города, живет в общежитии или снимает квартиру, из семьи с небольшим достатком, родители — «простые люди»; достаточно ответственная и не стремящаяся к риску.

Выбор обучения в нашем вузе был обусловлен различными мотивами: «продолжить учительскую династию» — 2%, таким было «требование родителей» (отметили 9%), «престижная профессия для сельской местности» — 11%, «здесь дают хорошее образование»

— 15%, «сюда было легче поступить» — 18% ответов студентов, «получить диплом о высшем образовании» (отметили 26% студентов), «так получилось» (24% респондентов указали этот мотив). Студент нашего вуза — реалист: получить высокооплачиваемую работу по окончании вуза рассчитывают только 22% студентов.

При этом надо отметить, что в своей школе студенты педагогического вуза зачастую

— «звезды» и «актив класса и школы». Можно высказать предположение, что это представители наименее защищенных слоев, которые воспринимают получение высшего образования как способ саморазвития, социальный лифт.

Составим характеристику преподавателя нашего вуза.

Как показало исследование, он вполне объективный, с опытом работы, со сложившимся твердым мировоззрением, очень хорошим или скорее хорошим уровнем подготовки. Это преподаватель, который уважительно относится к студентам и группе в целом, но ругает за пропуски занятий; не склонен отвлекаться, вступать в разговоры на личные темы. Преподаватели постоянно работают в плане самообразования, проходят курсы повышения квалификации.

Исследование показало, что освоивший образовательную программу студент вуза оценивает себя достаточно высоко, поскольку:

- проявляет умение учиться, получать новые знания и усваивать их,

- организовывать, вести за собой людей, дружить, общаться с людьми, устанавливать контакты,

- проявлять себя, рекламировать свои умения и успехи;

- дисциплинирован;

- считает, что в вузе получает достаточно как теоретических знаний, так и практических навыков;

- считает, что знания и навыки, которые дает вуз по выбранному направлению являются достаточными для успешной профессиональной деятельности и карьеры;

- считает, что станет обычным человеком или добьется успеха.

Чтобы выявить специфику образовательной деятельности педагогического вуза, студентам были заданы вопросы, отражающие их восприятие собственной активности. Например — «Какие формы организации обучения используют Ваши преподаватели (часто иногда, никогда)?»

По оценке опрошенных студентов, преподаватели часто читают лекции: 90% студентов. В равной мере часто проходят семинары и реже — практические занятия. Можно сделать вывод, что в восприятии студентов в образовательном процессе вуза доминируют «классические» формы обучения. Однако некоторые студенты обозначили диалог как форму взаимодействия с аудиторией — 27% респондентов, причем большую часть занимают студенты заочного обучения. Следовательно, студенты достаточно активны на занятиях.

Игровое моделирование реальных процессов используется в образовательной деятельности по мнению 63% опрошенных. В качестве форм обучения преподаватели используют кейс-технологии (20% студентов считают, что им приходилось работать с кейсами). В проведении

Контроль знаний студентов осуществляется с помощью балльно-рейтинговой системы, которая позволяет активизировать учебную работу студентов, повысить стимулы управления своей успеваемостью.

Подготовка выпускников к профессиональной деятельности предполагает увеличение доли самостоятельной работы студентов — считают 78% студентов. Самостоятельная работа студента представлена в виде выполнения курсовых работ, подготовки эссе и рефератов, выполнения индивидуальных контрольных заданий, прохождения промежуточных тестов, работы с дополнительными источниками литературы, подготовки материалов для участия в деловой игре или выполнения группового проекта. Это значит, что в педагогическом вузе студентов учат систематически работать самостоятельно. При этом изменяется позиция преподавателя. Он теперь не просто «передает» знания, а осуществляет сопровождение и поддержку образовательной деятельности студента, то есть выполняет функции консультанта, модератора, фасилитатора, тьютора.

Пробовали себя на двух-трех, а то и большем количестве практик 83% студентов. В своих отчетах по практике студенты указывают на проблему отсутствия достаточного количества часов на практику. Однако, в случае замены значительного объема теоретических курсов на практический компонент возникает опасность отказа от принципа научности. Фундаментальность знаний студента (и предметных, и психолого-педагогических) — гарант развития системы образования и прогресса общества. Производственная практика выполняет

значимую роль источника эмпирических данных для осмысления, проверки теории конкретным фактом; стимула к самообразованию, поиску теории и фактора самосовершенствования, отработки педагогической техники. Тогда студент освоит профессионально-исследовательскую деятельность, характерную для современного эффективно работающего педагога.

Студенты активно привлекаются к научной деятельности — 87%. Научно-исследовательская работа студентов в филиале проводится по следующим направлениям:

- организация кафедральных и институтских конкурсов на лучшую научную студенческую работу;

- организация участия студентов в ежегодной научно-практической конференции студентов института;

- проведение кафедральных и межкафедральных студенческих семинаров, мастер -классов и т.д.;

- публикации статей в научных сборниках, журналах и т.д.;

- участие в научно-практических мероприятиях вне института: олимпиады, конкурсы, конференции, семинары и т.д.

При этом следует отметить активность студентов не только старших, но и первых курсов.

Проведем анализ внеучебной составляющей образовательного процесса.

Федеральная программа развития воспитания в системе высшего и среднего профессионального образования подчеркивает важность и необходимость воспитания молодежи. Воспитание — одна из ведущих задач современного образования и залог стабильного развития страны в будущем. Это процесс, длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разработанный с точки зрения методического осуществления [5, с. 434]. В нашем вузе воспитательная работа является органичной частью образовательного процесса и строится на общих ценностно-смысловых и целевых установках, ориентированных на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, Государственной стратегии молодежной политики в Российской Федерации, Комплексной программы развития ГБОУ ВО СГПИ, Концепции воспитательной деятельности Филиала.

В Филиале традиционными стали конкурсы «Ступень к Парнасу», «Зелёное яблоко», «Краса СГПИ», «Оригинальные идеи в Фитодизайне» вечера «Посвящение в студенты», «Учителями славится Россия», «По волнам нашей памяти»; праздники Первого и Последнего звонка; сбор первокурсников «Адаптационный интенсив», Студенческая Спартакиада, День Здоровья, Экологическая акция «Цвети, Земля» [5,7 ] .

Анализ ответов, характеризующих внеучебную работу, показывает, что активно осваивают предоставленные возможности 67% студентов. Подчеркнем, что создание условий не только для общекультурного и профессионального, но и личностного развития студента — это особенность образовательного процесса педагогического вуза. Студент имеет возможность самоопределения в пространстве предоставленных возможностей (участия/неучастия, выбора роли), отрабатывает элементы педагогической техники (умение снять напряжение, привлечь внимание аудитории, проявить артистизм и др.), определяет и уточняет жизненные и профессиональные приоритеты, ценности, смыслы.

Образовательное пространство вуза целенаправленно расширяется за счет ресурсов системы образования и культуры региона: студенты ежегодно участвуют в городском конкурсе «Железноводская весна» и зональном конкурсе «Студенческая весна», Всекавказском молодежном форуме «Машук»; ярмарке-фестивале «За мир и дружбу на Кавказе»; на протяжении 35 лет наш литературный клуб «Парус» работает по направлению «Литературное краеведение».

Вуз поддерживает тесные связи не только с общеобразовательными школами и детскими садами, но и с коррекционными образовательными организациями, учреждениями

дополнительного образования, Воскресной школой для жителей и детей п. Иноземцево, музеями городов Кавказских Минеральных Вод.

Итак, образовательное пространство педагогического вуза можно охарактеризовать на сложное системное многоуровневое образование, отражающее изменения современного образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования, представленного на мировом, федеральном, региональном уровнях и уровне собственно высшего образовательного учреждения. Анализ результатов исследования показывает, что его специфику составляет:

- предоставление возможности студенту проявить субъектную позицию, активность в процессе получения образования;

- фундаментальность образования;

- особый взгляд на практику как необходимое условие закрепления теоретических знаний;

- формирование у студентов готовности к осуществлению профессионально-исследовательской педагогической деятельности;

- направленность студенческих исследований (учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности) на решение гуманитарных проблем, в первую очередь — значимых для региона);

- целенаправленное формирование и расширение образовательного пространства вуза как фактора формирования ценностей и профессионально значимого опыта, педагогической техники студентов.

Французский социолог П. Бурдье назвал образование «символическим капиталом». Наряду с традиционным пониманием капитала как экономического богатства исследователь считает, что обладание образованием может быть использовано как капитал для достижения успеха, высокого положения в обществе.

Образование предоставляет огромное поле возможностей для приобретения этого капитала, но его нельзя ни купить, ни передать по наследству. Нужно приложить личные усилия, чтобы добиться признания, стать профессионалом высокого класса.

Литература

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

2. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект). URL: Ы*р://минобрнауки.РФ/документы/3871

3. Петрова В. И. Использование возможностей образовательного пространства педагогического вуза для формирования обще профессиональных и профессиональных компетенций студентов // Вестник Пермского Гуманитарно-Педагогического университета, 2013. — № 2.

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.-172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. -М. 2003, 174 с.

6. Спицына Л. Г. К вопросу о формировании патриотического воспитания младших школьников // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). — в 2-х частях. — Ч. 1 / — Прага, Чешская Республика: 2015. — 511 с.

7.Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» -г. Варна, Болгария, 2015. С 97-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.